Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме «Главные направления эволюции»

Важной способностью человека во все века была адаптация. Чтобы выжить, привыкнуть к новому, научиться чему-либо, человек должен адаптироваться. Разделяют виды адаптации, которые зависят от факторов их формирования. Само понятие адаптации является актуальным на сегодняшний день в свете постоянно меняющегося мира.

Человек всегда был вынужден адаптироваться. Чтобы поймать мамонта, ему необходимо было создать оружие и разработать стратегию охоты. Чтобы выжить в условиях холода или жары, ему следовало создать определенные средства защиты своего организма. Современному человеку, к примеру, необходимо постоянно адаптироваться к новым законам или правилам общества. А если человек уезжает в другую страну, тогда адаптация считается важным элементом в процессе организации новой жизни.

Адаптация является главным этапом, который позволяет человеку вскоре привыкнуть и выработать привычки, по мнению интернет-журнала psytheater.com. Можно сказать, что даже в процессе своего взросления и жизни человек постоянно вынужден адаптироваться. Данное понятие следует связать с такими терминами, как изменение и гибкость. Человек должен менять себя, чтобы адаптироваться. При этом он должен гибко воспринимать окружающие обстоятельства, чтобы благоприятно для самого себя пройти процесс адаптации.

Что такое адаптация?

Что подразумевает под собой понятие адаптации? Это приспособление человека к окружающей среде. Осуществляется это на одном из или сразу на всех уровнях:

  • Физиологический.
  • Поведенческий.
  • Генетический.
  • Личностный.

Выглядит это как изменение человеком своего поведения в соответствии с окружающими обстоятельствами. Индивид стремится сохранить гармонию в условиях окружающей среды, к которой приспосабливается, плюс к людям, которые в ней находятся и тоже адаптируются к ней.

  1. Адаптация – это способность организма сохранять постоянство характеристик в меняющихся окружающих условиях.
  2. Адаптация – это процесс привыкания к меняющимся в окружении обстоятельствам.

Человек как существо социальное проходит адаптацию на трех уровнях: физиологическое, психологическое и социальное. Иногда они воздействуют друг на друга, а порой и не отражаются.

Многие люди говорят о приспособленности к жизни. Успешные люди гордятся данным качеством. В литературе все чаще можно прочитать о различного рода людях, адаптированных к жизни. Но что же понимается под этим словосочетанием?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к жизненному примеру, который ярко демонстрирует явление приспособленности к жизни. Многие люди могут заметить, что ученики, которые учились на отлично в школах и университетах, занимают низшие слои профессий, нежели те, кто славился «двоечником» в учебные годы. Не исключением являются случаи, когда некогда красивые женщины вдруг превращались в «серых мышек», а успешные мужчины – в бедных людей. Почему так происходит? Почему одни продолжают сохранять свой статус или развиваются, а другие, наоборот, деградируют, падают со своего пьедестала короля?

Все довольно-таки просто. Жизнь любого человека делится на периоды: младенчество, детство, школьные годы, подростковый период, студенчество, взросление и т. д. Периоды могут заключаться и в жизненных событиях: замужество, рождение ребенка, появление новых знакомых, изменение места работы, расставание с любимым или начинание новых любовных отношений. Под периодами можно понимать все, что влияет на жизненный уклад в большей или меньшей степени. Какие-то периоды легко воспринимаются индивидом, а какие-то сложно. Например, смерть близкого человека тяжелее переносится, чем знакомство с новым партнером, с которым вы увидитесь единожды в жизни.

Итак, каждый период, который меняет привычный жизненный уклад человека, влияет на него. Именно в этот самый момент, когда жизнь человека меняется малейшим образом, происходят изменения в его личности: он может остаться прежним, начать развиваться или, наоборот, деградировать. Проще говоря, прошлый образ жизни (период) помогал человеку быть успешным и красивым, а новый период не соответствует привычным действиям человека. Все, что действовало раньше, перестало действовать, и если человек не смог изменить свои привычки в соответствии с изменившимися обстоятельствами, то он превращается в неудачника.

Многие могут это связать со следующим фактором: раньше у человека была цель, ради которой он что-то делал и развивался, но когда цель была достигнута, новой цели не появилось. Поэтому человек потерял былой пыл, активность или свою успешность. К этому всему добавляется потеря активности человека, который раньше постоянно чем-то занимался и увлекался, а теперь, в связи с новыми обстоятельствами, стал пассивным, не интересующимся ничем.

Вот почему некоторые «отличники» работают на «двоечников», становясь взрослыми; вот отчего бывшие бизнесмены не всегда могут начать новое дело; вот почему некоторые былые красавицы становятся скучными и «серыми» и т. д. Их жизнь изменилась (они больше не учатся в школе; бизнеса больше нет; женщина достигла замужества) и перешла на новый этап своего становления. Только вот сами люди не были готовы к подобным изменениям: они не поставили перед собой новые цели, которые подведут их к новому росту, а также перестали проявлять активность.

На первый план, возможно, встала депрессия от потери былой славы, мнение окружающих людей, а не свое собственное, стремление чего-то достичь, бороться с собственной ленью и жить в соответствии со своими желаниями. Периоды жизни постоянно сменяют друг друга, но только к одним периодам человек готов (и тогда он становится Королем), а к другим – нет (тогда он становится несчастным и неудачливым человеком).

Чтобы в будущем не «упасть с вершины», на которую вы взобрались, следует понимать, что жизнь не всегда будет стабильной и постоянной. Необходимо быть гибким и приспособленным к переменам. Обычное течение жизни изменится, но вы можете поставить перед собой новые цели, которые будут вмещать все то, что важно для вас и чего вы хотите еще достичь, а также быть активными в их реализации. Помните, только вы можете возвысить себя или опустить. Не поддавайтесь факторам, которые вас могут лишить нужных качеств и способностей. Приспосабливайтесь к жизни: берегите то, что имеете, ставьте новые цели и активно достигайте их.

Адаптация часто становится необходимой в период достижения цели. Здесь возникают барьеры, трудности. Это и есть те самые внешние обстоятельства, к которым нужно адаптироваться. Какими способами?

  • Получить новые знания.
  • Четко поставить цель.
  • Адекватно оценить обстановку.
  • Сделать свои действия такими, чтобы устранить барьер.

Механизмами адаптации являются:

  1. Социальный интеллект – усматривание отношения, связей между объектами.
  2. Социальное воображение – создавать опыт, осознавая себя, собственные возможности и ресурсы, размещая себя в текущие обстоятельства и предопределяя будущее.

Защитными механизмами при адаптации являются:

  1. Отрицание – игнорирование травмирующего и неприятного.
  2. Регрессия – проявление инфантильного поведения.
  3. Вытеснение – стирание из памяти неприятных воспоминаний.
  4. Формирование реакции – изменение эмоциональных состояний и нерациональных импульсов на противоположные.
  5. Подавление – то же, что и вытеснение, только сознательное.
  6. Проекция – наделение других качествами, которыми обладает сам человек, только не осознает их.
  7. Рационализация – попытка интерпретировать событие так, чтобы смягчить травмирующий элемент.
  8. Идентификация – приписывание себе качества другого реального или вымышленного человека.
  9. Юмор – снижение эмоциональной напряженности путем смешных рассказов.
  10. Сублимация – преобразование инстинктов в общественно приемлемые формы поведения.

Эмоции являются регулятором того, насколько хорошо человек адаптируется. Успешность адаптации – это ощущение равновесия в физическом и психическом во внешней среде. Эмоции при этом человек испытывает уравновешенные и спокойные.

перейти наверх

Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

  • Ответ:
    Признаки(свойства) Биологический процесс Биологический регресс
    Изменение интенсивности размножения Вспышка размножений сокращение
    Изменение численности группы Высокая уменьшенная
    Изменение размера ареала Широки Сокращение ареала
    Изменение интенсивности конкуренции с родственными организмами Ослаблена высокая
    Изменение интенсивности давления отбора Увеличивается Уменьшены
    Изменение числа подчиненных систематический групп Повышением внутригруппового разнообразия Снижением внутригруппового разнообразия

    2) Приведите определение макроэволюции и укажите ее главный результат.

