Пирамида Нейрологических Уровней


Практически каждого из нас одолевали философские вопросы – «почему я живу именно так?» или «Почему у меня есть то, что я имею?». Нередко посещают мысли, которые могут поставить нас в затруднительное или безвыходное положение. Так или иначе, о жизни мы начинаем задумываться, когда представится удобный случай.

Любой человек без исключения сталкивался с различными трудностями на протяжении всей жизни. И не каждый может грамотно их решить и поэтому в ряде случае ничего не остается, как заручится поддержкой специалиста из области психологии.

И когда проблемы берут верх, справиться с ними помогают специальные занятия, куда относится направление коучинг. С английского термин coaching обозначает способы, сочетающие консультирование и обучение.

Их цель – помочь человеку достигнуть определенных целей – улучшить качество жизни или обрести карьеру мечты. Немного напоминает менторство (наставничество), но коучинг подразумевает не общее развитие личности, а достижение поставленных целей.

Один из инструментов, применяемый на практике на таких занятиях – это пирамида Дилтса, позволяющая решить многие жизненные дилеммы, а также отыскать ответы на давно мучившие вопросы. Это неплохой шанс для понимания своего истинного предназначения. Но прежде чем перейти к ознакомлению с этим «сооружением», стоит вкратце познакомиться с биографией создателя.

Биографическая справка

Имя Роберта Дилтса знакомо не всем, а между тем это лидер современного течения НЛП (нейролингвистическое программирование). Его учителями были два признанных метра психологии Джон Гриндер и Ричард Бэндлер.

Неисчерпаемые таланты Роберта Дилтса практически не имеют границ и актуальны во многих областях человеческой деятельности. Это не только моделирование человека как личности, но и консультирование бизнес партнеров.

Также Роберт занят созданием программ, которые относятся к взаимодействию человека с компьютером. Среди других достижений Роберта Дилтса – сотрудничество со многими известными компаниями:

  • Авиа!
  • Компьютерная !
  • Известная большинству киноманов !
  • Популярный !
  • Корпорация «Xerox»!
  • Итальянская !

Пирамида Роберта Дилтса не единственное творение автора, недавно он завершил создание проекта развития .

Кроме того, Дилтс имел дело и с остальными мировыми гигантами различной индустрии. Из-под его пера вышло больше 40 книг с общей тематикой НЛП. Словом, человек в своей жизни добился многих успехов и помог большому количеству людей решить их проблемы.

Как решить головоломки своей жизни, применив пирамиду логических уровней Дилтса (самокоучинг)

«Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла» — А. Эйнштейн.

Пирамиду логических уровней Роберта Дилтса, основанную на той закономерности, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, и что изменение чего-либо на более высоких уровнях всегда неизбежно влияет на более низкие уровни, можно замечательно использовать для самокоучинга.

Коротко напомню — каждый уровень пирамиды хранит информацию определённого качества:

  • Окружение — уровень реакции (Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого?) — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.
  • Поведение — уровень действия (Что делает?) — всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень посвящён информации об изменениях и движениях.
  • Способности — уровень источников и направления движения (Как?) — уровень знаний и опыта, которые стоят за нашим непосредственным восприятием окружения, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий, стоящих за поведением.
  • Убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации (Зачем? Для чего? Почему?) — это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.
  • Идентичность — миссия (Кто я? Какую социальную «роль» я играю?) — с какой личностной ролью (роль, которую вы преимущественно играете — шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребёнок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат.
  • Трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень (Для кого ещё? Ради чего ещё? В чем смысл?) — относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения.

Понимая значения каждого уровня в собственной жизни, достаточно просто проводить самокоучинг для максимально мощной и быстрой реализации новых целей и задач. А ещё можно провести анализ сложной или запутанной ситуации, которая не решается при совершении привычных ваших действий. Проще говоря, когда вы попали в тупик, застряли в чём-то: в выполнении задачи, в отношениях, в учёбе, etc. Можно избавить себя от деструктивных привычек (опаздывать, курить, нарушать договорённости или дресс-код организации, в которой работаете, etc.).

Как это сделать самостоятельно, если нет возможности повзаимодействовать с коучем?

Совет: когда проблем навалилось много — не пытайтесь решить всё сразу, «отсортируйте» по степени срочности-важности. Выберите самую насущную и начинайте действовать:

  1. Во-первых, конечно, настроиться на кропотливую и осознанную работу, выделить достаточно времени на самокоучинг, подобрать помещение, где вам никто не помешает, и ничто не будет отвлекать внимание от работы. Записать в план день и время начала этой работы. Так психологически проще выполнить намеченное и не откладывать на потом.
  2. Во-вторых, написать свою цель (задачу), которую хотите реализовать. Почему обязательно написать? Написанное ложится на подсознание как программа к действию. «Что написано пером — не вырубишь топором».
  3. Пока пишете (формулируете мысль) осознаете некоторые нюансы, которые могут уже сейчас дать идею к решению вопроса. Во-вторых, во время письма формируются и посылаются в мозг определённые нервные импульсы, связанные с написанием конкретных слов, поэтому очень важно, какими словами вы описываете свою цель (задачу). В-третьих, при написании происходит определённая визуализация желаемого результата, что является дополнительным импульсом мозгу. В-четвёртых, осознавая свою цель (задачу) и для чего она вам необходима, вы испытываете определённое эмоциональное состояние (волнующее, приподнятое, радостное и т.п.), а эмоция — это энергия в чистом виде, которая даже больше, чем визуальный образ, воспринимается Вселенной как руководство к исполнению.
  4. За время до назначенного часа самокоучинга может измениться ситуация как внешняя, так и ваша внутренняя (например — изменится цель и вы её подкорректируете в своих записях, решится проблема, изменится окружающая реальность, etc.).
  • В-третьих, приготовить отдельные листы бумаги и написать на них название уровней пирамиды. Можно написать и вопросы, соответствующие каждому уровню. Приготовить разноцветные маркеры или ручки.
  • В-четвёртых, понять на каком уровне находится ваша цель (задача) или проблема. Решение, либо фактор, который поможет активно сдвинуть с мёртвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.
  • Например, привычка опаздывать находится на уровне Поведение — значит, решение надо искать на два уровня выше — Убеждения/ценности.

    Трудности общения с определёнными людьми берут начало на уровне Окружение — искать решение на уровне Способности — развить в себе навыки убеждения, аргументации, слушания, способности заинтересовать, и т.п.

    Трудности с обучением иностранному языку, вождению автомобиля, отказом от курения связаны со Способностями — ищите фактор в своей Идентичности — в роли, которую вы хотите сыграть, зная иностранный язык, легко управляя автомобилем, имея репутацию не курящего человека.

    Техника решения задач по уровням Дилтса заключается в интеграции логических уровней и состоит из двух этапов:

    1. Сделать анализ существующего момента по уровням снизу вверх, задавая себе вопросы, соответствующие каждому уровню. Ответы лучше разделить по степени важности для вас (для этого и нужны разноцветные чернила). Дошли до уровня «Миссия» — визуализируйте себя в целевом слайде так, как будто задача или проблема решена, цель достигнута. Какой вы там, в том слайде? Опишите себя в деталях визуально-аудиально-кинестетически (лучше тоже письменно). Побудьте в этом состоянии подольше: вы герой, победитель, вы справились со сложной задачей! Заякорите это состояние (аудиалы — звуковой меткой (мелодия, звучание каких-то слов и т.п.), визуалы — образной меткой (знак, символ, предмет и т.п.), кинестетики — движением, жестом, запахом и т.п.). Задавайте себе вопросы трансмиссионного уровня: Для кого ещё будет полезна реализация моей цели? Ради чего ещё я достигаю этой цели? В чем смысл моей цели для близких, моего предприятия, Планеты Земля? И как повлияет на них реализация моей цели?
    2. После того как насладитесь своей победой, начинайте движение в обратном порядке по пирамиде вниз. Только теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учётом уже достигнутой цели.

    Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом логическом уровне: «Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как теперь должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?»:

    • Какая личностная роль наиболее полно отвечает моему новому состоянию?
    • Какие ценности и убеждения свойственны такому человеку с такой миссией?
    • Какие новые способности появляются у меня в новом качестве с новой миссией?
    • Как я веду себя, какие действия совершаю, как взаимодействую с окружающими в моем новом амплуа?
    • Какое оно, моё окружение, теперь? Какое окружение помогает мне достигать новых высот в моей новой роли?

    После окончания работы обязательно сделайте себе подарок. Это чисто психологический приём, который поможет вам легко применять самокоучинг в дальнейшем: подсознательно вы изначально будете настроены на позитивный результат.

    Техника очень проста, помогает в 100% случаев при честном самоанализе. Более того, применив её для решения своих задач, вы сможете легко помогать своим близким и друзьям, и даже для решения определённого круга вопросов, лежащих в вашей компетенции в своей компании.

    Я желаю вам успехов и побед на пути достижения ваших целей, роста вашего личного потенциала как профессионала и как человека! Готова ответить на все ваши вопросы и с удовольствием помогу вам найти верный, простой и быстрый путь в достижении целей.

    Определение пирамиды

    Для понимания особенностей этой ментальной конструкции стоит обратиться к ее форме. Любой из нас видел реальные египетские сооружения древности благодаря телеканалу Discovery, где не единожды транслировались документальные фильмы, посвященные секретам гробниц фараонов, живших многие тысячелетия назад.

    Внутри реальных пирамид несколько уровней, а самый верхний отведен специально под гробницу. Роберт Дилтс разработал форму, где тоже имеются «этажи» — их 6. Собственно на этом основана пирамида Дилтса в коммуникации, отношениях, а также прочих аспектах.

    Творение автора книг по НЛП следует отнести к «сооружению» ментального характера, поскольку полноценного физического воплощения как у египетских гробниц здесь нет, но к разуму оно имеет прямое отношение.

    Каждая такая ступень символизирует полочку или скорее даже целый этаж, где находятся внутренние составляющие человеческого индивидуума или какого-нибудь «коллективного разума». Уже наблюдается небольшое сходство с реально существовавшими гробницами Египта.

    Имея четкое представление о том, что конкретно характеризуют эти уровни, а также тщательная проработка проблемы позволит детально рассмотреть собственное отношение к задаче и отыскать причины, исходя из чего, она кажется не решаемой.

    Демонстрация

    Тренер: — Мне нужен человек, который хочет разобраться выровнять свои логические уровни в каком-то контексте. Хорошо, Игорь. С чем ты хочешь поработать?

    Клиент: — Хотелось бы разобраться с взаимоотношением с женщинами.

    Т: — Прямо сейчас ты не будешь ничего говорить о данном контексте. Просто подумай о твоих взаимоотношениях с женщинами, чтобы мы могли откалибровать твоё состояние.

    К: — О чем именно подумать?

    Т: — Подумай, что именно для тебя важно в этом контексте. Что ты хотел бы изменить. Вспомни конкретные ситуации.

    К: — Подумал.

    Т: — Отлично. Игорь, встань пожалуйста на бумажку с надписью «окружение» и расскажи, что тебя окружает в данном контексте? Что находится в фокусе твоего внимания?

    К: — Ну как. Женщины. Вещицы всякие: цветы, подарки.

    Т: — Это всё?

    К: — Вроде всё.

    Т: — Какая метафора для этого уровня? Имеется в виду, не уровня вообще, а твоего уровня «окружение» в этом контексте?

    К: — Первое, что приходит в голову: «Собрание сочинений».

    Т: — Идём дальше. Шагни вперёд на уровень «поведение». Прямо на бумажку. Что ты делаешь в контексте «взаимоотношения с женщинами»? Наиболее важные вещи: как те, которые тебя устраивают, так и те, которые тебя по каким то причинам не устраивают.

    К: — Разговариваю; ссорюсь; ещё раз ссорюсь, но по другому; хожу в разные места: кино, дискотеки, кафе; занимаюсь сексом; стремительно покидаю чужую территорию. Наверно всё.

    Т: — Метафора этого уровня.

    К: — «Убегающий»

    Т: — Хорошо. Сделай шаг вперёд, на уровень «способности». Какие твои способности, умения поддерживают твоё поведение в этом контексте?

    К: — Я могу познакомиться с девушкой, могу удержать её внимание, могу развлечь. Могу понять, чего она хочет. Могу быть резким и сердитым. Из основного – всё наверное.

    Т: — Метафора.

    К: — «Грозовое облако»

    Т: — Теперь шагни на уровень «ценности и убеждения». Какие ценности и убеждения поддерживают твои способности в этом контексте? Что для тебя важно и во что ты веришь?

    К: — Ценности: свобода, удовольствие, привлекательность. Убеждения. «Женщина нужна для удовольствия». «Мне нравится общаться с женщинами». «В отношениях самое главное – это свобода». «Секс – подтверждение моей личной привлекательности».

    Т: — Метафора.

    К: — Довольно забавно. «Коллекционер». Нет, не совсем. «Коллекционер удовольствий».

    Т: — Теперь шагни на уровень «идентичность». Кто этот человек, с этими убеждениями, ценностями, способностями, с этим поведением в этом окружении?

    К: — «Ищущий счастья»

    Т: — Хорошо, теперь шагни вперёд на уровень «миссии». Подумай, какая твоя главная цель в этом контексте? К чему ты стремишься?

    К: — Я уже об этом думал. С одной стороны — это удовольствие. С другой стороны — это подтверждение нужности. Но есть ещё что-то более важное. Что-то вроде близости. Да, наверно, личная близость. Как взаимоотношение с людьми. Не сексуальная, а духовная.

    Т: — Есть ли что-то более важное чем «духовная близость» для тебя в этом контексте?

    К: — Когда я сейчас об этом думаю… Нет, это наверно самое важное.

    Т: — Создай пожалуйста образ «духовной близости». Это просто визуальная метафора этой цели. Это может быть абстрактный образ или достаточно конкретная картина – это уже твой выбор.

    К: — У меня такой странный образ. Как бы шар состояния, а в нём плавают кусочки конкретных ситуаций.

    Т: — Шагни прямо в этот шар, прочувствуй это состояние изнутри.

    К: — Ох. Хорошо.

    Т: — Теперь возьми это состояние и шагни на бумажку с надписью «миссия»

    К: — Я лучше весь шар сюда перенесу.

    Т: — Хорошо, переноси.

    К: — Да, перенёс.

    Т: — Теперь шагни на уровень «Личностное своеобразие». И подумай о том, что бы ты взял сюда, на этот уровень с уровня миссии? Может быть ты взял бы всё целиком, а может только какую-то часть?

    К: — Всё целиком.

    Т: — Тогда сделай это. Ты можешь представить то, что берёшь в виде образа и втолкнуть этот образ в себя, или увидеть связь между этими уровнями, или что-то ещё. Это может быть твоя собственная метафора.

    К: — Я просто взял «слепок» миссии и положил его на уровень «личностное своеобразие».

    Т: — Хорошо. Что теперь изменилось здесь, на этом уровне?

    К: — Он стал другим. То есть образ меня стал другим. Более уравновешенным.

    Т: — Какая теперь метафора тебя на этом уровне? Она изменилась или осталась прежней? Раньше у тебя было «ищущий счастья».

    К: — Счастье там осталось. Но… Теперь это скорее «Создающий счастье».

    Т: — Отлично. Шагни ещё назад, на уровень «Ценности и убеждения». Что ты хочешь взять сюда с уровня «Личностное своеобразие»?

    К: — Тоже всё. … Сделал.

    Т: — Как изменился этот уровень? Раньше для тебя были важны: свобода, удовольствие, привлекательность. А убеждения были: «Женщина нужна для удовольствия». «Мне нравится общаться с женщинами». «В отношениях самое главное – это свобода». «Секс – подтверждение моей личной привлекательности». Что изменилось, добавилось или ушло?

    К: — Во первых несколько изменился список ценностей. Теперь это: свобода, близкие отношения, удовольствие и любовь. Во-вторых, немного изменилось понимание ценностей. «Свобода» теперь – это скорее личная свобода отношений, а не свобода от ответственности. Убеждения тоже несколько изменились. Про «нравится общаться с женщинами» осталось. Вместо «женщина нужна для удовольствия» появилось «мне нужны близкие отношения с женщинами». Убеждение про свободу стало несколько мягче: «в отношениях нужна свобода». А про секс: «секс – это возможность проявить свою любовь».

    Т: Метафора. Раньше была «Коллекционер». Она изменилась?

    К: — Да, изменилась. Теперь это «Верящий в любовь».

    Т: — Хорошо. Шагни на уровень «Способности». Что ты хочешь взять с уровня «Ценности и Убеждения»?

    К: — Да все, наверно.

    Т: — Хорошо, возьми.

    К: — Что-то не получается.

    Т: -Сделаем сейчас так. Вернёмся в обход на уровень «Миссия». … Войди поглубже в это состояние. Поставь сам себе якорь: например сожми руку в кулак. А теперь двигайся с уровня «Миссия» через «Личностное своеобразие» и «Ценности/Убеждения» на уровень «Способности» удерживая этот якорь. … Как теперь, получилось?

    К: — Да, сейчас намного лучше.

    Т: — Что изменилось на уровне способностей? Раньше ты был способен: познакомиться с девушкой, удержать её внимание, развлечь, понять, чего она хочет. Мог быть резким и сердитым.

    К: — Эти способности остались. Просто добавилось несколько новых: быть привлекательным, уверенным в себе. Так же могу любить и быть любимым. Могу получать удовольствие от общения.

    Т: — Метафора. Раньше было: «Грозовое облако»

    К: — «Весенний дождь».

    Т: — Отлично. Теперь шагни на уровень «Поведения». Что ты хочешь взять сюда с уровня «Способности»?

    К: — Почти всё. Только вот возможность быть резким и сердитым брать не буду. Пусть остаётся как способность. … Взял.

    Т: — Что изменилось здесь, на уровне поведения? Раньше ты: разговаривал, ссорился, ссорился по-другому, ходил в разные места: кино, дискотеки, кафе, занимался сексом, стремительно покидал чужую территорию.

    К: — Да, в разные места хожу… Сексом занимаюсь – но как-то иначе, с чувством. Практически не ссорюсь. Теперь скорее не разговариваю, а общаюсь. Больше не убегаю. Поддерживаю отношения. Встречаюсь. Знакомлюсь.

    Т: — Раньше метафора была: «Убегающий».

    К: — «Продолжающий отношения».

    Т: — Замечательно. Шагни на уровень «Окружение». Что ты хочешь взять сюда с уровня «Поведение».

    К: — Здесь всё беру.

    Т: — Что изменилось на уровне «Окружение». Раньше здесь были: женщины и вещицы всякие.

    К: — Он как-то расширился. Женщины, понятно. Но вот другие люди добавились, территория расширилась. Обстановка сюда начала входить. И это всё какое-то более стабильное стало.

    Т: — Метафора уровня. Раньше было «Собрание сочинений».

    К: — «Открытое пространство»

    Т: — Отлично. Отойди теперь, пожалуйста, в сторону и скажи, что изменится в твоей жизни после этой работы?

    К: — Когда я сейчас об этом думаю… Отношения. Отношения с другими людьми и, особенно, с женщинами. Как мне представляется – они станут более гармоничными. Более открытыми.

    Т: — Хорошо, спасибо Игорь.

    В чем необходимость?

    Данное ментальное «сооружение» обладает весомым значением в такой сфере человеческой деятельности, как психология. Бывают такие ситуации, когда что-либо не устраивает – качество жизни, работа, окружение и т. д. С подобным сталкивалось очень много людей, иначе самой психологии (включая специалистов) вовсе бы не существовало.

    Так вот рассматриваемая пирамида может оказать существенную пользу:

    • Позволяет осознать ситуацию, сложившуюся не лучшим образом. При проведении экспресс-анализа обнаруживаются места, требующие корректировки.
    • Есть возможность расставить имеющиеся проблемы по ступеням, после чего начинать решать те, что расположены на самом нижнем ярусе. Тем самым человек придерживается нужного направления, что немного напоминает подъем по карьерной лестнице. То есть движение вверх позволяет вывести свою жизнь на новый уровень

    Пирамида логических уровней Дилтса актуальна для решения многих вопросов – это не только самореализация в жизни, включая построение карьеры, денежные моменты. Она способствует детальной проработке личных качеств. А они весьма цены для построения гармоничных отношений с партнерами (коллегами) по работе, друзьями (дворовыми или по месту учебы), родственниками, новым окружением.

    Почему задачу нужно формировать в письменном виде?

    Пирамида логических уровней в коучинге используется достаточно часто. При этом обязательным условием является письменное оформление целей и фиксирование результатов обработки каждой конкретной ступени. Этому есть логическое объяснение, которое может быть сформулировано следующим образом:

    • В процессе написания текста приходит осознание многих существенных моментов. Это позволяет найти путь к решению проблемы и выходу из сложившейся ситуации.
    • Во время письма возникают новые нервные импульсы, передающиеся в мозг. Это позволяет вам точнее формулировать проблему, что поспособствует скорейшему поиску правильного решения.
    • При написании ваша цель приобретает определенную форму, ведь вы невольно визуализируете будущую ситуацию. Таким образом, представив себя наглядно в выигрышном положении, вы получаете дополнительный стимул к активным действиям.
    • Даже за несколько минут до начала коучинга или в процессе его проведения восприятие ситуации может измениться. Если у вас перед глазами будет письменное описание проблемы, вам будет легче внести коррективы.

    Уровни египетского аналога

    Поиски ответов на жизненно важные вопросы напоминает блуждание по лабиринту с его бесконечными запутанными коридорами и тупиками. Без какой-либо карты или подсказки отыскать выход очень трудно, если это вообще возможно. Но стоит только подняться на уровень выше, над лабиринтом — как будут видны все пути – входы, выходы.

    Наша жизнь похожа на блуждание по такому лабиринту – любую проблему невозможно решить качественно на уровне ее создания. Иными словами, для решения сложившейся проблемы следует подняться на этаж или два выше. Только таким образом можно определить наилучший сценарий дальнейшего развития событий.

    С этой целью необходимо задавать правильные вопросы, что будет подталкивать к нахождению верных ответов. Многие из нас просто не в состоянии задавать себе вопросы и получать ответы. С этой целью оптимальной воспользоваться творением Роберта Дилтса.

    Все уровни пирамиды Дилтса включают главные и второстепенные вопросы, которые помогают понять собственное течение жизненных ситуаций.

    Уровень первый – окружение (реакция)

    Самый нижний первый уровень основывается на реальном окружении каждого человека. Сюда относятся все составляющие внутренней и наружной среды. Главным образом это сам человек, его особенности, внешность (включая одежду) и прочие индивидуальные черты.

    Сюда же стоит отнести и всех прочих людей, с кем приходится иметь дело, материальных блага, возможности, семья и остальные вещи. То есть главный вопрос этого уровня – «что у меня есть на данный момент?». Однако, чтобы понять всю суть лишь этого вопроса недостаточно, следует задавать ряд прочих:

    • Комфортно ли мне?
    • Что творится в окружении?
    • Где я нахожусь или желаю быть?
    • Какое место я занимаю в своем окружении, комфортно ли мне от этого и соответствует оно желанному?
    • Кто находится рядом со мной, кого бы мне хотелось видеть, а кого лучше отсеять из своего окружения?
    • Кто-нибудь из окружающих меня лиц помогает мне достигнуть определенной цели?

    Словом, здесь охватываются все аспекты быта и повседневности, включая материальное благополучие и межличностные отношения (включая родственные, партнерские и прочие).

    Уровень второй – поведение (действия)

    На этом уровне основополагающий вопрос звучит так – что я делаю? То есть он позволяет рассмотреть поведение каждого индивида. Причем это касается не только действия или бездействия, но и достижения каких-либо результатов.

    Вот показательный пример того, как пирамида нейро-логических уровней может рассматриваться в случае, когда человек начинает жаловаться на недостаток финансов. Здесь его главная проблема заключается в нем самом, и у него просто нет желания или сил признаться, что он мало уделяет времени работе.

    Вдобавок при расспросе, чем он занимается весь день, выясняется его сокращенный рабочий день. Вместо положенных 8 часов, как это бывает у многих других успешных людей, человек тратит не более 4. Это свидетельствует об отсутствии активности с его стороны, которая была бы направлена на развитие профессиональных качеств.

    Можно сделать определенный вывод – зачастую проблема обусловлена элементарной ленью. Этим недостатком страдают многие люди по всему миру! В чем собственно и помогает ментальная пирамида – доход не может увеличиться из-за лени!

    Стоит задать себе вопрос касательно того, что я делю и получаю. Очевидный ответ дает понять, почему у нас имеется то, что есть. И тут закономерно задать еще один актуальный и интересный вопрос – это жизнь так сама складывается или же мы сами несем ответственность за все то, что происходит с нами?

    Уровень третий – способности (направление)

    Здесь уже пирамида логических уровней Роберта Дилтса базируется на стратегии и его главный вопрос – каков мой выбор? В жизни каждого индивидуума сделанный выбор занимает далеко не последнее место. Причем на это оказывают влияние различные факторы:

    • здоровье;
    • цель;
    • в какой степени человек чем-либо увлечен, и прочее.

    Находясь на третьем этаже своей пирамиды, есть возможность подробно разобрать собственные установки и осознать причины жизненных неудач. Кто-то отдает предпочтение изнуряющей работе, чтобы скопить денежные средства на приобретение жилья либо пройти обучение в другой стране. Многие девушки мечтают об удачной женитьбе.

    Третьи вообще делают ставку на поиск хорошей работы или открытие собственной деятельности. Также выбор допустимо сделать в пользу занятий спортом или изучения иностранных языков после трудового дня. А еще проще просто попивать пиво, лежа на диване у телевизора. По крайне мере, так поступает большинство.

    Пирамида Дилтса и правда может предоставить большой выбор – главное понять, к чему стремиться душа. Только так достигаются определенные успехи при анализе своей жизненной позиции. В этом также может помочь ряд дополнительных вопросов:

    • какие у меня есть сильные стороны и можно ли, опираясь на них, добиться желаемого результата?
    • Какие навыки и умения я могу приобрести для достижения желаемого?
    • Могу ли я воспользоваться способностями и возможностями остальных?

    Каждому индивидууму, прежде всего, необходимо определится со своими способностями. Это по силам каждому человеку на земле, причем как разительно расширить их, так и серьезно ограничить в пределах разумного. Главное – отыскать причину и стимул к действию!

    Уровень четвертый – ценности (мотивации)

    На этом уровне рассматриваются убеждения и ценности. И здесь у каждого человека собственные мнения и суждения на этот счет. Только вот ряд жизненных позиций или даже убеждений работает лишь во вред. К примеру, как стать предпринимателем человеку, если себя он считает честным, но уверен, что все остальные бизнесмены воруют средства с целью собственной наживы?!

    Другой пример – абитуриент считает, что место в престижном ВУЗе достается лишь по блату. Поэтому нет даже смысла пробовать сдать вступительные экзамены.

    Иными словами, пирамида Дилтса на этом уровне способствует раскрытию шаблонов и стереотипов восприятия различных жизненных обстоятельств, служащих препятствием на пути к достижению цели.

    Пожалуй, это уже более важный уровень, позволяющий определить собственное восприятие. Из приведенных выше примеров несложно сделать вывод касательно того, что каждый человек определяет сугубо свои ценности, а ведь они могут не совпадать с восприятием других индивидуумов, что, в общем-то, закономерно. То есть одним вещам придается больше значения, другим меньше или они вовсе игнорируются.

    Это относится к так называемому базису личности, а от него человеку не так просто отказаться даже под сильным воздействием извне. И причина заключается в том, что убеждения следует относить к бессознательному восприятию человеческой сущности. Оно и управляет поведением индивидуума, определяя его жизненный путь.

    На данном уровне легко получить ответы на подобные вопросы:

    • Какой важностью для меня обладает данная цель?
    • Насколько ценным окажется результат?
    • Укрепит ли достижение цели мои жизненные убеждения?

    Тут так и просится один вопрос, который стоит отнести к разряду риторических высказываний: почему мы собственно верим во все то, чего придерживается наша вера?

    Уровень пятый – идентификация (жизненная роль)

    Важность этого уровня еще выше, нежели предыдущего, поскольку он оказывает заметное влияние на этажи, располагающиеся ниже. Здесь речь идет о самосознании и самопонимании. Благодаря этим определениям пирамида Дилтса способствует определению своей веры.

    Кто-то уверен в своей гениальности художника либо дизайнера. Поэтому он успешно может проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах. Другой посчитает себя неудачником или бездарем.

    Иными словами, пятый уровень позволяет человеку осознать свое место, и какую он играет при этом роль. Главное реалистично оценивать себя – то есть не занижать достоинства и в то же время принимать во внимание свои недостатки, требующие дальнейшей проработки.

    Что характерно, здесь ответы не лежат на поверхности. Роль и жизненная позиция каждого человека не зависит от половых признаков, семейного положения, социального статуса, процессии. Эта категория много обширнее!

    Вникнуть в суть или хотя бы частично иметь представление, о чем все же идет речь, помогут следующие вопросы:

    • Каково мое отношение к тем личностям, у которых цели и убеждения совпадают с моими?
    • Какова ценность моих целей по отношению к людям, входящим в ближайший круг окружения?

    Самоидентификация – это ценное качество любого из нас! Во многом этим фактором обусловлены наши многие успехи.

    Уровень шестой – миссия (духовное постижение)

    Здесь логическая пирамида Дилтса венчается уровнем, способствующим осознанию индивидуумом своей миссии. Четкое осознание того, ради чего он собственно живет – это не что иное, как мощный инструмент, позволяющий преодолевать различные препятствия и трудности, возникающие на жизненном пути.

    При этом миссия должна быть выражена простыми и понятными изъяснениями. Сложные высокопарные выражения здесь не работают, поскольку не несут никакой практической значимости.

    Здесь хорошо привести один значимый пример. Главный принцип успешной деятельности большинства компаний, находящихся в стране восходящего солнца – это четкое осознание ценностей и миссии, с учетом актуальности на 100-200 лет вперед. А разве жизнь каждого человека на земле создана с целью тратить ее впустую?!

    Таким образом, если правильно подойти к анализу своей жизненной позиции в этом мире, без утайки от самого себя, отвечая на все поставленные вопросы, можно определить те или иные пробелы.

    Самосовершенствование – это путь к достижению к цели, а значит и успеху. Ведь каждый из нас в душе стремится к этому. При этом четкое осознание своих слабых сторон существенно облегчает этот процесс.

    Уровень № 5: идентичность и своеобразие

    Это важнейший уровень, который оказывает существенное влияние на более низкие. Он подразумевает осознание человеком своего места и роли в этом мире. Причем ответ не лежит на поверхности. Роль не ограничивается половой принадлежностью, семейным положением или профессией. На самом деле эта категория более широка.

    • Как вы относитесь к людям, которые имеют цели и убеждения, аналогичные вашим?
    • Какова ценность вашей цели для людей, находящихся в вашем ближайшем окружении?

    Ряд дополнительных вопросов

    Давая ответы на ключевые вопросы каждого из уровней, пирамида Дилтса позволяет объективно оценить картину всего происходящего. Однако все видится лишь в общем свете, чтобы четко разглядеть суть происходящего и отыскать верное решение сложившихся проблем, следует воспользоваться помощью ряда дополнительных вопросов:

    • После того, как я достигну цели, что будут предпринимать окружающие? Обрадует или это их?
    • В какую сторону должно измениться личное восприятие окружающих после достижения целей?
    • Окажется ли результат плодотворным для моих коллег и близких людей?
    • Если я достигну цели, изменится ли моя миссия?
    • Могу ли я делать к направлению моей цели какие-то простые действия в течение 48 часов?
    • Как мои близкие люди отнесутся к моим намерениям? Смогут ли они при необходимости внести соответствующие корректировки?

    Нечто подобное разбирается на многих дополнительных занятиях по коучингу.

    Как правильно работать с пирамидой Дилтса?

    Вопросы, которые задает пирамида Дилтса, помогут вам понять, на каком именно уровне у вас произошла подмена понятий и почему вы сбились с правильного пути. Поэтому на все вопросы следует отвечать максимально честно.

    Сначала ответьте себе на вопрос о том, чем по факту на текущий момент времени вы обладаете. Затем определите, что именно вас не устраивает в вашей жизни и что вам хотелось бы поменять. Теперь, следуя нижеприведенному алгоритму, приступайте к практической работе.

    ☑ Шаг №1. Запишите свою проблему

    Если вы принадлежите к числу тех людей, которые никогда не переносят свои мысли на бумагу, то пришла пора исправить эту досадную ошибку! Не стоит сразу же бросаться в омут с головой и развивать какую-то феерическую активность, ведь правильно, быстро и эффективно решить возникшую проблему вам это точно не поможет.

    Почему так важно записывать те мысли, которые постоянно крутятся у вас в голове? Все дело в том, что в процессе записи мыслей вы будете стараться как можно точнее сформулировать те предложения, которые вы хотите перенести на бумагу. Благодаря этому все нюансы, на которые вы раньше не обращали никакого внимания, будут у вас перед глазами.

    ☑ Шаг №2. Определите, к какому уровню пирамиды Дилтса относится ваша проблема

    Хотите зарабатывать больше? Вам не импонируют условия вашей жизни? Желаете работать с более квалифицированными и дружелюбными коллегами? Тогда ваша проблема относится к «Окружению» – первому уровню пирамиды Дилтса.

    Планируете сесть на диету? Вам надоело каждый раз после нервного напряжения или стрессовой ситуации опустошать холодильник? Желаете выучить иностранный язык? Мечтаете превратиться в профессионального коуча или стать знаменитым оратором? Тогда ваша проблема относится к «Поведению» – второму уровню пирамиды Дилтса и т.д.

    ☑ Шаг №3. Отыщите на одном из уровней пирамиды Дилтса решение вашей проблемы

    Еще раз внимательно ознакомьтесь с каждым из уровней пирамиды Дилтса, затем возьмите свою проблему и пройдитесь с ней по пирамиде снизу вверх. Рассмотрите все части пирамиды Дилтса относительно вашей проблемы. Разложите вашу проблему по полочкам.

    На каждом из уровней пирамиды задайте себе вопрос: «Что на этом уровне происходит с моей проблемой в текущий момент времени?». Подумайте о том, что вам нужно исправить, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и изменить жизнь в лучшую сторону. От чего вам нужно избавиться? О чем стоит забыть?

    Принцип работы

    Общая картина теперь становится яснее, но как работать с пирамидой Дилтса? Одно дело теория, а практика это уже нечто другое.

    Вот об этом и далее и пойдет речь. Вопросы каждого уровня позволяют понять, где и когда произошла смена ценностей и отклонение от заданного курса. Это своего рода сигнальные маячки, указывающие, на каком уровне застрял человек.

    В основе любой коучинг-техники глубокий самоанализ – решения проблем не лежать на поверхности, поэтому требуется, как следует «покопаться в себе».

    Алгоритм применения творения Роберта Дилтса на практике выглядит следующим образом:

    • Четко и внятно сформулировать задачу, но сделать это необходимо в письменной форме. Наши мысли, конечно, материальны, но и мимолетны, а потому не всегда могут восприниматься всерьез. Но то, что написано рукой на бумаге приобретет тональности и послужит толчком к действию. Как вариант – взять на вооружение диктофон.
    • Определить на каком «этаже» находится настоящая проблема.
    • Теперь следует заняться анализом ситуации по отношению каждого из уровней. Постепенно добравшись до самого верха, стоит представить себе, что цель уже достигнута. Следует хотя бы несколько минут наслаждаться этой победой. А вот теперь к сути – в этот момент необходимо осознать свои ощущения и определить, появилось ли чувство удовлетворения.
    • Теперь работа с пирамидой Дилтса должна вестись в обратном направлении – к низу «египетского сооружения». Это позволит внести соответствующую корректировку для каждого уровня. Результат – план станет более детализированным, что позволяет легко выявить для себя ряд новых полезных ценностей.

    Ценность ментальной модели Дилтса кроется в том, что каждый ее уровень ведет к раскрытию причинно-следственной закономерности. Если серьезно отнестись к постановке вопросов и получению на них ответов, то человек сможет довольно быстро провести ревизию собственных жизненных условий и обстоятельств.

    При этом можно обойтись без сторонней помощи, хотя помощь со стороны не помешает. Только для этого стоит найти человека, к кому есть полное доверие. Его роль будет сведена к задаванию наводящих вопросов и записыванию ответов.

    Пирамида Дилтса: что это такое?

    Пирамида Дилтса – это модель неврологических уровней или техника логических уровней, надежный, проверенный временем и не требующий специальных знаний или навыков инструмент, при помощи которого можно решить множество проблемных и сложных ситуаций, сдвинуть с мертвой точки старые задачи и вопросы, избавиться от пагубных привычек и деструктивных установок, осознать собственные ценности, упорядочить мысли и обрести внутреннее равновесие.

    Некоторые эксперты называют пирамиду Дилтса универсальной, простой в использовании и эффективной концепцией, которая помогает понять мотивацию и смысл действий того или иного индивида на самых разных уровнях. Постепенно переходя от бытового уровня повседневного существования до уровня осмысления человеком своего предназначения и своей миссии, пирамида «разбирает» по полочкам и «исследует» конкретную цель или задачу этого человека. Затем, двигаясь в обратном направлении (сверху вниз), пирамида Дилтса «дарит» каждому нижележащему уровню новую ценность и обновленное смысловое понимание.

    Жизненный путь, обогащенный новым смыслом благодаря работе с пирамидой Дилтса, дает возможность внедрить в свое повседневное существование новые и более качественные личные ценности и ориентиры. Обогатив на нижнем уровне пирамиды Дилтса собственный запас вариантов действий, человек начинает видеть совершенно новые и ранее недоступные для его понимания пути реализации своих способностей. У него то и дело возникают продуктивные идеи, которые теперь рассматриваются сквозь призму возможностей.

    Благодаря пирамиде Дилтса можно детально разобраться в тех жизненных аспектах, которые самым непосредственным образом влияют на повседневное существование человека. Когда индивид проанализирует свою жизнь и найдет ответы на все текущие вопросы, он сможет не только понять, но и осознать то, как ему необходимо действовать в дальнейшем, чтобы его жизненный путь повернул в нужную ему сторону.

    Человек не сможет хоть как-то изменить свою жизнь, если он предварительно не проанализирует её. Только детальный анализ позволит вам двигаться дальше и добиваться поставленных целей. В этом и заключается главный смысл пирамиды Дилтса.

    Некоторые люди называют пирамиду Дилтса волшебным инструментом, с помощью которого можно решить любую проблему. В чем же заключается главный секрет этой пирамиды? Все дело в том, что проблему и оптимальное решение этой проблемы всегда разделяют один-два уровня. Решение проблемы всегда находится выше самой проблемы.

    Индивида, который пытается решить проблему какой-либо сложности, можно сравнить с блуждающим в лабиринте в поисках света человеком. Без карты или подсказки отыскать выход из лабиринта практически нереально. Если же подняться над лабиринтом и посмотреть на него сверху, то человеку будут хорошо видны все пути, входы и выходы. Пирамида Дилтса помогает посмотреть на проблему сверху и увидеть все существующие варианты её решения! Данная модель логических уровней учит человека задавать самому себе те важные вопросы, которые будут подталкивать его к поиску правильных ответов, способных изменить жизнь этого человека в лучшую сторону!

    Важность физического фиксирования задач

    На многих занятиях коучинга пирамида Дилтса имеет наибольшее значение, поскольку к ней обращаются все чаще. Что характерно при этом должно соблюдаться одно важное и обязательное условие – все цели, включая обработку результатов по каждому конкретному уровню, фиксируются письменно. Этому есть вполне закономерное и логичное объяснение:

    • При написании текста многие существенные моменты усваиваются легче. В результате проще отыскать решение проблемы или выход из сложившейся ситуации. Возможно, поэтому на уроках все ученики пишут конспекты – для лучшей усвояемости поступающей информации.
    • Написание текста приводит к возникновению новых нервных импульсов, которые поступают в мозг. Это способствует более точной формулировке проблемы, что позволяет быстрее найти нужное решение.
    • В ходе написания цели она приобретает визуальные очертания, что происходит невольно. Если индивидуум представит себя на месте человека с уже решенной проблемой, то он приобретает весомый стимул к действию.
    • По ходу фиксирования задачи на бумаге видение ситуации иногда меняется. Но если перед глазами находится фактическое описание проблемы, то есть возможность с легкостью внести соответствующие коррективы.

    Чтобы понять все особенности следует от теории сразу переходить к практике, то есть посвятить время ответам на задаваемые вопросы. Исходя из степени ответственности к такой работе и честности перед самим собой, все начнет проясняться самой собой. Для этого стоит держать поблизости листок бумаги с ручкой (карандашом) или диктофон.

    Почему задачи нужно записывать

    Решая проблемы с помощью пирамиды Дилтса, нужно соблюдать одно условие: цели, рассуждения и результаты фиксируйте на бумаге. Зачем? Есть 4 причины:

    1. Мозг лучше воспринимает информацию. Вспомните, как в школе вы писали конспекты.
    2. При написании головной мозг начинает работать активнее. Благодаря этому получается точнее обозначить задачу и быстрее найти способ ее решения.
    3. Проблема из ментальной становится осязаемой, физической. При этом человек может даже представить, что он ее уже решил. Это станет мотивацией к дальнейшим действиям.
    4. Записывая свои размышления, вы видите ситуацию со стороны. Это позволяет быстро проанализировать и решить ее.

    После того, как вы сделаете записи, ответьте на вопросы каждого уровня. Ответы также запишите. Вы увидите, что проблема устраняется как бы сама собой.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: