История становления конфликтологии как науки

Человек, живущий в современном мире, безусловно, подвержен различного рода влияниям и воздействиям со стороны окружающей его действительности. Это может проявляться и в отношении человека к жизненным ситуациями, обстоятельствам и другим людям, и в отношении к нему окружающих его людей, и, конечно же, в отношении человека к самому себе. Но пожалуй, наибольшее воздействие на настроение, мировосприятие, психические проявления и даже направленность действий и деятельности каждого из нас оказывают наши отношения с другими людьми. Вопрос этот очень глубок и многогранен, и рассмотреть его в рамках одной статьи или небольшого цикла статей не представляется возможным. Хотя, если задаться такой целью, а сам вопрос разбить на несколько отдельных составляющих, то желаемого результата можно добиться. Именно поэтому на страницах нашего интернет-ресурса «4Brain» мы уже во всех подробностях освещали такие темы, как психология человека, НЛП, творческое мышление, здоровый образ жизни, тайм-менеджмент и множество других. Наверняка, каждый из этих тренингов, если вы изучали их, смог научить вас чему-то новому и полезному. Настоящий же тренинг мы посвящаем одной из наиболее важных и неотъемлемых составляющих человеческой жизни – конфликтам.

Владеть информацией о конфликтах и уметь ими управлять – это полезный навык для каждого человека. Как известно, все люди отличаются друг от друга не только физически, но также характером, темпераментом, душевной организацией, интересами, вкусами, нравами и т.д. И общение людей не всегда бывает дружественным и конструктивным – по определённым причинам между людьми возникают напряжённые отношения и конфликты. Причём, это могут быть не просто разногласия, споры, скандалы и мелкие неприятности, но и конфликтные отношения более крупных масштабов, вплоть до драк, забастовок, пикетов, восстаний и даже мировых войн. Чтобы убедиться в этом, можно просто включить телевизор и посмотреть утренние или вечерние новостные программы.

Конфликты подстерегают человека буквально на каждом шагу: дома и на работе, в транспорте и общественных местах, в родном городе, где мы провели всю жизнь, и в другой стране, куда отправились на отдых. Конфликтов не избежать. И даже если вы, как сейчас принято выражаться, мегапозитивный человек, в жизни, так или иначе, будут возникать ситуации, когда нужно будет доказать свою точку зрения, войти в положение другого человека, выслушать что-то неприятное в свой адрес, с чем-то не согласиться и, вполне вероятно, даже применить силу, чтобы отстоять свои права или защитить себя или близких.

Естественно, вероятность того, что мы с вами сможем повлиять на ситуацию в мире, ничтожно мала. Да и представленный тренинг по конфликтологии рассчитан не на это. Его задачей является дать вам важную, нужную и полезную информацию, которую вы сможете успешно применить на практике, и которая способна научить вас более эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, находить с ними общий язык, обходить «острые углы», не допускать в отношения негатив и агрессию, а также вести себя именно так, как того требует каждая отдельная напряжённая ситуация, если она всё-таки возникла.

Из нашего тренинга по конфликтологии вы узнаете, во-первых, о том, что это такое – конфликты и конфликтология. Во-вторых, мы поговорим о том, что такое предмет конфликтологии, задачи и функции конфликтологии, и каковы основы конфликтологии. В-третьих, мы расскажем о том, какие на сегодняшний день существуют проблемы конфликтологии, и какую цель преследует современная конфликтология. Но важно понимать, что теоретическая конфликтология и прикладная конфликтология – это две части одного целого. По этой причине, мы дадим вам и практическую информацию на тему того, как осуществляется профилактика конфликтов, управление конфликтами, предупреждение и разрешение конфликтов. Наиболее же продуктивным изучение курса будет, если вы используете дополнительные материалы, так что, после того как вы изучите уроки тренинга, обратите внимание на книги и учебники, а также другие вспомогательные инструменты, которым посвящён отдельный раздел курса.

Что такое конфликтология?

Конфликтология – это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.

Одним из людей, заложивших основы общей теории конфликта являлся Карл Маркс. Им было разработано учение о противоречии и развита модель социального изменения. После него основы учения о конфликте были сформулированы американским социологом Джонатаном Тёрнером. Кроме того, огромный вклад в развитие конфликтологической науки внесли американский социолог Льюис Козер и немецкий социолог и философ Георг Зиммель. Если же изучить и другие источники, то можно заключить, что в развитии конфликтологии вообще, как в нашей стране, так и за рубежом, принимали участие, главным образом, социологи, психологи и политологи.

Однако несколько существенных обстоятельств позволяют провести грань между отечественной и зарубежной конфликтологией:

  • За рубежом попытки создания теории конфликта предпринимались ещё в XIX веке
  • За рубежом для изучения конфликтов применяется большее количество подходов
  • За рубежом конфликтология преподаётся в самых крупных университетах
  • За рубежом предусмотрены степени бакалавра и магистра по конфликтологии
  • За рубежом конфликтология – это наука, преимущественно, прикладного характера

Что же касается отечественной конфликтологии, то первые публикации на эту тему появились лишь в 20-х годах XX века (первая работа датируется 1924 годом; её авторами являются М. И. Могилевский и П. О. Гриффин). В этих трудах проблему конфликтов впервые выделили в качестве самостоятельной, а в заголовках самих робот уже фигурирует термин «конфликт». А как отдельная наука конфликтология оформилась в России в начале 90-х годов. В настоящее же время конфликтологии и проблеме конфликта уделяется всё больше внимания российскими исследователями.

Теперь же пришло время сказать несколько слов о центральном понятии конфликтологии – конфликте.

Конфликт в его общем понимании является наиболее острым способом разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при социальном взаимодействии. Суть конфликта заключается в противостоянии его участников, сопровождающемся отрицательными эмоциями. Нередко это противостояние выходит за рамки социальных норм и правил.

Но конфликтология различает два основных вида конфликтов – социальный конфликт и внутриличностный конфликт.

Социальный конфликт является наиболее острым способом развития и разрешения важных для людей противоречий, которые возникают при их взаимодействии. Суть такого конфликта аналогична сути, выраженной в вышеизложенном определении конфликта.

Внутриличностный конфликт является острым негативным переживанием, обусловленным длительной борьбой внутренних психологических структур личности, отражающим противоречивые связи человека с социальной средой, а также затрудняющим и задерживающим принятие решений.

Умение распознавать и предупреждать возникновение конфликта, а также управлять им и нейтрализовывать его открывает перед человеком огромные возможности. Оно позволяет любому человеку не только эффективно разрешать проблемные ситуации и успешно выходить из затруднительных положений, связанных с конфликтами, но и предвидеть потенциально опасные ситуации, предпринимать соответствующие действия для их подавления. По большому счёту, такой навык способен сделать жизнь человека гармоничнее, окрашенной в более яркие краски и наполненной преимущественно положительными эмоциями. Не стоит, конечно, идеализировать, но если бы все люди на планете применяли в своей жизни принципы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов, то, наверняка, в мире стало бы меньше разногласий, ненависти, войн.

Вот простой пример на бытовом уровне: если, например, два члена семьи не знают навыков конфликтологии, то при возникновении спора, непонимания, разногласий ситуация с большой долей вероятности может перетечь в серьёзный семейный скандал, результатом которого могут стать как просто негативные эмоции людей по отношению друг к другу, так и полный разлад и даже разрыв семейных отношений. Но когда хотя бы один человек владеет навыками конфликтологии, он способен, во-первых, не допустить, чтобы ситуация вышла из под контроля и повлекла за собой разрушительные последствия, а во-вторых, сделать так, чтобы она вообще не появилась, ведь он сможет распознать её ещё до её появления. И это можно применить не только к области семейных отношений, но и к любой другой.

Конфликтология в современной России

 Наука конфликтология, входящая в образовательную программу, за время практической деятельности последних лет значительно преумножила свой потенциал. Это связано в первую очередь с увеличением политико-юридического поля конфликтологии, а также с популярностью и актуальностью этой темы и ее проблематики в современной научной деятельности. Такой повышенный интерес объясняется тем, что Министерство юстиции Российской Федерации включило эту науку в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования уровня бакалавриата и магистратуры. И это безусловный триумф конфликтологии в России, предопределяющий путь ее дальнейшего развития.

Подготовка специалистов в области конфликтологии является шагом на пути развития конфликтологии как особой области знаний, предметом которой является конфликт. Это означает, что конфликт играет существенную роль в общественной жизни на современном этапе социального развития, являясь фактором, способствующим развитию общества.

В то же время, дальнейшее развитие конфликтологии в России можно позиционировать, как признание необходимости теоретического осознания сущности конфликта как явления, его закономерностей и хода протекания в разных социальных областях. Кроме того, немаловажным является формирование новых методов его решения или предотвращения, а также инструментов, позволяющих минимизировать негативные последствия. Следовательно, происходит признание нужды теоретического обоснования и практического использования инструментов, трансформирующих разрушительное воздействие конфликта в созидающее.

Конфликтология является сравнительно новым явлением в российской социально-философской области научного познания. Процесс развития теории в этом направлении в рамках отечественной науки был заторможен по причине ряда теоретических положений советского обществознания о бесконфликтном функционировании общества в условиях социализма [5]. Исследование такого социального явления как конфликт, содержали лишь единичные работы, выполненные в целях решения задач на практике, в частности в сфере преподавания и повышения эффективности работы трудовых коллективов.

Только с конца 1980-ых годов в отечественной практике начинает прослеживаться возрастающий интерес к проблематике социальной конфликтологии, что выражается в росте числа публикаций, которые исследуют природу и сущность конфликта [3].

Существующие запросы общества современной России обусловили формирование множества социо-гуманитарных дисциплин, которые являются своего рода ответвлениями стандартных социальных дисциплин, например, этнопсихология, экстремальная психология, социальная антропология, экстремология и другие. Также, в числе сравнительно новых независимо создающихся отраслей социального знания можно выделить и конфликтологию [2].

Конфликтология в России на современном этапе основывается, с одной стороны, на трудах российской и зарубежной социально-философской мысли, а с другой, на существенно глубокой совокупности теоретико-методологических исследований в области происхождения и сущности социального конфликта, сформированной в основном в зарубежной социологии ХХ в.

Среди ученых, способствующих формированию конфликтологии как относительно самостоятельной области научного знания можно выделить как зарубежных исследователей (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Хайпель, К. Маркс, Л. Корэн, К. Митчелл, Ф. Бэкон, З. Фрейд, К.Юнг, М. Шериф, Д. Рапопорт, Л. Томпсон, К. Томас и др.), так и отечественных (А. Здравомыслов, А. Анцупов, В. А. Светлов, Б. С. Волков, Е. Н. Богданов, Н. В. Гришина, В. Г. Зазыкин, А. Зайцев, Н. И. Леонов, А. Шипилов и др.).

В ходе развития исследуемого научного направления, предмет конфликтологии всё более чётко позиционируется как целостное многомерное явление, которое требует комплексного и системного анализа с помощью подходящих методов и инструментов.

Конфликт является объективным фактом и неотъемлемым элементом человеческой жизни. Ряд исследователей характеризует общественную историю как бесконечную череду конфликтов и борьбы, связывая при этом конфликт с наличием агрессии. Поэтому зачастую акцентируется внимание лишь на разрушительных функциях конфликтов, в связи с чем, существует склонность к избеганию конфликтов, либо незамедлительному их разрешению. При этом абсолютное отсутствие конфликтов (в обществе, в организации и т. п.) является маловероятным и нежелательным условием её существования, так как конфликты, как показывает исторический опыт и практика, зачастую выступают в роли катализатора развития.

Конфликт является значимой характеристикой социальных систем, так как он не имеет обратной силы, поэтому его следует рассматривать как естественный элемент общественной жизни. Его следует принимать в числе естественных форм человеческих взаимоотношений. Хотя конфликт не является наиболее благоприятным стечением обстоятельств, не следует рассматривать его как некое отклонение от нормы или аномалию.

Резюмируя, основой конфликтологии на современном этапе её развития является ряд теоретических положений, которые подкрепляются практическими знаниями. С одной стороны, конфликт не всегда несёт в себе разрушительную силу. В действительности он является одним из наиболее важных элементов сохранения целостности в организации. Конфликт не нужно расценивать как сугубо деструктивный процесс и оценивать его однозначно. Современные взгляды на конфликты не трактуют их как сугубо негативные явления.

С другой стороны, конфликт несёт внутри себя позитивный потенциал и новые возможности. Если воспринимать конфликт не как опасность, а определять его как сигнал о необходимости изменений, то возможно конструктивное решение существующих в организации проблем. Преимущество конфликтов заключается в возможности предотвращения формирования барьеров на пути к инновационному развитию.

При этом социальные конфликты в российской общественности связаны с пограничным состоянием общества и внутренними противоречиями, заложенных в основу конфликтов. Истоками некоторых из них являются события прошлого, но текущее обострение связано с процессом построения современной рыночной системы отношений.

Формирование современных социальных групп, предпринимательского класса, расширение неравенства выступают в роли фактора, способствующего появлению конфликтов в современном российском обществе. Кроме того, с развитием общества появляются новые общественные противоречия между новой «элитой» (различные группы новых собственников) и значительной долей населения, отстранённой от власти и владения активами.

Отмечается, что современные конфликты являются острыми и часто связаны с насильственными мерами. Основываясь на усилении кризисного воздействия на общество, приводящее к столкновению различных сторон, происходит обострение общественных противоречий, в результате чего возникают социальные конфликты.

Таким образом, формирование конфликтов происходит во многих сферах общественной жизни, как правило, они делятся на политические, социально-экономические, духовные, национальные и т. п. Все эти конфликты являются разновидностями социальных конфликтов, которые подразумевают наличие противостояния любого типа между социальными общностями [4].

Значимый тренд развития образования в области конфликтологии в ведущих отечественных учебных заведениях говорит о том, что существует реальная потребность в нём со стороны современной российской общественности и имеется значительная поддержка на различных уровнях обеспечения, как политического, так и организационного. На сегодняшний день можно смело заявить, что конфликтология в России имеет значительные ресурсы для уверенного развития, признана научным сообществом и полностью поддерживается со стороны государства, причём как наука, образовательная программа и практический инструмент [1].

С переходом отечественного общества в послереформенное состояние и повышением необходимости в более содержательной информации о закономерностях функционирования и существования общества роль стремления гуманитарной науки «называть вещи своими именами» существенно повышается, при этом снижается влияние навязанной ей роли «идеологической прислуги» социальных и политических явлений различного характера. Органичной частью такого процесса является конфликтология, которая оснащена специфическими средствами познания и уникальной методологией анализа социальных явлений.

Принципиально новые сущности и быстроменяющиеся свойства получают мировые тенденции на современном этапе развития общества. Такие процессы, как, например, глобализация затрагивают все имеющиеся мировые взаимосвязи и носят фундаментальный характер. Сравнительная замкнутость и локальный характер ниш бытия каждого из социумов становятся неактуальными, а социальный дискурс различных культур на деле становятся универсальным решением. Противоречивый характер этих явлений перестаёт быть локальным. Любой из значительных конфликтов в той или иной степени представляет на современном этапе цивилизованный глобальный конфликт, который несёт в себе угрозы для всего мирового сообщества. Вдобавок к причисленным особенностям современного социума можно назвать новые способы и ресурсы социального дискурса, например, информационные, что обуславливает масштаб проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество.

На текущий момент стратегически важными шагами в развитии отечественной конфликтологии являются переводы работ зарубежных исследователей в области конфликтологии, налаживание связей с международными научными центрами, формирование Института конфликтологии в Российской Федерации и т. д. В образовательной сфере такими задачами выступают внедрение учебных дисциплин по конфликтологии в образовательные программы, создание профильных специальностей в высших учебных заведениях, интеграция основ конфликтологии в систему повышения квалификации работников.

Таким образом, предмет конфликтологии сосредотачивается на вышеуказанном специфическом способе деятельности человека, который интерпретируется в разнообразии видов, типов и уровней его проявления в ходе решения тех или иных значимых общественных противоречий. Этот факт охватывает только базовый контекст предмета конфликтологии. Эта наука, формируя многоуровневую структурированную иерархию, подвержена перманентной рефлексии и поиску вариантов улучшения своих ресурсов познания, а также их проверки на верифицируемость и фальсифицируемость, широту методов и инструментов и эффективность. В результате, предмет конфликтологии следует разделять на онтологическую и гносеологическую части, которые являются важными проблемными областями познания.

В этой статье обозначена широта и внутренняя сложность современного предмета конфликтологии, которые отражают повышающуюся многомерность области конфликтологии как науки и программы образования. На современном этапе конфликтология основывается на принципах признания конфликта как логичного и естественного свойства социальных отношений. Если принимать во внимание возможность реализации конфликтов конструктивных формах, существует перспективная возможность эффективного управления ими.

Литература:

  1. Алейников А. В., Стребков А. И. Конфликтология для XXI века // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. С. 112–113
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 6-е изд. — Издательский дом «Питер», 2020.
  3. Косолапов Н. А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология //Мировая экономика и международные отношения. — 1995. — №. 10. — С. 5–17.
  4. Плотников А. А. Анализ опыта исследований социальных конфликтов в России // Вестник ВятГУ. 2020. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opyta-issledovaniy-sotsialnyh-konfliktov-v-rossii (дата обращения: 10.01.2019).
  5. Стребков А. И., Алдаганов М. М., Газимагомедов Г. Г. Российская конфликтология между настоящим и прошлым // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-konfliktologiya-mezhdu-nastoyaschim-i-proshlym (дата обращения: 10.01.2019).

Применение знаний о конфликтах

Как уже говорилось, мы живём в мире, в котором часто возникают всевозможные разногласия, споры, столкновения, противоречия и т.п. И даже если сейчас обстановка вокруг вас позитивная или хотя бы нейтральная, не факт, что дальше всё будет идти, как «по маслу», и не возникнет какой-либо конфликтной ситуации. Даже такой поверхностный взгляд говорит нам о том, что конфликты нужно уметь разрешать.

Но давайте более предметно поговорим о том, для чего нужно применять знания о конфликтах:

  • Если у человека возник внутриличностный конфликт, это очень опасно для его психического здоровья, а в некоторых случаях и для его жизни. Умея управлять своим внутриличностным конфликтом, личность способна разобраться в себе, нейтрализовать серьёзные переживания, способствовать своему позитивному настрою и хорошему душевному здоровью;
  • Умение достойно вести себя в конфликтных ситуациях – это один из показателей взрослой зрелой личности, воспитанности, адекватности, конструктивного восприятия реальности и настроенности на продуктивное взаимодействие с обществом. Если же человек привык решать всё кулаками, умеет только спорить и огрызаться, это говорит о том, что его внутренний стержень слаб, психика нестабильна, умение грамотно общаться и находить общий язык отсутствует;
  • Мир с самим собой и окружающими людьми – это, прежде всего, положительное психическое состояние, а наука уже давно доказала, что психическое состояние находит своё отражение и в физическом плане. Сознание, душа и тело непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние конфликты могут стать причиной серьёзных физических заболеваний, не говоря уже о душевных. А конфликты с другими людьми могут вылиться в увечья, травмы и т.п. Если же человек умеет применять навыки конфликтологии, он может предотвратить ситуации, опасные как для его физического, так и психического здоровья;
  • Умение улаживать конфликт и подобающим образом вести себя в конфликтных ситуациях говорит о том, что человек склонен к проявлению доброты, положительного отношения к людям, уважения. Оно также говорит и о том, что человек думает не только о себе и своих интересах, не ставит в приоритет только себя и свои собственные желания, но также думает о других. Отношение к такому человеку окружающих практически всегда будет аналогичным, т.е. его будут ценить, уважать, оценивать по достоинству, считаться с его мнением. К тому же, в жизни позитивно настроенных людей хороших событий всегда больше, чем у тех, кто настроен негативно;
  • Умелое применение знаний о конфликтах – это неотъемлемая составляющая пути к гармонии с самим собой, находящимися рядом людьми и окружающей действительностью.

Польза от применения знаний о конфликтах очевидна. Но не будет лишним заметить, что это далеко не все преимущества данного навыка. В действительности, их гораздо больше, вплоть до положительного влияния на будущее поколение, другими словами, на своих детей, ведь, как известно, приобретённые человеком навыки и умения передаются его детям в виде предрасположенностей на генетическом уровне. Так что, изучая конфликтологию, вы можете быть уверены, что делаете лучше не только свою жизнь, но и жизнь своих сыновей, дочерей и даже внуков.

Действия в конфликтной ситуации

В конфликте различают два типа действий. Они выделяются по признаку их отношения к достижению цели каждой из сторон. Это основные действия и вспомогательные. Основные прямо направлены на получение требуемого результата. Вспомогательные действия – это те, что являются дополнительными по отношению к первому типу: например, отвлечение внимания врага, привлечение союзников.

Все действия, которые носят агрессивный или насильственный характер, называются конфликтными.

Итак, необходимо ответить на вопрос: конфликтология – это отрасль знания какого характера? Является ли она полностью теоретической или же она имеет дело только с частными конфликтами?

Как этому научиться?

Продолжая разговор о врождённых и приобретённых навыках, важно сказать, что с рождения у человека нет никаких знаний. Любая информация впитывается человеком с течением времени. Аналогичным образом развиваются и навыки. Если же у человека есть предрасположенность к чему-либо, в нашем случае, к грамотному функционированию в конфликтных ситуациях, с практикой его умения будут оттачиваться и приносить пользу в жизни. Но если человек не обладает подобной предрасположенностью, учиться приходится исключительно методом проб и ошибок. Но главное – это учиться, ведь, как гласит известная пословица: «Тяжело в учении – легко в бою». Причём, человек обладает потрясающей способностью обучаться чему угодно, естественно, приложив усилия. Обучаться же можно двумя способами: изучая теорию и применяя знания на практике.

  • Конфликтология в теории – это информация, которую вы можете найти в книгах, учебниках, получить от других людей и из прочих источников;
  • Конфликтология на практике – это использование полученной информации в реальной жизни.

Однако не являются исключением ситуации, когда человек дальше теории не идёт. Да, он владеет информацией, но она не приносит ему никакой пользы. И это не оттого, что информация некачественна или бесполезна, а оттого, как правило, что он просто не знает в какое русло направить свои усилия, чтобы что-то начало получаться.

Учитывая этот нюанс, мы и разработали наш тренинг. Его целью является не просто познакомить читателя с мощной теоретической базой, но довести до его сознания идею её практического применения, научить использовать в своей жизни.

Имейте в виду, что наш тренинг по конфликтологии имеет и теоретический и практический аспекты. Теоретическая часть познакомит вас с основами конфликтологии и ответит на самые распространённые вопросы в рамках рассматриваемой темы. А практическая часть содержит в себе ценные советы, рекомендации и методы, которые вы будете применять. Причём, как теория, так и практика, дополнены простыми наглядными примерами, дабы исключить фактор недопонимания.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Как правильно конфликтовать?

Ситуация условная и обобщенная. Допустим, вы с коллегой должны были вместе сделать определенную работу. Вы свою часть сделали, он – не сделал. В итоге вам обоим светит остаться без премии, назревает конфликт. В идеале вы с ним выходите на улицу, сначала орете друг на друга, потом выясняете причины недоработки, решаете остаться внеурочно, чтобы не остаться без премии. В «не идеале»? Вы кипите от злости, но решаете не ссориться. Потому что избегаете собственной агрессии.

Определить, куда уходит агрессия.

Агрессия – это обязательная часть любого конфликта. Когда вас не понимают, перебивают, принуждают, навязывают мнение, агрессия и ярость – абсолютно нормальные реакции. Явная, скрытая или подавленная, но она всегда есть. Для начала разберемся, если конфликт не состоялся, куда же складируется собственная агрессия.

  • На себя: корите себя за непрофессионализм, за неумение наладить рабочий процесс, за то, что не выяснили это раньше. Это скрытая или подавленная агрессия. Итогом такого поведения может быть что угодно: плохое настроение, головная боль, инфаркт.
  • На более слабых людей: на подчиненных (если такие имеются), на других водителей по дороге домой, на кассиров в магазине, на родных, домашних животных. Это непродуктивная агрессия. Страдают ни в чем не повинные люди.

Если такое развитие событий случается часто, конфликт никогда не будет конструктивным. Потому что вся энергия достается не тому, кому следует. Тогда в чем же дело? Почему вы не можете разрулить конфликт на равных с оппонентом? Осознанное или неосознанное избегание конфликта может случиться по разным причинам. Чаще всего причины родом из детства, но могут быть и психологические травмы, болезненный опыт. Разбираться с ними нужно обязательно, но на это уйдет время. А пока можно воспользоваться советами, предоставленными в учебниках по конфликтологии.

Узнать, как правильно себя вести в ситуации конфликта.

Конфликт вроде замяли, но чувствуется какая-то незавершенность? Ловите 7 простых правил как вести себя, чтобы конфликт закончился жирной точкой, а не тревожил бессонными ночами.

Правило 1. Одна ситуация – один конфликт.

Если у вас уже были конфликтные ситуации с этим человеком, не стоит поднимать их во время конкретной ссоры. Лучше обсудите предыдущие конфликты потом, когда основные страсти утихнут. Не стоит также делать далекоидущих выводов вроде: «ты уже дважды меня подвел», «больше никогда не доверю тебе дело».

Поэтому во время ссоры стоит концентрироваться именно на том событии, которое ее спровоцировало.

Пройти тест на характер человека

Правило 2. Одна ситуация – одно мнение.

Даже если вы уже слышали от других мнение о своем оппоненте, не стоит упоминать чужие слова вовремя ссоры. Во-первых – ваш рассказчик высказывал свою точку зрения, во-вторых как бы намекает на то, что своего вы сформулировать не можете. Так что в любом случае бросать фразы вроде: «правду мне бухгалтерия о тебе говорила…» лучше оставить при себе.

Поэтому во время ссоры не стоит упоминать мнение других людей о вашем оппоненте, пусть даже очень авторитетных.

Правило 3. Говорить от своего «Я».

В пылу ссоры так и тянет перейти на личности, надавить, показать свое превосходство. И кажется, что лучшим способом оказаться «наверху» станут обвинения вроде: «ты виноват», «ты неправ», «ты меня снова не так понял». Но этот способ только усиливает чужое сопротивление и никак не помогает разрешению конфликтной ситуации. Потому что такие фразы дают оппоненту понять, что вы все уже решили за него: о чем он думает, что чувствует, как и что понял или не понял.

Поэтому во время ссоры лучше использовать фразы: «я расстроен ситуацией» или «меня бесит такое положение дел». В любом случае вы будете говорить о себе лично, а не думать за другого.

Правило 4. Не обобщать.

Обобщение – враг конкретики. Фразы вроде «ты всегда так поступаешь», «все вы такие» и им подобные рискуют увести вас в сторону базарного выяснения отношений. Используя глобальные обобщения, вы выходите за границы локального конфликта, нарушаете правило «одна ситуация – одно мнение», да и просто признаете оппонента ни к чему не пригодным. В такой ситуации не смолчит даже самый спокойный человек.

Поэтому в ссоре нужно тщательно следить за своей речью (с опытом это уже делается автоматически) и не равнять одного человека со всеми, кто принес вам огорчения в жизни.

Правило 6. Не бить «ниже пояса».

У каждого человека есть свои комплексы, пусть даже самые «детские». Если вы знаете, что оппонент комплексует по поводу косоглазия или маленького роста, не стоит упоминать об этих его комплексах во время ссоры или переходить на обсуждение его физических недостатков. Пусть и мнимых. Во-первых это подло. Во-вторых – сказанное во время громкой ссоры воспринимается глубже и больнее. Если вы одержите победу в данном случае, можете быть уверены – вы приобрели врага.

Поэтому во время ссоры нельзя обсуждать человека, лучше обсуждать его поступки.

Правило 7. Самое главное.

Самое главное, о чем стоит помнить постоянно: конфликты – показатель общей культуры и воспитания человека. Как бы высокопарно это не звучало. Не стоит говорить то, за что вам будет стыдно перед самим собой. Ведь конфликты даются нам как уроки для опыта и анализа своих ошибок.

Неразрешенный конфликт – это бомба замедленного действия. Рано или поздно она взорвется и зацепит другие сферы жизни. Так что если вы по-прежнему предпочитаете отмалчиваться в конфликтных ситуациях, самое время начать листать учебник по прикладной конфликтологии. Или обратиться за помощью. К психологу или к коучу, например.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Уроки по конфликтологии

После изучения довольно большого количества теоретических материалов по конфликтологии, выделив основные моменты, систематизировав их и адаптировав к практике, мы разработали комплекс уникальных уроков по этой теме. В этих уроках рассмотрены наиболее важные разделы конфликтологии, а также представлены мнения выдающихся учёных и результаты некоторых научных изысканий. Наибольшая же ценность этих уроков заключается в том, что огромное внимание в них уделяется именно практике.

Урок 1. Что такое конфликт: виды, типы и формы конфликтов

Несмотря на то что конфликты – составляющая жизни человека, далеко не каждый способен ответить на вопрос: что же такое конфликт на самом деле? Понятие о конфликтах очень расплывчато в понимании большинства, т.е. это не просто что-то типа: не нашли общего языка, поссорились, подрались или не сошлись во мнениях, а нечто более сложное. А если говорить о том, что конфликты подразделяются на немалое количество типов и разновидностей, то для многих это вообще «тёмный лес».

В первом уроке вы познакомитесь с понятием конфликта, рассмотрите его отрицательные и положительные стороны (поверьте, они есть), узнаете, по каким признакам можно распознать конфликт. Далее вы изучите классификации конфликтов и на примерах узнаете, чем каждый их конфликтов отличается друг от друга. Отдельная часть расскажет вам о том, как современная конфликтология типологизирует конфликты. Невзирая на то, что первый урок, по большей части, теоретический, уже в нём вам будет дано одно замечательное упражнение на проработку своих внутренних состояний.

Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развития

Важно и нужно знать не только о том, что такое конфликты и какие они бывают, но также и о том, по каким причинам вообще возникают конфликтные ситуации. Нередко даже самая безобидная шутка может стать причиной ссоры, что уж удивляться, когда правительства, казалось бы, дружественных государств, не могут мирным способом разрешить вопрос о том, кому принадлежит та или иная территория. Соответственно, причины любых разногласий – это то, о чём нужно знать, прежде чем начинать предпринимать какие угодно практические действия.

Данный урок познакомит вас с несколькими разновидностями причин возникновения конфликтов, а также с их подвидами – этому посвящена первая часть урока. Во второй части речь пойдёт о том, какие этапы проходит конфликт во время своего развития, и какова динамика этого процесса. Каждый этап дополнен наглядными примерами. Вполне возможно, какие-то из примеров покажутся вам очень знакомыми, ведь все они взяты из жизни обычных людей и общества.

Урок 3. Профилактика, предотвращение и управление конфликтами

Возникновению любого конфликта всегда предшествуют определённые обстоятельства. Знание о том, что разжигает конфликт, а также о том, что может его погасить, является основным навыком, который может применить человек во избежание противоборства. Если же предупредить конфликт не удалось, и конфронтация возникла, важно выбрать такую стратегию поведения, которая в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации. Именно об этих вещах и пойдёт речь в третьем уроке.

Вы узнаете о том, что вообще представляет собой процесс предупреждения конфликтов и о причинах, которые могут помешать ему; познакомитесь с технологией, применяя которую, научитесь предупреждать конфликты; узнаете о том, какие существуют способы развития и поддержания сотрудничества и о том, какие бывают нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Основная часть материала этого урока расскажет вам о методах управления конфликтами и о ситуациях, в которых эти методы стоит или не стоит применять. А в конце урока вашему вниманию будут представлены наиболее эффективные рекомендации по управлению конфликтами.

Урок 4. Стратегии разрешения и урегулирования конфликтов

Человек, умеющий предупреждать конфликты и управлять ими, имеет гораздо больше шансов избежать неприятных ситуаций, чем тот, кто не умеет этого делать. Однако это не гарантирует на 100%, что конфликт всё-таки не возникнет. Именно по этой причине огромное внимание конфликтология уделяет вопросу разрешения и урегулирования конфликтов. Это можно назвать настоящим искусством, ведь, умея применять соответствующие приёмы, можно извлечь выгоду даже из самой опасной ситуации, а также устранить её.

Предпоследний урок познакомит вас с понятиями разрешения и урегулирования конфликтов и разницей между ними, а также с тем, какие ошибки чаще всего допускают люди, стремясь урегулировать конфликт. Затем вы узнаете о профилактике конфликтов и анализе конфликтных ситуаций. Большое внимание уделено процессу переговоров, ведь именно они представляют собой основной способ разрешения конфликтов, но не будут упущены из виду и другие методы. В заключительной части вы рассмотрите уникальный инструмент для работы с конфликтами – матрицу разрешения конфликтов.

Урок 5. Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и разрешение

Говоря о конфликтах вообще, не следует понимать их, как процесс взаимодействия между людьми или группами людей. В жизни человека часто встречается особый вид конфликта – внутриличностный конфликт. И он нередко может быть в разы опаснее, чем любой другой, ведь личность, внутри которой возник конфликт, теряет способность к гармоничному существованию, нормальному общению с другими людьми, продуктивной и эффективной деятельности. В самых острых формах внутриличностный конфликт может даже стать причиной суицида или крайне деструктивного антисоциального поведения.

Что такое внутриличностный конфликт? Как он проявляется? Какие существуют разновидности внутриличностного конфликта, и что является его основой? Почему внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным? Как можно его предупредить или разрешить его, если он возник? Ответы на все эти вопросы вы получите из последнего урока.

Авторы курса и уроков:

Кирилл Ногалес и Евгений Буянов

Основы конфликтологии

Социальные науки призваны отражать состояние общества. Пусть не всегда это происходит адекватно, но они отображают потребности социума. Современное общество наиболее склонно к различного рода конфронтациям, но наряду с этим оно стремится и к сотрудничеству, согласию. Нынешний социум испытывает потребность в цивилизованных методах разрешения возникающих противостояний и напряженностей. Все это вызвало необходимость появления новой отрасли знаний – конфликтологии.

Формирование и развитие конфликтологии припало на середину шестидесятых годов прошлого столетия. Предметом ее стало толкование процессов жизнедеятельности, функционирования и образования общественных систем при помощи категории конфликта, означающей столкновение, противостояние субъектов, преследующих несхожие, зачастую даже противоположные задачи, стремления, интересы и цели.

Современная конфликтология является теоретико-прикладной наукой, то есть ее содержание состоит из таких уровней знания, как теоретическое толкование конфликта в качестве социального явления, изучение его функций и места системе социальных взаимодействий, анализ его сути, динамики, обусловленности общественными отношениями, изучение конкретных типов конфликтов, зарождающихся в различных сторонах социальной жизни (семейные отношения, коллектив), технология их разрешения.

Ключевой специфической особенностью данной дисциплины является ее комплексность. Ведь конфликты – это неотъемлемая составляющая человеческого взаимодействия.

Противоречия существуют во всех областях социального бытия, а также абсолютно на всех организационных уровнях общества. Вследствие чего конфликтами интересуются последователи различных социальных отраслей науки. Политологи, социологи, экономисты, психологи, правоведы, менеджеры, управленцы, а также ученые, изучающие точные науки, исследуют различные стороны социальных конфликтов, их развитие и пути предотвращения. Целью, объединяющей все смежные области знаний, является обнаружение и объяснение механизмов, которые управляют социальными процессами, имеющими связь с противоречиями и их динамикой, доказательство возможности предвидения поведенческих актов субъектов в ситуациях конфронтации.

Современная конфликтология богата многообразием методов, которые условно подразделяются на:

— методы анализа и оценки личности (тестирование, наблюдение, опрос);

— методы изучения и оценивания социально-психологических феноменов в общностях (социометрический метод, наблюдение, опрос);

— методы диагностики и разбора противоречия (анализ итогов деятельности, наблюдение, опрос);

— методы управления конфронтациями (метод картографии, структурные методы).

Кроме того, методы конфликтологии делятся на субъективного характера методы и объективные. Субъективные методы предполагают понимание конфликта как вполне естественного социального феномена. Объективные – рассматривают конфликт с учетом его оценивания испытывающим индивидом и противоположными агентами. Оба метода лишь в единстве способны предоставить точное знание о реальности конфликта. Их совместное применение позволяет осознать субъективный аспект и объективную сторону противостояния, а также связанного с ним поведенческого реагирования.

Как проходить занятия?

Как уже было не раз подмечено, материалы нашего тренинга по конфликтологии максимально адаптированы под практическое применение, причём, под применение абсолютно любым человеком. Но ни в коем случае не стоит забывать о том, что решающее значение имеет здесь не изучение материала, а его практическое использование. Читать, изучать, знать много всего полезного и интересного – это, конечно же, хорошо. Но если знания, которые могут быть применены в жизни, применены не будут, цена их будет невысока, т.к. никакой пользы они вам не принесут. Имейте это в виду.

Каждый из уроков вы можете изучать поэтапно. В качестве примера можно привести простой алгоритм (но вы можете выработать и свой собственный):

  • День первый – изучение материала
  • День второй – повторное изучение материала для закрепления
  • День третий – применение полученных знаний на практике
  • День четвёртый – подведение итогов по применению материала изученного урока
  • День пятый, шестой и седьмой – отдых

Таким образом, на изучение данного тренинга у вас уйдёт чуть больше месяца. Если для вас этот срок кажется слишком продолжительным, составьте свой график, и изучайте/практикуйте, к примеру, не один урок в неделю, а два. Найдите наиболее комфортный для себя вариант.

Также хочется сказать, что нужно не просто один раз применить навык, пусть даже успешно, а постепенно и целенаправленно оттачивать его, чтобы внедрить в арсенал привычных для вас действий. Старайтесь сформировать у себя полезную привычку (согласно некоторым исследованиям, на это требуется 21 день).

В процессе обучения используйте всевозможные вспомогательные материалы – блокнот для записей, дневник, органайзер, компьютер или гаджет. Например, поставьте в планировщике заданий своего смартфона звуковой сигнал на намеченное для обучения время, чтобы он напоминал вам о том, что пора приступать к занятиям. Или делайте в блокноте краткую запись всякий раз, когда эффективно или неэффективно повели себя в конфликтной ситуации. Вы можете придумать что угодно – главное, чтобы это было вам на пользу.

Конфликтология и закон

На стыке двух наук – конфликтологии и юриспруденции – сформировалась еще одна частная отрасль науки о разногласиях: юридическая конфликтология. Это отрасль знания, которая изучает способы предупреждения разрешения конфликтов, возникающих при столкновении субъектов права. Она призвана выявить характерные именно для данной категории разногласий закономерности.

Юридическая конфликтология – это отрасль знания характера как психологического, так и правового. Данная двойственность обусловлена ее неотъемлемостью от обеих дисциплин. Область ее применения демонстрирует однозначность правовых норм. Она оперирует также социологическими и психологическими знаниями и является большей частью именно прикладной дисциплиной.

юридическая конфликтология это отрасль знания

Понятие и общая характеристика социальной конфликтологии

Определение 1
Социальная конфликтология – это раздел общей конфликтологии, как комплексной научной дисциплины, задачами которой выступает исследование природы, содержания, причин и закономерностей возникновения и развития конфликтов, а также путей их разрешения, специализирующийся на изучении конфликтов, складывающих между социальными субъектами, общностями и институтами.

Важнейшими сущностными характеристиками любой научной дисциплины выступают объект и предмет исследования. Так, объектом социальной конфликтологии выступают существующие во всех сферах общественной жизни социальные противоречия и конфликты.

В свою очередь предмет социальной конфликтологии – это изучение природы, причин и механизмов действия социальных конфликтов. Говоря подробнее можно отметить, что социальная конфликтология изучает:

  • Собственно конфликты, как форму внешнего выражения существующих в обществе противоречий;
  • Элементы структуры и субъектный состав социальных конфликтов, включая идеи и ценности, разделяемые участниками социальных конфликтов с противоположными интересами;
  • Динамику социальных конфликтов, т.е. процесс и условия протекания социального противоречий, включая этапы становления, развертывания и разрешения конфликта, а также предупреждение его повторения в будущем;
  • Различные разновидности конфликтных ситуаций и предваряющих их социальных напряженностей и противоречий и т. д.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная конфликтология 440 руб.
  • Реферат Социальная конфликтология 260 руб.
  • Контрольная работа Социальная конфликтология 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Говоря о субъектном составе конфликтов, изучаемых в рамках социальной конфликтологии следует отметить, что в рамках обозначенной дисциплины анализируются конфликты, возникающие между социальными группами, классами, а также внутри конкретных социальных институтов – семьи, государства, политических партий, и т.д.

Конфликтология — это отрасль знания теоретического или прикладного характера?

Гораздо проще найти решение в других дисциплинах. Математики изучают абстрактные числа. Предметом изучения физики или химии являются также явления реального мира. Но когда речь идет о конфликтологии, исследователю очень сложно даже подтвердить свой статус ученого. Однако от этого данная наука не менее (а может быть, даже и более) важна, чем другие отрасли научного познания. Ведь кто знает, сможет ли человечество воспользоваться научно-техническим прогрессом с умом, применяя также и знания о том, как избегать конфликтов?

Конфликтология — это отрасль (какого характера — прикладного или теоретического, следует из направленности ее исследований), которая имеет свои истоки в философии и психологии. Она пользуется методологическим аппаратом данных наук. Конфликтология – это отрасль знания теоретико-прикладного характера. Она направлена на решение конкретных задач, решение социальных проблем, практических вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: