Адаптивные типы, классификация
Сформировались в результате приспособленности к условиям среды обитания человека. Так же и питание отличалось в каждом из регионов. В результате чего появились отличительные черты человека.
Адаптивный стандарт — это совокупность защитных реакций, появившихся в результате длительного воздействия внешних и внутренних факторов (стрессогенных). Стрессогенные факторы это результат влияния совокупности раздражителей.
Норма биологических признаков, реакций, зависящих от среды обитания человека и проявляющихся в развитии индивидуальных признаков, называется адаптивным типом человека.
Ниже приведены виды адаптации:
- Биологическая адаптация — это отличительные черты, приобретенные организмом в целях защиты в результате действия среды, в которой находился человек.
- Этническая — адаптация группы людей к климатическим и социальным условиям.
- Социальная адаптация — приспособление к людям окружающих человека в какой-либо среде, к трудовой деятельности и т. д.
- Психологическая — формируется и проявляется во всех видах адаптации, чтобы выжить и сформироваться, как уравновешенная личность.
Адаптивные типы человека классифицируют в зависимости от среды обитания и в результате приобретенных особенностей:
- Континентальный.
- Тропический.
- Аридный.
- Высокогорный.
- Умеренный.
- Арктический.
Адаптивные типы, их характеристика
Все темы данного раздела:
Основные направления и методы антропологии Антропологию разделяют на несколько направлений двумя возможными способами: традиционным и модернизированным. Направления традиционного способа
Ключевые этапы становления человечества. Проблема прародины современного человека Выделяют несколько теорий прародин современного человека:. Исторически первой была разносторонне аргументирована гипотеза азиатской прародины. В Пакистане и Индии были
Теории антропологии Попытку объяснить происхождение видов предпринял Чарльз Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции. Он является автором многих трудов: «
Культура неандертальцев как этап антропогенеза и социогенеза Неандертальцы жили около 300-24 тысяч лет назад. Обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. Объёмом черепной коробки (1400—1600 см³ и выше) они даже превосходили совреме
Место человека в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза Место человека – надцарство – эукариоты, царство – животные, тип – хордовые, подтип – позвоночные, класс – млекопитающие, отряд – приматы. Теория антропогенеза базируется на симиальной (от
Низшие обезьяны Тупайи – напоминают первых млекопитающих, появишихся на земле около 70-60 млн лет назад. Живут на территории Индостана, Индокитая, в Малайе. Благодаря пятилучевой конечности и хорошему зрени
Отряд приматов, его отличительные особенности и место в нем человека. Эволюция предшественников человека Отряд: приматы, Подотряд:Сухоносые, Инфраотряд: Узконосые, Надсемейство:Человекообразные, Семейство:Гоминиды, Подсемейство:Гоминины,Род:Люди, Вид:Человек разумный, Подвид:Человек разумный разумный.
Отряд приматов, его отличительные особенности и место в нем человека Отряд: приматы, Подотряд:Сухоносые, Инфраотряд:Узконосые, Надсемейство:Человекообразные, Семейство:Гоминиды, Подсемейство:Гоминины,Род:Люди, Вид:Человек разумный, Подвид:Человек разумный разумный.
Человек как примат Человек, как представитель млекопитающих относится к отряду приматов (высшие приматы – обезьяны и человек, и низшие приматы – тупайя, лемуры, лори). Первые приматы появились около 70 млн лет назад.
Проблема прародины современного человека. Ключевые теории антропогенеза Выделяют несколько теорий прародин современного человека:. Исторически первой была разносторонне аргументирована гипотеза азиатской прародины. В Пакистане и Индии были сделаны многочисленн
Ранние этапы эволюции гоминид. Первые представители рода Homo в Восточной Африке В семейство гоминид включают современного человека и его непосредственных предшественников. Обычно древнейшей границей этой группы условно считают момент разделения общей эволюционной линии на ветв
Миоценовое похолодание В середине и конце миоцена в результате глобального похолодания климата произошло значительное сокращение площадей тропических лесов и увеличение площади саванн. Территории, занятые лесами, сократи
Трудовая концепция Согласно широкоизвестной трудовой концепции Ф. Энгельса и её позднейшим вариантам, вошедшим во все советские учебники, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для
Иные гипотезы Существует несколько гипотез происхождения двуногого способа передвижения – бипедии, но, так или иначе, оно возникло вследствие смены жизни на деревьях на наземную жизнь. Оно могло возникнуть для о
Человек прямоходящий. Проблема прародины Homo sapiens. Теория полицентризма Откуда же взялись люди современного облика? В каких областях Земли происходило сложение современного комплекса биологического строения и поведения — сапиентация? Изучая древних людей, исследова
Человек умелый. Олдувайская культура. Этапы социогенеза Останки т.н. «олдувайского человека» были обнаружены в тех же раскопах, что и останки презинджантропа и зинджантропа. По своему строению он занимает промежуточное положение между Homo hab
Эволюция предшественников Homo sapiens. Проблема прародины современного человека В семейство гоминид включают современного человека и его непосредственных предшественников. Обычно древнейшей границей этой группы условно считают момент разделения общей эволюционной линии на ветв
Географическая локализация и краткое описание основных рас Под термином «раса» понимается система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков (расовых признако
Значение экологических и социальных факторов среды в развитии полиморфизма Homo sapiens Крупнейший отечественный антрополог В.В. Бунак выдвинул теорию «верхнепалеолитического полиморфизма», согласно которой в верхнем палеолите не существовало сложившихся расовых комплексов,
Историческое и современное распространение основных человеческих рас Все люди, живущие ныне на Земле, принадлежат к единому биологическому виду современного человека. Ученые дали ему название «хомосапиенс». Образуя единый вид, люди разных стран отличаются д
Механизмы и факторы расообразования Расогенез — процесс происхождения рас. Он зависит от многих факторов. К числу наиболее важных факторов образования рас в ходе антропогенеза следует отнести влияние географической среды, в
Морфологическое описание больших рас. Основные признаки для разграничения Классификация рас представляет иерархию рас, основанную на морфологическом сходстве людей, образующих данные расы, географическом распространении, длительности исторического формир
Понятие о расах. Моногенизм и полигенизм Под термином «раса» понимается система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков (расовых признако
Понятие об этносе. Использование данных антропологии современного и древнего населения для решения проблем происхождения народов этносом следует считать всякую общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных экономических связях и говорящих на взаимопонятном языке,
Использование данных антропологии современного и древнего населения для решения проблем происхождения народов o Единицами исследования в этнической антропологии являются выборки из ареальных общностей людей, различающиеся по антропологическим признакам. Это относится как к современному населению (объект ис
Расы и народы. Основные отличия в представлениях Раса — система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как резу
Западный ствол Европеоиды — Природный ареал европеоидов — Европа до Урала, Северная Африка, Юго-западная Азия и Индостан. Включают нордическую, средиземноморскую, фальскую, альпийскую, восточно-балтийскую, динарс
Восточный ствол Расы восточного ствола характеризуются двумя отличиями: большей эволюционной архаичностью (в частности, медленнее протекает общечеловеческий процесс упрощения зубов) и повышенной мигрантностью. Это
Расы и расизм. Историография проблемы Различиям рас придавалось весьма разное толкование. В ходе накопления данных о разнообразии человечества появились и развились две тенденции, два подхода к этому многообразию — моногенизм и полиген
Расы человека. Теории формирования рас Ра́са — система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются ка
Роль естественного отбора в образовании расовых признаков и адаптивных типов Естественный отбор, несомненно, служит главной действующей силой в формировании рас. О роли отбора в образовании рас свидетельствуют две группы явлений. Во-первых, расовые признаки носят приспособи
Свойства расовых признаков. Характеристика трех основных рас Стоит кратко напомнить о расовых признаках, поскольку этот вопрос всегда порождает значительную путаницу. Раса — понятие биологическое и выделяется сугубо и только по биологическим признакам
Адаптивные черты в характеристике человеческих рас Биологические признаки весьма неравноценны для расового анализа. Классические расы людей были выделены по признакам внешности и прежде всего — чертам лица. Однако, с развитием методов исследования
Этнос. Основополагающие характеристики Этнос — это группа людей, объединённая общими признаками, объективными или субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию прожива
Адаптация и акклиматизация Акклиматизация — сумма приспособительно-компенсаторных реакций организма, в результате которых поддерживается хорошее общее состояние, сохраняется постоянство веса, нормальная работоспособность и н
Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. Хронология адаптивных типов Легко заметить, что в странах с жарким климатом цвет кожи людей заметно темнее, чем в странах с холодным. Также, ближе к экватору увеличивается ширина носа, толщина губ, выступание лица вперед. Так
Экстремальные экологические ниши и адаптивные типы Адаптивный тип– это норма реакции, независимо (конвергентно) возникающая в сходных условиях среды обитания, в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически.
Рост и развитие детей в различных экологических нишах Физическое развитие человека, несмотря на то, что оно происходит по определенным биологическим закономерностям, находится под постоянным воздействием факторов окружающей среды, из которых наиболее
Генетические основы конституции. Медицинские аспекты проблемы Для начала, дадим несколько определений термину «конституция». Итак, происходит это слово от латинского constitutio, что означает состояние, сложение или свойство. Часто слово конституция
Долгожители. Проблемы старения; факторы, влияющие на продолжительность жизни Долгожитель — рядовой представитель живой природы, отличающийся значительной продолжительностью жизни по сравнению со средней продолжительностью жизни других представителей своего
Закономерности географической изменчивости морфологических и физиологических признаков у человека Важным свойством и показателем расовых признаков является их географическое распространение. Как правило, оно носит характер клинальной изменчивости, то есть достаточно плавное. Например,
Конституциональные схемы Кречмера и Шелдона Людей всегда увлекала мысль научиться «читать по лицам», узнавать сущность человека по его внешности. Среди ученых и публики, начиная с 1790 г. и заканчивая второй половиной XIX в., было весьма поп
Морфологические и функциональные аспекты конституции Морфологические аспекты конституции. В силу ряда причин в биологии и медицине разрабатывался главным образом морфологический аспект конституции, т. е. она, по существу, идентифицировалась с
Психологические аспекты конституции. Вклад Кречмера и Шелдона Конституция, как обобщенная морфофункциональная характеристика индивидуума, отражает особенности не только телосложения, но также психической деятельности, метаболизма и функционирования вегетативн
Психотипы и соматотипы по Шелдону. Современные исследования Почти каждый, кто занимался изучением конституции человека, интересовался также и соотношением между телосложением и поведением. Старые авторы считали подобную взаимосвязь само собой разумеющейся и
Характеристики компонентов темперамента и соответствующих соматотипов по У. Шелдону Висцеротония-эндоморфия Соматотония-мезоморфия Церебротония-эктоморфия Расслабленность в осанке и движениях Уверенность
Психофизиологические и психологические аспекты конституции Исследование психофизиологических и психологических параметров, характерных для разных конституциональных типов, обычно сводится к изучению показателей функционирования центральной
Санитарная конституциология Взаимосвязь конституциональных признаков и здоровья является одной из важнейших сторон конституционологии. Число работ на эту тематику велико, хотя практическое применение данных этих исследований
Строение тела и характер По Кречмеру Он выделил основные типы строения тела (чётко выраженные — лептосомный, или психосоматический, пикнический, атлетический, и менее определённый — диспластический). Эти типы конс
Экологические аспекты исследования конституции Движущей силой миграционных процессов, сталкивающих человечество с новыми условиями, всегда были исторические причины, приспособление же к новым экологическим нишам осуществлялось не только с помощ
Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio — ускорение). Термин «предложен немецким врачом Koch в 1935 году. В антропологии — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с
Биологический возраст. Особенности онтогенеза современного человека Биологический возраст — время, прошедшее (прожитое) для конкретного организма с момента рождения. Обычно применяется в противопоставление психологическому или физиологическому возрасту
Перипубертатный период. Основные морфологические и физиологические характеристики Перипубертатный период и становление репродуктивной системы Период полового созревания, или перипубертатный период с точки зрения масштабности биологических перестроек, является одним из н
Рост и развитие детей и подростков В раннем детстве, то есть в первые три года жизни, развитие организма и психическое ребенка идет очень быстро и тем быстрее, чем меньше ребенок. Например, рост ребенка в первый год жизни у
Специфика и периодизация постнатального онтогенеза человека В процессе историко-эволюционного формирования человека менялся и его онтогенез. Основные изменения индивидуального развития: удлинение утробного периода, возрастание продолжит
Старение и продолжительность жизни. Основные гипотезы МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Гипотеза, согласно которой причиной старения являются изменения генетического аппарата клетки, является одной из наиболее признанных в современной геронтологи
Континентальный тип адаптивности
Для населения данной зоны, характерны следующие признаки: плоская грудная клетка, склонность к полноте, в скелете ниже нормы содержание веществ минерального происхождения.
Распространен грудной тип телосложения, который отличается слабой развитостью мышц, сутулостью, впадиной на зоне живота. Также получил распространение брюшной тип, отличительными чертами которого являются: грудная клетка конической формы, выпуклый живот, обычная (волнистая) или сутулая спина.
В зоне тайги признаки схожи, но отличительной чертой является миниатюрность телосложения.
Тропический тип адаптивности
В этих широтах высокая солнечная активность, тропические штормы и др. Среда играет важную роль в формировании адаптивных типов человека.
К данному типу относятся люди, живущие в теплой и влажной зоне. Отличаются по следующим признакам: форма тела вытянутая, долихоморфность — длинные руки и ноги, в сочетании с коротким телом. Сравнительно большая поверхность тела. Много потовых желез, что способствует интенсивному выделению пота.
Скорость обмена веществ средняя, синтез эндогенного жира и холестерина из печени на низком уровне, что влияет на здоровье человека этих зон. Встречается пониженное содержание в костях минеральных веществ. Часто явление пониженного белка, также нашли свое место эндемические заболевания, связанные с повышенным или пониженным содержанием в зоне обитания того или иного химического вещества.
Все эти признаки приобретены из-за пребывания в жарком климате с высокой влажностью воздуха.
Компульсии помешали мозгу подростков обучиться адаптивному поведению
Matilde M. Vaghi et al. / PNAS, 2020
Британские исследователи выяснили, что склонность к компульсиям (навязчивым действиям, поведению и ритуалам) мешает формированию адаптивного поведения в подростковом возрасте. Для этого они провели эксперимент, в ходе которого участникам необходимо было получать вознаграждение, пользуясь меняющейся информацией о распределении вероятностей. Способность подстраивать свои решения так, чтобы получить как можно больший выигрыш, зависела от возраста и формировалась по мере взросления, но у склонных к компульсиям участников нарушалась. Кроме того, компульсивное поведение отразилось и на укреплении нейронных связей, которые в норме отвечают за формирование адаптивного поведения, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences
.
В зависимости от того, на какую информацию ориентируется человек, его поведение условно можно разделить на два разных вида: привычное и адаптивное. В первом случае человек пользуется уже известной информацией и заранее знает вероятность успешного исхода. В качестве примера проявления привычного поведения можно привести путь от дома до работы: человек довольно быстро определяет для себя самый оптимальный вариант дороги и в дальнейшем пользуется именно им.
Второй вид поведения, адаптивный, чуть сложнее: в этом случае для достижения цели недостаточно уже полученных знаний и ориентироваться приходится на информацию, доступную извне. Примером проявления такого поведения также может быть путь от дома до работы, но осложненный, например, тем, что на привычной дороге произошла авария.
Считается, что адаптивное поведение для человека намного сложнее привычного, и это в действительности так: если привычное формируется достаточно быстро и далее используется, то в случае с поведением адаптивным нужно внимательно следить за происходящим вокруг и эффективно пользоваться поступающей информацией.
Из-за своей сложности устойчивая способность к адаптивному поведению появляется гораздо позже привычного — примерно с раннего по поздний подростковый период — но до сих пор не ясно, чем именно оно регулируется и как именно формируется. Изучить этот вопрос подробнее решили исследователи под руководством Матильды Вайи (Matilde Vaghi) из Университетского колледжа в Лондоне. Они предположили, что способность к адаптивному поведению не просто меняется с возрастом, но также и зависит от проявления компульсивного поведения, которое часто наблюдается при психических расстройствах.
Чтобы это проверить, ученые создали небольшую игру, в которой получение вознаграждения определяется двумя вероятностями на двух разных этапах. Сначала участнику показывают два разных изображений фракталов: для каждого из них вероятность перехода к определенной второй стадии (синему или красному квадрату) равна 70 и 30 процентам соответственно. Заранее вероятность участники не знают, но она остается фиксированной, поэтому ее можно выучить со временем.
На второй стадии (синем или красном квадрате) также нужно выбрать одно изображение из двух изображений, каждое из которых приводит к получению вознаграждения с определенной, но уже неустановленной вероятностью. Адаптивное поведение, таким образом, определяется тем, сможет ли участник правильно выучить распределение вероятностей на первом и втором шаге и далее использовать их для получения вознаграждения. Напротив, в случае, если участник каждый раз ориентируется только на вознаграждение, это будет означать, что способность к адаптивному поведению нарушена: вознаграждение можно получить случайно, поэтому каждый раз ориентироваться исключительно на него — неразумно.
Всего в исследовании приняли участие 569 добровольцев в возрасте от 18 до 24 лет: каждый из них прошел сканирование дважды, с промежутком минимум в полтора года. Как и предполагалось, участники старше чаще пользовались адаптивной стратегией (p = 0,023). Кроме того, со временем участники при решении задания также больше ориентировались на адаптивные стратегии (p = 0,009), причем это изменение было более заметным в молодом возрасте: это показывает, что адаптивное поведение в действительности формируется в раннем подростковом возрасте.
При этом на формирование адаптивного поведения влияли компульсивные наклонности: участники, для которых были характерны частые компульсии, реже (p < 0,001) пользовались адаптивными стратегиями и менее эффективно учились им со временем.
Чтобы изучить, как компульсивное поведение отражается на активности мозга, необходимой для формирования адаптивного поведения, ученые провели дополнительное исследование с использованием фМРТ в состоянии покоя: в нем приняли участие 230 человек из тех, кто участвовал в основном исследовании. Оказалось, что для компульсивного поведения характерна ослабленная связь между лобными долями (главными для когнитивных функций) и полосатым телом, которое отвечает за формирование жизненно важных форм поведения (например, добывания пищи) и условных рефлексов. В отсутствии компульсивных наклонностей эта связь становилась крепче с возрастом.
Компульсии считаются нарушением адаптивного поведения: из-за своей навязчивой природы они не контролируются внешними факторами, поэтому склонный к ним человек не может адаптировать свои действия под окружающую среду. Как показали ученые, склонность к компульсивному поведению в раннем возрасте в действительности может нарушить формирование адаптивных стратегий поведения: более того, отражается это и на нейронных связях, которые это поведение регулируют.
Несмотря на то, что в МКБ компульсии считаются отдельным симптомом, чаще всего их наблюдают у людей с обсессивно-компульсивным расстройством: в нем стремление к навязчивому поведению объясняется появлением навязчивых же мыслей (например, человек с таким расстройством может считать, что от выполнения определенного ритуала зависит жизнь и здоровье его и близких). Самый действенный метод лечения обсессивно-компульсивного расстройства — психотерапия, а ее эффективность научились предсказывать по фМРТ еще два года назад.
Елизавета Ивтушок
Аридный тип адаптивности
К этому типу относятся люди, живущие в пустынных зонах. Эти широты отличаются редкими осадками и жарким климатом.
Особенности телосложения аридного адаптивного типа человека: телосложение линейного характера, плоская грудь, мышцы развиты слабо, жировой компонент невелик, замедленный процесс обмена веществ в организме. Менее чувствительны к изменениям температуры среды обитания.
Высокогорный адаптивный тип
Для такого вида широт характерны низкие среднегодовые температуры, нехватка кислорода. Люди такого типа отличаются массивным скелетом, цилиндрической грудной клеткой, высоким содержанием гемоглобина и эритроцитов в крови. Щитовидная железа менее развита. Обмен веществ интенсивен, по сравнению с типами, описанными выше.
Интенсивность в развитии невелика, как и в росте, но продолжительность жизни значительно выше, чем в других регионах.
Арктический тип
Адаптивный тип человека сформировался в результате влияния на него холода, пищи в основном животного происхождения. Население этого типа отличается мощной мускулатурой, массивным скелетом, жировым комплексом, грудная клетка крупная и имеет форму цилиндра.
Показатель гемоглобина у арктического адаптивного типа человека по сравнению с другими типами высокий. Костный мозг достигает больших размеров, кости богаты веществами минерального происхождения, холестерин и белок в крови таких людей на высоком уровне. В то же время иммунитет средний.
Воздействие климата
Важным фактором является температура и ее воздействие на организм. Плотность населения по миру варьируется в зависимости от температуры воздуха. За счет терморегуляции организма человек приспосабливается к сезонным изменениям температуры. Поэтому, чем меньше разбежка в сезонных изменениях температуры, тем благоприятнее условия для проживания и население отличается ростом численности.
Солнечная активность влияет на работоспособность человека и его здоровье, ориентировка в пространстве также зависит от солнечного света, повышает активность мозга. Из-за нехватки витамина D развиваются болезни, такие как рахит.
Адаптивные типы человека в разных климатических зонах отличаются цветом кожи и мускулатурой.
Атмосферное давление так же влияет на физиологические показатели. На севере Евразии, Канады, Аляски холодный пояс. Период вегетации длится не более двух месяцев. Низкие температуры препятствуют активному земледелию.
В широтах Евразии находится прохладный пояс, а также на севере и юге Америки, в Андах. Теплые регионы этого пояса отличаются развитостью земледелия.
На территории Европы находится умеренный пояс, не включая южные острова, Русскую равнину, Казахстан, Южную Сибирь и Восток, Монголию, Тибет, Северо-Восточный Китай, южную часть Канады, северные районы США.
Теплый пояс занимает евроазиатское Средиземноморье, южную часть Китая, большую часть США и Мексики, Чили и Аргентину, южную часть Африки и Австралии.
Пояс жаркого типа занимает преобладающую площадь Африки, Южной Америки, Южной Азии, Аравийского полуострова, Центральной Америки. Также агроклиматическое районирование мира осуществляется в зависимости от степени увлажнения.
АДАПТИВНОЕ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 63Следующая ⇒
Поведение является совокупностью конкретных, в данный момент протекающих деятельностей. Оно может быть названо адаптивным,если посредством его получен целесообразный, полезный результат. Достижение такого результата становится возможным, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых данное поведение осуществляется. Поведение — многоуровневый процесс, обеспечиваемый и реализуемый множеством разнообразных механизмов, среди которых основными являются:
I — механизмы процесса отражения,задающие ориентировку человека в среде, конкретной ситуаций;
II — механизмы действия субъекта в реальных, адекватных отраженным условиях;
III — механизмы эмоциональнойрегуляции поведенияна всех этапах его развертывания.
С каждым из названных механизмов функционируют механизмы речевого опосредования и памяти.С точки зрения уровневой организации поведения механизмы отражения выступают в виде процессов восприятия, ощущения мышления; механизмы действия — в виде движений, навыков, тактик, программ или стратегий; механизмы эмоциональной регуляции — в виде непосредственных переживаний и чувств.
Разнообразные патологические процессы (органические поражения ЦНС, психические и соматические заболевания) нарушают равновесные (адаптивные) отношения со средой, характерные для нормального функционирования организма, и искажают взаимоотношения человека с окружающим миром через изменение структуры его поведения (С.А. Бе-личева). Поведение организуется на различных уровнях: биохимическом, физиологическом, психическом, социальном. Собственно психический уровень может быть разбит на три подуровня: психофизиологический, психологический, социально-психологический. Каждый из этих подуровней имеет собственную специфику взаимодействия с окружающим миром: непосредственное взаимодействие с физической ере-
дои; взаимодействие, опосредованное индивидуально-личностными характеристиками субъекта; взаимодействие, опосредованное социально-психологическими условиями.
Адаптивное поведение на психическом уровне в широком смысле можно определить как совокупность саморегулирующих процессов, обеспечиваемых врожденными или приобретенными психофизиологическими и психическими механизмами. Протекание этих процессов детерминировано объективными (характеристики среды) и субъективными (индивидуально-личностные особенности субъекта) условиями: данные процессы лежат в основе деятельностей, составляющих поведение, направленное на достижение полезного результата, не противоречащего особенностям и/или личностным смысловым установкам субъекта, а также в основе эмоциональной регуляции и переживания осуществляемого поведения.
Структура адаптивного поведения
Уровни поведения | I | II | III | IV |
Виды функциональных систем | Физиологические | Психофизиологические | Психические | Системы социальных отношений |
Системы факторов | Физиологические | Психофизиологические | Психологические | Социокультурные |
Результат, обеспечиваемый работой | Обеспечение гомеостаза в работе различных систем организма (в частности, ЦНС) | Детекция и формирование свойств и качеств психического уровня | Функционирование психики как целостного образования | Функционирование в системе социальных отношений |
Подход к изучению нарушений поведения | Патофизиология | Нейропсихология, патология вид | Патопсихология | Изучение отклонений социального поведения |
Концепция структуры адаптивного поведения, рассмотренная выше, предполагает учет в психологическом анализе поведения ряд основных принципов.
Первый принцип уровневой организации адаптивного* поведения, согласно которому поведение реализуется на разных уровнях и каждый уровень обладает собственной спецификой.
Второй принцип — полифункциональная структура поведения, согласно которой на каждом уровне реализуются функции отражения, действования, эмоционального регулирования.
Третий принцип — оптимальность структуры поведения,
когда адаптивное поведение формируется с учетом оптимального, наиболее приемлемого для субъекта способа достижения конечного полезного результата в имеющихся условиях.
Согласно этим принципам в основе разных видов адаптивного поведения на каждом уровне и в пределах каждого уровня будут лежать разные функциональные системы и соответственно разные условия и факторы.
Каждый случай нарушения работы функциональных систем приводит к специфическим нарушениям поведения в целом. Задачей психологического синдромного анализа становится выявление основы, деструкция которой приводит к определенной форме нарушения поведения.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиант-ного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых,
это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
Во-вторых,
это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинк-вентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в де-виантном поведении следующим образом:
Социальные отклонения
корыстной ориентации:
правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);
агрессивной ориентации:
действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);
социально-пассивного типа:
стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).
Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.
Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений.
Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.
Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка (Невский ИЛ.,
1993).
Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или
целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства).
Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.
Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.
Иногда ученик буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного суждения о нем, оценки его поведения. Его поведение квалифицируется однозначно, навешивается соответствующий ярлык и под этот ярлык подгоняются система оценочных суждений о нем, характер его взаимоотношений с окружающими. Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая неприятными последствиями.
Или наоборот, угодные или удобные по каким-либо причинам особенности поведения ученика (услужливость, некритичность, внимательность к учителю, готовность поступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются учителем как положительные, поощряются им, а ученик преподносится классу в качестве социального образца для подражания. При этом учитель не только не видит, а буквально культивирует у этого ученика приспособленчество, угодливость, конформизм и другие отрицательные особенности.
Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные
проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и
устойчивые
формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.
Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к
резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают.
Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.
Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное,
направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней;
деструктивно-компенсаторное,
когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает
компенсаторно-иллюзорная
форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.
По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма.
Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются различные варианты социальной дезадаптации:
Девиантное поведение
Дезадаптивное поведение:
аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное В основе:
нарушения психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт
Асоциальное поведение:
агрессивное,
делинквентное (противоправное),
криминогенное (преступное) В основе:
нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения,
социальная дезаптация, десоциализация
⇐ Предыдущая34Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Умеренный тип адаптивности
Между адаптивными типами человека и расами существует взаимосвязь, так как формирование различных типов человека обуславливает их расселение по всему миру.
Тип умеренной зоны наиболее распространен на планете. По отличительным признакам и климату занимает промежуточное положение между двумя типами: арктическим и тропическим.
Умеренный тип широко распространен, сочетает множество разных факторов всех широт, к которым организм должен приспособиться.
Человек как вид отличается огромной изменчивостью морфологических и физиологических признаков. Отчасти, эта изменчивость является реакцией разных популяций на окружающую их среду. Эта реакция носит адаптивный характер и является причиной формирования адаптивных типов, которые независимы от расовой и этнической принадлежности. В одних и тех же условиях разные по происхождению группы имеют одно и то же направление приспособительных реакций.
Как можно представить природу адаптивного типа? Он неравноценен расе, поскольку проявляется независимо от этноса и расы в сходных условиях существования. Адаптивный тип – это норма реакции, конвергентно возникающая в сходных условиях среды в популяциях, которые могут быть генетически не связаны между собой, в то время как расовая общность непременно предполагает общее происхождение всех входящих в нее групп, живущих на определенной территории.
В тропической зоне сходный комплекс приспособительных черт мы находим у европеоидного населения Индии, австралийцев и аборигенов Африки. На Крайнем Севере саамы, ненцы, чукчи и эскимосы обнаруживают единое направление приспособительных реакций. То же самое относится к коренным обитателям пустынь, которые различны в этническом и расовом отношениях. По расово-диагностическому комплексу, характеризующему строение лица и головы, все русские группы, в число которых входят уроженцы не только Восточноевропейской равнины, но также побережья Белого моря и Забайкалья, обнаруживают очень близкое сходство между собой и четко отличаются от бурят Забайкалья – представителей монголоидной расы. В то же время по морфофункциональному комплексу, включающему характеристики размеров тела, уровень белков и липидов в крови и газообмен, русские группы различаются между собой, причем некоторые группы русских обнаруживают более тесную связь с бурятами, нежели с генетически и территориально близкими соседями.
Основные расово-диагностические черты, имеющие приспособительный характер (цвет кожи, форма волос и носа, развитие слизистой оболочки губ) сформировались на заре человеческой истории, в эпоху верхнего палеолита. Адаптивные же типы формировались на протяжении всей истории человечества. Ведь многие районы ойкумены стали обитаемы в сравнительно недавнее в историческом смысле время, тем не менее, адаптивные черты успели за это время оформиться вполне четко.
Можно выделить следующие морфофункциональные комплексы:
- арктический,
- высокогорный,
- умеренный,
- континентальный,
- аридный,
- тропический.
Тропический адаптивный тип представляется наиболее древним. Исходной для формирования этого типа можно считать континентальную зону тропического пояса, в которой температура и влажность оптимальны, а морфологическое и физиологическое разнообразие выражено в наибольшей степени. Аридная зона и зона влажных тропических лесов должны рассматриваться как экстремальные или как мене пригодные для жизни. Именно здесь обнаруживаются самые низкорослые и самые высокорослые племена, несущие некоторые черты специализации.
Расселение человечества по земному шару привело к освоению новых территорий и формированию новых адаптивных типов. Увеличение массы и плотности тела, усиление метаболизма и изменение связанных с этим физиологических признаков, типичных для населения внетропических широт, — это новообразования, связанные с более поздними этапами человеческой истории.
Приспособительные изменения человека и животных характеризуются как сходством, так и отличительными особенностями. Самое важное отличие человека заключается в том, что адаптация человека к определенным географическим условиям не представляет собой экологическую специализацию, которая ограничивает возможности существования в других ландшафтно-климатических зонах. Этой специализации препятствует хозяйственно-культурная деятельность человека.
Одним из возможных направлений изучения взаимодействий человеческих популяций со средой может быть соотнесение адаптивного типа как нормы биологической реакции на среду обитания с хозяйственно-культурным типом как нормой социальной реакции.
Из рассмотрения возрастной динамики признаков явствует, что адаптивные черты в строении тела формируются на ранних стадиях онтогенеза, что свидетельствует об их наследственной обусловленности, созданной естественным отбором.
Характерные черты тропических аборигенов:
- удлиненная форма тела с повышенной относительной поверхностью испаряемости,
- увеличенное количество потовых желез,
- интенсивное потоотделение,
- пониженный уровень метаболизма,
- снижение мышечной массы,
- редукция синтеза эндогенных жиров,
- понижение концентрации АТФ.
Морфофункциональные особенности высокогорных популяций:
- крупная грудная клетка в сочетании с высокой жизненной емкостью легких,
- усиленное насыщение крови кислородом,
- общее повышение основного обмена,
- увеличение длины и веса тела.
Аридный тип:
- облегчение процессов теплообмена,
- понижение метаболической активности,
- увеличение удельной поверхности испаряемости.
Арктический тип:
- большая плотность тела, развитие костно-мускульной массы, прочный скелет,
- высокая гамма-глобулиновая фракция сыворотки крови, повышенные иммунные свойства организма,
- цилиндрическая форма грудной клетки, почти полное отсутствие астенического типа телосложения,
- высокая вентиляционная способность легких, повышенное содержание гемоглобина в крови, большее пространство, занимаемое костным мозгом, высокое содержание белков и липидов в сыворотке крови,
- повышенная способность к окислению жиров, усиление энергетических процессов, высокая стабильность метаболизма в условиях переохлаждения.
Население умеренного пояса занимает промежуточное положение между тропическим и арктическим типами.