Условия для самореализации детей
Современная психология учит: каждый индивид владеет задатками, которые помогут ему в свое время состояться как личности. Известно, что бутон превратится в цветок при наличии воды, света и тепла. Так и способности человека могут раскрыться лишь при наличии ряда благоприятных условий:
- социально-экономических;
- культурных;
- воспитательных;
- генетических.
Решающее значение для ребенка имеет ситуативная обстановка в семье. Папа и мама должны создать в доме такой микроклимат, который будет оптимальным для взращивания талантов их чада.
Важнейшую роль в этом играет позитивная оценка результатов деятельности ребенка. Вместо того чтобы журить маленького человека за его промахи и ошибки, следует всякий раз подбадривать его: «Не расстраивайся, в следующий раз у тебя все получится». Такой подход укрепляет веру ребенка в свои силы.
Многие чадолюбивые родители, стремясь дать своему дитю все самое лучшее – вещи, школу, секцию, репетиторов, вуз, – наносят ему непоправимый вред. Ребенок с пеленок погружается в конкурентную среду.
Дух соперничества преследует его на бесконечных конкурсах, смотрах, экзаменах. Везде его с кем-то сравнивают. Он неизбежно в чем-то проигрывает другим. Это бьет по детскому самолюбию, особенно если дома малышу постоянно ставят в пример семейных кумиров. Так родители сами отнимают у ребенка возможность проявлять свою индивидуальность.
Самореализация и место в социуме
Психологами установлена прямая связь между самореализацией личности и ощущением собственной полноценности. Оказывается, люди, неожиданно достигшие финансового успеха или попавшие в лучи славы, не чувствуют себя совершенно счастливыми, если им не удается реализовать свои природные задатки.
Все дело в том, что энергия их была направлена не в то русло. При этом нечаянным любимцам Фортуны трудно бывает осознать, чего же именно не хватает им для полного блаженства.
Творческая самореализация детей
Творчество играет в жизни маленького человека особую роль. Ошибочно воспринимать его просто как развлечение или хобби. Это форма взаимодействия ребенка с окружающим его миром. Она пробуждает в нем позитивные чувства и эмоции, позволяет воплотить желания и потребности, которые зачастую трудно передаются словами.
Творческая деятельность способствует:
- развитию эстетического вкуса;
- социализации и познанию мира в целом;
- воспитанию в ребенке дисциплины и самоконтроля;
- приобретению навыков нешаблонного мышления;
- возможности самовыражаться.
Успешность творческой самореализации детей не в последнюю очередь зависит от того, насколько взрослым удастся создать атмосферу понимания и стимулирования к новым успехам.
Любое, даже незначительное, достижение маленького творца имеет колоссальное значение для его дальнейшего развития. Каждый триумф на сцене, в спортзале или в художественной студии положительно скажется на самооценке и самоутверждении ребенка.
Как научить ребенка самостоятельности
Решать возникающие проблемы самостоятельно – научить этому ребёнка не так сложно, как кажется. Для начала можно предложить ему подготовить рабочее место для рисования, если он захотел порисовать. Освободить рабочую зону, найти краски, альбом, набрать воды в стаканчик – и задача, разделённая на подзадачи, будет решена сама собой. Такие задания помогают ребёнку учиться настойчивости и терпению в достижении своих целей.Посмотрите видео «Как вырастить уверенного в себе ребенка»
Свободный выбор как залог успеха
Некоторые специалисты называют творческую самореализацию краеугольным камнем всего процесса развития личности. На уровне подсознания мы все испытываем потребность в воплощении своих способностей.
Исключительно важно, чтобы родители не препятствовали своему чаду в выборе занятия по душе, а всецело ему помогали и поощряли его увлечения. Если же внутренний поиск ребенка блокируется или взрослые насильно навязывают ему свои представления о «добром и вечном», это может привести к полному краху самореализации личности.
Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть
Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.
В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.
Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.
Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.
С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.
Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.
Самореализация детей дошкольного возраста
В три года маленький человечек уже в некоторой степени осознает свою индивидуальность. Он уже сам хочет решать, с какими игрушками поиграть, с кем из друзей встретиться. Именно на этой стадии развития закладываются основные морально-нравственные установки и ориентиры.
Малыш знакомится с такими важнейшими постулатами человеческого бытия, как:
- дружба;
- привязанность;
- предпочтения;
- ответственность.
Самое время научить его полагаться на собственное мнение, поощрять поиски им нестандартных выходов из привычных ситуаций. Эффективнее всего самореализация детей дошкольного возраста осуществляется в коллективах сверстников, при взаимодействии с опытными воспитателями и педагогами.
Однако это не означает, что папа и мама могут спокойно самоустраниться. Львиная доля ответственности за процесс становления личности ребенка лежит все же на них. В любой жизненной ситуации малыш должен чувствовать поддержку родителей и быть уверенным в их готовности прийти на помощь в трудную минуту.
Заключение
Яркая индивидуальность – ценнейшее приобретение для человека. Задача родителей – первыми разглядеть и развить ее в своем ребенке. Став на путь самореализации, он добьется всего, чего захочет. И, что не менее важно, никогда не будет страдать от комплекса неполноценности. Осознание собственной значимости и самоуважение будут служить ему гарантией успеха и счастья в завтрашнем дне. Это ли не предел родительских мечтаний?
LiveJournal
- Похожие записи
- Релаксация и расслабление
- Как привлечь Фортуну
- Эргофобия
« Предыдущая запись
Игра как средство самовыражения детей в подготовительной группе
Игра как средство самовыражения детей в подготовительной группе
Сюжетно — ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Цель семинара — это повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
Принципы организации сюжетной игры
Первый принцип
: заключается в том, что в совместной игре с детьми позиция педагога — это позиция «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствует себя свободным и равным со взрослым.
Из этого следует второй принцип
: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Третьим принципом
организации сюжетной игры является ориентирование ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
Этапы руководства игрой:
подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);
основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);
участие в игре (совет, напоминание и т.д.).
А сейчас я бы хотела выделить основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:
Выбор игры.
Определяется конкретной воспитательной задачей.
Педагогическая разработка плана игры.
При разработке игры мы стремимся к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка
. Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
Создание воображаемой ситуации
. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд , кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации — важнейшая основа начала творческой сюжетно — ролевой игры.
Распределение ролей
. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.
Начало игры
. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры мы используем некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать ТСО для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре. Но иногда, когда это необходимо, подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли мы распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
Сохранение игровой ситуации.
Вы знаете, что существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре. Поэтому мы задаем тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию, стараемся обыгрывать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия на детей осуществляем в игровом ключе не разрушая игровой ситуации, в ходе сюжетно — ролевой игры включаем развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.
Завершение игры
. Разрабатывая план игры, заранее намечаем предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов. Заботимся о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение.
Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин. Увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни. Каждый из детей стремится воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками.
Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением.
Совместную игру с детьми мы начинаем с частичного изменения —постепенно педагог переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
При изменении самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников, под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений, прежде всего, возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер.
Организация игры в старшей и подготовительной группах
Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.
Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников — игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты — необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований точности рассказа. Важно лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.