Буллинг: что это такое, где встречается, как бороться


Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии National Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Виды школьного буллинга

Выделяют агрессивное поведение прямое (открытое действие форме избиения, оскорбления в лицо) и косвенное (распространение сплетен). По особенностям содержания выделяют такие виды буллинга:

  • Физический (захват вещей, толчки, избиение). Самый распространённый вид буллинга. Обычно наблюдается с 6 по 8 классы. Далее следует возраст уголовной ответственности, подростки переходят к более скрытым формам агрессии.
  • Вербальный (угрозы, прозвища, насмешки, принуждения, унижения). Больше получило распространение в молодёжной среде, у студентов.
  • Социально-психологический (слухи, игнорирование, манипуляции, выставление на посмешище). Встречается у всех возрастов, может оставаться незамеченным, но у жертвы вызывает самый большой эмоциональный стресс.
  • Виртуальный (организация травли через интернет, социальные сети, телефон). Не зависит от возраста, социального положения. Заключается в рассылке ложной информации, взломе страниц, похищении и распространении фотографий, данных, другой информации.

Виды агрессивного поведения часто дополняют друг друга.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы Peter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools. .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки Руланн, Э. Как остановить травлю в школе. .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Участники травли

Прежде чем разбираться в вопросе, как остановить детскую травлю (буллинг в школьном коллективе), важно отметить, какие стороны обычно задействованы в процессе.

Жертва

Все примеры буллинга объединяет одно: пострадавшие не могут дать отпор обидчику, постоять за себя. Объясняется это психологическими комплексами, проблемами с самооценкой и отсутствием уверенности в себе. Травле в подростковой среде зачастую подвергаются дети:

  • усердно учащиеся или те, кого хвалят учителя;
  • с нестандартной внешностью;
  • с особенностями развития или физическими дефектами;
  • замкнутые или неуверенные в себе.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Воздействие буллинга на его участников с последствиями

Что может получить агрессор после буллинга? Сначала он самоутверждается, ощущает собственную «крутость», всемогущество», безнаказанность». Это способно привести к формированию деструктивных качеств, способных разрушить его личность. Можно отметить постановку на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних, проблемы с представителями правопорядка.

Что происходит с наблюдателями буллинга? Они ощущают стыд и чувство вину (см. Как преодолеть чувство вины и стыда) за то, что проявили слабость, не смогли помочь жертве.

Разумеется, наиболее весомая психологическая травма именно у жертвы буллинга. Спустя несколько лет люди все равно помнят о своих болезненных переживаниях, которые связаны с травлей. Если не проработать данную ситуацию, можно столкнуться с повторением ситуации, но уже в процессе рабочей деятельности.

Психологи упоминают про следующие последствия для психики:

  1. Проявление у жертвы расстройств психосоматического характера: регулярные головные боли, проблемы с аппетитом (булимия или анорексия, см. Расстройства пищевого поведения), бессонницей, обострение заболеваний хронических.
  2. Расстройства депрессивного плана, различные типы неврозов, повышенная тревожность; (см. Как победить депрессию)
  3. Попытки суицида, желание отомстить обидчикам с помощью разных методов.

Что можно делать ребёнку, который стал жертвой травли?

  1. Если Вы подверглись травле в школе, измывательствам, порче элементов одежды и вещей, обязательно стоит рассказать об этом значимым взрослым: родителям, учителям, старшим товарищам. Не стоит бояться просить о помощи. Это решение именно взрослого человека, который попал в беду.
  2. Не нужно испытывать страх, что «будет лишь хуже», если Вы кому-то расскажете про происходящее. Не стоит оставаться наедине со своей проблемой.
  3. Если травля наблюдается именно в Интернете, нужно сохранять все видеоматериалы, голосовые сообщения, переписки, чтобы воспользоваться ими в качестве доказательств травли.
  4. Если все же можно исправить предмет травли, попытайтесь исправить. Если невозможно, не стоит считать себя виноватым.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников Петрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Особенности современного буллинга

Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, а записывают это на видео и распространяют в сети интернет. Не исключено, что в некоторых случаях идея снять видео («хайпануть») является первичной, а уже затем выискивается жертва и составляется сценарий «крутого» видео.

Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».

К другим особенностям буллинга в наши дни относится:

  • В средних и старших классах распространена косвенная травля.
  • Мальчики отличаются сменой ролей, чаще бывают хамелеонами.
  • Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
  • Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами.
  • 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, 16 % – наблюдатели.
  • Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Суть проблемы

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде.

Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.

Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.

Таким образом, для буллинга характерно:

  • Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
  • Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Ответственность за буллинг

Ситуация с буллингом в школах выходит на новый уровень и требует решения на законодательном уровне. В разных странах ищут свои пути решения этой проблемы.

Россия

Агрессивная травля в школе — распространённое явление. В обществе часто возникают предложения о введении ответственности за подобное поведение. Мешает этому возраст. По законодательству РФ уголовная ответственность наступает с 16 лет, а при совершении тяжких преступлений — с 14 лет. Психологическое давление не входит в эту категорию.

Ранее была статья «Оскорбление», теперь её нет. Осталась статья «Клевета». Если удастся доказать распространение ложных сведений, то наказание понесёт администрация школы или родители (законные представители) виновника.

Если ребёнка ударили на территории школы, нужно в травмпункте зафиксировать побои. Следует написать заявление в отделение внутренних дел для привлечения к уголовной ответственности или в гражданский суд для получения компенсации. На взрослых наложат административное наказание, несовершеннолетнего поставят на учёт, школу ждёт проверка.

Если ребёнку угрожают, нужно поставить в известность классного руководителя, директора, оценить реальность угроз. Несовершеннолетнего нельзя привлечь к ответственности, но в школе должна создаваться определённая атмосфера, формироваться неприятие к насилию. Бездействие со стороны педагогического состава наказуемо.

Украина

В 2020 году Верховная рада зарегистрировала законопроект о внесении изменений в законы Украины относительно противодействия буллингу. В частности было дано понятие этого явления, определена ответственность за агрессивное поведение.

Предлагается родителей малолетних и несовершеннолетних агрессоров в возрасте от 14 до 16 лет привлекать к административной ответственности и штрафу. Если педагоги, руководители или администрация образовательного учреждения будут скрывать факт травли, то тоже будут привлекаться к денежному взысканию.

В 2020 году уже имели место первые случаи, когда к ответственности за буллинг в школе в Украине привлекались родители буллеров и учителя, скрывающие факт школьной травли. Виновников ждал штраф.

Беларусь

С 2020 года в республике работает закон, который защищает несовершеннолетних от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. МИД вместе с Министерством образования разработали алгоритм, который позволяет учителям сообщать об агрессии над детьми со стороны их родителей или представителей. Специальных законов о буллинге в стране нет. Ответственность предусматривается по статьям о нанесении телесных повреждений, оскорблении, хулиганстве.

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Какие существуют причины и мотивы буллинга?

Почему дети проявляют агрессивность и жестокость в отношении сверстников? Можно упомянуть про следующие причины:

  • Педагогические (атмосфера в самой школе, классе). Важную роль здесь имеет позиция самого учителя. Можно упомянуть про случаи насмешек и унижений со стороны взрослого. Одноклассники просто подражают педагогическому работнику.
  • Психологические (особенности характера агрессоры и жертвы);
  • Материальные (зависть в отношении более успешных одноклассников);
  • Социальные (трансляция агрессии в обществе через фильмы, рекламу, социальные сети, игры, которыми увлекаются дети);
  • Семейные (дефицит любви и внимания со стороны родителей, физическая, эмоциональная, экономическая, сексуальная агрессия со стороны взрослых, тотальный контроль над жизнью ребенка, см. Как грамотно подготовить ребенка к школе)

Мотивация такого явления, как буллинг:

  • Чувство зависти;
  • Желание отомстить;
  • Самоутверждение в группе сверстников;
  • Стремление оказаться в центре внимания, показать себя крутым, взрослым (см. Почему важно внимание);
  • Желание расправиться с соперником с помощью его унижения.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Возможные причины

О причинах преследования одних членов общества другими можно рассуждать долго. Тем не менее, чаще всего имеют место два мотива: желание лидера самоутвердиться и личная неприязнь к тому, кого назначают жертвой. Абсолютно «естественным» образом в коллективе устанавливается строгая иерархия, в которой принадлежность к наиболее высоким ступеням доказывается с помощью преследования наиболее слабых членов. Всё это имеет истоки в животном мире: буллинг с лёгкостью можно наблюдать у большинства так называемых общественных животных, к которым относятся волки, львы, гиены, ряд видов грызунов и, конечно же, приматы. У высших обезьян можно наблюдать очень сложные отношения в стаях, сильно напоминающие взаимоотношения людей в социальных группах.

Зачастую травля соплеменников у общественных животных имеет жизненно важный смысл – например, борьба за право быть единственной в стае самкой-маткой. Так это происходит у голых землекопов – небольших африканских грызунов, ведущих подземный образ жизни; самая сильная самка в стае землекопов пугает остальных самок, и у тех вырабатываются гормоны страха, блокирующие способность к размножению.

В человеческом обществе физиологические предпосылки травли утратили своё значение, однако нередко «животная» функция, заложенная в подсознании, активизируется, и тогда индивид в целях доминирования прибегает к этой жестокой процедуре.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

Буллинг со стороны не всегда выглядит явным, агрессивным и устрашающим. Может быть скрытым, принимать разные формы, когда ребёнку вроде и жаловаться не на что. Но сердце чувствует: что-то с ним не то. Как понять, что происходит? И как помочь? Рассказывает Борис Фелицын, социальный педагог БФ «Гольфстрим».

Борис Фелицын, социальный педагог Благотворительного фонда «Гольфстрим», педагог-дефектолог, специалист по социальной дезадаптации

Ребёнок не расскажет вам о проблеме сам. Вы почувствуете, что что-то идет не так, когда он перестанет хотеть ходить в школу. Часто это проявляется во втором классе, месяце на втором обучения в школе. Первый класс многие воспринимают как продолжение подготовительной группы детского садика: всё ещё маленькие. А во втором классе нередко начинаются парциальные оценки от учителя: когда вслух перед всем классом проговаривается, что кто-то успешнее, а кто-то — нет.

Возможно, первый месяц обучения всё шло гладко, родители спокойно вздохнули, и тут начинаются сюрпризы.

  • Ребёнок по утрам отказывается идти в школу. То у него голова болит, то живот, то он жалуется на усталость.
  • Когда ребёнок испытывает стресс, может возникнуть даже так называемая психосоматическая температура. Обычно она невысокая, проходит сама по себе. Проверить такую температура можно, перемерив ее в других местах, например, под правой и левой подмышкой она будет отличаться. Такая температура нередко признак травмирующей ситуации в школе.

Если мама не повела ребёнка в школу, а живот или температура сразу прошли, то велика вероятность, что в школе у ребёнка есть какой-то дискомфорт, что-то его там травмирует.

Что происходит в школе?

Часто ребёнок перестает рассказывать о том, как дела в школе. Или отвечает односложно. На вопрос, всё ли хорошо — ответ: «Да. А можно я завтра не пойду в школу?» Но объяснить, почему он не хочет туда идти, малыш не может.

Первый звоночек, что в жизни ребёнка происходит что-то неприятное — это нежелание делать уроки, ухудшение качества их выполнения. Состояние плаксивости, сонливости за домашней работой. К примеру, раньше ребенок решал задачки быстро, а теперь у него вообще пропало желание за них садиться.

Что делать родителям?

Шаг 1. Найти очевидца

Первое, что нужно сделать, это сходить в школу и пообщаться с учителем. К разговору стоит подготовиться, чтобы общение было продуктивным. Оставьте обвинительный тон дома. Вы идёте поговорить о своих переживаниях.

С молодым учителем советую строить беседу следующим образом: сделайте упор на то, что вы волнуетесь за ребёнка. Спросите, не замечал ли учитель, что его обижают, дразнят, может у него есть какие-то проблемы в учёбе?

Заслуженному учителю с большим опытом лучше предоставить факты. Стройте беседу на основе чётких примеров. Говорите: «Я заметила, что… Посоветуйте из вашего педагогического опыта, что можно предпринять, чтобы…» Часто высокорейтинговые преподаватели выбирают себе группу «любимчиков» из числа успешных учеников и неосознанно уделяют меньше внимания остальным детям в классе. Возможно, ваш ребёнок попал именно в такую ситуацию и молча страдает от этого.

Токсичные фразы, которые не стоит говорить детям

«Возьми себя в руки», «Ты что, не мужик что ли!», «Не будь тряпкой, соберись!», «Это ерунда!», «Мало ли что ты хочешь!», «Не придумывай!», «Мало ли, что тебе не нравится!», «Я — последняя буква алфавита», «Вечно с тобой одни проблемы!».

Если замолчать проблему, не поддержать ребёнка, обесценить его переживания, то через месяц могут начаться нервные тики, кошмары. Физические проявления нервного напряжения — тик, энурез — это признаки того, что родители не придали должного значения проблемам ребенка. Если начинаются невротические проявления, то значит, дело уже зашло далеко. Возможно, родители не оказали нужной поддержки, или, наоборот, усилили давление. В такой ситуации советую самой маме обратиться к психологу и поговорить о способах наверстать упущенное.

Шаг 2. Поработать над самооценкой

Объектом насмешек или подтрунивания со стороны одноклассников, учителя могут стать сензитивные дети. Неуверенный в себе и своих силах малыш, недостаточно крепкий физически, нередко излишне переживает из-за высказываний других людей. Там, где другой не обратил бы внимания на замечание, этот ребёнок накрутит себя, создаст у себя в голове целую проблему, выдаст болезненную реакцию. Его реакция — пища для насмешников. Подтрунивая над ним, они будут поднимать свою собственную самооценку, самоутверждаться в глазах других одноклассников. Нужно поддержать ребёнка, постараться донести до него, что с ним все в порядке, что насмешки — не означают, что он какой-то «не такой».

Фразы, которые нужно говорить детям

«Ты самый любимый», «Я на твоей стороне», «Давай поделаем что-то вместе», «Я в тебя верю», «У тебя все получится».

Шаг 3. Создать ситуацию успеха

Нужно создать ребёнку ситуацию успеха. Найти место, круг общения, компанию, в которой бы он убедился, что всё с ним в порядке. Особенность детской психики в том, что дети винят себя за то, что происходит вокруг. Они надумывают, что это они плохие и поэтому с ними плохо обращаются.

Найдите кружок, где ребёнку будет комфортно, где он сможет найти друзей. Если нет возможности водить его на кружок, то просто сходите вместе на детскую площадку и помогите завязать знакомства: возможно, у ребёнка сложится отличная дворовая компания. Найдите секцию, где он будет успешным, или дело, которое ему по душе и которым он будет с удовольствием заниматься.

Тогда ребёнок поймет, что в том, что к нему плохо относятся в школе, нет его вины.

Шаг 4. Стать тылом ребёнка

Я всегда учу родителей смотреть на детей как на рассаду в горшочке. И объясняю, что их задача — дорастить ребёнка здоровым и психологически устойчивым до того возраста, когда его можно будет «пересадить в открытый грунт». Но он должен знать, что он под вашим чутким присмотром, и если что-то пойдет не так, то вы, как заботливый садовник, окажете ему всю необходимую поддержку.

Ощущение надежного тыла, осознание, что мама не будет ругать за неуспех — очень важно для формирования личности. Такому ребёнку не страшны обидчики. Если он попадет в ситуацию фрустрации, то для него стресс пройдет мягче. Он переживёт и будет дальше жить, приобретя необходимый жизненный опыт.

А если маленький человек не ощущает родительской заботы, если знает, что поддержки от родителей нет, то он замкнётся в себе. И в таком случае он как раз может стать объектом буллинга, так как подсознательно будет считать, что заслуживает плохого к себе отношения.

Шаг 5. Не делегировать

Если вы осознали, что у ребёнка в школе есть травмирующая ситуация, то не стоить бежать к врачам, таскать ребёнка по психологам и психиатрам. В таком случае это нанесет больше вреда, чем пользы.

Любой поход к специалисту, переживание неприятных происшествий в школе — это ретравматизация. Ребёнок почувствует, что с ним что-то не так, укрепится в этом мнении, решит для себя, что раз его таскают по врачам, он точно какой-то не такой.

Здесь больше поможет искреннее участие и внимание мамы с папой, искренний интерес со стороны взрослого к проблемам в школе. Именно от вас зависит состояние и самооценка вашего ребенка. Не делегируйте это психологам — качественно проведите вместе время. Объятья перед школой, совместный просмотр кино с комментариями, семейный вечер настольных игр, совместная прогулка и разговор по душам, домашние творчество, даже простая готовка.

Если ребёнок тянет вас за руку, то отложите телефон, социальные сети, приготовление ужина и так далее. Намного нужнее вы сейчас своему ребенку.

Шаг 6. Привлечь помощников

Часто первопричиной буллинга становится, того не осознавая, сам преподаватель. Возможно, он отпустил пару неловких замечаний в адрес ребёнка, которые стали причиной для насмешек.

Нужно попросить его мягко исправить ситуацию. К примеру, если сына или дочку дразнят за очки, то учителю стоит заявить во всеуслышание: «Какая у тебя крутая оправа, я тоже мечтал бы о такой». Либо попросить его давать ребёнку психологическую разрядку: попросить раздать или собрать тетради, написать что-то на доске, выполнить ответственное поручение, чтобы повысить его значимость в его собственных глазах и глазах одноклассников.

Адекватная родительская забота и искренний интерес к делам и жизни ребёнка часто помогают решить многие проблемы. Если мирные методы не помогают и школьная жизнь становится невыносимой, меняйте преподавателя, класс, школу.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Как остановить буллинг в семье

Проявления травли в семье – один из самых жестоких типов буллинга. В самом деле, маленький ребёнок воспринимает окружающий мир некритично и считает поведение родителей и других домочадцев эталоном. Травля в семье для многих звучит дико и неправдоподобно, но такое время от времени происходит. И остановить это явление чаще всего могут лишь посторонние – учителя, сотрудники органов опеки, неравнодушные соседи и знакомые.

Со стороны государственных органов действенным средством может быть угроза лишения родительских прав: недобросовестные родители чаще всего боятся этой перспективы, ибо она чревата потерей полагающихся материальных выплат. Учитель может рассказать ученикам о травле, объяснить, почему это плохо и как необходимо поступать, если в семье тебя обижают.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: