Пирамида потребностей Маслоу и её применение в жизни


Потребности определяют жизнь человечества. Причем если их не удовлетворять, люди выказывают нетерпение, а если выполнить полностью, станут равнодушными. Больше 50 лет назад авторитетный американский психолог Абрахам Маслоу смог структурировать наши желания и нужды в общий рисунок – пирамиду потребностей человека, которая состоит из 7 уровней, примеров эффективного практического применения теории в бизнесе и личных интересах более чем достаточно. Ей восхищаются и критикуют одновременно. Чтобы научиться применять ее, нужно разобраться в структуре и закономерностях ее создания.

Теория Маслоу – кратко

Целью исследователя были основные стимулы и мотиваторы, понимание того, что является главной движущей силой и призывом к действию.Он высказал идею о том, что у каждого из нас есть условия для комфортной жизни, к ним мы стремимся и их добиваемся. Что-то для нас важнее, что-то значительно, но не первостепенно. На основании такого вывода психолог построил иерархию необходимых требований. В нее включены физиологические нужды, безопасность, желание любить и быть любимыми, уважение, статус и самореализация.

Если базовые стремления не удовлетворены, людям сложно думать о высших материях. Когда зарплаты не хватает на ежедневные расходы, вы работаете на износ и не спите ночами, чтобы закрыть ипотеку, вам некогда думать о саморазвитии, да и захотите вы этого вряд ли.

Авторство

Свои мысли Маслоу изложил в трактате «Мотивация и личность», опубликованном в 1954 году.

Важно, что по его мнению, очередность обеспечения необходимых благ может меняться у разных людей, именно поэтому он не рисовал диаграмму и не представлял свою концепцию в виде схемы. Это сделали его ученики и последователи. По одним источникам автором является Ф.Котлер – писатель настольной книги маркетологов «Основы маркетинга», по другим – У.Стопп, который через пять лет после смерти автора опубликовал иерархию желаний в своих статьях.

Таблица

В основе пирамиды Маслоу лежат базовые инстинкты человека, которые психология считала исключительно важными потребностями для удовлетворительного уровня жизни. Удивительно, но порывы души не брали в расчет вплоть до середины 20 века, пока о них не заговорил психолог-новатор.

УровеньОпределениеКраткое объяснение
ФизиологическийОбъединяет то, что естественным образом связано с жизнедеятельностью человека и его социальностью.
  • мы дышим, для этого важен свежий и чистый воздух;
  • спим не менее 7 часов в сутки на удобной постели;
  • едим, поэтому постоянно пополняем запасы пищи;
  • нам нужна одежда, чтобы защититься от погодных изменений и выйти в свет;
  • мы бережем здоровье.
БезопасностьНеобходимость чувствовать защищенность и комфорт для себя и своих близких.
  • ребенок плачет, когда уходит мама, потому что теряет защиту;
  • мы живем в теплых домах;
  • закрываем двери на замок;
  • получаем социальные гарантии на работе;
  • страхуем имущество и здоровье.
СоциальныйВключает общение, привязанности, создание семьи, совместную деятельность.
  • любим похвалу;
  • ищем друзей;
  • вступаем в сообщества;
  • выходим замуж и женимся;
  • участвуем в мероприятиях;
  • ходим в гости.
Престиж и репутацияНапоминает о желании быть нужным и важным, уважать себя и получить признание от общества.
  • мечтаем выиграть конкурс;
  • получить звание;
  • написать книгу;
  • вести свой блог;
  • войти в профессиональный рейтинг.
Познавательный (творческий)Выражает стремление к новым знаниям, расширению эрудиции и развитию интеллекта.
  • путешествуем;
  • получаем второе образование;
  • проходим курсы;
  • участвуем в тренингах и семинарах;
  • изучаем методики познания.
ЭстетическийПомогает прийти к гармонии и радости через красоту и искусство.
  • посещаем выставки и музеи;
  • коллекционируем предметы искусства;
  • ходим на концерты, спектакли;
  • украшаем свой домлепим, рисуем, творим
ДуховныйВысший уровень потребностей в гармоничном развитии личности.
  • ищем свой путь;
  • пересматриваем систему ценностей;
  • обращаемся к наставникам;
  • реализуем планы и мечты.

Дарья Милай

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Пирамида потребностей Маслоу: что это такое?

Пирамида потребностей Маслоу – это иерархическая модель человеческих потребностей, которая отражает суть мотивационной теории иерархических потребностей и является несколько упрощенным изложением описанных в труде «Теория человеческой мотивации» (1943 год) идей Абрахама Маслоу.

Более подробно свои идеи Маслоу описал в книге «Мотивация и личность», которая была написана в 1954 году. Первые упоминания о пирамиде Маслоу можно отыскать в немецкоязычных источниках 70‑х годов прошлого столетия.

Пирамида Маслоу, изображение которой отсутствует в основополагающей статье автора, представляет собой схематическое изображение или диаграмму всех потребностей любого человека в иерархическом порядке. Потребности размещены следующим образом: самые насущные, базовые и простые находятся в нижней части пирамиды, а самые возвышенные и благородные – в верхней части пирамиды.

Почему ни в одном из публикаций Маслоу нет никаких схематических изображений? Дело в том, что Абрахам всегда относился к человеческим потребностям как к порядку динамичного, а не статичного характера. Автор утверждал, что порядок этот может меняться в зависимости от тех или иных индивидуальных особенностей каждой отдельно взятой личности. В одних и тех же исходных условиях один человек может чувствовать, что его потребность полностью удовлетворена, другой – что его потребность удовлетворена на 50%, а третий – что его потребность удовлетворена всего лишь на 25%.

Пирамида человеческих потребностей по Маслоу

Подход, связанный с предположением, что люди нуждаются в удовлетворении не только физиологических нужд, но и хотят духовно развиваться и быть признанными, стал в 40-е годы прошлого века революционным. Ученый создал структуру, в которой выделил:

  • врожденные (1 и 2 ступени);
  • приобретенные (начиная со второй и выше).

Далее, он разделил их на виды:

  • низшие (удовлетворять их обязательно, иначе мы не выживем);
  • высшие, утолить их не так-то просто.

Согласно теории, только 2% людей добираются до вершины пирамиды. Ее уровни выглядят так:

  • Физиология.
  • Безопасность.
  • Любовь и стремление быть принятым.
  • Уважение.
  • Познание.
  • Эстетика (тяга к прекрасному).
  • Раскрытие личного духовного потенциала (самоактуализация).

После смерти Маслоу его детище стало применяться в маркетинге, оно до сих пор притягивает внимание теоретиков и практиков психологии и бизнеса, вызывает массу споров и корректировок. В современных подходах есть, например, модели для постиндустриального общества.

Физиологические

Как и любому другому живому организму для нормального развития, роста и существования человеку требуется вода, еда, воздух. Он должен иметь возможность поспать, восстановить силы и сходить в туалет. Как биологический вид, мы продолжаем свой род и подвержены влиянию гормональных всплесков.

Пока желудок урчит от голода, а глаза слипаются от бессонных ночей, сосредоточиться на работе, творчестве или чтении не получится. К первой ступени Маслоу относит здоровье, еду, сон, воду и другие врожденные потребности.

Персональная консультация

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Онлайн консультация

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Безопасность

Она выходит на первый план после обеспечения физиологических нужд. Это понятие многогранно. Оно включает:

  • физическую защиту от насилия, нападения, войн, стихийных бедствий;
  • социальную стабильность и уверенность в завтрашнем дне, которая определяется наличием образования, хорошей работой, пенсией;
  • неприкосновенность частной собственности, охрану и страхование своего имущества;
  • свободу от страха, смятения и неразберихи;
  • закон и порядок, четкие правила и рамки.

Человек так устроен, что предпочитает известное неизвестному, поэтому стремиться к получению информации и видит в этом залог своей защищенности. А все новое приживается в обществе с трудом. Недаром мы часто употребляем выражение: «Стабильность – показатель класса». Мы хотим обезопасить себя и близких и дальше подниматься к вершине пирамиды.

Любовь/Принадлежность к чему-либо

На новом витке мотивационной спирали актуальными становятся любовные и дружеские отношения. Их нехватка ощущается остро и является самой важной потребностью.

Чувство одиночества и отверженности терзает, причиняя страдания. Мы стремимся найти родственную душу, семью, в которой будем приняты и любимы, единомышленников и друзей.

Маслоу выделил deficiency love, которая обращена к другим с целью что-то получить взамен: секс, уважение, компаньона и being love, которая направлена на внутренний мир, интересы и жизнь иного человека. Она умеет принимать все так, как есть, не пытается вмешаться и изменить, не стремиться обладать предметом страсти. Так, вырастив цветы и, любуясь их красотой, под влиянием бытийной любви вы оставите их на клумбе, а поддавшись дефицитарной – срежете их для букета.

Уважение

Это все, что связано с желанием получить признание, занять авторитетное положение в обществе. Стремление к престижу вовлекает в борьбу за повышение на работе, побуждает к занятиям танцами, музыкой, фехтованием. Оно жаждет роста самооценки.

Когда окружающие оценивают и одобряют ваши поступки и достижения, вы становитесь уверенными в себе, получаете возможность раскрыться и применить все свои таланты.

Познание

Описание пирамиды Маслоу из 7 уровней не заканчивается этой ступенью, хотя в некоторых вариантах она верхняя. Исследование мира, поиск новых путей и возможностей – один из самых сильных стимулов для развития и желания выжить. Единственный способ побороть свою тревогу о будущем – это начать управлять судьбой. Только тогда страхи превратятся в новые возможности, а эфирные переживания в реальные приключения.

Я помогу побороть вам неуверенность и панику для этого, просто запишитесь ко мне на персональную консультацию. Познавая, мы удивляемся и радуемся, потому что с раннего детства стремимся узнать что-то новое.

Эстетические

Ценность красоты в том, что ее можно не только видеть, но и созидать. Люди способны украшать мир вокруг себя, делать его ярче, индивидуальнее и эмоциональнее. Желание изменить среду обитания приходит не к каждому, хотя всем нам дана способность видеть прекрасное.

Никого не оставляют равнодушными произведения живописи и архитектуры, музыки и литературы.

Самоактуализация

Простыми словами седьмая ступень – это счастье быть собой. Маслоу был уверен, что у каждого человека свой путь и сворачивать с него нельзя. Тогда все будут заниматься своей деятельностью и жить в гармонии с внутренним миром. Раскрыть свой потенциал – дело всей жизни. Пути к любимому занятию разнообразны, поэтому именно на высокой ступени пирамиды мотивы людей особенно уникальны. До верхушки добираются единицы, хотя у всех заложены способности к самореализации. Исследователь объяснял причину этого явления следующим:

  • Люди не знают свои возможности, не понимают пользы саморазвития и сомневаются в собственных силах.
  • Общество давит своими стереотипами и мешает реализовать свои таланты.
  • Страх перед опасностью, совершение действий, которые не гарантируют успех.


Перевернутая пирамида Абрахама Маслоу

О пирамиде потребностей Абрахама Маслоу слышали все, кому приходилось иметь дело с менеджментом и маркетингом, но величайший парадокс нашего времени заключается в том, что Маслоу никогда ее не рисовал. Расположить человеческие нужды в виде лестницы с четко очерченными ступеньками додумались мастера рекламного дела спустя много лет после смерти ученого. Да и сам профессор, сломавший не одно копье в битвах с психоаналитиками и бихевиористами за гуманизацию психологии и раскрепощение личности, наверняка опечалился бы, узнав, каким целям служат теперь его идеи.

Материнское проклятие

Абрахаму Гарольду Маслоу посчастливилось появиться на свет в самый веселый день на свете – 1 апреля 1908 года. Тем не менее, в жизни ему было не до смеха: ранние годы ученого прошли в еврейском местечке на задворках Российской империи, куда часто наведывались казаки-погромщики. Устав жить в постоянном страхе, многодетная семья Масловых перебралась в Нью-Йорк, поверив в американскую мечту. Однако реальность оказалась грубее: в огромном городе бочара Самуила никто не ждал, семейное предприятие не ладилось, и вскоре беглецы оказались в такой же дыре, из которой вышли: обитатели бруклинских трущоб точно так же свистели вслед евреям, как и сиволапые русские крестьяне.

Особенно доставалось старшему сыну Абраму. Когда он пришел в школу, с первого взгляда на тщедушного тихоню с виноватой улыбкой на изможденном лице всем стало ясно, что перед ними типичный безответный «ботаник», травить которого – одно удовольствие. Позже Маслоу вспоминал, что его школьные годы сложились немногим лучше, чем у выскочки-негра, очутившегося в привилегированном пансионе для белых. Хотя со временем юноша перекроил свое имя на американский лад, превратившись из Абрама Маслова в Абрахама Маслоу, ярко выраженная еврейская внешность не оставляла сомнений в его происхождении.

Дома жилось не лучше. Обстановка в семье в точности повторяла фрейдистский невротический сценарий: безвольный муж-подкаблучник и властная жена с замашками домашнего тирана. Отчаявшись выбраться из нищеты, отец Абрахама стал постепенно опускаться и под конец запил, предоставив обозленной на весь мир супруге отыгрываться на семерых детях. Впрочем, сама она наверняка полагала, что делает благое дело, прививая несмышленышам высокие нравственные идеалы, но в ее миропонимании не было места ни любящему Творцу, ни благодати. Потому Розалия Маслоу порою поступала неоправданно жестоко, как и ее Бог, наказывая ребят за малейшую провинность, и от сообразительного Абрахама не укрылось ее лицемерие. Всю свою жизнь ученый тихо ненавидел собственную мать и даже не пришел на похороны, когда она скончалась. «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток – они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она», – признавался психолог. Для начала в пику религиозному помешательству матери Маслоу стал атеистом, да и в его любимой гуманистической психологии отчетливо просматривается вызов надрывному аскетизму, царившему в бруклинской каморке семейства Маслоу: если Бог требует кровавой жертвы и самоотречения – значит, это плохой Бог.

Но не стоит воображать юного Абрахама эдаким тираноборцем: паренек, ставший изгоем и в школе, и дома, походил скорее на загнанного зверька, находившего единственное прибежище в книгах и библиотеках. Так как мать в очередном припадке истерии не упускала случая обозвать сына уродом и дегенератом, какое-то время юноша боялся взглянуть в зеркало, а став студентом Сити-колледжа, предпочитал проходить десятки километров пешком, лишь бы не спускаться в городское метро, где, как ему казалось, все пассажиры только и делают, что таращатся на него.

Целительная сила любви

«Учитывая мое детство, остается лишь удивляться тому, что я не болен психически», – иронизировал Маслоу. Впрочем, в глубине души ученый, несомненно, понимал, какая сила удержала его от желтого дома: с 16 лет он тайно вздыхал по своей кузине Берте. Но каково же было удивление юноши, когда, решившись открыться, он услышал в ответ не насмешку, а страстные слова любви. А когда благовоспитанная Берта на девятнадцатый день рождения подарила Абрахаму первый поцелуй, злое материнское заклятие рассеялось, как дым. Теперь влюбленный был готов сразиться с каждым, кто покушался на их счастье. Невзирая на вопли возмущенных родственников, Абрахам и Берта поженились и наконец-то вздохнули свободно. Вопреки всем страшилкам о чудовищных генетических аномалиях, поджидающих детей, рожденных в близкородственном браке, у них родились две прелестные девочки, причем старшая дочь Элен тоже стала психологом, проводя тренинги и консультации по эффективному управлению и мотивации персонала.

Отстояв свою любовь, Абрахам отвоевал и право самостоятельно выбирать жизненный путь. Отец очень хотел видеть его преуспевающим юристом, но сухие своды законов наводили на любознательного юношу тоску. К тому же во время учебы в колледже на Абрахама произвели неизгладимое впечатление лекции этолога Джона Уотсона, которого многие считают предтечей бихевиоризма. Наблюдать за повадками лабораторных крыс казалось старому бочару полной ерундой, но у него, к счастью, хватило такта, чтобы отнестись к интересам сына с пониманием, за что Абрахам был ему неизмеримо благодарен. Позже, уже став профессором Бруклинского колледжа, Маслоу всегда выкраивал время, чтобы помочь старику в мастерской.

Тем не менее, учиться юноша решил все-таки подальше от родни и поступил в университет штата Висконсин, тем более что там работал другой видный этолог – профессор Харлоу, изучавший высших приматов. Уже на втором курсе Маслоу начал работать в его лаборатории, подбирая материал для диссертации о половом и доминантном поведении макак-резусов, благодаря которой досрочно получил докторскую степень.

Вскоре о юном даровании прознал Эдвард Торндайк, уставший от бесплодных поисков толкового ассистента. На собеседовании ученый предложил Маслоу пройти авторский тест, разработанный для оценки способности к обучению без апелляции к интеллекту. К удивлению Торндайка, молодой человек набрал целых 195 баллов – уровень, граничащий с гениальностью. В тот же день Маслоу вернулся в Нью-Йорк, заняв место в исследовательской группе по проблемам научения при Бруклинском колледже Колумбийского университета. Здесь его ожидало знакомство с мировыми светилами: спасаясь от нацистских преследований, в Нью-Йорк съехалась вся франкфуртская школа. Маслоу обучался психоанализу у Эриха Фромма и Карен Хорни, а Маргарет Мид и Рут Бенедикт заронили в нем интерес к антропологии и кросс-культурным исследованиям, который оказался так неодолим, что в 1943 г. ученый–домосед отправился с неугомонными дамами в резервацию племени «черноногих» в Северной Каролине, покорно снося все ужасы походно-полевой жизни.

Но больше всех Маслоу сдружился с Максом Вертхаймером, одним из первых энтузиастов гештальт-психологии (нем. «гештальт» – «форма», «целостная конфигурация», гештальт-психологи считают, что переживание целостно и его невозможно разделить на составные части): в отличие от коллег-неофрейдистов, сконцентрированных на девиациях (отклонениях), оба приятеля интересовались вопросами самореализации и личностной целостности. «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь», – наставлял Маслоу.

Чужой среди своих

Из задушевных бесед далеко за полночь выросла знаменитая теория потребностей, изложенная в первой монографии Маслоу «Мотивация и личность», увидевшей мир в 1954 г. Вообще-то книга могла быть опубликована и раньше, но автору всю жизнь не везло с редакторами и рецензентами с тех пор, как во время изучения молодежной сексуальности в университете Брандеса в штате Массачусетс он имел неосторожность возразить авторитетному психологу Альфреду Кинси, заявив, что данные опросов нерепрезентативны, так как из исследования выпали юноши и девушки, отказавшиеся отвечать на откровенные вопросы. А дальше – пошло-поехало: банальная университетская свара разворошила подспудные противоречия, довлеющие над психологической наукой еще со времен Фрейда: и сам отец-основатель, и его ученики грешили тем, что строили далекоидущие выводы о человеческой природе, руководствуясь лишь наблюдениями над людьми нездоровыми, дезадаптированными, подавленными. Здоровый, счастливый, состоявшийся человек словно выпадал из поля зрения. «Человеческая натура лучше, чем принято считать», – убеждал Маслоу. Со временем страсти улеглись – господа психоаналитики просто вывели оппонента из своей системы координат, постановив считать его бихевиористом (англ. behavior — поведение), и только Кинси затаил обиду, настроив все научные издательства против Маслоу. Но тут за любимого преподавателя вступились студенты, заявившие университетскому руководству, что не желают видеть никого другого на посту заведующего кафедрой психологии, а еще через 15 лет они же и внесли Маслоу на руках в кресло председателя Американской ассоциации психологов. Сам же ученый никогда не интересовался корпоративными интригами – возможность заниматься любимым делом значила для него неизмеримо больше.

Роман Маслоу с модным в ту пору бихевиоризмом тоже продлился недолго. В целом ученый разделял мнение Уотсона и Скиннера о том, что в основе каждого действия лежит мотивация, обусловленная стремлением к комфорту путем устранения напряженности, возникающей в результате расхождения между желаемым и действительным. Напряженность порождает потребность, которую человек старается удовлетворить, постепенно переходя от базовых нужд к экзистенциальным. Так, в первую очередь мы заботимся о хлебе насущном; насытившись, стремимся обезопасить свое логово, а когда есть и пища, и укрытие, начинаем задумываться о том, что неплохо бы привести в свою обитель кого-нибудь еще, чтобы было с кем разделить радость и горе. Вслед за семейным благополучием приходит желание самоутвердиться в более широком кругу – во дворе, на улице, в городе, а то и во всем мире; а уж потом, в почтенной старости, после всех бурь, появляются потребности более высокого порядка – в познании, в красоте, в самореализации. При этом Маслоу допускал, что у разных людей разные приоритеты, и порядок удовлетворения потребностей может быть видоизменен: к примеру, художник с Монмартра может есть не всласть и прозябать в безвестности, но не откажется от своего искусства. К тому же потребности у людей могут выражаться в различной степени: одному достаточно признания в кругу друзей, а другой непременно должен стать рок-звездой. В то же время, в отличие от ортодоксальных бихевиористов, ученый не ограничивал личностное развитие внешними побуждениями. По его убеждению, главное отличие между человеком и животным заключается в способности генерировать заведомо ненасыщаемые потребности, не мотивированные извне, не ограничивая себя никакими рамками.

Во чреве кита

Личность, ставящую дух выше материи, Маслоу называл самоактуализирующейся, видя в этом не досадное исключение из правил, а единственно здоровую норму человеческого существования. Каждая попытка втиснуть безграничный внутренний потенциал человека в жесткие рамки вызывала в нем яростный протест.

Однако любой духовный аспект человеческой деятельности для технократического мышления Скиннера был непостижим, и на Маслоу посыпались обвинения в мистицизме, вынудившие его оставить кафедру. «Не считайте, что я против бихевиоризма. Я против доктринерства, – парировал психолог. – Я против всего, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности».

Однако на практике самоактуализирующиеся личности встречались редко. Разрабатывая мотивационную программу для персонала электронного завода в Дель Маре, в Калифорнии, ученый столкнулся со странным феноменом: с грехом пополам обеспечив себе стабильный прожиточный минимум, работники напрочь теряли желание расширять собственные границы.

Позже в книге «Психология бытия» Маслоу назвал это явление «эффектом Ионы» – в память о библейском пророке, предпочитавшем отсиживаться во чреве кита, нежели нести слово Божье в нечестивую Ниневию. По мнению ученого, единственное, что вынуждает человека мириться с ограниченностью обывательской скорлупы, – это страх потерять все прежние завоевания, за которые общество рынка запрашивает непомерную цену. В поисках избавления от страха Маслоу обратился к трансперсональному опыту, который позже нашел отражение в монографии «Дальние пределы человеческой природы», опубликованной уже после смерти автора, последовавшей 8 июня 1970 г. – не выдержало сердце, растерзанное в клочья университетскими баталиями.

К счастью, психолог уже не увидел, как его идеи подхватили те, с кем он боролся всю жизнь – профессиональные манипуляторы, кормящиеся от «эффекта Ионы». Если присмотреться, в корне всякой рекламы лежит обращение к одной из базовых потребностей, в то время как запросы высшего порядка намеренно выводятся из дискурса – ведь их за деньги не удовлетворишь, хотя некоторые умудряются ловко торговать искусственными заменителями… Но это уже совсем другая история.

Подготовила Анабель Ли, по материалам psynavigator.ru; berichnov.ru

Нарушенные потребности

На каждой из 7 ступеней пирамиды Маслоу может возникнуть неудовлетворение. Оно приводит к заболеваниям, нарушению психоэмоционального баланса, различным расстройствам и недомоганиям. И психические, и физиологические факторы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Человек чувствует себя бодрее, энергичнее и здоровее, когда большая часть его стремлений обеспечена.

Задайте вопрос

Потребности в области охраны и безопасности

По мере продвижения на второй уровень иерархии потребностей Маслоу требования начинают становиться немного сложнее. На этом уровне первоочередными становятся потребности в области безопасности и охраны. Люди хотят контроля и порядка в своей жизни, поэтому эта потребность в безопасности и охране в значительной степени способствует поведению на этом уровне.

Некоторые из основных потребностей в области безопасности включают:

  • Финансовое обеспечение
  • Здоровье и благополучие
  • Безопасность от несчастных случаев и травм

Поиск работы, получение медицинского страхования и медицинской помощи, внесение денег на Сберегательный счет и переезд в более безопасный район – все это примеры действий, мотивированных потребностями в безопасности и охране.

Вместе, безопасность и физиологические уровни иерархии составляют то, что часто называют основными потребностями

.

Каков смысл пирамиды Маслоу

Теория нашла применение не только в педагогике и психологии, но и в маркетинге, и менеджменте. Для каждого направления в ней есть что-то свое:

  • Она содержит призыв к действию для основной массы людей. Вы поели, поспали, пробежались? Пора заняться саморазвитием! В этом нет иронии и сарказма, скорее, подсказка и вектор движения.
  • Помогает определить реальные потребности и не обращать внимания на те, что уже удовлетворены.
  • Дает правильное направление познания – от простого к сложному.
  • Утверждает, что в жизни есть место разным системам ценностей, приоритетам и стимулам. Универсального плана действий не существует.

Первая ступень: физиологические потребности

физиологические потребности

Потребности этой категории относятся к тем, которые также зовутся инстинктивными. Они – самые базовые, и именно на них человек обращает внимание в первую очередь. Если он не удовлетворит желания первого уровня, то просто не сможет нормально существовать. Как пример – чувство голода. Вряд ли вы пойдете добиваться успеха в бизнесе, прежде плотно не позавтракав. К этому уровню также относятся:

  • сон;
  • кислород;
  • половое влечение;
  • помимо самой пищи – вода (питье).

Хоть эти потребности и важны, они не доминируют над личностью всё время. Достаточно минимально удовлетворить их, чтобы перейти на следующую ступень по пирамиде Маслоу. Частые «срывы» диет – тоже хороший пример.

Среднестатистическая женщина, у которой нет слишком сильного желания похудеть, всё равно рано или поздно сорвется, потому что у неё есть необходимость утолить голод.

Удовлетворенная потребность перестает мотивировать

Речь идет о степени злободневности, своевременности реализации того или иного желания. Чувство безопасности не толкает на еще большую самозащиту, признание не требует дальнейших усилий самоутвердиться, большое количество прочных социальных связей не ведет к их бесконечному созданию и укреплению. Когда мы чего-то добиваемся, нам надо идти вперед и искать то, что мы не успели удовлетворить.

Вторая ступень: потребность в защите

потребность в защите

Когда маленький ребёнок боится монстров под кроватью, ему абсолютно всё равно, что подумают о нём в этот момент сверстники. Единственное, что ему хочется сделать – позвать на помощь родителей. Он это и делает. В этом заключается проявление потребностей второго уровня: человеку необходим комфорт. Если его нет, то он чувствует себя неуютно, не может сосредоточиться на выполнении других дел, становится раздраженным.

Именно поэтому ребёнку так важен постоянный контакт с матерью или отцом. В близких видно безопасность, верного друга, который всегда спасёт и поддержит.

Популярность религии тоже обусловлена потребностью в защите. Чувствуя покровительство высших сил, человек успокаивается, верит в то, что всё хорошо, и что помощь обязательно придёт, если случится что-нибудь плохое.

Теория и практика

Применяя пирамиду, помните о ее условности. В противном случае, те обобщения и выводы, которые вы сделаете, могут оказаться ошибочными.

В выборке для построения модели участвовали люди «идеальные» или близкие к этому понятию. Таких респондентов очень долго и усердно подбирал сам Маслоу. Поэтому и результаты получились «эталонными».

Использование схемы для построения системы мотивации в менеджменте выведет компанию на новый уровень без серьезных вложений. Каждый сотрудник должен получать стабильную оплату, чтобы жить и чувствовать себя в безопасности; участвовать в командных мероприятиях, чтобы общаться и получить признание и уважение; иметь возможность выполнять сложную и ответственную работу в пределах своих компетенций, чтобы развиваться и актуализироваться.

Критика

Основными аргументами сторонников движения антиМаслоу являются:

  • Иерархическая лестница очередности не соответствует действительности.
  • Все стремления не могут быть удовлетворены никогда.
  • Она не подтверждена экспериментально.

Эд Диннер провел огромную работу, проанализировав известную модель в 155 странах мира начиная с 2005 до 2010 года. Он пришел к выводу, что порядок удовлетворения потребностей значения не имеет, а обеспечение перечисленных благ связано с ощущением счастья. Поэтому в целом теория Маслоу верна.

Преимущества и недостатки

Плюсы модели:

  • удобна для самоанализа, дает отличную возможность разобраться в мыслях, структурировать цели, определить точку, в которой находишься;
  • поможет расставить жизненные акценты и приоритеты;
  • подтолкнет к выбору направления деятельности;
  • научит лучше понимать других людей.

Минусы:

  • является теоретическим подходом без прикладных методик;
  • дает универсальный материал, из которого всегда есть исключения;
  • не считается единственно правильной концепцией пирамиды целей и потребностей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: