Как не застрять в детстве, или чем грозит остановка морального взросления


Мы останавливаемся в том возрасте, когда любви не хватает

Каждый шаг характеризуется необходимостью, то есть то, как мы нуждаемся в родительской заботе и любви, меняется из года в год.

В раннем детстве формируется доверие, поэтому в это время в жизни любовь выражается через заботу матери и внимание к потребностям ее ребенка. Если на этом этапе привязанность матери не постоянна или она отказывается от ребенка, может развиться недоверие и чрезмерный страх.

В зрелом возрасте сложно установить контакт с этим типом человека. Когда они начинают отношения, обычно чувствуют необходимость что-то доказать другому человеку, а другому нужно проявить лояльность. Когда дело доходит до более тесных межличностных отношений, они могут чувствовать себя уязвимыми и беззащитными.

Виды ригидности

В психологии личностное постоянство является комплексным термином. Такая особенность может влиять на разные сферы жизни людей, поэтому ученые ввели в употребление несколько видов ригидной психики. Каждая разновидность ригидности отличается положительными и отрицательными сторонами.

  • Когнитивная

Стойкость психологических реакций, влияющая на когнитивные способности. В первую очередь речь идет о мышлении и интеллекте. Человек не может изменять свои взгляды и умозаключения во время получения новой информации. Например, ребенок, имеющий такую черту характера, испытывает трудности при изучении литературы из-за фокуса на конкретно-бытовом мышлении. В этом случае рассуждения об абстрактных персонажах и событиях затруднительны. Когнитивное постоянство негативно влияет на эффективность получения новых знаний и навыков.

  • Мотивационная

Стойкость выработанных моделей получения удовлетворения от жизни, не позволяющая развиваться и находить новые сферы деятельности. Люди с такой чертой характера легко отказываются от определенной деятельности из-за неудач. Упрямый характер не дает возможности изменить образ жизни даже в случае, если текущие установки не устраивают человека полностью. Возникает зацикленность на уже выработанных простых моделях удовлетворения собственных потребностей. Человека сложно в чем-либо переубедить из-за низкого эмоционального отклика, поэтому такие люди нередко до конца жизни остаются в плену своих убеждений.

  • Эмоциональная или аффективная

Низкий уровень развития эмоционального интеллекта, влияющий на ответную реакцию психики на внутренние внешние воздействия. Спектр изменения настроения и проявления эмоций чрезвычайно мал, поэтому люди с такой личностной чертой обычно фокусируются на одних и тех же переживаниях. Например, человек может постоянно вспоминать какое-либо событие и получать удовольствие от давно пережитых эмоций. Новые события и незнакомые переживания его не интересуют. Этот тип ригидности крайне негативно влияет на качество межличностных взаимодействий.

Необходимо обратить внимание на то, что для всех типов психологического постоянства характерно появление сверхценной идеи. Это форма одержимости определенными мыслями, эмоциями и целями. Пациент может тратить все свободное время на достижение объективно малозначимых целей. Все другие аспекты жизни не вызывают эмоционального отклика.

В 2-3 года

Несколько лет спустя, в возрасте 2 или 3 лет, ребенок учится быть независимым и развивает самоконтроль. Если родители мешают ему развивать эти аспекты, например, всегда делая то, что ребенок может делать самостоятельно и без затруднений, или наоборот, ожидая, что ребенок сделает невозможные вещи, они могут создать чувство стыда. С другой стороны, если родители не прекращают исправлять своих детей, не понимая естественных потребностей их возраста, те, скорее всего, будут испытывать затруднения, контролируя окружающий их мир и, следовательно, контролируя себя.

Уже можно выбирать фильм? Названа возможная дата открытия кинотеатров в России

Гималайское нагорье эксперты предлагают превратить в мирный природный заповедник

В особняке 1920-х годов даже есть частный кинотеатр, отмеченный наградами (фото)

Как взрослые, вместо того чтобы чувствовать себя уверенными, они чувствуют, что другие всегда анализируют их подробно и относятся к ним с подозрением или неодобрением. Они также могут иметь симптомы обсессивно-компульсивных расстройств и бредового преследования.

Причины возникновения и клинические примеры демонстративного типа личности

Демонстративный или застревающий тип личности – это одна из акцентуаций характера, которая характеризуется эгоцентризмом, жаждой признания, стремлением находиться в центре всеобщего внимания.
Демонстративная личность склонна к позерству, совершению поступков, рассчитанных на произведение внешнего эффекта.

Психиатрия и психология может рассматривать подобные ярко выраженные акцентуации характера в качестве расстройства личности, требующего психотерапевтической коррекции.

Впервые теория об акцентуированных личностях была предложена К. Леонгардом в 1968 году, впоследствии другие ученые и психологи продолжали изучать этот вопрос, предлагая новые методы диагностики акцентуаций и их подробные характеристики.

Методика выявления акцентуированных черт характера, разработанная Леонгардом, включает в себя ряд вопросов, по ответам на которые можно сделать вывод о типе личности пациента. Переработанный и дополненный тест был также предложен другим психологом А. Личко.

Оба опросника получили широкое распространение в современной психологии, и хотя названия типов личности в них варьируются, общие характеристики остались неизменными.

Так, застревающая личность по Леонгарду соответствует личности параноидного или паранойяльного типа по Личко, демонстративный тип приравнивается к истероидному, педантичный к астеническому и т.д.

Основные проявления

Акцентуации – это крайнее выражение нормальной личности, обуславливающее предрасположенность к возникновению различных психосоматических патологий.

Рассматривая особенности личности демонстративного типа, можно отметить, что существуют и другие акцентуации во многом схожие по своим проявлениям.

Если обобщить их, то можно говорить о таком понятии, как антисоциальная личность, к которому в той или иной мере относятся:

  • Демонстративная личность. Отличается постоянным стремлением находиться в центре внимания, склонностью к фантазированию, эксцентричностью. Чувства у таких людей часто поверхностны, лишены глубины, но это не мешает им довольно легко сходиться с окружающими. Среди индивидов с демонстративным складом характера преобладают творческие личности, легко меняющие свои интересы и увлечения;
  • Педантичная личность. Здесь основной чертой выступает пунктуальность, мнительность, повышенная тревожность. Нередко таким людям свойственны альтруистические проявления, принципиальность, целеустремленность;
  • Застревающая личность. Для таких индивидов характерно сосредоточение на какой-либо моно-идее, авторитарность, склонность к формированию бредовых идей, имеют достаточно высокую самооценку;
  • Возбудимый тип личности. Таких людей, пожалуй, в большей степени можно отнести к антисоциальным личностям, так как для них характерны внезапные вспышки агрессии, гнева, склонность к непредсказуемым часто неадекватным поступкам, которые сами он объясняют неправильным поведением окружающих.

Антисоциальный склад характера может представлять собой расстройство личности, составляющее так называемую «краевую» группу, приближаясь к психозам и аффективным расстройствам.

Антисоцильная личность, как отдельный тип акцентуации, характеризуется склонность к аморальным и даже криминальным поступкам, неприятием общепринятых норм и правил. Такие люди в буквальном смысле противопоставляют общественную мораль собственной нравственности.

Личность подобного склада можно назвать конфликтной, так как любые события и поступки окружающих, воспринимаются ей исключительно в негативном ключе.

Демонстративный или застревающий тип личности интересен тем, что в нем в равной степени присутствуют как положительные, так и негативные моменты.

Таким образом, в благоприятных условиях у человека формируется положительный характер, а под воздействием различных негативных факторов – отрицательный.

Плюсом такого склада характера, несомненною является то, что человек любыми путями старается превзойти окружающих, а значит, добивается действительно высоких результатов в различных сферах своей жизни.

При преобладании истерических черт человек, напротив, может испытывать крайнее самодовольство без видимых на то причин.

Паранойяльные же личности, как правило, не обладают такой способностью к самовнушению, а потому им приходится добиваться признания окружающих реальными поступками и достижениями. Однако такое честолюбие часто превращается в негативную черту.

Подобной особенностью обладает и антисоциальная личность, которая на любой протест общественности отвечает агрессией и враждебностью.

Возможные причины

Антисоциальная личность, так же как и другие типы личности, обычно начинает формироваться еще в детском возрасте. Ученым удалось выяснить, что определенная роль в этом процессе принадлежит наследственности, а также методам воспитания, которые были приняты в семье.

Нередко слишком жесткое, авторитарное воспитание с повышенными требованиями к ребенку способствует формированию возбудимой, демонстративной или конфликтной личности.

Не менее пагубно на психике ребенка может сказывать противоречивое воспитание, когда родители сами не могут найти общий язык между собой и придерживаются различных подходов воспитания.

Установление причин, повлекших за собой, формирование той или иной акцентуации характера, важно для проведения эффективной коррекции.

Психотерапевтическое воздействие необходимо не всегда, а лишь в тех случаях, когда определенные черты характера являются выраженными настолько, что мешают индивиду нормально взаимодействовать в социуме.

Также не следует забывать, что преобладание демонстративных или иных черт может способствовать развитию определенных психопатологических состояний.

Клинические примеры

Чтобы более подробно рассмотреть, каким образом демонстративная акцентуация может привести к формированию положительного или отрицательного характера, можно рассмотреть реальные примеры, имевшие место в клинической практике психологов и психотерапевтов.

Так, рассмотрим пример Господина Б., рожденного в начале 20 века в богатой буржуазной семье. Мать его отличалась спокойным, тихим нравом, отец являлся владельцем крупного предприятия и считался справедливым, целеустремленным человеком. Сам Б.

с юных лет отличался честолюбием, свойственным всем демонстративным личностям, очень остро реагировал на любую критику или низкие оценки. Он с отличием закончил учебы и быстро продвигался по карьерной лестнице, выделяясь своей эрудицией и энергичностью.

Стоит отметить, что этот человек не просто предъявлял высокие требования к окружающим, но и сам служил примером для подражания. На протяжении жизни, а в особенности после Первой Мировой войны, Б.

приходилось не раз начинать все с нуля, но трудности только придавали ему еще большей решительности, а самых высоких постов он добивался не благодаря знакомствам, но за счет собственных достижений.

Таким образом, до зрелого возраста акцентуированный характер Б. играла ему исключительно на руку, но в пожилом возрасте проявились и отрицательные стороны.

В возрасте шестидесяти лет, потеряв былой авторитет, он стал проявлять враждебность по отношению к вышестоящему начальству и более молодым сотрудникам, остро чувствовать несправедливость по отношению к себе.

Теперь черты застревающей демонстративной личности побуждают его лишь к бесплодному противостоянию с начальством и более успешными коллегами.

В качестве другого примера можно рассмотреть музыканта, который с детства не проявлял особого интереса к учебе, но интересовался игрой на скрипке.

Благодаря своему честолюбию, этот человек построил блестящую карьеру, хотя постоянно имел столкновения с руководителями и никогда не соглашался идти даже на минимальные уступки. Все это заставляло талантливого музыканта постоянно менять работу.

Вследствие таких эмоциональных перегрузок в возрасте пятидесяти лет у него развился профессиональный невроз. Это говорит о том, что честолюбие в этом случае даже в самые успешные годы не всегда могло компенсировать чувствительность и возбудимость.

Оба обследуемых не были психически больными, хотя у обоих имелись признаки начинающейся психопатологии.

Диагностика и коррекция

Демонстративная, педантичная, возбудимая или иная акцентуированная личность может быть выявлена с помощью специальных тестов и опросников. Лечение обычно проводится с помощью психотерапевтических методик, которые подбираются индивидуально.

Основной целью терапевтического курса становится обучение пациента использовать особенности своего характера во благо, контролировать собственное поведение и эмоции.

С пациентом могут проводится систематические беседы, формирующие четкое представление о том, что лучшим и самым надежным способом привлечения внимания и признания окружающих является социально полезная деятельность.

Важно понимать, что человек с демонстративным типом характера, не развивший у себя ни одного полезного, интересного навыка, может превратиться в антисоциальную, истероидную личность. Не допустить этого можно, выявляя подобные акцентуации еще с детского и подросткового возраста и проводя соответствующую корректирующую работу с предрасположенными личностями.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/lichnosti/demonstrativniy-tip.html

В 3-6 лет

В возрасте от 3 до 6 лет любовь проявляется в поощрении независимости, поддержке инициативы, любознательности и творчества. Если родители не позволяют своему ребенку вести себя автономно на этом этапе и всегда отвечают наказанием, они создадут у ребенка огромное чувство вины.

Взрослая жизнь человека с такой депривацией характеризуется отсутствием внимания к решению проблем, постановке целей и их достижению. Кроме того, постоянная вина может быть причиной пассивности, импотенции или фригидности, а также психотического поведения.

Мозг и ригидность

Главным органом, отвечающим за когнитивные способности, является головной мозг. Это сложная анатомическая структура, образованная многочисленными нейронами и их отростками. Клетки головного мозга образуют крупные отделы, отвечающие за выполнение определенных функций, вроде поддержания дыхания и двигательной активности. Длинные отростки нейронов формируют нервные пучки и волокна, передающие электрические импульсы в разные части организма. Передача импульсов является главным механизмом мозговой деятельности. Интеллект, мышление и эмоции также во многом обусловлены передачей информации от одного нейрона к другому. Когнитивные процессы происходят в высшем отделе головного мозга, называемом корой больших полушарий.

В процессе эволюции функции головного мозга постепенно видоизменялись и развивались. Сначала этот орган отвечал исключительно за высшую регуляцию деятельности органов и тканей. Отделы мозга поддерживали сердцебиение, дыхание, движение, гормональную активность и другие физиологические функции. Все эти процессы можно назвать чрезвычайно ригидными, поскольку спектр изменения физиологической активности определяется заранее заданными генами функциями. То есть ДНК организма сразу определяет, как сердечная активность будет реагировать на определенные внешние и внутренние изменения. Все «ригидные» отделы головного мозга, связанные с контролем физиологии, остались и у человека, однако эволюция также подарила людям наиболее изменчивую часть нервной системы.

Кора больших полушарий позволяет человеку сознательно взаимодействовать с внешним миром и выживать, изменяя свое поведение. Абстрактное мышление дает возможность изучать свойства объектов в отрыве от их непосредственного использования. Это вариативные функции нервной системы, развивающиеся в течение жизни. Новый опыт необходим для отказа от устоявшихся когнитивных стереотипов и формирования новых паттернов мышления. Соответственно, ригидность высшей нервной деятельности является скорее негативной характеристикой, поскольку возможности сознательной деятельности ограничиваются.

Школа

В школьном возрасте развиваются трудолюбие и любовь к работе. Если на этой стадии возникнут сомнения относительно способностей ребенка, возникнет угроза его желанию продолжить учебу, что вызовет чувство неполноценности, которое в будущем подорвет его или ее способность быть активным и продуктивным человеком в обществе.

Пока овощи и фрукты не испортились, делаем яблочные чипсы и вяленые помидоры

Сначала их попросили сделать пару зеркал: работы Симона Крестани и Роберто Рида

Две дощечки и палочки от мороженого — и получилось почти настоящее пианино

Если дети воспринимают школьные победы и работу как единственные критерии, определяющие успех, во взрослом возрасте они, вероятно, станут так называемой «рабочей массой», для которой характерна заранее установленная иерархия.

Поэтому я предлагаю протянуть руку помощи своему внутреннему ребенку и помочь ему расти. Чтобы сделать это, посмотрите на себя как ребенка или просто подумайте о ребенке, который живет внутри вас. Сколько ему лет? Какой он? Что он думает? Кто рядом с ним? Что его беспокоит?

Эмоциональная сепарация

Учитывая российские экономические реалии, выросшие дети не всегда съезжают от родителей. Но эмоциональная сепарация заключается вовсе не в освобождении жилплощади. Исследователи называют ее снижением зависимости от эмоциональных состояний значимого другого (в том числе от родительского одобрения либо неодобрения). Практические психологи говорят проще – это способность распознавать собственные чувства и состояния и возможность сказать «нет» без разрыва отношений. Можно жить в одной квартире с родителями и быть эмоционально самостоятельным по отношению к ним. Для этого необходимо повзрослеть. Взрослый способен принимать ответственность за свои чувства, мысли и поступки, имеет внутреннюю разумную независимость от чужих суждений, умеет отличать реальность от вымысла и достаточно гибко адаптироваться к обстоятельствам, обладает самокритикой. Кроме того, взрослый человек стремится к духовности, то есть гармоничным отношениям с миром, постижению смысла своей жизни. И воспитывает в себе терпимость к взглядам и особенностям других людей. Именно такие характеристики зрелой личности приводит видный отечественный возрастной психолог Евгений Ильин.

Поговорите

Возьмите лист бумаги и две ручки разного цвета, одну левой рукой и другую — правой. Если вы — правша, вашей правой рукой будет ваша взрослая личность, а левой — ваш ребенок. Если вы левша, все будет наоборот.

Теперь разговор только между вами и вашим внутренним ребенком. Кто говорит первым? Как начинается разговор? Ответы могут быть неожиданными и удивительными.

В это время, когда вы нашли своего внутреннего ребенка и разговариваете с ним, настало время начать отношения. Говорите сколько хотите, спросите, нужно ли ему что-нибудь, и дайте ему то, что он просит. Назовите его по имени (ваше), говорите сладкие и любящие слова, выражайте свою любовь и вносите предложения. Будто родитель, которого вы хотели бы иметь в этом возрасте.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: