Как Фрейд представлял себе устройство психики?
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.
Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.
В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).
Влечения стремятся вырваться наружу и захватить власть, но цензура — ее природа довольно загадочна — ставит им преграду и заставляет влечения выходить наружу окольными путями.
Во второй топике психика состоит уже из трех уровней, которые определяются знаменитыми терминами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (их также называют «Ид», «Эго» и «Суперэго»). «Оно» — это бессознательное, и его природа все та же: вытесненные влечения. На верхнем уровне Фрейд расположил «Сверх-Я» — тоже скорее бессознательную, чем сознательную инстанцию. Она формируется под воздействием воспитания и представляет собой интериоризированные образы родителей — это не просто воспитание и система запретов, но и идентификация себя с родителями, а также формирование собственного идеала «Я».
Таким образом, во второй топике действуют уже две разнонаправленные инстанции — «Оно» и «Сверх-Я», а между ними находится не имеющая энергии прослойка «Я». Функция «Я» — управлять энергетическими потоками, реагировать на давление сверху и снизу. «Я» ничего не может, но при этом оно сознательно. В этой схеме «Я» еще более очевидно, чем раньше, представляется вторичным и производным относительно бессознательного.
Интересно, что трехчастная топика напоминает картину души, нарисованную Платоном: он описывал ее как колесницу с двумя конями, черным и белым, и возницей, который ими управляет. У Фрейда мы тоже видим два двигателя — условно черный и условно белый — и «Я» в качестве возницы (отметим, что Фрейд не давал «Оно» и «Сверх-Я» этической оценки).
Кстати, теория Фрейда об инстанциях психического аппарата — это первая в философии разработанная теория, согласно которой психика состоит из частей и не является чем-то цельным. До Фрейда господствовало представление о том, что душа едина (так считали, например, Платон и Декарт). Но с появлением понятия бессознательного говорить о частях стало легко. Эта идея получила развитие в современной аналитической философии сознания: например, философ Дэниел Деннет говорит, что у сознания нет никакого организующего центра и его части находятся в состоянии самоорганизации (Фрейд таких далеко идущих выводов не делал).
Теоретические основы психоанализа
Психоанализ З. Фрейда — кратко и понятно
Основателем теории и практики психоанализа был Зигмунд Фрейд. Его труды позволили найти ответы на многие вопросы не только в рамках психиатрии и психологии, но и культурологии, социологии и антропологии.
Справка! Из-за того, что Фрейд человеческие проблемы нередко связывал с неудовлетворенными сексуальными желаниями, его учение, помимо восторженных последователей, имело немало критиков. Однако благодаря австрийскому психиатру, в современном психоанализе появилось много новых теорий, которые отличаются друг от друга.
Неудовлетворенные желания
Фрейд считал, что неудовлетворение индивидом собственных потребностей способно привести к развитию психозов, депрессий и фобий.
Влияние неудовлетворенных желаний на человека
Справка! Главным образом психиатр говорил об инстинктах и сексуальных желаниях.
«Избавляться» от внутреннего конфликта Фрейд призывал сублимацией – переносом энергии от нереализованных желаний в полезные сферы деятельности. Например, творчество помогает избавляться от сексуальной неудовлетворенности или агрессии.
Три уровня психики
Теория психоанализа гласит, что поведение человека неразрывно связано с его психикой. Состоит она из 3-х уровней:
- «Сверх-Я» или «Супер-Эго». Является высшим уровнем психики. Состоит из запретов, табу, ограничений и норм. Другими словами, это совесть личности.
- «Я» или «Эго». Средний уровень психики. Представляет собой сознание индивида, которое руководит его поведением. Состоит из знаний, опыта и убеждений, сформировавшихся под влиянием социума.
- «Оно». Нижний уровень психики. Другими словами, это бессознательное человека, в котором хранятся инстинкты, биологические потребности и вытесненные желания. Человек не способен контролировать процессы, которые протекают на этом уровне.
Сознание индивида находится в положении постоянного конфликта между «Сверх-Я» и «Оно».
Уровни развития психики
Чтобы подобная «битва» не привела к чувству вины, стыда и болезням, человеку необходимо учиться преобразовывать энергию бессознательных влечений в полезное русло: науку, творчество, воспитание животных.
Понятие «комплекс» в психоанализе
Термин «комплекс» появился в психоанализе благодаря последователю З. Фрейда – А. Адлеру.
Дополнительная информация! Нередко понятие используют, когда пытаются охарактеризовать нерешительного и робкого человека с заниженной самооценкой.
Согласно Адлеру, комплекс представляет собой целый ряд переживаний, с которыми сталкивается человек из-за внутренних конфликтов, разворачивающихся между давлением общества и собственными желаниями.
Комплекс
Его формирование сопряжено с ощущениями:
- бессилия;
- ущербности;
- неспособности изменить ситуацию.
Человеку начинает казаться, что он хуже других. Подобный эмоциональный фон способен привести к депрессии, результатом которой может стать самоубийство.
В работах Адлера упоминается ряд и других комплексов:
- Комплекс Ионы. Человеку присуще сомнение в собственных силах. Индивид не способен признать наличие даже очевидных побед.
- Комплекс Поликрита. Добившись успеха, личность способна чрезмерно переживать из-за того, что быстро достигла желаемого.
- Комплекс Электры. Для него характерно неосознанное сексуальное влечение дочери к отцу. В психологии существует аналогичное переживание, которое названо в честь древнегреческого царя Эдипа. Эдипов комплекс проявляется в неосознанном влечении сексуального характера сына к матери.
- Комплекс Федры. Выражается в чрезмерной гиперопеке матери к сыну.
