Чтобы подробно разобрать тему статьи, необходимо выяснить значение слова «агглютинация». Этим термином в психологии определяется соединение на первый взгляд несовместимых в реальности свойств, качеств или частей предметов.
Человеческое воображение способно активно создавать новые образы. Стимулом для этого служат как общие жизненные перипетии, так и серьезные личные мотивы. Процесс, вернее способ, которым создаются эти образы, как раз и является той самой агглютинацией, о которой пойдет речь далее.
Понятие агглютинации в психологии
Под этим определением специалисты-психологи понимают некую игру воображения индивида, в результате которой рождаются абсолютно новые образы, постулаты и идеи, объединяющие не сопоставимые в реальном измерении качества и характеристики различных явлений и предметов. Само слово «агглютинация» в переводе с латинского языка дословно обозначает приклеивание, слипание.
Агглютинация в психологии – это особенный тип соединения или слияния в воображении воедино не соединяемых черт и признаков разных объектов.
Агглютинацию относят к аналитико-синтетическим процессам. Результатом работы воображения (или процесса агглютинации) является возникновение в голове человека собирательного образа из нескольких фигур, характеров и типажей, несовместимых при первичном восприятии.
Яркими примерами того, как работает воображение, являются созданные людьми такие известные образы как кентавр или избушка с куриными ножками. Именно агглютинация помогает реализовывать свои творческие задумки писателям, поэтам, художникам и сценаристам.
Создание нового целостного образа возможно благодаря специфике функционирования человеческого мозга – анализу и синтезу. Анализируя данные, человек раскладывает входящую информацию на составные части, а синтезируя их, получает возможность сочетать её в новых идеях и представлениях.
Однако стоит понимать, что такой процесс «складывания мозаики» не хаотичен. Соединению различных деталей в единое целое способствует некая задумка, замысел или иные мотивы, которые могут иногда проявлять себя и в контексте подсознания человека.
При этом отправным пунктом для данных преобразований будет служить личный опыт человека. От того насколько он будет ярким и разнообразным и будут зависеть возможности его воображения.
Иногда агглютинация может свидетельствовать о наличии некоторых серьезных душевных заболеваний (шизофрении), а также нарушениях речи. Возникающие при этом неологизмы (новые слова) не будут иметь особого смысла и, чаще всего, непонятны не только врачу, но и самому больному. Тем не менее, именно появление таких неологизмов позволяет диагностировать эти заболевания.
Агглютинация в психологии, как метод оценки состояния личности – Психологическая помощь
15.07.2019
Агглютинация является важнейшим инструментом в психологии, с помощью которого оценивается состояние личности и то, как человек видит окружающую реальность. Это явление довольно распространено не только в человеческой натуре, но и в целом мире. В некоторых случаях ее можно обнаружить у людей, страдающих шизофренией, а также у тех, кто имеет расстройства функций речи.
В психологии это понятие рассматривается как воображение, созданное с помощью комбинирования объектов, которые имеются в реальности. Сам термин представлен описанием явления, которое сплавляет собой воедино разные элементы в виде образов, мыслей и слов.
Данный метод в психологии является особым видом слияния, где происходит соединение совершенно не соединимых черт и характеристик, принадлежащих объективной реальности.
Суть человеческого воображения представляется диалогом различных частей «я» с самой личностью. Различные мотивы, относящиеся к жизненной необходимости, являются стимуляторами.
Воображение самого человека совершается посредством действий человека, относящихся к психическим, за счет чего и формируются образы.
Агглютинацию в психологии можно представить в виде сказочных образов
- сфинксы, в которых очертания человеческого лика соединены с львиными характеристиками;
- кентавры, в которых человеческие черты соединены с характеристиками коня;
- русалки, в которых туловище красивой женщины соединено с рыбьим хвостом.
Каждый из этих образов был создан посредством богатого воображения человека.
Агглютинация, как явление – процесс, относящийся к психологии, а также может встретиться в лингвистике и медицине.
В лингвистике, данный метод, как процесс, является слиянием в одно разных слов. При этом первоначальный смысл сохраняется, а морфологическая структура сокращается. Соответственно в лингвистике агглютинация – это процесс, при котором создаются слова с помощью объединяющихся в целое морфологических элементов языка.
Причины агглютинации
Агглютинация в психологии – это игра воображения, основывающаяся на ранее приобретенном опыте индивида, в результате которой возникают новые образы.
Причинами появления феномена являются:
- особенности мыслительной деятельности человека – человеку свойственно анализировать и синтезировать информацию, что ведет к её преобразованию и соединению в неожиданные формы у разных индивидов;
- имеющийся опыт – полученные знания в голове людей не хранятся без дела. Особенность мыслящего человека, как упоминалась выше, в том, что он стремится использовать накопленный опыт, пропуская полученную информацию через призму собственного мышления;
- стремление к созданию чего-то нового – порой бывает, что человека занимает какая-либо идея, но для её конкретного выражения ему необходимо создать в своей голове нечто новое, ранее неизвестное;
- динамичность развития мира – человеческое сознание знает, что мир не является чем-то неизменным и статичным и что его можно менять при помощи созидания чего-то нового — открытий, достижений и изобретений, улучшая при этом свою жизнь.
Иногда причинами агглютинации становятся психические заболевания и нарушения в развитии речи, но эти случаи крайне редки.
Комбинирование, агглютинация, акцентуирование, типизация – техники воображения по С.Л. Рубинштейну
Данная статья относится к Категории: История изучения самого процесса творчества
1. С. Л. Рубинштейн
«Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным её изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приёмах преобразования.
Одним из таких приёмов является комбинирование
, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространённый способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве.
Так, Толстой
писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие – у её сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи.
Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и её сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестёр. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи.
2. Л. Пастернак, иллюстрация к роману «Война и мир» — «Наташа Ростова на первом балу»
Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация
,которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев.
Примером агглютинации может служить и приведённая на рисунке аллегорическая фигура. Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи
поясняет, что она изображает «удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом…».
Из этих слов художника отчётливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определённой тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование – это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определённой идеей, замыслом, общей композицией.
Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения. Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения.
Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте.
3. Annunciation (1475–1480), Uffizi, is thought to be Leonardo’s earliest complete work
Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем – при прочих равных условиях – богаче будет и его воображение.
Но признание этой зависимости воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко распространённой и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование, осуществляемое воображением, сводится к комбинированию, т. е. к перемещению или (перегруппировке элементов.
Эта сугубо механистическая концепция воображения, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией, и её значимость падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механических агрегатов неизменных элементов.
Все его образования могут подлежать преобразованию, которое производит воображение. Эти преобразования чрезвычайно многообразны; они включают комбинирование как один из приемов, но никак не сводятся к нему.
В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идёт о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.
4. Незаконченная картина Святого Иеронима в пустыне (ок. 1480), Ватикан
Комбинирование является лишь «механизмом», действие которого обычно подчинено какой-то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей ему смысл. Другим приёмом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование
некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик.
Акцентуирование – это подчёркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций.
Этим приёмом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой.
При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.
Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности.
Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-великаны небывалых размеров и невиданной силы (Святогор кладёт Илью Муромца себе в карман, от его свиста листья с деревьев падают и земля дрожит; у Ф. Рабле маленький Гаргантюа, забавляясь, снимает колокола с собора Нотр-Дам и вешает на шею своей лошади, и т. д.
; в сказках встречается мальчик-с-пальчик). Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией.
Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого таким образом героя.
С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа.
Так же как игра еле видного на эстраде ребенка производит большее впечатление, чем объективно равная игра взрослого человека, проявление ума, сообразительности, бесстрашия со стороны ребёнка особенно поражает, если он представляется как мальчик-с-пальчик. Таким образом, отклонение от действительности, фантастические большие или меньшие размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону действительности.
5. Тайная вечеря (1498), монастырь ста. Maria delle Grazie, Милан, Италия
Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации
, т. е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное.
Это лишь один из путей, которыми идёт преобразование единичного образа, придающее обобщённое значение.
Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. […]
Все средства выразительности (тропы, фигуры и т. п.), которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения.
Метафоры, олицетворения, гиперболы, антитезы, литоты – это всё приёмы, которыми так акцентуируется тот или иной аспект в образе, что весь он преобразуется.
Все основные формы творческого преобразования действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном виде те преобразования, которыми пользуется воображение».
Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, СПб, «Питер», 2008 г., с. 304-307.
Источник — портал VIKENT.RU
Источник: https://zen.yandex.ru/media/vikent_ru/kombinirovanie-aggliutinaciia-akcentuirovanie-tipizaciia—tehniki-voobrajeniia-po-sl-rubinshteinu-5db149b62beb4900ada0c8c3
Признаки
Агглютинация в психологии – это воображение человека, при помощи которого, анализируя и синтезируя информацию, полученную опытным путем, ему удается воссоздавать новые объекты в качестве образов, идеи.
Если говорить об агглютинации как о нормальном механизме работы воображения, во время которого и осуществляется генерирование новых идей, то можно выделить следующие отличительные признаки этого процесса:
- яркость приходящих образов;
- их новизна и оригинальность;
- различная степень реалистичности и правдивости возникающих тезисов;
- устойчивость;
- произвольность и подконтрольность – человек может управлять своей мыслительной деятельностью.
В случае же если речь идет об агглютинации связанной с расстройствами психики или нарушениями речи, то некоторые признаки могут иметь свои особенности. Так, образы, приходящие в голову душевнобольных людей могут быть не менее устойчивыми, яркими и новыми, чем у здорового человека.
Однако они возникают у таких людей непроизвольно и больной человек не в состоянии контролировать возникновение в своей голове навязчивых идеи и сценариев.
Гиперболизация как механизм воображения
Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.
Замечание 2
Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота — приуменьшение.
Степени агглютинации
Агглютинация — это мыслительный процесс, при котором главенствующую роль занимает воображение. В психологии выделяют несколько степеней или стадии агглютинации, которые проходит личность на каждом этапе своего развития и становления.
Непроизвольная | Занимает временной период в раннем детстве от 2 до 4 лет. В этом возрасте развитие мыслительной деятельности малыша позволяет ему воспроизводить ранее полученные знания и впечатления, однако создавать и комбинировать различные образы ребенок еще не способен. |
Произвольная | Развивается после 4 лет и сопровождается переходом мыслительной деятельности в активную фазу, когда ребенок может не только воспроизвести какой-то рисунок на бумаге, но и придумать что-то свое. В этот период показательна игровая деятельность, в которой процесс агглютинации раскрывается максимально. |
Когда процесс агглютинации происходит непроизвольно, то картины и образы в голове человека возникают непреднамеренно и базируются на ранее полученном опыте. Самым ярким примером непроизвольной работы мозга и воображения являются сновидения.
При произвольном же процессе агглютинации мыслительная деятельность не ограничивается только лишь воспроизведением ранее полученных впечатлений. В результате осознанной произвольной переработки информации появляются мечты, развивается творческое воображение, рождаются новые идеи и образы.
Функции и связь с мышлением
К одной из важных характеристик воображения относят его многофункциональность. Различают несколько таких функций:
- Познавательная – из названия понятно, что она означает процесс познания и расширения кругозора, а также отображает способность человека конструировать своё поведение в зависимости от ситуации.
- Функция прогнозирования помогает человеку вообразить конечный результат при незаконченном действии и развивает способность мечтать и достигать поставленных целей, параллельно придумывая способы решения задач и проблем на пути к этим целям.
- Функция понимания или сочувствия даёт человеку способность сопереживать и понять чувства другого человека и, возможно, придумать как помочь.
- Функция защиты – предполагаемые трудности человек может предотвратить, выбрав иной путь решения каких-либо вопросов.
- Функция саморазвития поможет придумывать, фантазировать и творить во благо своего будущего.
- Функция воспоминания – выражается в способности вспомнить прошедшие события любого характера. Она выражается в виде образов и представлений.
У каждой отдельной личности доминирует та или иная функция, это может зависеть от многих факторов: среда обитания, воспитание, коммуникативные способности, привычки и все то, с чем сталкивается человек на протяжении своей жизни. В соответствии с доминирующей функцией и вырабатывается характер и стиль поведения человека, а также следует отметить, что каждый путь создания образов и представлений в голове – это сложный многоуровневый психический процесс.
Воображение помогает нам решать математические и логические задачи. Решая школьные задания, ребёнок учится находить правильное решение, определять истину и ложь. И чем больше он будет заниматься тренировкой мозга тем, легче ему будет во взрослой жизни, и тем увереннее он будет чувствовать себя в запутанных ситуациях.
Воображение в психологии тесно связано с мышлением и поэтому напрямую влияет на познание мира. Благодаря ему мы можем планировать свои действия, что учит нас организовывать свою жизнь, помогает рисовать в мыслях образы предметов. Всё это способствует развитию аналитического мышления.
Как ни странно, воображение или, как его ещё называют, сила мысли может регулировать наше физическое состояние. То есть если человек жалеет себя, плачется о том, какой он больной, как ему плохо, то он провоцирует свой организм на слабость и болезни. А если человек даже при ощутимом лёгком недомогании осознает, что нужно вести активный образ жизни, помогая своему организму побороть временный недуг, то в таком случае и болезнь пройдёт быстрее и в лёгкой форме.
В итоге мы видим, что воображение — это мощный рычаг или двигатель нашего сознания.
Примеры агглютинации
На самом деле процесс агглютинации крайне важен, потому как является основным двигателем прогрессивного развития всего человечества. Колесо, велосипед и паровоз возникли в свое время как раз в результате интенсивной мозговой деятельности человека, и поэтому неверно думать, что агглютинация помогает лишь людям творческих профессий.
Самыми распространенными знакомыми многим и понятными примерами агглютинации являются небывалые сказочные герои:
- птица Феникс;
- русалка;
- избушка на курьих ножках;
- кентавр.
Все эти персонажи появились как раз в результате слияния нескольких составных частей, их не существует на самом деле, но идея оказалась столь удачной, что запомнилась и была оценена многими людьми.
Авторы-литераторы также нередко создают своих героев, опираясь на некий собирательный образ. Так, великий русский писатель, Лев Толстой не раз сознавался, что образ Ростовой Натальи из произведения «Война и мир» на само деле был придуман им, благодаря действительно существовавшим близким ему женщинам – его сестре и супруге.
Помимо писателей огромную роль агглютинация имеет и для художников, создающих картины. Известно, что приемам склеивания нескольких образов обучал своих учеников Леонардо да Винчи.
Использование агглютинации в творчестве
В искусстве многие приемы воображения – агглютинация, акцентирование – используются часто. Так, например, Лев Толстой признавался, что образ Наташи Ростовой из романа «Война и мир» был им написан сразу с двух реально существовавших женщин – жены Софьи и ее сестры, Татьяны Берс. Комбинация из двух типов женщин – одной порывистой, живой и увлекающейся, а второй – женственной и нежной – помогла родиться цельному и абсолютно жизненному персонажу.
Заострение, или акцентирование внимания в не меньшей степени помогает достичь запоминающегося результата. Этот прием особенно любят карикатуристы. Изображение болтуна как человека, обладающего непомерно длинным языком, или любителя пива, наделенного огромным животом, позволяет подчеркнуть самое существенное в облике и привычках запечатленных на рисунке людей.
В литературных произведениях акцентирование делается в момент описания героя. Заострение внимания читателя на каком-либо его качестве позволяет без лишних слов донести суть натуры данного персонажа и даже определить отношение к нему автора.
Способы создания образов воображения
Неверно полагать, что творческая деятельность, воображение и сам процесс агглютинации строится хаотично и сумбурно. На самом деле трансформация действительности в новые образы подчиняется своим законам и происходит в соответствии с определенными приемами и способами.
Как упоминалось ранее, благодаря анализу и синтезу, могут возникать новые представления и поэтому сам процесс мыслительного расчленения информации на составные части и последующего её соединения носит аналитико-синтетический характер.
В психологии выделяют следующие способы и приемы создания образов в воображении:
- Гиперболизация – сознательное увеличение или, напротив, преуменьшение какого-либо объекта или его частей. Проще всего это отследить на примере народного фольклора, в котором все богатыри наделялись могучей силой, крепостью и ростом, или же, напротив, отдельные герои имели уменьшительные характеристики, которые не мешали им при этом демонстрировать незаурядные умственные способности (Мальчик-с-пальчик). Такой прием применяется не только в славянском народном творчестве, но и прослеживается в сказках и рассказах иных народностей (Циклоп с одним глазом, Будда с несколькими руками).
- Агглютинация – как прием работы воображения подразумевает под собой мысленное соединение различных частей предметов или элементов воедино. При помощи этого метода были созданы образы русалки, кентавра.
- Акцентализация – предполагает выделение какой-либо части или отдельной детали во вновь созданном образе. Таким приемом акцентирования или заострения часто пользуются карикатуристы, подчеркивая в образе какие-то недостатки, например болтливый человек, может быть изображен с увеличенным в длину языком, ленивый чиновник — толстым и с большим животом.
- Типирование – или типизация предполагает напротив создание собирательных образов, присущих для многих людей или явлений. Это могут быть ревнивые герои (Отелло) или же, например, нечестные любители власти и денег.
- Схематизация – это процесс, в результате которого в разнородных предметах выделяются сходные мотивы или черты, и на основании этого и создается нечто новое, например, орнамент или узор характерный для той или иной национальности.
Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, акцентуация, схематизация и типизация.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 15Следующая ⇒
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Воображение –это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, состоящий в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Механизмы воображения изучены очень слабо, в том числе и его анатомо-физиологическая основа (где в мозгу локализовано и т.д.). Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображениясвойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной. В психологии различают активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение. Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека и подчинено внутренним факторам. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества. (Рибо вывел: Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам).
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется).
Репродуктивное воображение – здесь воспроизводится реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии).
Существуют также и другие виды воображения:
Сновидения – относятся к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Фантазии– это образы воображения, которые никак или мало соответствуют действительности.
Галлюцинации – это фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей действительностью (как правило, результат тех или иных нарушений психики или работы организма).
Грезы– это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будующим.
Мечты — они обращены к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
⇐ Предыдущая9Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Как диагностируют проблему?
Агглютинация в психологии – это мощная мыслительная практика переработки информации, позволяющая разделять её на отдельные части и создавать абсолютно новые объекты, как материального, так и нематериального характера. Благодаря этому процессу человечество не стоит на месте, а постоянно развивается. Однако иногда это явление может быть связано и с некоторыми расстройствами психики.
Так, при обострении шизофрении одним из самых ярких симптомов является как раз агглютинация. При этом больной человек утрачивает способность разграничивать некоторые понятия, так как из-за нарушений его мозг воспринимает возникающие новые образы как истинные.
Эта же ситуация может наблюдаться и при отклонениях в развитии речи, которые, как правило, тесно связаны с расстройствами психики. При этом такие люди придумывают новые слова (неологизмы), смысл которых непонятен даже им.
Нередко у людей с шизофренией из-за агглютинации нарушается нормальное восприятие собственной личности. Они могут столь тесно идентифицировать себя с иными индивидами или даже явлениями, что становятся не в состоянии отличить, где они сами, а где их воображение.
В результате события внешнего мира очень тесно сплетаются с их жизнью, и они могут утверждать, что некоторые явления это их выражение (например, им кажется, что дождь является их слезами).
Диагностика шизофрений это достаточно долгий процесс, так как для постановки такого рода диагноза специалистами всесторонне изучается жизнь пациента и симптоматика:
- учитываются жалобы пациента;
- проводится опрос близких к нему людей, которые могут охарактеризовать его поведение;
- обращается внимание на общее состояние здоровья, имеющиеся хронические заболевания, полученные травмы;
- изучается, сталкивался ли пациент с:
- галлюцинациями;
- бредовыми навязчивыми идеями;
- повтором (»эхом») собственных мыслей;
- ощущением, что его мысли открыты всем.
Как минимум специалист наблюдает за пациентом в течение месяца, прежде чем поставить диагноз. Кроме поведенческих и когнитивных отклонений обращается внимание на присутствие в речи неологизмов, которые также могут указывать на шизофрению.
Что такое агглютинация?
Агглютинация в прямом своем значении подразумевает сплавление отдельных элементов в единое целое. Обычно речь идет об элементах, которые между собой не объединяются. Это могут быть слова, образы, мысли и пр. Так, благодаря агглютинации, были придуманы такие сказочные существа, как русалки, кентавры и пр. Человеческое воображение объединило животных, рыб, птиц с человеческими телами, из-за чего получило таких сказочных персонажей.
Психология активно изучает агглютинацию, поскольку она подразумевает мыслительный процесс каждого индивида. Агглютинация присуща всем людям. Чаще всего ее наблюдают у людей с различными психическими расстройствами, в частности, у шизофреников. Однако следует понимать, что агглютинация не означает больное воображение. Благодаря совмещению отдельных элементов из разных областей получается нечто новое. Так и были созданы все те предметы, которыми на сегодняшний день пользуется человек.
Психология обращается к агглютинации как к способу познания внутреннего мира отдельного человека. Его воображение направлено в конкретное русло. Если психолог обладает большим опытом работы с нереальным миром людей, тогда он может понять натуру каждого клиента.
Агглютинация – это комбинирование отдельных объектов, которые существуют в реальности, в единое целое, создавая нечто новое, чего пока еще не существует в реальном мире.
Можно назвать своеобразной агглютинацией набор личностных черт в одном человеке, которые обычно не привычны в своем комплекте. Это может происходить под влиянием самой личности, которая занимается самосовершенствованием или изменением себя. Внешние обстоятельства могут создать личность, которая будет похожа на других индивидов, которые тоже сталкивались с подобными ситуациями. Однако у каждой личности есть выбор, как реагировать, каким быть, какие качества проявлять. Именно в такой ситуации человек становится уникальным. В нем обнаруживается такой набор качеств, который можно считать несовместимым, однако эти черты идеально вписываются в образ одного человека.
Психология воспринимает воображение как диалог человека с самим собой. Внутри человека живет много личностей:
- Дочка/сын, муж/жена, работник, друг/подруга и т. д.
- Идеальное «Я», желаемое «Я» и реальное «Я».
- Убеждения, мировоззрение, мысли, общественное мнение, правила и законы.
Все в человеке должно сочетаться настолько, чтобы оно могло помогать ему существовать в мире людей. Однако нередко человек сталкивается с противоречиями отдельных частей своего внутреннего «Я» или несовпадения внешнего с внутренним. Тогда возникает диалог. Человек с собой договаривается, рассуждает, обдумывает с разных сторон, фантазирует, представляет и т. д. В результате мыслительного процесса, в котором может участвовать опыт, знания, воображение, нереальные представления, появляется нечто новое. Либо человек пользуется тем, что уже известно и реально, то есть прибегает к имеющемуся опыту, либо начинает комбинировать отдельные части уже известного и реального, чтобы создать нечто новое.
Таким образом происходит поиск решения проблемы, когда уже предложенные варианты человека не устраивают. К примеру, предполагается, что человек будет выбирать между «или»-«или», а индивид решает все совместить – сделать «и»-«и».
Агглютинация считается сложным явлением для изучения в психологии, поскольку не имеет явных внешних проявлений. Можно услышать или увидеть только результат. Но сам процесс не виден.
Агглютинация используется также в медицине и лингвистике.
- В лингвистике под агглютинацией понимается слияние слов с изменением их морфологической структуры, но сохранением смысла. Таким образом создается новое слово.
- В медицине понимается под агглютинацией объединение клеток в новую клетку.
перейти наверх
Лечение
Если речь идет об агглютинации, в результате которой рождаются новые интересные неразрушительные идеи и реализуются полезные задумки, то такой вид мыслительной деятельности не нуждается ни в лечении.
Напротив, это может свидетельствовать о гармоничном развитии личности и её умении всесторонне применять свой опыт и развивать воображение.
В случае же, когда у человека имеются речевые нарушения, связанные с психическими отклонениями или же диагностирована шизофрения, то такому человеку должна быть оказана всесторонняя помощь специалистов, иначе процесс агглютинации у таких людей может приводить к печальным последствиям как для них самих, так и для их окружения.
До сих пор концепция лечения такого рода отклонений вызывает много споров у специалистов, так как нет единых подходов к терапии этого состояния. Большинство специалистов считает, что лечить шизофрению можно амбулаторно, прибегая к госпитализации только при тяжелых формах. Методы лечения включают в себя медикаментозную терапию, а также психокоррекционную работу с пациентом.
Медикаментозное
Симптоматика, сопровождающая процесс агглютинации при речевых расстройствах и шизофрении, в большинстве своем поддается медикаментозной корректировке.
Американские психиатры в основной своей массе рекомендуют применять для лечения таких больных атипичные нейролептики, которые действуют именно на негативные признаки заболевания. При этом они отмечают важность индивидуального подхода и оптимизации схем лечения для каждого пациента.
Для лечения таких больных назначают такие лекарственные средства, как:
- Клозапин;
- Рисперидон;
- Оланзалин;
- Амисульприд.
Данные средства следует продолжать принимать пациентам и после купирования острого приступа, с целью поддержания ремиссии и минимизации рисков обострения заболевания.
При применении этих медикаментов на терапию положительно реагируют 40-50% больных, немного хуже 30-40% и лишь у 20% пациентов лечение не дает должного эффекта. Также эти лекарственные средства снижают негативные явления, характерные для данного расстройства, уменьшая склонность и тягу у таких больных к суицидам, наркомании, алкоголизму.
Психотерапия
В случае если агглютинация является симптомом расстройства для коррекции состояния нередко прибегают к психотерапии, которую проводят в комплексе с медикаментозной терапией. Только лишь медикаментозное купирование симптомов болезни не сможет в полной мере вернуть пациента к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Для работы с такими пациентами применяют:
- когнитивно-поведенческую терапию – данная методика имеет солидную доказательную базу и позволяет снизить у пациентов число рецидивов заболевания. Её суть заключается в проработке ложных деструктивных установок пациентов и перенастройки его мыслительной деятельности в правильном направлении;
- семейную терапию – когда пациент взаимодействует с психиатром не единолично, а вместе со своей семьей. Задача при этом специалиста состоит в обнаружении проблемных вопросов, их разрешении и налаживании в семье нормального здорового микроклимата, что позволит снизить риск обострения заболевания у пациента.
Эти методики помогают пациентам лучше понять свое состояние, уменьшить приступы бреда и галлюцинации. Недостатком данных подходов является их дороговизна, так как такие занятия проводятся в индивидуальном порядке и стоят недешево.
Прогноз
Примерно в каждом 3-ем случае с течением времени удается купировать всю неприятную симптоматику и пациент ощущает себя полноценным членом общества.
Еще значительная часть таких больных демонстрирует умеренную ремиссию, с практически полным отсутствием проявлений заболевания (в том числе нездоровых агглютинации). Успех в лечении зависит от своевременности выявления проблемы и комплексности подхода в лечении – сочетании психокоррекции с лечением лекарственными препаратами.
При наличии благоприятной обстановки в семье и выполнении всех рекомендации врача удается избежать острых проявлении заболевания (бреда, галлюцинации), а также не допустить социальной деградации пациента, выражающейся в повышенной склонности у таких больных к:
- принятию наркотиков;
- распитию алкоголя;
- суициду.
Агглютинация является уникальной формой мыслительного процесса, позволяющей человеку открывать новое, перерабатывая полученную ранее информацию.
В психологии агглютинация может рассматриваться как полезный инструмент, позволяющий здоровому психически человеку развиваться, а также как симптом серьезных психических отклонений. Как правило, эти отклонения встречаются не часто, поэтому в большей мере агглютинация помогает людям совершенствовать свой опыт и находить новые ответы при решении различных задач.