Основные виды коммуникаций, формы и функции


Вне общества человек не может обеспечить себе достойное существование. И хотя функции общения в психологии трактуют по-разному, они позволяют людям эффективно взаимодействовать, планомерно развиваться и вести определенную деятельность. С их помощью легко устанавливать и планировать отношения между собой и в группах, а на протяжении всей жизни создавать все новые межличностные контакты. Процесс общения стимулируется потребностями определенных субъектов, стремящихся к социальным отношениям.

Основные функции общения в социуме


Человеческое общение является полифункциональным процессом, при котором одновременно задействованы функции, соответствующие различным критериям. Причем базовых из них не так уж много.

Статьи по теме

Существуют различные классификации функций общения в психологии, но фундаментальными считаются следующие:

  1. Коммуникативная — обеспечивает обмен информацией между собеседниками. Обычно заранее определяется, материал какого характера будет передаваться. Чтобы общение прошло успешно, и понимание было достигнуто, коммуникатор, передающий информацию, должен учесть все особенности реципиента. Ему нужно оценить особенности и качества личности человека, воспринимающего эти сведения: уровень его интеллекта, образование, возраст, кругозор, профессиональную сферу деятельности, знание языка. Наличие обратной связи обязательно. Партнер должен поделиться своими мыслями или рассказать о произведенном информацией впечатлении и вызванных ею эмоциях.
  2. Перцептивная — соответствует восприятию. Для обработки информации привлекает не только органы чувств, но и внимание, воображение. Собеседник не просто старается понять сказанное партнером по коммуникации, но и вспоминает то, что он ранее знал об этом, а также что ему известно о говорящем. Реципиент следит за коммутатором, на подсознательном уровне и анализирует его невербальные проявления.
  3. Интерактивная — напрямую связана с организацией совместных взаимодействий между людьми в коммуникации, тактикой и стратегией обмена идеями, знаниями, даже действиями.

В интерактивной функции общения одним из факторов может выступать явное влияние одного из партнеров на остальных. В этом случае их регуляторами поведения могут являться: приказы, инструкции или советы.

Удовлетворение потребностей человека в процессе коммуникации

Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд. Следовательно, приведенные выше цели коммуникации служат для удовлетворения основных потребностей человека. Среди них выделяются следующие:

  • выживание;
  • личные потребности;
  • сотрудничество с другими;
  • поддержание отношений;
  • убеждение кого-либо думать или действовать определенным образом;
  • объединение организаций и обществ в единое целое;
  • осуществление власти над людьми (в частности, пропаганда);
  • проявление воображения и творческой натуры;
  • осознание окружающего мира и нашего опыта в нем (что мы думаем о себе, во что верим, как относимся к другим, что является истинным).

Дополнительные функции общения


Кроме основных функций общения есть и много других, благотворно влияющих на качество передачи и приема информации, способствующих ее полноценному восприятию. Активность личности наиболее полно выражается в общении, умении формировать социальные контакты и направлять общественную деятельность. Индивидуальность каждого человека влияет на особенности его поведения и стиль общения, который служит отражением превалирующих вспомогательных функций.

Среди них:

  • формирующая — проявляется постепенно, в процессе созревания личности и дальнейшего развития человека;
  • подтверждающая — осуществляется при реализации намерения человека подтвердить себя, познать и утвердиться;
  • контактная — проводит анализ готовности собеседников к началу информационного обмена;
  • координационная — способствует взаимному ориентированию, согласованию действий в группе или общественном движении, объединении;
  • амотивная — вызывает у собеседников эмоциональные отклики на сообщаемые им сведения, дает возможность изменить их состояния и чувства;
  • познавательная — аккумулирует информацию, исходящую от коммуникатора, улучшает качество знаний и компенсирует их недостаток у отдельных членов группы или сообщества;
  • регулятивная — влияет на общие установки и мировоззрение всех участников группы, изменяет их поведение и самооценку;
  • управленческая — позволяет лидеру направлять деятельность членов группы в нужную ему сторону;
  • социализирующая — способствует освоению необходимых коммуникативных навыков, приемлемых в данном сообществе;
  • общественно-психологический отклик — воспринявший и обработавший полученную информацию член группы обменивается ею со всеми остальными, для которых она становится средством взаимовлияния.

Основные и дополнительные функции человеческих коммуникаций могут быть полноценно реализованы в различных видах общения. Значимым при этом являются условия и способы, а также количество участников.

Дополнение

Хочу представить вам расширенную сферу влияния общения на личность. Итак, помимо основных, существуют ещё и такие функции:

  • контактная. Согласно названию, она помогает установить контакт, который является, по факту, фундаментом. Без него не произойдет дальнейшей взаимосвязи, передачи или принятия материала и прочее.
  • информационная. Её целью является обеспечение обмена сообщениями.
  • побудительная. Она мотивирует на выполнение действий, которые необходимы или выгодны партнёру.
  • координационная. Делает возможной организацию совместной деятельности. Это важно не только в рабочей обстановке, но и в обыденной жизни. Структура позволяет снизить уровень тревоги, так как действия становятся более согласованными и понятными для всех участников коммуникации.
  • эмотивная. Она вызывает у собеседника различные чувства, либо же способствует их смене.
  • формирующая отношения. Чем чаще люди встречаются, тем ближе друг к другу они становятся. При условии, что ведут открытые, искренние беседы, как говорится, по душам. Тогда их связь становится более крепкой, и переходит на определённый уровень. То есть, они становятся или друзьями, или партнёрами, супругами и прочее.
  • оказывающая влияние. Все мы манипулируем окружающими, происходит это порой осознанно, порой не очень. Но по большей части наши слова и действия вызваны потребностью достичь желаемого. И не важно, это потребность изменить эмоциональное состояние другого человека, или же направленность его действий, активности, поведения в целом. Важен результат – реализация своих, в принципе, и не только своих, целей, намерений и планов.
  • самопознания. Только благодаря контакту с другими мы познаём себя. Так как получаем знания после сравнения себя с ними. Путем обнаружения схожестей и отличий. Получая обратную связь и «примеряя» сказанное, был ли прав собеседник, или же всё-таки ошибся, и его мнение ну никак не относится к вам.
  • социализации. Личность вырабатывает необходимые навыки и умения для интеграции в общество. А это позволяет ей достигать успеха и реализовывать себя, свои потребности, как в бизнесе, так и в личной жизни.

Функции и цели общения в психологии


У каждого человека своя потребность в общении. Частота возможных контактов зависит от особенностей личности и темперамента, бывает вызвана совокупностью многих причин. На функциях общения в психологии строят любые результативные коммуникации. Их возможности позволяют развивать способности к общению. Иначе достичь поставленной цели будет затруднительно. Людей, эффективно справляющихся с этими задачами, называют коммуникабельными или обладающими высоким социальным интеллектом.

Функции коммуникации

Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие — второстепенными.

Коммуникативная функция

Исследование отношений в семье Читать далее: Факторы стабильности брака

4. Коммуникативная функция.

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

5. Функция первичного социального контроля.

Цель общества – не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья – малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм – важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение, являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

6. Сексуально-эротическая функция.

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезать.

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии, основные методы и приемы которых будут рассмотрены в главе 2.

Структура семьи – это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Структура семьи и ее функции взаимно влияют друг на друга. Соловьев Н.Я. выделяет следующие формы семьи[3]:

Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник – родители и один ребёнок. Она представлена представителями двух поколений – родители и дети. Существует две разновидности – полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

2-я форма – расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем двух поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант – семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

3-й вариант – большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведет совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.

4-й вариант – «семья – клан». Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример – сицилийская мафия.

5-й вариант – «семья – двор». Была характерна для России XVII-XIX вв., но сейчас встречается редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).

Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт.

Структура семьи и ее функции меняются на различных этапах жизнедеятельности семьи. В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Основные из них связаны с наличием или отсутствием детей, а также их возрастом. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап.

Дружинин В.Н. выделяет следующие основные стадии[4]:

1 стадия – этап молодой семьи (0-5лет).

Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии – проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают – на эту стадию приходится пик разводов, которые связаны со следующими причинами:

· неподготовленность к супружеству;

· плохие бытовые условия;

· отсутствие жилой площади;

· вмешательство родственников во взаимоотношения молодых.

2-я стадия – семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. Начинается от рождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет.

Воспитательная функция – основная особенность этой стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Возникает дилемма – что сохранять – себя или семью. И необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей:

Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой – это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей – кризис эго идентичности – поиск себя; для родителей – кризис достижений). При добавлении кризиса обстоятельств получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.

3-й этап – завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность – кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Для этой стадии характерно интенсивное сопротивление повзрослевших детей и нарушение эмоционального взаимодействия. Возникает проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Происходит освоение ролей бабушек и дедушек, возникает проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

Исследование отношений в семье Читать далее: Факторы стабильности брака

Информация о работе «Исследование отношений в семье»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 69077 Количество таблиц: 4 Количество изображений: 0

Похожие работы

Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

100443

5

0

… опасными в отношении как сексуального насилия, так и жестокого обращения с ребенком, тяжких наказаний, и психологического насилия. Глава 2. Системный подход в семейной психотерапии 2.1. Определение семейной психотерапии и основные этапы её развития К настоящему моменту под семейной психотерапией понимают систему психологических воздействий на семью …

Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями

95211

14

0

… скорее брачно-супружеских, нежели семейных. Однако, рано или поздно, с появлением ребенка супружеская диада становится семьей. В этом случае для описания восприятия человеком своего брака более правомерным будет использование понятия «удовлетворенность семейно-брачными отношениями». Тем не менее, во избежание путаницы мы собираемся использовать внутри работы более оперативный термин «УБ», который …

Отношения в семье между родителями и подростками

157879

7

0

… взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен как-то корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания такой характеристики этих отношений, как их стиль. …

Психологическое сопровождение воспитания толерантных отношений в семье

19733

1

0

… и проблем, возникших между ее членами, информационного, поведенческого, мотивационного, эмоционального и характерологического характера. Можно выделить следующие компоненты психологического сопровождения воспитания толерантных отношений в семье: диагностический, консультационный, практический и прогностический. Диагностический компонент — это своевременное выявление причин интоле-рантности во …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: