Диагностика межличностных отношений (Социометрия Дж. Морено)

Социометрия в психологии – это метод исследования межличностных отношений в группе. Автор направления – Дж. Морено. Психотерапевт разработал как отдельную методику с аналогичным названием для изучения коллективов, так и целое направление. В широком смысле социометрия – это совокупность методов для исследования отношений в группе. Давайте разберем подробнее, что такое социометрия, когда и для чего применяется, как правильно использовать социометрическое исследование. А также определим основные понятия и процедуры метода социометрии.

Определение понятия

Название «социометрия» образовано от двух латинских слов: socius, что переводится как «товарищ, компаньон, соучастник», и metrim, что в переводе означает «измерение». Таким образом, дословно «социометрия» переводится как «измерение соучастников». Социометрия – это прикладная наука, которая основана на психологических, социологических учениях и не имеет уникального статуса.

Кем был разработан метод социометрии? Автор теории и методики исследования – психолог, социолог и психиатр Дж. Морено. Исследователь полагал, что все социальные проблемы можно решить при помощи упорядочивания отношений между людьми. Однако для этого нужно определить характер межличностных и межгрупповых отношений. С этой целью и был создан метод социометрии. В основе социометрии заложена групповая психотерапия.

Для изучения какого процесса используется социометрия? Социометрия – это метод психологического исследования, который используется для описания и изучения межличностных отношений в коллективе. Социометрия позволяет собрать первичную информацию о малой социальной группе для дальнейшего анализа. Причина конфликта согласно социометрии – разница убеждений людей и противоречие в эмоциональных отношениях.

Интересно! Впервые понятие «социометрия» было использовано Морено во время работы в лагере для беженцев. Тогда психолог предположил, что между людьми возникнет меньше конфликтов и противоречий, если расселять их не хаотично, а согласно национальности, религиозным и политическим убеждениям, другим интересам.

Некоторые методы создания благоприятных отношений

Педагог-психолог проводит следующие мероприятия:

  1. Качественное повышение уровня самооценки;
  2. Создание условий для самовыражения (игры, развивающие творческие способности);
  3. Формирование комфортной среды;
  4. Постановка и проигрывание различных сценок (представлений);
  5. Импровизация;
  6. Устранение отрицательных привычек, личностных особенностей и нежелательного настроения;
  7. Формирование у детей положительных качеств характера.

Весь смысл мероприятий заключается в установлении атмосферы, способствующей свободному проявлению активности. Это в какой-то степени «раскрепощение», решение проблем. То есть задача специалиста такова: убрать помехи, провоцирующие неблагоприятное социометрическое строение детского коллектива.

В результате должен получиться сбалансированный гармоничный коллектив с минимальным проявлением выраженности отдельных индивидуумов группы. При каком-либо изменении в составе коллектива социометрия проводится повторно через некоторое время после адаптации.

Цель социометрии

Цель социометрии как метода исследования в психологии – улучшение и оптимизация взаимодействия тех лиц, которые входят в состав обследуемой группы. Задачи социометрии:

  1. Определить степень сплоченности или разобщенности между членами коллектива.
  2. Выявить авторитетных людей, симпатии и антипатии внутри группы.
  3. Обнаружить мини объединения внутри большого коллектива, возглавляемые неформальными лидерами.

К социометрии прибегают в том случае, если заметны признаки неблагоприятного психологического климата в коллективе, разобщенность участников, конфликты, противоречия, снижение работоспособности и продуктивности. Полученные в ходе социометрии данные можно использовать для дальнейшей перестройки коллектива. От сплоченности группы зависит общий результат, достижение общих целей.

Важно! Социометрия указывает на симпатии и антипатии внутри коллектива, но не называет конкретные проблемы. Для более точного определения психологических проблем и их устранения необходимо использовать дополнительные методики для диагностики, например, беседу, опросы, проективные тесты.

Зачем нужна социометрия?

Якоб Морено полагал, что абсолютно любую сторону жизни социума: политическую, спортивную, образовательную или экономическую, — можно объяснить отношениями между индивидами, возникающими на эмоциональном уровне, т. е. на основе антипатий и симпатий, возникающих между личностями в процессе общения или другого взаимодействия. Поэтому Морено предлагал провести в обществе так называемую социометрическую революцию, цель которой заключается в том, чтобы улучшить и привнести гармонию в общественные отношения.

Эти отношения, по его мнению, во многих случаях конфликтны и неэффективны ввиду того, что люди, к какому бы социальному слою или классу они ни принадлежали, взаимодействуют на эмоциональном уровне. Отсюда он сделал вывод: чтобы улучшить производительность труда или разрешить застарелые политические междоусобицы, нужно выявить эмоциональные предпочтения индивидов, а затем осуществить перестановку людей в соответствии с выявленными закономерностями. В этом, с точки зрения Морено, и заключается смысл и цель «социометрической революции».

Тезисы

Ключевые положения относительно методики исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии:

  1. Все человечество – единая структурированная единица, так как все люди взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.
  2. Ни при каких условиях и методах нельзя совершенно объективно оценить существующую реальность, так как она состоит из множества субъективных реальностей. У каждого человека своя точка зрения относительно процессов, протекающих в мире и в коллективе.
  3. Целесообразно проводить исследование в группе, которая объединена общей деятельностью (другим критерием) на протяжении минимум полугода.
  4. Каждый член группы должен четко и точно понимать выдвигаемый для исследования критерий.
  5. Исследование проводит посторонний человек, например, можно пригласить внештатного психолога. Однако в то же время социометрист должен стать частью диагностической группы.
  6. Социометрическое исследование помогает понять характер отношений в группе, но оно не называет причин и мотивов поведения людей.

Способ изучения

Одним из наиболее эффективных способов изучения отношений в малой группе является социометрический метод. С одной стороны, он предназначен для количественного определения предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. С другой — данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и лидерства в малых группах, при диагностике уровня деловой активности и т. д.

Социометрическая процедура

Что представляет собой метод социометрии? Социометрическое исследование проводится в малых группах (12–15 человек). Малая группа – это образование, в котором люди объединены по какому-то критерию, виду деятельности или условиям существования. Социометрическое исследование проводится в двух видах групп:

  1. Группа членства. В этом случае люди формально объединены. Например, трудовой коллектив.
  2. Референтная группа. В этом случае люди объединены каким-то интересом, делом, то есть все участники являются значимыми друг для друга. Например, группа друзей, субкультурное объединение.

Кроме этого, можно выделить такие типы групп:

  • диффузная (основана на симпатиях и антипатиях);
  • ассоциация (каждый участник преследует личные цели);
  • корпорация (группа преследует антисоциальные цели);
  • коллектив (каждый участник заинтересован в достижении личных и общих целей).

Почему мы говорим об этом? Потому что для анализа и оценки результатов социометрического исследования важен тип группы.

Понятия, применяемые в социометрии

  1. «Теле» — это наиважнейшее понятие, которое применяют социометристы. Оно означает простейшую чувственную единицу, которая может передаваться от одной личности к другой. С помощью «теле» учёные определяют, в какое количество межличностных отношений вступили изучаемые индивиды и насколько их взаимодействия оказались успешными.
  2. На основе «теле» формируются социограммы, социометрические матрицы и индексы. Что это такое? В результате социометрического исследования, проведённого с помощью методов, о которых подробно будет рассказано ниже, учёные вычисляют коэффициенты, позволяющие судить о сплочённости, наличии или отсутствии коммуникации между членами группы, наличии скрытых конфликтов и других параметрах, характеризующих исследуемый объект. Эти коэффициенты заносятся в матрицу, с их помощью вычисляются социометрические индексы, отношения между индивидами графически отображаются на социограмме, и социометристы на их основе могут предоставить обоснованный вывод о существующих межличностных связях в изучаемой группе.

Диагностика

Основное средство социометрии – методика с одноименным названием. Однако для максимально полной картины и точного результата рекомендуется использовать другие инструменты. Например, можно обратиться к опроснику Лири (1957 год). Как и классическая техника социометрии, он диагностирует межличностные отношения в группе и свойства каждого из ее участников.

Опросник Лири выявляет 8 типов личности:

  • властно-лидирующий;
  • эгоцентричный;
  • прямолинейно-агрессивный;
  • скептический;
  • покорный;
  • зависимо-послушный;
  • сотрудничающий;
  • покровительствующий.

Кроме этого, по итогу можно получить характеристику каждого человека по двум шкалам:

  • самостоятельность и доминирование или зависимость и подчинение;
  • доброжелательность и любовь (эмоциональное принятие) или агрессивность и ненависть (отвержение).

Каждому участнику предлагается ответить на 128 утверждений. Затем исследователь анализирует ответы и представляет итоговые результаты в виде таблицы и графического изображения.

Кроме опросника Лири можно использовать и другие диагностические методики для социометрического исследования, например, такие:

  1. Исследование уровня эмпатийных тенденций, автор – И.М. Юсупов. Каждый участник опроса отвечает на 36 утверждений.
  2. «Выбор в действии», автор – Я.Л. Коломинский. Эту методику чаще используют для диагностики дошкольных коллективов.
  3. «Лидер», автор – Р.С. Немов. Человеку предстоит ответить на 50 вопросов. По результатам исследования можно сказать, насколько каждый из опрашиваемых соответствует роли лидера.
  4. Опросник Ассингера. Помогает определить, насколько человек корректен в общении с другими участниками коллектива, легко ли находит общий язык.
  5. ОМО (опросник межличностных отношений), автор – А.А. Рукавишников. Характеризует особенности поведения человека с точки зрения удовлетворения основных потребностей индивида в группе.
  6. Другие. Существуют десятки вспомогательных методов психологии для социометрии.

Социометрическая структура группы

Есть структура группы формальная, есть неформальная, а есть социометрическая. Особенность ее в том, что данный метод позволяет оценить субъективное отношение людей друг к другу. Их симпатии и антипатии, мало связанные с объективным положением индивидов в группе, их профессиональными, деловыми качествами, да и личными нередко тоже. Это следует учитывать, например, руководителю, который хочет воспользоваться результатами социометрии для распределения функций в коллективе или классе.

Социометрические статусы

Это важнейшая составляющая социометрической структуры. Определяется статус на основании полученных индивидом выборов.

Самое большое количество выборов и, соответственно, самый высокий статус имеют «социометрические звезды». Им симпатизируют многие члены группы, а иногда и большинство. Но было бы ошибкой отождествлять «звезд» с лидерами, так как они могут не обладать необходимыми для лидера качествами: организаторскими способностями, энергичностью и активностью, жесткостью и требовательностью. «Звезды» чаще всего просто приятные, симпатичные и отзывчивые люди. А получив назначение на должность формального лидера, «звезда» может частично утратить симпатии товарищей, так как лидеру иногда приходится принимать непопулярные решения или оказывать давление на членов группы.

Следом за звездами располагаются высокостатусные или «предпочитаемые». Они получили меньше выборов, чем «звезды», но пользуются значительным авторитетом в группе, и чаще всего в их числе находится потенциальный лидер.

Далее два статуса, граница между которыми довольна зыбкая. В сравнительно небольших группах их даже не разделяют. Это среднестатусные и низкостатусные. Они не имеют большого количества ни отрицательных, ни положительных выборов. Нередко индивиды с этим статусом составляют замкнутые микрогруппы, выбирая друг друга и не особо общаясь с остальными.

Следующий статус – «отверженные». Это индивиды, получившие больше отрицательных, чем положительных выборов.

«Пренебрегаемые» или «изгои» — члены группы, получившие только отрицательные выборы.

«Изолированные» — социальные психологи считают людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов, самым низким статусом. Их положение в межличностной иерархии даже хуже, чем у «отверженных». «Изолированные» как бы вообще не существуют для группы.

Социометрические статусы не заданы жестко и могут меняться. Конечно, перейти из статуса «изгоя» в статус «звезды» практически невозможно, но стать «предпочитаемым» вполне реально.

Как проводится социометрическое исследование

Социометрическое исследование основано на социологическом опросе. Сама процедура опроса состоит из нескольких этапов.

Как проводить социометрию:

  1. Подготовка. Необходимо определить предмет, объект, цели и задачи исследования. А также на этом этапе нужно собрать как можно больше информации о группе в целом и о каждом отдельном участнике.
  2. Разминка. Этот этап предполагает встречу с группой, установку доверительного контакта, объяснение критериев для исследования.
  3. Сам опрос. Ведущий дает краткую инструкцию испытуемым, раздает диагностические материалы, дает время на заполнение бланков, собирает материалы.
  4. Обработка результатов социометрии. Исследователь оценивает ответы, проверяет их на достоверность и надежность.
  5. Итоги. Исследователь интерпретирует результаты и составляет рекомендации по улучшению климата в группе, изменению ее структуры и т.д.

Список вопросов составляется в индивидуальном порядке. Каждый вопрос должен отражать актуальную и понятную для участников группы ситуацию. Например, при диагностике спортивной команды вопросы могут быть связаны с тренировками, празднованием победы, выездными соревнованиями, изменением состава команды и т.п.

Критерии бывают:

  • формальными и неформальными (деловые и личные отношения);
  • двойными и одинарными (отношения между коллегами и в системе «начальник-подчиненные);
  • прогностическими (насколько адекватно отдельный участник воспринимает характер сложившихся отношений);
  • значимыми и незначимыми (глубокие, стабильные отношения и поверхностные отношения).

Условия выбора критериев:

  • ограниченность (максимум 8–10);
  • логическая связь между всеми критериями и вопросами;
  • значимость и интерес критериев для членов группы;
  • понятность критериев для участников группы;
  • максимум конкретики и примеры на основе реальных ситуаций.

Все критерии пишутся в столбик, напротив каждого вопроса испытуемый должен будет поставить свой выбор (фамилии или заранее оговоренные номера участников группы).

Пример социометрической карточки:

ТипКритерииВыборы
1РаботаКого бы вы выбрали бригадиром?
Кого бы вы ни за что не выбрали бригадиром?
2ДосугКого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

Что касается вариантов ответа, встречаются два вида исследования: с ограниченным числом выборов (параметрическая форма социометрии) и с неограниченным значением выборов (непараметрическая). Способ выбора в обязательном порядке заранее оговаривается с участниками опроса.

Условия проведения социометрии

Получение адекватных результатов исследований возможно лишь в случае соблюдения определённых правил:

  1. Проводить социометрию для дошкольников, используя комплекс методических приёмов, включая и наблюдение;
  2. Тестирование должен проводить человек, с которым ребёнок будет чувствовать себя комфортно;
  3. Посторонние (третьи) лица обязательно исключены из помещения на момент диагностирования;
  4. Весь процесс социометрии должен восприниматься как игра;
  5. Недопустимо поправлять ответы, как-то направлять на ответ (потому что целью тестирования служит определение действительного места в группе).

Результаты социометрии

Результаты стандартной социометрии могут быть представлены в виде таблицы, социограммы, индексов (мы говорили об этом подробнее в другой статье). Если коротко, то социометрия фиксирует следующее:

  • положительные и отрицательные выборы относительно каждого участника группы;
  • люди, получившие максимальное и минимальное количество выборов;
  • люди, которые совсем не получили никаких выборов;
  • рейтинг симпатий и антипатий;
  • взаимные выборы в целом и относительно каждого участника;
  • наличие и состав мини групп внутри исследуемой группы;
  • связь между мини группами или ее отсутствие;
  • уровень разобщенности и сплоченности группы;
  • динамика и структура отношений внутри группы;
  • психологический климат в группе;
  • статус каждого человека внутри группы.

А социограмма в социометрии, построенная при помощи социоматрицы, еще и позволяет наглядно выявить все это. Анализ результатов других опросов проводится согласно ключам в выбранных методиках. Самое важное – сравнить результаты всех тестов. Если вы видите, что ответы из разных методик, но из одной и той же области расходятся, то это говорит о нечестности опрашиваемых, попытках схитрить. Если же разные методики указали на одну и ту же проблему, то не стоит сомневаться в ее наличии.

По итогу вы должны составить общий портрет группы и рекомендации по улучшению работоспособности каждого из участников и продуктивности группы в целом. Например, если речь идет об анализе класса, то можно рассадить выявленных зачинщиков срыва дисциплины. Если речь идет о диагностике трудового коллектива, то выявленного негативного лидера можно перевести в другой отдел. Или же можно выявить двух конфликтующих людей и пригласить их на отдельную беседу и т.д.

Метод социометрии.

Метод социометрии является совершенно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности структуры неформальных отношений в группе (группах); выяснить степень психологической совместимости конкретных людей; изучить внутригрупповой статус участников групповых объединений; исследовать качество психологического климата в группе.

Социометрия – теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892–1974 г.г.). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия – это способ первичной диагностики наличия определённых проблем во взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблицы, схем, графиков, числовых величин.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе.

Таким образом, область измерения социометрической техникой – диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы. Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации. Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N – 1 (социометрическая константа), где N – число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При наличии размеров группы до 12–16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура – ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц из всех членов группы, т.е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надёжность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Её недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе. Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т.е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления «глубинной» связи членов группы. Последнее предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации группы или коллектива, его перемещения, переформирований и т.п. – «С кем из членов Вашего коллектива Вы хотели бы остаться в том случае, если он будет реорганизован?».

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, а так же в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом. Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус – величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности – степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль», приемлемость индивида группой и др. Однако главная сложность состоит в их интерпретации, сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями. К наиболее популярным групповым индексам относят следующее: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), интегрированности группы (степень включённости в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), показатели сплочённости и ряд других.

Подчеркнём, что одной самых значимых из научно-практических инноваций Дж. Морено является так называемая социограмма. Это определённая рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов, содержащих графические аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее – менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами, обозначенными кружками, прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную, либо одностороннюю, симпатию или антипатию.

Таким образом, графический анализ данных осуществляется путём построения социограмм. Социограмма позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряжённые «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений или минимальное число выборов), определить лидера группы. Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень. Она представляет собой несколько концентрических кругов (рис. 1), в центр которых помещают «популярных индивидов, в наружное кольцо – «отвергаемых», во внутреннее кольцо – «средне популярных».

Рис. 1. Пример «социограммы-мишени».

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Чёткая лидерская позиция часто определяется по следующему аспекту, – кому именно из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» её члены.

Итак, наиболее часто, «социометрией» называют комплексную, допускающую модификации общего тестового задания (при сохранении принципа выделения рангов), методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Методика «Социометрия» Дж. Морено, в адаптации Я.Л. Коломинского. При проведении методики «Социометрия» в учебных группах, обучающимся предъявляются социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос – 3 фамилии, кроме собственной фамилии).Инструкция типовая:«Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии своих одноклассников, с учётом отсутствующих сегодня учеников».

Приводим здесь один из наших вариантов социометрических вопросов по данной методике.

1. С кем бы ты хотел(а) обязательно продолжить совместно учиться в следующем классе?

2. Кого бы ты из класса обязательно пригласил(а) на свой день рождения?

3. С кем из своего класса ты с удовольствием пошёл (пошла) бы в кино?

4. С кем бы из класса ты очень хотел(а) бы поддерживать дружеские отношения в средних и старших классах школы?

5. Если бы тебе дали довольно большую сумму денег и сказали поделиться ею с тремя твоими одноклассниками, то кто бы это был?

6. Кому из класса ты дашь списать контрольную работу в первую очередь?

7. Кому из класса ты доверил(а) бы свой самый сокровенный секрет?

8. Без кого ты вообще не представляешь свой класс?

9. С кем из класса ты хотел(а) бы как можно чаще видеться в свободное время?

10. C кем из класса ты бы хотел(а) дружить всю жизнь?

11. С кем из класса ты хотел(а) бы сделать какую-либо совместную поделку на художественную выставку?

12. Кого из своего класса ты хотел(а) бы взять в свою команду для участия в каких-либо подвижных играх?

13. С кем из своего класса ты очень хотел(а) бы очень посещать группу продленного дня?

14. С кем из твоего класса ты хотел(а) бы делать вместе домашние задания?

Референтометрия.

При социометрическом подходе к группе основным фактором выбора в системе межличностных отношений являются симпатии-антипатии. Качественная социально-психологическая модификация метода социиометрии – референтометрия.

Референтометрия – это социально-психологический методический приём для выявления факта референтной (личностной) предпочтительности. Люди, к которым индивид очень внимательно прислушивается – это его референтная группа (группа особо значимых для субъекта лиц).

Референтность – это социальное отношение личностной значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Референтная процедура весьма информативна, она даёт точность представления о статусной структуре, взаимности предпочтений. Основанием выбора является ценностный фактор значимости для личности каких либо других лиц. Всё это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении лиц в группе, чья позиция для него наиболее актуальна.Вместе с тем, мера референтности (предпочтительности для другого лица) какого-либо субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым (опрашиваемым) интереса к этому субъекту.

Виды социометрии для школьников

Существуют различные способы проведения социометрии:

  • Анкетирование

Это наиболее простой для восприятия школьника, но могут возникнуть трудности, если ребенок ещё не обладает навыком чтения и письма. Поэтому необходимо учитывать возраст и способности группы. Быстр в проведении, занимает около 15 минут.

  • Устный опрос

В этом варианте социометрического исследования рекомендуется использовать фотографии обучающихся класса, ведь на начальных этапах обучения ребёнок может и не знать всех фамилий одноклассников.

Проведение исследования этим способом требует большого количества времени для сбора подробной информации.

  • Проективный цветовой вариант социометрии

Предназначен для индивидуального обследования, требует определенно подготовленных фишек разных цветов и доски.

  • Упрощенный вариант проективной цветовой методики

Школьники должны соотнести определенный цвет с каждым из участников группы. Интерпретируются данные на основе интерпретации цветовых выборов.

  • Цветовая непроективная социометрия

Для испытуемых подготавливаются бланки, в которых указан перечень одноклассников, и пустое поле напротив каждого. Пустое поле ребенок закрашивает определенным цветом, на основе которого интерпретируются данные.

Обработка социометрии

Метод социометрии предполагает достаточно простую обработку результатов. Каждый выбор ребенка фиксируется взрослым на листе бумаги и потом вносится в специальную таблицу. Верхняя строка и первый левый столбец — списки детей. Внутри таблицы выборы детей. Как правило, красным отмечаются положительные выборы, синим — отрицательные. Внизу сводятся данные — средние показатели выборов.

На основании таблицы взрослый делает вывод о статусе каждого ребенка в детском коллективе.

  • «Лидеры» — дети, имеющие большую часть положительных выборов.
  • «Принимаемые»- с достаточно большим количеством положительных выборов, по сравнению с отрицательными.
  • «Игнорируемые» результат выбора которых равен нулю.
  • «Отвергаемые» — дети, у которых большое количество отрицательных выборов, по сравнению с положительными.
  • «Изгои» — дети с большим количеством отрицательных выборов.

Стоит так же учитывать, что кто-то из детей может быть на «больничном», или недавно выйти с «больничного». Тогда неудивителен тот факт, что они могут попасть в категорию «игнорируемые», поскольку одногрупники могли о них просто забыть.

Также надо обращать внимание, как комментирует ребенок каждый свой выбор. Он может выбрать сверстника не за какие-то волевые качества, а, например, за то, что он его вчера угостил конфетой.

На основе выбора детей высчитывается коэффициент сплоченности детского коллектива.

Проведение социометрического теста

Подготовительные работы

Для изучения выбирается группа лиц разного возраста, состоящая из членов детских, школьных и взрослых коллективов, внутри которой наблюдается определенное психологическое общение и социальное взаимодействие. Критерии социометрического выбора, в результате которого индивидуум определяет лидера или жертву, определяются в зависимости от возраста членов группы и задач, поставленных в начале исследования.

Результаты определяются после проведения опроса в виде социометрического теста. Критерии могут выступать в виде неформального или формального содержания. Формальное исследование имеет целью выявить межличностные отношения в рамках общей деятельности группы, для которой она создавалась. Неформальное содержание проявляет эмоциональные связи, возникающие для проведения досуга, но не влияющие на основную совместную работу.

Инструктор перед началом социометрического опроса проводит разъяснение по вопросам цели изучения отношений, подчеркивая важность правдивости полученных данных, показывает пример выполнения работы, дает гарантию тайны проявления симпатий или антипатий к другим членам общества. Для наиболее полного отбора критериев проведения опроса программа диктует обязательное предварительное ознакомление со специфическими чертами групповой деятельности.

Порядок проведения социометрии по рекомендациям Дж. Морено

Стандартная схема проведения опроса заключается в следующем:

  • главные положения и гипотезы опроса отдельных участников формируются после определения исследовательских задач и выбора объектной группы для изучения;
  • полная анонимность рассматривается, как критерий, тянущий исследование по пути малой эффективности;
  • требование инструктора публично проявить свои антипатии и симпатии нередко приводит к затруднениям с ответами и нежеланию некоторых участников продолжать социометрический опрос;
  • выбранные критерии и вопросы заносят в карточку, разработаны также варианты устного ответа в виде интервью;
  • участвующая в социометрии личность обязана отвечать на вопросы, выбирая тех, кого бы она могла считать лидером или морить отверженного неадекватным поведением.

Примеры вопросов

Члены изучаемого коллектива отвечают на вопросы, проявляющие их антипатии и симпатии друг к другу или к формальным или неформальным лидерам:

  • нужно написать на листке под первым номером данные лидера, которого бы участник видел в руководстве в первую очередь;
  • на вопрос под цифрой два указать ответ, кого бы испытуемый сделал лидером в случае отсутствия человека под цифрой один;
  • под цифрой три указывается фамилия человека, кого бы член коллектива видел в руководстве при отсутствии первого и второго кандидатов.

Вопросы о личных отношениях в группе задаются в том же порядке. Если имеются сомнения в правильности ответов, или исследование не выявляет социометрических данных, то опрос проводится в коллективе несколько раз до получения достоверной информации, при этом вопросы задаются другие, например:

  • кого бы из своих сотрудников участник попросит о помощи в первую очередь?
  • кого из них член коллектива никогда не попросит о помощи?
  • с которым из членов группы он бы поехал в долгую командировку?
  • с кем бы участник отказался работать в командировке?
  • кого бы член коллектива сделал руководителем?
  • кого он не видит в руководящей должности, а, наоборот, изводит плохим отношением?

Предварительная работа

Социальный статус, возраст, пол участников – все это неважно. Главное – люди должны быть объединены чем-то, то есть быть группой. Это может быть класс, трудовой коллектив, группа друзей, семья, коллектив кружка, спортивная команда. Первый подготовительный этап – собрать этих людей в одном месте.

Второй подготовительный этап в методике социометрии – объяснить участникам значимость исследования, его цели и задачи. Кроме этого, важно подчеркнуть, что искренность и открытость участников заметно упростит процедуру, позволит добиться максимально точных результатов. Объясните, что от социально-психологического климата в коллективе зависит благополучие каждого из участников, ровно как и наоборот.

Третий важный подготовительный этап методики социометрии – определение критерия отбора симпатий и антипатий. Этот критерий – основа вопросов для диагностики. Выбор критерия зависит от задач исследования. Что рассматриваем: деловые или личные отношения, эмоциональность, моральный климат и т.д. Критерий – это вид деятельности, относительно которого участники будут выбирать симпатии и антипатии. Предлагаю рассмотреть подробнее на примерах.

Если вы хотите определить при помощи методики социометрии неформальных лидеров в коллективе и отношение коллектива к официальным лидерам, то подойдет такой список вопросов:

  1. Кого вы видите в качестве лидера коллектива, кого бы вы первым поставили во главу руководства?
  2. А если выбор первого человека невозможен, то на кого бы вы его заменили?
  3. Кого бы вы выбрали лидером, если первые две кандидатуры недоступны?
  4. Кого бы вы ни за что не сделали руководителем коллектива?

Что такое социометрия

Под термином социометрия понимается социально-психологическое тестирование, устанавливающие специфику взаимодействия участников группы, класса. Эта методика была предложен Дж.Морено, придерживавшегося идеи о том, что существует зависимость между благополучием личности и формированием отношения с окружающими.

На данный момент социометрическое исследование широко используется как для тестирования взрослых, так и при работе с детьми.

Анализируя место человека в социальной группе, возможно найти решение межличностных и внутриличностных проблем. Основной целью исследования является:

  • проведение количественного измерения уровня близости в коллективе, как психологического, так и эмоционального;
  • выявление и изучение наличия малых групп в коллективе;
  • выявление лидеров.

Данная методика широко распространена на всех стадиях образовательного процесса. Школьники должны для себя решить непростую задачу, осуществить сознательный выбор в пользу одного или нескольких участников группы.

Для обучающихся в младших классах эта задача кажется наиболее сложной, ведь они только во время уроков находятся вместе, на этом этапе у них ещё плохо развита совместная деятельность.

Процесс общения у школьников младших классов наиболее часто ситуативен, имеются трудности при нахождении лидера класса.

Обучающиеся младшей школы делают свой выбор, основываясь на многих критериях. Зачастую к лидирующим позициям в коллективе относят тех, у кого хорошие отметки, развитые интеллектуальные способности, либо получивших наибольшее число поощрений от учителя.

Это говорит, что дети в этом возрасте выражают не свои симпатии и мнения, а основываются на точке зрения учителя и повторяют её. Именно поэтому данная методика особенно полезна учителю в корректировке своего отношения к классному коллективу, не выделяя «любимчиков».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: