Многие психологи и психотерапевты отмечают, что работать с проблемами людей гораздо проще, если есть чёткое видение их окружения. Причём коллеги, друзья, знакомые, соседи не играют такой значительной роли в формировании внутреннего состоянии человека, как члены его семьи. Согласно статистике, в 85% случаев именно они напрямую или косвенно, специально или невольно, в прошлом или настоящем становятся причиной всевозможных расстройств личности и поведения. Поэтому неудивительно, что семейная психотерапия стала такой популярной и при систематической работе выдаёт отличные результаты.
Что это такое
Если говорить простыми словами, семейная психотерапия — это работа психотерапевта со всей семьёй либо некоторыми её членами с целью выявить и устранить имеющиеся проблемы психологического характера. Сразу стоит оговориться, что дело не только в межличностных конфликтах (ссоры между супругами, недопонимание между родителями и подростками, трудности в воспитании усыновлённых детей). Часто приходится вызывать на сеансы и консультации близких родственников человека, страдающего серьёзным расстройством с целью помочь ему преодолеть болезнь.
Многие годы одной из основных проблем семейной психотерапии была невостребованность. Некоторые члены семьи (чаще всего мужчины) считали чем-то постыдным ходить на сеансы к «мозгоправу», ведь они абсолютно здоровы. Однако в последние время такие косные взгляды постепенно искореняются. На Западе уже стало не только привычным делом, но и чуть ли не обязательным иметь собственного психолога или психотерапевта. Они принимают активное участие в воспитании детей, бракоразводном процессе и многих других ключевых моментах.
Это очень полезная тенденция, когда один и тот же специалист на протяжении многих лет ведёт одну и ту же семью. Он лучше разбирается в возникающих проблемах, зная, как именно и какие отношения складывались между её членами с течением времени.
Из истории
Семейная психотерапия как отдельное направление формировалось почти два столетия. Ещё в 1817 году профессор патологии и терапии Фридрих Уден впервые высказал мысль о том, что причины истеричности ребёнка следует искать прежде всего в его воспитании и отношениях с родителями. К концу XIX века с родственниками психически нездоровых пациентов уже проводились консультации.
В начале XX века психиатры, клинические и социальные психологи, социологи стали проводить систематические исследования семьи. Причём они охватывали самые разные аспекты: процесс воспитания детей, взаимоотношения поколений, лидерство отдельных членов, межличностные конфликты между супругами, коммуникации с окружающей средой, культурные и духовные ценности, материальный статус.
Потребность в семейной психотерапии возросла во многих странах после окончания Второй мировой войны (после 1945 года). На улице оказалось огромное количество осиротевших детей, чьи родители были убиты. В каждой второй семье были потери, кто-то не вернулся с фронта. При этом надо было как-то жить дальше. Все эти трудности помогали преодолеть не только социальные работники, но и семейные психотерапевты.
С тех пор семейная психотерапия стала развиваться семимильными шагами. Появилось множество направлений, рассматривающих основные проблемы и конфликты между родственниками с разных сторон, использующих разные методы и техники для их устранения.
Системная семейная психотерапия
В понятие «семейной психотерапии» Эйдемиллер внес некогда свои поправки, тем самым расширив рамки данного метода. С его точки зрения, данная техника является не только лишь влиянием на конкретного индивида, но способом воздействия на семью как на открытую живую систему с целью улучшения и оптимизации ее функционирования. Сама методика сформировалась и развивалась относительно недавно, наряду с кибернетикой, чем обусловлен ее системный подход. Наравне с другими узконаправленными техниками в психиатрии, системная семейная психотерапия является самой «молодой». Данная методика, будучи направленной на работу с внутренними связями в коллективе и решение возникающих межличностных конфликтов, рассматривает в качестве базиса системную структуру семьи как коллектива и особенности семейных взаимоотношений для данного конкретного случая.
Система семьи находится в очень тесном контакте с окружающим миром, постоянно проводя в нем те или определенные действия, которые так же могут влиять на внутреннее состояние семьи. Таким образом, семья как система является системой открытой. При этом главной ее особенностью является тот факт, что генератор, то есть «ядро» направления действия как бы размещено внутри системы. Из этого легко сделать вывод о том, что поведение всех участников семьи напрямую зависит не от внешних факторов. а от их личностных идей, мотивов, а также потребностей. А если рассматривать иерархическую систему положения элементов, то по отношению к индивиду, как элементу, составляющему систему семьи, эта система является первичной. Таким образом, в рамках психотерапии, разумнее воздействовать не на конкретную личность, а на саму систему.
Под системой семьи, как правило, понимают группу людей, которые объединены между собой общим местом проживания, бытом, идеями и целями, а также, прежде всего, взаимоотношениями. Весьма часто встречается такое явление как «тотальность системы». Под ней подразумевается ситуация, когда происходящее в семье практически не зависит от индивидуальной мотивации, планов и намерения определенного субъекта, поскольку состояние семьи регулируется лишь самой системой. Если говорить о различных подходах и техниках, то наиболее популярным в наше время является метод Варга. Этот специалист весьма углубленно и точно изучил особенности семейной структуры, ее эмоциональные состояния, стадии формирования и перемены в структуре. При чем он рассматривает все эти элементы в рамках русской семьи, что весьма важно, так как семейная система во многом зависит от менталитета.
перейти наверх
Цели и задачи
Основная цель семейной психотерапии — коррекция межличностных отношений внутри семьи, направленная на устранение эмоциональных расстройств, ярко выраженных у одного из её членов или сразу нескольких.
Основные направления и задачи:
- выявить конфликт и его участников;
- изменить в семье представления о создавшейся конфликтной ситуации;
- трансформация взглядов от индивидуально-личностных — к системно-коллективному;
- наладить отношения между разными группами родственников и в целом;
- создать альтернативные модели разрешения конфликта для того, чтобы каждому предоставить выбор;
- повысить толерантность, особенно в отношении больного или просто проблемного родственника;
- выстроить новые иерархические отношения;
- научить семью самостоятельно находить ресурсы для разрешения конфликтных ситуаций и успешно решать их собственными силами, без привлечения помощи со стороны;
- устранить дисфункциональные стереотипы поведения, которые тянутся из детства;
- вскрыть секреты, установить доверительные отношения.
Если конфликт касается лишь двух членов семьи, работа обычно ведётся только в этой паре и ставится задача нормализовать их отношения друг с другом. Если психотерапевт занимается с проблемным (психически больным) родственником, направление кардинально меняется — на сеансы приглашаются все, кто проживает вместе с ним.
Другие направления
Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил. Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной метод.
Из представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте, наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker) и Огаст Напир (August Napier). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер, Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999).
Основы
Для получения более эффективных результатов были разработаны три базовых принципа.
Принцип 1. Циркуляция
Все события, происходящие в семье, подчиняются круговой, а не линейной причинности.
Пример. Напряжённые отношения между супругами → недостаток внимания детям → проблемы в обучении → внутрисемейные конфликты (кто виноват) → ухудшение отношений между супругами (круг замкнулся).
Принцип 2. Гипотетичность
Несколько сеансов психотерапевту приходится проводить вслепую, основываясь только на собственных гипотезах, что происходит между родственниками, пока они не вскроют свои секреты и не подтвердят одну из его гипотез.
Принцип 3. Нейтральность
Со стороны психотерапевта — сочувствующее, спокойное, доброжелательное отношение к каждому родственнику в равной степени. Ему нельзя принимать ничью сторону, кого-то осуждать. Он должен видеть страдания отдельного человека. Во время сеанса все должны иметь возможность говорить и быть услышанными.
Данные принципы используются во всех направлениях современной семейной психотерапии.
Основные направления
Изначально внутри семейной психотерапии выделилось два направления.
Направление 1. Психогенетическое
В формировании личностных и поведенческих аномалий, клинических психозов главную роль играют отношения, которые складываются у человека с родственниками. При этом биологическим факторам (той же наследственной предрасположенности, генетическим синдромам, перенесённым заболеваниям) часто уделялось недостаточно внимания.
Направление 2. Клинико-генетическое
Причинами расстройств могут стать как внутрисемейные конфликты и детские психотравмы, так и генетические особенности, передающиеся из поколения в поколение. В связи с этим в рамках данного направления на предмет наследственности рассматривались и пожилые представители семьи, и их родители, чтобы исключить роль биологических факторов в развитии аномалий и психозов.
Впоследствии оба этих направления были объединены. В большинстве современных школ семейной психотерапии любое расстройство рассматривается как результат сложных взаимодействий отношений родственников и биологических факторов.
В современной семейной психотерапии выделяются следующие направления.
Системная семейная психотерапия (ССП)
Самое молодое, перспективное и пользующееся успехом в США и на Западе направление. Основная особенность, отличающая его от остальных школ, заключается в системном подходе к решению всех проблем.
Семья как система
Во-первых, представители ССП рассматривают каждую семью как отдельную систему, в которой все элементы (её члены) связаны между собой и работают на единую цель (комфортное сосуществование). Если проблемы возникают у кого-то одного, неизменно рушится вся модель. Поэтому в системной семейной психотерапии не будут работать с изолированной парой (супругами, например, или только с отчимом и падчерицей). На сеансы приглашаются все, кто живёт в доме под одной крышей, даже если там случайно оказался один из дальних родственников.
Личность как система
Во-вторых, системная семейная психотерапия рассматривает каждого члена ячейки общества как отдельную систему. Она функционирует, благодаря тесной взаимосвязи таких структурных компонентов, как физиология, психика, поведенческие паттерны, мировоззрения, ценности. И все они так или иначе зависят друг от друга.
Применяемые методы:
- круговые и шкальные вопросы;
- рефрейминг;
- парадоксальное вмешательство;
- домашние задания;
- скульптуры;
- социограмма;
- групповая рефлексия.
Системная психотерапия семейных отношений официально признана на государственном уровне как лечебный метод различного рода расстройств в США, Финляндии, Италии, Швейцарии, Австрии, Германии, Польше, Венгрии и Великобритании. На сегодняшний день имеются результаты 80 рандомных исследований, подтверждающих, что ССП — реально работающий метод, обеспечивающий долгосрочный эффект. С 2009 года ведётся подготовка специалистов в области системной семейной психотерапии взрослых, с 2010 — детей и подростков.
Есть у неё и недостатки. Во-первых, она слишком эклектична: нет основной базы, которая бы смогла объединить все взгляды в рамках данного направления. Второй минус вытекает из первого — в разных школах ССП по-разному смотрят на разрешение некоторых внутрисемейных конфликтов и лечение расстройств. В-третьих, здесь слишком зацикливаются на личностных отношениях между родственниками и часто упускают из вида биологические факторы.
Интенсивная семейная психотерапия (ИСП)
Интенсивная семейная психотерапия — форма социально-психологической реабилитации, ориентированная на детей, находящихся на грани изъятия у родителей и помещения в государственные учреждения (детские дома и интернаты). Цель — не допустить такого развития событий, помочь семье преодолеть возникшие трудности и снизить риск негативных последствий.
В центре внимания ИСП обычно находятся трудные подростки, отличающиеся девиантным поведением и конфликтующие с большинством окружающих. Основная методика — выезд мобильной бригады специалистов на дом. В неё входят не только психотерапевт, но и социальный работник, юрист, психолог, участковый. Сеансы, как правило, проходят в привычной для всех родственников среде.
Задачи ИСП:
- мобилизовать ресурсы семьи;
- укрепить внутрисемейные связи;
- улучшить климат в семье;
- восстановить позитивные контакты несовершеннолетнего и устранить негативные;
- повысить интерес ребёнка к учёбе;
- сформировать навыки самостоятельного решения конфликтов и проблем;
- постоянно контролировать всё происходящее.
Модель основана на командном подходе и межведомственном взаимодействии. Все родственники вовлекаются в планирование и реализацию программы по собственной реабилитации. Реанимируются внутренние ресурсы семьи, способные запустить позитивные изменения, которые приводят к выходу из сложной ситуации.
Используется преимущественно в психосоциальной работе с трудными подростками и социально опасными семьями.
Поведенческая семейная психотерапия (ПСП)
Подробно разобрана в трудах Скиннера, Бандуры, Роттера, Зиглера. Она не занимается изучением прошлого. Её цель — анализ последовательности поступков родственников в настоящем. Нормальное развитие семьи, с их точки зрения, — когда все её члены ведут себя по отношению друг к другу приятно. Искажённое — если они раздражают друг друга и создают конфликтные ситуации.
В отличие от системной СП, поведенческая работает с парами: например, муж — жена или ребёнок — родитель. Задача — наладить их межличностные отношения. Одним из достоинств данного направления является хорошо разработанная система техник.
Техники оперантного обусловливания:
- шейпинг;
- жетоны;
- контракты;
- обмен изменениями за вознаграждение;
- тайм-аут.
Техники респондентного обусловливания:
- систематическая десенсибилизация;
- тренинг самоутверждения;
- аверсы;
- сексуальная терапия.
Когнитивно-аффективные техники:
- остановка мыслей;
- рационально-эмоциональная терапия;
- рационально-эмоциональная поведенческая терапия;
- моделирование;
- реатрибуция.
ПСП достигает целей, но не улучшает функционирование всей внутрисемейной системы, а результаты носят чаще всего кратковременный характер.
Кризисная семейная психотерапия (КСП)
Занимается непосредственно конфликтами. Цели: сплотить семью, улучшить адаптацию родственников к кризисным ситуациям, выработать конструктивный стиль общения между ними. Чаще всего рассматриваются два психологических переломных момента:
- Разлад между супругами, когда риск развода становится критическим.
- Детско-родительский на грани побега ребёнка из семьи.
Возможные выходы, которые предлагает КСП:
- восстановление докризисных отношений;
- заключение компромисса, сохранение неустойчивого, но всё же равновесия;
- окончательный разрыв отношений, который является единственным выходом из создавшейся ситуации.
Отличительная особенность КСП: психотерапевт выполняет функции посредника, а не судьи, не принимая ничью сторону. Основные методы — генограмма и линия времени.
Игровая семейная психотерапия (ИСП)
Недирективное направление, ориентированное прежде всего на эмоции и работающее с семьями, в которых есть дети младшего возраста. Ведь именно игры отражают систему их взаимоотношений со взрослыми, в частности — с родителями. Здесь главное — правильно подобрать условия ролевой игры, которая позволит раскрыться и показать своё истинное лицо всем участникам.
Преимущества ИСП:
- простота и естественность процесса;
- быстрое установление контакта с психотерапевтом;
- активное включение в процесс детей младшего возраста, не способных чётко вербализовать свои чувства, эмоции, ощущения;
- возможность выявления неосознанных или скрываемых проблем, которые родственники не готовы открыто обсуждать;
- демонстрация отношений в символической форме;
- возможность сократить длительный курс лечения.
Основное понятие в ИСП — перенос, когда родственники проецируют свои межличностные отношения на игру. Иногда расшифровка их высказываний и действий достаточно сложна и требует от психотерапевта высокого профессионализма.
Позитивная семейная психотерапия
Направление, работающее с целой системой взаимоотношений, в которую входят:
- психотерапевт;
- отдельная личность;
- семья;
- общество.
Основные усилия, конечно, направлены на семью. Но этим работа не ограничивается. Цель — создать условия для продуктивного взаимодействия всех членов с окружающими их людьми: коллегами на работе, соседями, друзьями, одноклассниками в школе. Задействуются внутрисемейные, индивидуальные, социоэкологические и культурные ресурсы. Варианты решения конфликтов здесь более расширены, чем в остальных направлениях. Для устранения проблемы психотерапевт активно привлекает тех, кто составляет окружение семьи.
LiveInternetLiveInternet
Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной терапии: Руководство. — М., 2001, 336 с.
Скачать
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………… 1 ГЛАВА 1:КОНСТРУИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК………….. 4 ГЛАВА 2: ФАНТАЗИЯ И ОБРАЗЫ……………………………. 14 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………. 14 2-1.»ВОСПОМИНАНИЯ» ………………………………….. 20 2-2. СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ……………………………… 24 2-3 СЕМЕЙНОЕ КУКОЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ……………………….. 31 2-4. ПОЭЗИЯ И ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА В СУПРУЖУСКИХ ГРУППАХ……… 35 2-5. «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ»…………………………………. 39 2-6 СОЗДАНИЕ АНАЛОГИЧНЫХ СИТУАЦИЙ……………………… 44 2-7 ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………. 47 2-8 ПРОЯСНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ «МАМА ВСЕГДА ГОВОРИТ… ПАПА ВСЕГДА ГОВОРИТ»………………………………….. 51 2-9 СРАВНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ………………………………. 57 2-10 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОВ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ……………… 60 2-11 НАРИСУЙ СОН…………………………………….. 64 2-12 РОЛЬ СНОВИДЕНИЙ В СЕКСУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ……………… — 2-13 РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В СЕКСУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ…………….. — 2-14 ОБРАЗЫ: СОБЫТИЯ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ………………. 68 2-15 НАПРАВЛЯЮЩИЙ ОБРАЗ: ВНУТРЕННИЙ СОВЕТНИК……………. 72 2-16 СУПРУЖЕСКИЕ ОБРАЗЫ………………………………. 78 2-17 ПУСТОЙ СТУЛ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ……………………. 81 Глава 3: СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ……………………… 87 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………. 87 3-18 СЕМЕЙНАЯ СКУЛЬПТУРА……………………………… 91 5-19 СЕМЕЙНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ…………………………….. 98 5-20 ГЕНОГРАММА……………………………………… 102 3-21 РОЛЕВАЯ КАРТОЧНАЯ ИГРА…………………………… 110 3-22 ЭКОКАРТА: КАРТИРОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ……………. 117 3-23 СОЛОМЕННАЯ БАШНЯ………………………………… 124 3-24 СЕМЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО…………………………… — 3-25 СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА…………………………….. — Глава 4: СТРУКТУРНЫЕ ХОДЫ…………………………….. 130 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………. 130 4-26 СЛЕЖЕНИЕ……………………………………….. — 4-27 ПОДДЕРЖКА МЕЖПОКОЛЕННЫХ ГРАНИЦ……………………. 136 4-28 ПРИСОЕДИНЕНИЕ К СУБСИСТЕМЕ……………………….. 141 4-29 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ…………………………… 147 4-30 СЕМЕЙНЫЙ РИТУАЛ…………………………………. 151 4-31 ОТПУСК…………………………………………. — 4-32 ОБМЕН РОЛЯМИ……………………………………. 156 4-33 ВЫЗОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ…………………………… 160 Глава5: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ………………………….. 167 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………. 167 5-34. СУПРУЖЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ………….. 171 5-35 ИГРА «СУПРУЖЕСКИЙ КОНТРАКТ»………………………. — 5-36 ДНИ ЗАБОТЫ …………………………………….. 178 5-37 СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ………….. — 5-38 ПОЗИТИВНЫЕ ОБМЕНЫ……………………………….. 183 5-39 ЧТЕНИЕ ВСЛУХ В СУПРУЖЕСКОЙ ТЕРАПИИ………………… 189 5-40 ОБУЧЕНИЕ ОСОЗНАНИЮ ВЫБОРА……………………….. 194 5-41 СИМВОЛИЗМ И ПОДАРКИ……………………………… — 5-42 СТРУКТУРИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ…………………. — ГЛАВА 6: ПАРАДОКС……………………………………. 200 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………. 200 6-44 РЕФРЕЙМИНГ……………………………………… 210 6-45 СИМУЛЯЦИЯ СИМПТОМА………………………………. 215 6-46 ИЛЛЮЗИЯ АЛЬТЕРНАТИВ……………………………… 218 6-47 ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ПИСЬМО: КАК ЗАПОЛУЧИТЬ НА ТЕРАПИЮ СОПРОТИВЛЯЮЩЕГОСЯ ЧЛЕНА СЕМЬИ…………… 221 6-48 ЗАГРЯЗНЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ…………………. 225 6-49 ПСИХОТЕРАПЕВТ КАК РЕЖИССЕР СЕМЕЙНОЙ ДРАМЫ………….. 230 6-50 ПРЕДПИСАННОЕ НЕРАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ…………………. — 6-51 ПАРИ С ПОДРОСТКАМИ………………………………. 236 6-52 ПРИСОЕДИНЯЯСЬ К ОППОЗИЦИИ: ПРИМЕНЕНИЕ ПАРАДОКСА В СЛУЧАЕ С ДЕВИАНТНЫМ КЛИЕНТОМ И ЕГО УСТУПЧИВОЙ СЕМЬЕЙ… 239 6-53 ДЕЛАЯ КЛИЕНТА ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА СИМПТОМ…………….. — ГЛАВА 7: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МОДЕЛИ………………………… 246 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………. 246 7-54. КО-ТЕРАПИЯ…………………………………….. 247 5-55. ВИДЕОМАГНИТОФОННЫЙ ПРОИГРЫШ……………………… 252 7-56. ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ………………… 256 7-57. ДОМАШНИЕ ВИЗИТЫ………………………………… 259 7-58. СЕМЕЙНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МАРАФОН………………….. — 7-59. РАБОТА С СИМУЛИРОВАННЫМИ СЕМЬЯМИ…………………. — Глава 8: ЭПИЛОГ……………………………………… 263 Литература………………………………………….. 269
Вложение: 3771539_SHerman_R.rar