Конфликт. Этапы конфликта. Этапы развития и разрешения конфликта


Социология и смежные науки

Очень много ученых различных специальностей изучают различные аспекты жизни человека. Это психология, включающая несколько направлений, антропология, философия, а также экономика и социология. Последняя — сравнительно молодая наука, ведь она стала самостоятельной лишь в XIX веке. И она изучает то, что происходит с обычными людьми каждый день, — процесс их взаимодействия. Так или иначе, всем членам общества приходится общаться между собой. И то, что при этом происходит, как люди себя ведут в тех или иных ситуациях (с точки зрения окружающих) — главный предмет интереса социологии. Кстати, несмотря на свою сравнительно небольшую историю, эта наука успела в достаточной степени развиться и разветвиться на несколько школ и течений, рассматривающих разные явления с отличающихся точек зрения. Различные взляды и мнения позволяют сформировать более или менее целостную картину, хотя активные исследования все еще продолжаются, ведь общество меняется, в нем наблюдаются новые явления, а другие устаревают и уходят в прошлое.

Социальные взаимодействия

В обществе всегда протекают некие процессы, затрагивающие некоторое количество людей. Происходят социальные взаимодействия, связанные друг с другом. Их всегда можно узнать по ряду признаков:

  • они предметны, то есть имеют цели и причины;
  • они выражены внешне, то есть их можно наблюдать со стороны;
  • они ситуативны и меняются в зависимости от обстановки;
  • наконец, они выражают субъективные интересы или намерения участников.

Процесс взаимодействия не всегда происходит с помощью вербальных способов общения, и это стоит учесть. Кроме того, ему присуща обратная связь в том или ином виде, хотя она не всегда может быть заметна. Кстати, здесь законы физики не действуют, и не каждое действие провоцирует какой-то ответ — такова уж человеческая природа.

Социологи выделяют три базовые формы социальных взаимодействий: кооперация, или сотрудничество, конкуренция и конфликт. Все они имеют одинаковое право на существование и возникают постоянно, даже если это незаметно. Последняя форма может наблюдаться в разном виде и среди различного количества людей. И ею даже занимается в какой-то степени отдельная наука — конфликтология. Ведь эта форма взаимодействия может выглядеть по-разному и иметь самую разную природу.

Развитие конфликта

Развитие конфликта проходит в обычных условиях три стадии:

  • предконфликтную;
  • конфликтную;
  • послеконфликтную.

Каждая из них в свою очередь делится на фазы. Любую стадию и фазу следует рас­сматривать всего лишь как определенный этап в движении, динамике конфликта, указывающий на его связь с источником напряженнос­ти в социальных отношениях и с противостоянием оппонирующих сторон.

В схеме возникновения, развития и взаимосвязи элемен­тов конфликта, как структуры и процесса, во главу угла поставлена организация — объединение лиц, занятых совместной деятельностью и реализующих как общие, так и личностно значимые цели.

Предконфликтная стадия

Всякая организация, экономическая в том числе, не может обходиться без внутренней на­пряженности, без противоречий и столкновений в межличностных и межгрупповых отношениях, без того, что в силу объективных и субъективных причин становится источником конфликта. Иными словами, любому конфликту реально предшествует некое стечение обстоятельств, в которых находятся потенциальные стороны проти­воборства, а также сами люди со своими потребностями, интересами и мотивами — возможные субъекты конфликтного поведения.

Так подготавливается предконфликтная стадия. Ее исходная, начальная фаза — конфликтная ситуация, которая выявляет оппонентов и причинную обусловленность конф­ликта. Но определение противостоящих сторон с их несовместимы­ми интересами и возможными опасениями, обозначение предмета разногласий и расхождения занимаемых субъектами позиций — это еще не конфликт, а только равновесное состояние, обстоятельство, которое может предшествовать противоборству.

Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны, вовлеченные в конфликтную ситуацию, в движение. Такие действия означают столкновение, инцидент — вторую фазу предконфликтной стадии. Только вместе конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт.

Пример

Так, в столичной торговой фирме, в которой предстояло значи­тельное сокращение персонала, непосредственными сторонами конфликтной ситуации оказались руководство фирмы и служащие, чьи фамилии были включены в список подлежащих увольнению. Инцидентами в данном случае стали обращения последних к руковод­ству фирмы за разъяснениями и в комиссию по трудовым спорам с перспективой передачи дела в суд.

Следовательно, конфликтная ситуация возникает до инцидента, она может создаваться как объективно (вне воли и желания людей), в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за мо­тивов поведения, преднамеренных устремлений оппонирующих второй. Конфликтная ситуация (чаще вскрытой форме) может сохра­няться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полностью зависит от ситуации, он без нее просто не может произойти. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент могут быть либо спровоцированными, заранее спланиро­ванными, либо спонтанными, стихийно возникшими.

Конфликтная ситуация нередко возникает, обостряется и пере­ходит в фазу инцидента из-за того, что совместно работающие не желают слушать и слышать друг друга, не всегда владеют навыка­ми выражать свою мысль, свое отношение к тому или иному факту ясно и четко.

Конфликтная стадия

Первая фаза собственно конфликтной стадии, наступающей пос­ле инцидента, отличается тем, что стороны атакуют друг друга, вызывая ответные действия, противодействие. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых — на­ступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их сто­роны. Эмоционально такое поведение очень часто сопровождается нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и не­приязни к психологической несовместимости и откровенной враж­дебности.

Эта фаза конфликтного поведения, приводя к усилению конф­ронтации, вместе с тем стимулирует наступление момента «переоцен­ки ценностей» с учетом перемен, происшедших в социальной среде, позициях и намерениях сторон.

Наступает фаза выбора путей даль­нейшего взаимодействия оппонентов:

  • либо при сложившейся расстановке сил искать примирения, снижать уровень напряженности в отноше­ниях, делать уступки и таким образом идти на прекращение конф­ликта (перевод его вновь в скрытую форму с тем, чтобы в последующем вернуться к исходной конфликт­ной ситуации);
  • либо эскалация, продолжение конфликта, доведение его до более высокой степени обострения.

При продолжении конфликта процесс противоборства, есте­ственно, интенсифицируется, противостоящие стороны мобилизуют дополнительные силы и средства, ресурсы и контрресурсы. Дело мо­жет дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфрон­тация реально угрожает превратиться в саморазрушаюшее действие. Осознание конфликтующими сторонами опасности такого положения приводит их в конце концов к переосмыслению своих целей и инте­ресов, пересмотру стратегии и тактики поведения. По инициативе самих участников конфликтного противоборства или постороннеей силы, заинтересованной в прекращении конфликта, принимаются меры, чтобы остановить конфронтацию, направить конфликт во взаимоприемлемые рамки, разрешить его тем или иным способом.

Со стороны тех, кто заинтересован в урегулировании конфликта, должны быть проявлены готовность к определению стратегической линии поведения и программы действий, а также способность выработать тактику влияния на процесс развертывания конфликтного противоборства и его участников. Это требует принятия управлен­ческих решений, проверки их практической реализации, внесения при необходимости корректировок в стратегический план и тактику действий, оперативного получения сведений об эффективности (или неэффективности) предпринимаемых шагов. Названные меры, те взятые, дают возможность не только держать конфликтное столкновение под контролем, но и воздействовать на него с целью нахож­дения и осуществления в данных условиях оптимального варианта преодоления конфликта.

Послеконфликтная стадия

Определяя меры по примирению конфликтующих сторон, нуж­но учитывать и несхожесть, некоторые различия в содержании таких терминов, как «завершение», «урегулирование», «разрешение» кон­фликта. Они не совпадают по своему значению, несут разную смыс­ловую нагрузку.

Под завершением понимается всякое окончание, прекращение конфликта. Оно может быть результатом как взаимного примирения сторон, достижения определенного согласия между ними, так и по­степенного затухания противостояния или перерастания его в другой конфликт. Основная предпосылка завершения конфликта — устране­ние объективных и ослабление субъективных причин, породивших конфликтную ситуацию.

Урегулирование конфликта — это, как правило, приведение кон­фликтного взаимодействия в русло примирения путем переговоров, участия посредников или арбитражного вмешательства. Оно воз­можно в том случае, когда стороны приходят к убеждению, что до­стижение удовлетворяющих их договоренностей гораздо выгоднее продолжения конфликта.

Разрешение конфликта предполагает его завершение по доброй воле самих оппонентов, достижение ими совместно найденного ре­шения по разделившей их проблеме. Это, в свою очередь, требует выбора соответствующего стиля конфликтного поведения и спосо­ба действий, которые отвечали бы как особенностям, так и об шеи природе данного типа конфликта.

Условия, необходимые для улаживания конфликта:

  1. осознание противоборствующими сторонами объективно существующих меж­ду ними противоречий и разногласий, расхождения интересов и не­совпадения целей, т.е. представление о реальном источнике, непос­редственных причинах конфликта и сопутствующих им мотивах;
  2. заинтересованность каждого из участников конфликта в том, чтобы на взаимоприемлемой основе преодолеть возникшее про­тивостояние;
  3. раздельный или совместный поиск и исполь­зование доступных сторонам методов, правил и способов разрешения случившегося между ними конфликта, т.е. устранение его исходной причины.

Ослабление противостояния есть первая фаза уже послеконфликтной стадии. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. На этой основе становится воз­можным полное или частичное разрешение конфликта.

Напряженность ситуации спадает, причины, вызвавшие проти­востояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются. Вес возвращается или «на круги своя», или наступает пора установления новых форм взаимодействия, возможного согласия и сотрудничества бывших оппонентов.

Заключительная фаза послеконфликтнои стадии — подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от мно­гих факторов объективного и субъективного порядка, манеры пове­дения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта.

0

Конфликты

Многие наверняка хотя бы раз в жизни видели ссорящуюся пару, мать, ругающую ребенка, или подростка, который не хочет разговаривать с родителями. Это и есть явления, которые изучает социология. Социальные конфликты — это высшая степень проявления несогласия между людьми или их группами, борьба их интересов. Это слово пришло в русский язык из латыни, где оно означает «столкновение». Борьба мнений может проходить по-разному, иметь свои причины, последствия и т. д. Но возникновение социального конфликта всегда начинается с субъективного или объективного ущемления чьих-то прав и интересов, что вызывает ответную реакцию. Противоречия существуют постоянно, но стадии развития социального конфликта становятся видны лишь тогда, когда ситуация обостряется.

Причины и функции конфликтов.

Причины, вызывающие конфликты, так же различны, как и сами конфликты. Очень важно выяснить объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрупненных групп:

  • Факторы отношений (различия в образовании социальном, культурном);
  • Поведенческие факторы (излишне вербальное и невербальное давление, угроза безопасности и т.д.);
  • Информация (неполная, неточная, дезинформация, слухи, сплетни, умышленно или случайно скрытая информация);
  • Ценностные факторы (убеждения, верования, модели поведения и т.д.);
  • Инструментальные факторы (отсутствие механизмов разрешения противоречий и т.д.)

Функции конфликта разделяются как на позитивные, так и на негативные. Начнем с негативных:

  • Разрушение, изоляция либо подавление субъекта конфликта;
  • Деформация отношений между субъектами, временное нарушение стабильности;
  • Истощение материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов.

К позитивным относят:

  • Конфликт – это отражение объективных процессов, происходящих в различных межличностных взаимодействиях;
  • Конфликт – важный источник развития личности, группы, межличностных отношений;
  • Конфликт – сигнал к изменениям (требуется определить поля напряжения, неблагополучия, рассогласование целей, интересов и т.д.);
  • Конфликт – стимулирование общественных процессов, способствование общественному прогрессу.

Основы и природа

Общество неоднородно, и блага распределены среди его членов не поровну. На протяжении своей истории человечество неизменно искало способ организовать жизнь так, чтобы все было справедливо, но пока все попытки сделать это проваливались. Такая неоднородность и есть та самая почва, которая составляет основы социального конфликта на макроуровне. Так что главной причиной является острое противоречие, все остальное нанизывается на этот стержень.

В отличие от конкуренции, с которой можно спутать конфликт, взаимодействие может происходить в крайне агрессивной форме, вплоть до насилия. Разумеется, это случается далеко не всегда, но количество войн, забастовок, бунтов и демонстраций показывает, что иногда все может быть очень серьезно.

Классификация

Существует огромное количество видов конфликтов, которые различаются в зависимости от применяемых критериев. Основными можно назвать такие:

  • по количеству участников: внутренние, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, а также конфликты с внешней средой;
  • по охвату: локальные, национальные, межнациональные, глобальные;
  • по длительности: краткосрочные и длительные;
  • по сферам жизни и основе: экономические, политические, социокультурные, идеологические, семейно-бытовые, духовно-нравственные, трудовые, юридически-правовые;
  • по характеру возникновения: спонтанные и преднамеренные;
  • по использованию различных средств: насильственные и мирные;
  • по последствиям: успешные, безуспешные, конструктивные, деструктивные.

Очевидно, что, рассматривая конкретное столкновение, необходимо вспомнить обо всех этих факторах. Лишь это поможет выделить некоторые латентные, то есть скрытые, причины и процессы, а также понять, как уладить конфликт. С другой стороны, игнорируя некоторые из них, можно рассмотреть отдельные аспекты гораздо подробнее.

Кстати, многие исследователи считают, что скрытые конфликты наиболее серьезны. Молчаливое противостояние не только неконструктивно — оно подобны бомбе с замедленным механизмом, которая может взорваться в любой момент. Именно поэтому необходимо так или иначе высказывать разногласия, если они есть: большое количество разных мнений зачастую помогает принимать серьезные решения, которые бы удовлетворили все заинтересованные стороны.

Структура

Конфликт как явление и как процесс имеет свою структуру – совокупность устойчивых внутренних связей, определяющих его содержание и развитие. Основными структурными элементами социального конфликта являются:

  • противоречие – источник конфликта, его предпосылка;
  • участники конфликта – люди, представляющие несовместимые интересы;
  • объект конфликта – ценность, по поводу которой возникает конфликт;
  • предмет конфликта – проблема, возникающая при столкновении противоречивых интересов;
  • условия возникновения и протекания – факторы, влияющие на возникновение и развитие конфликтных взаимоотношений.

Структура конфликта по мере своего развития может меняться: может произойти подмена объекта, измениться состав участников.

Противоречия и причины

В основе конфликта лежат противоречия, возникающие в процессе взаимодействий людей и осознаваемые ими. Различают противоречия:

  • Внутренние – столкновение интересов участников внутри малых социальных групп, организаций.
  • Внешние – возникают между отдельными социальными системами.
  • Антагонистические – непримиримо враждебные. Вытекающие из них конфликты трудноразрешимы ввиду нежелания его участников идти на уступки.
  • Неантагонистические – в социальном взаимодействии отсутствует враждебность, а его участники способны найти компромиссное решение.
  • Основные – обуславливают возникновение и развитие конфликта, определяют взаимоотношения основных его участников.
  • Неосновные – сопутствующие, связаны с побочными участниками конфликта.
  • Объективные – обстоятельства социального взаимодействия людей, приводящие к столкновению интересов.
  • Субъективные – вытекают из индивидуального восприятия ситуации каждым отдельным индивидом, связаны с психологическими особенностями оппонентов, их менталитетом, мировоззрениями.

Наиболее общие причины социальных конфликтов:

  • социальное неравенство – неравномерное распределение экономических и социальных ресурсов между членами общества и группами;
  • культурная неоднородность общества – сосуществование социальных групп, имеющих различные системы ценностей, поведенческие стандарты;
  • социальная депривация – расхождение между интересами-ожиданиями и реальными возможностями их удовлетворения;
  • социальная дезорганизация – разлад системы в кризисный период, порождающий развращение нравственных норм, упадок правовой системы, ослабление социального контроля.

Противоречия могут возникнуть в любой сфере социального взаимодействия, но далеко не все они перерастают в открытую конфронтацию, активное противоборство.

Участники

Понятие социального конфликта включает в себя широкий спектр разноуровневых явлений от столкновения отдельных личностей до межгосударственных вооруженных конфликтов. В зависимости от степени вовлеченности в конфликтные отношения выделяют следующие категории участников:

  • основные участники – оппонент, противник, агрессор, враг;
  • группы поддержки – силы, которые стоят за оппонентами и влияют на развитие конфликта;
  • подстрекатели – те, кто подталкивает участников к началу конфликта;
  • инициатор – тот, кто делает первый шаг в развязывании конфликта;
  • организаторы – те, кто планирует и организует конкретные действия и контролирует ход конфликта;
  • модераторы – посредники, решающие задачу прекращения конфликта.

У всех участников конфликта есть свои мотивы, по которым они вступают в конфликт. Они занимают активную позицию: создают конфликтную ситуацию, влияют на ход конфликтного взаимодействия.

Предмет и объект конфликта

Центральное место в структуре конфликта занимают предмет и объект конфликта. Объект конфликта – конкретная причина противостояния сторон, движущая сила конфликта. Им может быть любое социальное благо, ценность (материальная, экономическая, политическая, идеологическая, духовная), которое находится на пересечении интересов разных субъектов. Обычно это какой-либо дефицитный ресурс, которым каждый из участников стремится обладать единолично: собственность, перспективная должность, территория.

Предмет конфликта – проблема, возникающая при столкновении интересов сторон, проявляющаяся в способах получения объекта, в отношении к нему. Это может быть проблема власти, обладания ценностями, проблема первенства или совместимости. Выявление предмета конфликта является важнейшим шагом к его разрешению. Основная сложность заключается в том, что многие конфликты настолько запутаны, что сам предмет может не иметь четких границ или распадаться на основную проблему и связанные с ней частные проявления.

Условия возникновения и протекания

Всякий конфликт происходит в определенной системе, каковой может быть семья, социальная группа, государство, международное сообщество. На его зарождение и развитие влияют различные факторы:

  • культурные нормы протекания и разрешения конфликтов;
  • характер взаимоотношений участников;
  • интересы, цели участников, их индивидуально-психологические и социокультурные особенности;
  • наличие третьих сил, заинтересованных в определенном течении конфликта.

Нередко конфликт возникает при воздействии таких факторов как конфликтогены и провокация. Конфликтогенами называют элементы поведения и общения, создающие напряженную обстановку и способные привести к возникновению конфликтной ситуации. К таковым относят:

  • слова, интонации, обороты речи;
  • жесты, действия (бездействие);
  • неаккуратность, необязательность, нарушение этикета;
  • оценки, суждения, идеи.

Провокация – действие, направленное против отдельных лиц, групп, организаций, государств с целью вызвать ответное действие, приводящее к возникновению, обострению конфликта. Если конфликтогены – это некорректное поведение, не имеющее злого умысла, то провокация осуществляется намеренно, осознанно.

Стадии протекания

Непосредственно участвуя в конфликте, нелегко дистанцироваться и думать о чем-то другом, ведь противоречие острое. Однако наблюдая со стороны, можно легко выделить основные стадии социального конфликта. Разные ученые иногда выделяют неодинаковое их количество, но в основном говорят четырех.

  1. Предконфликтное состояние. Это еще не само столкновение интересов, но ситуация неизбежно ведет к нему, противоречия между субъектами появляются и накапливаются, постепенно нарастает напряжение. Затем происходит некое событие или действие, которое становится так называемым триггером, то есть является поводом к началу активных действий.
  2. Непосредственно конфликт. Стадия эскалации является самой активной: стороны взаимодействуют в той или иной форме, ища не только выход недовольству, но и способ уладить проблему. Иногда предлагаются пути решения, иногда противоборство остается деструктивным. Не всегда все участники конфликта предпринимают активные действия, но каждый из них играет свою роль. Помимо двух непосредственно взаимодействующих сторон, часто на этой стадии вмешиваются посредники, или медиаторы, стремящиеся перейти к урегулированию проблем. Также могут быть и так называемые подстрекатели или провокаторы — люди, осознанно или нет предпринимающие действия по дальнейшей эскалации конфликта. Как правило, активно одну из сторон они не поддерживают.
  3. Разрешение конфликта. Настает момент, когда стороны уже высказали все претензии и готовы искать выход. На этой стадии ведутся активные и часто конструктивные переговоры. Однако для того, чтобы найти решение, необходимо помнить о некоторых важных условиях. Во-первых, участники конфликта должны понимать его истинные причины. Во-вторых, они должны быть заинтересованы в примирении. В-третьих, необходимо успокоиться, вспомнить о взаимном уважении. Наконец, последнее условие — поиск не общих рекомендаций, а разработка конкретных шагов по снятию противоречия.
  4. Послеконфликтный период. В это время начинается претворение в жизнь всех тех решений, которые были приняты для примирения. Некоторое время стороны могут еще находиться в некоем напряжении, остается так называемый «осадок», но со временем все проходит, и отношения возвращаются в мирное русло.

Эти стадии развития социального конфликта знакомы на практике абсолютно всем. Как правило, второй период является самым длительным и болезненным, иногда стороны очень долго не могут перейти к конструктивному обсуждению дальнейших шагов. Ссора затягивается и портит всем настроение. Но рано или поздно третья стадия наступает.

Тактика поведения

В социальной сфере конфликты того или иного масштаба происходят постоянно. Они могут проходить совсем незаметно, а могут быть очень серьезными, особенно если обе стороны ведут себя неразумно и раздувают мелкие противоречия до огромных проблем.

Существует пять основных социальных моделей того, как люди действуют в предконфликтной ситуации или на стадии эскалации. Их условно также ассоциируют с животными, замечая похожие ценности и стремления. Все они — в той или иной степени — конструктивны и разумны, однако выбор каждой из них зависит от множества факторов. Итак, на первой стадии социального конфликта и при последующем развитии событий наблюдается что-то из следующего:

  1. Приспособление (медведь). Эта тактика предполагает для одной из сторон полное жертвование своими интересами. В данном случае, с точки зрения «медведя», важнее восстановить спокойствие и стабильность, а не разрешить противоречия.
  2. Компромисс (лиса). Это более нейтральная модель, в которой предмет спора примерно одинаково важен для обеих сторон. Данный вид разрешения конфликта предполагает, что оба оппонента будут удовлетворены лишь частично.
  3. Сотрудничество (сова). Этот способ нужен, когда о компромиссе не может быть и речи. Это наиболее удачный вариант, если необходимо не только вернуть, но и укрепить межличностные отношения. Но он подходит лишь тем, кто готов отложить обиды в сторону и мыслить конструктивно.
  4. Игнорирование (черепаха). Одна из сторон всеми силами избегает открытого противостояния, надеясь на самостоятельное разрешение разногласий. Иногда применение этой тактики необходимо, чтобы получить передышку и ослабить напряжение.
  5. Конкуренция (акула). Как правило, одна из сторон единолично принимает решение, направленное на устранение проблемы. Это возможно лишь при наличии достаточного количества знаний и компетенции.

По мере того как развитие социального конфликта переходит от одной стадии к другой, модели поведения могут меняться. Процесс зависит от множества факторов, и от этого может зависеть, чем все закончится. Если же стороны не в состоянии справиться самостоятельно, может возникнуть необходимость в посреднике, то есть медиаторе, или арбитраже.

Виды

Людям свойственно поступать неодинаково. Можно отметить несколько видов конфликтов. Каждый из них требует своего участия и подразумевает конкретное решение. Взаимоотношения между людьми – сложная штука, требующая постоянного участия. Если люди не готовы прикладывать усилия, то оказываются в неминуемом проигрыше. Стоит остановить внимание на основных типах.

Внутриличностный

Распространенный вариант, подразумевающий, что мысленно человек сражается сам с собой. Он не принимает в себе конкретных качеств характера, боится показаться слабым и безвольным. Часто этому предшествуют неудачи на работе или в отношениях с противоположным полом.

Внутриличностный конфликт характеризуется повышенной утомляемостью и эмоциональной подавленностью. Личность закрывается в самобичеваниях, постоянно концентрируется на негативных проявлениях. Меняется поведение: появляется замкнутость, недоверие к жизни и всепоглощающее недовольство. Борьба, происходящая внутри личности, приводит к разрастанию чувства неудовлетворения, либо способствует постепенному формированию реальной картины мира. Человек начинает замечать, как в действительности обстоят дела.

Межличностный

Проявляется непосредственно между двумя участниками событий. Такое разногласие затрагивает чужие интересы и принуждает считаться с окружающими. Межличностный конфликт решать всегда непросто: здесь становятся неэффективными многие стратегические действия, применимые в других ситуациях.

Объяснить что-то другому человеку порой труднее, чем принять на себя дополнительную ответственность. Здесь сталкиваются интересы людей, возникает желание во что бы то ни стало отстоять свою позицию. Некоторые готовы идти на хитрости – только, чтобы выйти победителем из сложившейся ситуации.

Личность и группа

Данный тип конфликта характеризуется повышенной напряженностью и даже неуправляемостью. Социум давит на человека и подавляет его индивидуальность. Когда личности противостоит группа, ей становится сложно. Невозможно реализовать истинные намерения, выразить мнение, озвучить принятое решение. Многое зависит от того, сможет ли человек противостоять такому натиску, справиться с атакующими его эмоциями. Личность и группа подразумевает изначальное неравенство. Чаще всего, индивидуальность теряется, человека ставят в жесткие рамки.

Между группами

Если сталкиваются интересы разных групп, то страдают все участники. Социальное взаимодействие претерпевает негативные изменения. Конфликт может переходить в буллинг, неуважительное отношение или намеренное унижение. Часто встречается в учебных заведениях, например, в старшей школе, колледжах, училищах, реже – в институтах и на производстве.

ЧИТАТЬ Особенности стилей речи и их типовые различия

Последствия

Почему-то принято считать, что столкновение разных точек зрения не несет в себе ничего хорошего. Но это не так, ведь у каждого явления есть как негативная сторона, так и позитивная. Так, существуют и последствия социальных конфликтов, которые можно назвать положительными. Среди них нужно выделить такие:

  • поиск новых путей решения различных проблем;
  • возникновение понимания ценностей и приоритетов других людей;
  • усиление внутригрупповых связей, если речь идет о внешних разногласиях.

Тем не менее есть и отрицательные моменты:

  • усиление напряженности;
  • разрушение межличностных связей;
  • отвлечение внимания от решения более важных проблем.

Большинство ученых не оценивают последствия социальных конфликтов однозначно. Даже каждый конкретный пример нужно рассматривать лишь в перспективе, оценив долгосрочное влияние всех принятых решений. Но, раз разногласия возникают, значит, они зачем-то необходимы. Хоть в это и трудно поверить, вспоминая страшные примеры из истории, которые приводили к кровопролитным войнам, жестоким бунтам и казням.

Способы разрешения

Предотвращение неудовлетворительной ситуации начинается с осмысленного намерения. Нужно проработать ее в голове и только потом начинать действовать. Тогда появится значительная уверенность в себе, придет желание действовать вопреки обстоятельствам. Даже удручающие события не будут больше иметь силу над истинными намерениями. Технология здесь такова, что необходимо опираться на собственные конструктивные установки и не бояться показаться глупым, странным или смешным.

Способы можно выбирать по собственному желанию, основываясь на положительных примерах и воодушевляющих историях. В большинстве случаев человек способен на гораздо более сильные поступки, чем сам представляет. Ведь зачастую личность откровенно себя недооценивает.

Уклонение

Уход от решения говорит о неспособности действовать в данный момент времени. Это продиктовано выгоранием, эмоциональным бессилием, страхом перед истинным действием, идущим от сердца. Часто людьми руководит страх – причем выраженный в максимальной степени. Уклонение происходит из-за человеческой слабости.

Если личность слишком подвержена разрушительному влиянию эмоций, то не всегда находятся силы для того, чтобы действовать открыто, целостно, с полной самоотдачей. Уход от действий опасен тем, что теряется время. Ситуация может зайти в тупик, и тогда не останется ни сил, ни возможностей впоследствии исправить последствия.

Соперничество

Данный метод относится к активному способу преодоления препятствий. Соперничество подразумевает, что личность использует вербальные возможности, а не прибегает к вытеснению. Становится проще открытым текстом объяснить оппоненту, что происходит, не идти обходным путем. Во многих случаях люди соревнуются друг с другом, желают выглядеть более презентабельными и правильными.

На самом деле соперничество открывает перед личностью многие двери: появляется уверенность в себе, желание справляться с трудностями, действовать в соответствии с внутренними убеждениями.

Решение проблемы

Чтобы прийти к осознанию всей ситуации, необходимо перестать себя обманывать. Требуется признать ошибки, действовать в соответствии с ранее принятым решением. Главное, отыскать в себе тот структурный компонент, который поможет начать принимать ответственные решения. Иногда решение сложной ситуации лежит на поверхности, но люди предпочитают не замечать того, что происходит рядом с ними. Решительный момент часто наступает только в критической ситуации, когда становится некуда отступать, приходится идти вперед, невзирая на постоянно возникающие препятствия.

ЧИТАТЬ Как научиться говорить людям нет: поиск первопричины и методы избавления от проблемы

Сглаживание

Это попытка достичь консенсуса, определиться со своими дальнейшими шагами. Сглаживание подразумевает уступку, которую необходимо еще суметь проявить. Тогда оппонент тоже поменяет линию поведения. Некоторые люди не умеют уступать и из вредности стараются действовать противоположным образом. Это происходит из страха потерпеть поражение, оказаться не на высоте положения.

Компромисс

Самый распространенный случай, который часто имеет место в семье, на работе. Компромисс – это возможность находить позитивное и здравое решение. Так становится проще жить, принимать ответственные решения. Иногда нет смысла спорить с собеседником до посинения. Гораздо разумнее будет пойти на компромисс и выявить собственную разумность и адекватность. Прибегая к компромиссу, человек сохраняет гармонию, стремится к радости и не хочет портить отношения.

Принуждение

Это форма ментального насилия. Но всегда этот момент явственно осознается, но часто встречается в повседневной жизни. Всякое принуждение граничит с подавлением внутренней воли человека. Если оппонента заставлять принять конкретное решение, ситуация от этого не выиграет. В большинстве случаев впоследствии люди еще больше зацикливаются на ситуации и оказываются не в силах сказать себе и окружающим правду. Принуждение – это не метод, а показатель слабости личности. Сам способ говорит о том, что человек не умеет договариваться, боится действовать напрямую, ищет обходные пути.

Функции

Роль социальных конфликтов не так уж проста, как может показаться. Этот вид взаимодействия является одним из самых эффективных. Кроме того, по мнению многих исследователей, именно столкновение интересов является неистощимым источником развития общества. Сменяются экономические модели, политические режимы, целые цивилизации — и все из-за глобальных конфликтов. Но это происходит только тогда, когда разногласия в обществе достигают апогея, и наблюдается острый кризис.

Так или иначе, но многие социологи считают, что существует в конечном итоге лишь два варианта развития событий при возникновении острых противоречий: распад ядра системы либо нахождение компромисса, или консенсуса. Все остальное рано или поздно приводит к одному из этих путей.

Когда это нормально?

Если вспомнить сущность социального конфликта, то станет ясно, что любое взаимодействие в этой форме изначально имеет рациональное зерно. Так что, с точки зрения социологии, даже открытое столкновение — вполне нормальный тип взаимодействия.

Проблема лишь в том, что люди нерациональны и часто идут на поводу у эмоций, а также могут использовать их в своих целях, и тогда стадии развития социального конфликта задерживаются на эскалации и раз за разом возвращаются к ней. Цель теряется, что не приводит ни к чему хорошему. Но слепо избегать конфликтов, постоянно жертвуя своими интересами, — неправильно. Миролюбивость в данном случае совершенно не нужна, иногда необходимо постоять за себя.

Этапы возникновения и развития социального конфликта.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 9Следующая ⇒

В социальном конфликте выделяют четыре стадии:

1. предконфликтная (является скрытой, в это время появляются причины конфликта, начинается подготовка к его открытой фазе, осуществляется переход к конфликтному поведению);

2. непосредственно конфликт (стороны конфликта осуществляют действия, направленные на то, чтобы добиться победы в противоборстве, блокировать достижение противником его целей);

3. разрешение конфликта (после прохождения критической точки конфликт начинает движение к своему разрешению, что становится очевидным на фоне истощения ресурсов как материальных, так и эмоциональных, используемых в ходе конфликта);

4. послеконфликтная (предпринимаются усилия по окончательному устранению противоречий, ликвидируется социально-психологическая напряженность, прекращается всякая борьба).

Основные характеристики социального конфликта

К основным характеристикам социального конфликта относятся его причины, острота протекания, длительность и последствия.

Причины конфликтов:

· наличие противоположных ориентаций (например, различия в культуре, восприятии ситуации, статусе и престиже);

· идеологические причины (разное отношение к системе идей);

· социальное и экономическое неравенство (значительные различия в распределении ценностей между индивидами и группами);

· отношения между элементами социальной структуры (разное место, занимаемое организациями или группами в обществе).

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то, прежде всего, подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Так, для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое. Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий.

Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности. Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка (словесная перепалка между соседями), а может быть и противостояние различных групп, длящееся на протяжении жизни нескольких поколений (конфликт между религиями).

Последствия социальных конфликтов весьма противоречивы. С одной стороны, эти последствия негативны, поскольку конфликты усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и внутригрупповому напряжению, нарушают нормальные каналы кооперации в обществе, отвлекают внимание членов группы (общества) от насущных проблем. С другой стороны, эти последствия позитивны, так как конфликты определяют выход из сложных ситуаций, способствуют разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами общества, приводят группу (общество) к пониманию интересов ее (его) членов.

Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей, способы его осуществления

Рассматривая одну из предыдущих тем, мы познакомились со статусно-ролевой и некоторыми другими концепциями личности, выяснили сущность и особенности ее социализации. Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе, семье, трудовом коллективе, общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами позитивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности в обществе поддерживается социальный порядок.

Однако общество нельзя представить состоящим из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоняются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение называется «отклоняющимся», или девиантным.

Девиантное поведение — поведение, действия человека отклоняющиеся от общепринятых норм, нарушение их.

Девиации имеют два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке, технические изобретения и новации в искусстве, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение.

Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомании, алкоголизмв, проституции, бродяжничества) и преступными действиями, направленными против личности и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и крупных исторических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить деятельность Нерона, Гитлера или Полпота.

Формами девиации являются деструктивное, асоциальное и про­тивоправное поведение.

Отношение к девиации зависит от типа общества. Чем демократичней общество, тем оно лояльнее к непреступным формам девиации (включая даже наркоманию и нестандартную сексуаль­ную ориентацию), ведь существование девиации — залог культурного многообразия, без чего демократичное общество существовать не мо­жет. Чем тоталитарней общество, тем жестче оно контролирует любое отклонение от нормы (включая манеру поведения, форму одежды, дли­ну волос), в нем существование девиации несет угрозу тоталитарному обществу, помешанному на всеобщей стандартизации.

В широком смысле слова под «девиацией» понимают любое отклоне­ние от социальной нормы, в узком — отклонение только от неписанных, моральных норм. Нарушение же писанных норм, законов называют делинквентностью, преступностью.

Таким образом, мы подошли к вопросу о социальном контроле над поведением людей в обществе.

Социальный контроль — механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий, социальных норм, санкций.

Основными функциями социального контроля являются:

· охранительная (контроль охраняет порядок в обществе);

· регулятивная (контроль регулирует поведение людей);

· стабилизирующая (контроль обеспечивает стабильность общества).

Считается, что социальный контроль на 70% осуществляется за счет внутреннего контроля. Можно сказать, что внутренний контроль — это контроль через со­циализацию. Он состоит в том, что общество социали­зирует людей таким образом, чтобы они хотели действовать так, как они должны действовать. Как остроумно заметил один социолог, жен­щин можно заставить принять на себя тяжелую и неблагодарную до­машнюю работу, социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей, домашнее хозяйство и чувствовали себя не­счастными без них.

Что касается внешнего контроля, подразумевающего влияние на индивида социального окружения и всего общества в целом, то он может осуществляться в виде формального и неформального контроля. Формальный контроль может быть прямым и кос­венным, мягким и жестким, общим, детальным и даже тотальным. В современном обществе его значение возрастает. Вместе с тем в обществе продолжает действовать и неформальный контроль, например, со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, соседей. Таков был контроль в традиционной сельской общине, да и сейчас в небольших населенных пунктах все друг о друге все знают и тем самым контролируют поведение личности. Специфическим видом неформального контроля является общест­венное мнение.

Элементы социального контроля: нормы и санкции

⇐ Предыдущая7Следующая ⇒


Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: