Понятие и этапы формирования
Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвязаны, но не являются взаимозаменяемыми. Чувства — особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления. С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.
Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это — признак плохого воспитания.
Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.
У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные — невысказанные.
Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожания, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.
Функции эмоций
Функции эмоций
Важнейшая характеристика эмоций – ее регулятивная функция. Переживания выступают в роли сигналов, которые информируют человека о том, как идет процесс удовлетворения потребностей. Субъективно чувства – показатель того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей: сознавая или не осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребностей.
Эмоциональные процессы, пишет С.Л. Рубинштейн (2000), приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам. Отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или в разрез с ними, определяет судьбу его эмоций.
Чувства, по мысли А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, выполняют роль смыслоразличения: «эмоции – это глаза, видящие смыслы жизни» (по А.Д. Кошелевой, 2003).
Появление чувства означает резкое изменение оценки предмета, на котором сосредотачивается чувство, а в связи с этим изменение в оценке остальных предметов и, следовательно, ситуации в целом. Созревая и оформившись, чувства становятся могучим средством переориентировки в ситуации. Чувства представляют собой очень своеобразные и могущественные способы ориентировки в жизненно важных обстоятельствах. Этого рода ориентировку нельзя заменить ни интеллектуальным решением, ни волевым усилием. А глубокие физиологические изменения (при остром возникновении чувств) и нервные механизмы, обеспечивающие эти изменения, сложились генетически и в нормальных условиях служат для сохранения этой ориентировки и успешного выполнения последующей деятельности (П.Я. Гальперин, 2000, с. 141).
Возможные подходы к классификации эмоций и чувств
1. Согласно одному из принятых подходов, различают негативные, позитивные и нейтральные эмоции. Например, такие эмоции как удивление, любознательность, интерес относят к разряду нейтральных эмоций.
2. Еще один подход – различают эмоции стенические и астенические.
Стенические – эмоции, отличающиеся действенностью. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил.
Астенические эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, расслабляют человека.
3. Называют низшие и высшие эмоции (чувства).
Низшие эмоции даны от рождения. Они более тесно связаны с успешностью удовлетворения потребностей. Высшие эмоции – результат социальной жизни человека. Высшими чувствами называют те чувства, которые включают все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. Высшие чувства – это нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Нравственные (моральные) – выражают отношение человека к человеку и шире к обществу.
Интеллектуальные чувства – выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности.
Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому.
4. Согласно еще одному подходу можно вести речь еще одной группе эмоциональных состояний. В этой группе – аффекты, настроение, страсть. Интенсивность и продолжительность во времени – критерии выделения данных. Аффекты – интенсивное, но кратковременное эмоциональное переживание. Страсть – интенсивное и продолжительное эмоциональное переживание. Настроение – слабая интенсивность, но длительное по времени.
5. Еще одна группа эмоциональных состояний – стресс и фрустрация
Стресс – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2006, с. 580).
6. Согласно подходу К. Изарда (2000) речь можно вести о ряде основных эмоций. Это – интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх.
Внешние выражения эмоциональных состояний
Эмоциональные состояния находят отражение в мимике, дыхании, позе, жестах, голосовых характеристиках (громкость, тон, интонация, темп) человека.
Эмоциональная компетентность
К категории «эмоциональная компетентность» обращается Г. Бреслав (2004) и описывает существующие подходы к анализу данного феномена. Так, К. Саарни рассматривает эмоциональную компетентность концептуально и эмпирически.
Концептуально эмоциональная компетентность – это единство трех аспектов: «Я-идентичности», характера и истории развития.
Эмпирически эмоциональная компетентность, по Г. Бреславу, – это набор из восьми видов способностей и умений:
а) осознание собственных эмоциональных состояний;
б) способность различать эмоции других людей;
в) способность использовать словарь способностей и формы выражения, принятые в данной культуре (или субкультуре), а на более зрелых стадиях – способность усваивать культурные сценарии и связывать эмоции с социальными ролями;
г) способность симпатического и эмпатического включения в переживания других людей;
д) способность отдавать себе отчет в том, что внутреннее эмоциональное состояние не обязательно соответствует внешнему выражению как у самого индивида, так и у других людей, а на более зрелых стадиях – способность понимать, как выражение собственных эмоций влияет на других, и учитывать это в собственном поведении;
е) способность справляться со своими негативными переживаниями, используя стратегии саморегуляции, которые минимизируют интенсивность или длительность таких переживаний (снимают «тяжесть переживания»);
ж) осознание того, что структура или характер взаимоотношений в значительной степени определяется тем, как эмоции выражаются во взаимоотношениях, а именно как степенью непосредственности, подлинности проявления, так и степенью эмоциональной взаимности или симметрии во взаимоотношениях; так например, зрелая интимность характеризуется взаимностью и симметрией в эмоциональных проявлениях, в то время как для взаимоотношений матери и ребенка выражение подлинных эмоций носит ассиметричный характер;
з) способность быть эмоционально адекватным, то есть принимать собственные эмоции, какими бы уникальными или культурно детерминированными они ни были, и соответствовать собственным представлениям о желательном эмоциональном «балансе» (по Г. Бреславу, 2004, с. 276-277).
Определение понятия «воля»
Воля – сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних препятствий.
Функции воли
Называют две взаимосвязанные функции воли: побудительную и тормозную. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.
Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля (локус контроля).
Внешняя (экстернальная) локализация контроля – причины собственного поведения субъект объясняет внешними факторами.
Внутренняя (интернальная) локализация контроля – субъект принимает на себя ответственность за свои деяния, объясняет их, исходя из своих способностей, характера и т.д.
Важнейшие звенья волевого акта – принятие решения и исполнение – нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.
Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и т.д.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, переживаемого как состояние значительного напряжения (А.В. Петровский, 1995, с. 276-278).
Определение понятия «характер»
Характер – своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и, в первую очередь, в отношениях к людям, делу, к самой себе (В.В. Богословский, 1981, с. 344).
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения (А.В. Петровский, 1995, с. 451).
Характер в узком смысле слова – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1996, с. 267).
Структура характера
В характере могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.
Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые.
Характер проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям. В ряду черт характера данной группы – устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость.
Во-вторых, показателем характера человека является отношение человека к себе. В данной группе черт характера – самолюбие, чувство собственного достоинства, неуверенность в своих силах.
В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Здесь имеют место добросовестность, исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.
В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам. Одно из проявлений черт характера данной группы – аккуратность.
Акцентуации черт характера
Количественная выраженность той или иной черты характера, которая достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы – акцентуация характера. Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.
По А.Е. Личко могут быть названы следующие типы акцентуаций – гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный. психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
А.В. Петровский учитывая специфику деятельности педагога видит целесообразным иметь в виду следующие типы акцентуации характера:
– интровертный тип характера (замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя);
– экстравертный тип (эмоциональная отзывчивость, жажда общения, и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность);
– неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность;
– неврастеническая акцентуация проявляется в преобладающем дурном самочувствии, раздражительности, повышенной утомляемости, мнительности, кратковременных вспышках гнева, быстрой истощаемости нервной системы: гнев скоро гаснет и способствует умиротворению, раскаянию и слезам (А.В. Петровский 1995, с. 457);
– сензитивному типу характера свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость;
– демонстративному типу присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность поведения – все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников. (А.В. Петровский, 1995 с. 451-457).
Способности
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условных быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, являющимися существенно важными для данной деятельности (А.В. Петровский, 1995, с. 468-470).
Способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней (В.В. Богословский, 1981, с. 361).
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Ю.Б. Гиппенрейтер, 1996, с. 246).
Структура способностей
Способности – совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.
1. Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для различных видов деятельности.
2. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые вспомогательное.
3. Можно говорить о более общих способностях, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и – о специальных качествах, отвечающих более узкому кругу требований данной деятельности.
4. Общие способности или общие качества личности – вполне конкретные психологические проявления. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из двух типов людей – художественному или мыслительному.
Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа – преобладание абстракций, логичность построений, теоретизирования.
5. Некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности. Первая особенность – внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка, неразрывно связанная с первой, заключается в том, что готовность к напряженной работе у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности (А.В. Петровский, 1995).
Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом в направленности интересов.
Структура специальной одаренности включает ансамбль приведенных выше качеств личности и дополняется рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности.
Уровни способностей
Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
Репродуктивный уровень – высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.
Творческий уровень – способность создавать новое, оригинальное (В.В. Богословский, 1981, с. 362).
Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.
Талант в совокупности его общих и специальных качеств – это лишь возможность творческих успехов, лишь предпосылки мастерства, но еще не мастерство. Талант – это возможность, мастерство – это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство – это проявление талантливости человека в деятельности. Мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи (А.В. Петровский, 1995, с. 480).
Талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также творит, вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования (В.В. Богословский,1981).
Возрастные этапы развития
Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:
- Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
- От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
- 6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
- 1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое. В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
- 1,5–2 г. Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
- 2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
- 2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.
Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.
Адаптация ребенка в коллективе
Качественная характеристика
У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:
- Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
- Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
- Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
- Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.
Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.
Психофизиология эмоцийИрина Полеткина, 2012
1. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ
Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М. И. Аствацатуров (1936) писал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма.
Кроме того, что эмоции выполняют функцию регуляции состояние^ j/ организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них.
Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), прединформационную (сигнальную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций
выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия.
Эта функции более очевидна для таких переживаний, как гнев, ненависть, стыд, так как они непосредственно соединяются с реакциями, тогда как для переживаний удовольствия, страдания, радости, скуки не всегда удается определить их причины. Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. То есть эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека.
Изучение отражательной функции эмоций привело П.В. Симонова к разработке потребностно-информационной теории,
согласно которой «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта».
Эмоции выполняют еще и прединформационную,
или
сигнальную,
функцию.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.
Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с ее побуждающей функцией.
Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций, по В.К. Вилюнасу, ведущие и ситуативные (или производные) — несут функцию побуждения.
Ведущее эмоциональное переживание,
направленное на предмет, — цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение.
Ситуативные эмоциональные переживания,
возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение, средства достижения цели.
Подкрепляющая функция эмоций.
Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, — пища. В опытах Т.Н. Ониани, который сочетал внешний стимул с электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось. Главная причина — электрическая стимуляции лимбической структуры, использованная в качестве подкрепления, не содержала награды — удовлетворения потребности.
Также не удается выработать условнорефлекторный голод, если сочетать индифферентные раздражители — обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания. То есть индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх.
Таким образом, реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда.
Наградой голодному животному может быть пища.
В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. Как было показано ранее на примере интеллектуальных эмоций, «эмоциональное предчувствие решения задачи» побуждает к завершению действий в выбранной зоне поиска, а «предчувствие противоречия» — к изменению этой зоны. По существу, эмоции успеха — неуспеха обладают способностью побуждать человека к переключению от одних действий к другим. В частности, уже в этом выражается переключательная функция эмоций.
Переключательная функция эмоций
особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.
Коммуникативная функция
заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.
Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Большую роль в изучении экспрессивных движений сыграла опубликованная в 1872 г. работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». Сравнивая проявление эмоций у человека и у домашних животных, он пришел к заключению, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, произошли от аналогичных двигательных актов наших предков.
Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций
подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно,
мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.
Следует отметить, что если, сравнивая у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, подавленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.
Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей — эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.
Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение.
Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.
Функции и значение
Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:
- отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
- стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
- подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
- переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
- приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
- коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.
Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.
Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.
Классификация по типам и сфере проявления
Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств в психологии:
- Предметные — относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
- Интеллектуальные — стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
- Эстетические — реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
- Праксические — связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязанностям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
- Моральные — отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недопустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.
Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.
Формы проявлений и физиология
Эмоции в психологии, классификация которых делит их на простые (базовые или фундаментальные) и сложные, могут иметь различную степень выраженности и чувственного тона, и отличаться по форме проявления.
Советский психолог А. Н. Леонтьев в своих трудах (1971 г.) выделил 3 формы эмоций:
- Аффект – кратковременный и сильный всплеск эмоций как рефлекторная реакция на текущую ситуацию (внезапная радость, резкий испуг, приступ паники). Сопровождается физиологическими изменениями в организме (изменение двигательной активности, функций секреции, деятельности органов сердечно-сосудистой системы), может отрицательно сказаться на здоровье.
- Собственно эмоции – имеют менее выраженную чувствительную окраску, отражают субъективную реакцию личности в различных ситуациях, и способны предупреждать возникновение нежелательных реакций в будущем.
- Предметные чувства – устойчивые эмоции, которые отражают субъективную оценку индивида по отношению к определенному предмету.
С. Рубинштейн (1946 г.), помимо аффекта, чувств и эмоций, выделяет еще 2 формы эмоциональных проявлений:
- Настроение – длительное устойчивое эмоционально состояние человека, формирующееся на базе его личностных переживаний и общего состояния удовлетворенности потребностей.
- Страсть – эмоциональное состояние с ярко выраженной окраской и глубиной, направленное на конкретную цель.
Обособленно в психологии выделяется стресс – как неспецифическая эмоциональная реакция в ответ на неблагоприятные экстремальные ситуации извне.
Эмоции способны влиять не только на душевное состояние и настроение человека, но и на физиологические показатели организма:
- изменять просвет кровеносных сосудов (человек смущается и краснеет, к лицу приливает кровь при расширении сосудов, а при испуге кожа может бледнеть и наблюдаться сужение сосудов);
- ускорять сердцебиение;
- влиять на двигательную активность (ступор или ускорение реакции);
- изменять глубину и скорость дыхания;
- влиять на пищеварительный тракт (расстройство кишечника, тяжесть в животе);
- изменять уровень артериального давления;
- влиять на тонус мышц;
- усиливать потоотделение и процессы теплоотдачи, деятельность слезных желез;
- влиять на активность желез эндокринной системы (изменение уровня сахара, выброс адреналина).
Влияние на настроение
В психологии настроение — эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.
У настроения беспредметный характер. Даже если человек понимает, что конкретно вызывало недовольство, плохое настроение распространяется на деятельность, отношения. Настроение влияет на чувства. В плохом настроении люди испытывают раздражение, несправедливость по отношению к себе. В хорошем готовы на бескорыстные поступки, благосклонное отношение к неприятному человеку.
Границы понятия
Эмоции в психологии – обширное понятие, охватывающее (в зависимости от их классификации) различные проявления чувств, переживаний, эмоциональных реакций и состояний.
Однако между эмоциями и чувствами имеются существенные различия. Эмоции возникают чаще всего как состояние абстрактное, не имеющее привязки к тому или иному объекту. Они отражают общее отношение индивида к ситуации.
Чувства же, напротив, имеют конкретную привязку к объекту: человек чувствует любовь к кому-то, боится чего-то, сердится на кого-то. Например, влюбленный человек испытывает радость и пребывает в хорошем настроении. При этом любовь – это чувство к определенному человеку, а радость – эмоция, возникающая вследствие испытываемых им чувств (субъективная реакция на ситуацию).
Кратковременные эмоции, имеющие ярко выраженное проявление, принято называть аффектом, а длительные и более устойчивые проявления глубинных эмоций – чувствами.
Сходства и различия с эмоциями
У эмоций и чувств в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоциональный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.
Чувство — глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно. Чувства — осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.
Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать. Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.
Виды эмоций
Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности. Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане. Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.
Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.
Настроения
Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.
Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.
Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом. Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения. Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.
Эмоции
Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.
Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.
Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть они являются частью процесса коммуникации, человек передает свои эмоции (с помощью мимики, пантомимики, интонации, жестов) другим людям и сам способен воспринимать их, сопереживать, сострадать другим.
У эмоций есть еще одна уникальная особенность – мы способны их переживать по отношению не только к реальной ситуации, но и к воображаемой. Воспоминания и приключения героев книг и фильмов тоже способны вызвать эмоции.
Чувства
Этот вид эмоциональных состояний так же, как эмоции, связан с определенными объектами. Мы любим или ненавидим вполне конкретных людей, явления и ситуации. Любить, испытывать чувства уважения или неприязни вообще нельзя. Но чувства продолжительнее, устойчивее эмоций, глубже и разнообразнее их. И еще можно сказать, что чувства более социализованы и зависят от взаимодействия человека с окружающими людьми. Поэтому чувства разнообразны, и выделяют несколько их видов:
- предметные чувства – самая большая разновидность чувств, связанных с различными сторонами человеческого бытия; к ним относятся, например, восхищение и отвращение, чувства возвышенного и чувство юмора (комического);
- моральные чувства связаны с отношениями в обществе (любовь, ненависть, чувство долга, дружба, зависть и т. д.);
- интеллектуальные чувства связаны с познавательными потребностями (любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и т. д.);
- эстетические чувства возникают в ответ на восприятие красивого или безобразного в природе и искусстве, в целом их можно охарактеризовать как переживание удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения и т. д.
Эта классификация, конечно, не совсем точная и полная, так как любое чувство, по сути, предметно. Но она достаточно хорошо отражает разнообразную и красочную палитру человеческих чувств.
Аффект и стресс
Аффект – очень сильный и яркий эмоциональный ответ на внезапную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни человека. Аффекты кратковременны, но они выражаются в резкой активизации всех защитных функций организма. Можно сказать, все силы и скрытые резервы человека направляются на избавление от причины столь сильных отрицательных эмоций.
Описаны случаи, когда в состоянии аффекта люди перепрыгивали через четырехметровые заборы, забирались на высокие деревья. Зафиксирован даже случай, когда женщина, спасая ребенка из-под колес машины, смогла ударом рук в борт небольшого грузовичка перевернуть его в кювет.
Особенность аффекта в том, что он сопровождается не только мощным выбросом физической и эмоциональной энергии, но и состоянием измененного сознания. Оно проявляется в утрате человеком рационального контроля за своими действиями. Субъект как бы выпадает из реальности, а потом не может вспомнить, что он совершил в состоянии аффекта. В криминалистике убийства, совершенные в этом состоянии, относят к особым видам преступлений, так как человек не осознает своих действий и не управляет ими.
После аффекта наступает «откат» – израсходовав все свои силы, даже внутренние резервы, человек ощущает слабость, у него дрожат руки, делаются «ватными» ноги, и иногда он даже теряет сознание.
Стресс похож на состояние аффекта тем, что возникает как ответ на травмирующую или угрожающую ситуацию. Но он менее сильный и более продолжительный. Что важно – стресс не сопровождается изменением сознания и отключением рационального контроля. Хотя человек, погруженный в круговорот своих проблем, может и не осознавать, что живет в состоянии стресса.
Стресс тоже активизирует силы организма, причем не только физические, но и интеллектуальные. Но на начальных этапах это ощущается как повышенный тонус и своеобразная стимуляция активности, и внутренние резервы не расходуются. Вреден для человека только слишком затянувшийся стресс, который приводит к перегрузке нервной системы, синдрому хронической усталости, а то и к депрессии.