Список комплексов постоянно пополняется. Так или иначе, каждое переживание индивида связано с неправильным восприятием собственной социальной роли и отношения окружающих к себе.
Защитные механизмы
Защитные механизмы в психоанализе направлены на то, чтобы уберечь собственное «Я» от негативных импульсов.
Справка! Сублимация является одной из форм неосознанного преодоления конфликта между «Сверх-Я» и «Оно». Данный механизм активизируется не всегда.
Защита психики
Зигмунд Фрейд выделял 7 основных способов психологической защиты:
- Вытеснение желания. Если человек не в состоянии ни удовлетворить собственные потребности, ни избавиться от них, механизм защиты вытесняет их на уровень бессознательного. Но желания никуда не пропадают, они продолжают влиять на личность в скрытой форме. Организм человека болезненно на это реагирует, тратит силы и эмоциональные ресурсы. Из-за этого у индивида могут развиться невроз, сердечно-сосудистые заболевания.
- Рационализация. После совершения поступков, которые осуждаются обществом, личность старается найти себе оправдание в собственных глазах. При этом объяснения могут выглядеть вполне логично, однако истинные мотивы поведения индивидом не будут осознаваться.
- Отрицание. Если человек испытывает сильное потрясение, его механизмы защиты могут влиять на принятие ситуации. Чтобы сохранить «Я» в целости, личность способна начать отрицать очевидное: «мне это показалось», «ничего этого не было».
- Инверсия. Психологическая защита направлена на замещение неудовлетворенного желания на противоположное. Например, если женщина не смогла заинтересовать мужчину и добиться его любви, она начинает выискивать в нем изъяны, которые помогут возненавидеть молодого человека.
- Замещение. Этот механизм защиты направлен на то, чтобы перенести агрессивное поведение на слабый объект с более сильного. Пример – мужчина, который зол на своего начальника, может вымещать негатив на жену.
- Проекция. Нередко человек собственные аморальные желания и мысли переносит на других людей. Например, нерешительная личность любит обвинять в трусости друзей, безответственный человек предпочитает клеймить за халатность коллег.
- Регрессия. Если индивид не может добиться желаемого «взрослыми» методами, то он замещает их примитивными «детскими» способами. Примеры – заедание стресса, алкоголизм, наркомания.
Что такое вытеснение и откуда берутся сны?
Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.
В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.
Однако непосредственного удовлетворения желаний во сне не происходит: первичный импульс преобразуется в такой образ, который окажется приемлемым.
Процесс преобразования идет с помощью смещения, сгущения и символизации.
Смещением Фрейд называл прием подстановки одного объекта или образа вместо другого по принципу сходства: например, пациенту снится дядя Иосиф, а имеется в виду коллега Иосиф. Сгущение — это способность сновидения представить в одном образе несколько вытесненных. Символизация — появление во сне образа, лишенного сексуального смысла, вместо сексуального образа; это именно то, что давно стало расхожим мемом про фрейдизм: если снится длинный предмет, то это мужской половой орган, и так далее.
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Главная идейная составляющая теории и понятие психоанализа Фрейда характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства – основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше – они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».
Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда «Введение в психоанализ». И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.
Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?
Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).
Может быть интересно:
Анархизм + психоанализ = эротическая революция. Кого и как любили представители немецкой богемы
Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.
Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.
Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.
Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.
Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.
Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.
Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.
Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.
Компоненты психики
Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.
Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?
Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.
Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.
В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.
Фрейд начинает с того, что младенец не осознает разницы между «Я» и миром. У него нет определенного чувства собственного тела, нет схемы тела.
Новорожденный младенец еще не может самостоятельно двигаться, поэтому у него нет обратной связи между движениями и ощущениями тела, которая характерна для взрослого человека. Все, что у него есть, — это ощущения удовольствия и неудовольствия. Его естественное стремление — поместить все, что доставляет удовольствие, внутрь себя, а все, что причиняет неудобства, сделать внешним (позже это станет важным и для взрослых в наших типичных когнитивных искажениях).
Младенец занят конструированием своего окружающего мира. Ему надо отделить мир от себя, и поначалу он делает это очень неточно. Естественно, весь мир создается и полагается им вокруг его собственных влечений. Главное влечение младенца — удовлетворение голода, главный объект — грудь. Грудь воспринимается как добрая волшебница, которая появляется тогда, когда младенец этого захочет. Ему кажется, что он может управлять ею через «всемогущество мыслей» — Фрейд приписывал его младенцам (и первобытным людям). Все остальные объекты мира тоже создаются субъектом-младенцем только через какое-то отношение к его собственным влечениям.
Судя по всему, Фрейд несколько преувеличил субъективность создаваемого таким образом мира. Например, из его теории следует, что младенец не будет обращать внимания на погремушки над кроваткой и на лицо матери, поскольку они не удовлетворяют его влечений. Но наблюдения за младенцами показывают, что это не так: дети охотно фокусируют взгляд на погремушках, улыбаются матери, и вообще у любого человека — особенно у того, который чуть старше новорожденного — есть бескорыстный, не имеющий отношения к потребностям интерес к миру. Подобие такого интереса есть даже у животных, этологи называют его поисковым поведением.
Классический психоанализ Фрейда
Краткий обзор классического психоанализа Зигмунда Фрейда: методы, технические приёмы, область применения и критика со стороны научного сообщества.
Предпосылки возникновения теории
Теория психоанализа была разработана в конце 19 века. Есть два важных момента, предшествующих этому по мнению самого Зигмунда Фрейда, которые он «взял на вооружение», создавая свою теорию. Речь идёт о методе венского врача Йозефа Брейера и методе психиатра Ипполита Бернхейма. С первым Фрейду довелось некоторое время вместе работать, а метод доктора Бернхейма Зигмунд Фрейд наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов.
Метод доктора Брейера. Йозеф Брейер, австрийский психиатр, в 1880–1882 годы разработал метод, получивший название метод катарсиса. Его пациентка, девушка 21-года, имела паралич обеих правых конечностей с отсутствием чувствительности, отвращение к приёму пищи и ряд других телесных и душевных расстройств. Симптомы болезни появились после смерти её любимого отца, ухаживать за которым она прекратила вследствие собственного заболевания. Брейер вводил её в состояние гипноза, доводил её до ситуации, когда её травмирующие переживания появились впервые, добивался эмоционального состояния, владевшего ею в тот момент, и устранял эти «застрявшие» симптомы болезни (1, с. 165–170). Историю её болезни Брейер и Фрейд впоследствии опубликовали совместно в работе «Исследования истерии» (1895). Аффективные переживания, в результате которых появлялись симптомы болезни, стали называть психическими травмами. Было определено направление движения: от последней травмы к первоначальной, и необходимость выражения аффекта в процессе воспоминания для освобождения от «застрявших» травматических переживаний (1, с. 170–177).
Метод доктора Бернхейма. Ипполит Бернхейм, психиатр, применял для лечения невротиков гипнотическое внушение. В 1889 году Фрейд присутствовал во время одного из обучающих занятий Бернхейма. Во время этого сеанса воспоминания больного из самбулического состояния под гипнозом, преодолев сознательное сопротивление, были с успехом восстановлены в бодрствующем состоянии.
Лечение истерии с помощью гипноза. Художник Пьер-Андре Бруйе. Лекция доктора Шарко в Сальпетриере, 1887. Источник: хранилище медиафайлов Wikimedia Commons.
Впоследствии Фрейдом были введены понятия сопротивления и вытеснения как защитного механизма психики. Для возможности работы с сопротивлением и вытеснением пациента вместо гипноза был выбран метод свободных ассоциаций. Было введено понятие сознательного заместителя для вытесненного бессознательного (1, с. 180–185).
Теория психоанализа Зигмунда Фрейда
Основную идею теории можно кратко охарактеризовать следующей цитатой: «Расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов… Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения. Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних», – писал Фрейд (1, гл. «О психоанализе», с. 199).
Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» (1, с. 201). Для обоснования теории Зигмунд Фрейд ввёл понятие Эдипова комплекса и последовательных фаз в психосексуальном развитии человека (оральной, анальной, фаллической и генитальной).
Методы классического психоанализа
Средствами распознавания скрытого в психоанализе являются: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и использование случайных оговорок и ошибочных действий пациента. Основное правило гласит: пациент должен говорить всё. «Он должен всё говорить, совершенно отказавшись от любого критического выбора, всё, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным… Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведёт нас на след вытесненных комплексов» (1, с. 190).
Метод свободных ассоциаций лежит в основе психоанализа и является одним из основных. Закон образования ассоциаций гласит, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них может повлечь за собой осознание другого. «Больной иногда замолкает, запинается и начинает утверждать, что он не знает, что сказать, что ему вообще ничего не приходит на ум… Однако более тонкое наблюдение показывает, что подобного отказа со стороны мыслей никогда не бывает на самом деле» (1, с.190). Случайные оговорки и ошибочные действия проявляют скрытые, вытесненные намерения, желания или страхи, которые по различным причинам человек показать не может.
Бессознательные мотивы. Художник Сальвадор Дали. Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения (1943). Источник: энциклопедия визуального искусства WikiArt.
Толкование сновидений. Сновидения – есть зашифрованные сообщения бессознательного, а не бессмысленный набор образов. «Представим себе, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Сделать это будет непросто… ещё сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения». «В предисловии к третьему английскому изданию в 1931 году семидесятипятилетний Зигмунд Фрейд писал: «Эта книга (*Толкование сновидений) в полном соответствии с моими нынешними представлениями содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить. Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни» (5).
Своеобразное психосексуальное направление теории классического психоанализа подразумевает прохождение аналитиком и анализируемым определённых психических процессов. Процесс перенесения. «Тот, чья потребность в любви не получает полного удовлетворения в реальности, вынужден обращать на всякое новое лицо свои либидозные надежды… Поэтому вполне естественно, что активная сила либидо обращается также и на личность врача», – писал Зигмунд Фрейд (1, с. 293). «Врач должен признать, что влюблённость пациентки вынуждена аналитическим положением и не может быть приписана превосходству его особы и что у него нет никакого основания гордиться таким «завоеванием», как это назвали бы вне анализа» (1, с. 303). Процесс контрпереноса. Контрперенос – это ответные бессознательные чувства аналитика к пациенту. «Это явление представляет собой одну из главных опасностей для психоаналитика, оно может привести к психическому заражению обоих».
Процесс переработки сопротивлений. «Преодоление сопротивлений начинается с того, что врач открывает никогда не узнаваемое анализируемым сопротивление и указывает на него… за указанием на сопротивление не следует непосредственно его прекращение. Нужно дать больному время углубиться в неизвестное ему сопротивление, переработать его, преодолеть его…» (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 284). Сопротивления пациента – это бессознательный защитный механизм, он препятствует осознанию им своих неприемлемых вытесненных мыслей и желаний. «Эта переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает самое большое изменяющее влияние на пациента, и ею аналитическое лечение отличается от всякого воздействия путём внушения» (1, с. 285). Процесс катарсиса. Катарсис – это эмоциональная разрядка, в результате которой человек освобождается от вытесненных, травмирующих переживаний. Это разрешение невротического конфликта за счёт воспоминания и переживания когда-то «застрявших» в психике негативных эмоций.
Зигмунд Фрейд, 1922 год. Автор фото Max Halberstadt. Источник:
Техника классического психоанализа
Общее представление о технических приёмах можно получить из следующих разъяснений Зигмунда Фрейда: 1. «Я настаиваю на совете укладывать больного на диван, между тем как врач должен занять место позади его так, чтобы больной его не видел… Так как во время слушания я сам отдаюсь течению моих бессознательных мыслей, то не хочу, чтобы выражение моего лица давало пациенту материал для толкования или оказывало влияние на то, что он говорит» (1, гл. «Психоанализ и характер», с. 259). 2. Не следует указывать пациенту, о чём он должен говорить. «В общем безразлично, с какого материала начинать лечение, с истории ли жизни, истории болезни или детских воспоминаний… больному говорят: «Прежде чем я смогу вам что-нибудь сказать, мне нужно многое о вас знать, будьте добры рассказать мне о себе всё, что вы о себе знаете». (1, с. 259). 3. Надо говорить всё. Не существует тайн и нескромности по отношению к третьим лицам. Нельзя скрывать ни имена, ни даты, ничего. Этому требованию «вы должны подчиниться» (1, с. 260). 4. «Необходимо устранить всякое сознательное воздействие на свою способность запоминать и всецело отдаться «бессознательной памяти» или, выражаясь технически, нужно слушать и не заботиться о том, запоминаешь ли что-либо… Анализируемый часто утверждает, что сделал уже раньше какое-нибудь сообщение, между тем как спокойно, сознавая своё превосходство, можно его уверить, что это сообщение сделано теперь впервые» (1, с. 317). 5. Работа со сновидениями относится к одному из основных методов теории. «После того как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём?» (5, «Толкование сновидений»). В понимании бессознательных потребностей, выраженных в сновидениях, по мнению Зигмунда Фрейда, лежит ключ к пониманию самой проблемы. 6. Когда можно начать давать пациенту необходимые сведения, когда наступает время раскрыть ему тайное значение появляющихся у него мыслей? Не раньше, чем тогда, когда начнёт развиваться процесс перенесения. «Первой целью лечения остаётся привязать больного к лечению и к личности врача. А для этого нужно сделать только одно – дать больному достаточно времени» (1, с. 265).
Область применения теории. Классический психоанализ не рассчитан на людей старше 50 лет: «Лица в возрасте за 50 лет утратили пластичность душевных процессов, на которые рассчитывает терапия». Методика неприменима также для лиц, «не обладающим известным образованием и относительно внушающим доверие характером», – писал Фрейд (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 224). «У меня выработалось правило только условно на срок в одну-две недели принимать больных, которых я мало знаю» (1, с. 248). Не следует использовать анализ для близких и родных людей: «Что касается обращения с «родственниками», то в этом отношении я сознаюсь в своей полной растерянности и питаю вообще мало доверия к индивидуальному воздействию на них» (1, с. 325). При неврозах опасно подталкивать человека быть сильнее, чем он на то способен. «Изрядное количество тех, кто теперь спасается в болезни, не выдержит при предполагаемых условиях конфликта, а быстро погибнет или наделает худших бед, чем их собственное невротическое заболевание» (1, с. 238).
Гарантии. Некоторые пациенты просят освободить их от какого-то одного конкретного симптома, «но они переоценивают при этом избирательную силу анализа. Разумеется, врач-аналитик может многого достичь, но он не в состоянии точно определить, что он сможет сделать» (1, с. 255). Классический психоанализ является длительным, речь идёт о годах. На вопрос, сколько может продлиться лечение, Фрейд отвечал словами Эзопа: «Чтобы ответить о длине дороги, нужно знать шаг путешественника и скорость его движения» (1, с. 252). «Я разрешаю каждому оборвать лечение, когда ему заблагорассудится, но не скрываю от него, что прекращение лечения после непродолжительной работы не даст никакого успеха и, как незаконченная операция, легко приведёт его в неудовлетворительное состояние» (1, с. 254).
Дорога, ведущая в никуда. Фотосессия с канадской моделью Риком Дженестом (Rick Genest). Источник: портал о кино в рунете КиноПоиск.
Критика теории психоанализа
Для многих положений психоанализа не существует способа опровержения в принципе, а стало быть, их нельзя считать научными. «Профессор психологии Йельского университета Пол Блум отмечал, что утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки» (Bloom P. Introduction to Psychology) (5). Философ Лесли Стивенсон, разбирая концепцию Зигмунда Фрейда в книге «Десять теорий о природе человека» (англ. Ten Theories of Human Nature, 1974), обратил внимание на ряд моментов, характерных более для секты, чьи представители «могут без труда в уничижительном ключе проанализировать мотивацию критиков – то есть списать на бессознательное сопротивление любые попытки усомниться в истинности разделяемой ими концепции. По сути, фрейдизм представляет собой замкнутую систему, нейтрализующую любые свидетельства, говорящие о фальсификациях, и может быть воспринят как идеология, принятие которой обязательно для каждого психоаналитика» (3, 5). «Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века» (5). Если говорить о наиболее известных учениках и сподвижниках Зигмунда Фрейда, таких как Карен Хорни, Эрих Фромм, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, то все они впоследствии отошли от ключевого постулата теории (сексуального фактора как основного мотива для возникновения психических расстройств). Исследование душевного и психического состояния человека было смещено в сторону социально-культурных элементов общества и среды.
Литература: 1. Фрейд, З. По ту сторону удовольствия / Пер. с нем. – Мн.: Харвест, 2004. – 432с. 2. Берн, Э. Люди, которые играют в игры. 3. Jose, Brunner. Freud and politics of psychoalanysis. – N.J.: Transaction Publishing, 2001. 4. Стивенсон, Лесли. Критическое обсуждение / Десять теорий о природе человека. – СЛОВО/SLOVO, 2004. 5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Фрейд, Зигмунд. 6. Фрейд, З. Толкование сновидений / Под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. – М.: Фирма СТД, 2005.
Что такое проекция и рационализация?
Понятия проекции и рационализации тоже связаны с гносеологией и теорией познания. И проекция, и рационализация свидетельствуют о том, что мы часто видим такие причины своих чувств и поступков, которые не имеют ничего общего с настоящими причинами.
В околопсихоаналитической речи под проекцией понимается склонность людей приписывать другим качества, которые есть у них самих. Но Фрейд понимал проекцию более широко и глубоко. С его точки зрения, проекция близка понятию нагрузки — это склонность человека видеть причины своих чувств во внешних объектах, в то время как мы сами нагружаем объекты собственными отношениями.
Например, человек проснулся отчего-то в дурном настроении, и ему кажется, что в этом виноваты жена, ребенок, собака. А в другой день он просыпается и у него все в порядке — и вот уже и жена любимая, и ребенок умница, и собака замечательная.
Другой пример: мы ощущаем враждебность к какому-то человеку по неизвестным нам, бессознательным причинам, но поскольку мы испытываем потребность как-то объяснить себе возникшее чувство, нам начинает казаться, что этот человек сам относится к нам неприязненно, а мы лишь отвечаем ему. Так мы бессознательно помещаем в окружающий мир причины наших чувств. (К слову, проекция — эффективный инструмент для понимания бреда при параноидной форме шизофрении. Это тот случай, когда первичным нарушением, по всей видимости, является патологический аффект, острое переживание страха или настороженности, вероятно, из-за биохимических нарушений в работе мозга. Однако человек должен как-то себе объяснить свое состояние: раз страх — значит, происходит что-то опасное. Так рождается бред преследования.)
Рационализация — это склонность человека объяснять свои поступки внутренней мотивацией, а не внешними причинами.
Допустим, человеку под гипнозом сделали отсроченное внушение, сказав: «Через пять минут после того, как ты проснешься, ты подпрыгнешь и хлопнешь в ладоши». Человек просыпается и через пять минут подпрыгивает, хлопает в ладоши и восклицает что-то вроде: «Вспомнил, куда положил ключи!» Человек подпрыгнул из-за внушения, но не знает об этом и поэтому чувствует необходимость объяснить себе свой поступок (причину человек придумывает, разумеется, бессознательно).
Методы психоанализа
Бихевиоризм — это в психологии, кратко и понятно
Основное правило психоанализа заключается в том, что клиент должен вслух говорить обо всем, что ему придет в голову. Благодаря этой информации, человек сможет вытеснить из себя все комплексы и барьеры, которые мешают жить.
В практике распознавания бессознательного наибольшее распространение получили 3 метода психоанализа:
- толкование сновидений;
- метод свободных ассоциаций;
- использование ошибочных действий и оговорок клиента.
Метод свободных ассоциаций
В основе психоанализа лежит метод свободных ассоциаций. Он применяется для коррекции и лечения психических расстройств. Исследование бессознательных процессов в психике позволяет пациенту осознать источник собственных проблем и способ его устранения.
Пример метода
Дополнительная информация! Психоаналитический метод свободных ассоциаций впервые создал в 1879 году Фрэнсис Гальтон.
Английский психолог на отдельных карточках написал 75 слов. Затем из колоды вытаскивал по одной и внимательно изучал содержимое. Все мысли, возникшие при прочтении карточки, Гальтон записывал в дневник. В конце эксперимента психолог понял, что его ассоциации отчетливо отражают сущность мыслей.
Справка! После Гальтона подобный метод начал активно использовать Фрейд.
Именно благодаря известному австрийскому психиатру данный психотерапевтический инструмент приобрел широкую популярность.
Метод толкования сновидений
Сны представляют собой зашифрованные сообщения, получаемые человеком от бессознательного. Психоанализ сновидений позволяет изучить вытесненные желания, которые индивид пытается «заглушить» в состоянии бодрствования.
Сны
Справка! Зигмунд Фрейд считал, что чем запутаннее сон, тем больше в нем скрытого смысла.
Психиатр относился к ночным образам как к симптомам заболеваний. Фрейд был убежден, что нельзя анализировать сон целиком, необходимо кропотливо изучать каждый его элемент. Только в этом случае анализ позволит выявить суть возникающих «картинок».
Метод интерпретации
Интерпретация – важный инструмент, который позволяет психоаналитику правильно расшифровывать сновидения клиента и свободные ассоциации. Обращая внимание на ошибки клиента и оговорки во время сеанса, психолог отмечает скрытые страхи, желания и намерения человека, которые он по каким-то причинам не может проявить в жизни.
Важно! При помощи этого метода значимая информация из бессознательного уровня анализируется и осознается клиентом.
Работа психоаналитика
Вместе с психоаналитиком человек вытесняет мысли, которые вызывают у него тревогу и беспокойство. Этот метод активно используется для смягчения симптомов невроза и других проблем с психикой.
Что такое принцип удовольствия и принцип реальности и при чем здесь фантазия?
Согласно принципу удовольствия любое желание должно быть удовлетворено немедленно. Соблюдению этого принципа служит фантазия. С точки зрения Фрейда, фантазия — это бессознательный механизм, который запускается влечением. Ни в коем случае не следует полагать, что человек сам решает, о чем ему фантазировать. Фантазия, как и влечения, вещь физиологически обусловленная и принудительная.
Принцип реальности связан с тем, что со временем ребенок осознает возможность удовлетворять желания не только фантазийно, но и реально. Однако для этого ему надо преодолеть некие трудности, а значит, пожертвовать немедленным удовлетворением желания. Так ребенок постепенно учится действовать в реальности.
У взрослых принцип реальности вытесняет принцип удовольствия. Как следствие, принцип удовольствия уходит в фантазии, влечения стимулируют фантазийные способы их удовлетворения, а сознательное «Я», полностью проникнутое принципом реальности, использует фантазмы в качестве материала для выбора целей.
Пример: допустим, человек испытывает голод. Эта потребность зарождается на физиологическом уровне, однако затем фантазия начинает перебирать возможные способы удовлетворения голода: пойти в дорогой ресторан, в простое кафе, в буфет, домой, сварить суп, сделать бутерброд.
С точки зрения фантазии, подчеркивает Фрейд, все варианты равнозначны, потому что у нее нет представления о препятствиях. Учет препятствий — дело принципа реальности. Принцип реальности должен отсеять те варианты, которые покажутся неприемлемыми (например, пойти в дорогой ресторан или сделать вредный бутерброд). Уже на сознательном уровне «Я» может некоторое время колебаться между несколькими приемлемыми вариантами, но затем оно принимает решение и переводит его на уровень программы действий.
Прикладной аспект психоанализа
Учения Зигмунда Фрейда легли в основу психоанализа. Данное направление условно содержит не только теоретическую, но и практическую составляющую. В современное время под психоанализом понимается эффективное определение приемов, которые необходимы для проведения психодиагностических и психоаналитических сеансов.
Психоанализ как диагностика психического состояния
Негативные эмоции, неврозы, фобии, фрустрация – это лишь маленький перечень состояний, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Все эти переживания приводят к развитию внутренних конфликтов.
Справка! На помощь в борьбе с неприятными состояниями приходит психоанализ, предметом изучения которого является скрытое бессознательное человека.
Диагностика
Чтобы помочь клиенту разобраться в себе, огромное значение имеет правильная постановка проблемы. Для постановки «диагноза» психоаналитику необходимо отыскать «исторические» основания для страданий у индивида. Сделать это можно, руководствуясь четырьмя векторами направления внимания:
- Необходимо изучить детские воспоминания клиента.
- Проанализировать события, которые привели человека в кабинет психоаналитика. К ним могут относиться мысли, невыносимые чувства, различные ситуации, вызвавшие дискомфорт.
- Анализу следует подвергнуть воспоминания человека о подростковом периоде, данные о взрослой жизни и планах на будущее.
- Необходимо не оставлять без внимания отзывы клиента об аналитическом сборе данных.
Благодаря динамически сформулированному материалу, психоаналитик не только сможет понять, с какой личностью имеет дело, но и поможет пробудить у клиента простое желание разобраться в собственной психике.
Терапевтическая составляющая психоанализа
Психоанализ нередко путают с психотерапией, однако эти два направления используют разные подходы воздействия на человеческую психику. Психотерапевт не давит на клиента, не пытается сформировать «шаблон» верного поведения, не дает рекомендаций и советов. Главная его цель – раскрыть внутренние резервы индивида, которые позволят ему самостоятельно справиться со сложившимися проблемами.
Справка! Согласно психоаналитическому направлению этого достаточно для улучшения жизни клиента.
Терапевтический сеанс
Психоанализ на этом не заканчивается. Во время сеанса человек сталкивается с целым рядом психологических блоков и внутренних конфликтов. Это связано с тем, что клиенту трудно принять истину о собственной персоне, которая раскрылась в ходе терапевтической сессии.
Важно! Задача, которая стоит перед психоаналитиком, заключается в том, чтобы побудить личность самостоятельно разрушить возникшие «барьеры».
Благодаря такому краткому подходу, человек учится не только видеть причины появления собственных проблем, но и преодолевать их. В США и Западной Европе активное применение индивидуального психоанализа доказало, что это отличный способ повысить уверенность в себе и эмоциональный тонус личности.
Несмотря на то, что многие постулаты основоположника Зигмунда Фрейда на сегодняшний день считаются несостоятельными, психиатр проделал фундаментальную работу, которая послужила плацдармом для развития разных видов психоанализа. Какие бы ошибки ни были допущены, благодаря им, психология не стоит на месте, а совершенствуется изо дня в день.
Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?
В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории.
Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.
Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.
С помощью этой аналогии Фрейд объяснил происхождение военных неврозов у людей, вернувшихся с Первой мировой: по его мнению, у них была недостаточно натренирована способность переживать боль. Эти люди не были морально готовы к перенесенным ужасам и к смерти на войне.
В этой же теории Фрейд добавляет к списку влечений еще одно — влечение к покою. Его Фрейд связывал с влечением к смерти, или Танатосом. Как и либидо (или Эрос), Танатос может быть направлен на себя или вовне — это нирвана и агрессия соответственно. Танатос, направленный на себя, неразрывно связан с Эросом, направленным на себя (или любовью к себе), а Танатос, направленный вовне, связан с Эросом, направленным вовне (с любовью к внешнему объекту). По сути, учение о Танатосе стало продолжением идеи нарциссизма, под которым Фрейд понимал любовь к себе (работу либидо, направленного на Я-объект).
Идея нарциссизма вообще соприкасается с важнейшими философскими учениями, недаром Фрейд употребляет для нее также выражение «принцип нирваны» с отсылкой к буддизму. Очень важное для человека на протяжении всей взрослой жизни умение — положительно относиться к бытию, ценить его само по себе. К сожалению, очень часто это умение человек обретает лишь в зрелом возрасте, когда и бытия-то осталось немного, а иногда вовсе не обретает его.
Истоки зависимости от курения
Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.
Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.
Однажды Фрейд заявил, что женское пристрастие к курению – подсознательное желание орального секса. Сам ученый страдал от никотиновой зависимости, и его студенты тут же напомнили ему об этом, надеясь смутить. В ответ на это Фрейд сказал свою знаменитую фразу, позже ставшую крылатой: «Иногда сигара — это просто сигара».
Как Фрейд объяснял запрет на инцест и какие у него были отношения с матерью?
В более поздних работах Фрейд обратился к анализу общества и культуры — о них он писал в книгах «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Недовольство культурой» (1930).
Книгу «Тотем и табу» можно отнести к жанру «психоаналитической фантастики», за которую Фрейда справедливо критиковали. В работе встречаются весьма экстравагантные идеи, которые легко поставить под сомнение, — например, предположение о том, что общечеловеческое чувство вины по отношению к родителям во многих культурах происходит из-за того, что в первобытные времена группа братьев якобы совершила ритуальное убийство своего отца. С этим же Фрейд связывает стойкость определенных табу в культуре.
Впрочем, главная тема этой книги — избегание инцеста. Фрейд истолковывает с этой позиции традиции экзогамии, добавляя к обычной для себя теме инцеста детей и родителей еще и тему избегания инцеста между мужчиной и его тещей.
Основанные на либидо отношения между родителями и детьми — не такая уж экстравагантная фантазия Фрейда, как может показаться людям, далеким от психоанализа.
К сожалению, перенос либидо матери на ребенка — довольно частое явление. Приведем такой пример. Когда человек влюблен, ему кажется, что предмет его любви лучше всех, и объект описывается словами в превосходных степенях. Когда молодой человек влюбляется в девушку, ему кажется, что она красивее всех, замечательнее всех, — это естественно, так как объектом либидо является девушка. Что же касается девушки, то она нередко спокойно относится к избраннику и может видеть его недостатки. Но когда девушка смотрит на своего ребенка, ей кажется, что он самый лучший, самый красивый и умный, — она переоценивает не партнера, а ребенка. Девушка объективно относится к партнеру, но субъективно — к ребенку, так что объектом ее либидо является ребенок.
Позже об этой особенности отношений матери и ребенка рассуждал Лакан, говоря о том, как важно, чтобы в эти отношения вмешивался отец. Современная психотерапия тоже придерживается идеи о нежелательности слишком близких отношений с матерью. И поскольку форма классической семьи с обоими родителями переживает кризис, психотерапевтам рано или поздно придется разрабатывать учение о том, как наилучшим образом воспитывать детей без отцов, предотвращая либидинозные переносы матерей.
Кстати, известно, что мать Фрейда относилась к нему с восторгом, что сыграло большую роль в раннем становлении его характера. Его характер сложился сильным. Но если бы Фрейд от природы был более слабым, мать могла бы подчинить его себе.
Трёхкомпонентная структурная модель психики
В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.
Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на сознательное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного. Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.
Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня. Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.
Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.
2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.
Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).
Эго ориентируется на причинные связи и рациональность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.
Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.
3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.
Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.
Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».
В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневрировать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивостью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.
Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?
В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.
С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.
В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.
В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.
В толпе происходит отказ человека от интериоризованного «Сверх-Я» — он как бы возвращается в состояние ребенка и делегирует свое «Сверх-Я» тому, кто в толпе принимает на себя роль «отца» (лидеру, командиру, вождю).
Под эту теорию Фрейд, будучи крайним антиклерикалом, пытался подвести и церковь, но столкнулся с трудностями теоретического характера; все-таки церковь не толпа, охваченная энтузиазмом. Тем не менее Фрейд видел в церкви начало массовости и говорил о том, что форму «Сверх-Я» в ней принимает на себя священник или фигура Бога.
Что такое психоанализ
Чтобы изучить личность человека, в психологии используются разные способы. Самым распространенным считается психоанализ, основателем которого является Зигмунд Фрейд.
Зигмунд Фрейд
В 19 веке психиатр выпустил «в свет» свою работу «Введение в психоанализ», совершив тем самым «революцию».
Справка! Согласно Фрейду, психоанализ это в психологии важный способ для исследования бессознательного, а также самопознания и лечения собственной личности.
У психиатра было много учеников и последователей. Благодаря обширному вниманию к человеческому бессознательному, в психологии появилось множество направлений психоанализа.
Психоанализ Юнга
Карл Густав Юнг ввел в психоанализ такое понятие, как «коллективное бессознательное». Он считал, что обществу присуще некие общие формы мыслительных представлений – так называемые архетипы.
Важно! Юнг был убежден, что «либидо» человека наделено не только сексуальной энергией. Ему также присуще психическое проявление, которое выражается в творческом, интеллектуальном и духовном развитии.
К.Г. Юнг
Фрейд нередко критиковал Карла за излишние бездоказательные утверждения и мистицизм. Из-за этого психоанализ Юнга в психологии все сильнее «удалялся» от фрейдизма.
Психоанализ Фрейда
Говоря о том, кто является настоящим автором психоанализа, на ум сразу приходит Зигмунд Фрейд. Выдающийся доктор психиатрии на заре своей карьеры активно сотрудничал с Жан-Маре Шарко, Иосифом Брейером, Эрнестом Брюкке и другими учеными.
Справка! По словам Фрейда, именно эти люди позволили ему понять, что такое психоанализ, и как его можно применять.
Благодаря научной деятельности, психиатр понял, что не каждая истерия вызвана физиологическими причинами. В связи с этим он ввел в обиход такие термины, как «подсознание» и «бессознательность», и смог создать теорию психоанализа. Фрейд считал, что психика человека последовательна и непрерывна.
Что такое подсознание
Справка! Любая мысль, желание или действие образуются согласно сознательным или бессознательным мотивам.
Таким образом, каждый поступок находит отражение в будущем. Для развития данной мысли было создано специальное учебное заведение, основателем первой школы психоанализа был З. Фрейд.
Лакановский психоанализ
Жак Лакан – это не только французский психиатр, философ и психоаналитик, но и человек, кто изобрел лакановский психоанализ.
Справка! Изначально Лакан поддерживал взгляды Фрейда, но чем дальше углублялся в его учения, тем сильнее разочаровывался в них и развивал собственную философию.
Жак Лакан
В традиционном направлении психоанализа каждому симптому придается тайный смысл, который требуется разгадать и проговорить. Парадигма Лакана строится на мысли о том, что болезнь нельзя предотвратить только при помощи разговоров. Поэтому его психоанализ не обходится без использования топологий и математических схем.
Экзистенциальный психоанализ
Понятие «экзистенциальный психоанализ» появилось в психологической теории благодаря Жан-Полю Сартру. Критикуя работы Фрейда, французский писатель, драматург и философ придумал собственное учение о бытие человека в мире.
Важно! Экзистенциальный психоанализ Сартра включил в себя не только идеи Фрейда, но и представителя экзистенциализма М. Хайдеггера.
Жан-Поль Сартр
Философ не поддерживал идею рассматривать настоящее человека через призму прошлых событий. Он считал, что установки на будущее и перспективы намного важнее и понятнее для личности, чем переживание детских воспоминаний. Основным принципом экзистенциального психоанализа является рассмотрение человека, как единого целого, которое наделено особым смыслом.
Виды
Классический фрейдизм
Основная концепция в двух словах: любые психические расстройства — результат конфликта бессознательного (сформированного под влиянием психосексуального развития) и сознательного (продиктованного воспитанием и социальными нормами).
Юнгианский психоанализ
Другое название — аналитическая (комплексная) психология. Цель — осмыслить и интегрировать глубинные силы и мотивации человеческого поведения через феноменологию не только сновидений (как у Фрейда), но ещё и фольклора и мифологии. Ключевое понятие — коллективное бессознательное.
Статистический
Авторская методика Ольги Перцевой, построенная на квадрате (психоматрице) Пифагора. Позволяет составить цифровой портрет личности, не осложнённый шаблонами общества, навязанными моделями мышления и поведения. Одно из направлений в нумерологии.
Экзистенциальный
Техника экзистенциальной психотерапии, разработанная Ж.-П. Сартром. Согласно ей, человек — завершённая целостность, а не комплекс паттернов поведения, вступающих в конфликт с сексуальными инстинктами (как у Фрейда). Основной инструмент — наблюдение.
Гуманистический
Основоположник — Фромм. Отрицает ведущую роль сексуальных влечений в развитии личности. Акцентирует внимание на других факторах её формирования — социологических, политических, экономических, религиозных и культурных.
Структурный
Основоположник — Ж. Лакан. Направление, использующее особое значение языка для характеристики бессознательного. Активно применяется для терапии речевых нарушений, продиктованных психическими расстройствами и детскими психотравмами.
Эго-психология
Ведущая роль в психике отводится Эго (согласно классической концепции, её играло Оно). Представители: А. Фрейд (младшая дочь Зигмунда Фрейда), Э. Глоувер, Э. Эриксон.
Теория объектных отношений
Основа британской школы психоанализа. Базовая идея — отношение людей к окружающему миру во взрослой жизни формируется под влиянием опыта, сложившегося в детстве. Основные представители — М. Кляйн и Д. Сандлер.
Современными школами с психоаналитическим подходом к лечению расстройств также являются Self psychology Кохута, интерперсонализм Салливана и интерсубъективизм Столороу.
Теория
Анализант — пациент, с которым работает психоаналитик.
Метапсихология — вся теория психоанализа.
Топографическая модель психики:
- сознательная — её поверхностная, понятная, видимая часть;
- бессознательное — скрытая, непонятная, загадочная, неосознаваемая;
- предсознательное — пограничная, находящаяся в области бессознательного, но прорывающаяся наружу во время определённых ситуаций выбора или во снах.
Структурная модель психики:
- Ид (Оно) — инстинкт, подчиняется принципу удовольствия;
- Эго (Я) — контакт с окружающим миром через восприятие, управляет поведением и мышлением;
- Суперэго (Сверх-Я) — нормы морали, ценности, основанные на моральных запретах и формирующихся в процессе воспитания.
Структура личности по З. Фрейду
Этапы психосексуального развития — опыт, оставляющий отпечаток в виде моральных установок, черт характера, паттернов поведения:
- Оральная фаза (от рождения до 1,5 года) — господство Ид.
- Анальная (1,5-3,5) — формирование сверх-Я под влиянием норм, правил, ограничений, запретов.
- Фаллическая (3,5-6) — повышенный интерес к сексу, который чаще всего приводит к комплексам Эдипа или Электры.
- Латентная (6-12) — отсутствие проявлений, перерыв.
- Генитальная, взрослая (с 12 лет).
Защитный психологический механизм — бессознательный психический процесс, направленный на устранение отрицательных переживаний:
- замещающий;
- компенсирующий;
- вытесняющий;
- отрицающий;
- проектирующий;
- сублимирующий;
- рационализирующий;
- регрессирующий.
Это основные защитные механизмы, описанные Фрейдом. На сегодняшний день список существенно расширен и включает более 30 психических процессов.