Контрольная работа: Психология общения: виды и функции общения


Вопрос 2

Коммуникативная сторона общения:

Основная цель информационно обменного общения – это выработка общего смысла и единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций и проблем. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменом информацией, но и добиться ее адекватного понимания. В связи с этим говорят о существовании барьера, возникающего в процессе коммуникации.

Коммуникационный барьер – это психологическое препятствие на пути от нехватки передачи информации между партнерами по общению (быстрая речь).

В процессе общения обмен информации осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне. На вербальном уровне используется человеческая речь. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулирующий процесс общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту и направлять толкование слов в определенную сторону, выражать эмоции, оценки, смысловые ситуации, принятую роль.

Виды невербальных средств общения:

  1. Визуальный вид (кинесика – движения рук, головы, походка, выражение лица, глаз, поза, направление взгляда, кожные реакции, проксемика – это пространственная не временная организация общения – расстояние между собеседниками).
  2. Акустический вид (качество голоса, диапазон, тональность).
  3. Тактильный вид (тапесика – прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).
  4. Ольфакторный вид (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и неестественные запахи человека).

Вопрос 3.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения):

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если придерживаться определенной схемы, то можно сказать, что общение в широком смысле слова как реальность межличностных и общественных отношений включает в себя коммуникацию как обмен информацией. Если коммуникационный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что допустимое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Другая сторона вопроса фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

6 стр., 2802 слов

Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте

13 Контрольная работа по дисциплине: «Детская психология» На тему: «Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте» Содержание: ВВЕДЕНИЕ 1. Общая характеристика и значение эмоционально-личностного общения в младенческом возрасте 2. Эмоционально-личностное общение в период новорожденности 3. Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни 4. Эмоционально- …

Виды взаимоотношений:

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

Конкуренция – конфликтная ситуация, основанная на разных позициях участников, пусковой механизм, развитие и разрешение конфликта.

Деструктивный конфликт переходит на личности, порождает интересы, независимые от причины.

Продуктивный конфликт возникает, когда столкновение основывается на несовместимости личностей, порождается различие в точках зрения на какую либо проблему.

Стили общения: демократический, либеральный и деловой

Демократическим стилем предусматривается то, что перед принятием какого-либо решения, необходимо его обсудить. Что это значит?

  1. Эффективное использование мотивации.
  2. Присутствие удовлетворенности плодами своего труда.
  3. Раскрытие творческого потенциала, поощрение инициативы.
  4. Поддержание благоприятного психологического климата.

Для либерального (подробнее будет описан ниже) присуща одна отличительная черта от демократического в том, что собеседник, занимающий более высокий статус в обществе или на производстве в данной группе собеседников является мягким и покладистым. В результате чего люди обладают большей возможностью на самоуправление.

Деловой стиль чаще всего ассоциируется с официальным деловым, что не совсем верно, так как у этого стиля предназначение на применение не только внутри государства, но и между ними. Им предусмотрена как устная, так и письменная форма с полным исключением двойственного понимания. Официальным стилем руководствуются организации с различными формами собственности, в основном в письменном виде, а в устной форме — партнерские коммуникации. Этот стиль предназначен для ведения переговоров, заключения взаимовыгодных сделок и др.

Но мир не зациклен только на деловых коммуникациях, ибо есть еще и профессиональный вид взаимодействия. Здесь уже общаются специалисты какой-то отрасли с набором узкоспециализированных терминов.

Вопрос 4.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения):

Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми имеются в виду определенные люди, социальные группы, большие социальные общности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к его группе, индивида, принадлежащего к другой группе, собственную группу, чужую группу, также может воспринимать общности. Сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и вся группа. Тогда к этому процессу стоит еще добавить: восприятие группой своего собственного члена, представителя другой группы, восприятие группой самой себя, восприятие в целом другой группы.

8 стр., 3852 слов

«Трудные» подростки и неформальные группы общения

Содержание. Введение………………………………………………………………………..3 Часть 1. Краткая история молодёжныхнеформальных групп………………………..4 Часть 2. Молодёжные неформальные группы вРоссии………………………………13 Часть 3. Индивидуальный подход кшкольникам-неформалам………………………20 Список литературы…………………………………………………………….25 & …

Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия

С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешно­стью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров, то есть без перцептивной стороны общения.

На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Исследованиями подтверждено, что дети и взрослые отличаются по социальной перцепции. Дети в большей степени ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа и т.п.), они лучше распознают эмоциональное состояние человека по выражению лица, чем по жестам. Кроме того, сильное влия­ние на процесс восприятия оказывает профессия наблюдателя. Так, при оценке одного и того же человека продавец будет оценивать внешний вид, филолог — особенности речи, медик — физичес­кое здоровье.

Однако в целом перед человеком стоит задача не просто «вос­принять», а, скорее, познать другого человека. В ходе познания осуществляется эмоциональная оценка человека и попытка по­нять логику его поступков и уже на этой основе строить свое соб­ственное поведение.

Люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга по жизненному опыту, социальному статусу. Статус социальный — это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков: профессия, образова­ние, экономические, семейно-возрастные, этнические и др.), интеллектуальному раз­витию и т.п. Какие же признаки позволяют нам судить, напри­мер, о превосходстве собеседника по социальному статусу? Ис­следования показали, что существенное значение имеет процесс формирования первого впечатления о человеке. Большое влияние на первое впечатление оказывает:

1) внешний вид человека (одеж­да, прическа, украшения, очки, знаки различия; в некоторых случаях рассматривается такая «одежда», как машина, оформле­ние кабинета, канцелярские принадлежности и т.п.);

2) манера поведения человека (как стоит, ходит, сидит, разговаривает, куда устремлен взгляд и т.п.).

Внешний вид и манера поведения являются факторами превос­ходства, так как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

В наше время роль одежды является весьма значимой. Зная «секреты» одежды, можно со­здать определенный образ у партнера по общению, повысить (в случае необходимости — понизить) свою значимость и престиж. Например, собираясь на экзамен и надевая строгий костюм и рубашку с галстуком, скорее всего, студенты стремятся чуть-чуть завы­сить свой социальный статус. Если же преподаватель на тот же экза­мен надевает джинсы и свитер, то он пытается ослабить фактор сво­его превосходства с целью улучшения взаимодействия со студен­том. Правильно подобранная одежда поможет сформиро­вать благоприятное впечатление, вызвать доверие со стороны парт­нера и создать образ честного, надежного собеседника.

Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? Во-первых, — цена. Цена одежды определяется по качест­ву, а также по частоте встречаемости данной модели (дефицитность) и ее модности. Во-вторых, — силуэт одежды. «Высокостатусным» как для женщин, так и для мужчин считается силуэт, напоминающий по форме вытянутый прямоугольник с подчеркнутыми угла­ми, «низкостатусным» — силуэт, напо­минающий по форме шар.

Например, свитер, особенно объемный и пушистый, джинсы или мягкие брюки несовместимы с высоким статусом. Однако на дружеской вечеринке мягкий свитер (пуловер) воспринимается лучше, чем строгий костюм. В-третьих, — цвет одежды. Необхо­димо учитывать, что в разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В европейской одежде признаком высокого статуса (независимо от тенденции моды) считаются ахроматиче­ские цвета, т. е. черно-серо-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус человека. Все эти призна­ки важны во взаимодействии, их не следует рассматривать в от­дельности.

Кроме того, на первое впечатление влияют различные детали, например, украшения. Массивные золотые перстни-«печатки» у мужчин, а также большие бриллиантовые кольца у женщин хотя и указывают на их финансовые возможности, но иногда могут вызвать нежелательный эффект («оказать медвежью украшений могут показаться партнеру по общению как хитрые, неискренние, склонные к доминированию люди, пре­тендующие на повышенное внимание к своей особе.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют эле­менты, позволяющие судить о статусе собеседника (походка, ма­нера сидеть и стоять). Например, результаты экспериментов пока­зали, что окружающим больше нравятся люди, сидящие на стуле свободно, чуть наклонив корпус тела вперед. И, наоборот, люди, садящиеся на стул ровно, слегка отклоняясь назад, вызывают негативное отношение; то же относится к манере сидеть на стуле с перекрещенными руками или ногами.

При восприятии человека большое значение имеет фактор при­влекательности. Сложность определения этого фактора вызвана тем, что мы привыкли считать привлекательность индивидуальным впе­чатлением. Всякая попытка обобщить признаки привлекательности «наталкивается» на внутреннее сопротивление. Разные народы в разные исторические периоды имели и имеют свои каноны красо­ты, поэтому фактор привлекательности определяется не разрезом глаз и цветом волос, а социальным значением того или иного при­знака человека. Ведь существуют одобряемые и неодобряемые обще­ством или конкретной социальной группой типы внешности, а зна­чит, привлекательность — это приближение к типу внешности, мак­симально одобряемому той группой, к которой мы принадлежим.

Еще одним важным фактором восприятия является отношение со стороны окружающих. При этом люди, хорошо к нам отно­сящиеся, оцениваются гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо. В эксперименте психологи, выявив мнения испытуе­мых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека, высказавшего это мнение. В данном эксперименте согласие выявлялось с помощью прямых вопросов. Однако существует большое количество косвенных признаков со­гласия: кивки одобрения, улыбки и слова в нужных местах, мане­ра держаться. В общении очень важно, чтобы согласие было явно выражено. Если есть согласие, то включается восприятие по фак­тору положительного отношения к нам.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке — так называемые ошибки (эффекты) восприятия:

  • Эффекты стереотипизации — приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.):
  • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  • Эффекты последовательности:
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придается большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчиненных и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчиненных и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания — ожидая от человека определенной реакции, мы провоцируем его на нее.
  • Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  • Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.
  • Эффект — приписывание характеристик себе или другому человеку.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по силам разобраться в особенностях восприятия и научить­ся корректировать свои ошибки.

Вопрос 5

Способы оптимизации общения:

Коммуникация – это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. При коммуникации мы совершаем взаимные поставки эмоциональных переживаний и ценностных представлений. Жесты, мимику, интонацию громкость нашего голоса, одежду, манеры поведения и т. д. Получатель информации анализирует с целью выяснения, что чувствует собеседник по отношению к нему: симпатию или антипатию. В зависимости от результатов такого анализа он принимает или отвергает собеседника как партнера по общению.

Посягательства на чувство собственного достоинства или столкновение с какими-либо ценностными представлениями в общении приводят к трудностям в восприятии содержания информации, которую один из собеседников хотел бы донести до сведения другого. Также в общении важную роль играет создание определенного образа человека, своеобразного имиджа.

Известно, что в сфере деятельности деловых людей важную роль выполняют различные переговоры. К достаточно эффективным относятся методы не директивного ведения переговоров.

Для прояснения смысла сообщения важную роль играет установление правильной обратной связи. Обратная связь – это реакция воспринимающего (словесная или несловесная) на поведение партнера. Это информация не о том, что представляет собой тот или иной человек, а в большей мере о нас самих в связи с этим человеком. Иногда контакт с партнером по общению устанавливается очень медленно. Для того чтобы без особого напряжения создавать доброжелательную атмосферу в общении, позволяющую содержательно углубить контакт, необходимо пройти через четыре этапа:

  1. Переключение от общения самим собой на общение с партнером.
  2. Установление контакта.
  3. Поддержание контакта во время передачи основного сообщения.
  4. Разрыв контакта.

Следует отметить, что в процессе коммуникации могут возникать различные преграды, связанные с непониманием. Преградой для понимания может служить характер восприятия партнеров по общению, обусловленный их личностными установками. Существенной преградой являются также смысловые барьеры, связанные с различием смыслов, вкладываемые разными людьми, а одни и те же слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету …

Хотя словесные символы являются основными для передачи идей, важную роль в общении выполняют невербальные символы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние до партнера и т. д. Неодинаковые их прочтения разными людьми могут создавать проблемы в общении. Непонимание между людьми возникает также из-за наличия плохой обратной связи, которая позволяет определить, действительно ли сообщение истолковано в том смысле, который в него первоначально вкладывали.

Общение как специфический вид человеческой активности является одним из ведущих факторов развития личности. В связи с этим оптимизация общения приобретает очень важную роль (диагностика).

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕНИЯ: ИМПЕРАТИВНОЕ, МАНИПУЛЯТИВНОЕ И ДИАЛОГИЧЕСКОЕ

В социальной психологии и теории коммуникации выделяют три типа межличностного общения: императивное,

или директивное, авторитарное;
манипулятивное; диалогическое
(
Шевандрин Н.И.
Социальная психология в образовании. Ч. 1. М., 1995. С. 96, 97).

Диалогическое (гуманистическое)общение – это равноправное субъект-субъектное персонифицированное общение, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Главное правило диалога – это восприятие партнера как равного, имеющего собственную позицию, установка на доверие к нему. Диалог – это не воздействие на сознание и поведение партнера, а именно равноправное взаимодействие с ним. Диалог – это подлинная экзистенциальная коммуникация, переживание опыта равноценного субъекта в процессе общения. Подлинный диалог не допускает общения как «обмена информацией» или «обмена материальными и нематериальными ценностями, «знаками одобрения и престижа» ради выгоды, как это трактуется в теории обмена американским социологом Джорджем Хомансом

(1910–1989) и как это принято в условиях прагматизма рыночных отношений. В современном массовом обществе главный дефицит – это дефицит подлинного общения – общения ради общения, что подтверждается кросс-культурным и социологическими исследованиями, проводимыми в развитых странах.

Диалогическое общение – это процесс не созерцательного, а «конкретного деятельностного приобщения

одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту во всех его разновидностях, процесс
целостного сопереживания ему, и духовного, и практического
(
Докучаев И. И.
Введение в историю общения. Историография и методология решения проблемы. СПб., 2001. С. 5).Культуролог и семиотик
Ю.М. Лотман,
рассматривая такие культурно-исторические формы духовного общения, как искусство беседы, культуру письма и семейного чтения, называл
истинным общением
(диалогом)
познание человеком человека
и
познание человеком окружающего мира.
Он считал общение средством передачи форм культуры и общественного опыта.

В качестве критерия эффективности диалоговой коммуникации российские социологи Т.М. Дридзе и Т.З. Адамьянц рассматривают степень достижения взаимопонимания

между участниками диалога. При этом взаимопонимание является не только целью, но и предпосылкой коммуникации, которая заключается в исходной
установке на понимание – коммуникативной интенции
как «равнодействующей» мотива и цели общения и взаимодействия людей с окружающим их миром. Предрасположенность актора к диалоговой коммуникации проявляется в открытости по отношению к принимающей стороне, т.е. в демонстрации явных мотивов и целей коммуникации. Если эти условия отсутствуют, то возникают нежелательные
коммуникативные сбои
(«ножницы восприятия»), т.е. взаимопонимание не достигается по вине либо одной, либо другой стороны, участвующей в общении, либо одновременно обеих. Дридзе выделяет следующие коммуникативные сбои: псевдокоммуникацию, при которой сообщения не увенчиваются адекватными интерпретациями коммуникационных интенций», коммуникатор и коммуникант не просто остаются каждый на своей позиции, но и не понимают адекватно намерений друг друга при вступлении в коммуникацию;
квазикоммуникацию, когда происходит «ритуальное действие», подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию (Адамьянц Т.З.
Социальная коммуникация. М., 2005. С. 10–13;
Дридзе Т.М.
Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии//Общественные науки и современность, 1996. № 3).

Императивное(императив – приказ: «ты должен») общение– это субъект-объектное общение сверху вниз. Его целью является достижение контроля над поведением, установками, мыслями партнера по общению, принуждение его к определенным действиям; при этом партнер рассматривается как объект воздействия, но приказы и распоряжения ему выдаются открыто. Допустимо и даже эффективно императивное общение в таких сферах, как военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в экстремальных условиях, когда нужна сильная воля лидера, а вот родительские, супружеские, дружеские и педагогические отношения не могут базироваться на императивной коммуникации.

Манипулятивное общение– это субъект-объектное общение (горизонтальное – мягкая манипуляция и вертикальное – агрессивная манипуляция), при котором воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно.

Манипуляция – это воздействие на человека (группу людей) с целью побуждения к действиям, противоречащим его (их) собственным интересам. Как и императив, манипулирование предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, но манипулятивное воздействие, в отличие от открытого приказа, осуществляется незаметно, скрытно. При этом реальные цели и мотивы манипуляторов практически всегда расходятся с декларируемыми. В манипулятивной коммуникации партнер воспринимается не как уникальная, свободная, равноправная личность, а как носитель определенных качеств и свойств, нужных манипулятору. Разница между
манипуляцией
и внешне схожим с ней приемом так называемого
скрытого воздействия
состоит в стремлении активной стороны к достижению одностороннего выигрыша. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации, декларировании возвышенных целей, но одновременно существует нечто скрытое, некий механизм, который позволяет воздействовать на людей, не будучиобнаруженным (
Николайшвили Г.Г.
Социальная реклама: теория и практика. М., 2008. С. 99, 100).

Особенности манипулирования изучали многие психологи, теоретики коммуникологии и коммуникативистики. Владимир Михайлович Бехтерев

(1857–1927) считал манипулирование внушением, при котором в сознание незаметно вносится «прививка идей». В отличие от убеждения, внушение – это воздействие на сознание без внешнего принуждения, без рационального размышления. Манипулирование – это управление сознанием и поведением человека, его установками и впечатлениями, его мотивами и реакциями. Американский психолог Э. Шостром полагал, что известная менеджерам концепция бесконфликтного общения Дейла Карнеги – это приемы «мягкой» манипуляции, которые тем не менее помогают в преуспевании в сфере бизнеса. Шостром предложил классификацию манипуляторов, объяснил причины манипулятивного поведения и предложил технологии, помогающие распознать манипуляторов (
Шостром Э.
Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М, 1992). Московский психолог
Е.В. Доценко,
книга которого о социально-психологическом феномене манипуляции неоднократно переиздавалась и стала хрестоматийной, изучил этимологию понятия «манипуляция», толкования этого термина, технологии и проявления манипуляции в межличностных и политических коммуникациях. По его мнению, метафорой манипуляции можно назвать «подчинение» управлению сознанием и поведением (как если бы человек сделал то, что ему велят, сам), «скрытое» воздействие и «искусное» воздействие.
«Манипуляция– это узел, в котором сплелись воедино важнейшие проблемы психологии воздействия: наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменение баланса интересов» (Доценко Е.Л.
Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. С. 8).
Манипулятивная коммуникация– это перехват инициативы, отвлечение внимания адресата, «игра» на различных «струнах души», т.е. на значимых мотивах манипулируемого. Это стремление поставить его в подчиненное, зависимое положение. Это убеждение вас в необходимости борьбы «за место под солнцем» либо наигранное заискивание и стремление угодить. Это ощущение того, что манипулятор «темнит» (Казаринова И.В., Погольша В.М.
Межличностная коммуникация. СПб., 2004. С. 84. 85). Эти характеристики манипулятивной коммуникации помогут распознать манипулятора и избежать неприятного общения с ним.

О современных технологиях и приемах манипулирования индивидуальным и массовым сознанием,

используемых в СМИ, об основных «конструктах» социально-политического манипулирования (мифы, стереотипы, имиджи) существует ряд интересных публикаций (
Богомолова Н.Н.
Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008;
Кара-Мурза С.Г.
Власть манипуляции. М., 2004;
Кара-Мурза С.Г.
Манипуляция сознанием. М., 2000;
Грин Р.
48 законов власти. М., 2007;
Осипов Г.В.
Социология и социальное мифотворчество. М., 2002;
Мельник Г.С.
Mass-Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996;
Гнатюк О.Л.
Актуальные проблемы изучения телевидения в системе массовой коммуникации//Россия в Глобальном мире. Социально-теоретический альманах. № 1. СПб., 2001;
Гнатюк О.Л.
Алармизм как негативная асимметрия, или новая функция российских СМИ//Экстремизм и средства массовой информации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23–24 ноября 2006 г. СПб., 2006;
Березкина О.П.
Социально-психологические технологии создания политического имиджа. СПб., 1997;
Тощенко Ж.Т.
Время мифов и пути их преодоления//Социс. 2006. № 1;
Кармин А.С.
Психология рекламы. СПб., 2004).

Вопрос 6.

Определение, функции, границы, классификации малых групп:

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственно-личных контактов. Принято говорить о верхнем и нижнем пределах малой группы. В части мнений считается, что нижней границей малой группы являются 2 человека, но существует другая точка зрения – 3 человека. Верхний предел малой группы – это максимальный ее объем (50-+2).

Верхний предел группы определяется критериями, которые обусловлены характером самой деятельности.

Коллектив – это особое качественное состояние малой группы, которое достигло высокого уровня социальной психологической зрелости. При таком понимании всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая малая группа может быть коллективом.

Классификация:

  1. Лабораторная группа – это группа, специально созданная для выполнения заданий в экспериментальных условиях.
  2. Естественная группа – это группа, функционирующая в реальных жизненных ситуациях.
  3. Формальная группа – группа, структура и отношения в которой установлены и регулируются в административно-правовом порядке.
  4. Группа членства — в ней индивид на самом деле является участником.
  5. Референтная группа – это группа, чьи нормы и ценности личность разделяет и соотносит с ними свои установки.

Принадлежность каждого человека к определенной группе связана с реализацией некоторых потребностей индивида. Определенная часть жизненной активности этого индивида проявляется в рамках деятельности социальной группы. В этой группе определен стиль его поведения, который в свою очередь определяет межличностные отношения, статус индивида (положение индивида в обществе, занимаемое им в соответствии с его функциями, полом и т. д.) и роль индивида (совокупность усвоенных и выполненных функций и принятого поведения).

3 стр., 1109 слов

Индивид, индивидуальность, личность, структура личности, ее многоуровневость и иерархичность

Содержание Введение 3 1 Индивид и индивидуальность как категории психологии 5 1.1 Содержание понятия индивид и его связь с понятием индивидуальность 5 1.2 Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности 9 2 Понятие личности и ее структура 12 1.2 Содержание понятия личность 12 2.2 Структура личности 14 3 Методы комплексной оценки личности 23 3.1 16-факторный личностный опросник Р. …

В зависимости от стиля поведения присущего большинству участников возможно принятие группового решения. Продуктивный процесс принятия решения включает в себя появление образований в виде новых целей, мотивов, установок, смыслов, способов действия.

Понятие референтной группы. Референтометрия:

Референтная группа – это группа, нормы и ценности которой личность разделяет, соотнося с ней свои установки. К функциям референтной группы можно отнести формирование у личности симпатии, эмоционального предпочтения к тем или иным людям. В такой группе лежат основные определяющие для личности – оценки, действия, поступки.

Референтная группа имеет свои стандарты и убеждения, что с точки зрения сохранения целостности очень важно, поскольку каждый индивид, состоящий в группе, идентифицирует себя, относительно этих стандартов и убеждений. При выборе и оценке своих поступков используется каждым индивидом система эталонов данной группы. Это необходимо для стабильности группы. Также индивид оценивает поведение других людей и социальные события, что позволяет возникновению последующего воспроизводства в группе.

Референтность – форма специфических межличностных отношений, опосредованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в социальной ориентации зависимость субъекта от других людей, выступающую как избирательное отношение к ним в условиях задачи ориентации в объекте. Референтометрия используется для проверки того, насколько личностные ценности каждого совпадают с ценностями той группы, которая определяет социометрический статус личности.

Социально-психологическая характеристика малой группы:

Рассматривается через измерения или уровни круговой структуры:

  1. Социометрическое измерение характеризует особые позиции индивида в системе внутригрупповых межличностных отношений.
  2. Формально-статусное измерение дает представление о соподчинении позиций индивида в системе официальных отношений, что зафиксировано в штатском расписании организации.
  3. Коммуникативное измерение – реализуется в коммуникативных сетях, которые фиксируют соподчинение позиций индивидов в зависимости от их расположения.
  4. Отношение к власти отражает позицию индивидов в зависимости от способности оказывать влияние внутри группы.

Существует несколько типов социальной власти:

  • вознагражденная власть способствует вознаграждению другого лица.
  • принужденная власть реализуется через принуждение и наказание другого лица.
  • лигитивная власть основана на допущении того, что один субъект имеет узаконенное право предписывать поведение другого субъекта.
  • референтная власть в своей основе имеет относительные симпатии и эмоциональные предпочтения.
  • Экспертная власть основана на превосходстве другого лица в специальных знаниях и компетентности в определенной деятельности.
  1. Лидерство определяется иерархией позиции индивидов в зависимости от их ценностного потенциала и вкладов в жизнедеятельность группы.

Типы лидеров:

  • функциональный лидер – это компетентный лидер, сосредоточенный на поставленные задачи. Он борется за достижение поставленных группой целей.
  • Аффективный лидер сконцентрирован на взаимоотношениях между участниками группы.

Лидерство в группах:

  1. Лидерство возникает преимущественно в не официальной группе, при соответствующих взаимоотношениях. Руководство же в официальных группах.
  2. Лидерство преимущественно проявляется в малых группах, лидер замкнут в ней, поскольку ему необходимо поддерживать связь с вышестоящим руководителем.
  3. Лидер выдвигается стихийно, и зависит от изменений группового настроения.
  4. Авторитет лидера основан на личном его влиянии, ответственность менее опосредована, чем руководителя.

Очень важно отметить и то, что к характеристике малой группы относятся три направления:

  1. Социометрическое направление (Дж. Морено).
    В обществе

выделяются две структуры отношений. Макроструктура – пространственное размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности. Микроструктура – структура психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Все социальные конфликты направленно связаны с несовпадением микро и макро структуры. Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

  1. Социологическое направление (Э. Мейо).
    Проводился

эксперимент о влиянии освещенности на производительность труда. В ходе эксперимента в экспериментальной группе освещенность увеличили, при этом наблюдался рост производительности труда, при обычном освещении в контрольной группе производительность не наблюдалась. На следующем этапе в экспериментальной группе были отменены условия освещенности, а производительность труда продолжала расти. В результате этого в контрольной группе начался рост. Были проведены дополнительные исследования. Увеличили заработную плату, освещенность, оборудование, Производительность труда росла, когда все это было отменено. Мейо понял, что здесь играет роль сознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии. Это было истолковано, как особое чувство стабильности – потребности ощущать себя принадлежащим какой-либо группе.

  1. Школа групповой динамики (Левин).
    Он создал теорию поля.

Центральная идея заключалась в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях группы с заданными характеристиками и последующим изучением функционирования этой группы. Этот процесс получил название групповой динамики.

Императивное общение (подавление)

Такое общение обычно называют авторитарным или автокра­тическим, или даже директивным. По воздействию на партнера, на собеседника оно относится к группе деструктивных видов об­щения. Основной целью императивного (от лат. imperativus

— по­велительный, не допускающий выбора) авторитарного общения является подчинение, когда один из партнеров подчиняет себе другого, контролирует его поведение, действия, мысли, а также принуждает действовать в выгодном для себя направлении.

При таком взаимодействии индивидуальные особенности и личные цели партнера не имеют значения, он рассматривается как безликий человек, средство достижения цели другого, как механизм, который не может самостоятельно работать, поэтому его нужно включать, им нужно управлять. Причем представитель императивного контакта не скрывает своих намерений, принуж­дая другого действовать по принципу: «Я сказал!». Авторитарный тренер обычно предпочитает убеждению принуждение. В качестве средств влияния используются приказы, указы, распоряжения, инструкции, угрозы и предписания. Обычно такой представитель авторитарного стиля демонстрирует дистанцию, соблюдает иерар­хию даже при игровом взаимодействии, противопоставляет себя другим, не считаясь с партнерами, создавая довольно-таки на­пряженную атмосферу общения.

С психологической точки зрения авторитарный стиль взаимо­действия неблагоприятен. Самое слабое место такого стиля обще­ния — нежелание и неумение отмечать успехи других, хвалить и поддерживать, поощрять партнеров. Если подобный лидер ока­зался руководителем групповой дискуссии, то, как правило, ее участники не проявляют инициативу, творчество, чаще всего они пассивны в высказываниях и тем более в принятии решений. При тренинге педагогического общения такой стиль нецелесообразен, так как он является причиной повышенной психологически-стрес- совой нагрузки, вредной для здоровья, провоцирует конфликт­ные ситуации, негативную реакцию и сопротивление, разрушает отношения в группе изнутри.

Тренеру важно помнить, что агрессивное поведение может, быть при­знаком закомплексованности. Некоторые люди вследствие комплексов становятся зажатыми и прячутся в своих раковинах. Другие же реагируют гораздо более открыто и агрессивно. В ходе занятий попытайтесь осто­рожно определить, в чем кроется причина такого поведения. Некоторые могут быть недовольны каким-то новшеством, предлагаемой вами идеей или новым методом работы. По возможности попытайтесь выявить ис­тинную причину проблемы во время обеденного перерыва, т.е. нефор­мального общения.

Манипулирование в межличностном взаимодействии

Профессиональная жизнь людей зачастую напоминает детскую игру по перетягиванию каната. Однако у целого ряда людей эта незатейливая процедура становится тонко рассчитанной психо­логической манипуляцией, инструментом для достижения влас­ти, продвижения по служебной лестнице — и все это для того, чтобы «перетянуть власть на свою сторону».

Что же такое манипуляция? В Оксфордском словаре англий­ского языка манипуляция (manipulation

) в самом общем значении

определена как обращение с объектами со специальным намере­нием, особенной целью, как ручное управление, как движение, производимое руками. В переносном смысле манипуляция опреде­ляется как акт влияния на людей или управления ими или веща­ми с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка. В контексте межличностных отношений термин «манипуляция» стал использоваться лишь в конце XX в. Многие манипуляторы действуют по принципу «Раз­деляй и властвуй». Проблема усугубляется тем, что они не только не могут сохранить собственные отношения с людьми, но и губи­тельно действуют на взаимоотношения других.

Объектом манипулирования, как правило, является межлич­ностное взаимодействие, а предметом — психологические аспек­ты механизмов и технологий влияния. В этом контексте результа­ты манипулирования можно рассматривать в переносном значе­нии, как стремление «прибрать к рукам», «приручить», «заарка­нить», «поймать на крючок» другого, т.е. прослеживается попыт­ка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку. Специалисты по психологии манипулирования выделяют три су­щественных признака психологической манипуляции:

она содержит идею «прибирания к рукам» (кого-то или чего- то);

ее обязательное условие — создание и сохранение иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия;

искусность, мастерство манипулятора в выполнении приемов и техник воздействия.

Особенность манипулирования состоит в том, что манипуля­тор стремится скрыть свои намерения, и то, как они будут истол­кованы, зависит от того, кто попытается понять манипулятивные ходы и действия партнера. В литературе выделяются три позиции, которые занимают люди по отношению к процессу манипуляции.

Позиция манипулятора.

Большинство людей многократно ис­пользуют эту роль: то, как руководитель, ищущий благосклонно­сти вышестоящего начальства; то, как подчиненный, избегаю­щий ответственности за недоделки в работе; то, как специалист по воспитанию других.

Позиция жертвы манипуляции.

Также весьма распространенная позиция. Практически любой человек может вспомнить ситуации, когда он вскрывал неискренность, «двойную игру» со стороны своих руководителей, коллег, деловых партнеров, когда некор­ректно использовались его естественные потребности человека и появлялись досада, душевная травма, разочарование из-за того, что он попался на чью-то удочку, кому-то излишне доверился, понес моральный или психологический ущерб.

Позиция внешнего наблюдателя.

Человеку, не вовлеченному в манипулятивное взаимодействие, приходится заниматься моде­

лированием и реконструкцией его деталей и характера: интерпре­тировать информацию, домысливать ситуацию за участников, восстанавливать необходимые фрагменты, действия, чтобы вы­брать свой сценарий и схему поведения.

В тренинге педагогического общения любая акция манипули­рования имеет несколько групп признаков, позволяющих выде­лить ее из числа действий, действительно направленных на эф­фективное взаимодействие.

В их число входят:

собственно психологическое, суггестивное воздействие на другого человека;

отношение манипулятора к другому человеку как средству достижения своих целей;

стремление получить односторонний выигрыш;

скрытый, закамуфлированный характер самого воздействия и его направленности;

игра на слабостях партнера, изощренная апелляция к ин­стинктивной агрессивности и провоцирование биологически на­пряженных потребностей человека (страха смерти, сексуального влечения, физической боли, телесных повреждений, любви к ближним, неуверенности и низкой самооценки и т.п.);

использование силы, давления, уверенности в себе;

побуждение, мотивационное привнесение;

мастерство в осуществлении манипулятивных действий.

Таким образом, манипуляция — это вид психологического

воздействия, блестящее исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Манипулятивное об­щение сходно с императивным. Манипуляцию и императив объ­единяет стремление добиться контроля над поведением и мыс­лями другого человека. Отличие сохраняется лишь в том, что при манипулятивном общении собеседник не информирует партне­ра о своих истинных целях и намерениях — они скрываются или подменяются другими. Особенно это распространено в деловой коммуникации.

В современных условиях прецеденты нарушения принципа пси­хологической безопасности людей, в том числе и через манипу­лирование, характерны для разных видов деятельности, в том числе и педагогической. Поэтому необходимы общественный резонанс, восстановление системы духовных ценностей, авторитетные экс­пертные заключения профессионалов о дестабилизирующем воз­действии манипуляторов, их некорректных действиях и поведе­нии, а также нужна более широкая пропаганда ярких, харизмати­ческих личностей, добившихся общественного признания за счет своего лидерского потенциала и таланта взаимодействия с други­ми людьми.

Вопрос 7

Механизм групповой динамики:

  1. Важнейшим из процессов, относящихся к групповой

динамике, является процесс образования малых групп. Непосредственное формирование группы и психологических процессов, которые делают группу группой, является групповое давление на индивида.

  1. Процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия

групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства.

  1. Развитие совместной деятельности. Здесь стоит упомянуть о

таком понятии как коллектив, происходит его образование.

Феномены взаимодействия личности и группы:

Психические феномены выражают отношение человека к различным социально-значимым объектам: окружающим людям, группам, социальным институтам. Здесь можно выделить два класса характеристик феномена: характеристика функций и характеристика внутреннего состава и содержания таких феноменов.

  • межличностная ориентация (оценка руководством наименее

предпочтительного сотрудника).

  • авторитарность – директивное поведение, стремление к

контролю над действиями участников.

  • социальная сензитивность характеризует способность

личности к отражению состояний других людей. Включает в себя эмпатию и социальное понимание.

  • стремление к власти соотносится с поведением членов

группы, направленных на достижение престижных внутригрупповых позиций.

  • надежность – ответственность, уверенность в себе,

самоуважение.

  • эмоциональная устойчивость включает в себя тревожность и

личное приспособление при повышении одного и понижении другого требования, проявляется личностью в группе. Личность охотнее меняет свои взгляды под влиянием группы.

Общение как межличностное взаимодействие

В основе межличностного взаимодействия лежит контакт индивидов (двоих и более), подразумевающий набор последовательных и логически обоснованных реакций на действия друг друга.

Межличностное взаимодействие может принимать различные формы, но оно всегда приводит к изменению поведения, характера взаимоотношений, эмоционального состояния оппонентов и т.д.

Межперсональное общение – это общение людей, каждый из которых обладает своими уникальными специфическими качествами, какие раскрываются в ходе общения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: