Человек, индивид, личность, индивидуальность. Понятие о творческих способностях людей.

Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения умений, знаний, навыков. Однако сами способности не сводятся к наличию таких умений, знаков и навыков. Другими словами, способность личности – это своеобразная возможность для приобретения умений и знаний. Способности проявляются только в такой деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в умениях, знаниях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности. Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.

Развитие способностей личности

Способности в структуре личности являются ее потенциалом. Структурное строение способностей имеет зависимость от развития личности. Существует две степени формирования способностей: творческая и репродуктивная. На репродуктивной стадии развития индивид показывает значительное умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу. На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Соединение выдающихся способностей, которые обуславливают очень успешное, оригинальное и самостоятельное совершение различной деятельности носит название талант. Гениальность – высший уровень талантливости. Гениями называют тех, кто может создавать что-то новое в социуме, литературе, науке, искусстве и т.д. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.

Способности личности к механическому запоминанию, ощущению, эмоциональной возбудимости, темперамента, психомоторики формируются на основе задатков. Возможности развития анатомических и физиологических свойств психики, которые обусловлены наследственностью, называют задатками. Развитие задатков зависит от тесного взаимодействия с окружающими обстоятельствами, условиями и средой в целом.

Совершенно ни к чему не способных людей не бывает. Главным является помочь индивиду найти свое призвание, раскрыть возможности и развить способности. Каждый здоровый человек имеет все необходимые общие способности для обучения и те способности, которые развиваются при определенной деятельности – специальные. Итак, главным фактором, влияющим на развитие способностей, является деятельность. Но для того, чтобы способности развивались, самой по себе деятельности мало, нужны еще определенные условия.

Способности нужно развивать с детства. У детей занятие каким-либо определенным видом деятельности должно вызывать позитивные, постоянные и сильные эмоции. Т.е. такая деятельность должна приносить радость. Дети должны чувствовать удовлетворение от занятий, что приведет к формированию стремления продолжать и дальше заниматься без принуждения со стороны взрослых.

Немаловажным в развитии способностей детей является творческое проявление деятельности. Так, например, если ребенок увлечен литературой, то для развития его способностей, необходимо, чтобы он постоянно писал сочинения, произведения, пусть и небольшие, с последующим их разбором. Огромную роль в развитии способностей младших школьников играет посещение различных кружков, секций. Не следует заставлять ребенка заниматься тем, что было интересно родителям в их детстве.

Деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы она преследовала цели, немногим превосходя его возможности. Если дети уже проявили к чему-либо способности, то постепенно следует усложнять даваемые ему задания. Обязательно необходимо развивать у детей наряду со способностями и требовательность к себе, целеустремленность, настойчивость в стремлении одолеть трудности и критичность в суждении своих поступках и себя. Вместе с тем нужно формировать у детей верное отношение к их способностям, достижениям и успехам.

Самым главным в развитии способностей в раннем возрасте является искренняя заинтересованность своим малышом. Необходимо как можно больше уделять внимания своему ребенку, заниматься вместе с ним какой-либо работой.

Решающим критерием развития социума является воплощение способностей индивидов.

Каждый субъект индивидуален, а его способности отражают характер индивида, увлеченность и склонность к чему-либо. Однако реализация способностей непосредственно зависит от желания, регулярных тренировок и постоянного совершенствования в каких-либо конкретных областях. Если у индивида отсутствует увлеченность чем-либо или желание, то способности развить невозможно.

Психология творчества

Свобода выражается в творчестве.
Сергей Николаевич Булгаков

Психология творчества – это раздел психологии, который изучает создание человеком всего нового и оригинального в самых разных сферах деятельности. Речь может идти о новых научных открытиях, изобретениях, искусстве, технике, и в целом о привнесении чего-то нового в нашу обыденную жизнь. Также психология творчества изучает структуру и развитие творческого потенциала человека. Считается, что этот раздел один из самых трудных в психологии, поскольку критерии новизны и оригинальности весьма расплывчаты и неоднозначны. С одной стороны, все в нашей жизни по-своему ново и неповторимо, поэтому сама жизнь – это и есть творчество. Вы не найдете в этом мире абсолютно одинаковых людей, как не найдете и одинаково сделанных ими дел. Поступки, слова, идеи разных людей – не похожи друг на друга. Но с другой стороны, есть такие вещи, такие, скажем так, творения человека, которые очень сильно отличаются от всего остального, что имеется в этом мире. И некоторые талантливые люди продолжают с помощью таких вот своих творений – изменять нашу жизнь. Поэтому, можно сказать, что все сильно новое и сильно оригинальное – это именно то, что мы называем продуктом творческого труда. И я хочу сказать вам, уважаемые читатели, что творчество само по себе – это очень сильная сторона человека. Творчество – это наш великий дар! И вот о том, как этим даром пользоваться и о том, какую пользу можно извлечь из психологии творчества, я расскажу вам в этой статье.
Первое, что я хотел бы сказать в рамках данной темы – это то, что к творчеству необходимо относиться серьезно, так как это очень сильный инструмент в руках человека, от которого в будущем наша жизнь станет зависеть еще больше, чем она зависит сегодня и зависела в прошлом. А чтобы к творчеству относиться серьезно, его нужно правильно понимать. Вот именно это психология творчества и позволяет нам сделать. Все люди по своей природе творцы, но не все из них творят, хотя каждый из нас что-то постоянно делает, по-своему, неповторимо, так, как умеет. Но мы признаем только то творчество, которое, во-первых, как уже было сказано выше, предлагает нам что-то сильно новое, а во-вторых, несет какую-то, пусть даже эстетическую пользу обществу. Все, что порождает новые мысли и новые образы в нашей голове, и при этом является полезным для нас, пусть даже только с нашей, субъективной точки зрения, мы определяем как творчество.

При этом мы с вами должны понимать, что творческий подход применим ко всем сферам жизни, и что-то новое, оригинальное, необычное, совсем необязательно должно относиться к какому-то определенному виду деятельности, например, к искусству. Даже в рутинной работе есть место новизне и оригинальности, которая часто приводит к прогрессу и повышению эффективности труда, а следовательно, и к более высокой отдаче от этой работы. Когда человек находит новые решения старых задач и тем самым решает их более эффективно – это положительный пример творческого подхода к работе и к жизни. Человек на такое способен, вот что удивительно. Вот какую нашу особенность изучает психология творчества – нашу способность творить, выходить за рамки известного, придумывать новое. А вот, скажем, компьютер, который работает по алгоритму и не может от него отступить, на подобные вещи не способен, пока во всяком случае.

Поскольку мы, люди по большей части практичные, жизнь вынуждает нас быть такими, то мы хотим знать что-то, не ради самого знания, а ради того, чтобы использовать эти знания для решения каких-то конкретных проблем и задач и для улучшения своей жизни. Поэтому к творчеству мы должны подходить с практической стороны, чтобы понимать, в какой области его можно использовать, и каким именно образом это можно сделать. Так вот, свои творческие способности вы можете использовать абсолютно во всем, начиная со своей работы и заканчивая личной жизнью. Как я уже сказал, творческий подход к жизни – это обязательное условие для успешного человека завтрашнего дня, поэтому искать новое нужно во всем. А чтобы это новое найти – нужно отойти от старого подхода к жизни, когда мы усваивали какие-то знания, какие-то схемы, какие-то алгоритмы, а затем пользовались ими в течении практически всей своей жизни. Другими словами, старая модель образования, которую многие из нас используют в своей жизни – отживает свое. Теперь, грубо говоря, знания нужно не получать – их нужно создавать, придумывать. Творческий человек – это не робот, не машина, не механизм, не винтик в системе – это личность. Но это не просто личность, это даже не необычная личность – это открыватель, это фантазер, это в какой-то степени, очень рисковый человек, и в некотором смысле даже первопроходец. Ведь большинство людей привыкли жить по шаблону, по заранее усвоенной схеме, по определённой программе, когда самому думать не нужно вообще – нужно просто выполнять чужие указания и поручения, или, как я уже сказал, руководствоваться заранее усвоенными знаниями. Такой подход к жизни все еще уместен, и людей, которые не привыкли, а потому и не умеют думать своей головой – полно. Но мир меняется, он давно уже начал меняться, делая ставку на творческие личности, на индивидуальность, а теперь этот процесс ускорился – и эти творческие личности, способные создавать новое и благодаря этому покорять всех остальных, уже не являются исключением – на таких людей, на такой подход к жизни, делается ставка прогрессивной частью человечества.

Так вот, возвращаясь к психологии творчества, хочу сказать, что с ее помощью, друзья, вы можете сделать из себя – человека завтрашнего дня, то есть, самостоятельную, творческую личность, умеющую и главное, хотящую думать своей головой, чтобы придумывать что-то новое и внедрять это новое в жизнь. Людей-механизмы в скором времени заменят машины, роботы, автоматы, компьютерные программы, тогда как люди, главным преимуществом которых будут их мозги, с помощью которых они смогут творить, создавать что-то новое, более совершенное, очень сильно возрастут в цене. Жизнь не стоит на месте, и если еще, условно выражаясь, вчера, можно было с имеющимся багажом знаний достойно пройти весь свой жизненный путь, то сегодня этот багаж необходимо постоянно пополнять и обновлять, избавляясь от всего старого и неэффективного. Для кого-то из вас, возможно, это не так важно, ибо, в конце концов, это молодежь должна больше думать о том, как ей жить в завтрашнем мире. Но все равно, кем бы вы ни были, где бы вы ни работали и сколько бы вам не было лет, согласитесь – творческий подход к жизни существенно упрощает ее и делает более интересной. Ведь как часто мы оказываемся в таких ситуациях, которые воспринимаем, как тупиковые, из которых нет выхода, тогда как в действительности, мы просто о нем знаем, а точнее – не можем его придумать. Так вот, творческое мышление, творческий подход к жизни – способен вывести нас из любого тупика. Поэтому чем глубже вы погрузитесь в эту тему, — в тему творческих способностей человека, в том числе и с помощью изучения психологии творчества – тем больше у вас будет возможностей усовершенствовать себя.

У многих людей, по моим и не только моим наблюдениям, возникают проблемы с творчеством, в плане реализации ими своих творческих идей. В голову-то им идеи хорошие, интересные, светлые приходят, такие идеи, которые могут многое в их жизни и в жизни вообще изменить, если они их реализуют. Но люди боятся это сделать. Они сомневаются в себе, в своих возможностях, они боятся быть высмеянными, боятся того, что кто-то уже придумал что-то лучшее или что их идеи хуже чужих идей и так далее и тому подобное. Другими словами, из-за неуверенности в себе и низкой самооценки – люди боятся творить. Это очень большая ошибка, это вообще проблема и весьма серьезная для людей, которую, кстати, психология творчества способна решить. А точнее, хороший психолог способен избавить человека от тех внутренних тормозов, которые вызывают эту проблему. Ведь это психологическая проблема. И решать ее следует посредством преодоления страха. Страха быть не должно, ибо страх убивает творчество. Творчество требуется свободы и независимости, а также смелости и уверенности в себе, иначе даже самые светлые мысли, просто вспыхнут и погаснут, так ничего после себя и не оставив. Поэтому не надо никого и ничего бояться. Не обращайте внимание на мнение других людей, особенно на мнение тех из них, кто сам ничего не делает, а лишь критикует других. Критики будут всегда и критиковать вас будут всегда, что бы вы ни делали и как бы хорошо или плохо вы это ни делали. Вас будут критиковать всегда и за все, даже если вы совсем ничего делать не будете, и уж тем более за что-то, что будет абсолютно новым для большинства людей. Люди боятся нового, и не любят тех, кто выделяется на фоне остальных. А творчество, безусловно, выделает нас, оно делает нас особенными и уникальными, оно делает нас личностью. Благо, в современном мире за это не наказывают, как это делали раньше, хотя критике подвергнуть могут, а в скором будущем и вовсе, творческие люди станут на вес золота. Так что творите и ничего не бойтесь. Да, творчество – это определенный риск, но это жизнь, понимаете. Вы живете, когда творите, а не просто плывете по течению, как пустое бревно. А когда ты живешь, по-настоящему живешь – ты несешь ответственность за свою жизнь. И это, согласитесь, немного пугает. Жить и творить без риска невозможно, но этот риск надо полюбить, а страх осознать, тогда мир вам покорится.

Человек по своей природе творец, и изучая творчество и творческие процессы, психология творчества докапывается до божественной сущности человека, до тех его врожденных качеств, которые не только отличают его от животных, но и отличают каждого отдельно взятого человека от других людей. Как нет одинаковых отпечатков пальцев и сетчаток глаз, так не существует и одинаковых творений человека, каждое из которых обогащает и чаще всего улучшает этот мир. А человека творчество делает свободным. Увлекаясь психологией творчества – вы, друзья мои, можете сделать себя свободными людьми, независимо от того положения, которое вы занимаете в обществе. Творчество, как я уже сказал, требует свободы, оно требует свободы в душе и голове человека, поэтому если вы творите, если вы стараетесь творить, если вы стремитесь творить – вы освобождаете свою душу от тех оков, в которые ее заключило общество. Творческий человек, который стремится реализовать себя через творчество – чувствует себя свободным. А чувствовать себя свободным, и тем более чувствовать и быть свободным человеком – это большое счастье. Многие люди несчастны именно потому, что не чувствуют себя свободными – из них сделали автоматы, которые целыми днями занимаются ненужной им и нередко абсолютно бессмысленной деятельностью, чтобы только поддерживать себя в “живом” состоянии и иметь определенный уровень жизни. Но это не жизнь – это существование. Человек не живет, когда он действует по кем-то навязанной ему программе – он проживает свою жизнь, то есть, в какой-то степени просто прожигает ее. И, к сожалению, многие люди вынуждены так существовать, независимо от того, какая у них работа, сколько денег они имеют и что могут себе позволить. Не достаточно полная жизнь не может быть полной наполовину, нельзя стать счастливым, просто нажравшись от пуза, забив свой дом всяким барахлом и получив в обществе определенный статус. Человеку нужно себя реализовать посредством творчества, ему нужно подчеркнуть свою уникальность, и не внешней атрибутикой, а с помощью своих способностей и своих творений. Не вещи делают человека особенным, не внешняя атрибутика, а он сам, его внутреннее Я.

Стать творцом и благодаря творческой деятельности и творческому подходу к жизни обрести счастье, может каждый, ну или почти каждый человек, в этом я абсолютно уверен. Мне ни раз приходилось помогать людям в этом вопросе. Я просто помогал им выйти из механистического состояния ума и начать жить свободной жизнью, чтобы творить, чтобы быть особенным, уникальным, не таким, как все. Люди нуждаются в этом, они хотят быть особенными и уникальными – эта одна из их потребностей. Помимо этого, когда человек творчески подходит к жизни, многие проблемы для него просто перестают существовать, он начинает не столько жить и тем более не выживать, а скорее играть в игру под названием жизнь. Он избавляется от гнетущего его страха и начинает получать удовольствие от каждого своего действия, от каждого своего решения, от каждой своей мысли. Он получает от этого удовольствие потому, что это его действие, его решение, его мысль. Человек не подражает, не повторяет, не сравнивает себя ни с кем, ни на кого не стремится быть похожим – он осознает свое Я и через творчество реализует его. При этом, речь не идет о том, чтобы творить в строго очерченных рамках, скажем, рисовать никому ненужные картины или лепить скульптуры. Все гораздо интереснее. Как я уже сказал, на творчество нужно смотреть шире, а точнее, в процессе творения вообще не должно быть никаких ограничивающих человека рамок, поскольку в действительности их нет. Мысль должна получить свободу, чтобы развиваться и совершенствоваться, тогда творческая деятельность человека будет плодотворной и успешной. И ограничений у нее, повторю, нет. Поэтому вы можете стать творцом на своей работе, в своем бизнесе, в своей семье, вы можете творчески решать любые проблемы и задачи, а вернее, с помощью творческого подхода вы можете любую проблему превратить в интересную для вас задачу и с удовольствием ее решить.

Я, друзья, уважаю психологию творчества только за то, что она вообще занимается изучением творческих способностей человека и даже за то, что она вообще обращает внимание людей на эту тему, на эту врожденную способность человека. Ведь от природы мы все творцы и это наш дар, наше преимущество, наша радость. Но этот дар надо развить, это преимущество необходимо использовать, эту радость нужно ощутить, испытать, пережить, тогда мы почувствуем себя счастливыми, настолько счастливыми, что никакие другие мирские удовольствия не затмят наше ощущение своей божественной сущности.

Для меня творчество – это возможность жить, и не просто жить телом, каждый день набивая его едой, чтобы оно работало, а жить душой, жить разумом, жить всей своей сущностью. И даже мои взгляды на жизнь во многом определяются моей любовью к творчеству и какому-никакому умению творить. Вот, допустим, мне иногда говорят о моих коллегах, как о моих конкурентах, с которыми я должен конкурировать, например, в интернете. Я же в свою очередь, всегда отвергаю эту точку зрения на свою работу, на свою деятельность, на себя, как на специалиста, и тем более, как на человека. Для меня это неприемлемо – сравнивать себя с кем-то и поэтому с кем-то конкурировать. Это все равно, что в свободном поле толкаться с другими людьми на одном месте, пытаясь его занять. Зачем это нужно – когда повсюду бесконечный простор? У меня нет конкурентов и не может быть в принципе, потому что я один такой, моя деятельность не похожа на деятельность других людей, я никому не подражаю, ни за кем не повторю, ни на кого не хочу быть похожим. Все, что я делают в жизни – это уникально и неповторимо. А людям, в том числе и своим клиентам, я могу нравится или не нравится, это уже их дело. Есть те, кому моя деятельность нравится, и это, можно сказать, мои люди, а есть такие, кого что-то в моей деятельности не устраивает, которым я сам, быть может, не нравлюсь. И я их не держу, я их ни в чем не переубеждаю, я не тащу их к себе и не стараюсь измениться ради них, ибо это все равно бессмысленно делать – всем никогда не угодишь. Просто это – не мои люди, и только. Есть другие специалисты, и возможно с ними этим людям будет лучше, интереснее, возможно с ними их взгляды на жизнь будут совпадать намного больше, и они окажутся друг другу полезными. Разве это плохо? Это нормально, так и должно быть – мы все разные, мы должны быть разными, поэтому мы не всегда подходим друг другу. Так что ни о какой конкуренции речи быть не может, каждый из нас дает другим людям то, что может дать. И каждый из нас берет от других людей то, что хочет и что может взять. Поймите это, примите это, и вам станет намного проще жить. А душа ваша обретет свободу, так как не будет чувствовать себя ущемленной из-за других людей. Не сравнивайте себя ни с кем, не позволяйте другим людям сравнивать вас с кем-то – будьте собой, и это будет здорово, это просто великое счастье – быть собой. Не надо толкаться с другими людьми на одной дороге, куда бы она не вела – идите своим путем, и тогда те люди, которым понравится ваш путь, и вы сами – пойдут с вами.

Теперь, давайте еще раз вернемся к вопросу о том, что можно считать творчеством? Друзья, решайте сами. В вашей жизни именно вы должны решать, что для вас будет являться творчеством, творческой деятельностью, а что нет. Какая к черту разница, кто и что там думает по этому поводу. Вы что, думаете, наука должна указывать вам, что такое творчество? Или другие люди? Вам никто не должен указывать, что значит творить. Это вы сами должны чувствовать. Творческий человек, когда он что-то творит, вообще не задумывается над тем, насколько его творение уникально и ново. Ему хорошо от того, что он делает. Он не констатирует факт творческого процесса – он его просто чувствует. Если вам надо решить какую-то задачу нестандартным методом – решайте ее, как вам хочется, главное, решите. А если потом выяснится, что ваш метод уже кем-то был открыт и использован, то разве это станет для вас проблемой? Для себя вы сами его открыли, и это главное. Ну а если вы себя выражаете посредством творчества, тогда и вовсе не стоит ломать голову над тем, что о вашей деятельности будут думать другие люди. Ведь одно дело – что-то предложить людям, чтобы они это приняли, тут, конечно, надо уметь производить на людей впечатление своим творчеством, и совсем другое – творить для себя, для души. Начинать лучше с последнего – с творения для себя любимого. Ваша основная задача – не ограничивать себя никакими рамками. Ваши творческие способности проявят себя самым наилучшим образом только в том случае, если вы будете чувствовать себя свободным и не будете ничего и никого бояться.

Ну и, наверное, вас интересует вопрос – можно ли научить человека творчеству? Я хоть его уже и касался, но напоследок еще раз скажу вам о том, что можно подвести человека к такому состоянию, которое будет способствовать пробуждению в нем творческих способностей с их дальнейшим развитием. Вот это точно можно сделать. Я это знаю, потому что проделывал это с разными людьми и с самим собой много раз. А вот именно творить, создавать новое, необычное, человека научить, на мой взгляд, нельзя, потому что научить можно только тому, как что-то за кем-то повторять, тогда как творчество – это рождение чего-то абсолютно нового, что человек сам, по своей собственной воле придумывает, без чьей-либо помощи. Но, повторю, можно подвести человека к такому состоянию, при котором его творческие способности смогут полностью раскрыться. Также можно научить человека изменять существующие идеи и концепции, чтобы выводить из них что-то свое. Вот эти процедуры, в принципе, можно назвать научением творчеству. Ну и я надеюсь, уважаемые читатели, что поняв всю силу и, если хотите, выгодность творчества, вы проявите к этому нашему дару достаточный интерес и начнете его в себе развивать. А психология творчества в свою очередь, поможет вам в этом.

Творческие способности личности

Многие ошибочно полагают, что к творческим способностям относят только рисование, сочинительную деятельность и музыку. Однако, это абсолютно неверно. Так как, развитие творческих способностей личности тесно взаимосвязано с восприятием индивидом мира в целом и ощущения себя в нем.

Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности. С помощью таких способностей вырабатывается образ несуществующего в этот момент предмета или вообще никогда не существовавшего. В раннем возрасте в ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в формировании способностей к замыслу и его осуществления, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств. Развитие творческих способностей детей происходит в процессе различной деятельности, например, игры, рисование, лепка и т.д.

Индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности называют творческими способностями. Они представляют собой объединение множества качеств.

Многие известные научные деятели в психологии объединяют способности к творчеству с особенностями мышления. Гилфорд (психолог из Америки) полагает, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.

Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой-либо задачи не сосредоточивают все усилия на установлении единственного верного ответа, а ищут различные решения в соответствии со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов. В основе творческого мышления лежит дивергентное мышление. Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью и законченностью.

А. Лук выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие ее не замечают; сворачивание мыслительной деятельности, при этом трансформируя несколько понятий в одно; использование навыков, которые были приобретены при поиске решения одной проблемы к другой; восприятие реальности целиком, а не дробление ее на части; легкость в нахождении ассоциации отдаленными понятиями, а также умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи до его проверки; проявлять гибкость мышления; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы, такими как они есть на самом деле; выделять подмеченное из того, что предлагает интерпретация; творческого воображения; легко генерировать идеи; доработки конкретных деталей для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.

Синельников и Кудрявцев выделили две универсальные творческие способности, которые сложились в процессе исторического развития социума: реализм воображения и умение видеть целостность картины раньше, чем ее составные части. Образное, предметное схватывание некоторой значимой, общей закономерности или тенденции формирования целостного объекта, до того, как индивид имеет о ней четкое представление и может ввести ее в систему четких категорий логики, называется реализмом воображения.

Творческие способности личности – это совокупность черт и свойств характера, характеризующих уровень их соответствия определенным требованиям какого-либо вида учебной и творческой деятельности, которые определяют степень результативности такой деятельности.

Способности должны обязательно находить опору в естественных качествах личности (умениях). Они присутствуют в процессе постоянного усовершенствования личности. Сами по себе творческие способности не могут гарантировать творческое достижение. Для достижения необходим своеобразный «двигатель», который способен запустить в работу мыслительные механизмы. Для творческой успешности необходимы воля, желание и мотивация. Поэтому выделяют восемь компонентов творческих способностей субъектов: направленность личности и творческая мотивационная активность; интеллектуальные и логические способности; интуитивные способности; мировоззренческие свойства психики, моральные качества, способствующие успешной творческой и учебной деятельности; эстетические качества; коммуникативные способности; способность личности к самоуправлению своей учебной и творческой деятельностью.

Как общаться с творческой личностью

«Токсичные» люди — кто это в психологии

Познакомившись с творческой личностью, стоит помнить, что таковой свойственно воспринимать жизненные позиции иначе, упрямо держаться своей реальности, убеждений и взглядов. В искусстве общения с ней рекомендуется придерживаться правила «Трех П»:

  1. Подстроиться. Общество до сих пор не определилось с истинностью фразы «люди не меняются», но можно абсолютно уверенно сказать: представителя творчества не изменить. Если некто хочет продолжать общение с такой личностью, он может только подстроиться под его привычки и характер;
  2. Понять. Учитывая нестандартность мышления таких людей, не стоит пытаться переубедить их в чем-либо, проще постараться понять, почему они думают так, а не иначе;
  3. Простить. В целом это добрые, бескорыстные люди, но бывают резкими или слишком увлекшимися своим занятием. Если они не так выразились или забыли нечто важное, не стоит держать на них зла.

Проблемы в общении с одухотворенной личностью

Творческий персонаж самостоятельный во всем, он привык полагаться на себя. Общаясь с таким индивидом, стоит быть готовым к тому, что он может обидеться или обидеть собеседника с расхожими интересами. Учитывая, как такие люди любят помечтать, бывает, что творец уже «пережил» некий диалог в своей голове, которого не было наяву, и ведет себя должным образом. Такие моменты тяжело уловить, понять, объяснить, добиться от подобной личности ответов бывает нелегко.

Индивидуальные способности личности

Индивидуальные способности личности – это общие способности, которые обеспечивают успешность усвоения общих знаний и реализацию различных видов деятельности.

Каждый индивид имеет различные «наборы» индивидуальных способностей. Их сочетание формируется на протяжении всей жизни и обуславливает своеобразность и уникальность личности. Также и успешность какого-либо вида деятельности обеспечивается наличием различных сочетаний индивидуальных способностей, которые работают на результат такой деятельности.

В процессе деятельности одни способности имеют возможность заменяться другими, похожими по свойствам и проявлениям, но имеющие различия в своем происхождении. Успешность аналогичных видов деятельности могут обеспечиваться различными способностями, поэтому отсутствие какой-либо способности компенсируется другой или набором таких способностей. Поэтому субъективность комплекса или сочетания некоторых способностей, которые обеспечивают успешное выполнение работы, называют индивидуальным стилем деятельности.

Сейчас современные психологи выделяют такое понятие, как компетенция, которое означает интегративные способности, направленные на достижение результата. Иными словами – это необходимый набор качеств, нужных работодателям.

Сегодня индивидуальные способности личности рассматриваются в 2-х аспектах. Один основан на единстве деятельности и сознания, который сформулировал Рубинштейн. Второй рассматривает индивидуальные свойства в качестве генеза природных способностей, которые связаны с задатками и типологическими и индивидуальными особенностями субъекта. Несмотря на существующие различия в данных подходах, их связывает то, что индивидуальные особенности обнаруживаются и формируются в настоящей, практической социальной деятельности индивида. Такие умения проявляются в работоспособности субъекта, в активности, саморегуляции деятельности психики.

Активность является параметром индивидуальных особенностей, в ее основе лежит быстрота прогностических процессов и вариативность быстроты процессов психики. Так, в свою очередь, саморегуляция описывается воздействием совокупности трех обстоятельств: чувствительностью, конкретным ритмом установки и пластичностью.

Голубева связывает различные типы активности с преобладанием одного из полушарий мозга. Люди, с доминирующим правым полушарием, отличаются высокой лабильностью и активностью нервной системы, формированием невербальных познавательных процессов. Такие индивиды успешнее учатся, отлично решают поставленные задачи в условиях нехватки времени, отдают предпочтение интенсивным формам обучения. Люди, с преобладающим левым полушарием, отличаются слабостью и инертностью нервной системы, успешнее усваивают гуманитарные предметы, могут более успешно планировать деятельность, обладают более развитой саморегулирующей произвольной сферой. Отсюда следует сделать вывод, что индивидуальные способности личности имеют взаимосвязь с его темпераментом. Кроме темперамента, существует определенная взаимосвязь способностей и направленности личности, ее характера.

Шадриков полагал, что способность – это функциональная особенность, которая проявляется в процессе взаимодействия и функционирования систем. Например, нож способен резать. Отсюда следует, что сами способности в качестве свойств объекта обуславливаются его структурой и свойствами отдельных элементов структуры. Иными словами, индивидуальная психическая способность – это такое свойство нервной системы, в котором осуществляется функция отражения объективного мира. К ним относят: способности воспринимать, ощущать, мыслить и д.р.

Данный подход Шадрикова, позволил найти верное соотношение между способностями и задатками. Так как способности – это некоторые свойства функциональных систем, следовательно, элементами таких систем будут нейронные цепи и отдельные нейроны, которые специализируются согласно своему назначению. Т.е. свойства цепей и отдельных нейронов и являются специальными задатками.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген лишнего веса. Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что творческое мышление, как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Социальные способности личности

Социальные способности личности – это такие свойства индивида, которые приобретаются в процессе его развития и отвечают требованиям значимой социальной деятельности. Они изменяются в процессе воспитания и в соответствии с существующими социальными нормами.

В процессе социального общения социальные свойства более выражаются в совокупности с культурной средой. Одно из другого нельзя исключать. Так как именно социально-культурные качества играют основную роль в формировании субъекта как личности.

В процессах межличностного взаимодействия теряется социально-культурная ценность, и социальные способности не могут проявиться в полной мере. Применение индивидом социальных способностей позволяет обогатить свое социально-культурное развитие, улучшить культуру общения. Также их применение значительно влияет на социализацию субъекта.

Итак, социальные способности личности – это индивидуальные психологические особенности индивида, которые могут позволить ему жить в социуме, среди людей и являются субъективными обстоятельствами успешного коммуникативного взаимодействия и взаимоотношений с ними в любых видах деятельности. Они обладают комплексной структурой. Основой такой структуры являются: коммуникативные, социально-нравственные, социально-перцептивные свойства и способы их проявления в обществе.

Социально-перцептивные способности – это индивидуальные психологические свойства индивида, возникающие в процессе его взаимодействия и взаимоотношений с другими индивидами, обеспечивающие адекватное отображение их особенностей, поведения, состояний и отношений. Такой вид способностей заключает в себе и эмоционально-перцептивные.

Социально-перцептивные способности составляют сложную совокупность коммуникативных способностей индивида. Потому что именно коммуникационные свойства позволяют субъектам понимать и чувствовать другого, устанавливать взаимоотношения и контакты, без которых эффективное и полноценное взаимодействие, общение и выполнения совместной работы невозможно.

Профессиональные способности личности

Главным психологическим ресурсом, вкладывающим человеком в процесс труда и деятельности, являются профессиональные способности.

Итак, профессиональные способности личности – это индивидуальные психологические свойства индивида, которые отличают его от других и отвечают требованиям трудовой и профессиональной деятельности, а также являются главным условием выполнения такой деятельности. Такие способности не сводятся к конкретным умениям, знаниям, приемам и навыкам. Они формируются у субъекта на основе его анатомических и физиологических особенностей и задатков, однако в большинстве специальностей строго не обуславливаются ими. Более успешное выполнение того или иного вида деятельности чаще связано не с одной конкретной способностью, а с их определенным сочетанием. Именно поэтому профессиональные умения обуславливаются посредством успешной специализированной деятельностью и формируются в ней, однако имеют зависимость и от зрелости индивида, систем его отношений.

Деятельность, способности личности на протяжении жизни индивида регулярно меняются местами, являясь то следствием, то причиной. В процессе осуществления какого-либо вида деятельности в личности и способностях формируются психические новообразования, которые стимулируют дальнейшее развитие способностей. При ужесточении обстоятельств деятельности или при изменениях условий задач, самих задач может случиться включение различных систем способностей в такую деятельность. Вероятные (потенциальные) способности являются базисом новейших видов деятельности. Так как деятельность всегда подтягивается к уровню способностей. Итак, профессиональные способности – это и результат, и условие успешной трудовой деятельности.

Общечеловеческие способности – это такие психологические свойства, которые необходимы для вовлечения индивида в любую профессиональную и трудовую деятельность: жизнеспособность; трудоспособность; способность к саморегуляции и активности, которая включает в себя прогноз, предвосхищение исхода, целеполагание; способность к эмпатии, духовному обогащению, сотрудничеству и общению; способность ответственности за социальный исход труда и к профессиональной этике; способность к преодолению преград, помехоустойчивости, противостоянию неприятным обстоятельствам и условия.

На фоне вышеперечисленных способностей образуются и специальные: гуманитарные, технические, музыкальные, художественные и т.д. Это индивидуальные психологические характеристики, которые обеспечивают успешность произведения индивидом определенных видов деятельности.

Профессиональные способности личности образуются, основываясь на общечеловеческие способности, однако позднее их. Также они опираются и на специальные способности, если они возникли одновременно с профессиональными или раньше.

Профессиональные умения, в свою очередь, подразделяются на общие, которые определяются предметом деятельности в профессии (техника, человек, природа) и специальные, которые определяются конкретными условиями труда (нехватка времени, перегрузки).

Также способности могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные – проявляются при возникновении перед индивидом новых задач, которые требуют новых подходов к решению, а также при условии поддержки индивида со стороны, что создает стимул для актуализации потенциала. Актуальные – уже сегодня осуществляются в процессии деятельности.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо — среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу Эйнштейна о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Коммуникативные способности личности

В успехе индивида, определяющим фактором являются взаимоотношения и взаимодействие с окружающими субъектами. А именно – коммуникативные способности. От степени их развитости зависит успех субъекта в профессиональной деятельности и в других жизненных областях. Развитие таких способностей у индивида начинается практически с рождения. Чем раньше малыш сможет научиться говорить, тем легче ему будет взаимодействовать с окружающими. Коммуникативные способности субъектов образуются у каждого индивидуально. Определяющим фактором в раннем развитии этих способностей являются родители и взаимоотношения с ними, позже влияющим фактором становятся сверстники, а еще позже – коллеги и собственная роль в социуме.

Если в раннем детстве индивид не получает необходимой поддержки со стороны родителей и других родственников, то не сможет в дальнейшем приобрести нужный коммуникативный навык. Такой ребенок может вырасти неуверенным в себе и замкнутым. Следовательно, его коммуникативные способности будут на низком уровне развития. Выходом из такой ситуации может служить развитие коммуникативных навыков в обществе.

Коммуникативные способности имеют определенную структуру. В них входят следующие способности: информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная.

Умение начать и поддержать беседу, грамотно ее завершить, привлечь интерес собеседника, применять невербальные и вербальные средства для общения называются информационно-коммуникативными способностями.

Возможность улавливания эмоционального состояния партнера по общению, правильное реагирование на такое состояние, проявление отзывчивости и уважения к собеседнику – это аффективно-коммуникативная способность.

Умение помогать собеседнику в процессе общения и принимать поддержку и помощь от других, способность к решению конфликтов, применяя адекватные методы, называется регуляционно-коммуникативными способностями.

Работа для творческой личности

Черты характера человека — какие бывают, их описание и особенности

Работа для творческой личности – это не только рисовать, фотографировать, создавать музыку и т.п. Такое направление мышления не ограничивается стереотипной профессией артиста, напротив, самые лучшие научные деятели получаются именно из них. Способность мыслить шире позволяет быстрее завершать научные проекты. Творческая креативность помогает составлять уникальные теории, смелее опробовать их на практике. Даже столкнувшись с неудачей, индивид будет стремиться к решению задачи еще упрямее.


Творческий склад ума важен и в науке

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: