Давно известно, что человек счастлив тогда, когда занимается любимым делом и получает удовольствие. Но почему-то сегодня многие чувствуют себя неуютно на своем рабочем месте. Не потому ли, что выбрали не то направление деятельности? Еще в прошлом веке великим художником верно было подмечено: «Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!» Но как определить свое предназначение? Об этом рассказывает доктор педагогических наук, профессор кафедры педагога-исследователя ТГПУ Соколова Ирина Юрьевна.
Все начинается с рождения
– В свое время, работая в техническом техникуме, я помогла определиться с выбором профессионального пути многим студентам, – рассказывает Ирина Юрьевна. – Вроде, смотришь, у человека математический склад ума, а интеллект – дипломата, так, может, ему не за станок нужно становиться, а управлять людьми. Потенциал есть в каждом человеке, важно вовремя его открыть и развивать. Каждый из нас приходит на землю уже с задатками, то есть с физиологическими особенностями и типом нервной системы. Интеллект формируется в процессе воспитания, обучения, как ответ уму на преодоление тех или иных трудностей. Социализируясь, ребенок будет либо развивать свои природные таланты, либо загонять их в угол. Задача родителей на этом этапе – наблюдать, что больше нравится ребенку: рисовать, танцевать, сочинять истории, петь, строить многоэтажные дома или собирать гербарий.
Большое значение имеет определение левшества – правшества. Поскольку известно, что левое полушарие, считающееся доминирующим у правшей, отвечает за логику, анализ, речемыслительную деятельность, за хранение и обработку фактической информации, математические способности. Правое полушарие в ответе за интуицию, образное мышление, воображение, обработку невербальной информации, музыкальность, пространственную ориентацию и эмоции. У детей до 7 лет полушария головного мозга находятся в стадии формирования, активно развиваются межполушарные связи, поэтому левшество может быть скрытым. Чтобы распознать, какая рука ведущая, нужно пройти следующие пробы.
Тесты на определение левшества-правшества
- Определить ведущий глаз. Ребенку предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь (Л, П).
- Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (Л, П).
- Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – Л, П.
- Определение величины лона ногтя большого пальца.
- На какой руке (Л, П) больше развита венозная система.
- Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.
- Понаблюдать, с какой ноги начинает движение.
- Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.
- Какой рукой причесывается.
10. Какой рукой режет бумагу, отпирает дверь.
Больше половины ответов П – правша, Л – левша, если на три-четыре вопроса обнаружилась левая реакция – скрытое левшество. Развивать способности ребенка надо, исходя из функций доминантного полушария.
Типы личности
И.П. Павлов предложил классификацию типов личности, основанную на особенностях деятельности нервной системы. Ученый разделил всех людей на три типа, в зависимости от механизма работы и взаимодействия правого или левого полушария.
Художественный тип
личности (активны функции правого полушария) – человек воспринимает мир через образы, не анализирует и не придает значения деталям.
Мыслительный тип
(активны функции левого полушария) – человек склонен к логическому мышлению, прибегает к анализу, просчитывает ситуацию.
Средний тип
– самый распространенный, соответствует уравновешенности между левым и правым полушариями, между логическим мышлением и художественным восприятием.
Исследования психофизиологов свидетельствуют о том, что природой в каждом человеке заложен потенциал «мыслителя» и «художника» – творческой личности, что связано с прижизненно формируемыми свойствами нервной системы, функциями полушарий головного мозга, на основе которых развиваются разнообразные способности человека и виды одаренности. Но, к сожалению, в современной школе у детей больше развивают тип «мыслителя», оставляя без особого внимания художественный тип. В таком случае остается не задействован очень важный потенциал личности, из-за чего страдает выбор профессионального пути.
М.С. Каган выделил в структуре каждой личности пять потенциалов:
1) Гносеологический.
Определяется количеством и содержанием информации, которой располагает личность, исходя из знаний о природном и социальном мире, и способности познавать его. Набор информации зависит от природного склада ума, образованности и практического опыта личности.
2) Аксиологический потенциал личности.
Это та система ценностей (идеалы, устремления, цели, убеждения), которая обретена человеком в процессе социализации.
3) Творческий.
Полученные от природы и самостоятельно используемые способности к неким действиям, к созидательному или разрушительному, продуктивному и репродуктивному труду, а также степень их реализации в той или иной сфере.
4) Коммуникативный потенциал.
Характеризуется степенью и формой ее коммуникации, характером и прочностью налаживания контактов с другими людьми. Сущность межличностного общения выражается в парадигме социальных ролей.
5) Художественный потенциал личности.
Уровень художественных потребностей, интенсивность их использования, способ удовлетворения.
В каждом человеке сочетаются в разной пропорции три «Я». Индивид – человек как биологическое существо, живущее по программе природы, его задачи: обезопасить себя, выжить. Личность – человек как существо, живущее в определенном обществе и преследующее цели, поставленные обществом. Индивидуальность – человек, который может жить по собственной программе, ставить свои цели, творить, созидать. Личность определяется не только своим характером и темпераментом, а объемом и качеством знаний, системой ценностей и способностью к коммуникации с внешним миром. Высшая задача любого человека – развивать индивидуальность, опираясь на потенциал личности.
Как определить тип личности с точки зрения астрологии
Приведем один из способов определения типа характера человека по знакам и детерминантам гороскопа, рекомендуемый для практики астрологом В.А. Елисеевым (1991 г.).
Детерминанты — психологические особенности личности. Каждый из людей того или иного знака Зодиака имеет один из основных детерминантов и основную черту типа. Особенности поведения человека В.А. Елисеев определяет только по дате рождения, зодиакальной принадлежности и считает, что детерминанты лежат в основе поведения человека и объясняют его причины.
В предлагаемом варианте определения основных характеристик личности отсчет астрологического времени ведется по солнечному календарю. Время первого детерминанта длится от начала вступления Солнца в знак Зодиака, под которым человек родился, до окончания господства этого знака (например, для Овна это время с 21.03 по 20.04).
Второй детерминант наступает со времени действия следующего знака Зодиака до его окончания (с 21.04 по 21.05 — Это месяц Тельца) и т. д., исходя из движения Солнца по знакам Квадратуры.
Определения личности мужчин и женщин по астрологическим показателям
Поведение женщины будет отличаться от поведения мужчины во всех знаках Квадратуры, так как женщина является более эмоциональной и чувствительной. Роль женщины в сохранении рода, ее природное материнское начало определяют ее консервативность и реализацию своего основного социального назначения через воспитание детей, создание домашнего очага.
Мужчина выполняет роль разрушителя существующего уклада и, обновляя его, реализует свое социальное назначение через участие в групповом и социальном общении. Для этого ему требуются смелость, честность, мужественность, воля, упрямство.
Определение личности человека по астрологическим показателям. Преобладание мужских или женских черт характера в том или ином типе человека позволяет астрологам условно разделить людей по складу их характера на шесть мужских и шесть женских. К мужским типам принадлежат люди, родившиеся под знаками Зодиака: Овен, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. К людям, у которых часто проявляются женские черты характера, относятся те, кто родился под знаками: Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы. Каждому из них соответствует своя основная доминанта и основные черты поведения
Время действия каждого знака Зодиака (его астрополе) составляет 30 дней, или три декады (по 10 дней).
- Вторая декада отражает наиболее чистый тип человека, присущий данному знаку.
- Рожденные в I декаде несут в себе отдельные признаки предыдущего типа знака.
- Рожденные в III декаде имеют отдельные черты, кроме своего знака, также знака последующего.
Астрологи обратили внимание на интересную деталь: 21 октября, 15 июля и в некоторые другие числа (обычно один раз во время действия знака, причем не каждого из круга Зодиака) часто рождаются особые, неповторимые типы людей.
Тип темперамента
Также уже в начальной школе можно и нужно выявить тип темперамента ребенка, – комментирует педагог-психолог, – который зависит от физиологических процессов мозга и их соотношения: возбуждение, торможение. Экстраверты (холерики, сангвиники) – импульсивные личности, склонные выплескивать свои чувства наружу, интроверты (флегматики, меланхолики) – рефлексивные типы, склонны к внутреннему переживанию, замкнутому поведению.
Импульсивность-рефлективность – две стороны одного из способов познавательной деятельности, знание особенностей которого важно учитывать учителю в процессе учебной деятельности применительно к каждому ученику. Так, было обнаружено, что по своим индивидуальным особенностям рефлексивные учащиеся («более поздно созревающие») чаще всего обладают инертной нервной системой и хорошо воспринимают информацию зрительно. Импульсивные школьники, как правило, обладают подвижной нервной системой, лучше воспринимают информацию на слух, по мнению психофизиологов они считаются – «ранее созревающими». При построении учебно-познавательной деятельности очень важно учитывать соотношение импульсивности-рефлективности для эффективного формирования интеллекта и раскрытия потенциала ребенка.
Для определения импульсивности-рефлективности можно пройти следующий тест.
Никогда не путайте движение с действием
Дельцы наиболее склонны к рискованному образу жизни из всех типов личности. Они живут одним моментом и бросаются сразу в действие, они — центр циклона. Люди с типом личности Делец наслаждаются драмой, страстью и удовольствиями не ради эмоционального возбуждения, а потому, что это стимулирует их логический разум. Они вынуждены принимать важные решения на основании происходящего, быстро реагируя на меняющуюся обстановку.
Поэтому школа и иные социальные институты с жестким регламентом становятся сложным окружением для Дельцов. Безусловно, это происходит не потому, что они недостаточно умны — нет, они способны на большие успехи, но регламентированный лекционный подход, используемый в официальном образовании, слишком далек от метода практического познания, который нравится Дельцам. Требуется достаточная зрелость ума, чтобы начать рассматривать данный метод как естественное средство достижения целей, нечто, дающее интересные возможности.
Сложным моментом является и то, что для Дельцов более естественно следовать собственным моральным принципам, а не чьим-то чужим. Правила созданы для того, чтобы их нарушать. Эта поговорка вряд ли понравится большинству преподавателей учебных заведений или руководителей компаний, и этот подход может привести к появлению у Дельцов своеобразной репутации. Но если они сведут к минимуму количество неприятностей, обуздают свою энергию и смогут не терять концентрации во время скучных занятий, то Делец станет серьезной силой, с которой необходимо считаться.
Тест на импульсивность-рефлективность
Методика «Сравнение похожих рисунков»
Методика применяется для диагностики когнитивного стиля импульсивность-рефлективность. Данный когнитивный стиль, в соответствии с первоначальным предположением Дж. Кагана, характеризует индивидуальные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно. Наиболее ярко это стилевое свойство проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, при этом гипотезы выдвигаются без анализа всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов.
Процедура проведения
Испытуемому предъявляется 2 тренировочных, затем 12 основных листов, на каждом из которых сверху находится изображение знакомого предмета (фигура-эталон), а внизу располагаются в два ряда 8 почти идентичных изображений этого же предмета, среди которых только одно полностью идентично фигуре-эталону. Испытуемый должен найти и указать изображение, полностью идентичное фигуре-эталону.
Листы с рисунками смотрите ниже.
Инструкция
«Сейчас вы увидите одну картинку и несколько похожих на нее. Вам необходимо найти на этом рисунке точно такую же картинку, как та, что вверху, и показать её. Для первоначальной тренировки вам будут показаны две демонстрационные карточки. Далее задачи будут совсем не такие простые. Найдите как можно быстрее картинку, максимально похожую на эту вверху, и покажите ее сразу же».
Обработка и интерпретация
Ключ
Номера картинок считаются слева направо, сверху вниз.
демо-1 – 1; демо-2 – 5;
лист – 4; пароход – 7; цветок – 1; лампа – 8; медвежонок – 4; кошка – 1; ковбой – 8; очки – 4; цыпленок – 5; самолет – 1; ножницы – 5; платье – 5.
Показатели импульсивности/рефлективности:
- латентное время первого ответа (сумма);
- общее количество ошибок.
Рефлективные индивидуумы находятся выше медианы времени ответа и ниже медианы количества ошибок, тогда как импульсивные индивидуумы – ниже медианы времени ответа и выше медианы количества ошибок.
В среднем примерно 2/3 выборки приходится на рефлективных и импульсивных испытуемых, 1/3 – на две особые категории испытуемых, получивших название «быстрых/точных» и «медленных/неточных».
Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений. Для людей с рефлексивным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения, соответственно они допускают мало ошибок в силу тщательного предварительного анализа гипотез.
Восемь видов интеллекта
Вместе с взрослением ребенка развивается его интеллект, – продолжает Ирина Юрьевна, – и уже к 10 годам можно определить тип интеллекта. Х. Гарднер выделил восемь типов интеллекта, узнав, какой из них преобладает у вашего ребенка, можно постепенно направлять его в ту или иную профессиональную область.
- Лингвистический интеллект
– человек использует различные языковые стили для передачи информации (поэт, писатель, редактор, журналист).
- Музыкальный интеллект
– человек получает удовольствие от сочинения, прослушивания и исполнения музыки (музыкальный исполнитель, композитор).
- Логико-математический интеллект
– человек умеет исследовать, мыслит категориями, находит взаимосвязи между структурами через манипуляцию символами, знаками, склонен к упорядочиванию действий (математик, ученый).
- Пространственный интеллект
– человек умеет воспринимать объекты через образы, разворачивать картинку в уме, создавать пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
- Телесно-кинестетический интеллект
– человек испытывает потребность и наделен способностью к движению, реализует эти навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).
- Межличностный интеллект
– человек способен подмечать и понимать потребности и желания других людей, улавливать настроение людей, предвосхищать их поведение (политический лидер, педагог, психотерапевт, дипломат).
- Внутриличностный интеллект
– человек умеет управлять своими чувствами, контролировать их, умело используя их в передаче и обработке информации (например, религиозный лидер, философ, писатель).
- Интеллект натуралиста
– способность исследовать живую природу и связи между ее компонентами (биолог, ботаник, фермер, животновод, ветеринар).
Выбор пути
Принимая во внимание мнение И.П. Павлова о том, что человек – «система, развиваемая и саморазвивающаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующая», можно сделать вывод о наличии у человека потенциалов саморегуляции, саморазвития, самообразования и самоактуализации. Учитывая темперамент, тип личности и тип интеллекта не стоит забывать о важном принципе гармонии телесной, душевной и духовной природы, – резюмирует психолог. Нереализованные в течение жизни способности могут привести человека к болезни. Важно также использовать принцип поисковой активности, если при выборе профессии или любимого дела, что-то перестало удовлетворять, – ищем что-то новое. Здесь вступает в силу принципы самоактуализации – что тебе нужно и важно на сегодняшний момент – и самореализации – возможность на практике осуществить задуманное.
Для профессионального самоопределения еще в школьном возрасте с ребенком должен поработать психолог, но многие моменты могут заметить родители и направить в нужном направлении. Возраст профессионального самоопределения – 17-20 лет, но можно и раньше не просто понять, а почувствовать, чем ты хочешь заниматься в жизни. Для взрослого схема выбора профессии та же самая, достаточно вспомнить, чем ты любил заниматься в детстве, что приносило удовольствие и, исходя из интересов, выбрать новую или сменить старую профессию.
Юлия Савельева
Классификация психотипов личности в зависимости от характера
Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.
Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.
Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.
Психологические типы личности по Э. Фромму:
- «Мазохист-садист»
Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.
Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.
Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.
- «Разрушитель»
Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.
- «Конформист-автомат»
В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое
- «Я»
Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.
Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.
Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.