Как бороться с детской истерикой: советы психолога


Фобии у детей и подростков – патологические, чрезмерно выраженные реакции страха, возникающие в ожидании или при непосредственном воздействии определенного объекта, ситуации. Проявляются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, вегетативными реакциями (нарушениями сна, аппетита, учащением сердцебиения), избегающим поведением. Диагностика проводится методом беседы, клинического интервью, самоотчетов.

Основой лечения является когнитивно-бихевиоральная терапия, метод систематической десенсибилизации, при выраженной симптоматике назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.

Фобии и стрессы у детей (5)

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях.Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Фобии и стрессы у детей (8)

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому — но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского… Что делать: Поумерить свои родительские амбиции — почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка — это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье. Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме. Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Критерии выявления тревожного ребенка:

Ребенок:

  • испытывает постоянное беспокойство;
  • имеет трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания;
  • испытывает мышечное напряжение (например, в области шеи, лица);
  • раздражителен;
  • имеет нарушение сна;

Если хотя бы один из критериев проявляется постоянно, можно предположить, что это тревожный ребенок.

Чего не следует делать родителям тревожного ребенка:

  • сравнивать ребенка с окружающими;
  • устраивать состязания в чем-либо;
  • предъявлять завышенные требования к учебе и поведению ребенка;
  • часто делать замечания;
  • унижать, наказывая ребенка.

Фобии и стрессы у детей (17)

Воспринимайте детей такими, какими они есть

А также себя, других людей. Уважайте личность, цели, способности, потребности; не судите. Каждый человек уникален. Попытка переделать кого-то недостойна, фактически она говорит ему, что он недостаточно хорош. Отсюда исходит неуверенность в себе. Ваш ребенок неуклюжий? Ну и пусть. Со временем ситуация либо улучшится, либо он преуспеет в чем-то другом (или нет), но все равно останется уникальным человеком. У него нет музыкального слуха? Ну и что? Все остальное ведь в порядке. Портить нервы себе и малышу из-за такой мелочи излишне.

Стадии развития стресса у ребенка

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

  • Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

  • Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

  • Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Фобии и стрессы у детей (9)

Способы восстановления психики

Если не брать во внимание психически нездоровых людей, то восстановить нормальное состояние психики, а также повысить её устойчивость может каждый. Безусловно, процесс восстановления зависит от того, насколько сильно «расшатались нервы». В ситуациях, когда достичь желаемого эффекта самостоятельно не получается, стоит обратиться за помощью к специалисту, например, к психологу или психотерапевту. В некоторых сложных случаях потребуется пройти курс медикаментозного лечения.

Во-первых, чтобы улучшить состояние нервной системы, следует исключить причину, повлёкшую за собой возникновение стресса. Если возможности её нейтрализовать нет, то нужно попытаться изменить своё отношение к раздражающему фактору. Помните выражение: «Не можешь изменить ситуацию — измени своё отношение к ней». Оно на 100% работает в этом случае. Другой вопрос, что далеко не у всех получается самостоятельно изменять свой внутренний настрой по желанию. Но можно научиться самообладанию. Для этого потребуется немного усилий и желания: почитать специальную психологическую литературу, посетить тренинг личностного роста или пройти обучение медитативным техникам.

Во-вторых, «расшатанные нервы» часто являются результатом переутомления. В этом случаи, отпуск или даже несколько выходных способны творить чудеса. Продолжительный отдых и полноценный сон являются залогом не только физического, но и психического здоровья. Помните, что отдых не должен заключаться в безделье (хотя иногда можно себе позволить немного поваляться на диване). Лучше всего сменить обстановку, выбраться на природу, воплотить в жизнь свои заветные желания или посвятить время любимому хобби. Подойдёт любое занятие, которое приносит удовольствие и поднимает настроение.

В-третьих, придерживайтесь здорового образа жизни. Вредные привычки и несбалансированное питание усугубляют состояние нервной системы. Если организм постоянно недополучает необходимых витаминов и минералов, страдает от никотина и гиподинамии, то ему очень сложно бороться со стрессами. Попробуйте заменить кофе цикорием, пейте чай с мятой, забудьте про жирную и сладкую пищу на ночь, начните заниматься спортом! Очень скоро вы заметите, что просыпаетесь по утрам легко, бодры и полны сил весь день, а вчерашние проблемы стали не такими уж и невыполнимыми.

Фобические приступы у детей

При наличии фобии и стресса у детей особенности приступа важно понимать и вовремя распознать. Необходимо обратиться к врачу, если родители замечают следующие проявления:

  • Отказ ходить в школу вплоть до истерик и соматических проявлений в виде заболеваний
  • Отказ появляться в общественных местах
  • Ночные кошмары или плохой, тревожный, прерывистый сон
  • Чрезмерная реакция на резкие звуки
  • Избегание каких-либо предметов, объектов или ситуаций
  • Отказ от пищи

Как правило, фобии и стресс у детей имеют такие особенности приступов, которые могут очень сильно влиять на повседневную жизнь ребенка и в корне менять его привычный распорядок дня. Если это происходит, и ребенок сознательно избегает чего-то, будь то насекомое или полет на самолете, можно с высокой долей вероятности говорить о наличии у ребенка фобий.

Фобии и стрессы у детей (19)

Заболевания

Врачи утверждают, что нельзя назвать ни одного детского заболевания с отсутствием физиологических особенностей и изменений в работе сердца либо ЦНС. Подобное утверждение в особенности касается детей до 5 лет, и чем ребенок младше, тем своеобразнее проявление реакций со стороны сосудов и ЦНС.

К подобным реакциям относятся нарушения дыхания и кровообращения, амимия лицевых мышц, кожный зуд, трясется подбородок, другие физиологические симптомы, свидетельствующие о поражении мозговых тканей. Заболевания ЦНС бывают самые разные, и каждая отличается своими признаками. Лечить ее незрелость, соответственно, их тоже нужно по-разному. И помните: заниматься самолечением ни в коем случае нельзя!

  • Полиомиелит – возникает под действием фильтрующего вируса, который попадает в организм перорально. Среди источников заражения выступают сточные воды и продукты питания, среди которых и молоко. Антибиотиками лечить полиомиелит не получится, они на него не действуют. Данному заболеванию свойственна повышенная температура тела, разнообразное наличие признаков интоксикации и различных вегетативных расстройств — зуда, дермографизма кожного покрова и повышенной потливости. Прежде всего, данный вирус негативно влияет на кровообращение и дыхание.
  • Менингококковый менингит, возбудителем которого выступает менингококк, обычно встречается у детей младше 1 года – 2 лет. Вирус является неустойчивым и поэтому обычно во внешней среде под воздействием различных факторов довольно быстро погибает. В организм возбудитель попадает через носоглотку и крайне быстро распространяется на весь организм. С началом заболевания происходит резкий скачок температуры, появляются геморрагические высыпания, вызывающие зуд кожи, который не удается успокоить.
  • Гнойный вторичный менингит – встречается наиболее часто у детей младше 5 лет. Развивается данное заболевание после среднего гнойного отита стремительно, с резким подъемом температуры тела больного, беспокойством у детей, головной болью, возможен зуд. Опасно оно вероятностью проникновения вируса в оболочки головного мозга.
  • Острый серозный лимфоцитарный менингит отличается мгновенным развитием своих симптомов. Температура тела буквально за минуты поднимается до показателей в 39-40 градусов. Больной ощущает сильную головную боль, которую не удается успокоить даже таблетками, возникает рвота и кратковременная потеря сознания ребенка. Но внутренние органы болезнь не затрагивает.
  • Острый энцефалит – появляется у ребенка в случае развития соответствующей инфекции. Вирус оказывает негативное влияние на стенки сосудов, вызывая нарушения в работе сердца и другие физиологические нарушения. Заболевание протекает достаточно тяжело. Одновременно у больного поднимается температура тела, наблюдается потеря сознания, появляется рвота, кожный зуд, а также судороги, бред и другие симптомы психического характера.

Любое подозрение на какое-либо из вышеописанных заболеваний — повод срочно вызвать врача, предварительно успокоив ребенка.

Стресс у ребенка от посещения больницы

После посещения больницы дети становятся раздражительными, замкнутыми, плаксивыми. Может пропадать аппетит и нарушиться сон. Причиной такого поведения является стресс у ребенка от посещения больницы. Он чувствует себя преданным своими родителями, которые позволяют в своем присутствии причинять ему боль.

Чтобы вывести ребенка из состояния стресса в этом случае, нужно как можно скорее обеспечить ему спокойную, привычную домашнюю обстановку, уделить малышу больше внимания, увлечь его любимыми играми, творчеством. Следует соблюдать привычный распорядок дня. Нужно, чтобы ребенок почувствовал заботу и любовь взрослых к нему. Все эти действия будут способствовать скорейшему выходу ребенка из состояния стресса.

Регулярная физическая активность, продуманный режим дня, полноценное здоровое питание, крепкий сон являются прекрасной профилактикой стресса у детей и повышают возможность легкой и быстрой адаптации.

Фобии и стрессы у детей (1)

Тик от испуга

Допустим, ваш совершенно здоровый, спокойный ребенок испугался чужой собаки, которая бросилась на него во дворе, или строгой учительницы, устроившей ему разнос перед всем классом, и теперь у него дергается глаз, или мышца щеки, или он делает такие движения шеей, как будто освобождается от тесного воротничка. Это тик невротический. Несмотря на устрашающее название, невротический тик – простой вариант. Он возникает от внешней травмы – испуга, стресса, напряжения – и лечится врачом за пару недель, от силы за пару месяцев. После лечения исчезает бесследно.

Что требуется в этом случае от родителей?

● Показать ребенка врачу. ● Создать дома спокойную обстановку. ● Не загружать несчастного усиленными занятиями по математике, иностранным языкам, информатике… ● Если тики вызваны школьными конфликтами, поговорить с учителем, чтобы не относился слишком строго. Но навязчивые состояния этого типа встречаются не так уж часто, они составляют только 10% от всех тиков.

Разновидность детских страхов

Виды страхов у маленьких детей определяют их проявление. Всего выделяют 3 разновидности характеристик детских страхов:

  • навязчивые;
  • бредовые;
  • сверхценные.

Ребенок испытывает страхи вне зависимости от объективности их причин. Навязчивые страхи возникают в определенных обстоятельствах: они вызывают у ребенка сильную паническую атаку. К ним относится боязнь высоты или замкнутого пространства.

Бредовые страхи возникают только на фоне психических нарушений. Характеризуются такие фобии зацикленностью на одном предмете или событии: страх открывать зонтик или смотреть телевизор. Выражение фобии напрямую с ее причиной не связано.

Первоначально страх привязывается к конкретной ситуации. Со временем боязнь укрепляется фантазией малыша, которому угроза кажется в сто раз больше, чем она является на самом деле.

Фобии и стрессы у детей (18)

Последствия стресса у детей и подростков

Механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков несовершенны. Субъективное восприятие стресса в сочетании с индивидуальными (генетические, биологические, психологические) различиями в поведении могут приводить к развитию негативных психологических, соматических и поведенческих последствий стресса.

  • Соматические последствия стресса. При длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические соматические заболевания. Распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков составляет от 10 до 25%.
  • Психические расстройства. Тревога и депрессия – наиболее частые последствия как экстремальных, так и затянувшихся хронических стрессов. Чувство тревоги в период стресса могут испытывать и здоровые дети. Однако хронический или экстремальный стрессы способствуют формированию патологической тревоги, которая всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.
  • У детей и подростков тревожные расстройства представлены широким спектром клинических проявлений.

Фобии и стрессы у детей (21)

Как родители могут навредить самооценке своих детей?

Один из самых важных факторов, участвующих в формировании чувства собственного достоинства ребенка, – это коммуникационные привычки в семье. Слова обладают невероятной силой. К сожалению, в большинстве семей принято употреблять множество неуместных выражений, детей и других членов семьи называть обидными словами.

На первый взгляд, невинная привычка может иметь долгосрочные последствия. Обидное обращение бессознательно вызывает психическую деградацию, вредит человеку, ранит его. Важно больше думать о том, как выражаться, особенно при детях, использовать четкие предложения, чтобы сказанные слова были поняты, обеспечили возможность разумной ответной связи (англ.: feedback).

Если ребенок что-то сломал, разбил, не следует обвинять его, называя нецелесообразными словами. Лучше обсудить с ним то, что произошло, что он сделал неправильно, что в следующий раз нужно сделать иначе.

Наша жизнь так устроена, что каждый новый день несёт в себе и новые испытания. Иногда они приятные и захватывающие, а иногда — сложные и изматывающие. То, как мы реагируем на сложившуюся негативную ситуацию, напрямую зависит от особенностей нашего характера, типа темперамента, уровня образования и воспитания. Но главную роль в этом процессе играют общее состояние нервной системы и психики.

Поведение родителей

Формирование навыков преодоления стресса зависят от родителей. Оказать помощь детям можно следующим образом:

  1. Родителям нужно подавать пример детям, следить за своим поведением, контролировать злость и агрессию.
  2. Всегда спрашивайте, как прошел день и что интересного произошло в школе.
  3. Проводите вместе время.
  4. Стресс у ребенка может появиться от неправильного питания, контролируйте рацион.
  5. Родителям необходимо проявлять больше заботы к детям, показывать им свою любовь, обнимать и часто разговаривать по душам. Сделать все, чтобы они почувствовали себя нужными.
  6. Разрешить ребенку побыть самостоятельным, чтобы он почувствовал, что вы ему доверяете.
  7. Одобряйте его решения.
  8. Снимите дополнительные нагрузки, пусть посещает только ту секцию, которую он сам выберет.

Действия для устранения стресса:

  1. Разузнайте о переживаниях и чувствах своего ребенка.
  2. Создайте атмосферу откровенности и доверия, заверьте его, что любой опыт – положительный.
  3. Цените своего ребенка при любых поступках и ситуациях.
  4. Демонстрируйте открыто свою заботу, любовь и тепло. Как можно чаще обнимайте ребенка.
  5. Разграничивайте поступки на те, что можно совершать, и те, которые не стоит, однако не будьте чрезмерно строгими.
  6. Подчеркивайте, что важнее сотрудничать, а не соревноваться.
  7. Найдите занятия, которыми ребенок сможет помогать семье.
  8. Учитывайте его желания, а не только свои потребности и возможности.

Фобии и стрессы у детей (15)

Особенности психики ребенка 5-7 лет

Ребенок, достигший дошкольного возраста – это человек с ярким темпераментом. Дети в возрасте 5 лет очень любознательны и активны. Им хочется общаться, именно поэтому они начинают задавать очень много вопросов, на которые им обязательно нужно давать ответы. В этом возрасте родителям нужно обеспечить своему ребенку нормальную среду для развития:

  1. Они должны позволять ему общаться со сверстниками столько, сколько хочется ребенку. Не надо его заставлять делать это, если он не хочет, но и ограничивать его нельзя. Крохе обязательно нужно научиться, как вести себя в детском коллективе. В этом ему помогает общение с одногодками в детском саду. Если вы хотите, чтобы малыш быстро адаптировался к школе, то его обязательно нужно отдать в детский садик.
  2. Кроме того, родители должны именно в этот период развития своего чада обратить внимание, к чему у него имеются склонности, какие у него таланты. Ребенку нужно ходить на разные развивающие занятия, чтобы расти эмоционально удовлетворенным человеком.

В дошкольном возрасте ребенку требуется повышенное внимание со стороны родителей. Если он будет испытывать дефицит общения с ними, то у него разовьется нездоровый дух соперничества. Он начнет привлекать к себе внимание любым способом. Вы должны всеми возможными способами проявлять по отношению к своему крохе любовь, если хотите, чтобы он вырос милосердным, добрым и отзывчивым человеком.

Как помочь малышу преодолеть боязнь?

Как вылечить страхи? Работа по коррекции происходит в несколько этапов:

  • І этап— к психологу обращаются родители или педагоги ребенка с просьбой о диагностике;
  • ІІ этап— с помощью специальных методик психолог работает с ребенком и его родителями;
  • ІІІ этап— рассмотрение результатов и их обсуждение с родителями. Определяются методы коррекции, с помощью которых будет осуществлена работа с ребенком;
  • ІV этап — проведение коррекционной работы;
  • V этап— обсуждение результатов, которые дала терапия. Может быть назначена повторная диагностика.

Фобии и стрессы у детей (12)

Профилактика

Доверительные, дружественные отношения между родителями и ребёнком способствуют установлению комфортного психологического климата внутри семьи. Поддержка ребёнка со стороны родителей в сложных, стрессовых ситуациях помогает ему более благополучно переживать свои страхи и волнения.

Следование наставлениям лечащего врача позволяет не допустить усугубления фобии у ребёнка. Своевременное обращение за помощью доктора делает возможным мягко и эффективно избавиться от детских страхов.

Похожие записи:

  1. Бессонница у женщин – как бороться? Бессонница – это проблема, с которой обязательно сталкивалась практически каждая…
  2. Паническое расстройство Пережив однажды это состояние, человек настолько боится его повторения, что…
  3. Шизофрения болезнь или дар Многие люди уверены в том, что шизофрения — это серьезное…
  4. Шизофрения: особенности лечения параноидной формы Параноидальная шизофрения непрерывного типа течения объединяет несколько форм данного недуга,…

Как укрепить нервную систему и психику ребенка?

Если имеются какие-то проблемы с психикой ребенка, то вы должны, прежде всего, исключить все факторы, которые могут негативно отражаться на психоэмоциональном здоровье малыша. Психологи советуют современным родителям придерживаться таких рекомендаций:

  • Не решайте никаких проблем в присутствии ребенка – чего бы они не касались.
  • Не разговаривайте громко и не проявляйте агрессию ни к кому. Даже если ваша кошка или собака дома нагадили, не кричите, а ведите себя спокойно и уравновешенно.
  • Показывайте на личном примере своему малышу, каким должен быть у него режим дня и рацион. Ешьте все то же самое, что даете ему, спите с ним в одном режиме, гуляйте, занимайтесь, ведите активный образ жизни, но не в одиночку, а вместе со своим ребенком.
  • Давайте ему народные успокоительные отвары – это валериана, мята, пустырник. Не используйте седативных средств, потому что они, кроме привыкания, ничего хорошего вашему ребенку не принесут.

Окружите свое чадо любовью, заботой и вниманием. Разговаривайте с ним, ведите себя так, как будто он уже взрослый человек, с которым можно пообщаться на равных. Благодаря нашим советам вы сможете вырастить полноценного и жизнерадостного человека, который по жизни будет творить добро и дарить другим людям радость.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: