6 Типы, виды, функции, средства коммуникации

Понятие экспрессивности пришло в психологию из лингвистики, где оно обозначает определенный набор средств выразительности автора.

В психологии экспрессивность также выражает отношение личности к происходящему при помощи определенного набора характерных черт поведения, выражений, мимики, движений.

Понятие и виды акцентуаций личности вы найдете в нашей статье.

Экспрессивность также является количественной характеристикой реакции и означает ее значительную, а иногда даже чрезмерную выраженность.

Что это такое в психологии?

Известный психолог и ученый А. Маслоу утверждал что экспрессивность является проявлением нормального функционирования психики человека, поскольку выражает ее отношение, способное быть замеченным другими людьми.

Экспрессивность является особой формой контакта, общения с другими личностями, являясь мощным сигналом выражения мнения или отношения человека.

Для выражения экспрессивности человек может использовать разные приемы и методы: от стиля поведения до стиля одежды. Внешний вид уже может указать на выраженность этой возможности у личности.

Многие люди сознательно скрывают свое отношение к происходящему и гасят в себе экспрессивность, формируя тем самым внутренний конфликт.

Другие же наоборот склонны к неограниченному выражению, что также может способствовать дискомфорту как самого человека, так и окружающих. Экспрессивность как психологическое понятие находит отражение на всех уровнях психики человека: поведение, привычки, реакции, психологические синдромы.

Виды экспрессивности

Экспрессивность можно разделить на следующие варианты:

  1. Двигательная: отражает физическую, мышечную реакцию. Российские физиологи Сеченов И. М., Павлов И. П. изучали выраженность рефлекторной деятельности и степень двигательной активности в ответ на различные раздражители. Двигательные реакции при этом выражали степень выраженности реакции.
  2. Эмоциональная: описывает субъективное отношение к происходящему, экспрессивность может проявляться как в положительных эмоциях в виде радости или восторга, а также и в отрицательных: гнев, плач.
  3. Поведенческая: выражает особенности поведения человека в зависимости от уровня экспрессивности. При этом является более высоким уровнем по отношению к предыдущим. Поведенческая экспрессивность проявляется в выраженности реакций, оцениваемых окружающими.

На стыке первых двух видов находятся речевая и мимическая экспрессивность, которая реализуется при помощи характерных речевых оборотов, работы мимической мускулатуры в виде определенных «,масок», , наборов микровыражений.

Вербальные коммуникации

Подобный вид общения люди используют практически каждую минуту своей активной жизни. Ведь каждый из нас постоянно обменивается с друзьями и коллегами информацией, кого-то поучает, выслушивает чьи-то мысли т. д. Подобное слушание, а также говорение и понимается под вербальной коммуникацией.

Средствами подобного вида общения являются слово, речь и язык. Последний из них служит средством передачи информации с давних времен. Язык — один из самых основных инструментов различных видов коммуникации. Слова же в этом случае являются знаковыми символами, обладающими одновременно несколькими значениями.

Также вербальная коммуникация невозможна без различных форм речи. А именно устной и письменной, внешней, внутренней и т. д. С помощью речи человек кодирует определенную информацию. Только после этого она подлежит передаче собеседнику.

К видам речевой коммуникации относят устную и письменную форму общения между людьми. Помимо этого, в зависимости от того или иного развития событий, передача информации может иметь признаки монолога или диалога. Чаще всего в повседневной жизни мы сталкиваемся со вторым из этих видов вербальной коммуникации. При этом диалог может иметь различную форму. Так, он бывает:

  • фактическим, когда обмен информацией с собеседником имеет целью только поддержку разговора и не предполагает выслушивания ответа;
  • информационным, представляющим собой активный процесс обсуждения какой-либо темы;
  • исповедальным, который является доверительным видом диалога, служащим для выражения глубоких переживаний и чувств.
  • дискуссионным, возникающим при возникновении противоречий в точках зрения.

Не так часто, как с диалогами, мы можем встретиться в повседневной жизни с монологами. Они, как правило, имеют место при произнесении доклада или лекции.

лектор читает лекцию

К основным видам коммуникаций вербального типа, помимо речи, относят также разговор. Что он представляет собой? Это обмен знаниями, мыслями и мнениями с помощью звуковых символов. В данном процессе задействуется двое и более людей, общение которых происходит в непринужденной обстановке. Только в определенных случаях используется подобный тип коммуникации. И виды информации, и освещение проблемы, и пояснение какого-либо вопроса в этом случае представлены в неформальной обстановке. Несколько иное направление характерно для собеседования. Оно также относится к вербальным видам коммуникации, и функции его состоят в передаче информации, касающейся общественных, научных или профессиональных вопросов.

проведение дискуссии

Общение людей может происходить и с помощью диспута. Этот вид вербальной коммуникации является спором на общественно важные, а также научные темы. Жесткие рамки диспута ограничивают общение между людьми.

В вербальных коммуникациях различают также дискуссию. Она, как и диспут, относится к публичной форме передачи информации, но при этом для нее важен конкретный результат. Во время дискуссии происходит обсуждение различных мнений по поводу поднятого вопроса и имеет место предъявление людьми своих позиций и точек зрения. Результатом подобной коммуникации должно стать решение поставленной проблемы.

Еще один вид вербальной передачи информации – спор. Он представляет собой противостояние мнений, выражающихся в словесной борьбе между людьми, каждый из которых отстаивает свою точку зрения.

Причины

Можно выделить несколько причин этого явления:

  • анатомо-функциональные или биологические,
  • генетические,
  • социально-обусловленные,
  • исторические.

Биологические причины формируют материальную основу способности к яркому выражению своего «,Я»,.

Сюда относятся нейро-медиаторные системы, особенности метаболизма, конституции.

За выраженность и быстроту реакции отвечают адреналин и норадреналин, способность к эйфории обусловлена наличием эндорфинов, серотонина и дофамина.

В зависимости от активности этих систем, а также от быстроты инактивации продуктов будут зависеть характерные особенности поведения.

За эмоциональную сферу отвечает особая структура головного мозга, которая называется лимбическая система. При ее активной работе и стимуляции возрастает эмоциональная и двигательная активность.

При депрессивных состояниях, когда происходит выраженное снижение экспрессивности наблюдается дефицит серотонина, на что и направлена терапия. Однако это не означает что только биология управляет поведением.

Генетические причины предопределяют строение организма, а соответственно и его анатомические и физиологические особенности, о говорится выше.

В генах находится информация о так называемой норме реакции для данного человека , границах, в пределах которых возможно реализация той или иной функции, в частности выразительности эмоций, движений, поведения. В процессе жизнедеятельности это однако может меняться.

На основе анатомии и генетики формируется темперамент, который характеризуется определенной степенью экспрессии для каждого типа: сангвиники и холерики будут обладать выраженной реакцией, а вот флегматики, и особенно меланхолики наоборот.

Корректировать свой темперамент возможно, однако это врожденная предрасположенность, которая реализуется в соответствующих условиях.

Социально-обусловленные причины накладывают самую большую роль на формирование экспрессии. Сюда относится:

  • воспитание в семье,
  • общение в школьном коллективе, в образовательных учреждениях,
  • рабочий коллектив,
  • общение с друзьями,
  • вынужденное общение (с работниками сферы услуг).

Социальные связи накладывают отпечаток, стимулируя или ослабляя экспрессию личности. В семье такие реакции могут ограничиваться, еще больше ограничений наступает в рабочих и учебных коллективах.

Также на формирование этого процесса оказывает большое влияние самоопределение личности в коллективе и ее самооценка. Уверенные в себе люди как правило обладают ярким темпераментом и экспрессией, но это также не абсолютное правило.

Исторические причины формируют народные черты и особенности. Одной из самых экспрессивных наций считаются итальянцы и испанцы. У представителей этих наций принято громко разговаривать, активно жестикулировать и самовыражаться.

Эта же тенденция прослеживается и в народной культуре и фольклоре: ритмичные, четкие и увлекающие мотивы, красочные наряды.

Национальные обычаи и исторические обстоятельства накладывают значительный отпечаток на формирование экспрессивности у личности.

Виды коммуникации

Первое, что здесь важно отметить: общение и коммуникация – не одно и то же. По крайней мере, эти понятия не могут быть тождественными и не должны использоваться как синонимы.

Если общение – это неглубокое, легкое и чаще всего бытовое взаимодействие, то коммуникация – это взаимодействие профессиональное, интерактивное, с осознанными целями и предварительно подготовленными скриптами.

Участниками общения могут стать абсолютно любые собеседники, а участниками коммуникации – лишь те, кто ставит перед собой задачу оказать влияние на партнера, те, кто осознает, что перед его собеседником стоит точно такая же задача.

В отличие от общения, коммуникациям совершенно не свойственны ни чувства, ни эмоции (что это?), а если таковые и проявляются, то непременно с прагматичной целью – то есть с пониманием того, что сейчас это необходимо, чтобы решить ту или иную ситуативную задачу.

Существуют самые разные классификации относительно видов коммуникации. Представим лишь несколько из них:

  1. познавательная – преследует цель расширить круг познаний партера, его информационный фонд. Ожидаемый результат – освоение новообретенной информации и последующее применение новых знаний в своей практической деятельности;
  2. убеждающая, основная цель которой – вызвать у собеседника определенные чувства, необходимые для формирования ценностных ориентаций и нужных инициатору установок. Ожидаемый результат – сделать собеседника единомышленником, привлечь его на свою позицию, изменить его личностные ориентиры и затем использовать его интеллектуальные возможности;
  3. экспрессивная – преследует цель сформировать у собеседника особый психоэмоциональный настрой, чтобы затем побудить его к совершению необходимого вам действия. Ожидаемый результат – изменение эмоционального фона партнера, его вовлечение в конкретные акции и выгодные инициатору действия.

Таким образом, каждый из участников коммуникации – это своего рода манипулятор, обладающий способностью оказывать влияние на партнеров с определенной целью либо же имеющий перед собой такую задачу.

Экспрессивный человек , кто он?

Экспрессивный человек редко остается незамеченным. Его внешний вид и поведение как правило говорят раньше чем диалог с ним.

Характерные черты такой личности:

  1. Быстрые, размашистые движения с большой амплитудой.
  2. Большое количество сопровождающих походку или речь мелких движений, активная артикуляция и жесты.
  3. Отрывистый, резкий характер движений.
  4. Обилие слов в диалоге, громкий голос, смех, обращающий на себя внимание.
  5. Живая мимика, доступная для интерпретации без труда.
  6. Манерность в поведении, вычурность.
  7. Реальная или сфабрикованная роль лидера, «,заводилы»,.

Сфабрикованная роль лидера означает что человек готов принять на себя все внимание и все права лидера, однако не готов нести при этом ответственность.

Экспрессивный человек не всегда означает уверенный в себе или главенствующий. Нередко бывает наоборот: при внешнем ярком поведении отсутствует сила воли и самоконтроль.

Такие люди часто дают много обещаний, строят большое количество планов, а также любят выражать свое мнение на публику.

Экспрессивные девушки часто привлекают внимание своей нетипичной настойчивостью в выражении себя или реакции на общение.

Часто они находятся в центре внимания мужчин, однако испытывают трудности в построении отношений в связи с несдержанностью. Также для экспрессивных дам свойственна лабильность эмоциональных реакций и склонность к истерии.

Первым признаком женской экспрессии является внешний вид: преобладают смелые сочетания цветов и моделей, зачастую нелепые, однако живая мимика и видимый оптимизм успешно компенсируют подобные несоответствия.

Типы коммуникации

Существуют различные типы коммуникаций: внутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая коммуникации. Они могут осуществляться в различной сфере (культурно-духовной, научной, производственной, рекреационной, учебной), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам (геронтокоммуникации, гендерные, национально-этнические, межрасовые коммуникации), между различными категориями населения (молодежные, женские, религиозные), между планетами, континентами, странами, государствами, народами, территориями (межпланетные, межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и др.

Имеются различные подходы к типологии коммуникации. Рассмотрим различные типы коммуникаций, классифицируя их по наиболее значимым основаниям.

По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую (на уровне социетальной системы), среднего уровня (ограниченную в масштабах социальных групп и организаций — внутриорганизационные коммуникации) и локальную (внутрисемейная, триадная и др.), внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы), межгрупповую (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами. По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер — внешние коммуникации), межличностную (между отдельными людьми — диадные), внутриличностные (общение с самим собой).

Массовая коммуникация

представляет собой систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет). Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии).

Под массовыми коммуникациями можно подразумевать и одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющим осуществлять им взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты на больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.

Внутриорганизационные коммуникации

представляют собой взаимодействие в пределах организации. К таким коммуникациям можно отнести взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а также структурных подразделений организации между собой.

Внешние коммуникации —

это система связей любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее. Любая социальная организация не может существовать без связей со внешней средой и поэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентом функционирования любой социальной системы (организации, института).

Коммуникация в группе

(внутригрупповая коммуникация). В сравнительно небольшой группе каждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении. В группах, где число участников в пределах 10-12 человек возможно осуществление прямой и обратной связи между всеми участниками обсуждения. В учебной аудитории с таким количеством студентов возможно проведение активных дискуссий, лекций-бесед. Канал прямой связи здесь более структурирован, чем при межличностных коммуникациях, однако обратная связь имеет те же возможности, что и при межличностных коммуникациях.

Межличностная коммуникация

осуществляется между двумя людьми. Обе стороны выступают и в качестве передающей, и в качестве принимающей стороны. Послание одной стороны передается каналом коммуникации в виде звука (дополнительный канал — взгляд, жест, мимика). Обратной связью является ответ каждого участника.

Внутриличностная коммуникация

возникает внутри индивидуума в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же отвечает на них. В качестве обратной связи здесь выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе.

Коммуникации по способу установления и поддержания контакта подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные).

Коммуникация непосредственная

— коммуникация, осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление).

Опосредованная коммуникация

— взаимодействие, осуществляемая через посредника. Коммуникация при этом осуществляется как посредством физических лиц — посредников, так и различных средств коммуникации, включая технические (средства массовой информации и рекламы, такие технические средства как рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера).

По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные коммуникации.

Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной.

Коммуникация становится активной

, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.

По степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и неслучайные (организованные).

Случайные коммуникации

возникают стихийно. Происходит случайный обмен информацией между людьми. При случайных встречах обсуждают и деловые вопросы, и даже принимают достаточно ответственные решения. Такие виды случайных коммуникаций усиливают степень самоорганизованности системы.

Специально организованные коммуникации

– подготовлены заранее.

В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные.

Вертикальное направление

, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню
, является нисходящим
. Он используется руководителями групп постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. При этом чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена. Наиболее характерным примером является общение начальника со своими подчиненными.

Восходящее направление

. Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Такая информация не просто служит средством доведения мнения работников до руководителей, а позволяет вышестоящим органам и руководителям своевременно реагировать на происходящие изменения в коллективном мнении. Руководители анализируют эту информацию с целью принятия правильного управленческого решения. Восходящая информация используется для информирования начальников определенного уровня руководителями более низкого звена. Это может осуществляться путем предоставления отчетов, докладов, итоговых документов по отдельным проектам в вышестоящие уровни руководства. В производственном процессе пока еще господствуют системы коммуникации, организованные по схеме «сверху вниз». В таких системах основное производственное воспринимается как исполнительная ступень, которая должна выполнять распоряжения руководства и функциональных управленческих структур. Согласование работы звеньев такой организации осуществляется через руководство, которое превращается в посредника в коммуникациях между ними. В работниках воспитывается психология исполнителя, поэтому, любая неувязка в решении производственных или социальных вопросов может вызвать недовольство руководителями. Практика управления в такой системе основывается на принципах разделения и специализации труда, его унификации, преобладания административных, правовых и экономических методов управления. Современные руководители, воспитанные в старых структурах управления предпочитают эту систему и не всегда могут вписаться в новые системы коммуникации.

Горизонтальное направление

происходит между членами группы, имеющих равный ранг, а также между равнозначными группами. Такой коммуникативный процесс называется горизонтальным. Горизонтальные коммуникации в одних случаях являются непременным атрибутом реализации определенного алгоритма управления, а в других случаях происходит спонтанно. Крупнейший американский менеджер Ли Якокка, после прихода генеральным директором в , «не мог поверить, что менеджер, возглавляющий конструкторский отдел, не поддерживает постоянной связи с руководителем производственного отдела». «Никто в корпорации «Крайслер», казалось не понимал, что взаимодействие различных функций в компании абсолютно необходимо. Конструкторам и производственниками следовало чуть ли не спать в одной постели. А они даже не позволяли себе пофлиртовать друг с другом!». Другой пример: сбыт и производство автомобилей находились в ведении одного вице- президента. Для меня это было непостижимо, так как мы здесь имеем дело с чрезвычайно трудоемкими и совершенно различными функциями. К тому же — что еще хуже — обе эти области деятельности не поддерживали между собой практически никакой связи».

В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.

Вербальная коммуникация

. Вербальные коммуникативные средства представляют собой словесное взаимодействие сторон. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью знаковых систем, символов, главным среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Функционирование языковых знаков возможно лишь в системе на основе правил, которые регулируют построение знаковых рядов из исходных знаков. Межличностная речевая коммуникация всегда представляет собой социальное взаимодействие, диалог. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. Информация, выраженная в языке одним человеком, присваивается другим, и таким образом происходит понимание в диалоге. В диалоге, как коммуникативном процессе, люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций. В диалоге мысль оценивается и осваивается в соответствии с деловыми, политическими, этическими, эстетическими и другими критериями. Таким образом, диалог является непременной составляющей языкового общения.

Единицами вербальной коммуникации являются высказывание и дискурс. Речевой акт представляет собой целенаправленное речевое поведение в соответствии с принятыми правилами. Речевой акт характеризует намеренность, как конкретная коммуникативная установка речевого акта; целеустремленность, как стремление воздействовать на собеседника с помощью экспрессивных средств передачи и оценки информации; конвенциональность, как соответствие речевым нормам, принятым в данном обществе.

Вербализованным результатом высказывания, продуктом речевого действия является высказывание. Высказывание по форме, строевым характеристикам в основном совпадает с предложением. Однако высказывание имеет более широкие коммуникативные возможности, чем предложение. Это достигается путем использования интонации, логического ударения, совмещения высказывания с такими невербальными средствами как пауза, тональность, темп речи, высота голоса, его тембр. Высказывание является коммуникативной единицей вербального (языкового) уровня. Высказывание характеризуется ситуативностью; социальной обусловленностью, вариативностью, избирательностью, неустойчивостью.

Дискурс — это смоделированный в речи связанный цельный текст, рассматриваемый в событийном плане. В дискурсе присутствуют и языковые и невербальные средства. Языковые факторы учитывают сочетаемость слов, последовательность высказываний, интонационные нюансы, включение в речь элементов реакции на вопросы, переспрашивания и перебивания партнера. Невербальные факторы дискурса, средства делового этикета способствуют актуализации речи в жизненных ситуациях. Социальную коммуникацию дискурс интересует как речевая деятельность как инструмент передачи, восприятия и обмена информацией. С ее помощью организуется коммуникативное взаимодействие индивидов, представляющих собой часть социума.

Невербальная коммуникация

. В качестве невербальных коммуникативных средств человек использовал и продолжает использовать языки флажков, дыма и др.. вышивку, орнаменты, фольклорные образы, использующие символы и знаки. В межличностном общении в качестве невербальных коммуникативных средств используется поза, жесты, мимика, выражение лица, взгляд и пр. Невербальные средства коммуникации, несмотря на богатство вербального языка общения, в межличностном общении используются весьма широко. В отличие от слова (предложения) невербальные средства воспринимаются человеком непосредственно и действуют сильно, передают тончайшие нюансы отношения. Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации (информационную, прагматическую и экспрессивную).

Невербальные знаки (например, жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными индексированными знаками и раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение. Прагматическая функция включает в себя установление контакта, обратной связи, социальную ориентацию, побудительные и регулирующие мотивы. Экспрессивные функции включают адаптивные, эмотивные (вызывающие эмоции) и эмфатические (эмоциональное выделение определенного фрагмента).

Характеристика поведения

При такой модели поведения преобладают действия, привлекающие внимания: таким людям свойственно быть в центре всеобщего внимания.

Из них нередко выходят успешные актеры, певцы, музыканты. Экспрессивное поведение характерно для творческой среды.

Также в этом поведении зачастую наблюдается двойственность стандартов: уверенные на публике, такие люди бывают нерешительны в своих реальных действиях, нередко стараясь переложить ответственность на кого-то другого.

Экспрессивность поведения зачастую связана с прямотой и честностью, однако при должном умении поведенческие реакции могут умело симулировать что-либо. В поведении характерно постоянное динамичное стремление: от быстроты движений до скорости принятия решений.

В речи преобладают утвердительные предложения, восклицания , как положительные, так и отрицательные. Предложения строятся из сложноподчиненных конструкций, характерно обилие междометий, предлогов, наречий.

На лице как правило имеются следы мимических морщин, в особенности вокруг глаз, характерно быстрое движение глаз и губ, постоянно меняющееся выражение лица.

Ярким примером экспрессивной личности является герой русских народных сказок Иванушка-дурачок.

Его размашистые движения, упругая походка, быстрая и яркая речь, а также изображение в привлекающих внимание цветах одежды с выразительной улыбкой на лице позволяют составить портрет экспрессивного человека.

Поведение экспрессивное

метки:

Улыбка, Мимика, Человек, Приподнять, Бровь, Выражение, Испытывать, Внешний Экспрессивное поведение в общении и его понимание.

Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения.

Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим термином психологи, как правило, немотивировано, хотя, разумеется, обязательно чем-то детерминировано. Экспрессивное поведение – это своего рода зеркало, оно отражает, обозначает или выражает некое состояние организма. Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением лица добряка; красотой красивой женщины; тяжело опущенными плечами, пониженным тонусом и унылой миной подавленного человека; почерком, походкой, жестикуляцией, улыбкой, манерой танца. Все эти внешние экспрессивные проявления не имеют под собой никакой цели, никакого намерения. Они ни на что не направлены. Они не служат удовлетворению ни одной из базовых потребностей.

Экспрессия включает элементы, имеющие:

  • высокую степень изменчивости (динамические — мимика, жесты, позы и т.д.),
  • среднюю (прическа, одежда) и
  • низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии).

В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своебразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д.

Мимика

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды…) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие…) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение…).

15 стр., 7045 слов

Эмоции человека и основные подходы к их изучению в психологии

… человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек … все эмоционально-экспрессивные выражения. … эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции …

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке…).

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

— чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;

— кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;

— улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;

— улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;

— улыбка без подъема нижних век — неискренность;

— улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

— *радость*: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

— *интерес*: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

— *счастье*: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

3 стр., 1486 слов

Что означает мимика лица

… выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы: радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки; интерес: брови немного … нервозности; улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться; улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства; улыбка без подъема нижних век — неискренность; улыбка с постоянным расширением глаз без …

— *удивление*: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

— *отвращение*: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

— *презрение*, бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

— *страх*: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;

— *гнев*: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

— *стыд*: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

— *скорбь*: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Жесты

«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест — свидетельствует о черте его характера.

Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

— активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;

14 стр., 6683 слов

Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.

… руки. Сфокусируйте оба глаза через окошко на линейном объекте (лице другого человека, дверном косяке и т.д.). Не двигая окошко или голову, закройте один глаз … Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не … Так же одним из важных моментов является то что через лучшее понимания себя- своего тела, своей психики мы можем снизить …

— чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

— демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;

— сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);

— прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;

— прикосновения к носу или легкие почесывания его – неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;

— потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;

— потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха…) — озабоченность, смущение, неуверенность;

— поглаживание подбородка — момент принятия решения;

— суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, троганье частей одежды…) — настороженность, нервозность, смущение;

— пощипывание ладони — готовность к агрессии;

— покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;

— всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете…) — маскируемая нервозность;

2 стр., 912 слов

Коррекция страхов средствами арт

Коррекция страхов средствами арт-терапии Принято считать, что страхи – эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения. Однако наличие у ребенка большого количества разнообразных страхов – показатель преневротического состояния. В случае …

— собирание «ворсинок» с одежды — жест неодобрения;

— оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;

— протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;

— снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;

— гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;

— слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;

— наклон головы набок — пробуждение интереса;

— быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;

— постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;

— явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе…).

Позы

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

*Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы*:

— руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;

— корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;

— стояние, опираясь руками о стол или стул — ощущение неполноты контакта с партнером;

14 стр., 6911 слов

Ложь и обман как социально-психологический феномен

… значение которых совершенно ясно. Например, кивок головы. В некоторых случаях обмана подобные знаки бывают не доведены до конца, резко … стыда за свой поступок. Люди лгут, потому что не хотят причинить зла другому; защитить тех кого они любят; оградить свой внутренний … обнаружению. Наконец, эмоции способны проявиться на лице. Страх, например, автоматически проявляется в поднятии и сведении бровей …

— руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;

— закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов; — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;

— высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;

— скрещенные конечности — скептическая защитная установка;

— нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;

— наклон головы вниз — отрицательное отношение;

— легкий отклон головы назад — знак агрессивности;

— сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент чтобы: либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;

— закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;

— забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;

— скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;

— положение (сидя или стоя) с ногами ориентированными на выход — явное желание прекратить разговор и уйти;

— частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость – внутреннее беспокойство, напряженность;

— вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало…;

Непроизвольные реакции

Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приемами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под обобщающим названием «детектор лжи» (а также «полиграф»).

6 стр., 2943 слов

Понимание обмана детьми в условиях семейной депривации

А. В. Хачатурова Рассматривается понимание обмана как ключевого феномена модели психического, у 9-летних детей, воспитывающихся в условиях семейной депривации (детских домах). Понимание обмана в разных областях (знаний, эмоций и намерений), а также виды обмана (высказанный, по умолчанию, альтруистический, эгоистический, намеренный и ненамеренный) сравнивали с аналогичным пониманием обмана у …

*Стандартное прочтение этих реакций таково*:

— покраснение лица (иной раз пятнами) — стыд, гнев;

— побеление лица — страх, признак виновности;

— расширение зрачков — интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;

— сужение зрачков — неудовольствие, отвергание;

— усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (поддергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения…) — тревога, страх, стыд, обман;

— снижение частоты пульса — повышенное внимание;

— быстрое или поверхностное дыхание — внутреннее напряжение;

— короткое дыхание через нос — злость;

— нарушенность дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны — тревога, стыд, обман;

— пересыхание рта (сглатывания, облизывание губ, жажда…) — страх, обман;

— внезапное обнажение зубов — признак ярости, агрессивность;

— испарина, пот — гнев, смущение, нервозность, обман;

— дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица…) — внутреннее напряжение, страх, обман;

— частое моргание — возбуждение, обман;

— урчание в животе — страх (не всегда, разумеется…);

— скрип зубами — сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

Подобные реакции обычно проще обнаружить у мужчин, нежели уженщин, которые к тому же лучше охмуряют и детектор лжи.

Понятие экспрессивной толпы

Такое скопление людей формируется при общем возбужденном фоне: все члены этой толпы находятся в приподнятом настроении и как правило готовы к действию, но никакого действия они при этом не выполняют.

Экспрессивная толпа не имеет цели, но обладает большим энергетическим потенциалом, индивиды объединяются по сходности состояния и готовности к его выражению.

Такая толпа как правило имеет лидера, но это не всегда дает целенаправленность скоплению людей.

Яркий пример экспрессивной толпы можно увидеть на футбольных матчах или карнавальных шествиях.

В ряде случаев такая толпа представляет опасность, поскольку не имеет никаких способов контроля и направления и подчиняется хаотичному влиянию возбужденного настроения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: