Что такое личность? Понятие «личность» в психологии

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

Что такое способности, уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности — понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.


По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Этапы социализации личности

Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:

  • освоение социальных норм и ценностей и норм;
  • стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
  • интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.

Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.

Основными считаются следующие этапы:

  1. Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
  2. Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.
  3. Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:
    • Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
    • Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;

  4. Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
  5. Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.
  6. Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.

Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.

Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.

Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.

Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.

Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.

Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.

Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

— репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

— творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Одаренность — второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

— художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

— общая — интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

— творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

— социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

— практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант – высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.


Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Ошибки, которых можно избежать

Иногда стремление родителей развить способности своего малыша бывает настолько сильно, что приводит к опасным крайностям. Чтобы не допустить этого и сохранить психическое здоровье малыша на пути становления его личности, избегайте следующих ошибок:

  1. Навязывание ребенку собственных интересов и желаний. Зачастую у родителей возникает бессознательное стремление реализовать себя через своего малыша. Поэтому очень важно научиться отделять собственные увлечения от интересов крохи.
  2. Восприятие ребенка как бизнес-проект. Безусловно, достижение ребенком высоких результатов требует от родителей вложения как большого количества моральных усилий, так и материальных средств. Не стоит ругать малыша, если он не оправдал Ваших ожиданий. В любом случае, полученный опыт будет ему полезен.
  3. Желание иметь «удобного» ребенка. Иногда родители не замечают или намеренно игнорируют способности своего малыша, из-за того что они создают взрослым «помехи». Представьте, что ребенок разобрал клавиатуру компьютера или изрисовал красками стены в гостиной. Скорее всего, это вызовет у родителей только негативные эмоции, но при этом технические и художественные способностей детей останутся незамеченными.
  4. Развитие только сильных сторон малыша. Если ребенок будет заниматься исключетельно тем, что у него хорошо получается, скорее всего, возникнут большие «пробелы» в других сферах деятельности. Развитие должно быть гарномичным и разносторонним.
  5. Излишняя критика. Родители часто критикуют своих малышей из лучших побуждений. Но дети – очень ранимые существа, поэтому к замечаниям в их адрес нужно относиться с большой осторожностью. Критика может надолго отбить у крохи желание заниматься даже любимым делом.

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность — высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии — английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.

Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

Направленность и мотивация

В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.

При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.

«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией. Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром. Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».

Выделяют три варианта последствий трудного события для психики

:

  • Если убеждения, установки и ценности человека предполагали такой вариант развития событий, то происходит их закрепление: человек понимает, что «он был прав».
  • Когда событие частично подтверждает установки и ценности, то происходит их дальнейшее развитие, они становятся богаче и разнообразнее. Человек как бы говорит себе, что «жизнь, оказывается, значительно лучше (хуже, страшнее, веселее), чем он думал».
  • Третий вариант – полное разрушение всех ценностных ориентиров и установок. Предшествующее личностное развитие человек признаёт напрасным, его постигает разочарование в жизни.

Разрушительное воздействие трудного события может даже привести к патологии, а также к самоубийству. Впрочем, это лишь самый крайний вариант исхода дела; нередко личность совершает огромные волевые усилия, стремясь вновь обрести себя. Существенную роль здесь играют именно волевые качества личности, её искреннее желание жить и занимать своё место в мире. Именно про такие ситуации Ницше говорил – «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.

Диагностика интеллектуальных способностей

Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций. Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени. Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.

Другая популярная методика — ШТУР — также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:

— умение находить аналогии;

— логические классификации;

— логические обобщения;

— нахождение правила построения числового ряда.

Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.

Диагностика творческих способностей

Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:

— оригинальность в составлении ассоциаций;

— семантическая и смысловая гибкость;

— умение создавать новые идеи;

— уровень развития образного мышления.

В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.

Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:

— восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;

— рабочая память;

— дивергентность — умение обнаружить оригинальное в обычном;

— конвергентность — умение опознавать объект по качественно разным признакам.

Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.

Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность

:

  • Реалистичный тип
    . Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип
    . Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип
    . Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип
    . Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип
    . Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип
    . Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

— «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

— «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

— «Вербальная фантазия» — определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

— «Запомни и расставь точки» — диагностика объема внимания.

— «Компасы» — изучение особенностей пространственного мышления.

— «Анаграммы» — определение комбинаторных способностей.

— «Аналитические математические способности» — выявление аналогичных склонностей.

— «Способности» — выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

— «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

— «Ваш творческий потенциал» — диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Черты личности

Но все же чаще природа показывает нам постепенные переходы. Поэтому исследователи личности в основном предпочитают количественные измерения.

В результате таких измерений каждый человек может быть отнесен к определенному уровню — от очень низкого или среднего до очень высокого. Черты личности — характеристика, отличающая одного человека от другого и обусловливающая более или менее постоянное поведение. Можно сказать, что какая-то черта в большей или меньшей степени присуща человеку. Один может опережать в чем- то других, быть крайне самоуверенным и не очень сильным физически, в то время как у второго — другие личностные черты. Черты широко используются в обычных описаниях личности, и обращение к ним многие психологи считают полезным (например, Allport, A. H. Buss). В противоположность типам, черты личности охватывают более узкую область поведения. Они описывают личность точнее, чем типы, потому что каждая черта относится к узкому набору характеристик. Тот факт, что черты личности в разной степени могут приписываться человеку, также делает это понятие более точным, нежели понятие типов.

Черты необходимы для описания личности больше, чем типы. В сущности, количество черт может удивить. Одно классическое исследование насчитало их примерно 18 000 среди слов, перечисленных в словаре (Allport & Odbert). Неужели их действительно так много? Более простая система была бы полезнее для исследователей, особенно для тех, кто все еще признает количественное измерение противоположным простым типовым категориям. Чтобы устранить излишнюю градацию (например, между застенчивостью и замкнутостью, которые трудно представить двумя отдельными чертами личности), некоторые исследователи статистически проверили, какие черты имеют тенденцию коррелировать, и на этой основе предложили общие факторы личности. Они отличаются от черт большей обобщенностью. Подобно чертам личности, они поддаются количественному определению; таким образом, человек получает более простое основание для причисления к той или иной категории. Рэймонд Кеттелл (Cattell) предложил набор из 16 основных личностных факторов. Другие исследователи обнаружили, что 5 (John) или даже 3 (Eysenck) факторов достаточно для описания основных измерений личности. Во многих исследованиях факторы выводятся из основных биологических изменений, которые мы можем, в сущности, определить более точно. Однако при предсказании определенного вида поведения общие факторы менее точны, чем черты личности (Paunonen).

Типы, черты личности и факторы значимы для теории личности и исследований. Термины иногда используются неточно, но знание разницы между ними (обобщенной в табл. 1.1) помогает нам понять разнообразные способы, с помощью которых личность может быть описана и измерена. Исследователи часто считают наиболее пригодным количественное измерение черт личности и факторов, поскольку для всех субъектов исследования могут быть получены показатели по каждой черте личности или интересующему фактору, причем эти показатели можно ранжировать и сравнивать.

Таблица 1.1

Типы Принадлежность типу – это «все или ничего» во всех отношениях (качественная переменная). Человек принадлежит одной и только одной категории. Теоретически небольшое количество типов описывает всех. Человек попадает только в один тип.
Черты личности Черты личности постоянны (количественные переменные), В какой степени человек обладает данной чертой, определяется по числовому показателю. Теоретически существует огромное множество черт для описания каждого. Человека можно описать по каждой черте
Факторы Факторные показатели также постоянны (количественные перемен ные). В какой степени человек обладает данным фактором, также определяется по числовому показателю. Теоретически небольшим числом факторов можно описать всех. Человека можно описать по каждому фактору.

Сравнение людей или изучение человека: номотетический и идиографический подходы

Черты личности и типы позволяют нам сравнивать одного человека с другим. Это обычный подход в исследовании личности, номотетический подход. Исследуются группы индивидов, и люди сравниваются друг с другом по одинаковым понятиям (обычно это черты личности). Часто группам субъектов дается персональный тест и затем их показатели сравниваются. Для каждого человека подсчитывается результат, указывающий, в какой степени он или она обладает данной чертой личности, Мэри получила 10 баллов по экстраверсии, следовательно, она «выходит за рамки», а спокойный Дэвид получил только 3 балла, значит, он экстраверт в меньшей степени, Эти показатели определяют индивидуальные различия (различия между людьми).

С другой стороны, некоторые психологи исследуют личность, не фокусируясь на индивидуальных различиях. Идиографический подход изучает только одного индивида, не сравнивая его с другими. Но на практике идиографический подход в полном смысле невозможен, поскольку любое описание человека (например, Мэри «за рамками») подразумевает сравнение с другими людьми, даже если оно присутствует только в памяти того, кто делал анализ. Хотя скрытое сравнение с другими людьми неизбежно, мы называем исследование идиографическим, если оно сосредоточено на особенностях каждого отдельного случая. Идиографический подход в большей степени делает акцент на словесном описании, а не на количественном измерении. Изучение случая и психобиографический анализ, которые мы будем рассматривать позже, представляют собой идиографический подход.

Значение этих двух подходов — идиографического и номотетического — личностные психологи обсуждают с тех пор, как Гордон Оллпорт (Allport) впервые предложил эти термины. Критики идиографнческого подхода заявляют, что идиографические исследования невозможно повторить, а следовательно, и научно проверить. Критики номотетического подхода спрашивают, как может изучаться отдельная личность, если работа всегда проводится в группах. Хотя некоторые идиографические изучения случаев кажутся больше похожими на рассказы, чем на науку, защитники идиографнческого подхода все же предлагают научные стратегии изучения личности (например, I. E Alexander; D.J. Bern; Bern & Funder). Тем не менее при исследовании личности лучше использовать номотетический подход.

Несмотря на научные преимущества, у номотетического метода имеются и недостатки. Он исследует множество людей и сравнивает их только по нескольким числовым показателям, что делает труднодостижимым осмысление какой-либо личности в целом. Он фокусируется скорее на измерении черт личности, чем на понимании человека в целом. Исследователям проще уделять внимание описанию переменных, чем людей; требуются специальные усилия, чтобы выяснить, что испытывает отдельный человек. Классический пример критики номотетического подхода —точка зрения Рэя Карлсона (Carlson), который критикует изучение личности, построенное только на одной переменной или очень маленьком количестве их в каждом исследовании; этого недостаточно, чтобы обеспечить понимание индивида, так как в тиле личности сочетаются многие аспекты. Рэй Карлсон также отмечает, что исследования личности проводились в ограниченной выборке людей (71 % — студенты колледжей), недостаток, который не был исправлен и в последующие годы (Sears). Хотя студенты колледжей по некоторым личностным характеристикам сходны с обычной популяцией работающих взрослых, они все-таки отличаются от них (Ward); поэтому исследование, основанное преимущественно на людях, не закончивших образование, имеет сомнительную релевантность для широкой популяции.

Нам нужно узнавать индивида так же хорошо, как мы умеем сравнивать его или её с другими. Уильям Мак-Кинли Раньян (Willam MacKinley Runyan,) напоминает о классическом высказывании личностных психологов Клакхолна и Мюррея (Kluckholn & Murray): «Каждый мужчина в определенном отношении а) подобен всем другим людям, б) подобен некоторым другим людям, в) не подобен никому». Сегодня мы могли бы дополнить это утверждение, включив не только мужчин, но и женщин, и основная точка зрения останется неизменной. У личностных психологов три цели: открыть, что справедливо для всех людей, что истинно для отдельных групп (разного пола, расы, культуры и т. д.) и что справедливо для отдельных индивидов (Runyan) (рис 1.1).

Сторонники как номотетического, так и идиографического подходов вносят определенный вклад в психологию личности. Изучение индивидов позволяет полнее описать личность и причины поведения. Изучение групп необходимо, чтобы выяснить, применимо ли индивидуальное объяснение какого-либо человека к другим людям. Только сочетая оба вида исследования, мы можем понять индивида и узнать, может ли это понимание быть генерализовано, то есть приложимо к другим людям. Иногда взаимосвязь между переменными в идиографическом подходе отличается от номотетического. Например, номотетическое исследование показывает позитивную взаимосвязь между вниманием к самому себе и плохим настроением. Однако идиографическое исследование не подтверждает этой взаимосвязи. Сосредоточение на самом себе не должно, в общем-то, приводить человека в плохое настроение. То есть у человека нет склонности связывать изменения, происходящие при сосредоточении на себе, с переменами в настроении. Итак, мы считаем и идиографическую, и номотетическую информацию полезной, но не взаимозаменяемой.

Постоянство личности

От личности, как основной причины индивидуального поведения, можно было бы ожидать одинаковых действий при изменяющихся ситуациях. Почему же еще мы стараемся описать друга как заслуживающего доверия или пациента как депрессивного? Это было бы слишком упрощенно, хотя можно предположить, что ситуации не влияют на нас Уолтер Мишель интересовался обобщениями, которые делали врачи, когда предсказывали поведение по личностным тестам. Он доказал, что предположение о постоянстве поведения в разных ситуациях исследованием не подтверждается. Действительно, он пришел к выводу, что ситуации как детерминанты поведения более значимы, чем личность. Многие исследования и споры были сосредоточены на проблеме относительной важности черт личности и ситуаций, которые определяют поведение, но полученные доказательства не дают четкого подтверждения межситуационного постоянства поведения . Большая значимость того или другого обусловлена конкретной ситуацией и рассматриваемыми чертами личности. Спор, однако, рождает «истину» и напоминает нам, что личность действует в контексте ситуаций и необходимо рассматривать как ситуации, так и черты личности (Hyland; Sechrest).

Личностная динамика

Не так просто описать личность. Взаимосвязь между личностью и наблюдаемым поведением часто тонка и неочевидна. Личностная динамика относится к механизмам., благодаря которым проявляется личность, поэтому она чаще обращается к побуждениям, а не прямо к поведению. Теория должна не только объяснять личностную динамику и развитие, но и предоставлять такие наглядные понятия, как черты личности. Без такой развернутой теории черты личности теряют свое значение (Rotter).

Мотивация дает энергию и направление поведению. Если вы видите человека, энергично бегущего к двери, вы можете спросить: «Почему этот человек бежит?» Какова его мотивация? Теоретики рассматривают многие мотивы. Некоторые предполагают, что основные побуждения и цели всех людей похожи. Зигмунд Фрейд (Психоаналитическая теория Фрейда) считал, что в основе личности лежит сексуальная мотивация; Карл Роджерс — стремление двигаться к более высоким уровням развития. Другие теоретики, полагающие, что мотивы или цели отличают одного человека от другого, измеряют эти различия как черты личности. Например, Генри Мюррей (Murrey) перечислил дюжины мотивов, значимость которых для разных людей различна. Один человек может быть мотивирован достижениями, другой — властью. Термин мотивация подразумевает, что человек стремится к той или иной цели. Термин динамика более общий; он относится к процессам, которые могут включать, а могут и не включать ориентированность на цель.

В понятие личностной динамики входит индивидуальная адаптация, или приспособленность, к требованиям жизни, потому что она имеет значение для психи ческого здоровья, Современная теория личности рассматривает когнитивные процессы как главный аспект личностной динамики. То, как мы думаем, – важный фактор, определяющий наш выбор и адаптацию. Кроме того, существенным фактором, влияющим на наши ожидания и возможности, является также культура.

Адаптация и приспособленность

В жизни надо преодолевать различные ситуации. У каждой личности есть свой индивидуальный способ «справиться» с миром, адаптироваться к требованиям и случайностям окружающей среды (адаптация), В этом понятии отражается сильная историческая связь между теорией личности и клинической психологией. Многие теории личности уходят корнями в курсы лечения, разработанные для клинических больных. Наблюдения над их неумением приспособиться к окружающей среде (и улучшение в ходе лечения способности адаптироваться) подсказали более общие идеи, которые можно было применять к здоровому населению. Люди приспосабливаются различными способами, и поэтому измерение черт личности может быть использовано для того, чтобы выбрать наилучший способ адаптации к окружающему миру (Bolger).

Когнитивные процессы

Какую роль играет мышление? В разных теориях по-разному подходят к этому вопросу. Опираясь на клинический опыт, Зигмунд Фрейд предположил, что сознательные мысли представляют собой только ограниченную часть личностной динамики. В психоаналитической теории важнее подсознательная динамика. В последние десятилетия психологи узнали много нового о познавательных способностях. На личность влияют размышления о наших возможностях, о себе самих и о других людях. Когда опыт или терапия изменяют наши мысли, они изменяют нашу личность.

Культура

Исторически теории личности ставили во главу угла человека, оставляя в тени культуру. Это делало картину личности незавершенной и мешало адекватному объяснению половых, этнических и культурных различий. Осознание изменений в культуре, работы социальных психологов заставили теоретиков рассматривать значение культуры для личности. Многое нужно сделать для адекватного понимания роли социальных воздействий на личность, но мы можем быть уверены в том, что некоторые побуждения, руководящие людьми, сформированы их культурой.

Разнообразие факторов

Под динамикой личности подразумевается огромное количество факторов как окружающей среды, так и «внутри человеческих». В жизни могут возникать разные ситуации: одни способствуют достижению целей, другие угрожают и требуют быстрого реагирования, В одном человеке могут сочетаться, влияя на поведение, несколько аспектов личности. Например, не только честолюбие ( потребность достижений), но и дружелюбие (потребность аффилиации) обусловливают поведение «обучение с другом».

Сама идея множественной причинности (или, как иногда говорят, множественного детерминизма) не оспаривается. Тем не менее теоретически четко сформулировать ее крайне трудно. Мы знаем, что черты личности и ситуации влияют на поведение, но каково значение каждого фактора и как они сочетаются? Статистический анализ разнообразных причин достаточно сложен, и исследователи не пришли к согласию о том, как их можно объединить (Carver; М. G. Evans). Поэтому заманчиво, конечно, описать динамику личности в очень простых понятиях, уделяя главное внимание только небольшому количеству факторов мотивации, но это может быть приемлемо только до тех пор, пока мы помним, что люди в реальной жизни подвергаются влиянию значительно большего количества факторов, чем наши упрощенные смоделированные изображения.

В конечном счете многие факторы, воздействующие на личность, могут быть объяснены с позиций разных уровней. Как влияют на личность биологические факторы, например унаследованный застенчивый характер, в сочетании с индивидуальным опытом, таким как поддержка семьи? Интуитивно мы можем понять, что методы воспитания, оптимальные для застенчивого ребенка, будут далеко не лучшими для активного и общительного. Многочисленные гипотетические объяснения такого рода — через уровни — остаются сомнительными.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата — это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Индивидуальные способности личности

Каждый из нас наделен Матерью-природой своеобразным комплектом задатков. К ним относятся:

• анатомическая конституция;

• физиологическая организация;

• динамические характеристики;

• эмоциональная сфера;

• мозговое устройство.

Во всем этом наборе уже представлены индивидуальные способности личности. Но пока человек не начнет действовать и развивать их, они находятся в зародышевом состоянии.

Если ими пренебречь, то они так и останутся в зачаточном виде. Другими словами, наличие задатков – даже очень больших, в том числе и выдающихся, – не гарантирует перерастания их в способности. С другой стороны, отсутствие каких-то природных дарований может компенсироваться развитием других – близких по проявлению.

Формирование индивидуальных способностей личности происходит на протяжении всей жизни. В этом процессе самосозидания достигается своеобразие личности с ее индивидуальным стилем жизнедеятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: