Вне общества человек не может обеспечить себе достойное существование. И хотя функции общения в психологии трактуют по-разному, они позволяют людям эффективно взаимодействовать, планомерно развиваться и вести определенную деятельность. С их помощью легко устанавливать и планировать отношения между собой и в группах, а на протяжении всей жизни создавать все новые межличностные контакты. Процесс общения стимулируется потребностями определенных субъектов, стремящихся к социальным отношениям.
Основные функции общения в социуме
Человеческое общение является полифункциональным процессом, при котором одновременно задействованы функции, соответствующие различным критериям. Причем базовых из них не так уж много.
Статьи по теме
Почему люди ревнуют своих возлюбленных
19.09.2020
Что дает общение с животными человеку
30.08.2020
Потребность в общении или особенности межличностного взаимодействия
29.08.2020
Сущность и особенности диалогического общения
25.08.2020
Существуют различные классификации функций общения в психологии, но фундаментальными считаются следующие:
- Коммуникативная — обеспечивает обмен информацией между собеседниками. Обычно заранее определяется, материал какого характера будет передаваться. Чтобы общение прошло успешно, и понимание было достигнуто, коммуникатор, передающий информацию, должен учесть все особенности реципиента. Ему нужно оценить особенности и качества личности человека, воспринимающего эти сведения: уровень его интеллекта, образование, возраст, кругозор, профессиональную сферу деятельности, знание языка. Наличие обратной связи обязательно. Партнер должен поделиться своими мыслями или рассказать о произведенном информацией впечатлении и вызванных ею эмоциях.
- Перцептивная — соответствует восприятию. Для обработки информации привлекает не только органы чувств, но и внимание, воображение. Собеседник не просто старается понять сказанное партнером по коммуникации, но и вспоминает то, что он ранее знал об этом, а также что ему известно о говорящем. Реципиент следит за коммутатором, на подсознательном уровне и анализирует его невербальные проявления.
- Интерактивная — напрямую связана с организацией совместных взаимодействий между людьми в коммуникации, тактикой и стратегией обмена идеями, знаниями, даже действиями.
В интерактивной функции общения одним из факторов может выступать явное влияние одного из партнеров на остальных. В этом случае их регуляторами поведения могут являться: приказы, инструкции или советы.
Удовлетворение потребностей человека в процессе коммуникации
Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд. Следовательно, приведенные выше цели коммуникации служат для удовлетворения основных потребностей человека. Среди них выделяются следующие:
- выживание;
- личные потребности;
- сотрудничество с другими;
- поддержание отношений;
- убеждение кого-либо думать или действовать определенным образом;
- объединение организаций и обществ в единое целое;
- осуществление власти над людьми (в частности, пропаганда);
- проявление воображения и творческой натуры;
- осознание окружающего мира и нашего опыта в нем (что мы думаем о себе, во что верим, как относимся к другим, что является истинным).
Дополнительные функции общения
Кроме основных функций общения есть и много других, благотворно влияющих на качество передачи и приема информации, способствующих ее полноценному восприятию. Активность личности наиболее полно выражается в общении, умении формировать социальные контакты и направлять общественную деятельность. Индивидуальность каждого человека влияет на особенности его поведения и стиль общения, который служит отражением превалирующих вспомогательных функций.
Среди них:
- формирующая — проявляется постепенно, в процессе созревания личности и дальнейшего развития человека;
- подтверждающая — осуществляется при реализации намерения человека подтвердить себя, познать и утвердиться;
- контактная — проводит анализ готовности собеседников к началу информационного обмена;
- координационная — способствует взаимному ориентированию, согласованию действий в группе или общественном движении, объединении;
- амотивная — вызывает у собеседников эмоциональные отклики на сообщаемые им сведения, дает возможность изменить их состояния и чувства;
- познавательная — аккумулирует информацию, исходящую от коммуникатора, улучшает качество знаний и компенсирует их недостаток у отдельных членов группы или сообщества;
- регулятивная — влияет на общие установки и мировоззрение всех участников группы, изменяет их поведение и самооценку;
- управленческая — позволяет лидеру направлять деятельность членов группы в нужную ему сторону;
- социализирующая — способствует освоению необходимых коммуникативных навыков, приемлемых в данном сообществе;
- общественно-психологический отклик — воспринявший и обработавший полученную информацию член группы обменивается ею со всеми остальными, для которых она становится средством взаимовлияния.
Основные и дополнительные функции человеческих коммуникаций могут быть полноценно реализованы в различных видах общения. Значимым при этом являются условия и способы, а также количество участников.
Дополнение
Хочу представить вам расширенную сферу влияния общения на личность. Итак, помимо основных, существуют ещё и такие функции:
- контактная. Согласно названию, она помогает установить контакт, который является, по факту, фундаментом. Без него не произойдет дальнейшей взаимосвязи, передачи или принятия материала и прочее.
- информационная. Её целью является обеспечение обмена сообщениями.
- побудительная. Она мотивирует на выполнение действий, которые необходимы или выгодны партнёру.
- координационная. Делает возможной организацию совместной деятельности. Это важно не только в рабочей обстановке, но и в обыденной жизни. Структура позволяет снизить уровень тревоги, так как действия становятся более согласованными и понятными для всех участников коммуникации.
- эмотивная. Она вызывает у собеседника различные чувства, либо же способствует их смене.
- формирующая отношения. Чем чаще люди встречаются, тем ближе друг к другу они становятся. При условии, что ведут открытые, искренние беседы, как говорится, по душам. Тогда их связь становится более крепкой, и переходит на определённый уровень. То есть, они становятся или друзьями, или партнёрами, супругами и прочее.
- оказывающая влияние. Все мы манипулируем окружающими, происходит это порой осознанно, порой не очень. Но по большей части наши слова и действия вызваны потребностью достичь желаемого. И не важно, это потребность изменить эмоциональное состояние другого человека, или же направленность его действий, активности, поведения в целом. Важен результат – реализация своих, в принципе, и не только своих, целей, намерений и планов.
- самопознания. Только благодаря контакту с другими мы познаём себя. Так как получаем знания после сравнения себя с ними. Путем обнаружения схожестей и отличий. Получая обратную связь и «примеряя» сказанное, был ли прав собеседник, или же всё-таки ошибся, и его мнение ну никак не относится к вам.
- социализации. Личность вырабатывает необходимые навыки и умения для интеграции в общество. А это позволяет ей достигать успеха и реализовывать себя, свои потребности, как в бизнесе, так и в личной жизни.
Функции и цели общения в психологии
У каждого человека своя потребность в общении. Частота возможных контактов зависит от особенностей личности и темперамента, бывает вызвана совокупностью многих причин. На функциях общения в психологии строят любые результативные коммуникации. Их возможности позволяют развивать способности к общению. Иначе достичь поставленной цели будет затруднительно. Людей, эффективно справляющихся с этими задачами, называют коммуникабельными или обладающими высоким социальным интеллектом.
Функции коммуникации
Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.
Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.
Коммуникативная функция
Исследование отношений в семье Читать далее: Факторы стабильности брака
4. Коммуникативная функция.
Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.
5. Функция первичного социального контроля.
Цель общества – не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья – малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм – важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение, являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)
6. Сексуально-эротическая функция.
Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезать.
Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии, основные методы и приемы которых будут рассмотрены в главе 2.
Структура семьи – это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Структура семьи и ее функции взаимно влияют друг на друга. Соловьев Н.Я. выделяет следующие формы семьи[3]:
Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник – родители и один ребёнок. Она представлена представителями двух поколений – родители и дети. Существует две разновидности – полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.
2-я форма – расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем двух поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант – семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.
3-й вариант – большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведет совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.
4-й вариант – «семья – клан». Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример – сицилийская мафия.
5-й вариант – «семья – двор». Была характерна для России XVII-XIX вв., но сейчас встречается редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).
Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт.
Структура семьи и ее функции меняются на различных этапах жизнедеятельности семьи. В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Основные из них связаны с наличием или отсутствием детей, а также их возрастом. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап.
Дружинин В.Н. выделяет следующие основные стадии[4]:
1 стадия – этап молодой семьи (0-5лет).
Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии – проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают – на эту стадию приходится пик разводов, которые связаны со следующими причинами:
· неподготовленность к супружеству;
· плохие бытовые условия;
· отсутствие жилой площади;
· вмешательство родственников во взаимоотношения молодых.
2-я стадия – семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. Начинается от рождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет.
Воспитательная функция – основная особенность этой стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Возникает дилемма – что сохранять – себя или семью. И необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей:
Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой – это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей – кризис эго идентичности – поиск себя; для родителей – кризис достижений). При добавлении кризиса обстоятельств получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.
3-й этап – завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность – кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Для этой стадии характерно интенсивное сопротивление повзрослевших детей и нарушение эмоционального взаимодействия. Возникает проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Происходит освоение ролей бабушек и дедушек, возникает проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.
Исследование отношений в семье Читать далее: Факторы стабильности брака
Информация о работе «Исследование отношений в семье»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 69077 Количество таблиц: 4 Количество изображений: 0
Похожие работы
Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии
100443
5
0
… опасными в отношении как сексуального насилия, так и жестокого обращения с ребенком, тяжких наказаний, и психологического насилия. Глава 2. Системный подход в семейной психотерапии 2.1. Определение семейной психотерапии и основные этапы её развития К настоящему моменту под семейной психотерапией понимают систему психологических воздействий на семью …
Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями
95211
14
0
… скорее брачно-супружеских, нежели семейных. Однако, рано или поздно, с появлением ребенка супружеская диада становится семьей. В этом случае для описания восприятия человеком своего брака более правомерным будет использование понятия «удовлетворенность семейно-брачными отношениями». Тем не менее, во избежание путаницы мы собираемся использовать внутри работы более оперативный термин «УБ», который …
Отношения в семье между родителями и подростками
157879
7
0
… взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль. …
Психологическое сопровождение воспитания толерантных отношений в семье
19733
1
0
… и проблем, возникших между ее членами, информационного, поведенческого, мотивационного, эмоционального и характерологического характера. Можно выделить следующие компоненты психологического сопровождения воспитания толерантных отношений в семье: диагностический, консультационный, практический и прогностический. Диагностический компонент — это своевременное выявление причин интоле-рантности во …