    • Ответ: Макроэволюция – это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.
    • Результат: возникают новые типы, классы, отряды.

  • 3) Перечислите основные направления эволюционного процесса.

    • Ответ:
    • 1- Ароморфоз.
    • 2- Идиоадаптация.
    • 3- Общая дегенерация.

    4) Приведите определение ароморфоза.

    • Ответ: Ароморфоз – усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень.

    5) Перечислите основные свойства ароморфозов (пользуясь текстом учебника, с.60, 63). Подчеркните верные слова.

    • Ответ:
    • 1- Ароморфозы (повышают, понижают) структурно-функциональную организацию организмов.
    • 2- Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.
    • 3- Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды.
    • 4- Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов.
    • 5- Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования.
    • 6- Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.
    • 7- Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.

    6) Приведите примеры ароморфозов в:

    • Ответ:
    • двигательной системе позвоночных животных – повышают подвижность (появление скелета);
    • пищеварительной системе позвоночных животных – переход от пассивного питания к активному (появление челюстей).

    7) Приведите примеры ароморфозов в:

    • Ответ:
    • дыхательной системе позвоночных животных – появление жабр, легких;
    • кровеносной системе позвоночных животных – появление сердца у рыб, разделение артериального и венозного кровотока у млекопитающих и птиц.

    8) Дайте определение идиоадаптации.

    • Ответ: Идиоадаптация – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровень организации животных или растений.

    9) Охарактеризуйте эволюционные результаты идиоадаптаций. Приведите по два примера из зоологии и ботаники.

    • Ответ: Каждых видов организмов вырабатываются приспособления к тем условиям среды, где они обитают. Например, животные из диких мест привезенные в зоопарки приспосабливаются к условиям среды. В зоологии – плоская форма тела у скатов и других рыб, обитающих на дне, покровительственная окраска животных.

    10) Ответьте, как называется крайняя степень идиоадаптации, и каковы ее последствия для вида. Приведите два примера.

    • Ответ: Крайняя степень идиоадаптации называется специализацией. Это может привести к тому, что вид в других условиях существовать не может. Например, колибри могут питаться только нектаром тропических цветков, поэтому могут жить только в тропических лесах. Муравьеды не могут жить в местах, где отсутствуют муравьи.

    11) Дайте определение общей дегенерации.

    • Ответ: Общая дегенерация – это упрощение организации, или регресс, ведущий к исчезновению органов активной жизни.

    12) Приведите по два примера из курсов ботаники и зоологии, иллюстрирующих достижение видом биологического процветания (биологического прогресса) путем общей дегенерации.

    • Ответ: Процветания путем дегенерации достигли, например, в ботанике – растения-паразиты, такие как омела, подъельник. В зоологии – круглые и плоские черви-паразиты.

    13) Вставьте недостающее слово (слова).

    • Ответ: Общая дегенерация характерно для паразитической (паразитических) формы (форм) организмов.

    § 13- ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

    1) Дайте определение дивергенции и охарактеризуйте ее эволюционный результат. Приведите по два примера из курсов ботаники и зоологии.

    • Ответ: Дивергенция – это процесс расхождения признаков организмов, возникающих от общего предка, в ходе их приспособления к разным условиям обитания.
    • Эволюционный результат дивергенции – появление новых форм: отрядов, семейств, родов и видов.
    • Примеры: в ботанике – видоизменения листьев в колючки, усы, иглы; видоизменения побегов в корневища, клубни и луковицы. В зоологии – разделение класса млекопитающие на семейства (приматы, грызуны и др.), а семейств – на различные отряды (парно- и непарнокопытные и др).

    2) Сформулируйте определение конвергенции и охарактеризуйте ее эволюционный результат. Приведите примеры из курсов ботаники и зоологии.

    • Ответ: Конвергенция – сходство строения животных при сходстве функций в одинаковых условиях существования, ограничивающееся только теми органами, непосредственно связанными с одними и теми же условиями среды.
    • Эволюционный результат конвергенции: физиологическое совершенствование неродственных организмов в сходных условиях обитания сходным путем.
    • Примеры: в ботанике – похожие приспособления в одинаковых условиях (например, при высокой влажности, затененности – тонкие темные листья). В зоологии – крылья бабочки и насекомого, похожий внешний вид у прыгающих животных и др.

    3)* Ответьте, можно ли на основании сходства в строении летательного аппарата бабочек и птиц утверждать, что в ходе эволюции они возникли путем дивергенции. Ответ аргументируйте.

    • Ответ (да, нет) – нет.
    • Доказательства: данные приспособления к полету – это признак конвергенции. Крылья бабочек – это выросты на передней стенке тела, а крылья птиц – видоизмененные передние конечности. То есть крылья бабочек и птиц – это аналогичные органы, что характерно для конвергенции.

    4)* Раскройте смысл следующего образного выражения: «Организмы, имеющие конвергентное сходство, суть разные книги в одинаковом переплете».

    • Ответ: Конвергентные признаки возникают у организмов, отдаленных друг от друга эволюционно. Это могут быть совсем разные виды, роды, семейства и даже типы. Похожие признаки и строение образуются у них в сходных условиях обитания.

    5) Приведите в соответствия начала утверждений (А,Б) и их продолжения (1-4).

    А. Данные органы возникли в эволюции путем дивергенции.

    Б. Данные органы возникли в эволюции путем конвергенции.

    1- Усики гороха, иглы барбариса.

    2- Глаза человека, глаза осьминога.

    3- Корневище ландыша, донце репчатого лука.

    4- Конечности медведки, конечности крота.

    • Ответ:
    • А: 1,3
    • Б: 2, 4

    6) Раскройте содержание принципа необратимости эволюции.

    • Ответ: Необратимость эволюции означает, что возникнувшая новая более развитая форма жизни не может вернуться в начало своего развития.

    7)* Объясните, какое принципиальное ограничение имеется для «обратного хода» эволюционного процесса, если организмы вновь попадают в ту среду, в которой когда-то обитали их предки.

    • Ответ: Предыдущая история развития группы организмов не проходит бесследно. Приспособление к среде, в которой когда-то обитали их предки, проходит на ином, более сложном генетическом уровне.

    Факторы адаптации

    Адаптироваться человеку приходится ко многим факторам, одни из них являются естественными, другие – созданными искусственно:

    • Природные факторы: живая природа, климатические факторы, природные катаклизмы.
    • Материальная среда: окружающие предметы, автомобили, техника и прочие искусственные элементы, работа, дом.
    • Социальная среда: государство, этнос, люди.

    Адаптивностью называется способность человека приспосабливаться к новым условиям. Все привыкают к одним условиям с разным темпом. Одни приспосабливаются быстро, другие — медленнее. На это влияют два фактора:

    1. Субъективные. Включают физиологию, возраст и психику человека. Психологический фактор включает умение человека познавать, эмоционально реагировать на ситуации, практически совершать действия и мотивировать себя.
    2. Средовые. Включают то окружение, в которой человек живет: дом, люди, работа, хобби, экономика и пр.

    перейти наверх

    Проблемы с социально-психологической адаптацией

    Недисциплинированность ребенка, его безответственность и невнимательность во многом обусловлены чрезмерным напряжением, которое испытывает психика. Причин этому может быть несколько:

    • чрезмерно высокие требования учителей и родителей;
    • проблемы с усвоением материала;
    • личные неудачи;
    • недовольство и постоянная критика близких, учителей;
    • тревожность и настороженность первоклассника.

    Дополнительные внеурочные нагрузки ведут не только к усталости, но и стремлению выполнить требования, пожертвовав учебой. Проблемы в общении со сверстниками выливаются в протестное настроение и ухудшение поведения.

    Виды адаптации

    В адаптации выделяют:

    • Биологическую адаптацию. Это путь эволюции. Организм человека меняется в соответствии с той средой, где он проживает. Если организм не может приспособиться, тогда он заболевает.
    • Социальную адаптацию. Это привыкание человека к общественному распорядку, чтобы быть способным достигать личных целей. Адаптированность может выражаться в различных формах – от полного приспособления до нежелания работать или с кем-то коммуницировать. При этом человек обычно адаптируется пассивно. Однако активная (осознанная, намеренная) форма адаптации считается более приемлемой и эффективной.
    • Этническую адаптацию. Адаптация человека к тому обществу, в котором он проживает.
    • Психологическую адаптацию. Это приспособление человека в характере, поведении, мировоззрении, ценностях, что будет вызывать гармоничные и спокойные ощущения в окружающем мире.

    Неприемлемыми формами адаптации являются:

    1. Девиантное поведение – антисоциальное, направленное против социума, против его правил и законов.
    2. Патологическое поведение – это невротические и психические расстройства.

    перейти наверх

    Адаптация и гомеостаз

    Биологические системы находятся в процессе обмена веществ с окружающей средой, что обеспечивает их необходимой энергией и вызывает способность к самообновлению. Как результат, происходит динамическое обновление химического состава, при котором состояние равновесия достигается благодаря способности биологических систем поддерживать гомеостаз.

    Гомеостаз — постоянство внутренней среды биологической системы, достигается путем координированных реакций, которые делают возможным восстановление равновесия.

    Наиболее подробно вы изучали механизмы поддержания гомеостаза на примере организма человека. Это обеспечивается регуляторными системами: нервной, гуморальной и иммунной. Некоторые из таких изменений является сравнительно кратковременными — например, ускорение сердечных сокращений и дыхания во время физической активности, которые возвращаются к норме после ее прекращения. Другие же могут быть более длительными — например, увеличение вследствие физических тренировок объема мышечных волокон и количества в них митохондрий. Более подробно о механизмах адаптации вы также можете прочитать в статьях Адаптация как свойство биологических систем и Биохимические адаптации.

    Итог

    Человек вынужден адаптироваться всегда на различных уровнях своей жизни. Сначала человек адаптируется физиологически, привыкая к контролю за своим телом, потом к окружающей природе. Социальная адаптация начинается в тот момент, когда родители приступают к воспитанию ребенка. При этом осуществляется психологическая адаптация, когда человек вырабатывает такие черты характера, которые помогут ему чувствовать себя гармонично в существующих условиях.

    Адаптация не всегда предполагает исключительно эффективное и успешное, приемлемое поведение. Адаптироваться можно путем формирования болезни или плохого поведения, что также помогает более быстро достигать поставленных целей в имеющихся условиях.

    Научные подходы к проблеме выделения факторов социальной адаптации

    1. Анализ определённого фактора, его роли и влияния на социальную адаптацию
    2. Рассмотрение нескольких факторов без объединения в группы
    3. Представление группы факторов как системы взаимодействия в рамках социальной адаптации
    4. Системный подход к рассмотрению факторов социальной адаптации

    В первом случае рассматривается конкретный фактор, влияющий на процесс адаптации, например, образованность, когнитивный стиль и др. Очевидным здесь становится то, что выделение одного фактора не может дать полноценной картины условий, которые оказывают влияние на социально адаптационный процесс.

    Второй подход предполагает перечисление ряда факторов (личностные качества, мотивация, достижения, коммуникативная толерантность и др.), которые в комплексе оказывают влияние на социальную адаптацию.

    Одним из наиболее распространенных классификаций факторов социальной адаптации является их дихотомическое деление на внешние и внутренние. Под внешними факторами подразумеваются свойства и условия социума, к внутренним факторам относится личностные особенности и активность индивида.

    Рассмотрим одну из таких классификаций.

    Уровни адаптации

    А. Л. Венгер выделил 3 уровня школьной адаптации (низкий, средний, высокий) и следующие компоненты школьной адаптации: отношение к школе, интерес к учебной деятельности, поведение, положение в классе (смотрите таблицу ниже).

    Уровень адаптацииХарактеристика ученика
    НизкийОтрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
    СреднийПоложительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
    ВысокийПоложительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

    Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)

    Из таблицы можно констатировать, что низкий уровень свидетельствует о дезадаптации ученика, средний – о легких проявлениях дезадаптации и рисках, высокий – об успешной адаптации первоклассника.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: