Понятие девиантного и делинквентного поведения. Формы асоциального поведения

Девиантное и делинквентное поведение что такое

Государство всегда нормировало поведение граждан, укладывая его в рамки закона. Кроме того, в каждой социальной группе (этнической, религиозной или иной) действуют правила поведения, закреплённые традициями или устными договорённостями.

Внимание! Поступки людей сравниваются с «писаными» (формально закреплёнными законами государства) и «неписаными» правилами (неформальными поведенческими нормами).

Примеры неформальных правил:

  • обычаи и традиции;
  • манеры и этикет;
  • поведение, которое считается приличным по взаимной договорённости закрытого сообщества.

Нарушение неформальных рамок общественного поведения называется девиантным. Действия, связанные с отступлением от формальных законов, носят название делинквентных.

Чем отличаются друг от друга

Два вида нестандартных социальных поступков: девиантность и делинквентность, имеют различия. Девиантное отклонение от поведенческих норм есть понятие относительное.

Как гласит народная поговорка: «У всякого свой вкус и своя манера: кто любит арбуз, а кто офицера». То, что считается причиной ненормальности для одних людей, – обычное дело для других.

Например, представители тюркских народностей (казахи, киргизы и др.) кушают национальное блюдо бешбармак руками, сидя на полу. Манеры аристократов, напротив, обязывают принимать пищу, сидя за столом, пользуясь столовыми приборами.


Разные понятия о правильности приёма пищи

Делинквентные действия индивида абсолютны. В этом случае двух мнений быть не может. За нарушение норм общественного поведения, предписанных законом, положено наказание. Убийство, насилие, грабёж, воровство, мошенничество – вот только краткий список делинквентных проявлений.

Пример. У цыган воровство и мошенничество считается одним из видов заработка. В их кругах это нормально, но это нарушение статей закона РФ, и об относительности здесь не может быть и речи.


Разница в понятиях

Проблема антисоциальных проявлений

Делинквентное (от англ. delinquency — преступление, правонарушение) поведение является частным случаем более широкого понятия девиантного (отклоняющегося) поведения, которое уже давно было известно в психологии и подвергалось всестороннему изучению. Многообразие причин возникновения этого явления и последствий, к которым оно приводило, послужило причиной выделить его в отдельную область изучения. Для лучшего понимания механизмов потребовалась помощь специалистов по социологии, педагогике, криминологии и другим смежным наукам.

Основной признак делинквентности

В процессе развития общества сформировался комплекс религиозных, моральных, этических и поведенческих норм, регулирующий комфортное сосуществование людей в социуме. Часть из них получила статус обязательного исполнения в виде законов, за соблюдением которых следит государство. А другая существует как свод неписаных правил, нарушение которых вызывает общественное порицание. Девиацией в этом смысле является любое отклонение от нормы, независимо от того, подпадает оно под определение преступления или нет.

Субъектом девиантного поведения становится человек или общество в целом. Акция в храме Христа Спасителя, организованная Pussy Riot, яркий тому пример. Политическое выступление «Богородице, дево, Путина прогони» в форме пляски у святого престола оскорбляло чувства верующих, нарушало регламент работы и выглядело кощунством, но при этом под статью о хулиганстве попадало с очень большой натяжкой, о чём видные представители коллегии адвокатов и указали в открытом письме, опубликованном в СМИ.

Однако в обществе, получившем в свою сторону формальный плевок, сложилось мнение о необходимости наказания за столь вызывающее поведение. Антиправительственная составляющая акции была выхолощена, а сама она превращена в хулиганскую выходку, направленную на создание дешёвого пиара.

Оставаясь девиацией, выступление превратилось в деликт (действие преступного характера). А такой проступок уже подвергается уголовному преследованию, потому что делинквентное поведение — это всегда нарушение законодательства государства, на территории которого оно проявляется.

Зависимость от внешних условий

В психологии это понятие рассматривается по-разному, и некоторые учёные относят к нему и проступки, напрямую не связанные с преступлением. Но они всегда нарушают именно писаные установки, будь то УК, административный кодекс, устав школы или правила техники безопасности. А из-за того, что законы подвержены изменениям, одно и то же действие может быть деликтом, а может и не быть. Закон 1960 года о спекуляции и валютных махинациях определял эти деяния как проявления делинквентного поведения, а после 1991 г., в условиях новых экономических отношений, они стали нормой.

Существует непосредственная зависимость и от культуры, доминирующей в каждом конкретном государстве. Такая распространённая половая девиация, как гомосексуализм, в истории и в современном мире воспринимается далеко не однозначно. В античной Греции эти отношения считались чуть ли не обязательной нормой для гражданина Афин, гомея Спарты или при дворе македонских царей. А сегодня в ряде мусульманских стран за это могут приговорить к смертной казни, в других — к тюремному сроку, притом что в Европе и США реакция колеблется между нейтральной позицией и нормой.

Примеры делинквентного поведения особенно распространены в государствах, где происходят революции или осуществляются глобальные реформы. Старые нормы жизни уже отменили, а применение новых ещё не укоренилось в сознании населения, что автоматически делается ведущим фактором роста криминальных отношений между людьми. В качестве иллюстрации достаточно вспомнить разгул бандитизма в России девяностых, чтобы оценить размах возможных отклонений.

Виды деликтов

Основным отличием асоциального проявления считается вред, наносимый себе, другому человеку, группе лиц или обществу в целом. Отрицание общественных ценностей и последствия этого проявляются с разной степенью агрессивности. Можно выделить 4 вида делинквентного поведения:

  1. Аддиктивное, для которого характерен уход от реальности в мир искажённых понятий и пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, сектантство, игровая, сексуальная, компьютерная зависимости). Разрушению при этом подвергаются психическое и физическое здоровье, социальные связи с обществом.
  2. Нарушения дисциплины, что выражается в несоблюдении распорядка, опозданиях и прогулах, в появлении на работе или в учебном заведении в нетрезвом виде, в отказе от исполнения своих обязанностей.
  3. Административные проступки. Нецензурная брань в общественных местах, демонстративное распитие спиртных напитков, нарушение ПДД и др.
  4. Преступления, когда нарушается закон (кража, убийство, изнасилование, грабёж и т. д. ) и за что предусмотрено уголовное наказание.

Значимость их различается в зависимости от возраста. Если для взрослых эти виды носят случайный либо устойчивый характер, то в подростковой среде существует тенденция к нагнетанию делинквентности.

Характеристики девиантного поведения

Девиантное поведение — что это такое

У девиантного и делинквентного поведения есть отличия, само понятие «девиация» имеет более широкий смысл. Она предполагает любые отклонения, выходящие за рамки, как писаных, так и неписаных норм.

Подобные отступления характеризуется следующими моментами:

  • явное несоответствие поведения человека с общепринятыми или официальными требованиями;
  • действия личности оцениваются обществом как негативные;
  • носят стойкий повторяющийся характер;
  • несут разрушительные действия;
  • не считаются психическим заболеванием с медицинской точки зрения;
  • связаны с социальной неприспособленностью, в различных формах её проявления;
  • носят исключительно личностный характер или зависят от стадии половой зрелости.

В любом случае девиация – это отсутствие у человека способности или желания найти своё место в социуме так, чтобы отвечать его требованиям.

В зависимости от того, пользу или вред девиация приносит обществу, можно выделить два её типа:

  • конструктивный;
  • деструктивный.

В первом случае девиация поощряется и вознаграждается. Одобряются обществом поступки героев, гениев и лидеров. Во втором случае действия обществом не приветствуются, считаются вредными и разрушительными. Как следствие, наступает наказание для человека в виде осуждения, изоляция или лечения.


Девиация как форма отклонения

Сходства и различия между терминами «девиантность» и «делинквентность»

Общие черты девиантности и делинквентности:

  • оба термина подразумевают под собой отклонение от общепринятых социальных норм. При этом поступки людей сравниваются как с законодательно закрепленными государственными нормами, так и с неформальными поведенческими установками;
  • и девиация, и делинквентность подразумевают под собой отсутствие у человека стремления найти свое место в обществе, отвечать его требованиям и соблюдать общепринятые правила.

Если говорить о различиях между этими терминами, они заключаются в следующем:

  • делинквентное поведение – это поведение человека, включающее в себя абсолютно противоправные действия. Яркими примерами делинквентного поведения могут стать грабеж, убийство, любые насильственные действия, мошенничество, буллинг. Делинквентность включает в себя в первую очередь те отклонения, которые несут за собой юридические последствия;
  • девиантность – это более широкое понятие, включающее в себя общепринятые отклонения от социально одобряемых норм.

В узком смысле девиантное поведение может включать в себя проступки, не влекущие за собой уголовную ответственность, а делинквентное поведение – то, что влечет за собой административные штрафы и уголовное наказание.

Причины возникновения делинквентности

Девиантное поведение подростков — что это значит у ребенка

Чтобы выяснить причины асоциального поведения, нужно рассматривать становление личности с детских лет.

Важно! К детям, не достигшим пятилетнего возраста, применять определение девиантного поведения нецелесообразно.

У ребёнка от 5 лет внутренние психические функции начинают формироваться только после того, как сформированы внешние. Первоначальному усвоению социальной модели общества ребёнку помогает наблюдение за взрослыми людьми. На первом этапе жизни это его родители. Наблюдая за ними, малыш знакомится со следующими социальными достижениями:

  • высшими психологическими функциями;
  • ценностями, на которые необходимо ориентироваться;
  • нормами и правилами поведения.

Родители должны научить малыша механизмам идентификации и обособления, которые регулируют поведение человека.

К сведению. Идентификация – отождествление себя с другими людьми, группой, образцом, на который можно равняться. Обособление – стремление стать личностью и выделиться из общего плана.

Не зря первым пунктом социальных достижений идут высшие психологические функции (ВПФ): восприятие, мышление, речь и память. Иными словами, родители обязаны помочь ребёнку перенести и привязать модель поведения в социуме к его внутреннему плану (индивидуальной модели поведения).

К причинам, нарушающим ход этих внутренних психологических преобразований в детском возрасте, можно отнести следующие пункты:

  • отсутствие родительской заботы и игнорирование родителями проявлений детской привязанности;
  • конфликты между родителями на глазах у детей;
  • полное отсутствие воспитания, предоставление ребёнка самому себе;
  • детская вседозволенность (избалованность).

Кроме того, причиной может быть перенесённая ребёнком психологическая травма.


Избалованный ребёнок

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Виды асоциального поведения

Суицидальное поведение — что это в психологии

Отсутствие способности к социальной адаптации выражается в использовании незаконных средств для достижения целей. К примеру, чтобы добиться хорошего общественного положения, власти, богатства, не имея возможности достичь этого законными средствами, человек преступает через мораль и закон.

Отсутствие желания жить по общественным нормам выражается в открытом протесте, демонстративном неповиновении: это экстремизм, терроризм и другие формы неприятия общественных ценностей.

С этой точки зрения допустимо выделить несколько видов нарушений в результате асоциального поведения:

  • аморальные;
  • аддиктивные;
  • противоправные;
  • преступные.

Бродяжничество, проституция, беспорядочные половые контакты, принадлежность к сексуальным меньшинствам – признаки аморального человеческого образа жизни. Зависимости, в результате которых член общества уходит от реальности (наркомания, алкоголизм, игромания и т. д), имеют прямое отношение к аддиктивному поведению. Хулиганство, мелкие кражи, грабежи, оскорбления, угон транспорта в качестве развлечения относятся к противоправным действиям. К преступному поведению относятся поступки, совершение которых преследуется по закону.


Проявление асоциального поведения

Формы делинквентного поведения

Делинквентное поведение существует во многих формах, но наиболее распространенными и тяжелыми есть – преступность, наркомания и проституция.

При изучении преступности, исследователями рассматривается множество факторов, имеющих влияние на ее динамику. Среди них: род занятий, социальный статус, уровень образования, степень включенности человека в общественную жизнь. Преступность имеет в себе фактор деклассирования, он обозначает ослабление или полное разрушение отношений личности и социальной группы. Также изучается вопрос о соотношении социального и биологического факторов, которые имеют влияние на формирование у человека предусловий к преступному поведению. Преступность всегда есть и, возможно, к сожалению, будет в обществе, ее невозможно искоренить, по крайней мере, сейчас. Человек или рождается с генами, в которых у него заложена предрасположенность к совершению преступлений, и она может развиться и проявить себя под воздействием определенных факторов, или условия общества и обстоятельства жизни человека, подталкивают его на совершение преступлений. Поэтому преступность – это своего рода отражение человеческих пороков. Возможно, обществу необходимо забыть об утопических представлениях, об искоренении преступности, как социальной патологии и удержанием ее на социально терпимом приемлемом уровне.

Наркомания является очень страшным явлением, потому как эта беда погубила огромное количество человеческих жизней и каждый день косит новых жертв. Наркомания приносит великие жертвы обществу, и наиболее вся тяжесть ее последствий отображается на самой личности, качестве ее жизни и ее близких. И все время люди надеяться на то, что они найдут эффективный способ борьбы с ней и тем более профилактики.

Социологические исследования демонстрируют результаты, в которых отображаются главные мотивы применения наркотиков – это желание испытать особенные ощущения и жажда эйфории. Как показывает статистика, что среди начинающих наркоманов большинство – это молодые люди, даже подростки, и в связи с особенностями их взросления, перестройки гормональной системы, у них возникают неопределенные ощущения, и чтобы унять бушующие чувства, они начинают искать разные способы расслабления, среди самых популярных – курение, алкоголь и наркомания. Незрелость, легкомыслие, влияние компании и беспечность стали решающими факторами в возникновении зависимости. В основном употребление наркотиков среди молодежи происходит в кругу группы, иногда единственное, что объединяет этих людей и есть наркотики, а не другие общие интересы, которые социально приемлемые. Многие наркоманы употребляют наркотики в местах скопления людей, например, на улицах, в кинотеатре, на пляже, во дворе, иногда им настолько хочется принять дозу, что им становится все равно, где они находятся. Против наркомании могут применяться социальные, экономические и культурные меры, но наибольшее влияние имеют медицинские, психологические и правовые меры.

Проституция тоже является формой делинквентного поведения, но в некоторых странах мира, о ней так не говорят, ее приравнивают к обычной работе. Проституция понимается, как процесс половых отношений с человеком, с которым не состоят в браке и не имеют любовных чувств или симпатий, и получают за них оплату. Важно различать, что проституция – это ни внебрачные половые связи, ни корыстные супружеские отношения, если личности симпатизируют друг другу. Возникновение проституции связано с распределением труда, развитием мегаполисов и моногамии. В нашем обществе очень долго затаивался факт присутствия проституции, и такое длительное скрывание, а потом разоблачение привело многих людей в состояние ужаса. Но всегда то, что является запретным, вызывает нездоровый интерес. С истории известно, что существовали три формы политики к проституции. Прогибиционизм – запрет, аболиционизм – разъяснительно-воспитательная работа в профилактических целях, с отсутствием запретов и регистрации и регламентация, то есть регистрация и медицинское наблюдение. Потом оценили все три способы, и пришли к выводу, что запреты не имели никакого влияния, а репрессии были малоэффективными, и ни правовая, ни медицинская регламентация не смогли повлиять на искоренение проблемы проституции.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Подростковая делинквентная форма отличается от её проявления в других возрастных интервалах. Подростки склонны к проявлению делинквентного образа действий двух типов:

  • корыстный;
  • насильственный.

Корыстные действия совершаются порой из любопытства или из-за незавершённости детского характера. Такой подросток может отобрать сотовый телефон у младшеклассника, угнать со двора мотоцикл или машину, потом и сам толком не может объяснить, зачем это совершил.

Насильственные действия и агрессия могут отличать подростка, желающего самоутвердиться. Под воздействием стадного инстинкта, от недостатка воспитания или «чувства долга перед друзьями» мальчишки учувствуют в «разборках», собираются в дурные компании. Со временем юнцы становятся неуправляемыми: грубят взрослым, не подчиняются родителям, убегают из дома.

Кстати. Благополучные семьи, как и неблагополучные, могут иметь такого подростка. Причём ребята из хороших семей, поддавшись дурному влиянию, пытаются таким образом завоевать внимание у девушек, искренне считая, что сходство с образом «плохого парня» им в этом поможет.

Если рассматривать причины, влияющие на возникновение у подростков асоциального поведения, то можно отметить такие как:

  • воздействие молодёжных субкультур (готы, эмо, панки и т.д.);
  • плохое воспитание и негативный пример жизни родителей, вызывающие искажение психики в детском возрасте;
  • фанатизм, связанный со спортом и выливающийся в агрессивное антисоциальное поведение;
  • психологические зависимости;
  • проблемы физического характера на фоне болезней.

Невозможность самоутверждения в социуме доступными путями: способностями, талантом, достижением материальной независимости законным путём, также можно внести в этот список.


Футбольные фанаты и беспорядки

Типология и причины делинквентности

Под делинквентным поведением подразумеваются противоправные деяния, направленные на причинение вреда каким-либо людям или обществу.


Качественную типологию форм делинквентности можно осуществить, основываясь на нарушенных отраслях права и степени риска для общества. Формально деликты разделяют на несколько категорий:

  1. Гражданско-правовые. Это причинение морального или имущественного ущерба отдельно взятой особе или юридическому лицу, например, дискредитация репутации личности и т. п.
  2. Административные выражаются в нарушении административных законов, регулирующихся государством и его субъектами: попрошайничество, курение и распитие спиртных напитков в неустановленных местах и т. д.
  3. Дисциплинарные — проступки, характеризующиеся несоблюдением статей трудового кодекса: появление на работе в нетрезвом виде, прогулы, умышленная порча имущества работодателя и др.
  4. Уголовные преступления, заключающиеся в мероприятиях, противоречащих уголовному законодательству страны: мошенничество, разбой, хулиганство, кража, изнасилование, убийство.

Часто обстановка, зарождающая асоциальный настрой, сопровождает индивидуума с детства и способствует возникновению девиантного и делинквентного поведения подростков.
К числу таких факторов относят следующие:

  • травматические переживания, провоцируемые игнорированием со стороны родителей потребностей ребенка в привязанности, заботе и нежности;
  • неоднократное применение психологических или телесных наказаний;
  • трудности в вырабатывании морального сознания из-за недостатка отцовского влияния;
  • фиксация на обстоятельствах острой травмы в раннем возрасте;
  • потакание детским прихотям, нехватка родительской требовательности;
  • интенсивная стимуляция;
  • отсутствие четкого усвоения правил из-за несогласованных требований;
  • смена опекунов;
  • постоянные семейные ссоры, особенно опасны случаи с жестокостью отца по отношению к матери;
  • неблагоприятные личные особенности — слишком требовательный глава семьи и потворствующая мать;
  • впитывание с юных лет противообщественных ценностей извне.

Механизмы и стратегии контроля и профилактики

Первичными механизмами контроля над девиантом и делинквентом в поведении считаются действия школы. Школа обладает следующими возможностями:

  • свободный доступ к семьям подростков, сотрудничество с родителями;
  • прививание школьникам навыков здорового образа жизни;
  • воздействие на степень самооценки ученика и его стремлений;
  • организация досуга школьников и помощь в трудоустройстве на период летних каникул.

Школа имеет возможность в целях профилактики правонарушений и преступлений привлекать специалистов.


Схема профилактики делинквентного поведения

Девиации человеческого поведения в социуме уходят корнями глубоко в детство. Вот почему воспитание подрастающего поколения требует особого внимания. «Здоровые личности формируют здоровое общество!», – такой лозунг должен быть заложен в основу всей воспитательной работы подрастающего поколения.

Виды и формы девиантного поведения детей и подростков

В отдельную категорию хочу вынести детские и подростковые девиации, которые в первую очередь обусловлены спецификой самих возрастов. Среди общих отклонений можно выделить следующие формы:

  • рискованное сексуальное поведение;
  • аутодеструктивное поведение;
  • бродяжничество;
  • новые формы девиантного поведения (вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты и другие общественные организации, манипулирующие сознанием, терроризм, отклонения с использованием интернета и компьютера).

По направленности девиации можно разделить на:

  • отклонения корыстной направленности;
  • агрессивные отклонения, направленные против личности (саморазрушение);
  • социально-пассивные отклонения (разного рода уход от реальности).

В рамках саморазрушающего поведения можно выделить еще несколько форм:

  • скрытый и прямой суицид;
  • расстройства привычек и влечений;
  • расстройства питания;
  • расстройства при употреблении психоактивных веществ;
  • расстройства поведения личности в сексуальной сфере.

Таким образом, в подростковом и детском возрасте девиантное поведение чаще проявляется агрессией, уклонением от учебы, побегами из дома, наркоманией и пьянством, суицидальными попытками, асоциальными поступками.

  • Наиболее популярной девиацией подросткового возраста является зависимое поведение.
  • Нередким у еще не сформировавшейся личности является желание уйти от реальности, от проблем и непонимания. Пожалуй, это и самый простой способ.
  • Кроме этого, зависимости могут формироваться на основании стремления подростка к взрослости. А самая простая взрослость — это внешнее копирование.
  • Еще одной частой причиной возникновения зависимостей является желание подростка утвердиться в кругу сверстников, получить авторитет и доверие. Ведь сверстники в этом возрасте являются самими главными «судьями» и «аудиторией».

У девочек в подростковом возрасте чаще возникают отклонения сексуального характера. Активное половое созревание непосредственно связано с формированием вторичных половых признаков, что может повлечь насмешки со стороны сверстников или нежелательные сексуальные посягательства. Кроме этого, часто девушки начинают отношения со старшими молодыми людьми, что способствует сексуальной активности, различным рисковым и антисоциальным поступкам.

Стоит отметить, что не всегда отклоняющееся поведение подростков носит негативный характер. Порой подростки хотят найти что-то новое, преодолеть застой, консерватизм. На этой основе возникают:

  • музыкальные группы;
  • театральные труппы;
  • спортсмены;
  • юные художники.

Подробнее об особенностях отклоняющегося поведения детей и подростков вы можете прочитать в моей работе «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: