Диссоциация: защитный механизм психики и средство психотерапии

Что нам известно о раздвоении личности?

Синдром раздвоения личности стал известен науке несколько столетий назад. При таком расстройстве пациент чувствует себя не одной, а сразу двумя или более личностями. Причем для каждой из них характерно свое поведение, темперамент, мировоззрение, а в некоторых случаях даже память. Исследования доказали, что у людей с диссоциативным расстройством личности наблюдается повышенное кровяное давление области мозга, а также учащенный пульс. Поэтому, если вовремя не начать лечить психологическое заболевание, то от этого могут пострадать не только близкие люди пациента, но и его организм.

Согласно международной классификации болезней (МКБ) диссоциативное расстройство личности возникает у женщин примерно в 8 раз чаще, нежели у мужчин. Особенно если они подвергались насилию в раннем возрасте. Однако утверждать, что мужчины полностью защищены от диссоциации расстройства личности, станет только некомпетентный психиатр. На самом деле все зависит по большей части не от пола пациента, а от пережитых обстоятельств. Человек не может родиться с таким недугом, поскольку приобретает его в процессе социализации. Как правило, чаще всего заболевание начинает проявляться в подростковом возрасте, однако в некоторых случаях отдельные симптомы могут наблюдаться и у детей.

Конечно же, причины, по которым возникает диссоциация личности, остаются до сих пор полностью неустановленными. Хотя справедливости ради стоит отметить, что подобная тенденция наблюдается практически у всех психических заболеваний. Существует огромное количество теорий и гипотез, которые говорят о возникновении расстройства личности. Однако ни одна из них не может быть универсальной, поскольку психологические заболевания всегда связаны с особенностями характера пациента. Все люди разные, поэтому и эмоции, вызываемые тем или иным событием в жизни, также будут весьма неоднозначны.

На пути к диссоциации и обратно в целостность

На пути к диссоциации и из нее

Ненси Мак-Вильямс в своей чудесной Психоаналитической диагностике описывает отдельной главой диссоциативную личность (множественную личность), к сожалению, довольно коротко. И она разбирает примеры глубоких диссоциаций, когда человек, переключившись в другое состояние мог не помнить и не знать об остальных аспектах своего Я.

А.Е.Личко пишет о неустойчивом типе личности, в котором проявляются черты других типов, и о смешанном типе личности:

«Из предшествующего изложения видно, что смешанные типы довольно распространены и весьма разнообразны. По нашим данным, они представляют почти половину случаев явных акцентуаций характера и более половины — психопатий. Однако выделении смешанных типов в отдельную группу «микстов», «мозаичных» (Гурьева В. А., Гиндикин В. Я., 1980) нам представляется нецелесообразным. В диагностике существенна не просто констатация, что в данном случае сочетаются черты разных типов, но черты каких именно типов входят в это сочетание. Это важно в отношении мер по коррекции поведения, предупреждению декомпенсаций и реактивных состояний и для выбора психотерапевтических подходов. Медико-педагогические программы для таких «мозаичных», например, как эпилептоидно-истероидные, лабильно-сенситивные и гипертимно-неустойчивые, должны быть совершенно различными.» (Психопатии и акцентуации характера у подростков, стр. 93)

Дальше он рассматривает возможные варианты мозаичных личностей, ориентируясь на:

— сочетаемые между собой направления характера (акцентуации),

— когда у человека с одним ядром в силу травмы или резкой смены обстоятельств вынужденно формируется другая личность, другой направленности.

И выводит схему совместимости и трансформаций психопатий и акцентуаций характера.

Есть две точки зрения: что у множественной личности есть несколько (два или больше) независимых ядер (равноценных личностей) и что есть ядро личности, а остальные акцентуации – это следствие слияния с новыми образованиями в моменты вынужденной диссоциации.

Безусловно, нас еще порадуют интереснейшие теоретические исследования и блестящие концепции, я же хочу предложить вашему вниманию заметки и размышления по практическим вопросам работы с клиентами, которые возникают сегодня и сейчас.

Полагаю, что количество людей с диссоциативным расстройством личности будет увеличиваться в ближайшие годы в геометрической прогрессии в силу изменений социальной действительности. Диссоциация, создание множественной структуры личности может казаться отличным ответом на хаотичный, агрессивный и противоречивый в своих требованиях и ценностях социальный контекст.

Похоже, каждому времени соответствует свой ведущий психотип личностной структуры!

Самое время пригласить в нашу беседу вымышленную клиентку Сэдди, у которой базовой структурой личности является диссоциативный вариант.

Есть люди, у которых диссоциация глубока, и они не помнят себя в те моменты времени, когда ими рулили другие личности.

Тут есть спорный момент, действительно ли это так, или это что-то вроде истерической амнезии.

Так или иначе, но большинство людей не доверяет им в том, что действительно они не помнят и не контролируют свои переключения. И подобное недоверие приводит к тому, что они попадают в ситуацию постоянного стресса и напряжения, и что печально, их связь с реальностью (уверенность в своей способности ее адекватно тестировать) ставится под сомнение (ими и окружающими).

С учетом риска ятрогении других впечатлительных людей, во избежание того, что метко описал Джером К.Джером в Трое в лодке не считая собаки, где впечатлительный герой прочел медицинский справочник:

«Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка.

Вначале я даже обиделся: в этом было что-то оскорбительное. С чего это вдруг у меня нет родильной горячки?»

Тема проблем и способов решения у людей со множественным типом личности «слегка умалчивается».

То есть, нет прямого табу, но есть отношение фоновое по типу: «а может быть, зуб не болит? Может быть, мне только кажется, и оно само пройдет, если его не трогать?»

Как будто бы можно придумать и искусственно создать одну из самых сложных защит в психике, и как будто бы если об этом не говорить, то и проблема не проявится.

Итак, людей с настолько глубокой диссоциацией, которые действительно не помнят переключения их состояний, вплоть до выпадение периодов времени из их памяти достаточно мало.

И мой интерес направлен не на них, а на тех, кто ближе к диапазону «пограничная организация личности – невротическая организация личности».

Итак, вымышленная клиентка Сэдди приходит к вымышленному психологу Фролу Евпатьевичу.

Приходит с обычной жизненной проблемой, в состоянии, когда самой справляться становится крайне затруднительно.

Чаще всего она приходит в какой-то из своих очаровательных ипостасей. Это может быть нарциссическое очарование. Это может быть истероидный (демонстративный) «заход на терапию». Или «сознательная жертва» (моральный мазохист), может быть «ответственный ОКР-тип личности».

Первые несколько консультаций идут подозрительно хорошо, слишком правильно, что ли. И так продолжается ровно до того момента, когда психолог делает, говорит, дышит или молчит что-то, что приводит к тому, что какая-то из скрытых квази-личностей (уже не субличностей, но еще и не отдельных личностей) в глубине души Сэдди оказывается задета, или отвергнута, или что-то еще.

Попробую объяснить в чем ловушка.

У Сэдди в силу очень разного жизненного опыта, и в силу особенностей психики (как правило, очень умная, тонко чувствующая и энергоемкая Сэдди, очень привлекательная своей сложностью, тонкостью и глубиной, силой и динамикой для других), у Сэдди как у многоглавого дракончика несколько квази-личностей,

С разными потребностями и желаниями,

Разными ценностями,

Разным отношением к ней, к другим и к миру,

С разным опытом

И, как следствие,

В зависимости от того, какая часть эго-синтонна у Седди (ощущается и переживается ею как она сама) она и реагирует.

Например,

Сэдди 1, шизоидная часть, тонкая, глубокая, наблюдательная, хотела бы медленного, очень бережного сближения в контакте. Длительной и кропотливой работы. И она не собирается доверять Фролу Евпатьевичу в ближайшие 8 месяцев.

Сэдди 2, демонстративная часть, жаждет влюбленности Фрола, провоцирует его, пытается соблазнить-и-отвергнуть, отыгрывает свой опыт девочка-и-отец.

Сэдди 3, взрослая часть, здоровая, адекватная хочет работать. Определить цели терапии, понимать что происходит, получать реальные результаты.

Сэдди 4, королева нарциссов, первые три встречи идеализирует психолога, буквально влюбляется в него, но на четвертой обесценивает не получив желаемого восхищения (а в этот момент «на поверхности» была Сэдди 1, и Фрол Евпатьевич, эмпатичный в контакте медленно и аккуратно общался в безопасном для Сэдди 1 стиле).

И так далее.

Часто такой человек попадает в ситуацию:

Тупик-взрыв-истерика (или соматика, смотря куда пойдет импульс).

За счет чего?

Что-то во внешнем контакте показалось «вкусным» или «опасным» нескольким квази-личностям, они пытаются актуализироваться одновременно, и человек проваливается в сильные эмоциональные переживания, одновременно у него ступор, и он не может совладать с происходящим, довольно мучительная вещь.

Комок чувств, часто сильных и страдательных, спутанные мысли из-за их скорости и «все и сразу» хотят чтобы их думали, на выходе получаем диссоциацию «все, я откличаюсь», туплю, ничего не понимаю, или, что чаще, хочу, чувствую, но не могу сказать, нельзя.

Задачи психолога в работе с клиентом с множественной личностью:

  1. Границы

У множественной личности размыты границы. Одно состояние спонтанно переходит в другое.

У множественной личности когда-то возникла разово, или возникло несколько ситуаций, когда диссоциация (временный отказ от Я и его сокрытие в тайниках души, и создание другой, достоверной личности) оказалась единственной стратегией выживания для данного конкретного человека с возможностями его психики.

Психологу необходимо создать очень четкие (ясные, прозрачные) границы.

Правила работы (где, когда, как, сколько стоит, как часто можно контактировать и т.д.) должны быть понятны, и должны выдерживаться психологом очень последовательно.

Но!

И это важный момент.

Слишком жесткие границы приведут к тому, что некоторые Сэдди ранятся об них, а некоторые Сэдди начнут их сносить (отыгрывая свой прошлый травматичный опыт).

Если обратиться к образу, то это не клетка для помощи раненому зверику, но и не безграничные джунгли, а реабилитационная зона в заповеднике. Есть достаточно свободы, и есть четкие границы –правила.

  1. Близость и дистанция

Часто (практически всегда) в опыте диссоциативной личности были эпизоды:

— психологической травмы,

— раннего разрыва близких значимых отношений,

— сексуального соблазнения ребенка,

— физического насилия (избиения)-это реже всего,

— психологического насилия (длительного нахождения в стрессе, страхе, сносе формирующейся личности ребенка и создании там некоего «правильно образца»)

— поощрения и поддержания зависимой, пассивной и отдающей части личности, путем манипуляций, чувства вины и стыда,

— непосильной нагрузки в смысле гиперответственности ребенка за семью либо полного исключения ответственности ребенка за что бы то ни было,

— игнорирование части личности (часть принимается, остальные отвергаются, игнорируются), обесценивание, гиперкритика.

Если психолог сближается медленно, постепенно устанавливая контакт, то Сэдди или идеализирует его и влюбится, или сбежит в прямом смысле слова, или, что чаще бывает, будет «забалтывать консультации» — не будучи в них вовлеченной, и в какой-то момент вынуждена будет или обесценить их, или идеализировать психолога и добирать необходимую помощь на стороне (самостоятельно, в книгах, и у других людей).

Если психолог форсирует контакт, или будет достаточно решителен (авторитарен, резок и т.д.), то Сэдди или уйдет с ним в агрессивную конфронтацию (а раны будет зализывать снова с кем-то и где-то еще), или травмируется, замкнется и сбежит.

Если психолог будет очень поддерживающим и эмпатичным, то части Сэдди потянутся к нему, но в силу травмы в прошлом, и полученного опыта, остальные актуализируются еще сильнее (будет что-то вроде «эмоционального разрыва»).

На мой взгляд, психологу можно и нужно оставаться стабильным и быть собой в чуть большей мере, чем с остальными клиентами.

Стабильный как человек, как личность психолог становится тем «маяком» — якорем, относительно которого может начать исследовать себя, а затем гармонизировать клиент с диссоциативным типом личности.

Обычно (часто) если выбор психолога идет не в рамках отыгрывания травмы (когда допускается ошибка выбора, и человек попадает к кому-то похожему на агрессора из детства), а из исцеляющего внутреннего импульса клиента, то люди с множественной структурой личности тянутся (выбирают и доверяют) психологов стабильных (уверенных, сильных) –и- достаточно теплых, эмоциональных при этом.

Итак, близость и дистанция регулируется в основном клиентом – насколько для него переносимо приближение, доверие, насыщение, открытие, отдаление.

Психолог остается стабильно собой (последовательным в своей реализованной самости).

  1. Фокусы работы

— стабильный контакт и контракт и ясность

Если вы договорились и если вы пройдете весь путь, то точно придете к хорошему результату. Очень много ресурсов – это большой плюс данной структуры личности.

— важно! Увидеть всех. Дать место каждому.

— затем, когда появилась ясность, познакомились, идет работа с каждой квази-личностью отдельно (кто актуальнее, кто готов проявиться).

При этом, что нужно (чем он мог бы помочь себе и партнеру-психологу) от клиента – это понимание того, что если кто-то внутри «отвергнут» или «голоден» и так далее, то

А. нужно обязательно об этом говорить

Б. понимать (и говорить себе это, поддерживать), что настанет и твоя очередь, Сэдди 1, 2, …5

  1. Инструменты

Чем и как работать?

В каждом конкретном случае нужно подобрать инструменты удобные для клиента и для психолога: для правого полушария и для левого.

Работа должна чередоваться – через образы и метафоры, затем через тело и здравый смысл (рацио).

И снова, и снова, пока клиент не найдет и не соберет все части себя в единую гармоничную личность.

При выборе инструментов: попробовали карты. Пошло? Да, ура! Если нет, убираем карты, достаем краски, и так далее.

То же и с рацио частью. Когнитивные потребности должны быть насыщенны достаточно. Хорошо помогает клиентам ведение дневников, которые психолог читает, и затем что-то из них берется в работу.

  1. Смысловая часть

Когда что-то происходило в жизни Сэдди, и ей пришлось создать Сэдди 2, 3 и т.д., и

Стать ею

Ее новая личность выбирала для себя адаптивную систему ценностей и целей в жизни, и какое-то время была главной, ведущей.

И поэтому, когда «вдруг» оказывается, что есть еще и другие «капитаны» у корабля может возникать сильнейший внутренний конфликт.

Упрощая, Сэдди 1 – трусишка, не ест мяса и мечтает накормить и одеть всех нищих в мире. Сэдди 1 хочет работать с психологом легонько, пару лет, и чтобы психолог был внимательной Доброй МамоПапой для малышки Сэдди 1.

А Сэдди 3 – очень смелая, наглая, для нее главное деньги, и нищих она считает слабаками и жалкими халявщиками. И ей нужен явный видимый результат.

Опорой здесь становится реальная Сэдди в сейчас, но очень медленно, постепенно, шаг за шагом.

И при этом интенсивно, так, чтобы динамика была ощутима самим клиентом (и регулировать интенсивность здесь в большей мере задача клиента, так как то, что он показывает вовне, и то, что происходит у него внутри первую треть пути может очень сильно отличаться).

Из очень богатой разнообразной мозаики клиент кусочек за кусочком собирает себя – свою гармоничную личность, давая место в памяти и встраивая в свою структуру те части, что были отделены им когда-то, чтобы выжить, совладать с жизнью и победить.

Что характерно для диссоциации личности

Если вы хотите разобраться в причинах возникновения какого-либо заболевания, то для начала следует удостовериться в том, что диагноз был поставлен правильно. Для этого необходимо сопоставить поведение пациента с тем, что написано в психологической литературе. Например, для диссоциативного синдрома характерно проявление разных личностей. В большинстве случаев они показывают себя не одновременно, а по очереди, сменяя друг друга, в зависимости от определенной ситуации. Вот еще некоторые особенности раздвоения личности, которые характерны для большинства пациентов, страдающих от этого недуга:

  • полная изоляция памяти, то есть личности ничего не знают друг о друге;
  • признаки предстоящей смены личности – дискомфорт, давление, тошнота;
  • наличие обстоятельств, при которых личности показывают себя окружению.

И это лишь основные из признаков. Как уже говорилось ранее, заболевание может проявлять себя совершенно по разному у различных пациентов. Например, некоторые люди осознают, что они больны, и даже могут контролировать процесс высвобождения личностей, вызывая внутри себя определенные эмоции, которые способствуют проявлению той или иной личности. Другие – понятия не имеют о том, что внутри них сосредоточено несколько личностей. Они не замечают в своем поведении ничего необычного и продолжают жить, как ни в чем не бывало. В один день они могут вести себя искренне и отзывчиво с близкими людьми, а на следующий – лживо и эгоистично.

Симптомы диссоциации

Проблемы с идентичностью или самоощущением

Большинство людей с диссоциативным расстройством не приходят на терапию с жалобами на свою идентичность. Вместо этого они обращаются за помощью для решения других проблем, таких как депрессия, беспокойство, проблемы со сном или проблемы в отношениях. Но они также испытывают странные и пугающие симптомы, которые не имеют смысла, и которые часто приводят их к мысли, что они “сумасшедшие.” Они часто с трудом могут описать этот внутренний опыт и не могут поделиться им, если не спросить, потому что они стыдятся. На самом деле, эти симптомы обычно связаны с открещиванием от влияния других частей личности или самости. Со временем люди понимают свои диссоциативные симптомы, это происходит из-за желания чувствовать себя более комфортно.

Одним из основных симптомов диссоциации является чувство непроизвольности, то есть человек осознает мысли, чувства, поведение, воспоминания и события, и так далее, но эти переживания кажутся не принадлежащими ему или ей. Это своеобразное чувство “не я.” У некоторых людей есть чувство, что в них “более одного человека». Или есть разные «голоса» или личности, некоторые из которых могут иметь свое имя, возраст и другие характеристики, которые отличаются от опыта человека, его или ее основной личности.

Каждая диссоциативная часть личности обладает индивидуальным взглядом на себя, других и мир, часто с разнообразными мыслями, чувствами и поведением, отличным от других частей, даже если очень ограниченно. Как следствие, люди с диссоциативным расстройством могут быть очень запутанными в том, кто они на самом деле, в том, что они думают, чувствуют, делают, желают или испытывают в своем теле.

Диссоциативные части личности на самом деле не являются отдельными идентичностями или личностями в одном теле. Это, скорее, отдельные части Я, которые еще не функционируют вместе.

Слишком мало переживаний

Некоторые диссоциативные симптомы включают очевидную потерю некоторых переживаний, которые, в принципе, должны быть. Таким образом, вы чувствуете “слишком мало». Например, вы можете иметь амнезию, потерю памяти о важных событиях или сегментах вашей жизни. Или, возможно, вы можете внезапно потерять навыки или знания, которые являются естественной частью вашей жизни, такие как как возможность управлять автомобилем или деньгами. Как правило, люди с диссоциациями сообщают, что они вдруг перестали чувствовать эмоции или ощущения в своём теле: они становятся эмоционально или физически оцепенелыми. Эти потери не являются постоянными и не связаны с медицинскими диагнозами, например, деменцией. Они обусловлены деятельностью других частей личности, которые достаточно обособлены.

Эти потери только «кажущиеся». Опыт, который стал не доступен для вас, может быть доступен другой части вас. Вы можете не помнить, что боялись в детстве, другая часть вас чувствует страх или ужас всякий раз, когда возникают похожие ситуации. В то время как вы испытаете мало чувств, другая часть вас может испытывать слишком много чувств.

Диссоциативная амнезия (потеря памяти)

Каждый человек имеет амнезию большей части жизни до 3 лет из-за незрелости мозга. Часто люди могут не вспомнить слишком многого о дошкольных годах. Конечно, никто не помнит все, что с ним случилось. У каждого человека есть степень нормальной забывчивости и искажение памяти. Но в целом, люди должны иметь достаточно последовательные воспоминания о своей жизни и основных событиях жизни с того времени, когда они идут в начальную школу, достаточно, чтобы быть в состоянии складно рассказать о себе.

Амнезия выходит далеко за рамки обычной забывчивости. Она включает в себя серьезные проблемы с памятью, которые не вызваны болезнью или крайней усталостью, алкоголем или другими веществами, изменяющими сознание, это не нормальная забывчивость. Амнезия в этом случае является периодической. Люди с диссоциативным расстройством могут вспомнить одни аспекты события, а другие важные аспекты — нет. В некоторых случаях события целиком недоступны для сознательного вспоминания. Были случаи, когда люди могут иметь амнезию на более длительные периоды времени. Например, человек не может вспомнить ничего из пятого класса или из возраста 9-12 лет.

У людей может быть амнезия не только на прошлое, но и на настоящее. Эта «потеря времени» — характерный симптом множественного (или диссоциативного) расстройства личности. Люди могут оказаться в каком-то месте и понятия не имеют, как они добрались туда. Или есть часы или даже дни, когда они не знают, что они делали.

Диссоциация как отчуждение от себя или своего тела (деперсонализация)

Многие люди обычно испытывают временные формы деперсонализации при усталости или стрессе. Это распространенный симптом при многих психических расстройствах. Может происходить отключение от эмоций; люди чувствуют, что они существуют исключительно «в своей голове»; как будто они мертвы внутри; или «обернуты в хлопок»; или чувствовать себя как «картон» «одномерными». Они чувствуют себя нереальными, как будто не существуют и не имеют контроля над своими действиями. Некоторые люди также сообщают, что они как роботы и действуют «на автопилоте».

Отказ или отчужденность от своего окружения (дереализация)

Дереализация — это когда ваше окружение или люди вокруг вас кажутся нереальными. Например, ваш собственный дом может показаться незнакомым, странным или нереальным, как будто чужим. Или человек, которого вы хорошо знаете, может показаться странным и незнакомым.

Слишком много переживаний

Диссоциативные вторжения — это те симптомы, которые возникают, когда одна диссоциативная часть вторгается в переживание другой. Вторжения могут быть в форме воспоминаний, мыслей, чувств, восприятий, идей, желаний, потребностей или поведение. Вот почему так много разных симптомов имеет диссоциативную основу.

Возможные диссоциативные вторжения включают воспоминания о прошлом, травматические события. Это могут быть внезапные чувства, мысли, импульсы или поведение, которые приходят “из ниоткуда». Это может быть необъяснимая боль или другие ощущения, которые не имеют никакой известной медицинской причины. Чувство, что вы физически контролируемы кем-то другим или другими силами, находящимися вне вашего контроля. Вам могут слышаться голоса комментирующих, спорящих, критикующих, плачущих или звучащие на заднем плане. Это могут быть сильные внутренние переживания, которые не кажутся вашими. Этот переживания возникают, когда диссоциативная часть входит в сознательное понимание. Так вы знакомитесь с некоторыми аспектами того, что эта часть вас переживает.

Источник: Suzette Boon, Kathy Steele, Onno van der Hart «Coping With Trauma-Related Dissociation»

Помощь психолога при травмах и диссоциациях

Причины расстройств личности

Прежде чем рассмотреть примеры диссоциативного расстройства личности из жизни, настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с наиболее распространенными причинами возникновения данного заболевания. Конечно же, психические заболевания очень тяжело поддаются конкретике, однако кое-что общее между различными пациентами выделить все-таки можно. Например, причины возникновения данного недуга:

  • насилие сексуального характера, физического или морального плана;
  • тяжелые психические травмы, полученные в юном возрасте или в детстве;
  • неспособность противостоять стрессовым ситуациям и депрессиям;
  • тяжелые жизненные потрясения (война, катастрофа, смерть и так далее);
  • злоупотребление табаком, алкоголем и другие вредные привычки;
  • последствия применения различных психотропных препаратов;
  • перенесенные травмы головного мозга.

Как видите, причин может быть достаточно много. Раздвоение или диссоциация личности – это обособление своего внутреннего «Я» на несколько самостоятельных частей. Если человек подвергся такому недугу, это не значит, что он перестал быть собой. В каждом из нас есть такие личности, однако они все время находятся в совокупности и создают концепцию собственного «Я». У психически больных людей они находятся обособленно друг от друга и живут собственной жизнью. Чаще всего именно это и пугает родных и близких человека, который заболел этим недугом.

Причины диссоциации

Диссоциация – это в психологии особое состояние, когда в разные моменты жизни поведение человека определяет не его личность, а ряд других, базирующихся в сознании одного и того же индивида. Специалисты имеют все основания полагать, что данное расстройство не возникает безосновательно, само по себе, а ему обязательно предшествуют те или иные факторы, дающие ему старт.

К таким факторам относят:

  • психические травмы, полученные в ранней юности или детстве;

  • имеющиеся эпизоды сексуального насилия над человеком;
  • природная неспособность противостоять стрессу и депрессии;
  • серьезные жизненные трудности и потрясения;
  • наличие пагубных вредных привычек;
  • длительное применение разного рода психотропов;
  • травмы головного мозга.

Как видно факторов, способных стать спусковым механизмом для развития диссоциативного поведения немало.

Виды заболеваний

Психологи различают следующие разновидности диссоциативных расстройств: неспецифическое, обширное, генерализованное, простое. Однако в нашей статье мы рассмотрим данный феномен в общем случае, поскольку углубляться в детали будет довольно долго и не очень интересно.

Также особого внимания заслуживает множественное диссоциативное расстройство личности. Это запущенная фаза заболевания, при которой пациентом могут овладевать до 10 разных личностей. Как правило, чем умнее и разностороннее человек, тем больше личностей будет у него проявляться.

Стоит еще раз отметить, что в каждом случае заболевание проявляет себя по-разному. У одних пациентов эти личности ведут себя достаточно спокойно и не привлекают к себе личного внимания, а у других – проявляют фанатизм или даже агрессию по отношению к окружающим.

Примеры

Есть множество примеров диссоциации у человека, от нормы до патологий. Наиболее ярким является пример множественного (диссоциативного) расстройства личности, или по-простому раздвоения личности.

В этом случае при переживании травматического опыта мозг создает «вторую личность», цель которой как раз состоит в принятии на себя этого самого опыта (чтобы «основная личность» оставалась в безопасности).

Одно из проявлений «нормальной» диссоциации — искажение неприятных фрагментов воспоминаний, внушение самому себе, что ситуация не имела к вам отношения (происходила не с вами) и т.д.

В норме

Диссоциацией в норме (или другими словами адаптивной) считается первая реакция человека на стресс или сильное эмоциональное потрясение.

Когда ситуация требует собранности и надо «взять себя в руки», к чему человек может оказаться не готов, мозг диссоциирует.

Таким образом человеку предоставляется возможность временно отстраниться от эмоций, оценить собственные действия со стороны и принять рациональное решение.

Этот механизм полезен в некоторых случаях. Однако слишком частое использование диссоциации несет негативные последствия (в основном сказывается на отношениях человека с обществом).

Так, люди с повышенной чувствительностью диссоциируют в любых ситуациях, требующих эмоционального вовлечения. В связи с этим им часто трудно наладить отношения с другими людьми.

Постоянная диссоциация понижает эмпатию, пропадает способность оценивать эмоциональную сторону происходящего. Это, в свою очередь, ведет к изоляции, замкнутости индивида.

К постоянным диссоциациям склонны в основном люди, пережившие насилие или травмы в детстве, когда психика особо восприимчива.

Список книг по когнитивно-поведенческой терапии вы найдете на нашем сайте.

Патологическая

При постоянных диссоциациях нарушается психическое здоровье человека.

Могут развиться расстройства из разряда диссоциативных.

Согласно исследованиям, у 98% людей они развиваются в первые годы жизни или в юном возрасте.

Ребенок диссоциирует, когда испытывает болезненное переживание. Вернуть его в нормальное состояние может эмоциональный контакт с одним из родителей (обычно матерью). Если он не получает должной заботы, временная диссоциация превращается в постоянную.

Перетечет это в психическое расстройство или нет, зависит от конкретного человека: имеет ли он природную предрасположенность к расстройствам, высока ли чувствительность, как долго длился травматичный опыт и пр.

Как справиться с диссоциацией при помощи простукивания? Метод эмоциональной свободы:

О стадиях когнитивного развития ребенка читайте здесь.

Признаки диссоциативного расстройства

Симптомы и признаки диссоциации личности могут не проявляться годами, однако для наблюдательного психоаналитика выявить заболевание на стадии формирования не составит большого труда. Все начинается с банальной перемены настроения у человека и изменений в поведении. Возможно, пациенту захочется заняться чем-то, что противоречит его привычному образу жизни. Например, довольно часто больные чувствуют себя в одном образе мужчиной, а в другом – женщиной. Соответственно, признаки заболевания в этом случае будут очень характерными.

Однако бывает и так, что личности начинают проявляться постепенно, не вызывая резких перемен в жизни пациента. На начальной стадии их может быть не больше двух, поэтому даже опытный психиатр не сможет диагностировать недуг. Однако со временем личностей будет появляться все больше и больше. Если они появляются с определенной периодичностью, то родные и близкие пациента могут заметить перемены слишком поздно, когда заболевание будет практически неизлечимым.

Хотя стоит отметить, что при диссоциации расстройства личности человек не утрачивает своего первоначального мироощущения, а все личности являются дополнением к основной. Очень часто пациенты даже приходят в себя на довольно продолжительный промежуток времени, однако резкий скачок настроения может спровоцировать диссоциативный синдром вновь, после чего личности проявят себя во всей красе.

Можно ли жить с подобным заболеванием? В большинстве случаев, да. Однако все строго индивидуально. Стоит осознавать, оказывают ли ваши личности пагубное влияние на общество или же они наоборот – помогают вам бороться с трудностями в тяжелых жизненных ситуациях. Однако не стоит забывать о том, что для подобного заболевания характерны проблемы с физическим состоянием организма. Ярким примером является повышенное артериальное давление, которое может спровоцировать развитие более серьезных заболеваний.

Виды диссоциативных отклонений

Диагнозы, входящие в МКБ-10:

  1. Диссоциативная амнезия (F44). Расстройство, при котором пациент теряет воспоминания о тех или иных фрагментах жизни (как правило, неприятных). При этом сохраняется способность воспринимать новую информацию. Степень тяжести варьируется от легкой (потеря некоторых воспоминаний) до тяжелой (глубокая амнезия). Потеря памяти обычно внезапная, и пациент ее осознает, сознание при этом не нарушается.
  2. Диссоциативная фуга (F44.1). Происходит от латинского «fuga» — «бегство». Больной целенаправленно переезжает в новое место и теряет все воспоминания о прошлой жизни, в том числе забывает свою биографию и имя. Он может придумать новые, найти другую работу и при этом не знать, что он болен. Причиной диссоциативной фуги может стать серьезная травма, пережитая человеком, или тяжелая жизненная ситуация. Таким образом мозг создает защиту, отключается от проблем.
  3. Обычно диссоциативная фуга длится несколько часов или месяцев, и после ее окончания больной вспоминает прошлую жизнь, но забывает все, что было во время фуги.

  4. Состояние транса и одержимости (F44.3). Состояние транса — связь сознательного и бессознательного состояния, сопровождается активностью определенных мозговых волн (в особенности бета). Когда человек впадает в транс целенаправленно, это называется медитацией; в остальных случаях причастно к диссоциативным психическим расстройствам. Одержимость — полное подчинение воли человека какому-то желанию или мысли (одержимость идеей). С точки зрения науки, связано с самовнушением. В обоих случаях в МКБ-10 расстройства классифицируются как «потеря себя как личности».
    Также: диссоциативные двигательные расстройства, конвульсии, потеря чувственного восприятия, деперсонализация личности и пр.
  5. Диссоциативное расстройство идентичности (F44.81). Мало распространенное расстройство, при котором личность человека разделяется на две или несколько (появляются так называемые субличности). Между личностями происходят переключения, то есть в определенные моменты они заменяют друг друга в сознании. При этом они могут быть разного пола и возраста, расы, характера, уровня интеллекта и пр. Как правило одна из личностей не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая.
    Является самым крайним проявлением диссоциации. Возникает как правило в раннем детстве из-за пережитого насилия, сильных стрессов.

    Симптомами сочетает в себе диссоциативную амнезию, фугу, деперсонализацию и т.д. Долгое время существование данного расстройства ставилось под сомнение.

Диссоциативное расстройство — раздвоение личности. О причинах и способах лечения в этом видео:

Диагностика психического заболевания

Биполярное расстройство личности, или диссоциация личности крайне трудно поддается диагностике, особенно на начальных стадиях заболевания. Однако в психологии все-таки можно найти кое-какие критерии, которые позволяют диагностировать психологическое расстройство. В списке ниже перечислены лишь основные из них.

  1. Пациента время от времени посещают разные личности (две или более). Как правило, они обладают собственным возрастом, полом и даже взглядом на жизнь, что, естественно, оказывает влияние на их поведение.
  2. Личности сменяют друг друга поочередно и только по условному сигналу (для каждой личности они разные). Если такого сигнала не произойдет, то больной будет находиться в привычном состоянии.
  3. Человек ничего не помнит о тех моментах, когда он находился в лице каких-то личностей. Данный признак безоговорочно говорит о наличии психического расстройства, но его может и не быть вовсе.
  4. Алкоголь, сигареты и наркотики часто вызывают перемену личностей. То есть вредные привычки оказываются для ним определенным сигналом, как например, сильный стресс или удовольствие.

Если выпал хотя бы один из этих критериев, то уже можно рассуждать о расстройстве личности пациента. Однако также могут присутствовать и другие, более индивидуальные признаки, характеризующие расстройство личности. В этом случае диагностировать подобное заболевание сможет только врач-психотерапевт с большим опытом работы с подобными пациентами.

Многие начинающие специалисты очень часто путают расстройство личности с одной из форм шизофрении, когда пациент общается сам с собой и слышит в голове голоса. Стоит понимать главное отличие этих заболеваний: при синдроме диссоциации личности человек ничего не знает о том, что происходит с его личностями в момент их появления, а при шизофрении провалы в памяти никогда не наблюдаются (только если ей не сопутствует еще какое-нибудь заболевание).

Диссоциация в жизни

После того как я вас сознательно напугал, хочу поговорить о диссоциациях, присутствующих в жизни психически здоровых людей, или — говоря языком психологии — невротиков, коими является большинство людей на планете. Надо сказать, что диссоциация — это защитный механизм психики, который включается, когда человек не может справиться с ситуацией, в которой находится. Это может быть длительная травматическая ситуация или шоковая травма, которую человек не может принять и интегрировать в собственную психику. Наиболее травмирующие и оказывающие сильное влияние на развитие человека ситуации, конечно, возникают в раннем детстве, когда при сильном стрессе ребенок не может справиться сам и у него отсутствует должная поддержка родителей, но также такие ситуации могут возникать и во взрослом периоде жизни. Это локальные стрессовые ситуации или длительные травмирующие ситуации, из которых человек чаще не хочет, чем не может выйти из-за вторичных выгод. Если психика человека не справляется, то включается механизм диссоциации. Человек может выпасть в трансовое состояние, может создать в своей голове иную альтернативную ситуацию, более приемлемую для него, поселить туда свои идеи, мысли, эмоции, и переживать их вместо реальности. Естественно, этот процесс происходит бессознательно. При очень сильных стрессовых ситуациях (таких как различные катастрофы, смерть близких и т.п.) может возникать психогенная амнезия — говоря простым языком, человек не хочет осознавать или признавать произошедшее и может не помнить событие или целую часть жизни. Есть очень много вариантов проявления диссоциации, и даже в самых сложных случаях ее проявление не всегда можно однозначно назвать психическим заболеванием. Большинство людей являются здоровыми с точки зрения психиатрии. Но меня интересует процесс с точки зрения психологии. Что же происходит с психикой и личностью в реальности с точки зрения психологии? Вопреки некоторым бытовым мнениям («а может ему так легче», «лучше не переживать», «пусть так и будет») ничего хорошего в диссоциации нет, поскольку данный процесс не стоит на месте и может усугублять психическое состояние человека, всё больше отдаляя его от реальности. При этом человек неосознанно мучается. В сознательной жизни это может проявляться в кошмарных снах, соматических заболеваниях, асоциальном поведении, употреблении различных психоактивных веществ. Часто это оправдывается и самим человеком и социумом: «у него было трудное детство», «с ним такое случилось» и т.д. Самое худшее в этой ситуации, что человек в это время не живет, а существует, так как он не может полно переживать свою нынешнюю, реальную жизнь из-за не пережитых травм прошлого.

Диссоциация — это естественный процесс психики, который помогает выжить в стрессовой ситуации, когда у человека недостаточно ресурсов для эмоционального вовлечения, и я хочу, чтобы у вас осталось понимание этого. Диссоциация превращается в патологию, если данный процесс защиты используется постоянно, как поведенческий паттерн.

Кроме того, диссоциация нам иногда необходима, и в некоторой степени мы с ней сталкиваемся в повседневной жизни. Диссоциация может происходить в трансовом состоянии, когда человек что-то делает машинально — например, идет полусонный на работу, засыпает или, наоборот, пытается не дать себе заснуть, чтобы досмотреть интересный фильм, думает или медитирует.

Можно ли выявить расстройство с помощью теста?

Ассоциация и диссоциация с собственной личностью легко проверяется с помощью различных психологических тестов. Подобная процедура включает в себя ряд вопросов, которые доктор задает пациенту. Эти вопросы касаются различных социальных моментов в жизни пациента, например, его отношений со сверстниками в подростковом и детском возрасте. Также психолог может выяснить его мировоззрение или отношение к различным жизненным ситуациям. Вот список самых распространенных вопросов, которые специалист задает пациенту:

  • Вы часто используете других людей для достижения собственной выгоды?
  • Вы когда-нибудь врали другим людям? Если да, то насколько серьезно?
  • Любите ли вы рисковать своей жизнью или занимаетесь опасным видом спорта?
  • Как вы думаете, ваши действия могут вызывать опасения у окружающих?
  • Тяжело ли вам работать в новом коллективе или вы одиночка?
  • Как часто вас мучает чувство вины за совершенные поступки?
  • Как вы думаете, испытываете ли вы давление со стороны окружающих?
  • У вас бывают галлюцинации или проблемы со сном?

Что касается последнего пункта, то он заслуживает особого внимания. Расстройство сна с диссоциацией личности неразрывно связаны друг с другом. Как правило, у большинства пациентов, которые страдают от раздвоения личности, наблюдаются проблемы со сном в большей или меньшей степени. Бессонница может быть вызвана различными мыслями или кошмарами, которые приходят к пациенту ночью. Хотя нельзя не отметить, что подобный симптом позволяет достаточно точно диагностировать расстройство личности.

Диссоциация и ассоциация

Ассоциация и диссоциация – два противоположных процесса. При ассоциации человек вовлечен в какую-то ситуацию, при диссоциации – отстранен. Наши воспоминания бывают как ассоциированными, так и диссоциированными. Притом мы сами можем выбирать, какими они будут. Этот прием и используют психотерапевты. Чем больше вовлеченность во что-то (ассоциация), тем острее вы ощущаете какую-то ситуацию, конкретное эмоциональное состояние. Чем меньше вы вовлечены в какие-то воспоминания (диссоциация), тем проще вам объективно проанализировать ситуацию, извлечь из нее урок.

Диссоциация и ассоциация – это две формы восприятия внешней информации. При ассоциации мы активно участвуем в анализе ситуации, осознаем ее, осмысливаем, переживаем. Например, при просмотре фильмов многие люди полностью погружаются в картину, ощущают происходящее на себе. При диссоциации человек анализирует ситуацию со стороны, смотри на нее извне, а не изнутри.

В жизни мы регулярно выбираем один или другой тип восприятия. Если человек зацикливается на одном типе, то это тревожный сигнал. Это говорит о ригидности сознания.

Застревание в состоянии ассоциации приводит к виктимизации мышления. Человек все воспринимает близко к сердцу, играет роль жертвы. Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам. Он не может проявлять эмпатию.

Застревание в одном из состояний определяет человека в группу риска по химическим зависимостям. Алкоголь и наркотики помогают «переключаться». Индивид быстро распознает это и использует такой способ как «лечение».

Застревание в состоянии диссоциации приводит к эмоциональной холодности. Индивид становится неспособным радоваться жизни, своим успехам.

Симптомы расстройства личности

Признаки диссоциативного расстройства личности могут быть самыми разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. Однако выявить заболевание на начальной стадии может быть очень важно. Поэтому родным пациента настоятельно рекомендуется обращать внимание на следующие симптомы диссоциации личности:

  • амнезия – пациент может забыть важные даты из своей личной жизни;
  • провалы в памяти – больной не помнит, как очутился в том или ином месте;
  • появление в доме различных вещей, о происхождении которых никто не знает;
  • забывчивость – пациент все чаще забывает имена малознакомых людей;
  • наличие в доме различных записок, написанных рукой больного;
  • появление ощущения, будто пациент живет совсем в другом мире;
  • ощущение нереальности всего происходящего.

Кроме того, не следует забывать о симптомах тех заболеваний, которые часто сопутствуют расстройству личности, например, депрессия. Для депрессивного состояния практически всегда свойственны такие симптомы, как склонность к суициду, панические атаки, галлюцинации, фобии и так далее. Однако не следует путать симптомы с паранойей или шизофренией, поскольку причины диссоциативного расстройства личности чаще всего кроются в детской травме, а шизофрения может передаваться по наследству.

Признаки

  • ощущение, будто ситуация происходила не с вами;
  • искажения воспоминаний;
  • убежденность в том, что переживаемые чувства вам не принадлежат;
  • убежденность в том, что ваши чувства самостоятельны и не зависят от вас;
  • физическое недомогание: головные боли, возможные боли в участках тела;
  • провалы в памяти, вплоть до амнезии;
  • потеря ощущения и/или понимания реальности;
  • в тяжелых случаях — ощущение выхода из тела, отделения от него сознания; будто смотришь на себя со стороны.

Кроме того, при диссоциации человек может слышать внутренние голоса (беседы его личностей) и иметь склонности к суициду.

Лечение психологического расстройства

Теперь вы знаете о симптомах диссоциативного расстройства личности. Однако этих знаний будет недостаточно для того, чтобы вылечить пациента. Для этой цели рекомендуем ознакомиться с этим пунктом, в котором приведено несколько действенных примеров того, как лечить больного, страдающего расстройством личности.

Итак, практически во всех случаях лечение сводится к комбинированию двух видов: применение сильнодействующих лекарств и психотерапия. Стоит отметить, что проводить психотерапию может только квалифицированный специалист, обладающий достаточно большим опытом. Если дать подобное задание начинающему психотерапевту, который ни разу не сталкивался с диссоциативными расстройствами, до он может навредить пациенту.

Для лечения диссоциативного расстройства личности обычно используются транквилизаторы, дополняющиеся антидепрессантами. Подобная «смесь» делается для того, чтобы было проще унять повышенную активность пациента в фазе проявления той или иной личности, а также снять депрессию. Как правило, именно депрессивные состояния становятся неразлучными спутниками пациентов во время различных психических заболеваний. Однако стоит проявлять предельную осторожность при применении сильнодействующих препаратов, поскольку даже малейшая ошибка в дозировке может привести к побочному эффекту или вызыванию зависимости. Практически всегда такой препарат выдается строго по рецепту врача.

Довольно часто при лечении расстройства личности специалисты применяют гипноз. Действительно, в большинстве случаев он покажет неплохой результат, поскольку с помощью гипноза можно не только убрать неприятные воспоминания из детства, которые поспособствовали развитию заболевания, но и вовсе исключить альтернативное проявление личности. Конечно же, все это возможно лишь в том случае, если специалист действительно обладает хорошими навыками в этой сфере.

Чтобы психическое расстройство не перешло в хроническую стадию, из которой пациента вывести практически невозможно, необходимо уделить достаточно продолжительное время его лечению. В особо запущенных случаях подобный курс длится около 5 лет или даже более того. Для этого специалист может применить один или комбинировать сразу несколько следующих методов:

  • применение медицинских препаратов, транквилизаторов, антидепрессантов;
  • использование различных методов психотерапии (динамическая, когнитивная);
  • терапия на основе выявленных симптомов, сопутствующих этому заболеванию;
  • применение гипноза в лечебных целях.

И это были лишь основные направления, которые необходимо иметь в виду начинающему специалисту. В каждом случае лечение психического расстройства проходит строго индивидуально, поэтому не все методы могут быть одинаково полезны, а некоторые из них могут даже навредить пациенту. Поскольку в истории лечения расстройств личности нельзя найти даже двух идентичных случаев, следует правильно скорректировать комплекс медикаментозного лечения и психотерапевтических мероприятий.

Понятие

Диссоциация — психологический механизм, заключающийся в стремлении человека воспринимать ситуацию так, будто она происходит не с ним, а с кем-то другим.

Мозг диссоциирует, защищая психику от сильных эмоциональных потрясений.

Сами потрясения могут быть как негативными (пережитая травма, неприятные воспоминания), так и позитивными (чересчур сильные положительные эмоции, вызывающие дистресс и истощение).

Диссоциация защищает нас от ударов по психике, т.к. появляется уверенность в том, что мы отсутствуем в данной ситуации. Разум разделяет и редактирует воспоминания. Оригинальные мыслеобразы остаются в подсознании и могут всплыть в памяти, если сработает определенная ассоциация.

В повседневной жизни диссоциация может быть полезна и проявляться в обыденных ситуациях. К примеру, если нужно оценить свой наряд или поведение со стороны.

В XIX веке французский психолог Пьер Жане ввел термин «диссоциация» (от латинского dissociatio — «разъединение, разделение»), обнаружив, что часть идей человека может существовать вне его сознания. Однако эта идея может быть возвращена в сознание с помощью гипноза.

О диссоциации, как о механизме защиты психики в этом ролике:

Какие идеи рассматривает когнитивная психология? Узнайте об этом из нашей статьи.

Профилактика заболевания

Помимо симптомов диссоциативного расстройства личности, также необходимо знать правила профилактики этого психического заболевания, поскольку нередко именно от правильной профилактики зависит сложность лечения. Если удастся выявить предрасположенность пациента к множественным личностям еще на ранней стадии заболевания, то получится остановить прогрессирование недуга или вовсе избавить пациента от него. Исходя из практики психологов, можно выделить следующие правила профилактики:

  • своевременное обращение к врачу при выявлении даже малейших симптомов;
  • периодическое посещение психотерапевта даже после исцеления от болезни;
  • отказ от спиртных напитков, употребления табака и других вредных привычек;
  • избегание стрессовых ситуаций и проявления отрицательных эмоций.

Кроме того, если вы уже обращались к специалисту за помощью, то вам следует обязательно выполнять все его предписания, поскольку это тоже является своеобразной профилактической мерой. Если психотерапевт посоветовал вам найти какое-нибудь занятие, которое будет способно отвлечь вас от насущных проблем, то обязательно последуйте его совету. Если относиться к лечению своего заболевания безответственно, то избежать осложнений не удастся.

Техника «Изменение прошлого»

Никогда не поздно иметь счастливое детство.

Фраза.

Ещё один способ использования ассоциации – диссоциации, это изменение способа восприятия прошлого. Есть хороший способ испортить себе жизнь – все ситуации, связанные с неприятными переживаниями вспоминать ассоциированно, а с приятными – наоборот. Я вам даю гарантию – жизнь станет вполне несносной.

Хотя может при этом она будет и достаточно насыщенной эмоционально. С адреналинчиком, так сказать.

Кстати, есть люди которые именно так и поступают. Они берут кусок прошлого, живенько диссоциируются от всех приятных переживаний, но зато в страдания погружаются с полной самоотдачей. После этого процесса любые текущие неприятности покажутся сущей ерундой – когда сзади подпирает такая куча всякой мерзости. В этом есть определённый смысл. Ну, особенно если задача максимально испортить себе жизнь и помочь в этом другим.

— Не будет ли так, что если диссоциироваться от неприятных переживаний, то опыт теряется. И человек снова и снова наступает на одни и те же грабли?

Опыт то не теряется – вот он. Наблюдай сколько хочешь. Диссоциация как раз и позволяет организовать наш опыт так, чтобы им можно было пользоваться. При взгляде со стороны мы можем более взвешенно оценить собственное и чужое поведение, сделать выводы и так далее. А неприятных переживаний обычно хватает прямо на месте – не вижу смысла влезать в них каждый раз, как нужно что-то вспомнить. Это как если бы для того, чтобы взять нужный справочник сначала нужно было бы пройтись по горящим углям. Это конечно поможет проявиться характеру и подтвердит важность информации… Если кто решится. Скорее всего просто отобьётся всякое желание вообще туда лазить.

Но мне что-то не хочется иметь дома такую библиотеку.

Вопрос в обучении. Выводы сделал, научился – работа окончена. Естественно, если человек туп настолько, что не учится, то жизнь ему будет подкидывать задачки. Пока не научится: сюда нельзя. Но из плохих переживаний, находясь внутри, научиться обычно крайне сложно. Внутри плохо, а когда вышел – думать об этом уже не хочется. Пока опять не вляпаешься в ту же мерзость. От неприятных переживаний хочется уйти. А как обдумать событие, если оно связано с дискомфортным переживанием? Каждый раз проходить через это

не очень хочется. Поэтому стараются просто не думать. Но проблема при этом никуда не денется – если ничего не поменять, в такой же ситуации будет то же самое.

К одесситу подходит приезжий с чемоданом: — Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал? — Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!

Обычно, когда говорят об опыте, то подразумевается, что на событиях человек чему-то научился. Что-то изменил в себе, в своём поведении.

Опыт – это то, что мы получаем, когда не получаем того, что хотим.

Диссоциация как раз и помогает создавать опыт

, воспринимать проблемные ситуации более взвешенно и менее эмоционально.

Демонстрация

Тренер: —Маленькое упражнение. У кого было трудное детство… или юность, или взрослый возраст? Ира.

У тебя было «плохое» детство, а может жизнь у тебя «подпорчена» в другой период?

Клиент: —Это скорее подростковый возраст.

Т: —Хорошо. Но прежде чем мы начнём менять твоё отношение к подростковому возрасту, давай сделаем следующее. Вспомни несколько самых приятных твоих состояний. И по очереди: берёшь приятное состояние – доводишь его до максимума – сжимаешь правую руку в кулак – разжимаешь – выходишь из состояния. И так со всеми состояниями. Желательно чтобы их было не менее 5.

К: —Я взяла «спокойствие», «счастье», «приятную расслабленность», «уважение» и «юмор».

Т: —Отлично. Сейчас сделай следующее – представь на полу кусочек линии времени, который соответствует твоему «подростковому возрасту». Возьми небольшие листики бумаги. Вспоминай более-менее значимые события этого периода, пиши название ситуации на листике и клади его на линию времени.

К:- Листики должны на линии лежать по порядку?

Даже более того – желательно чтобы расстояние между ними было пропорционально временному промежутку между ними.

К: —Сделала.

Т: —Хорошо. Теперь сделай следующее – пройдись по линии времени и рассортируй эти ситуации: те, которые ты считаешь «приятными» оставь на линии времени, а те, которые считаешь «неприятными» сдвинь в сторону.

К: —Сдвигать вправо или влево?

Т: -Как тебе захочется. При чём одни можно сдвинуть вправо, другие влево.

К: —Да, я сделала это.

Т: —Теперь сделай следующее – мысленно сойди с линии времени вправо и пройди через все эти приятные ситуации. Это может быть достаточно быстро, просто проживи все эти приятные события, испытывая опять те же эмоции и чувства. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

К: —Да!

Т: —Замечательно. А теперь ты можешь пройтись еще раз по линии времени, но ты будешь находиться на ней, а те ситуации, которые ты поместила сбоку будут для тебя в виде фильмов об Ире в этих ситуациях. Ты можешь приближать или удалять экраны, на которых тебе показывают это кино, делать их более или менее смутными, превращать в фотографии или наоборот в кино. Если ты отодвигаешь или придвигаешь экран, желательно отодвигать или придвигать на аналогичное расстояние бумажки с названиями этих ситуаций. Но помни, что ты находишься на линии времени, а события тебе только показывают. Если тебе будет всё-таки слишком неприятно смотреть на эти ситуации даже со стороны – задействуй твой положительный якорь – сожми правую руку в кулак. Точно так же, возьми на это столько времени, сколько тебе для этого нужно.

К: —Да, я и это сделала.

Т: —Замечательно. Теперь ещё несколько раз пройдись по линии времени, перепроживая изнутри «приятные» ситуации и наблюдая со стороны «неприятные». Точно так же ты можешь «приятные» сделать ещё более приятными, «неприятные» передвинуть дальше или ближе. Короче, ты можешь поиграться с всеми этими ситуациями, как «приятными», так и «неприятными», делая их более ярче или темнее, более или менее смутными и так далее.

К тому же ты можешь выходить из «приятных» ситуаций и смотреть на них со стороны, и входить в «неприятные» ситуации и проживать их изнутри. Сейчас мы строим в первую очередь «типичное» представление о ситуациях этого периода.

К: —А зачем мне обратно заходить в «неприятные» ситуации?

Т: —Это твоя возможность. Вдруг тебе захочется почувствовать эту ситуацию изнутри. Мы сейчас не столько задаём новое «правильное» восприятие ситуаций, сколько создаём возможности воспринимать как отдельные ситуации, так и целые участки прошлого так, как ты сочтёшь нужным. Добавляем выборов.

К: —О-о-о!

Т: —Что получилось?

К: —Сначала мне казалось, что у меня в этом возрасте просто не было ничего хорошего. А сейчас мне кажется, что приятных событий было даже больше. А многие ситуации, которые мне казались раньше неприятными – я на них посмотрела – они вроде даже как приятными стали. Я их на линию времени поместила. И многое просто ещё вспоминается. Оказывается хорошее было время.

Т: —Ира, подумай. А не может ли вот такое новое восприятие этой части твоего прошлого как-то повредить тебе?

К: —Я думаю, нет.

Т: —И последнее. Ира, посмотри в своё будущее. Что там измениться в связи с этой работой?

К: — Мне кажется, я буду более жизнерадостной. И более уверенной в себе.

Т: —Замечательно. Тебе понравилось то, что получилось?

К: —Да, спасибо!

Т: —Что мы сейчас сделали? Мы просто сменили точку зрения на опыт. Ира проассоциировалась с приятными переживаниями и диссоциировалась от неприятных. Не бывает так, чтобы было совершенно всё плохо. Или всё хорошо. Вопрос только в том, как мы это воспринимаем. Здесь мы обучили Иру воспринимать приятные события ассоциированно, а неприятные – диссоциированно. Правда только на одном кусочке её жизни. Но то же самое можно сделать и для других кусков, а можно и для всей жизни… Просто времени это займёт несколько больше.

Вопросы

— Обязательно эту технику делать с бумажками?

Не обязательно. В принципе, вы всё можете сделать в собственной голове. Но с бумажками и пространственными якорями обычно получается лучше. Когда мы ходим по линии времени, пишем и двигаем бумажки, мы задействуем тело в намного большей степени, чем если просто всё это делаем в голове.

Как вариант: вы можете сделать эту технику (но с разными жизненными участками) с бумажками на полу и только в голове – и сравнить результаты.

— Насколько необходим ресурсный якорь?

Весьма желателен. В некоторых случаях одной диссоциации может не хватить – вот тогда и задействуйте ресурсные якоря.

— А если этого ресурсного якоря не хватит?

Прервитесь, разбейте состояние и найдите ещё ресурсов.

— Нужно ли чтобы первая и последняя ситуация были приятными?

В принципе можно так сделать, но, на мой взгляд, это не жутко принципиально. Такой вариант полезен, например, когда у человека в конце периода лежат только «неприятные» ситуации. Разбавьте их приятными.

— А откуда взять приятные ситуации?

Пусть поищет. Это же может быть что-то не слишком важное, но действительно приятное: вкусно поел, выспался, постоял под горячим душем, купил забавную безделушку…

По шагам

Период.

Определите период времени, который вы воспринимаете как «проблемный», «трудный» или «неприятный». Это может быть связано только с каким-то человеком, местом и т.д. Например «работа в такой-то взаимоотношения с Алексеем» и т.д.

Ресурсный якорь.

Сделайте себе достаточно мощный положительный кинестетический ресурсный якорь.

Линия времени.

Представьте себе выбранный временной участок жизни в виде линии на полу. Напишите на бумажках название значимых ситуаций этого периода и разложите на линии времени в хронологическом порядке.

Сортировка.

Пройдитесь по линии времени, отмечая какие из ситуаций вы оцениваете как «приятные», а какие как «неприятные». При этом бумажки с названиями «приятных» ситуаций оставьте лежать на своих местах, а бумажки с названиями «неприятных» ситуаций отодвиньте вбок.

Теперь пройдитесь по линии времени ещё раз, ассоциировано перепроживая «приятные» ситуации, а «неприятные» помещая рядом с линией времени в виде экранов с диссоциированной (то есть вы видите себя со стороны) картинкой происходившего. Вы так же можете отодвигать эти экраны на то расстояние, которое считаете наиболее оптимальным для восприятия ситуации. При этом бумажки с названиями этих ситуаций так же желательно отодвигать на аналогичное расстояние.

При работе с «отрицательными» ситуациями можно задействовать ресурсный якорь из п.2.

Весьма возможно, что после некоторых изменений некоторые ситуации перестанут быть «неприятными» и даже станут «приятными». В таком случае бумажки с из названиями можно будет вернуть обратно на линию времени.

Перепроживание.

Физически пройдись по линии времени, перепроживая приятные ситуации и рассматривая экраны с «неприятными» ситуациями. Измените то, что считаете нужным изменить.

Экологическая проверка.

Подумайте, не навредит ли вам такое восприятие вашего прошлого. Если может навредить – вернитесь на шаг 4.

Привязка к будущему.

Что вы получили в результате этой техники? Посмотрите в своё будущее – что там изменилось?

Упражнение «Изменение прошлого»

В парах: Клиент, Оператор

.

Оператор

помогает
Клиенту
пройти через процедуру «Изменение прошлого».

30 мин.

Ассоциироваться можно и в другого человека. При ассоциации в другого мы как видим его глазами и слышим его ушами. И используем его ценности.

  • В модели трёхпозиционного описания ассоциация в другого называется «второй позицией». Соответственно, ассоциация в себя – «первой позицией»

Ассоциация в другого – весьма эффективный способ смоделировать чужое поведение и ценности. Это может быть полезно, если вы хотите понять его точку зрения «изнутри». Например, «ассоциация в другого» в различных вариантах – это базовый навык во многих актёрских школах. Актёр «вживается в образ» и начинает вести себя как совершенно другой человек.

Но так же «ассоциация в другого» это и полезный коммуникативный навык. При чём достаточно распространённый в нашей культуре. Слышали фразы:

Встань на моё место.

— Посмотри на ситуацию моими глазами.

— Посмотри на всё это с моей точки зрения.

— Встань на его точку зрения.

Это практически описание стратегий вживания. Просто некоторые более кинестетические: «встань на место», некоторые более визуальные: «посмотри его глазами». Но смысл остаётся тем же – смоделировать другого человека.

  • Подходов в моделировании человека несколько. Один из них аналитический, левополушарный: разобрать чужое поведение на кусочки и выявить закономерности. Второй синтетический, правополушарный: создать общий образ этого человека. А «ассоциация в другого» это просто способ получить доступ к этой модели.

Так же «ассоциацию в другого» можно использовать и для подстройки.

От чего следует оградить детей

Если верить психологии, диссоциативное расстройство личности практически всегда начинает формироваться в раннем возрасте, поэтому если вы хотите защитить своих детей от подобного заболевания, настоятельно рекомендуется следовать советам, которые будут приведены в этом разделе.

Сохранение здорового психологического климата в семье – главная задача любого родителя. Если вы вовремя не сделаете своему ребенку прививку от гриппа, то он может и не заразиться им. Однако при постоянных ссорах и скандалах в семье у ребенка практически наверняка возникнет помешательство на нервной почве. Кроме того, от такого заболевания не найдешь ни вакцины, ни лекарства (все медикаменты лишь притупляют симптомы). Поэтому родители обязаны не выяснять при ребенке отношения, особенно на высоких тонах.

Алкогольная или наркотическая зависимость губит миллионы личностей по всему миру. Однако страшнее всего, когда подобный симптом наблюдается у детей. К сожалению, полностью оградить своего ребенка от пагубного влияния мира вам вряд ли удастся. Однако вы обязаны научить его, что сигареты, алкоголь и наркотики – это зло, к которому он не должен даже прикасаться. Если же вы все-таки обнаружили своего подростка в нетрезвом виде, то не стоит на него кричать или даже бить. Старайтесь общаться на спокойных тонах, однако наказать ребенка все-таки нужно.

Особое внимание следует уделить фактору насилия над детьми, поскольку о нем все чаще стали забывать в последнее время. Если взглянуть на примеры из жизни, диссоциативное расстройство личности чаще всего возникает на фоне насилия над детьми. Факт того, что психическое заболевание возникает именно в детском возрасте, научно обоснован, поэтому любой родитель должен избегать рукоприкладства в воспитательных целях своего ребенка. Кроме того, необходимо регулярно интересоваться жизнью ребенка в школе, чтобы знать о его отношениях со сверстниками и вмешаться в случае необходимости.

В странах третьего мира до сих пор используется узаконенный детский труд. К счастью, в России работодатель может угодить за решетку, если наймет ребенка в качестве работника к себе на предприятие. Однако этим правилом очень часто пренебрегают родители детей, особенно в сельской местности. Конечно же, никто не говорит о том, что ребенок не должен выполнять свои обязанности по дому, однако помните о том, что тяжелый труд может привести к нарушению психики детского организма, особенно если он регулярный.

Если верить статистике, 98 % больных говорят о том, что в детском или юношеском возрасте им пришлось испытать насилие или издевательство со стороны сверстников. Девочки же и вовсе могут поддаться подобному заболеванию после совершения насильственных действий сексуального характера. Поэтому любой родитель обязан оградить своего ребенка от негативного влияния современного мира. Делать это нужно не только для того, чтобы предотвратить развитие психических заболеваний, но и по морально-этическим принципам, сформированными современным обществом. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы их дети росли в любви и безопасности.

Диссоциация: норма и патология

Принято выделять нормативную и патологическую диссоциацию. В первом случае речь идет о естественной защитной реакции на стресс, потрясение, неприятные переживания. Диссоциация в норме возникает в трудных ситуациях, где от человека требуется сохранять собранность, сдержанность, рациональность, но он не может сознательно взять себя в руки. Тогда включается бессознательный процесс – защитный механизм психики. В итоге человек получает преимущество над ситуацией, может трезво оценить ее и принять рациональное решение. В этом случае диссоциацию можно рассматривать как средство адаптации, а не как защитный механизм.

При патологической форме человек диссоциируется в любых эмоциональных ситуациях, а не только в трудных жизненных обстоятельствах. Таких людей называют толстокожими, равнодушными, холодными, черствыми, безэмоциональными. Они исключают любой негатив, отказываются решать конфликты, не готовы к продуктивному социальному взаимодействию. Такое поведение может привести к изоляции.

Бессознательная подстройка

Способ подстройки, которому в первую очередь обычно обучают в НЛП вполне аналитический: вы разбираете поведение человека на элементы: поза, голос, дыхание, движения, ритм, канал восприятия, тип мотивации —

и заимствуете их в своё поведение. После определённой тренировки навык становится бессознательным. Вот только обычно подстройку под каждый паттерн нужно тренировать отдельно. И достаточно долго тренировать.

Есть другой способ подстройки — синтетический.Он очень простой и, в то же время, очень сложный. Простой потому, что здесь от вас не требуется сознательный контроль за процессом: вы просто даете себе задание и разрешаете себе его выполнить. А сложный потому, что некоторым это очень трудно сделать – отпустить себя. Наше сознание очень властно и достаточно часто боится потерять контроль.

Способ подачи команды вполне классический, описанный в народном фольклоре и различных актерских тренировках: «ассоциация в другого». Мы будем использовать более визуальный вариант: вхождение в образ. То есть вам нужно создать образ человека, под которого вы хотите подстроиться, а потом в него «войти» или «надеть на себя».

  • Мы уже об этом говорили – люди часто в речи описывают свои внутренние процессы и стратегии. Все эти «встань на моё место», «посмотри на мир моими глазами» – чаще всего не более чем вербализация того, как конкретно это
    человек делает, его внутренней стратегии. Чаще всего он и сам не осознает что он делает в данном конкретном случае, что происходит внутри него. Но язык хитрая штука…

Образ желательно создать максимально четким и резким из того, что вы можете создать.

  • Это не означает что он должен быть четким и резким.
    У некоторых людей внутренние образы практически всегда размыты, но даже размытый образ можно сделать более четким и резким.

А потом вы в него «входите». А после этого «отпускаете» себя. Внимательно прислушиваетесь к собственному телу. Как оно хочет двигаться, как оно хочет говорить, какие слова. Разрешите ему это сделать. Ваша задача образ удерживать, а тело само решить как лучше достигнуть состояния раппорта. Желательно при этом походить, подвигаться, поговорить.

Этот шаг обычно требуется только на этапе тренировки навыка. Потом это все станет вполне автоматическим: решил внутри что пора подстроиться — и поза изменилась, и голос.

  • Второй вариант – вы никуда не двигаетесь, но образ «надеваете на себя», как костюм. Но в варианте с вхождением, на первых порах, работает лучше. Поэтому я обычно рекомендую сначала «вхождение», а потом только тренировать «надевание».

Забавно при этом то, что подстройка происходит не столь «демонстративно». Немножко изменилась поза, немножко голос, немножко дыхание. Но вот он — раппорт!

— Но если это так просто, зачем вообще нужна сознательная подстройка?

На это есть несколько причин.

Во-первых, вхождение в образ – это всё-таки метафора. Команда бессознательному. А если навыка нет, оно может собственно и не совсем понимать, что собственно от него требуется. А в таком варианте просто всё то, что раньше тренировалось, запускается.

Во-вторых осознание даёт управление. И понимание. И возможность что-то подправить. Вы можете работать с обратной связью, следить и менять своё поведение. В бессознательном варианте такого нет – дал команду и наблюдаешь, как она выполняется. Если плохо выполняется – не совсем понятно, что тогда собственно с этим делать. Если же вы умеете работать сознательно — вы просто переходите в режим сознательного управления и подправляете.

А в-третьих есть еще, как я его называю, правило «жены и тёщи». Оно состоит в том, что в нагрузку к жене вы получаете тёщу (а к мужу – свекровь). Смысл – бессознательное берёт и считывает состояние человека целиком, не фильтруя. Со всеми восторгами, охами, проблемами, зажимами и болячками. И чем лучше вы входите в его состояние, тем больше вы от человека берете. В сознательном варианте вы всё-таки можете фильтровать и в определённой степени контролируете процесс. А в бессознательном варианте он течёт спонтанно. И если у образца насморк… А если чего похуже?

  • Хотя, конечно, это не совсем правда. При определённом опыте и в «бессознательной подстройке» можно контролировать степень вживания в образ другого и отфильтровывать неэкологичные паттерны поведения. Например – изменяя образ, который вы «надеваете на себя».

Так что бессознательная подстройка идет хорошо только как добавочный навык к уже имеющимся сознательным навыкам. Иначе бы вы просто получили ещё один весьма эффективный, опасный и неконтролируемый навык. Я бы не считал это достаточно экологичным подарком.

По шагам.

Образ.

Сначала вы создаете визуальный образ того человека, под которого хотите подстроиться. Старайтесь сделать его максимально четким и резким.

  • Это не означает, что он обязательно будет четким и резким, просто вы делаете это максимально возможно для себя.

Можно даже сделать так: закройте глаза, создайте образ, а потом сравните с оригиналом. Подправьте, а потом опят сравните. Так можно сделать несколько раз, пока не будет достаточно похоже.

Войди в образ.

А теперь вам нужно просто войти в этот образ. Шагнуть в него. Совершенно физически. И отпустить себя. Разрешить своему телу делать то, что оно сочтет нужным. Но исходя из образа. Можно даже немного походить и поговорить, чтобы убедиться, что вы уже немного другой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: