Личность и характер – индивидуальность человека.

Многие люди оправдывают свои неудачи и неблаговидные поступки особенностями своего характера. Действительно то, как человек себя ведет, зависит от характера, который складывается годами. Но неужели его нельзя изменить?

Современные психологи и психотерапевты считают, что человеку вполне под силу управлять своим характером и даже менять его по своему усмотрению. Первое, чем следует заняться – это избавление от комплексов и вредных привычек, причем речь идет не только о пагубных пристрастиях, но и о негативных моделях поведения.

Чаще всего коррекция характера предусматривает искоренение таких черт характера, как неуверенность в себе, сомнения в принятии решений, стеснение при общении со значимыми людьми, фобии и т.п. Многие специалисты сегодня используют различные техники НЛП (нейро-лингвистического программирования) для изменения глубинных внутренних установок клиента.

Решение о том, что характер нужно менять принимают обычно те люди, которым бывает трудно достигать поставленных целей, знакомиться с другими людьми, поддерживать длительные отношения, быть интересным в силу некоторых личностных особенностей.

Например, изменить свой характер может захотеть человек, поднявшийся на ступень выше в своей карьере. Новая должность требует от него большей ответственности, коммуникабельности и спокойствия, т.е. тех качеств, которых у него недостаточно. В такой ситуации ему приходится искать способ развить в себе необходимые черты характера.

  • Избавиться от внутренних страхов и ограничений

Часто невозможность преодолеть себя связана с неумением управлять внутренним Я, страхом перестать «быть собой», страхом перемен и т.п. Для того чтобы приобрести необходимую уверенность в себе, решительность и другие позитивные качества, необходимо выявить те страхи. Которые мешают достичь поставленной цели, а потом устранить их. Обычно для этого нужно пройти специальный тренинг или проконсультироваться с психологом.

  • Пересмотреть свое прошлое

Ни для кого не секрет, что основа характера закладывается в детстве, поэтому чтобы изменить негативные черты характера, необходимо понять, откуда они взялись. Например, излишне строгое воспитание родителей может быть причиной формирования у ребенка неуверенности в себе, застенчивости и неумения принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность.

  • Найти мотив

Для того чтобы изменить характер, нужно четко понимать, зачем это необходимо. Без внутренней мотивации человеку не помогут никакие даже самые продвинутые и эффективные методики.

Сила воли – черта характера

Понятие «сила воли» довольно часто ассоциируют с заставляющими факторами: строгая диета, отказ от курения, алкоголя, принуждение к чтению или учебе. Она крайне необходима и незаменима на протяжении человеческой жизни и во всех её сферах: спорт, карьера, духовное самопознание и развитие. Сила воли вполне реально помогает нам сосредотачивать разум на достижение целей, заставляя нас идти, не оглядываясь и не останавливаясь на полпути «передохнуть».

Силу воли требуется развивать постоянно. Обладающий силой воли человек смело диктует своему разуму и подсознанию то, что ему необходимо: что представлять, на чем акцентировать внимание и как думать. При отсутствии данного навыка мы превращаемся в родителей любящих своего ребенка слепой, больной любовью: позволяем любому капризу и мысли управлять нами. Как же сделать так, чтобы сила воли постоянно следовала рядом с нами, пока мы растем, взрослеем и стареем?

Укрепление силы воли:

  • Уважение к себе Уважайте себя — если Вы что-то для себя решили — делайте это, обязуясь идти до конца. Не меняйте своего мнения и не откладывайте на потом.
  • Свобода от привычек Не становитесь рабом привычек. Не делайте то или иное действие одинаковыми способами — развивайтесь творчески.
  • Делайте то, что меньше всего хочется Необходимо заставлять себя уделять время и силы тому, чем Вы не хотите заниматься, помня о том, что только наша лень и отсутствие веры в себя мешают справиться с тем или иным заданием.
  • Больше — лучше Делайте больше, чем планировали: читайте на 5 страниц больше, пешую прогулку периодически увеличивайте, убирайте большую площадь, чем планировали.

Неудача-это всегда новая точка отсчета. Начинайте снова и снова. Сильных, уверенных в себе людей не останавливают поражения. Конец старого — всегда начало нового.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 179893

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Конфликт и типы личностей

Нашу жизнь сложно представить без стрессов и трудностей. В результате, частым сопровождающим сложных уроков жизни является конфликтная ситуация. И неважно где мы: дома, на учебе или работе, риск появления конфликта есть всегда.

Конфликт – это непросто противоборство, это столкновение двух личностей. Каждая из которых имеет свой опыт и жизненную позицию. Конфликтная ситуация во многом зависит от психологических особенностей человека. Поведение каждого индивида в конфликте будет иметь свои характерные черты.

Возникновение спорной ситуации невозможно без причины. Ключом конфликтной ситуации может послужить неосторожное слово, действие или неподобающее поведение для оппонента. Это именно та основа, на которой появляется, вырастает и разрастается конфликт.

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

3 стр., 1033 слов

ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства

… Вопрос № 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства. Характер (от греческого – «черта») – отличительный признак, который приобретает человек, живя в обществе. Характер — это индивидуальное сочетание … . Е. Личко. Характер многих подростков становится акцентуированным — крайний вариант нормы. Выделяют 10 основных типов акцентуации. 1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному …

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность

или связанная с ней по смыслу черта —
замкнутость,
а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, —
экстраверсия
и
интроверсия.
Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в
то
время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью».

Первый тип людей можно назвать экстравертированным,

второй —
интровертированным.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

30 стр., 14564 слов

Представления родителей подростков о характере своего ребенка

… характер и индивидуальность поведения другого человека. То же самое можно наблюдать при самовосприятии подростка: … группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или … Конкретизируя особенности семейного воспитания можно выделить типы семейного воспитания, как фактор, влияющий на … черте личности своего ребенка. В первом случае это проявляется в том, что подросток …

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Зависимость темперамента от характера

Во многом реакция человека, на ту или иную спорную ситуацию, зависит от его темперамента и характера. Известно, что более ярко и эмоционально дают волю чувствам сангвиники и холерики. Сангвиники, будучи любителями активного образа жизни и нахождения в окружении большого количества людей, стремятся «громко» выяснять отношения. В то время как холерики, не стремясь к гласности просто не в силах удержать свой порыв выплеснуть эмоции, даже если впоследствии будут сожалеть.

Флегматики к этому делу подходят рассудительно, взвешивая и обдумывая каждый шаг. Они будут монотонно и целенаправленно объяснять свою позицию, нежели кричать и размахивать руками. Меланхолики и вовсе не вступят в конфликт, все свое негодование и недовольство они будут переживать внутри, при этом упрекая и ругая самих себя, думая, что корень проблем именно в них. В каждом правиле есть исключения и иногда реакция может разниться от случая к случаю, так как, кроме темперамента, реакцию на конфликт формирует мировоззрение.

Взгляд человека на жизнь и мир, на людей в этом мире и на самого себя – это именно то, что может перевесить темперамент, и радикальным образом поменять исход спорной ситуации. На протяжении всей жизни человек получает огромный, ничем не соизмеримый опыт. В течение времени происходит либо усвоение уроков и совершенствование сознания, либо пропускание мимо ушей всей полученной информации. Как следствие такого восприятия, каждый новый раз наступление на одни и те же грабли. Именно саморазвитие и уважение другого человека, как индивидуальности и сформированной личности может дать понимание и способы конструктивного решения конфликта.
Психолог Кузнецов А.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

В

какой степени характер человека стабилен? Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.

10 стр., 4554 слов

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра физического воспитания Реферат по курсу «Физическая культура» на тему: « Двигательная активность человека в различные периоды жизни» Выполнил: студ. гр. АТ-07-01 …

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляют«я в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

10 стр., 4529 слов

Влияние телевидения на поведение человека и на психику детей

Размещено на https://www. Размещено на https://www. Контрольная работа по дисциплине Социальная безопасность На тему: «Влияние телевидения на поведение человека и на психику детей» Введение Как телевидение влияет на людей? Что меняется в сознании и поведении человека после просмотра телевизионных программ? Эффектам массовой коммуникации посвящены сотни исследований, но ученые во всем мире до сих пор …

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годщ.

Социальный характер личности

Под социальным характером личности понимаются те качества, которые должны быть свойственны абсолютно всем людям того или иного социума. Выходя в общество, человек должен проявлять не только индивидуальные черты, но и те качества, которые считаются приемлемыми, одобряемыми, нормальными. Такой набор формируется обществом, СМИ, культурой, воспитанием, общеобразовательными учреждениями, религией и т. д. Следует отметить, что родители воспитывают своих детей тоже в зависимости от тех рамок и норм, которые приняты в обществе.

Согласно Э. Фромму, социальный характер личности – это способ приспособления человека к тому обществу, в котором он находится. Это безнаказанный и свободный способ существования в конкретном социуме. Он считал, что ни одно общество не позволяет человеку самореализовываться в полную силу, поскольку всегда диктует свои правила и нормы, которые должны быть превыше индивидуальных особенностей и желаний. Вот почему человек всегда находится в конфликте с социумом, когда он должен подчиняться, чтобы быть принятым, или старается протестовать, что может быть наказуемо.

Социум никогда не позволит человеку проявлять себя в полную силу, что мешает реализовывать свои задатки и вредит самому индивиду. Должно произойти искажение характера, когда каждый подгоняет себя под определенные рамки и нормы, принятые в социуме. Лишь путем развития в человеке социального характера общество делает его безопасным для себя. Здесь важна не личность, а ее безопасные проявления, которые будут приемлемыми в обществе. Иначе пойдет наказание за любое индивидуальное самовыражение, которое не вписывается в рамки.

перейти наверх

Характер.

С точки зрения психологии, характер

— это совокупность устойчивых, индивидуальных свойств личности,
складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Эти индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к
волевойсфере
(например, решительность или неуверенность, боязливость) и к
чувствам
(например, жизнерадостность или угнетенность). В известной мере они проявляются и в умственной деятельности (например, легкомыслие или вдумчивость Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Как говорили древние люди, характер — это печать человека, «отпечаток», приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания. Характер человека проявляется в его поведении, действиях и поступках в обществе. Вспомни, как вы учитесь. Один делает уроки быстро, другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как было бы лучше справиться с задачей. Одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают о своём, третьи думают и об общих для всех классных делах, их заботит, как жизнь класса сделать интересной. Эти особенности составляют черты характера.
Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности.
В основе характера лежат свойства нервной системы человека, в значительной мере передающиеся по наследству. Например, характеризуя кого-то, мы говорим: «Вылитый отец — живой, общительный». Эти качества характера, выражающиеся в направленности человека на людей, себя, деятельность, на вещи, весьма часто переходят от родителей к детям.

Альтруизм и эгоизм

Это два противоположных типа поведения человека по отношению к людям и себе;
альтруизм
— это служение окружающим людям, жизнь «для других»,
эгоизм
— напротив, поведение лишь «для себя». Крайние проявления: эгоист наносит ущерб другим ради себя, альтруист отдаёт себя, жертвует собой ради других. Но не торопитесь называть одного плохим, другого хорошим, Как говорил Э. Фромм, «человек, который любит только других, не любя себя, вообще не способен любить». Иначе говоря, человеку нужна мера того и другого.

Характер не есть что-то раз и навсегда данное. Он формируется

, изменяется в течение всей жизни человека. Человек сам создаёт свой характер. От поступка — к привычке, от неё — к характеру, а от характера — к своей судьбе. Таков будет и рецепт, алгоритм воспитания качеств характера.

Почти каждая черта характера имеет противоположную черту

. Например, вежливость — одобряемая в обществе черта, а бесцеремонность, хамство — не одобряемая людьми. Эти две черты образуют пару противоположных качеств, которые могут существовать одновременно (в разных пропорциях) в характере человека.

Соотношение характера и личности

. Вспомним, что мы знаем о личности выдающихся людей. Считают, что тяжелым характером обладал Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у II. П. Павлова, нелюдимостью отличался А. С. Грин: но это не помешало им стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность — далеко не одно и то же. То, что создает человек, его «творения» есть, по преимуществу, выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а вот с характером человека сталкиваются окружающие близкие люди и иногда страдают в повседневном общении. Если попытаться кратко выразить суть различия между характером и личностью, то можно сказать, что
черты характера
отражают то,
как действует человек
, а
черты личности
— то,
ради чего он действует
. Очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и тс же способы, можно добиваться разных целей и наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Характером называют индивидуальный склад человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. Характер — это целая совокупность качеств

(черт), характеризующих деятельность человека и отражающих типичные для него позиции, отношения, принципы. Настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они постоянно проявляются в различных ситуациях, стали устойчивыми свойствами, качествами человека.

Характер часто связан с темпераментом (с ним ты познакомишься на следующем занятии). Например, вздорный характер чаще всего бывает у холериков, спокойный — у флегматиков. Но и у людей с одинаковым темпераментом могут быть совершенно разные характеры. Знание характера позволяет предсказывать поведение человека в тех или иных ситуациях. Так, командир посылает именно этого бойца в разведку, зная, что он смелый и находчивый.

Экстравертность и интровертность

Характеризуя того или иного человека, иногда о нём говорят ещё и так: «экстраверт» или «интроверт». Что это означает?

Экстраверт

человек с открытой душой, он расположен к людям, не имеет от них каких-либо секретов, тайн. Это рубаха-парень, не терпящий одиночества, очень контактный, способный расположить к себе людей. Такой человек может взяться за многие проблемы и решить их.

Интроверт

замкнут, сосредоточен, молчалив, скрытен. Он умеет слушать, но не любит говорить о себе и своих проблемах. С развитым самоконтролем, но излишне самокритичен, постоянно занимается самокопанием, самоедством. Предпочитает одиночество. С трудом заводит новые знакомства.

Зная это, вы легко можете определить, кто вы — экстраверт или интроверт, кто ваши друзья, родные, знакомые. Возможно, вы заметили, что к интровертам ближе всего люди, обладающие меланхолическим и флегматическим типами темперамента, а к экстравертам — холерики и сангвиники. Правда, и «чистых» экстравертов или интровертов также встретить трудно. Практически у каждого человека проявляются те и другие качества. Можно Говорить только об их преобладании.

Оптимизм и пессимизм

Очень важная черта — отношение к окружающему миру.

Оптимизм

— это жизнерадостное и бодрое мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в добро, во всё положительное.

Пессимизм,

напротив, это — уныние, упадничество, неверие, ожидание плохого во всём и вся.

Мужской и женский характер

Мальчики и девочки (мужчины и женщины) имеют некоторые отличительные особенности характера. Они связаны с половыми различиями, особенностями мужского и женского организма, с

обычаями общества в отношении

Русский характер

Характер, как и темперамент, является одним из качеств, отличающих не только отдельного человека, а целую группу — нацию, национальность, народ. Так, в характере немцев отмечается аккуратность, англичан

чопорность, французов — легкомыслие, американцев — практичность…

Оцени характер своего испытуемого по предложенным рисункам, характеристикам и тестам!

Психологический характер личности

Изменения, которые происходят в психологическом характере личности, делят на закономерные (типичные) и индивидуальные (нетипичные).

Закономерные изменения происходят по мере того, как человек взрослеет и проходит через определенные перемены своего организма. Детские черты исчезают, заменяясь взрослыми. К детским чертам относят капризность, безответственность, страхи, плаксивость. К взрослым – мудрость, жизненный опыт, терпимость, разумность, расчетливость и т. д.

Многое здесь определяется теми ситуациями, с которыми человек часто сталкивается. Общение с людьми, различные обстоятельства, удачи и неудачи, трагедии определяют смену взглядов и ценностей у человека. Вот почему люди одной возрастной группы отличаются между собой, поскольку у всех был свой жизненный опыт. Здесь формируются индивидуальные черты, которые зависят от жизненных обстоятельств, через которые каждая личность проходит.

Черты быстрее сменяются на другие, если они похожи на предыдущие или включают их.

перейти наверх

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: