Современные формы брака и семьи: основные понятия и краткая характеристика


Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Основные типы семьи

В современном мире можно выделить следующие основные типы семей: патриархальная, нуклеарная, материнская.

  • Патриархальный тип семьи считается самым распространенным. Он предполагает, что во главе семьи стоит мужчина. На нем лежит ответственность за принятие важных решений в отношении судьбы детей, он является распределителем денежных средств семьи. Такое явление довольно распространенное и в наши дни, главенство мужчины во многих семьях никто не отменял. В такой семье жена находится в подчинении у мужа, а дети у родителей. Независимо от того работает супруга или нет, деньгами все равно распоряжается муж, даже если его доход меньше, чем у жены.
  • Нуклеарные семьи – это такие семьи, в которых живут вместе родители и несемейные дети. Для такого типа семьи характерны взаимоуважение и взаимопомощь, причем это проявляется открыто, в отличие от патриархального типа. В последнее время возросло число малых семей. Такое может произойти, если в семье кто-то из супругов умер, или они развелись. В итоге один родитель воспитывает ребенка или детей.
  • Материнская. Эта такая семья, в которой женщина не была в браке с отцом своих детей. Согласно статистике, каждый шестой ребенок рождается вне брака. Часто такие семьи создают зрелые женщины, для которых целью становится рождение ребенка. Сегодня довольно распространенное явление – гражданский брак. Мужчина и женщина могут много лет прожить под одной крышей, но так и не зарегистрировать свои отношения.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и формирование личности ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними конфликтами, потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семейПодгруппаХарактеристика родительского отношения
Благополучные семьиПонимающиеРодители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
ПокровительствующиеРодители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
БезразличныеРодителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьиПодавляющиеОсновные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
ТревожныеРодители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
ОтстраненныеРодители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
ОтвергающиеНа ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Типы семьи

Рассмотрим, какие бывают семьи. Известный американский ученый, социолог Морган считал, семья прошла через определенные стадии развития, при котором круг половых отношений сужался, а связи между членами семьи укреплялись. К таким отношениям относятся исторические типы семьи.

  • Промискуитет. Такой тип семьи был характерен для самой низкой ступени развития. Половые отношения никакими нормами не регулировались, между всеми членами общества были неограниченные половые отношения.
  • Кровнородственная. Для этого типа характерным был групповой брак, а половые отношения допускались между людьми, которые принадлежали к одному поколению. То есть семья образовывалась из братьев, сестер независимо от степени родства.
  • Пуналуальная. Это такая форма брачных отношений, в которой партнерами были сестры из одного рода и братья из другого рода. Это был первый шаг к созданию брака парного.
  • Синдиасмическая. При такой форме брака один мужчина жил с одной женщиной. При расторжении брака дети оставались с матерью. Впервые определялся настоящий биологический отец.
  • Моногамная. Эта форма брачных отношений была создана на тесной связи между женщиной и мужчиной. Расторгаться такой брак мог только по воле мужчины.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

Автор выделял истинный авторитет, который подразумевает:

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Определение, признаки, функции

Определение семьи ассоциируется с понятием общечеловеческих, незыблемых ценностей. Семья представляет собой ячейку общества, социальный институт, который лежит в основе взаимоотношений между отдельными индивидами и является важнейшим инструментом репродукции представителей человеческого рода. Семья любого типа характеризуется отличительными особенностями:

  1. Добровольное желание создать брачный союз.
  2. Совместное проживание.
  3. Совместное ведение хозяйства, общий быт.
  4. Стремление к продолжению рода – рождению и воспитанию детей.

Супружеская семья – это малая социальная группа, в которой члены связаны родственными узами, чувствами, общим бытом, брачным договором, установленными в обществе правовыми нормами. Институт семейных отношений и брака наделен общественными функциями:

  • Удовлетворение потребностей индивида.
  • Репродуктивная – продолжение рода.
  • Экономическая – совместное накопление материальных ценностей, улучшение личного благосостояния.
  • Воспитательная – обучение ребенка первичным навыкам поведения в обществе.
  • Эмоционально-психологическая. Поддержка партнера, создание условий для комфортной жизни.
  • Защитная. Выражается в физической и психологической защите членов семьи, в обеспечении их финансовых потребностей.
  • Досуговая. Совместное проведение свободного времени, приобщение к духовно-эстетическим ценностям.
  • Социально-статусная. Олицетворяет предоставление прирожденного статуса членам семьи, какой зависит от социального положения, уровня доходов и образования родителей; бывает приобретенный статус, что обусловлено личными достижениями индивида.

Дальние родственники отличаются от семьи отсутствием сильной эмоциональной близости, общих стремлений и интересов, совместного быта, чем обусловлена связь участников внутри малой социальной группы.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на стиль и тип воспитания, а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Семейный статус

Семейное положение у женщин бывает «не замужем», «замужем», «разведена», «вдова», «состою в гражданском браке», что отражает, какое место в ее жизни занимает партнер и частично иллюстрирует историю личной жизни. Семейное положение мужчины также свидетельствует о том, женат он, свободен или разведен. Подобную информацию указывают при проведении собеседования, если человек хочет устроиться на работу. Семейное положение «разведена» значит, что женщина состояла в браке, который распался.

Считается, что официальный статус семьи делает ее членов ответственными, обязательными, исполнительными, аккуратными при выполнении служебных обязанностей. Однако в некоторых случаях семейное положение «замужем» или «женат» может рассматриваться работодателем, как препятствие – это варианты, когда рабочий график не нормирован и сотрудникам часто приходится задерживаться на рабочем месте допоздна.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Семейные традиции

Для укрепления института семьи людям важно иметь традиции. Раньше они были обязательной частью семейных отношений в обществе, демонстрируя нравственные взгляды на жизнь. В том доме, где имеется культура семейных отношений, дети осознают важность и ценность брака.

К семейным традициям относятся колыбельные на ночь, совместные обеды в выходные дни. Это помогает ребенку почувствовать себя значимой частью, он считает себя более защищенным, уверенным.

К важной традиции относится празднование дня рождения – ребенок должен пригласить близких друзей, быть окруженным вниманием и заботой. Можно в этот день создать особый ритуал – измерять рост и отмечать его на особой линейке, выделить место для ежегодных фотографий именинника. Если семейные отношения в гармонии, родители могут даже из бытовых обязанностей сделать игру, что поможет привить ребенку важные навыки, такие как готовка и уборка.

Ролевые ожидания как регулятор семейного поведения

Семейные ролевые ожидания являются производными от моделей семейно-ролевого распределения — традиционной, антитрадиционная, эгалитарной, — которые выделяются с учетом полоролевой дифференциации — распределения семейных ролей на основании половой принадлежности.
На современном этапе, в условиях нарушения традиционной системы семейных ролей и соответствующих им культурных стереотипов, в большинстве семей наблюдается неопределенность ролевых ожиданий, что вызывает у брачных партнеров психологический дискомфорт. По мнению многих исследователей, для оптимизации семейного общения и предупреждения возникновения ролевых конфликтов, необходимо создавать условия для реализации более широкого диапазона семейных ролей и уменьшения их противоречия.

Речь также идет о соответствии или несоответствии семейных ролей возможностям личности, особенно проявляется при изменении семейной структуры.

Трансформация семейных ролей привела к частичной или полной трансформации семейного поведения партнеров.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Типы семейного поведения 450 руб.
  • Реферат Типы семейного поведения 220 руб.
  • Контрольная работа Типы семейного поведения 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Типология в зависимости от главной функции

Различные виды семей и их характеристика – это тема, о которой пойдет речь далее. Какие еще существуют типы брачных отношений?

  1. Патриархальная семья. Главная ее цель в данном ракурсе – ведение совместного хозяйства и достижение экономического благополучия.
  2. Детоцентристкая семья. Тут главной задачей пары является воспитание детей, подготовка их к общественной жизни. Однако нередко такие семьи переходят недозволенную черту, когда подрастающее поколение оказывается несамостоятельным и разбалованным.
  3. Супружеская семья. Социологи говорят, что это отношения будущего. Главная ее цель – эмоциональное удовлетворение супругов. Чаще всего такие семьи не обзаводятся детьми и всю жизнь живут ради удовлетворения своих нужд и желаний.

Традиционные советские семьи

Так получилось, что старшее поколение, воспитанное на советских ценностях, воспринимает семейный союз совсем по-другому, нежели современная молодежь. Поэтому нашим бабушкам и дедушкам сложно понять принципы сожительства или свободных отношений. В советской социологии выделяются следующие типы семейных отношений:

  1. Традиционная семья. В этом случае отношения между супругами строятся оп принципу Домостроя. Муж – это глава, добытчик, обеспечивающий семью, а жена – хранительница очага, обеспечивающая уют и чистоту в доме, ведущая домашнее хозяйство. Традиционные семьи могут включать в себя представителей нескольких поколений: родителей, молодую семейную пару, их детей. Женщины, как правило, не работают на протяжение всей жизни.
  2. Классическая, или как называют ее современные исследователи, эксплуататорская семья. Отличие этого типа от традиционной заключается в том, что работают оба супруга, но ведение домашнего хозяйства все равно лежит на женщине. Отсюда собирательный образ советской женщины – уставшей, замученной.
  3. Элитарная семья. Отношения между супругами основаны на полном равноправии в финансовом обеспечении, воспитании детей, домашних обязанностях.

Именно последний тип отношений в семье претендует на право считаться идеальным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: