Открытый урок «Совесть — это наш внутренний судья»

Понятием совесть принято именовать способность личности, выражаемую в самостоятельной формулировке нравственного долга, норм и реализации морального самоконтроля, требовании от собственной персоны их выполнения и оценивании производимых самой личностью деяний. Являет собой одно из проявлений нравственного самосознания. Обнаруживается одновременно в рациональном понимании нравственного значения производимых действий эмоциональных переживаний, выражаемых чувством вины, «муками» совести. Проще говоря, описанные два аспекта связывают воедино эмоциональную составляющую с разумом.

Совесть, как психологическая проблема

Рассматриваемый термин считается этической категорией, но исследуется различными науками: философией, социологией, психологией. У последней к ней интерес возрастает, когда качество личности совесть преобразуется в психологическую проблему.

Так, например, швейцарский психиатр К. Г. Юнг относил анализируемую категорию к способности личности оценивать критически с позиции нравственности деяния и мысли. Он утверждал, что это осознанное следование духовной системе ценностей. Данное понятие также характеризуется наличием связи с самосознанием личности и волевой саморегуляцией.

Совесть условно можно подразделить на два яруса: субъективные ценностные суждения и объективно существующие. Муки совести появляются, когда задеваются субъективные ценности. Проще говоря то, что индивид соотносит с собственной персоной, что плохо для него и хорошо. Если нарушены объективные ценности, когда безнравственно поступает другой субъект, то сам индивид может ощущать разочарование, сожаление, может злиться, но мучиться чувством вины не будет.

Совесть выражается в различных формах: как дополнение рефлексии, в сновидениях, в качестве аффективной реакции в ходе протекания процессов психики (например, ощущение страха, возникающее, когда ситуация вступает в конфронтацию с ценностями индивида).

Глас совести может не всегда осознаваться самой личностью. Внутренний ревизор нередко вещает в сновидениях или проявляется беспокойством, тревогой, страхом, чувством вины. При этом систематические расхождения с совестью, намеренное или неосознанное пренебрежение её намёками приводит к отклонениям психосоматического характера и неврозам.

Итак, на вопрос: «что такое совесть» психология отвечает, что это личностное качество, имеющее связь с субъективным пониманием индивида собственного долга, морально-нравственных норм и ответственности перед социумом и отдельными человеческими субъектами. Совесть является продуктом социального в индивиде. Животные лишены такого качества.

Таким образом, муки совести представляют собой недовольство личности собственной персоной, разочарование в себе, ощущение вины, страх. Они являются ответной реакцией на деяния, противоречащие внутренним нравственным устоям личности.

Анализируемое качество становится психологической проблемой, когда оно трансформируется в чувство вины. Постоянные муки совести понижают самооценку, отнимают у человека самоуважение, нередко даже вгоняют в депрессию.

Совесть является частью души. Когда люди пребывают в гармонии с собственными ценностями, то испытывают удовлетворение. А когда они постоянно преступают собственные установленные грани нравственности, то их неизменными спутниками становятся страдания и терзания.

Совесть, прежде всего, выступает как добродетельное начало в личности, способствующее её нравственному самоконтролю и морально-этической самооценке, а также, её строгость и враждебность пробуждают в человеке боязнь и усиливают у него муки совести, что опасно, как уже писалось выше, возникновением психических расстройств.

Внутренняя конфронтация между тягой удовлетворить стремления человека и смиряющими их установками совести есть той питательной средой, на которой плодятся неврозы.

Совестливость по Эриху Фромму

Поскольку Эрик Фромм испытал все зло нацизма, то он описал в своих книгах, как свобода с совестливостью могут быть вредны даже в самых цивилизованных обществах. Чтобы объяснить, как, например, Адольф Эйхманн может умолять о пощаде за массовое убийство в 1961 году, оправдываясь, что он только «следил за порядком» при принятии окончательного решения, доступно ссылаться на идею Фромма об авторитарной совести.

Эрик Фромм был ребенком Холокоста и пытался объяснить, как цивилизованные люди могут опуститься до варварства и почему они не чувствовали угрызения совести после сего. Для этого он изобрел такой термин, как совестливость авторитарного типа.

Что такое совесть? Определение гласит: это голос внешней власти, что-то близкое к понятию Фрейда о Суперэго, что уже рассматривалось выше. Этот внутренний голос может быть подкреплен страхом наказания или вызываться восхищением (или даже способен быть создан, потому что человек боготворит авторитетную фигуру, как было с приверженцами Гитлера).

Обратите внимание, что голос авторитарной совести соблюдается не потому, что это хорошо, а вследствие того, что он находится во власти. Таким образом, и нацисты совершают зверское зло, потому что они подчиняются голосу, который выходит извне, минуя их собственный моральный смысл. Присутствие авторитетной фигуры необходимо для укрепления и поддержания этого голоса, в противном случае он теряет свою силу.

В отличие от авторитарной совести гуманистическая ее разновидность (тоже по Фромму) — это голос, присутствующий в каждом человеке и независимый от внешних санкций и наград. Он основан на том факте, что у людей есть интуитивное знание, определяющее человеческое и бесчеловечное, улучшающее жизнь и разрушающее ее. Это чувство совести служит нашему функционированию как человека. Это голос, который призывает каждого к себе, к его человечности. Таким образом, угрызения совести гуманистического типа определяют сознание. А такие фундаментальные понятия в психологии и юриспруденции, как честь и совесть (разум и совесть) составляют единство.

Жить по гуманистическим канонам, искренне признавать собственные ошибки — это, по мнению Фромма, ответ на вопрос о том, как избавиться от угрызений совести.

Как её воспитывать

Рассматриваемое понятие определяется в качестве нравственного сознания, чутья либо чувства в индивиде. Совесть является внутренним пониманием добра и лиха. Она – это способность идентифицировать качество поступка. Анализируемое понятие побуждает индивида к истине, ведёт к добру, отвращает ото лжи.

Существует множество аргументов, свидетельствующих, что совесть в её адекватном проявлении является естественным и нужным свойством личности, сохраняющим ей здоровье и удлиняющим жизнь.

Люди, имеющие чёткие нравственные ценности, пользуются уважением социума. С ними комфортнее и надёжнее, поэтому многие именно таких людей предпочитают иметь в друзьях или деловых партнёрах. Умение действовать согласно собственным выработанным принципам, идеалам, понятиям о добре и зле также придаёт твёрдости, решимости, уверенности и самому индивиду.

Совесть у детей начинает активно развиваться примерно с шестилетнего возраста. Воспитать мораль и совесть в собственных чадах – является долгом каждого родителя, невзирая на то, что они являются абсолютно разными категориями по сути. Мораль состоит из бесконечного числа «табу» иногда оправданных, но порой нет. Что аморально в Европе, считается нормой в Азии.

Для малышей родители являются своеобразными внешними цензорами. Их первоочередная задача сделать так, чтобы ребенок смог отличать хорошее от дурного. Для крох надобно установить границы допустимого.

Можно выделить 3 главных принципа в формировании рассматриваемой способности: развитие морального осознание добра и зла, воспитание стремления действовать правильно и выработка адекватного реагирования на свой ошибочный поступок.

У малышей следует выработать:

– внутренний навык нравственное решение;

– способность распознавать добро и зло;

– систему ценностных ориентиров, которыми кроха должен руководствоваться;

– реакцию на отклонение от собственных ценностей;

– желание действовать правильно.

Человек, взрослея, вырастает из правил, рождённых в детстве. Вначале подобное наблюдается в пубертате, когда индивиду постепенно становится тесно в старых рамках и ограничениях. Потом это возникает в юности, когда происходит формирование своей философии жизни. Если личность индивида на этом этапе активно развивается, то он перерастёт собственную совесть, на замену которой приходят осмысленность и ответственность.

Поэтому человеку надобно понимать, что ответственность за его деяния лежит полностью на нём. Не следует стараться переложить вину за собственные поступки на обстоятельства или окружение. Попытки оправдать себя к хорошему не приводят. Эффективнее и конструктивнее научиться исправлять негативные последствия неблаговидных действий.

Роль совести в отношениях

Почему часто не складываются отношения между мужчиной и женщиной? Все вроде бы хорошо, они любят друг друга, но счастливой, совместной жизни приходит конец.

Частенько причиной неудавшихся отношений, которые могли бы жить и развиваться, служат «разные» совести их родительских семей, которые имеют прямо противоположные значения. Обычно одна сторона совсем не хочет принимать «понятия» жизни другой стороны, поэтому конфликт неизбежен.

Можно ли исправить ситуацию? Можно, но не всем, для некоторых это практически невозможно. И причина в том, что люди боятся потерять принадлежность к своему роду и благосклонность своих родителей.

Что можно сделать в таком случае? Мужчине и женщине пересмотреть границы совести своих родительских систем и создать свою собственную концепцию, учитывая интересы обеих сторон.

Какой человек без совести

Анализируемое понятие является своеобразным механизмом нравственной оценки действий, поведения и слов. Сопоставление происходит с духовной системой ценностей. Как раз поэтому часто бывают бесполезны попытки пристыдить громкую молодёжь либо призвать пьяницу к совести. Невозможно вызвать чувство стыда у людей, когда происхождение проблемы или подоплёка разговора для индивида не представляет ценности. Вот что такое совесть, примеры которой наряду с примерами её отсутствия постоянно можно увидеть в повседневной жизни.

Совесть рознится от субъекта к субъекту. На выработку внутренних нравственных ориентиров влияет манера семейного воспитания, индивидуально-психологические личностные особенности, социальная среда и условия развития, состояние социума, уровень интеллекта, общественная культура. Таким образом, описываемая способность является отражением внутренних принципов, установок и ценностей индивида, его внутреннего мира.

Невзирая на то, что совесть разнится, она присутствует у всех здоровых индивидов и отсутствует у психопатов – лиц, имеющих асоциальное личностное расстройство. Такие индивиды не способны сочувствовать, эмпатия им неизвестна, эмоции они не понимают и не признают потребности других индивидов. Для них существуют лишь они сами и их персональные цели.

Однако не только лица, имеющие отклонения психики, бывают бессовестными. Здоровые лица также страдают отсутствием «внутреннего цензора». Бессовестные люди, прежде всего, являются агрессорами, им неведома жалость. Они считают себя сильными, умными, ловкими, хитрыми. Вначале их жизненной стези им везёт, они на гребне успеха. Люди, не имеющие совести, наслаждаются благами цивилизации, постепенно теряя душу. Сегодня они обманули, завтра перешагнули через родню, предали любовь, продали дружбу. Так и шагают по жизни бессовестные лица, теряя близких, постепенно становясь ненужными никому. Не существует вещей страшнее одиночества и забвения. Лица без совести несчастные люди.

В учебных заведениях часто задают написать сочинение-рассуждение, что такое совесть, дабы заставить будущее поколение задуматься насколько важен «внутренний цензор» в жизни. Ведь нет будущего у общества без совести. Определение данного понятия представляет собой нравственное сознание индивида. Совесть хранит шаблоны хорошего и дурного, правильного и неверного. Также она ответственна за реагирование на противоречие или соответствие действий другого человека или своих нравственных ценностей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: