Коммуникация как форма общения предполагает обмен информацией, мыслями, ценностями, чувствами. Этот термин имеет латинские корни. В буквальном переводе понятие коммуникации означает «общее», «разделяемое всеми». Обмен информацией приводит к взаимному пониманию, необходимому для достижения поставленной цели. Рассмотрим далее особенности коммуникации в организации.
Классификация коммуникаций
Она осуществляется по различным критериям. Типы коммуникации выделяют по составу участников. Так она может быть массовой, групповой и межличностной. Типы коммуникации выделяют в зависимости от:
- Метода установления и поддержания контакта. По этому критерию выделяют прямые (непосредственные) и дистанционные (опосредованные) коммуникации.
- Инициативности участников. По данному признаку различают пассивные и активные взаимодействия.
- Степени организованности обмена информацией. Этот критерий позволяет выделить организованные и случайные коммуникации.
- Используемым знаковым системам. По данному признаку выделяют невербальные и вербальные взаимодействия.
Кроме того, существуют формы коммуникации. Взаимодействие может осуществляться в виде дискуссии, переговоров, брифинга, заседания, совещания, беседы, деловой переписки, приема по личным вопросам, пресс-конференции, телефонного разговора, презентации и так далее.
Основные виды коммуникации
Виды межкультурной коммуникации подразделяются в зависимости от стилей, способов и приемов общения на паравербальную, невербальную и вербальную коммуникацию.
Коммуникации бывают межличностные и организационные. К межличностным относят: убеждающую, познавательную, ритуальную, экспрессивную, суггестивную коммуникацию.
Межличностная коммуникация происходит в видах общения, предполагающих прагматичность целей, конструктивные решения, а также готовность каждого участника к адекватному взаимодействию.
Целью познавательной коммуникации выступает расширение информационного поля партнера, она должна передать нужную информацию, дать комментарии новым сведениям. К условиям организации таких коммуникаций относят учет непосредственно познавательных потенций конкретных участников, их субъективных установок на приобретение новых сведений и интеллектуального потенциала для их переработки, восприятия и понимания.
К коммуникативным формам можно отнести учебные лекции, доклады, семинары, беседы, рефераты и т.д, которые дают возможность оценить степень усвоения материала. Коммуникативные технологии и средства – аргументация, комментирование, доказательство, анализ, резюмирование, интерпретация новых сведений, использование невербальных и вербальных ключей, ораторское мастерство и культура речи. Ожидаемым результатом при такой коммуникации будет освоение новых данных и их применение в практической деятельности, саморазвитие.
Целью убеждающего взаимодействия является вызов у партнера по коммуникации определенных чувств и формирование ценностных ориентаций, установок, убеждение в правильности своего мнения, стратегий. К условиям организации данного вида коммуникации относят опору на восприимчивость участника процесса, его индивидуальную мотивацию, интеллектуальную и эмоциональную культуру.
К коммуникативным формам убеждающего взаимодействия относят: призывающую к действиям речь, убеждающую речь, дискуссии, споры, пресс-конференции, переговоры, «круглые столы», презентации и другие.
Коммуникативные технологии и средства – демонстрирование и доказательство, аргументирование, сравнительный анализ и разъяснение, примеры, факты, цифры, которые показывают преимущества, опору на эмоциональную сферу партнера, учет контраргументов, приемы присоединения, создание атмосферы доверия, формирование аттракции. Ожидаемым результатом будет привлечение участника процесса на свою сторону, согласие партнера с озвученной позицией, изменение убеждений, личностных установок, взглядов, переориентация целей.
Целью экспрессивной коммуникации выступает формирование психоэмоционального настроя, передача переживаний, чувств, побуждение к нужному действию. К условиям организации такой коммуникации относят опору на эмоции индивида, использование художественных и эстетических средств влияния на сенсорные каналы участника процесса.
К коммуникативным формам экспрессивного взаимодействия относят речи по специальным поводам, презентации, собрания и беседы, митинги, брифинги, рассказы о ситуациях, мозговой штурм, демонстрации кинофильмов, анализ вероятных последствий, призывы и лозунги. Коммуникативные технологии и средства – видео-, аудио- средства, эмоционально окрашенная и образная лексика, краткость речевых конструкций, улыбка, яркость жестов и мимики, искренность показываемых чувств, демонстрация конгруэнтности, опора на насущные потребности индивидов. Ожидаемым результатом партнера будет изменение настроя участника процесса, провоцирование определенных чувств (например, сопереживание), вовлечение в нужные действия.
Целью суггестивной коммуникации выступает оказание влияния на партнера внушающего характера для изменения его ценностных установок, мотивации и ориентаций, отношения и поведения. Условиями организации такого взаимодействия будут: внушаемость партнера, недостаток информации у партнера, слабая критичность ума, низкий уровень контрсуггестии, значимы авторитет суггестора (человека, который будет осуществлять внушение), формирование доверительной атмосферы. Коммуникативные формы суггестивных коммуникаций — митинги, беседы, пресс-конференции, дебаты, брифинги, собрания, рекламы, тренинги и консультации. Коммуникативные технологии и средства – разъяснение установок, которые внушаются, управление эмоциональным настроем, внушение посредством ссылки на авторитет, идентификация, персонификация, угроза, предупреждение, шантаж, моббинг, психологический террор и другие средства манипулирования. Ожидаемым результатом будет изменение поведения участника процесса, смена ценностных ориентаций, а также установок.
Целью ритуальной коммуникации выступает закрепление, а также поддержка конвенциальных отношений в мире бизнеса, сохранение предприятий, ритуальных традиций фирм, создание новых. Условиями организации таких коммуникаций будет оформленная художественно среда, акции с церемониальным уклоном, соблюдение конвенций, опора на национальные и профессиональные традиции, а также нормы общения. К коммуникативным формам ритуальной коммуникации относят торжественные и траурные речи, церемонии, ритуальные акты, обряды, праздники, чествования, посвящения, торжественные собрания и презентации.
Коммуникативные технологии и средства – использование невербальных и вербальных ключей доступа в визуальный, кинестетический, аудиальный каналы участников, включение партнеров в массовую активную деятельность. Ожидаемым результатом будет закрепление новых ритуалов, формирование национальной гордости и чувства патриотизма, сохранение традиций.
Вышеперечисленные виды коммуникаций позволяют выделить специфику, коммуникативные средства, технологии, приобрести планируемый итог, разработать все детали поведения и индивидуальный подход к участникам.
Межличностный обмен информацией
Условием успешной коммуникации такого типа является создание участниками общей действительности, вне которой взаимодействие не может состояться вообще. Эта предпосылка именуется исследователями договорным аспектом обмена. Основные формы коммуникации и их эффективность определяются параметрами индивидов. В качестве ключевых из них выступают функциональный, мотивационный и когнитивный признаки. Последний включает в себя различные характеристики, посредством которых формируется внутренний мир личности в ходе накопления ею познавательного опыта. Речь, в частности, о знании коммуникативных кодов, самоосознании, самонаблюдении, метакоммуникативных навыках, способности адекватно оценивать возможности партнера. К указанным характеристикам также следует относить предрассудки и мифы, верования и стереотипы.
Мотивационный параметр определяют потребностями индивидов. Если они отсутствуют, то, соответственно, нет и взаимодействия или присутствует псевдокоммуникация. Функциональный показатель включает в себя 3 характеристики. Они определяют компетентность личности. Такими характеристиками являются практическое владение вербальными и невербальными коммуникативными средствами, способность построения дискурса в соответствии с правилами этикета и нормами кода.
Необходимость в передаче информации
С помощью взаимодействия друг с другом люди стараются обеспечить для себя более удобную и легкую жизнь. Например, человек может о чем-то попросить у другого, пожаловаться на ту или иную ситуацию, а также получить для себя полезную информацию.
Используя различные виды коммуникаций, люди обмениваются находящимися в их распоряжении фактами. Подобное направление имеют социальные и массовые, маркетинговые и невербальные, деловые и многие другие типы общения.
В процессе разговора люди могут занимать по отношению к своему собеседнику различные позиции. Именно поэтому характеристика вида коммуникации будет зависеть от того, какие роли выбирает для себя человек. Так, диктатор не может не обращаться со всеми свысока. Его высказывания отличает командный тон, бескомпромиссные решения и издаваемые приказы. Что касается его собеседника, то для создания идеальной пары он должен быть податливым, подчиняющимся, тихим и поддающимся влиянию. Если же люди меняют свои позиции или не стремятся играть отведенную им роль, то в таком случае в процессе беседы непременно возникают споры.
Используя различные виды коммуникаций, люди в общении подстраиваются один под другого. Так, один и тот же человек с одними собеседниками разговаривает командным голосом, с другими он дружелюбен, а с третьими предпочитает и вовсе молчать. Все дело именно в том, каков он, этот второй человек. В том же случае, если кто-то общается со всеми людьми одинаково, то собеседники будут подстраиваться под него.
Помимо этих можно привести еще множество видов социальной коммуникации. Все они будут находиться в зависимости от характера и привычек, желания и цели, навыков и положения человека в обществе, а также страхов, комплексов и иных аспектов, имеющихся у каждого собеседника.
Групповое взаимодействие
Оно возникает в процессе непосредственного общения небольшого количества субъектов, которые хорошо друг друга знают и постоянно обмениваются информацией. В качестве нижнего предела такой коммуникации обычно выступает диада или триада. Первая предполагает взаимодействие двух, а вторая – трех индивидов. Верхний предел будет зависеть от характера деятельности группы. Все формы коммуникации в группе, кроме информативной, реализуют и другие функции. Например, при взаимодействиях формируется согласие, обеспечивается единство действий, складывается определенная культура.
I. Общение и коммуникация: сходства и различия
Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает и обеспечивает ее. Общение для человека – это среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, приспособление к жизни. В процессе общения происходит передача социального опыта, обмен не только своими физическими действиями, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями. В общении формируются и черты личности: формируются способы мыслительной деятельности, усваиваются человеческие эмоции и формы поведения. В результате общения осуществляется рациональное, эмоциональное взаимодействие личностей и социальных групп, достигается взаимопонимание и согласованность действий. Поэтому очень важно знание об общении, чтобы не только познавать самого себя, но и общество в целом.
Поскольку общение представляет собой сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук – философы, социологи, психологи, лингвисты. Философы изучают место общения в жизни человека и общества и роль общения в развитии человека. Социологи исследуют формы общения внутри социальных групп и между группами. Предметом изучения психологов становится форма деятельности и поведения человека, индивидуальные психотипические особенности общения. Лингвисты рассматривают языковую и речевую природу социального и межличностного общения.
Общение нельзя представить только как коммуникацию, восприятие или взаимодействие. Содержанием общения могут выступать не только научные и житейские знания, но и сам человек. Внешний вид, особенности характера, манера поведения, темперамент существенно влияют на характер речевого поведения человека. Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения. Поэтому, рассматривая общение как коммуникацию и развитие взаимоотношений, важно определить роль человека как особую духовную и активную силу. Именно в процессе общения происходит преобразование человека и адекватное восприятие им других людей.
В качестве синонима термину общение в науке используется термин коммуникация. В науке нет единства в толковании терминов общение
и
коммуникация
. Выделяется два подхода к этому вопросу. Сторонники первого (Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т. Парсонс, К. Чери и другие) склонны идентифицировать эти два термина.
Сторонники второго подхода настаивают на разведении терминов коммуникация
и
общение
.
Вопрос о сходстве и различии двух широко употребляемых понятий общение
и
коммуникация
далеко не праздный (Чурилов И.И., Минеева С.А. Общение или коммуникация: чему учить в риторике диалога? – М., 2009).
Общение– процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга
.
Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания
(А.Б. Звегинцев, А.П. Панфилова. Основы теории коммуникации, 2003). Коммуникация– необходимое условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества. Общество – не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений.
Общими признаками общения и коммуникации является их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Но есть и принципиальные различия, обусловленные различием в объеме содержания этих понятий: общение – всегда межсубъектное взаимодействие, а коммуникация – это передача сообщения от субъекта к объекту. Передать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно. Можно передавать информацию с помощью разных носителей: книги или телефонного аппарата.
В коммуникации практически невозможен диалог. Общение – всегда диалог. В диалоге общающиеся стороны — равноправные, равноценные субъекты. Главное в диалогическом общении – установление общности, контакта, общего смысла разговора. В процессе коммуникативного акта главное – точно донести информацию. Коммуникация не обязательно предполагает духовную связь, общение – всегда приобщение к ценностям, которое мы переживаем вместе, это ещё и духовный контакт.
В процессе общения обогащаются обе стороны. Следует заметить, что общение всегда индивидуально направлено: в общении человек нацелен на другого – на одного человека или совокупного субъекта; он направлен на запросы, интересы собеседника, его потребности, уровень знаний.
Таким образом, коммуникация является необходимым, но недостаточным условием общения. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах.
А в коммуникации специалисты различают несколько основных значений понятия «коммуникация»:
– универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;
– техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое;
– биологическое, широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;
– социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.
По данным исследователей человеческое общение на две трети состоит из речевого общения, речевой коммуникации. Это самая распространенная и самая сложная деятельность. Ее особенность заключается в том, что она включается в более широкую систему деятельности: образовательную, научную, управленческую, производственную и др.
Речевая коммуникация – общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией
. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты, порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их.
Задачи речевой коммуникации:
· эффективное получение информации (зависит от уровня владения навыками чтения и слушания);
· эффективная передача информации (владение навыками письма и говорения);
· достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);
· получение дополнительной информации о собеседнике (знание объективных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст);
· позитивная самопрезентация (способность произвести хорошее впечатление на собеседника; предполагает владение основами культуры речи).
Сети
В малой группе различные сведения распространяются по коммуникативным системам. Они могут быть централизованными или децентрализованными. В первом случае субъект распространяет вокруг себя важные для группы сведения. Централизованные сети делятся на:
- Фронтальные. В рамках такой системы участники в контакт не вступают, однако находятся в пределах видимости друг друга.
- Радиальные. В такой системе информация передается участникам группы через центрального субъекта.
- Иерархические. Эти структуры предполагают два и более уровня соподчинения участников.
В децентрализованных сетях члены группы равны. Каждый участник может осуществлять прием, обработку и передачу данных, прямо общаться с остальными субъектами. Такая система может быть в виде:
- Цепочки. В рамках такой структуры сведения распространяются последовательно от участника к участнику.
- Круга. В рамках такой системы все члены группы имеют одинаковые возможности. Информация при этом может бесконечно циркулировать между участниками, уточняться, дополняться.
Децентрализованная система обмена данными может быть полной. В этом случае препятствия для свободного взаимодействия отсутствуют.
Немного подробнее
Межличностная коммуникация заключается в непосредственном контакте с людьми тет-а-тет, то есть лицом к лицу. Межличностной коммуникации характерна психологическая близость собеседников, наличие сопереживания, понимания и сочувствия. Этот вид коммуникаций содержит в себе три взаимосвязанные стороны:
- коммуникативная — заключается в обмене информационных устных сообщений между собеседниками, передаче и приеме чувств и мнений;
- перцептивная — затрагивает процесс понимания и восприятия взаимодействующих сторон, что способствует формированию определенных межличностных отношений;
- интерактивная — состоит в обмене действиями между партнерами по общению (например, просьба — согласие или отказ).
Межличностная коммуникация — это одна из важнейших категорий психологической науки, так как общение играет главную роль при взаимодействии людей. В данном виде коммуникаций существует два вида общения: невербальное и вербальное. Первый вариант имеет свое начало еще с древних времен, а вербальная появилась значительно позже, но является универсальным способом общения на сегодняшний день. Иными словами, межличностная коммуникация — это общение по крайней мере двух лиц, которое направлено на взаимное установление, познание и развитие взаимоотношений, предполагающее взаимовлияние на поведение, настроение, взгляды, состояние участников этого процесса. Также она наиболее свободна от формальных, регламентирующих стиль и форму сообщения рамок, что позволяет сделать ее более доходчивой и доступной. Помимо этого, в процессе личного общения эффект восприятия может быть усилен за счет интонации собеседника, его жестов, тембра голоса, мимики, обаяния, ориентированные исключительно на определенно человека. Стоит отметить, что в межличностной коммуникации открываются большие неограниченные возможности для применения эффекта обратной связи.
Специфика
Выбор той или другой сети будет зависеть от формы коммуникации, целей обмена данными. По централизованным системам целесообразно передавать информацию тогда, когда сведения должны быть донесены до всех людей, нужно организационно сплотить участников, простимулировать развитие лидерства. Между тем, стоит отметить, что в рамках централизованных сетей существенно затрудняется реализация творческих и сложных задач. Частое использование таких систем может способствовать снижению удовлетворенности субъектов от участия в группе. Для решения творческих и сложных задач на практике применяются децентрализованные сети. Они также эффективны для повышения удовлетворенности участников, развития межличностных отношений.
Обмен информацией в организации
Процесс взаимодействия в компании можно условно разделить на планируемое (формальное) распространение сведений и неформальную (непланируемую) передачу данных. В первом случае используются стандартные бланки (формы). Коммуникации в этом случае будут занимать сравнительно немного времени. Использование стандартных бланков дает ряд преимуществ для получателя информации. В частности, субъект может уточнить категорию сведений, которая нужна ему в работе. В качестве ключевого недостатка такой формы коммуникации выступает отсутствие гибкости.
Направления потока сведений
По этому признаку коммуникации разделяют на вертикальные и горизонтальные. Первые, в свою очередь, включают в себя восходящие и нисходящие потоки сведений. В последнем случае информационный поток перемещается от одного уровня к другому, более низкому. Примером может являться взаимодействие руководителя с подчиненными. Восходящее направление передачи сведений используется для обеспечения обратной связи служащих с начальником. Такие способы коммуникации используются для доведения заданий до подчиненных, информирования руководства о результатах работы и актуальных проблемах. Горизонтальное направление предполагает взаимодействие участников, имеющих равный ранг, а также равнозначных групп.
Массовый обмен информацией
Он осуществляется с использованием технических средств. Информация при этом распространяется на рассредоточенные и большие по численности аудитории. Массовые коммуникации характеризуются также:
- Социальной значимостью сведений.
- Возможностью выбора и многоканальностью средств связи.
Участниками такого взаимодействия являются не отдельные личности, а собирательные субъекты. Например, это может быть армия, народ, правительство. Социальная значимость такого обмена информацией состоит в соответствии конкретным общественным ожиданиям и запросам.
Массовому взаимодействию, в особенности в современное время, свойственна многоканальность. В частности, применяются аудиальные, визуальные, аудио-визуальные, письменные, устные формы коммуникации. Отправителем данных выступает социальный институт или мифологизированный субъект. В качестве получателей выступают целевые группы, которые объединяются по ряду общественно-значимых признаков.
Формы
В зависимости от канала передачи, межличностную коммуникацию принято подразделять на устные и письменные. К письменной форме межличностных коммуникаций в общении относится информация в виде отчетов, докладов, приказов и пр., где символом кодирования является письменное слово. Выделяют следующие преимущества данной формы коммуникаций:
- возможность хранения информации;
- наибольшая точность и тщательность при создании сообщения.
К недостаткам можно отнести:
- требуется больше времени на формирование сообщения, в отличии от устной формы коммуникации;
- отсутствует возможность установления обратной связи и обмена информации.
Выбирая форму коммуникаций, следует придерживаться правил:
- устная форма предпочтительней в тех случаях, когда до собеседника необходимо донести персональное, новое, двусмысленное, эмоциональное сообщение (телефонный разговор, личная встреча) ;
- письменная форма наиболее эффективна при передачи рутинного, обезличенного, простого и длинного послания (электронная почта, официальное письмо).
Для эффективности межличностной коммуникации рекомендуется комбинировать обе формы. Например, с помощью телефонного звонка можно предупредить о важной встрече и получить незамедлительный ответ от собеседника, а напоминающее сообщение в письменной форме с указанным временем и датой, гарантирует что получатель не забудет об этом. На сегодняшний день существует масса различных планшетов, мобильных телефонов, факсов, компьютерных сетей, которые стирают границы между письменной и устной формами коммуникаций и делают каждую из них наиболее эффективной.
Устная форма заключается в виде диалога, беседы, обсуждений, телефонного разговора, где символом кодирования выступает слово. Помимо устной речи, огромную роль в межличностную коммуникацию вносит невербальное общение: интонация, улыбка, мимика, жесты, выражение лица и прочее. Такая информация способна передать ощущения и мысли наиболее эффективным способом, чем любые слова, подобранные тщательным образом. У устных коммуникаций существуют и недостатки. Как правило, к ним относят следующее:
- сложность в хранении информации из-за того, что такой вид не оставляет заметок, записей и документов;
- возникновение некоторых барьеров межличностных коммуникаций, которые в последующем могут привести к ошибкам и непониманию, обычно к барьерам относят: неумение слушать, стереотипы, разное восприятие и другое.
Рассмотрим их более подробно.
Функции массового взаимодействия
Выделяют следующие задачи коммуникации:
- Информационную. Эта функция состоит в предоставлении массовому слушателю, зрителю, читателю актуальных данных о самых разных областях деятельности.
- Регулирующую. Массовый обмен данными оказывает влияние на формирование сознания личности и группы, общественного мнения, создание стереотипов. Это позволяет управлять социальным поведением. Люди обычно принимают те этические требования, нормы, принципы, которые пропагандируются в СМИ в качестве положительного стереотипа стиля одежды, образа жизни, общения и пр. Так происходит социализация человека в соответствии с теми нормами, предпочтение которым отдается на данном историческом этапе.
- Культурологическую. Эта функция предполагает ознакомление общества с достижениями искусства и культуры. Она способствует сознанию необходимости преемственности ценностей и сохранению традиций.
СМК
В массовой коммуникации используются специальные средства, которые представляют собой каналы и передатчики, посредством которых информация распространяется на значительные территории. Современная система включает в себя несколько звеньев. В частности, в СМК входят СМИ, информатика и телекоммуникация. Первые включают в себя прессу, аудиовизуальные каналы (радио, телетексты и пр.), информационные службы. СМИ состоят из технических средств фиксации, тиражирования, копирования, хранения данных, а также постоянного, системного распространения больших объемов музыкальных, словесных, образных сведений.