В представленной статье мы хотим рассмотреть страх в качестве уникального психологического феномена, т.е. рассказать о его психологических механизмах, а также о наиболее известных научных исследованиях, посвященных этому вопросу. Естественно, данный материал не следует воспринимать как полноценную научную работу – мы лишь предпринимаем попытку дать страху некоторую психологическую трактовку.
Дополнительно вы можете почитать нашу статью «Страх. Что с ним делать?», где мы приводим немало интересных научных фактов, раскрывающих загадку этого психического явления, плюс даем ссылки на полезные научные материалы. В общем, расширяйте свои познания, а эта статья пусть послужит еще одной монеткой в копилочку ваших знаний.
Понятие страха
В настоящее время есть достаточно много определений страха. Например, советский и российский философ и психоаналитик В. М. Лейбин определяет страх как психическое состояние, которое связано с мучительными переживаниями и вызывает действия, направленные на самосохранение.
Американский философ и психолог Уильям Джеймс считал, что страх – это одна из трех самых сильных эмоций (две другие – гнев и радость) и является базовым инстинктом. Австрийский психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд определял страх как аффективное состояние, заключающееся в ожидании какой-либо угрозы; страх перед чем-то конкретным он называл боязнью, а патологический страх – фобией.
Австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер считал, что страх есть результат подавления агрессивного влечения, которое играет в жизни человека важнейшую роль. По мнению психолога Грэйс Крайг, страх является эмоцией, избегаемой или сводимой человеком к минимуму, но в то же время страх, если проявляется в мягкой форме, может побуждать человека к научению.
Немецкий психолог Эрик Эриксон толковал страх как состояние опасения, сфокусированного на различных угрозах, которые легко распознать, трезво проанализировать и адекватно им противостоять. По мнению другого психолога – Дитера Айке, страх является душевным состоянием, и его может чуть ли ни ежедневно наблюдать в себе каждый человек. Суть этого состояния в том, что человек в той или иной степени осознает, что ему грозит опасность.
Американский психолог Кэррол Изард считал, что страх является сильной эмоцией, переживаемой как беспокойство или тревожное предчувствие. Причем это одна из самых опасных эмоций, способная привести даже к смерти. А для известного русского академика И. П. Павлова страх являлся проявлением естественного рефлекса и пассивно-оборонительной реакцией, основанной на инстинкте самосохранения.
Известный российский психолог Е. П. Ильин рассматривал страх в качестве эмоционального состояния, служащего отражением защитной биологической реакции индивида в момент переживания им мнимой или реальной опасности для благополучия и здоровья. В понимании другого отечественного специалиста – психолога А. И. Захарова, страх является одной из фундаментальных эмоций человека, которая возникает в ответ на действие стимула, несущего угрозу.
Рассмотрим и еще одну точку зрения: советский психолог Л. С. Выготский предлагал понимать страх как очень сильную эмоцию, оказывающую серьезное влияние на поведение человека, а также на его перцептивные и когнитивные процессы, ограничивающую мышление, восприятие и свободу выбора.
Но в той или иной степени разнообразно не только понимание страха различными учеными и специалистами, а еще и подходы к его изучению. Нам обязательно нужно с ними познакомиться, чтобы феномен страха стал для нас более понятным. Далее мы расскажем об основных теоретических направлениях исследования страха.
Виды страха
У чувства страха много классификаций: по типу личности, по степени выраженности и последствий. Любой вид не проходит незамеченными.
Виды страха:
- Социальный. Это сильные, фиксированные опасения, обусловленные условиями окружающей среды, которые только ухудшаются. Боязнь мнения людей, заниженная самооценка, нехватка сил, чтобы отстоять свое мнение — все это проявление социальных боязней. Они зарождаются в раннем возрасте или во взрослой жизни. Развивается боязнь постепенно.
- Биологический. Это нормальная реакция организма на сложную ситуацию или угрозу. Ночью биологические страхи возникают как реакция на кошмары — пациент часто жалуется: «просыпаюсь среди ночи и не могу от тревожности уснуть». Страдают от такой боязни люди любого возраста и пола. Отсутствие негативной реакции является патологией.
- Экзистенциальный. Это опасения, которые развиваются вокруг определенной ситуации. Они индивидуальные и специфические. Основной враг для человека в такой ситуации — личный опыт, который он не может отпустить. Чаще от этого вида страдают люди среднего возраста с большим жизненным опытом, у которых наблюдается подавленный страх.
- Детский. В теле ребенка необоснованный страх или боязнь возникают вследствие реальной угрозы. Часто наблюдается психосоматическая реакция, когда из-за нарушений психики проявляются физиологические симптомы.
Астеническая болезнь (синдром) — это нарушение функции психики, когда человек быстро утомляется и не может восстановиться. Страх усиливает сложное состояние больного, который испытывает жуткий испуг от всего, что с ним происходит. Отсутствие высокой стрессоустойчивости приводит к развитию сопутствующих болезней. Карта больного не обходится без неврологических симптомов.
Определение причины нетипичной или нерациональной реакции помогает избежать развития таких заболеваний.
Направления исследования страха
Можно выделить три основополагающих психологических подхода к изучению страха – это психоаналитический, бихевиористический и экзистенциальный подходы. Поговорим о каждом из них в отдельности.
Психоаналитический подход
Как вы и сами понимаете, основным представителем этого направления был Зигмунд Фрейд. В его представлении страх развивается в тесной связи с системой бессознательного и либидо – энергией психических влечений. В страх либидо превращается посредством вытеснения – вытесненные сексуальные влечения приобретают форму страха, причем это страх невротический.
Изучая фобии, Фрейд разделил невротический процесс на две фазы. На первой сексуальные влечения вытесняются и переводятся в страх, соотносимый с внешней угрозой. На второй образуется система защиты, которая предотвращает столкновение с этой угрозой, а вытеснение представляет собой попытку «Я» убежать от сексуальных влечений.
В случае с другими невротическими заболеваниями активизируются иные системы защиты, противостоящие возможному развитию страха. Но, как бы то ни было, именно проблема страха играет главную роль в психологии неврозов вообще.
В своем труде «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд отмечает, что термины «страх», «испуг» и «боязнь» ошибочно считают синонимами. Разграничивая их с позиции внешней опасности, Фрейд говорит, что страх, по его мнению, является определенным состоянием ожидания угрозы или подготовки к ней, даже если она неизвестна.
Боязнь подразумевает конкретный объект, которого боятся, а испуг – это отражение момента неожиданности и состояние, которое возникает при опасности, когда индивид оказывается неподготовлен к ней.
В книге «Торможение, симптом и страх», тоже посвященной теме страха, Фрейд подчеркивает, что опасность, служащая его основой, исходит со стороны внешнего объекта, а невротическая опасность продуцируется требованием влечения. Однако требование влечения есть не нечто надуманное, а вполне реальное, а потому невротический страх имеет под собой вполне реальные основания. Это говорит о том, что взаимоотношения между неврозом и реальным страхом объясняются защитой «Я», т.к. оно реагирует на опасность, исходящую от влечения.
С позиции Фрейда, требование влечения зачастую превращается во внутреннюю опасность по той причине, что его удовлетворение способно спровоцировать внешнюю опасность. Одновременно с этим, реальная опасность может стать значимой для «Я» только в том случае, если превратится во внутреннее переживание.
Уже в более поздней работе «Я и Оно» Фрейд говорит, что «Я» подвергается опасности с трех сторон, и его вполне может охватить тройственный страх – реальный страх перед внешней действительностью, страх совести перед «Сверх-Я» и невротический страх перед «Оно».
Фрейд пытался структурировать психику, в результате чего приходил к психоаналитическому пониманию факта, что бессознательное «Оно» не боится, т.к. не способно судить о ситуациях угрозы. Конкретно «Я» служит средоточием страха. И далеко не просто так ученый утверждает, что «Я» является подлинным очагом страха, а по причине наличия трех опасностей оно формирует «рефлекс бегства». В итоге образуются невротические симптомы и защитные механизмы, приводящие к возникновению фобий.
В дальнейшем некоторые идеи Фрейда начала развивать американский психоаналитик Карен Хорни, но в понимание природы страха и тревожных состояний она внесла и массу нового. По ее мнению, причиной всех страхов являются неразрешенные конфликты. А в дополнение к этому причину она видит и в социальных факторах, порождающих внутриличностные конфликты, а также в культурных ценностях.
Не менее интересны воззрения и других представителей психоаналитического подхода к изучению страха, таких как П.М. Якобсон, С. Р. Роджерс, Е. Г. Шехтел, Д. Рапапорт, М. С. Неймарк. Если вас заинтересовало это направление, обязательно ознакомьтесь с их трудами. Также советуем почитать и наши статьи, связанные с психоанализом Зигмунда Фрейда – «Психоанализ Фрейда за 5 минут» и «Эго, Суперэго и Ид в психоанализе».
Бихевиористический подход
Основоположник бихевиоризма – американский психолог Джон Уотсон выделял несколько стимулов, активизирующих страх. Это удары и толчки в момент засыпания, внезапная потеря опоры и внезапные громкие звуки. Все остальные стимулы, вызывающие страх, по его мнению, можно считать комбинацией вышеназванных.
Изначально у человека есть безусловные, т.е. врожденные реакции страха. Но в процессе жизни образуются новые стимулы, вызывающие страх. В доказательство этому Уотсон приводил результаты своих исследований, согласно которым, такие вещи как огонь, темнота, животные и т.д. никакого страха в младенческом возрасте не вызывают.
По мере проведения исследований Уотсона, помимо прочего, заинтересовала возможность формирования реакции страха относительно объектов, ранее страха не вызывавших. Сообща со своей супругой Розалией Рейнер, ученый изучил возможность формирования эмоциональной реакции страха у 11-месячного ребенка. В качестве устрашающего стимула была взята белая крыса, причем ранее малыш спокойно играл с этой крысой и находился вместе с ней в кроватке.
До эксперимента мальчик крыс не боялся, в его развитии не наблюдалось никаких отклонений. Также он не боялся ни кроликов, ни собак, ни обезьян, ни других животных. В момент проведения эксперимента в больнице были еще три ребенка, и ни один из них тоже ничего такого не боялся. Сам же эксперимент был нужен ученым для ответа на три вопроса:
- Можно ли привить младенцу страх животных, если животное будет демонстрироваться вместе со стимулом, вызывающим страх?
- Будет ли ребенок бояться и других животных?
- Как долго сохранится приобретенный страх?
Стимулом, вызывающим страх, в эксперименте служил громкий звук – за спиной у младенца ученые стучали молотком по железной пластине. Во время первой сессии по пластине ударяли два раза каждый раз, когда ребенок дотрагивался до белой крысы. И уже после двух повторений малыш стал избегать прикосновений к крысе.
Через неделю опыт повторили. По пластине били уже пять раз, а крысу просто помещали в кроватку к ребенку. Малыш проявлял реакцию избегания и начинал плакать, лишь завидев крысу. А еще пять дней спустя ученые решили проверить, перенесется ли реакция страха на другие объекты.
В итоге Уотсон отметил у ребенка страх при виде собаки, кролика и меховой шубы. Также ребенок старался не контактировать с маской Санта Клауса и обычной ватой. Учитывая то, что при демонстрации этих объектов громких звуков не было, ученый решил, что реакция перенеслась на схожие с белой крысой объекты.
В итоге Уотсон провел аналогии и сделал вывод, что множество страхов, тревожных состояний и антипатий у взрослых формируются еще в первые годы жизни. Чуть позже исследователь выявил, что для приобретенных страхов характерна высокая стойкость, легкость переноса на аналогичные ситуации и стимулы. А для устранения страхов необходима продолжительная терапия, однако ослабить можно только один страх, и на смежные ситуации и стимулы реакции остаются теми же.
Другим ученым, применявшим бихевиористический подход к изучению страхов, был американский психолог Беррес Фредерик Скиннер, развивавший теорию (модель) оперантного обуславливания страхов. Суть этой модели в том, что страх может возникать, поддерживаться и укрепляться под действием подкрепления, происходящего после боязливого поведения. Подкрепление может быть как позитивным, так и негативным.
Позитивное подкрепление можно проиллюстрировать так: ребенок может чего-то испугаться и побежать к родителям, чтобы они его защитили, и они дают ему защиту, ласку и заботу. Впоследствии при любой схожей ситуации ребенок все чаще начинает обращаться к родителям, тем самым применяя стратегию бегства от пугающего стимула.
В некоторых случаях ребенок может прибегать даже к симуляции страха, чтобы снова получить подкрепление. В этом случае у страха появляется так называемая скрытая выгода. А более всего закрепляются такие страхи, если испуг для ребенка – единственная возможность получить родительское внимание.
С учетом того, что страх есть негативный стимул, любой человек будет стремиться его предотвратить. И каждый раз, когда это получается, происходит негативное подкрепление. В итоге страх подкрепляется сам собой. Этим и можно объяснить, что страх очень сложно подавить, даже если отсутствует условный стимул.
Если вас заинтересовали идеи бихевиористов, вы также можете обратить внимание на работы других представителей этого направления психологии – Э. Торндайка, У. Хантера, К. Лешли, А. Стаатса. Кстати, почитайте и нашу статью «Бихевиоризм: основные положения, представители и направления», а мы идем дальше.
Экзистенциальный подход
Экзистенциальный подход, называемый также экзистенциальной логотерапией, был предложен австрийским психиатром и психологом Виктором Франклом. Механизм образования реакции страха он представлял так: человек боится какого-либо явления и появляется реакция ожидания, т.е. страх, что это явление реализуется.
Далее могут появиться и симптомы ожидаемого состояния, из-за чего страх усиливается. Тем самым замыкается цепочка напряжения: страх ожидания опасности становится сильнее, чем опасения, связанные с опасностью напрямую. И на этот страх человек начинает реагировать уходом от реальности.
Страх часто появляется тогда, когда случается что-то, связанное с ним, когда человек испытывает соответствующие переживания. К примеру, человеку предстоит выступить на публике, он волнуется и замечает, что его «потряхивает». Когда ему снова приходится выступать, волнение человека начинает дополняться страхом, что его снова начнет трясти, и, конечно, так и происходит.
В итоге человек начинает избегать выступать на публике, ведь он думает, что его вновь затрясет и он не сможет это подавить и скрыть. И если своевременно страх не преодолеть, ситуация может стать хуже. Таким образом, появляется фобия, приводящая к постоянному повторению симптомов, в результате чего изначальные опасения становятся все сильнее.
Исходя из этого, Франкл предлагал применять самоотстранение, способность к которому ярче всего проявляется в юморе. С помощью юмора человек может дистанцироваться абсолютно от всего, включая себя и свои переживания, а значит, способен начать контролировать себя и ситуацию.
По Франклу, страх – это биологическая реакция, которая позволяет избегать реальных или мнимых ситуаций опасности. И если человек сам начнет активно искать ситуации страха, он научится действовать, обходя страх, отчего последний исчезнет, т.к. «атрофируется» от того, что не «используется».
Франкл разрабатывал корректирующие методы работы со страхами. Одним из них стал метод парадоксальной интенции (изначально его предлагал еще А. Адлер), предполагающий, что психолог как раз-таки направляет «пациента» к своему страху. Парадоксальность и состоит в том, что человек не убегает от страха, а идет ему навстречу.
Здесь уместно привести интересную историю: однажды к Франклу обратились родители мальчика 9 лет, который все время мочился в постель. Никакие угрозы и наказания родителей не помогали. Тогда ученый сделал мальчику неожиданное предложение: отныне каждый раз, когда тот будет мочиться в постель, он будет давать ему по 50 центов.
Мальчик обрадовался и стал надеяться, что сумеет заработать денег на своей проблеме. Он стал специально делать все, что может, чтобы постель оказалась мокрой, но у него ничего не вышло. В результате невротический симптом пропал, причем пропал в тот самый момент, когда в сознании ребенка стало преобладать желание этот симптом повторить.
Точно так же Франкл предлагал поступать и с другими страхами: если человек боится замкнутых пространств, он должен заставить себя находиться в таком пространстве; если он боится лягушек, он должен заставить себя взять в руки и держать лягушку и т.д. И при длительном и/или систематическом обращении человека к своему страху он сможет успешно его побороть.
Таковы основные идеи Виктора Франкла. При желании познакомиться с ними ближе, стоит изучить работы этого человека. А помимо трех рассмотренных подходов можно выделить еще два:
- Чувственный подход. Оценка ситуации страха человеком происходит на основе ощущений. Основные представители: И. Б. Титченер, Д. Ланге, Е. Клапаред, В. Джемс.
- Когнитивный подход. Представление человека о страхе формируется на основе интеллектуальных процессов. Основные представители: М. С. Зингер, Р. У. Липер, Р. С. Лазарус, М. Симон.
Выводы делать лишь вам, да и сделать их можно, только являясь специалистом в данной области. Мы не станем настаивать на принятии какой-то одной точки зрения, а попробуем подвести все вышесказанное к единому знаменателю.
Причины страха
Страх может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Боязнь может перейти в паническую атаку, которая приводит к приступам или истерии.
Основные причины появления негативной реакции:
- низкая стрессоустойчивость и длительный стресс;
- повышенная чувствительность;
- нарушения психики;
- следствие детской травмы.
У каждой боязни есть причина — скрытая или очевидная. К скрытым причинам относятся детские травмы: насилие, нехватка любви и поддержки, чувство отверженности или подавленность, которые основаны на ряде других причин (неуверенность в себе, слабая психоэмоциональная защита).
Последствия страха
У любой негативной эмоции есть свои последствия. Сильное внутреннее напряжение, неуверенность, поиск спасения или защиты — все эти реакции заставляют человека избегать угрозы в будущем. Но проблема личности не в самой мнимой угрозе, а в том, как человек видит опасность. Тот, кто прячется от страха и любого раздражителя, находится в постоянном стрессом состоянии. Хронический стресс не позволяет укрепить защиту психики, и со временем появляются новые раздражители и новые опасности. Настоящая проблема появляется тогда, когда человек не работает со своими страхами и длительное время испытывает ощущение безвыходности и сильные негативные волнения.
При сомнении в необходимости профессиональной помощи необходимо адекватно оценить собственное состояние и причиняемый вред. Польза страха проявляется только в улучшении качества жизни при понимании, что удалось спастись, избежать реальной угрозы.
В этом главное отличие страха (как защитной реакции) и боязни (как проявления нарушений психики) — после момента переживания человек быстро восстанавливается. Если пережить случившееся он не может и боится повторения негативного опыта, функции психики нарушены (в теле происходят негативные изменения).
Резюме
Проблема страха, несмотря на то, что тянется своими корнями в далекое прошлое, остается актуальной даже в наше время, ведь такое явление как страх будет существовать до тех пор, пока существует сам человек. Вместе с развитием общества страх будет приобретать все новые формы. Люди же будут создавать все новые способы работы со страхом.
Но страх является не только неизбежностью, а еще и необходимостью. Почему это так, вы можете почитать в статье «Страх. Что с ним делать?», а здесь лишь скажем, что изначально страх призван активизировать силы человека или останавливать его в моменты опасности. Но страх обладает и рядом отрицательных качеств, направляя действия человека в совсем неоптимальное, а порой даже разрушительное русло.
Страх относится к базовым эмоциям человека, а они, как известно, оказывают сильнейшее воздействие на все стороны и аспекты его жизнедеятельности. Будучи сформированным еще на ранних стадиях развития человека, страх впоследствии сопровождает его всю жизнь, являясь неотъемлемой ее частью.
Мы чувствуем страх в самых разных ситуациях, однако у всех них есть одна общая черта – мы воспринимаем и чувствуем их, когда под угрозой оказываются благополучие, спокойствие, безопасность и жизнь нас самих или наших близких. Страх также участвует в социальном развитии личности, и в нем он выступает своеобразным средством воспитания, т.к. нередко регулирует поведение.
Отметим и то, что впечатляющие исследования страха были проведены огромным количеством ученых, и не только тех, что были упомянуты нами в статье. Среди них Ч. Спилбергер, Б Сэдок, Г. Каплан, С. Кьеркегор, О. Ранк, А. Кемпниски, Х. Хекхаузен, Ч. Рикрофт, П. Типлик, Ф. Риман и другие.
В этой статье мы лишь в общих чертах рассказали о психологических основах эмоции страха и вкратце рассмотрели идеи ученых, достигших в своих исследованиях страха поистине впечатляющих результатов:
- психоаналитический подход говорит о том, что природа страха самым тесным образом связана с системой бессознательного;
- бихевиористический подход рассматривает страх как комплекс реакций, возникающих в ответ на воздействие внешних стимулов;
- экзистенциальный подход трактует страх как явление, возникающее на самом раннем этапе развития человека.
Однако для понимания страха и его природы необходимо также иметь представление и о его видах, о чем мы тоже рассказывали в статье «Типология страхов. Самые распространенные страхи и фобии», которую настоятельно рекомендуем к прочтению, если тема страха является для вас не пустым звуком и представляет серьезный интерес.
На этом мы подводим итог данной статье. Желаем вам никогда не пасовать перед тем, что пугает, но и не забывать, что здоровый страх служит человеку только на благо. Удачи и до новой встречи!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Некоторые страхи современного человека
- Типология страхов. Самые распространенные страхи и фобии
- «Горячая десятка» страхов человека. Как бороться со страхами?
- Интересные и необычные факты о страхе
- Преодоление страха провала
- Метод систематической десенсибилизации для борьбы со страхами
- Преодоление страха
- Психология страха
- Как побороть страх?
- Как перестать бояться неудач?
Ключевые слова:1Психорегуляция
Фобия и тревога
Фобия — психологическое состояние, когда человек испытывает постоянный страх. В таком состоянии мысли и слова имеют такое же значение, как и реальная угроза. Во время приступа человек испытывает страх, а в остальное время — тревогу. Жертва фобии так боится повторения негативного опыта, что постоянно в нем живет.
Чем опасна повышенная тревожность:
- организм постоянно находится в стрессовом состоянии (психологическое напряжение не исчезает ни днем, ни ночью);
- тревога делает из человека параноика;
- новая ответственность вызывает новый стресс;
- человек замыкается в себе и в тех чувствах, которые он постоянно испытывает;
- страх делает человека апатичным и уставшим.
Состояние страха и постоянная тревожность — два фактора, которые влияют на общее самочувствие. На фоне длительной тревожности развивается нервозность (любая форма невроза). Чем больше стрессовых ситуаций, тем сильнее фобия. Новая угроза создает предпосылки для проявления расстройств психики.
Распространенные страхи
Женские страхи редко отличаются от мужских, т.к. это человеческие эмоции, независящие от пола. Если природа страхов надуманные причины (субъективное восприятие), человек неспособен оценить ситуацию. Он живет вокруг боязни и не видит проблему в том, как проявляются его реакции.
Психология оценивает состояние больного, как сложное, если он не способен принять факт нарушения психики.
Самые распространенные фобии:
- боязнь смерти;
- аквафобия;
- боязнь замкнутого пространства;
- боязнь высоты.
Какой бы ни была природа страхов, от них нужно избавляться. Первый признак развития заболевания психики — необъяснимые приступы сильной тревоги.
Страх смерти
В основе фобии лежит социальная функция человеческой жизни: роль в обществе, ответственность, чувство долга. Человек боится утратить то, чем обладает. Страх смерти — явление, которое возникает вне зависимости от возраста и уровня жизни. У взрослых и пожилых людей боязнь смерти возникает из-за ряда травмирующих событий. Часто смерть представляется как событие, которое угрожает, т.к. неизвестно, что будет после смерти (это еще один вид потерянного контроля).
Мешают избавиться от фобии предрассудки, что у взрослых людей не должно быть сомнений. Фобия не дает возможности реализоваться — человек боится рисковать или нагружать себя чрезмерно.
Страх воды
Развивается боязнь в раннем детстве, когда ребенок руководствуется инстинктами. В таком возрасте негативный опыт с водой — основа будущей фобии. Влияние страха со временем возрастает, и организм больного остро реагирует на любые большие водоемы.
Ситуаций, когда проявляется фобия, может быть много (необязательно нырять, чтобы чувствовать панику). В особых случаях чувство страха не позволяет больному принимать ванну или находиться неподалеку от водоема или бассейна. При острой форме наблюдаются приступы паники.
Страх замкнутого пространства
При данной фобии человек испытывает дискомфорт оттого, что он замкнут или заперт, ему нужен свежий воздух и пространство. У таких страхов проявляется мгновенная реакция в теле человека: повышенная потливость, головокружение, потеря сознания. Даже если страху есть логическое объяснение, с таким человеком сложно спорить, потому что он не признает свою проблему.
Социальное заточение также страшно — в кругу малознакомых людей человеку становится тесно и неуютно. Бороться со страхом замкнутого пространства сложно. Обычно с такими проблемами работает психотерапевт, который помогает правильно выйти из сложного психоэмоционального состояния.
Страх высоты
Боязнь высоты не позволяет реализоваться многим мечтам — посмотреть вниз с большой высоты или физически подняться выше собственного роста. Фобия не зависит от возраста, но патологическая боязнь часто обусловлена детской травмой или событием, которое отпечаталось в памяти. Люди с такой фобией закрывают глаза, находясь на любой возвышенности, им нужен постоянный контакт с твердой устойчивой поверхностью под ногами.
Лечение страха
Чтобы страх пропал, используют современные методы лечения. Самый простой метод — психотерапия, на которой психотерапевт выявляет причину проблемы, выясняет где она «живет». Для больного разрабатывают индивидуальную программу лечения: сеансы психоанализа, гипнотерапии и восстановительной терапии. Самый простой способ лечения заключается в избавлении от неправильной мысли, которая влияет на восприятие действительности и порождает фобию.
Когнитивно-поведенческая терапия основана на переосмыслении мысли, породившей страх. Самый простой способ — гипнотерапия, в ходе которой больному «подсаживают» нужную мысль.
Большой и продолжительный страх лечится комплексно. Для ослабления общей симптоматики при сложном психическом состоянии используют медикаментозную терапию: транквилизаторы, успокоительные, седативные препараты.
Иногда лечение значит больше, чем избавление от проблемы — это освобождение от иррационального мышления. Для коррекции поведения используют технику НЛП (нейролингвистическое программирование). Описание этой техники предполагает воздействие на мышление как неизменчивую систему. Благодаря домашним упражнениям человек учиться управлять собственным разумом и исправлять ошибки, с которыми он привык жить.
В лечении страха есть только «наши» проблемы — «наши» для врача и больного, «наши» для зависимого от страха и его семьи.