Предмет и метод эмпирической психологии сознания. Программа построения психологии как самостоятельной науки В.Вундта


Что это такое в психологии: определение понятия

Сознание представляет собой высшую форму психики человека, образующуюся и развивающуюся под влиянием социально-исторических условий в процессе общения и трудовой деятельности человека.

Его называют также обобщающим элементом всех психических актов.

Ведь в деятельности психики отсутствуют отдельные явления и акты, так как все связаны между собой, хоть и сохраняют присущую им специфику.

Рассмотрим также основные характеристики данного понятия:

  • разделение субъекта и объекта, то есть человек понимает, что относится к «Я», а что нет;
  • отражение при помощи различных познавательных процессов (таких как мышление, восприятие, воображение, ощущение и т.д.) мира, который окружает человека;
  • обеспечение стремлений в деятельности человека. Это объясняется тем, что он становится способен понять свои мотивы и желания, поставить перед собой цель, вносить требуемые коррективы и прикладывать необходимые усилия;
  • эмоционально-оценочное отношение ко всем аспектам жизнедеятельности;
  • самооценка как собственных поступков, так и в целом по отношению к себе.

Поток сознания — это термин, введенный философом У. Джеймсом, который означает некий поток ощущений, мыслей, воспоминаний, непрерывно возникающих и переплетающихся между собой.

Это понятие исходит из того, что этот процесс является непроизвольным и непрерывным, остановить его невозможно. Кроме того, термин часто используют по отношению к внутреннему диалогу индивида.

Психология сознания

Предмет: Осознаваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты

Представители: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Франц Брентано, Эдуард Бредфорд Титченер

Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте» (В.Вундт).

Функциональная психология сознания

Представители: Уильям Джеймс

Функциональная психология (англ. functional psychology) — направление в психологии США конца XIX — нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям.

Джеймс использовал метафору «поток сознания» которая фиксировала динамичность психических явлений. Соответственно и аналитическая интроспекция теряла эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имело в акте аналитической интроспекции, он терял свои свойства, превращался в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагал в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».

Психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне.

Джеймсу сознание представлялось приспособительным актом, созданным природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание, по У. Джеймсу, не плоскостная картинка, а некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.

Поток обладает характеристикой ограниченности. Есть еще важное свойство потока — выбор объектов, на который он направляется, селективность. Селективное свойство сознания и внимание по Джеймсу это одно и тоже. То есть внимание это непрерывный, изменчивый, сугубо индивидуальный и избирательный поток. Физиологическими условиями внимания являются:

1. Возбуждение коркового (идеационного) центра путем внешнего чувственного раздражения формирует так называемую преперцепцию (антиципацию объекта внимания), что и является вниманием. Преперцепция (создание образа) является половиной перцепции (восприятия) искомого объекта. То есть, проще говоря, мы видим лишь те объекты, которые перцептируем.

2. Орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления (посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата). В случае приспособительных движений появляется органическое чувство напряжения внимания, которое рассматривается нами обыкновенно как чувство собственной активности. Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность вызывает приспособление органов чувств и, следовательно, чувство активности, и возрастание ясности этого объекта в сознании.

Механизмы внимания по Джеймсу зависят от степени произвольности внимания. Непроизвольное внимание предполагает настройку органов чувств, сенсибилизацию, изменение системы кровообращение и т.д., то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. В случае произвольного внимания речь идет об идеационном центре, который формирует состояние готовности по отношению к среде, состояние преперцепции, ожидание нахождения и выбора слабого сигнала в условиях решения задачи.

Структурная психология сознания

Структурная психология (англ. structural psychology) термин, введенный Э. Титченером для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной психологии.

Представители: Вильгельм Вундт, Эдуард Бредфорд Титченер

Основными ее авторами являются Вильгельм Вундт (1832-1920) и Эдуард Бредфорд Титченер (1867-1927).

Методом структурной психологии служит аналитическая интроспекция — описание переживаний в категориях элементов сознания.

Основной задачей психологии (по В.Вундту) является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования.

Описание всех видов чувствований, в свою очередь, укладывается в трехмерное пространство, которое состоит из координатных осей:

  • удовольствия – неудовольствия;
  • напряжения – разрядки;
  • возбуждения – успокоения.

Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Одновременно со структурной психологией Вундта развивалась теория актов сознания Франца Брентано (1838-1917). Главным предметом в ней было не содержание и структура сознания, а активность сознания. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах. Свой фундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано выпустил в свет в 1874г.

Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сконцентрировались на проблеме мышления.

Возникновение

Когда возникла психология как наука о сознании?

Термин «сознание» появлялся еще в трудах древних философов.

Но только в конце 19 века исследователь В. Вунд предлагает использовать его в качестве предмета психологии. Таким образом начинается новое направление — психология как наука о сознании.

В.Вунд стал основоположником классической психологии сознания, объединяющая в себе идеи и достижения предшественников в этой сфере. Именно ему удалось организовать целостную научную психологическую школу.

Суть этого направления заключается в том, что явления этого акта невозможно свести к физическим стимулам, воздействующих на субъекта. Психическая жизнь отличается наличием самобытных причин.

Постепенно сужая класс психических процессов, представители данного направления смогли обнаружить ряд важных законов функционирования психики.

Таким образом, рассматриваемое направление в итоге выступило в качестве основы для выделения психологии как самостоятельной дисциплины.

Как общаться с подсознанием? Читайте об этом здесь.

Психология как наука. История развития психологии

1.1. Психология как наука, объект и предмет психологии

В настоящее время психология

(от др.-греч душа; знание) определяется как

  • «наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности» [, С. 274];
  • область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных;
  • «определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных)» [, С. 10].

Непосредственной целью психологических исследований

является изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии как науки в широком смысле – человек.

Объектом

психологии выступает психика,
предметом
– основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика

– это

  • «системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» [, С. 265];
  • «общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений» [, С.34].

На разных этапах развития психологического знания в качестве предмета психологии

рассматривались различные феномены: душа, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, бессознательное, поведение и др. ( рис. 1.1).

Предмет психологии

  • «закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы» (А.В. Петровский, [, С. 6]);
  • «факты, закономерности и механизмы психики как отражения в мозгу действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер» [, С.7];
  • конкретные факты психической жизни и психические явления.


Рис. 1.1.
Предмет психологии

Психические явления

– субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Выделяют четыре группы
психических явлений:
процессы, состояния, свойства и образования.

Психический процесс

– акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

Психическое отражение

– процесс формирования образа условий, в которых осуществляется некоторая деятельность.


Рис. 1.2.
Разновидности психических процессов

Психическое состояние

(англ. mental state) – «внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени» [, С.92].

Психические состояния формируются на основе психических процессов и характеризуют состояние психики в целом. На рис. 1.3 представлены классификации разновидностей психических состояний по различным основаниям.

Рис. 1.3.
Разновидности психических состояний

Психические свойства

– «индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром» [, С.92]. Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности).

Психические образования

– результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас» современной психологической науки.

Предмет исследования

Предмет психологии менялся вместе с развитием данной дисциплины, постоянно расширяясь и дополняясь.

Сперва это была наука о душе — этим объясняли все, что было непонятно для человека и что нельзя было разумно объяснить.

Но становление научного направление связано именно с термином «сознание». Это определение изучали и трактовали различные исследователи, например, Дж. Локк считал, что это самое первое, что обнаруживает в себе человек.

Итак, предмет исследования этого явления рассматривали многие научные деятели. В конце 19 века начинают активно проводить эксперименты. Наиболее значительными из них стали эксперименты В. Вундта, которого мы уже упоминали выше.

Что выступает психологическим механизмом самосознания?

Самосознание личности — это понимание и оценка индивидом себя как личности и субъекта познавательной и практической деятельности.

Иными словами, человек выделяет самого себя из всего окружающего мира, определяет в нем свое место. Важное значение в этом понятии имеет формирование и становление личности.

Это понятие имеет непосредственную связь с обществом и деятельностью человека, так как возникает у человека не сразу, а складывается в процессе его развития под воздействием множества социальных факторов.

Стоит отметить, что рассматриваемое определение также тесно связано с рефлексией, которая и выступает в качестве его психологического механизма.

Под рефлексией понимают размышления человека о самом себе, о своей жизни и своем предназначении.

При этом ее уровни могут быть очень разными. Так, это может простое понимание себя или же глубокие мысли о содержании и смысле своего существования.

BodyPsyhologyПсихология тела

Психология сознания — наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Из структуры сознания должны быть выводимы важнейшие функции и свойства. Каково же содержание сознания? Оно очень разнообразно. Центральная область сознания, которая ясная и отчетливая – «фокус сознания»; а за ее пределами находится другая область, с неясным и неотчетливым содержанием – «периферия сознания». Содержания этих областей находятся в непрерывном движении.

Немецкий психолог В.Келер, описывал свое содержание сознания, куда входили образы непосредственного окружающего мира, образы – воспоминания, ощущения своей силы и благополучия и острое отрицательное эмоциональное переживание.

В.Джемс выделил два вида состояния сознания: устойчивые и изменчивые, т.е. те образы, на которых останавливаются наши мысли и мы размышляем; и быстро проходящие, т.е. те мысли, которые сменяют друг друга. В.Джемс сравнивал весь процесс с полетом птицы, у которой периоды спокойного парения сочетаются с взмахами крыльев. Также он выдвинул идею «потока сознания»,как непрерывно меняющегося процесса, описав его свойства: непрерывность, изменчивость, невозможность “войти в одну и ту же реку”. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим. В границах личного сознания его состояния изменчивы (состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения). Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом. Он считал, что сознание неделимо на элементы, и что каждая часть потока мысли в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личностной, и присваивает последней все остальные элементы познания». Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивидуальное, сознание составляет основу личности как «эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей».

В. Вундт — немецкий психолог, физиолог и философ, основал в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить „простейшие элементы“ сознания. Это объективные элементы (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления, которые имеют свойства: качество, интенсивность; субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции, у которых он выделил 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят сложные чувства. Чувства обеспечивают связь между элементами, синтез элементов сознания: перцепция — это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания (ассоциации, по сходству, по контрасту, по временной и пространственной смежности причинно-следственные…) и апперцепция (связана с областью ясного видения) — сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка — акт апперцепции (буквы — в слова, слова — во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные). Также В.Вундт установил основные законы душевной жизни:

Страницы: 1

История развития и области применения факторного анализа. Краткий очерк истории развития факторного анализа. Факторный анализ представляет собой ветвь математической статистики. Часто встречающееся ошибочное представление о факторном анализе как о психологической теории имеет свою причину: факторный анализ зародился и всегда интенсивно применялся в психологической науке. Первоначальная цель его состояла в построении математических моделей спос …

Роль ииндивидуально-психологических особенности учащихся в процессе освоения будущей профессиональной деятельности. Первым условием является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить подростку. Не всякая деятельность и не любая задача вызывает у него сильную мотивацию. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной, если есть возможности для проявления школьника …

Экспериментальное изучение характеристик рефлексии в учебной деятельности студентов ВУЗа. Задачи, методики и результаты эксперимента Конкретизируя выдвинутую гипотезу, мы ставим целью экспериментального исследования изучение свойства рефлексивности в его со­отношении с уже выделенными общими способностями: интеллек­том, обучаемостью и креативностью, а также с их более частными проявлениями. В соответствии с поставленной задачей были отобра­ны методики, диагностирующи …

Свойство высокоорганизованной материи

Многие исследователи соглашаются с тем, что сознание можно охарактеризовать в качестве продукта или свойства высокоорганизованной материи, то есть человека. Природа и сущность связи между свойством и самой материей активно изучается в различных дисциплинах.

При этом довольно часто его характеризуют как свойство именно мозга. Но такое определение ошибочно. Дело в том, что мозг — это в первую очередь биологический орган.

Сознание же формируется под воздействием социальных факторов. Поэтому правильнее определять его как свойство такой высокоорганизованной материи как человек.

Свойства сознания.

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

* построение отношений;

* познание;

* переживание.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве «суперпозиции функциональных органов».

Свойства сознания как функционального органа:

* реактивность;

* чувствительность;

* диалогизм;

* полифоничность;

* спонтанность развития;

* рефлексивность.

Функции сознания.

К основным функциям сознания относятся следующие:

* отражательная;

* порождающая (творческая, или креативная);

* регулятивно-оценочная;

* рефлексивная;

* духовная;

Литература.

1. Платонов К. К. О системе психологии. — М.: Мысль, 1972.

2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

Психика, психофизиология и психодиагностика

Такие понятия как «психика» и «сознание» тесно связаны между собой. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Так, если рассматривать определение психики в ее широком смысле, как пространство внутреннего мира человека, то, в таком случае, сознание следует характеризовать как высшую форму психики, то есть как все явления, которые осознает человек и в которых отдает себе отчет.

Но довольно часто эти определения трактуют в более узком понимании. Тогда психика скорее направлена на внешний мир, а сознание — на внутренний.

В качестве психофизиологического феномена оно является одним из самых сложных проявлений функционирования мозга.

Самосознания занимает важное место в структуре дисциплины. Как мы уже отмечали ранее, это такой процесс, в ходе которого субъект становится способен определить отношение к самому себе и познать себя.

Психодиагностика самосознания направлена на выявление его продукта представления субъекта о самом себе. При этом можно использовать следующие методики психодиагностики:

  1. Самоотчет — выполняется в форме описаний своих чувств и эмоций.
  2. Контрольные списки — предлагаются списки качеств и из них человеку нужно выбрать те, что наиболее подходят ему.
  3. Опросники — включают в себя различные утверждения по поводу отношения субъекта к себе в различных сферах жизни. Ему нужно определить насколько он согласен с ними в соответствии с разработанной к опроснику шкале.
  4. Свободные самоописания — подразумевают последующий анализ и обработку.

Что такое бессознательное по Фрейду? Ответ узнайте прямо сейчас.

Определение сознания различными направлениями в психологии

В настоящее время психология представлена множеством научных школ, причём единый подход к предмету изучения чрезвычайно затруднён отсутствием общего базового понятийного аппарата. Сознание человека каждым из направлений определяется в свете собственного исследовательского метода.

Структурализм определяет сознание как многокомпонентное понятие, которое состоит из простейших базовых элементов психики. Составив условную «периодическую таблицу элементов», можно будет составить точную карту сознания любого человека.

Функционализм рассматривает сознание как важную функцию, присущую обитателям сложной структурированной среды, которой является современное человеческое общество. Неотъемлемой частью сознания является личностный, сознательно переживаемый и осмысляемый опыт.


Гештальт-психология полагает сознание итогом, суммой преобразования физических раздражителей по законам гештальта.
Бихевиоризм считает сознание внутренними реакциями и поведенческими особенностями человека, сформированными его привычками и окружающей социальной средой.

Когнитивная психология определяет сознание как логический процесс познания, в противовес эмоциональному восприятию. Информация либо перерабатывается самостоятельно, либо маркируется и в дальнейшем воспринимается в соответствии с установленным маркером.

Измененные состояния

Под измененным состоянием сознания понимают особенное состояния человека, являющееся непривычным для него самого и заметным для окружающих.

Для лучшего понимания отметим, что к нормальным состояниям относят бодрствование и сон.

От ясного и нормального сознания измененное отличается тем, что индивид теряет способность к четкому самоопределению.

При этом появляются нарушения в обычном мышлении, человек больше действует согласно чувствам и неким образам. Он теряет ощущения времени, а иногда и реальности.

Измененные состояния, если они переживаются кратковременно, являются характерным свойством здоровой психики.

Они могут быть вызваны различными способами. При этом иногда они появляются как результат какой-либо патологии.

В основном возникновение измененного состояния используют различную химию, такую как этиловый спирт (алкоголь), наркотические вещества (например, марихуана, кокаин, медикаменты и т.д.). При этом вызывает их чаще всего сам человек по своей воле.

Если же измененное состояние возникает часто и не от употребления химических веществ, то, скорее всего, речь идет о психических заболеваниях.

<… contentScore=»7702″> изрезал весь край стола ножичком, блестящими глазами глядя перед собой и думая о ней» [112, т. IX, с. 102].[quote] Излишне напоминать, что вся мировая лирика наполнена описаниями эмоциональных состояний, тончайших «движений души». Вот хотя бы этот отрывок из известного стихотворения А. С. Пушкина: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Или из стихотворения М. Ю. Лермонтова: С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… Итак, на исследование вот какой сложной реальности отважились психологи в конце прошлого века. Как же такое исследование проводить? Прежде всего, считали они, нужно описать свойства сознания
. Первое, что мы обнаруживаем при взгляде на «поле сознания»,— это необыкновенное разнообразие его содержаний, которое мы уже отмечали. Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находится там одновременно. Однако это далеко не все, что можно сказать про сознание. Его поле неоднородно еще и в другом смысле: в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая; это — «
поле внимания
», или «
фокус сознания
»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены; это — «
периферия сознания
». Далее, содержания сознания, заполняющие обе описанные области, находятся в непрерывном движении.
В. Джеймс
, которому принадлежит яркое описание различных феноменов сознания, выделяет два вида его состояния: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы: периоды спокойного парения (устойчивые состояния) перемежаются со взмахами крыльев (изменчивые состояния). Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо, если мы пытаемся их остановить, то исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний В. Джеймс отразил в понятии «
поток сознания
». Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознание не повторяется. Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Кстати, удерживается внимание на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны. Далее, можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом. Первые процессы называются
непроизвольными
, вторые —
произвольными
. Оба типа процессов, а также ряд других замечательных свойств сознания хорошо демонстрируются с помощью прибора, которым пользовался в своих экспериментах В.Вундт. Это — метроном; его прямое назначение — задавать ритм при игре на музыкальных инструментах. В лаборатории же В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором. В. Вундт предлагает вслушаться в серию монотонных щелчком метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизируется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке («тик-так», «тик-так»…). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объективному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию звуков. Например, начать слышать акцент на первом звуке каждой пары («так-тик», «так-тик»…) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков. Итак, сознание по своей природе
ритмично
, заключает В. Вундт, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной [20, с. 10]. С помощью метронома В. Вундт изучал еще одну очень важную характеристику сознания — его «
объем
». Он задал себе вопрос: какое количество отдельных впечатлений может вместить сознание одновременно? Опыт Вундта состоял в том, что он предъявлял испытуемому ряд звуков, затем прерывал его и давал второй ряд таких же звуков. Испытуемому задавался вопрос: одинаковой длины были ряды или разной? При этом запрещалось считать звуки; следовало просто их слушать и составить о каждом ряде целостное впечатление. Оказалось, что если звуки организовывались в простые такты по два (с ударением на первом или втором звуке пары), то испытуемому удавалось сравнить ряды, состоящие из 8 пар. Если же количество пар превосходило эту цифру, то ряды распадались, т. е. уже не могли восприниматься как целое. Вундт делает вывод, что ряд из восьми двойных ударов (или из 16 отдельных звуков) является мерой
объема сознания
. Далее он ставит следующий интересный и важный опыт. Он снова предлагает испытуемому слушать звуки, однако произвольно организуя их в сложные такты по восемь звуков каждый. И затем повторяет процедуру измерения объема сознания. Оказывается, что испытуемый на этот раз может услышать как целостный ряд пять таких тактов по 8 звуков, т. е. всего 40 звуков! Этими опытами В. Вундт обнаружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. При этом он подчеркивал, что способность к. укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. ПонимаЕше фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт называл «
актами апперцепции
».

Итак, в психологии была проделана большая и кропотливая работа по описанию общей картины

и
свойств
сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его ноля, измерению объема и т. д. Возникли вопросы: каким образом его исследовать дальше? Каковы следующие задачи психологии? И здесь был сделан тот поворот, который со временем завел психологию сознания в тупик. Психологи решили, что они должны последовать примеру естественных наук, например физики или химии. Первая задача науки, считали ученые того времени, найти простейшие
элементы
. Значит, и психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые, части. Это во-первых. Вторая задача состоит в том, чтобы найти законы соединения простейших элементов. Итак, сначала разложить сознание на составные части, а потом снова его собрать из этих частей. Так и начали действовать психологи. Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления, или
ощущения
. Например, в опытах с метрономом это были отдельные звуки. А вот пары звуков, т. е. те самые единицы, которые образовывались за счет субъективной организации ряда, он называл сложными элементами, или восприятиями. Каждое ощущение, по Вундту, обладает рядом свойств, или атрибутов. Оно характеризуется прежде всего качеством (ощущения могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными и т. п.), интенсивностью, протяженностью (т. е. длительностью) и, наконец, пространственной протяженностью (последнее свойство присуще не всем ощущениям, например, оно есть у зрительных ощущений и отсутствует у слуховых). Ощущения с описанными их свойствами являются
объективными элементами
сознания. Но ими и их комбинациями не исчерпываются содержания сознания. Есть еще
субъективные элементы
, или чувства. В. Вундт предложил три пары субъективных элементов — элементарных чувств: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Эти пары — независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы. Он опять демонстрирует выделенные им субъективные элементы на своем излюбленном метрономе. Предположим, испытуемый организовал звуки в определенные такты. По мере повторения звукового ряда он все время находит подтверждение этой организации и каждый раз испытывает чувство удовольствия. А теперь, предположим, экспериментатор сильно замедлил ритм метронома. Испытуемый слышит звук — и ждет следующего; у него растет чувство напряжения. Наконец, щелчок метронома наступает — и возникает чувство разрядки. Экспериментатор учащает щелчки метронома — и у испытуемого появляется какое-то дополнительное внутреннее ощущение: это возбуждение, которое связано с ускоренным темпом щелчков. Если же темп замедляется, то возникает успокоение. Подобно тому как воспринимаемые нами картины внешнего мира состоят из сложных комбинаций объективных элементов, т. е. ощущений, наши внутренние переживания состоят из сложных комбинаций перечисленных субъективных элементов, т. е. элементарных чувств. Например, радость — это удовольствие и возбуждение; надежда — удовольствие и напряжение; страх — неудовольствие и напряжение. Итак, любое эмоциональное состояние можно «разложить» по описанным осям или собрать из трех простейших элементов. Не буду продолжать построения, которыми занималась психология сознания. Можно сказать, что она не достигла успехов на этом пути: ей не удалось собрать из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу первой четверти нашего столетия эта психология, практически, перестала существовать. Для этого было по крайней мере три причины: 1) было ограничиваться таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания; 2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной; 3) очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным, — метод интроспекции. Однако нужно отметить и следующее: психология того периода описала многие важные свойства и феномены сознания и тем самым поставила многие до сего времени обсуждаемые проблемы. Одну из таких проблем, поднятых психологией сознания в связи с вопросом о ее методе, мы подробно рассмотрим на следующей лекции.
</…>

Проблема изучения

В структуре научного знания данное понятие и его исследование отличается несколькими существенными затруднениями, возникающими у исследователей. Особенно это касается непосредственного изучения его природы.

К основным проблемам этого понятия можно отнести:

  • в отличие от других психических функций оно не локализуется во времени и пространстве. В результате этого возникают определенные трудности его исследования в определенных направлениях науки;
  • психологические явления появляются у человека непосредственно в тот момент, когда он начинает их осознавать.

Кроме того, необходимо отметить, что сам термин довольно долгий период времени не имело четкой характеристики и определения.

Оно являлось отличием сознательных психических процессов от бессознательных.

Иными словами, так называли некую окраску, сопровождающую большую часть актов психики.

Только спустя большое количество времени организация данного психического акта была изменена и дополнена. Так, теперь сюда включали такие компоненты, как предмет и знак, входящих в структуру этого понятия.

Таким образом, несмотря на проблемы сознания, его все равно относят к высшему уровню понимания процессов психики и саморегуляции, которые имеются у человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: