В чем ценность личности такого склада
Люди, о которых идет речь, подобны неутомимым моторчикам. Без них вся жизнь, наверно, прекратила бы свое развитие и застыла. По крайней мере, она была бы невыносимо скучной. А все потому, что именно личности творческой организации являются инициаторами важных нововведений, создателями шедевров искусства и авторами многих полезных идей. Надо сказать, единого портрета человека названного типа просто не существует. Однако у всех, кто претендует на столь замечательную роль, есть некие схожие черты, выделяющие их из общей массы.
Индивид и личность: различия
Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.
Итак, чем отличается индивид от личности?
- Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
- Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
- Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
- Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
- Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.
Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.
А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.
Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.
В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.
Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.
Сравнение
Первое, чем обладает любая личность подобного склада, – это живой ум, от которого ничто не ускользает. Творческий человек пропускает через себя эту жизнь и исследует ее. Он видит крупные детали и подмечает мелочи. В мозгу постоянно происходит обдумывание чего-либо. Иногда такой собеседник может показаться не слишком внимательным, но, возможно, в этот самый момент его посетило очередное озарение.
У творческих людей отлично работает воображение. Они великолепные фантазеры и импровизаторы. Придумать что-то на ходу – обычное дело. Причем окружающим идея может показаться неосуществимой, но автор твердо убежден, что все выполнимо, и действительно добивается успеха. Это люди, очень стойкие и сильные духом. Кого-то неудачи вводят в ступор, ломают. Но творческий человек рассматривает их как шанс лишний раз проявить свои замечательные способности. Он закатывает рукава и решительно действует.
Чем отличается творческий человек от других, особо не выдающихся? Тем, что он способен обычную ситуацию превратить в интересную, надолго запоминающуюся всем ее участникам. Люди этого типа страстно желают заявить о себе, и им действительно есть что сказать! Нет, они не рвутся быть всегда на виду. Напротив, иногда такие личности даже несколько отдаляются от окружающих. Но если они в чем-то себя проявляют, порой забыть это просто невозможно. В момент своего творчества подобные люди невероятно счастливы, и эта волшебная энергия передается всем, кто соприкасается с происходящим чудом.
Творческие личности очень преданы своим занятиям. Они способны отказаться от нелюбимой работы, навязанной им кем-то, и пойти собственным, нередко очень тернистым, путем. Выбирая интересное для себя дело, такие люди превращают труд в процесс, приносящий радость. При этом они частенько работают спонтанно, пытаясь не упустить пришедшее вдохновение.
Надо сказать, создавая что-то, люди подобного склада проявляют невероятное упорство. На маленькую деталь может уйти значительное время, но творцы не успокаиваются, пока не добьются желаемого результата. Правда, нередко они все-таки остаются не вполне довольны своим детищем и даже боятся лишний раз взглянуть на него, чтобы не обнаружить какой-нибудь изъян, исправить который уже нельзя.
В чем разница между творческим человеком и другими? В том, что он не разменивается в этой жизни и лишь укрепляет свою индивидуальность. Вот в чем секрет его обаяния и харизмы. Но главное, каждый из нас с рождения наделен способностью творить. Нужно только внимательно прислушаться к себе, чтобы дать возможность пробиться своим талантам.
Чем отличается творческий человек от нетворческого — 18 признаков
Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.
С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.
«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие», — рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности …у этих людей более хаотичный ум».
Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.
Они мечтают
Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени. Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности», считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.
Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.
Они все замечают
Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает».
Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.
У них свои часы работы
Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.
Они находят время для уединения
«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством», — писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.
Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением — мы должны дать себе время просто помечтать.
«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы … не в контакте с самим собой и не размышляете о себе», — говорит он.
Они «переваривают» жизненные преграды
Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.
Они в поиске новых впечатлений
Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.
«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений», — говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе — это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего».
Они терпят неудачу
Стойкость — практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики — по крайней мере, успешные — учатся не сокрушаться по этому поводу.
«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто», — написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.
Они задают важные вопросы
Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.
Они наблюдают за людьми
Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.
«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах», — говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми…».
Они рискуют
Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.
«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду», — пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги — … Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк».
Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения
Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.
«Творческое выражение — это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности», — говорит Кауфман.
Они следуют своей истинной страсти
Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.
Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.
Они выходят за границы собственного разума
Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.
«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее», — говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» — она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли».
Они теряют чувство времени
Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока», который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.
Вы оказываетесь «в состоянии потока», когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.
Они окружают себя красотой
Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.
Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.
Они соединяют точки
Если и есть отличие между чрезвычайно творческими людьми и всеми остальными, это способность видеть возможности там, где другие не замечают. Многие великие художники и писатели говорят, что творчество это просто способность соединять точки, которые другие никогда бы не догадались соединить.
Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали, а просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи.
Они постоянно встряхиваются
Разнообразие опыта, больше чем что-либо имеет решающее значение для творчества, говорит Кауфман. Креативщики встряхиваются, испытывают новые вещи и избегают всего, что делает жизнь однообразной или рутинной.
«У творческих людей больше разнообразных впечатлений», — утверждает психолог.
Они находят время для осознанности и медитаций
Творческие личности понимают ценность ясного и сфокусированного сознания, потому что от этого зависит их работа. Многие художники, предприниматели, писатели и другие творческие деятели, использовали медитацию в качестве инструмента для настройки самого креативного состояния души.
Голландское исследование в 2012 г. показало, что некоторые медитативные техники действительно способствуют творческому мышлению. Осознанность связывают с улучшением памяти и внимания, оптимизацией эмоционального состояния, снижением стресса и тревожности, а также с улучшением ясности ума — все это может привести к более креативному мышлению.
20 марта, 2014
Плохая игра президента Макрона в Ливане
Геополитика
Уже на сегодняшний день человеческий мозг не в состоянии просчитать последствия внедрения ИИ для человечества. Можно ли в такой ситуации выпускать джинна из бутылки? Может быть, человеку следовало бы заняться восстановлением собственного интеллекта, а не пытаться его заменить искусственным? Подобные вопросы стали возникать у некоторых людей еще задолго до того, как появились компьютеры, Интернет, нейросети и другие атрибуты цифрового мира.
Особо хочу обратить внимание на чешского писателя Карела Чапека (1890-1938). Он достоин того, чтобы быть названным среди десяти самых выдающихся писателей ХХ века. Остановлюсь на его пьесе «R.U.R.», написанной сто лет назад, в 1920 году. Кстати, это не только дата создания известного литературного произведения, но и рождения термина «робот». Аббревиатура R.U.R. расшифровывается как Rossum’s Universal Robots («Универсальные роботы Россмуса»).
Действие пьесы разворачивается на фабрике, производящей искусственных людей – роботов. Слово «робот» – из словацкого языка: robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина». Роботы из пьесы Чапека – это продукт биотехнологии, они составляются из разных тканей и органов, выращиваемых на фабрике. Они внешне похожи на людей.
История роботов начинается с учёного Россума-старшего, который когда-то поставил своей целью опровергнуть существование Бога путём создания искусственных людей. И ему удалось создать искусственного человека, но не до конца. Это было существо, которое физически почти ничем не отличалось от человека, но умственно сильно отставало. Старик-одиночка пытался поспорить с Богом, но спор оборвался смертью бунтаря. Россум-младший (племянник Россума-старшего) продолжил дело дяди, отбросив высокую философию:
«Глупо делать человека целых десять лет. Если ты не станешь производить их быстрее природы, всю твою лавочку надо послать к черту»
Племянник приступил к производству на фабрике простых человекоподобных существ для физической работы – не людей, а «рабочей силы». Благо спрос на такую рабочую силу, лишенную высокого интеллекта, желаний, чувств, на рынке был высоким.
В результате человек был освобожден от тяжелого унизительного труда, массовое использование роботов создало мир изобилия, все погрузились в атмосферу безграничного благополучия и беззаботности:
«Все – сплошная безумная, скотская оргия. Он теперь руки не протянут к еде – им прямо в рот кладут, чтобы не вставали… Мы, люди, мы, венец творения, мы не старимся от трудов, не старимся от деторождения, не старимся от бедности! Скорей, скорей, подайте нам все наслаждения мира!»
Зажравшиеся люди перестали рождаться. Численность населения на планете достигла 8,5 миллиарда человек и на этой точке замерла. А численность роботов продолжала расти и многократно превысила численность людей.
Одновременно возник еще один загадочный и тревожный феномен. Некоторые роботы претерпевали мутации, начиная быстрое умственное развитие. Появились роботы «с душой»:
«На миллион добрых старых роботов приходится всего-навсего один реформированный»
Такие нестандартные особи подлежали уничтожению, но часть «продвинутых» роботов продолжала жить. Это были самообучающиеся роботы. Они учились, беря пример с людей. Один из них (по имени Дамон) рассуждает:
«Надо властвовать и убивать, чтобы быть людьми!»
Роботы все чаще стали требовать равных с человеком прав, а некоторые захотели властвовать над людьми. Они стали создавать свои организации и призывать роботов к борьбе с человеком:
«Роботы всего мира! Мы, первая организация «Россумских универсальных роботов», провозглашаем человека врагом естества(!) и объявляем его вне закона!»
Кончилось тем, что роботы по всему миру восстали. Они осаждают фабрику Россума, захватывают её и убивают всех, кроме архитектора Алквиста. Один из главных героев пьесы Елена Глори сжигает рукописи Россума-старшего, содержащие формулу производства роботов.
Что характеризует человека как личность
Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.
Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.
Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.
Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.
Эта тема изучается в школе в 6 классе, на уроке обществознания, а уже в 8 классе эту тему раскрывают полностью.
Человек
Философское понятие « человек» включает в себя то, что это не животное. Поэтому даже предлагаются вопросы, в которых нужно найти что-то общее между человеком и животным и различное.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
§ 3. Общество как форма жизнедеятельности людей
Вопрос 1. Как история объясняет происхождение человека и общества?
В нашей стране обычно отмечают три гипотезы проимхождения общества:
• естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),
• божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон),
• космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).
Вопрос 2. Может ли человек жить вне общества? Является ли общество простой суммой живущих людей? Зависит ли судьба человека от судьбы общества?
Нет, человек вне общества нормально существовать не может. Человек — это социальное существо. Развитие человека полностью зависит от общества, точно так же как и развитие общества зависит от человека, ведь общество это мы все вместе взятые, оно состоит из индивидуумов. Вне общества возможна только деградация. В жизни мы все нарабатываем качества и таланты, а это формирует наше сознание и интеллект. А это возможно сделать только в обществе. Любые эгоцентричные желания уединиться не принесут ни чего хорошего.
Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
Судьба человека конечно зависит от судьбы общества. Но зависимость эта определяется самим человеком. Людей, думающих не в категориях общества единицы. Мы продукты общественной системы. Наше сознание с детства затачивается под определенные общественные формы. Плюс люди по своей природе существа общественные и стадный инстинкт принуждает держаться вместе, делать как все, хотеть того же что хотят все.
Вопрос 3. Каково значение научного понятия «общество»?
Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.
Вопрос 4. Что представляют собой общественные отношения?
Общественные отношения — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.
Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.
Вопрос 5. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?
Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.
Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, сфера услуг. Эта сфера охватывает экономические отношения, опосредующие производство, распределение, обмен, потребление.
Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, .медицинского обслуживания, досуга.
Политическая-сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.
Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.
Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.
Вопрос 6. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?
Предписание – это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой. Следовательно, норма указывает, что нужно поступить в соответствующих условиях именно так, а не иначе. Например, установлено, что общественные объединения для получения статуса юридического лица (в гражданско-правовом смысле) должны пройти государственную регистрацию в полномочных органах исполнительной власти; граждане, достигшие 14-летнего возраста, должны получить паспорт и т.п.
Запрет – это фактически также предписание, но иного юридического содержания. Его смысл состоит в том, что норма права возлагает на своих адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, сотрудникам милиции запрещено использование оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, например, для освобождения заложников и т.п.
Дозволение – это юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Вопрос 7. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?
На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы — правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.
Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Широко распространены обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др.
Вопрос 8. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?
Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.
Для первой ступени — традиционного (аграрного) общества — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.
На следующей ступени — в индустриальном обществе — происходят значительные перемены.
Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного:
— преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;
решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;
— в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).
Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.
Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.
Считается, что современная Россия — это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.
Вопрос 9. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества — процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.
Человек – это биосоциальное существо, которое не может существовать вне общества. Люди всегда стремились объединяться в общности, чтобы заниматься какой либо деятельностью.
Вопрос 10. В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?
1. рабы не имели своего хозяйства, своих средств для производства, а крепостные крестьяне в феодальном обществе имели, хотя очень ограниченно;
2. рабы не могли иметь собственные семьи, а крепостные крестьяне могли завести семью (жениться, выйти замуж);
3. раб являлся полной собственностью рабовладельца, а крепостной крестьянин также являлся собственностью феодала, но имел некоторую свободу;
4. раб не был заинтересован в результатах своего труда (все равно ему не платят, могут делать с ним все что угодно и даже убить) , а крепостной крестьянин, наоборот, был заинтересован (хотя феодал от его труда присваивал себе большую долю) .
Но общество феодальной формации нельзя называть только классом крепостных крестьян, в таком обществе могли быть и свободные крестьяне, но их было мало, так как земля в их владении были маленькими (по размеру) , а как известно, земля давала основной доход для таких крестьян.
Вопрос 11. Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.
Возможно человек и был бы свободным без общества, но в 21 веке общество есть везде. Да и не каждый смог бы выжить один. Как выжить в одиночестве? Это невозможно. Человек без людей – не человек. Абсолютной свободы не бывает. От общества никуда не денешься.
Вопрос 12. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».
Человек не эгоист и живет не только своими проблемами и своим счастьем, но и проблемами и радостями окружающих.