Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?


Изучение человеческой психики интригует общество уже ни одну сотню лет. Впрочем, на многие вопросы о своей личности большинство людей и сейчас не может найти ответ. На некоторые из них сможет пролить свет детальный психоанализ. Как он действует, какова его история? Что нас заставляет совершать одинаковые ошибки? Как события детства могут влиять на наше настоящее? Ответы вы найдете в статье.

Что такое психоанализ

Психоанализ

– это теория, основателем которой стал Зигмунд Фрейд, а также метод устранения проблем психологического характера.

При разработке теории известный австрийский психотерапевт применил многолетний опыт, обретенный ним во время врачебной практики.

Итак, о чем говорят основные положения психоанализа

:

  • Конфликты сознательного и бессознательного могут привести к неврозам, страхам, депрессиям и прочим нарушениям психики.
  • Опыт, знания и поведение человека формируются на базе его иррациональных бессознательных влечений.
  • Индивид, пытающийся осознать эти влечения, «включает» механизмы защиты, мешающие процессу осознания.
  • Влияние бессознательного можно нейтрализовать через его осознание. Психоанализ – это терапия, предполагающая решение проблемы.

Ключевая идея психоанализа сводится к утверждению, что человек не осознает собственные мотивы поведения – им необходима интерпретация. Согласно классическому психоанализу Фрейда, пациенту следует озвучить все свои мысли, ассоциации, сны. Задача психоаналитика – проанализировать услышанное.

Возникновение психоанализа

Философия психоанализа оказала неоценимое влияние на развитие философской науки, а также на духовную культуру общества. Родоначальником психоанализа стал врач-психиатр из Австрии З. Фрейд, создававший, прежде всего, метод лечения больных. На его основе была сформирована концепция философских взглядов на сущность человека и культуры.

З. Фрейд и его последователи — Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм — это практикующие врачи, преследующие цели излечения больных и понимающие, что философия психоанализа намного обширнее врачебной практики, и с ее помощью возможно создание новых методов лечения. Именно психоанализ дал толчок к формированию новых концепций, взглядов на философские вопросы, таких как философия антропологии, жизни, культуры. Его особенность заключалась в его направленности исключительно к человеку, его психике, проблемам.

История психоанализа

История психоанализа берет свое начало в 1880 году, в дни, когда венский врач Й. Брейер поделился с товарищем З. Фрейдом примечательной историей о пациентке, излечившейся от симптомов истерии после сеанса гипноза. На приеме она смогла озвучить глубоко травмирующее событие, произошедшее с ней. Итогом стала сильнейшая эмоциональная реакция. Катарсис привел к значительному смягчению симптомов. Когда пациентка вышла из состояния гипноза, она не помнила о своих признаниях.

Фрейд решил применить методику со своими пациентами – результаты Брейера подтвердились. Партнеры поделились выводами в общей публикации «Исследования истерии», утверждая, что симптомы истерии вызваны подавленными воспоминаниями о неких травмирующих событиях. Тяжелая ситуация вытесняется из сознания, но продолжает оказывать на пациента влияние.

Личные причины побудили Брейера отойти от исследований и Фрейд приступил к независимой работе. Ему удалось обнаружить, что похожий результат достигается не только при истерии, но и при навязчивых состояниях сексуальной природы, зачастую возникающих еще в детские годы.

Психоаналитик изначально считал ключевой причиной неврозов Эдипов комплекс. Симптом начинает формирование в моменты, когда бессознательные влечения ребенка грозят прорвать барьер, поставленный вытеснением, что оказывается неприемлемым для прочих частей психики из-за страха наказания и по соображениям морали.

Основы психоанализа

Психоанализ – это терапия, базирующаяся на нескольких незыблемых принципах

:

  • В первую очередь, подразумевается принцип детерминизма. Согласно идеям психоанализа, ни одно проявление психики нельзя назвать случайным, ни с чем не связанным, непроизвольным. Осознаваемые чувства, мысли, импульсы следует рассматривать, как события причинно-следственных взаимодействий, определенных ранним детским опытом. Специальные методы исследования (преимущественно через анализ сновидений и ассоциации) выявляет связь между ситуациями из прошлого и нынешним психологическим опытом.
  • Основой второго принципа стал топографический подход. Все психические элементы оценены по критериям их доступности. Вытеснения, обеспечивающее удаление из сознания некоторые психологические элементы, говорят о том, что некая часть психики прикладывает усилия, не желая их осознавать.
  • В основе третьего динамического принципа, теория о том, что психика побуждается к действию импульсами агрессии и сексуальности, являющиеся элементами общего биологического наследия. Они имеют существенные отличия от инстинктивного поведения животных. В животном мире обычно фиксируется стереотипный ответ, провоцируемый особыми стимулами в определенных ситуациях и направленный на выживание. Психоанализ рассматривает влечение, как состояние нервного возбуждения, являющегося ответом на стимулы, направляющие психику к действию, снятию напряжения.
  • Четвертый принцип – генетический подход. Черты личности взрослого человека, характеризующие его конфликты, невротические симптомы, в общем связаны с фантазиями и желаниями детства. Считается, что какие бы пути не открылись перед человеком, ему не удастся уйти от собственных детских переживаний – они в любом случае будут преследовать его на протяжении всей жизни.

Что такое архетипы

Коллективное бессознательное составляет архетипы – универсальные базовые врожденные структуры, они являются причиной переживаний событий из древней истории зарождения человечества, которые могут являться человеку в сновидениях и быть причиной волнений и психических расстройств, именно они являются той средой, из которой формируется духовная жизнь человека и вся культура человечества.

Определения большинства архитипов стало нарицательным и вошло в обыденную жизнь людей, как поговорки, например:

  • Маска — лицо человека, которое он «натягивает» при любых контактах с посторонними, а также на официальных встречах;
  • Тень — второе лицо человека, которое состоит из вытесненных в подсознание порочных черт характера или неприемлемых качеств.

Большое значение для человека, по определению Юнга, имеет архетип «Мое истинное Я» или «Самость», которое представляет собой синтез всех архетипов. Постижением этого своего «Я» человек должен заниматься на протяжении всей жизни. Первые результаты этого развития, по мнению Юнга, появляются не ранее среднего возраста.

В это время человек уже обладает достаточным жизненным опытом. Еще для этого необходимы обязательный высокий уровень развития интеллекта, настойчивая работа над собой. Только достигнув заветной вершины, личность может реализоваться в полной мере, понять «непостижимое», закрытое простым смертным. Познают его единицы, большинству этого не дано.

Методы психоанализа

Рассмотрим детально основные методы, применимые в сфере психоанализа: метод толкования снов, метод свободных ассоциаций, метод интерпретации. Опишем каждый по отдельности.

Метод свободных ассоциаций

На чем базируется этот знаменитый метод? На применении феномена ассоциативности мышления с целью исследования глубинных психических явлений и процессов (зачастую они бессознательны). Полученные данные применяются для лечения и коррекции функциональных психических расстройств, с помощью осознания пациентом характера и источника проблем.

В чем особенность метода свободных ассоциаций? В осознанном совместном и целенаправленном противостоянии терапевта и пациента с состоянием психологического дискомфорта. Действуя сообща, психоаналитик и пациент справляются с проблемой.

Методом свободных ассоциаций можно назвать метод исследования психического состояния больного. Он рассказывает о любых мыслях, пришедших ему в голову, какими бы абсурдными или неуместными те не казались. Они могут звучать фантастично, обыденно, непристойно. Терапевту предстоит сделать вывод из этих откровений или несвязных обрывком мыслей.

В «Словаре по психоанализу» (Ж.Б.Понталис, Ж.Лапланш) отмечается, что свободными ассоциациями можно назвать высказывание всех без разбора идей и мыслей, возникающих в сознании – самопроизвольно или отталкиваясь от какого-либо элемента (числа, слова, образа из сновидения).

Фрейд призывал отказаться от роли контролируемого сознания, приступая к осознанию психических процессов. Он заявлял, что сознание пытается устранить появляющиеся на периферии образы и мысли до того, как на них сфокусируется внимание анализирующего объекта. При этом при анализе психического состояния именно эти образы и мысли могут нести особое значение.

Именно Фрейд впервые начал активно применять метод свободных ассоциаций. Психоаналитик предлагал своим пациентам лечь на кушетку и расслабиться, просто говоря все, что приходит им в голову, какими бы невероятными, абсурдными и непривычными не были эти мысли с точки зрения привычных моральных норм. Во время сеансов терапевт наблюдал, как мощные эмоциональные влечения несли бесконтрольное мышление к психическому конфликту. Знаменитый психотерапевт заявлял, что первый случайный образ и мысль подразумевает именно то, что необходимо для психоанализа. Случайная мысль может иметь связь с подавленным воспоминанием.

Метод толкования сновидений

Согласно теориям Зигмунда Фрейда, сновидения могут открыть присутствие интенсивной психической деятельности в глубинах сознания. В чем заключен анализ снов? Терапевту предстоит отыскать искаженную бессознательную правду, скрывающуюся в каждом сне. Фрейд был убежден: чем страннее сон и запутанней, тем больше в нем скрытого содержания. На языке психоанализа это явление называют сопротивлением – его проявления можно заметить даже тогда, когда человек, видевший сновидения, не соглашается на его толкование. Это говорит о его бессознательном сопротивлении, установленных барьеров для защиты собственной психики.

Сновидения отделяют бессознательное от реального мира. В них волнующие ситуации, вызывающие переживания, деформируются самым причудливым образом. Также сны могут поведать о тайных желаниях. В случае с детским психоанализом, различия между скрытыми и явными мыслями менее очевидны.

Скрытые мысли преобразуются в символы, проявляясь в форме, приемлемой для сознания. Это позволяет им обойти определенную «цензуру». Даже сегодня проявление бессознательного в форме сна остается одной из величайших тайн сознания.

Метод толкования сновидений очень важен – он позволяет выявлять суть возникающих во сне образов. Фрейд обрабатывал сны, позиционируя их как симптомы болезней. По его словам, для правильного использования этого метода, не рекомендуется рассматривать сны, как что-то единое – такой анализ не приведет ни к чему стоящему. Он был убежден: анализируя сновидения, необходимо кропотливо изучать его элементы по отдельности. Правило ассоциаций следует применять к отдельным фрагментам. Фрейд читал любые сновидения не только объектом, достойным научных исследований, но и способом познать свою глубинную сущность, обнаружить скрытые желания, которые не проявляются на поверхности.

Метод интерпретации

Интерпретация считается одним из важнейших инструментов любого аналитика. Даже в толковании снов и свободных ассоциаций терапевтом используются интерпретации. Что этот термин подразумевает под собой?

Интерпретацией называют главным аналитическим инструментом. В толкованиях сновидений и свободных ассоциациях, психоаналитик пытается использовать интерпретации. Речь идет о переводе значимой информации о пациенте из бессознательного уровня в сознательный. Вытеснения информации, вызывающее беспокойство и тревогу индивида, а также ее правильный анализ, смягчат симптомы невроза либо других психических проблем.

Психоанализ

Существует парадокс: многие люди, нуждающиеся в психологической помощи, ищут для себя психоаналитика

, но мало кто готов проходить
настоящий психоанализ
. Это связано с незнанием особенностей проведения психоанализа.

Фрейд проводил психоанализ 6 раз в неделю. После перехода в Европе на пятидневную рабочую неделю – стандартом для психоанализа стало 5 сессий в неделю. На такое готово весьма ограниченное количество пациентов, поэтому в США пошли на компромисс, допустив считать настоящим психоанализом, если пациент посещает психоаналитика 4 раза в неделю. Французы оказались еще более «покладистыми» и «разрешили» своим пациентам посещать психоаналитика всего три раза в неделю, называя это тоже психоанализом.

Во времена Фрейда в маленькой, по современным меркам, Вене начала XX века неработающим женам обеспеченных бюргеров, которыми, в основном, и являлись пациентки Фрейда, было возможным и даже желаемым посещать своего психоаналитика 6 раз в неделю. Тем более, что анализы в то время были очень короткими, не дольше трех месяцев (за редким исключением). Этого времени оказывалось достаточным, как выразился Фрейд, для того чтобы из невротика сделать несчастного человека

. Но трех месяцев оказывалось недостаточным для адаптации выздоравливающего невротика к окружающей его действительности, от которой он, собственно говоря, и «спрятался» в невроз. Поэтому некоторые известные пациенты Фрейда в дальнейшем длительное время долечивались у других психоаналитиков.

В связи с этим, современный психоанализ длится от нескольких лет до десяти и более. Сегодня в больших городах, с их огромными расстояниями, люди, проводящие на работе ежедневно более девяти часов, не имеют возможности так часто посещать психоаналитика. И большинство людей не в состоянии оплачивать гонорары психоаналитиков за 5 сессий в неделю. Отчасти, требование к такой высокой частоте посещений обусловило кризис психоанализа

, начавшийся в 50-х годах XX века (другие составляющие этого кризиса я описал в статье
Что такое психотерапия?
).

Психоанализ в психологии и философии

О психоанализе можно услышать множество общих суждений. Обычно отмечается, что психоанализ – это известное направление в психологии, пользу и значимость которого оценивают по-разному. У метода имеются и сторонники, и противники.

Если говорить о психоанализе в философском ключе, то замечено, что особенностью психоаналитических концепций стали их связь с психотерапевтической практикой. Она не сводится ни к экспериментальному познанию, ни к философскому умозрению, а прорастает из опыта общения и других аспектов. Настоящее постижение своего внутреннего мира осуществляется, через инсайт. Такое озарение вносит перемены в жизнь пациента – он начинает совершенно иначе осмыслять себя и свои убеждения.

Подобная философия в чем-то схожа с древними учениями, в которых сочеталась теория и практика дзен-буддизма, йоги и прочих видов психической саморегуляции.

Практика психоанализа периодически сравнивается с целительными действиями жрецов, шаманов. Обучение психоанализу приравнивают к инициации. Многие известные аналитики, практикующие психоанализ, неслучайно параллельно проявляют интерес к различным восточным учениям и даже магии.

Большинство приверженцев теорий Фрейда, как и раньше, придерживаются той модели человеческой психики, которая поддерживалась «отцом психоанализа». В основе их убеждений лежит то обстоятельство, что психоаналитики обычно получают психологическое или медицинское образование. Их задача заключается в приспособлении больного к окружающим обстоятельствам. По большей мере психоанализ распространен в Америке и наиболее развитых европейских странах.

В свое время Зигмунд Фрейд все же надеялся, что его теории психоанализа будут признаны научным сообществом. С этой целью он прибегал к аналогиям с археологией, гидравликой, экономикой и иным наукам. Постепенно в нем начало крепнуть убеждение, что этого все же не случится.

Первой причиной можно назвать разность подходов, а второй, то, что для ученых, формирование которых происходило в научных сферах девятнадцатого столетия, психоанализ является неприемлемым аспектом по личным причинам. Идеи терапии шли в разрез с нарциссическими иллюзиями о власти разума над природой и собой. В целом, то, с какой периодичностью многие представители науки и философии осуждали принципы психоанализа, говорит об их явной предвзятости. Постепенно эти убеждения начали меняться.

В наши дни научный статус психоанализа периодически продолжает оспариваться. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что он все же научен, иные ставят это утверждение под сомнение, называя известную терапию псевдонаукой.

Тем не менее, в ХХ столетии психоанализ получил широкое распространение в гуманитарных науках, психологии, философии и прочих сферах.

Теория психоанализа Фрейда: кратко

Согласно теории Фрейда, психику человека можно «поделить» на такие составляющие: Эго, Ид и Суперэго.

Определение терминов

:

  • Ид
    – главный источник влечения и желания. В качестве аналогии можно привести обычную уличную собаку, где все ее действия, вроде спаривания, сна и прочего, являются результатом инстинктов, заложенных природой.
  • Эго
    – посредник, делящий социальные рамки и животные инстинкты. Часть личности, удовлетворяющий потребности Ид, беря во внимание ограничения внешнего мира.
  • Суперэго
    подразумевает под собой все социальные рамки, начинающиеся с периода родительского воспитания, когда закладываются основы того, что можно делать, а что недопустимо. Во взрослой жизни отображается во всех жизненных аспектах, вроде, нравственности, религии, закона.

Топическая модель психического аппарата включает в себя два элемента: бессознательное и сознательное.

Что они подразумевают

:

  • Бессознательное
    – психические силы, находящиеся за чертой сознания. Они определяют то, как человек себя ведет.
  • Сознательное
    – психический аспект, который индивид способен осознать. Сознательное оказывает непосредственное влияние на то, как индивид позиционирует себя в обществе. Психика автоматически поддается коррекции принципом удовольствия. Если баланс нарушается, то происходит сброс через бессознательную сферу.

Защитные механизмы реализуют конфликт Суперэго и Ид. Фрейд описал многие из них: изоляция, проекция, вытеснение, отрицание, замещение, регрессия и так далее.

Практика

Общая схема лечения

Анализант вербализует (проговаривает) мысли на основе свободных ассоциаций, возникающих у него в голове, а также фантазии и сны.

Далее психоаналитик на основании этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанта.

В конце концов он интерпретирует их, чтобы найти путь для решения проблем.

Примеры из частной практики Фрейда

В своих работах Фрейд подробно описывал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми сталкивался сам. Всего их 43, но наиболее известны 5 из них. Они демонстрируют, как психиатры должны выстраивать свои сеансы в зависимости от того, с каким диагнозом они имеют дело.

Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:

  • тревожная и конверсивная истерия;
  • обсессивно-компульсивный невроз;
  • психоневротическая депрессия;
  • невротические черты характера;
  • фобии;
  • психосоматика.

Противопоказаниями являются различные формы ши­зофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход в лечении импуль­сивного невроза, перверсии, зависимостей и девиантного поведения решается в индивидуальном порядке.

Методы психоанализа

Свободные ассоциации

Является основным правилом психоанализа. Проективный метод, заключающийся в том, что анализанту предлагается свободно говорить всё, что приходит в голову. При этом он может высказывать даже то, что кажется ему абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, вычленить и проанализировать бессознательное, связать с детством и снами пациента.

Толкование сновидений

Анализанту предлагается на протяжении нескольких сеансов рассказывать все свои сны в мельчайших деталях. Именно в них скрыто бессознательное. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд объяснил значения многих символов из снов, которые используются в психоанализе до сих пор. Большинство из них связано с потаёнными сексуальными желаниями.

Интерпретация

Центральный этап любого сеанса психоанализа. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы из свободных ассоциаций и снов и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализант в свою очередь должен принять и понять данное толкование. Только так он может начать расшатывать систему застойных патологических, навязчивых переживаний, сложившуюся на основе противоречий бессознательного и сознательного.

Сопротивление

Защитный механизм психики, препятствующий проникновению в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Она мешает пациенту говорить всё, что у него в голове. Часто это воспитание или социальные стереотипы.

Перенос

Другое название — трансфер. Бессознательное перемещение ранее пережитых чувств на совершенно другого человека (не того, на кого они были направлены раньше). В том числе — на психоаналитика.

Проработка

Последний этап с анализантом, когда происходит перестройка психики. Основная задача — изменить привычное поведение и устоявшиеся отношения через освобождение от патогенных шаблонов.

Это основные техники, используемые психоаналитиком в работе с разными психическими расстройствами.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Приступив к разработке нового подхода к лечению проблем психики, Фрейд инициировал собственные исследования и изучал данные прочих ученых. Ныне теория психоанализа считается поистине уникальной. От прочих ее отличает то, что она не берется изучать отдельные проблемы индивида. Психоанализ рассматривает все в комплексе. Предлагаем кратко ознакомиться с основными положениями терапии.

Классический психоанализ базируется на детерминизме биологической составляющей – на утверждении, будто потребности физиологии подавляют все прочие, и указывают их вектор. Психический детерминизм указывает на то, что любое происшествие в жизни человека имеет свои последствия. Каждый его поступок определен явным или скрытым мотивом, которому предшествовали определенные события.

Выделяется несколько аспектов психической жизни индивида: сознательное, предсознательное, бессознательное. В первом случае речь идет о переживаниях и текущих мыслях, во втором – о тайных желаниях и фантазиях, в третьем – о том, что выделяется из сознания, подавляясь внутренним цензором. Фрейд полагал, что психология должна детально интересоваться этим непростым механизмом.

Дальнейшее развитие психоанализа.

Приход к власти нацистов заставил многих европейских психоаналитиков эмигрировать в США, куда и переместился центр психоаналитической мысли. В этот периода ведущими учеными-психоаналитиками были Х.Хартман (1894–1970), Э.Крис (1900–1957) и Р.Левенштейн (1898–1976). В ряде совместных публикаций они сформулировали основные положения психоанализа как фундамента общей психологии. Развитие хартмановского понятия адаптивной функции «Эго» способствовало формулировке основополагающих рабочих гипотез о природе влечений, созревании и развитии психического аппарата. Свой вклад в эти теории внесла вклад и дочь Фрейда – Анна Фрейд (1895–1982), занимавшаяся психоанализом детей и долгосрочными исследованиями детского развития. Она проанализировала различные средства, которыми «Эго» защищается от угрозы вторжения нежелательных бессознательных импульсов.

Главная тема современных психоаналитических исследований – это значение привязанности младенца к матери. Проблемы, возникающие на этой стадии прежде всего из-за холодности или безразличия матери, могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных расстройств. Взаимодействие матери и ребенка, по-видимому, является критическим для развития личности и самооценки.

Психоанализ современности

Зигмунд Фрейд был убежден, что все наши поступки продиктованы подсознательными желаниями. Особенный акцент был сделан на то, что возникающие потребности основаны на физиологии и сексуальных желаниях. Психология современности уже не акцентирует на этом и не уделяет утверждению слишком много внимания.

Насколько психоанализ распространен ныне? Во многих странах он довольно развит, являясь вполне рядовым явлениям. Множество современных терапевтов пишут книги на эту тему, которые пользуются большой популярностью – то есть, это востребовано. Безусловно общество определенного типа долгое время сопротивлялось основам психоанализа, не принимая их. Это можно сказать о Германии в период национал-социализма и СССР до брежневского застоя. Эти примеры самые очевидные. И фашистский, и коммунистический режим противился учениям Фрейда, базируясь на идеологических соображениях. Немцы считали эти теории «еврейской наукой, унижающей достоинство человека», а Советский Союз – «апофеозом буржуазного индивидуализма».

Известны, как скрытые попытки вытеснения учения из жизни общества, так и очевидные репрессии против него. Стоит признать, что психоанализ также идет в разрез со многими религиозно-центрированными и теократическими обществами. Хотя известны случаи, когда он с успехом получал развитие в странах с авторитарными политическими режимами. Самым явным примером можно назвать Аргентину. По предположению аргентинского психотерапевта А. Бенджамина, причина в том, что именно кабинет психолога обычно становился для угнетенных граждан последним прибежищем, где не запрещалась свобода слова.

Если подвести итог, то напрашивается вывод, что основным условием успешного развития психоанализа в обществе считается свобода. Уточним, что при этом обществу следует разделять ценность свободы, оно должно демонстрировать реальное осуществление свобод (личности, слова, мысли). К слову, для полноценного развития психоанализа требуется свобода объединений, дающая возможность оформиться соответствующему сообществу.

В целом, в современном обществе психоанализ довольно распространен. Проводятся различные тренинги, функционируют терапевтические кабинеты, выпускается соответствующая литература.

Технология психоанализа (пособие для анализанта)

В данном разделе мною размещена информация, которая поможет вам создать адекватное представление о психоаналитическом процессе и своём месте в нём.

Успех психоанализа — это всегда плод усилий двух человек: психоаналитика и клиента. Клиент без психоаналитика не сможет сориентироваться в том, что с ним происходит и правильно сформулировать свою проблему, а психоаналитик, проводящий анализ без участиях клиента, напоминает врача, который лечит больного, рассказывая ему основы общей анатомии.

Практика показывает, что, как бы ни был подготовлен теоретически клиент к прохождению психоанализа, он слабо представляет себе реальный психоаналитический процесс. Вместе с тем технология психоанализа требует активного участия клиента в психоаналитическом процессе, что предполагает понимание им сути происходящего.

Подготовка клиента к прохождению психоанализа является одним из обязательных этапов установления рабочего альянса между клиентом и психоаналитиком. В данном разделе помещён материал, который, с одной стороны, облегчит мне задачу подготовки моего клиента и сэкономит аналитическое время, а, с другой стороны, снизит негативное предожидание, испытываемого человеком перед незнакомой лечебной процедурой.

С историей психоанализа я вас знакомить не буду, потому что это, по сути, пустая информация, которая может вызвать только ваше справедливое раздражение. Насколько я понимаю, вам нужно знать, что надо делать, чтобы решить конкретные проблемы, а не историю метода.

Несколько слов о возможности самоанализа

Возможно ли самостоятельно, без помощи психоаналитика, проделать путь в глубины своего подсознания. Очевидно, что возможно, иначе психоанализа не было бы. Психоаналитики, писатели, философы, с разным успехом и на разную глубину опускались (или поднимались) в собственные глубины. Однако лечение своей психики и исследование своей психики — это не одно и тоже. Проблема самоанализа, собственно, и состоит в том, что задача, стоящая перед клиентом, не «копнуть» себя, а вылечиться. Копнуть-то можно, а вылечиться нет.

Невозможность самоанализа обусловлена тем, что причина психических проблем принципиально недоступна для мысли клиента. Она находится в его бессознательном, то есть там, куда сознанию хода нет. Причём клиент сам её туда и вытеснил из сознания, и прикладывает все свои усилия, чтобы она оставалась в бессознательном состоянии. Данное усилие называется вытеснением.

Здесь уместно ввести понятия «вытеснения патогенного события» (патогенным событием в психоанализе называют — крайне неприятное для субъекта переживание) и «сопротивления анализу». Они являются одними из основных психоаналитических понятий, которые должен освоить клиент.

Вытеснение

Если не вдаваться в тонкости процесса вытеснения, то вытеснением патогенного события можно назвать процесс его забывания. Вытесненное событие как будто пропадает из прошлого, его как будто нет и никогда не было.

Говоря «вытеснение» вместо «забывание», мы акцентируем внимание на значительном усилии, которое прикладывает человек для того, чтобы вытеснить из сознания некое патогенное событие.

Понятие вытеснения доступно нам и на бытовом уровне. Мы говорим: «Я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «я пью водку, чтобы забыться», «для того чтобы придти в себя, мне нужно сменить обстановку», «когда я выговорюсь, мне станет легче» и пр. На житейском уровне нам доступна простая рефлексия, что мы занимаемся чем-то, чтобы в голове не было чего-то плохого, и это истинная цель данного занятия.

Сопротивление клиента анализу

Человек прикладывает все свои возможности для того, чтобы некое патогенное событие вытеснить из сознания, а психоаналитик хочет вернуть его в сознание, потому что только так можно избавиться от заявленных клиентом проблем (симптомов). Разумеется, клиент будет сопротивляться усилиям аналитика.

Сопротивление, по сути, говорит о том, что клиент не готов к появлению вытесненной им проблемы, он ещё слишком слаб и недостаточно вооружён, чтобы встретиться с проблемой лицом к лицу.

Анализ, вообще, трепетно относится ко всем психическим реакциям клиента, понимая, что все они естественны и, следовательно, целесообразны. Сопротивление клиента анализу — не исключение. Если клиент борется с аналитиком, значит, он не может не бороться, и аналитик с пониманием относится к этому. Правда, иногда сопротивление клиента принимает неприемлемую для конкретного аналитика форму, индуцируя его собственные бессознательные проблемы; в этом случае анализ сталкивается с «контрпереносом», под которым понимается эмоциональная реакция аналитика на сопротивление своего клиента. Если аналитик не сможет справиться с контрпереносом, то анализ можно считать законченным: сильный эмоциональный фон не даст ему возможность спокойно думать над проблемами своего клиента, а думать надо — именно спокойно. Именно поэтому аналитик должен сам пройти психоанализ; психика аналитика должна быть «чистой», в противном случае психоанализ «потонет» в контрпереносе.

«Всплытие» из бессознательного каждой новой проблемы сопровождается всплеском сопротивления клиента, таким образом, всплеск сопротивления сигнализирует аналитику, что проблема на подходе в сознание.

На сопротивление, так же как и на вытеснение, клиент бросает все имеющиеся у него ресурсы, и это ресурсы иногда оказываются более значительными, нежели возможности аналитика. В этом случае, сопротивление клиента оказывается непреодолимым для данного аналитика и анализ заканчивается. Клиент вынужден искать себе аналитика посильнее.

Главным показателем успешности сопротивления клиента является его состояние комфорта в анализе. Как не парадоксально, но состояние комфорта клиента в анализе говорит об успешности его сопротивления анализу.

Если клиенту комфортно общаться с аналитиком, значит, он успешно «водит его за нос». Комфортное состояние, вызывается, собственно, подсознательной уверенностью клиента, что он контролирует анализ и не даст аналитику приблизиться к своим проблемам. Сопротивление имеет мериаду форм, часто аналитику требуется проделать большую интеллектуальную работу, чтобы понять, как именно клиенту удаётся уводить его от проблем и как с этим бороться.

Какова задача психоанализа

Задача, которую ставит перед анализом клиент, понятна — проблемы должны исчезнуть. Эта же задача, соответственно, стоит и перед аналитиком.

Для решения, поставленной клиентом задачи, аналитику необходимо сделать нечто (психоанализ), чтобы в прошлое клиента перестало его беспокоить. Когда в прошлом клиента не останется ни одной ситуации, которые бы он не отторгал, как невозможные для себя, психические проблемы клиента исчезнут сами собой.

Говоря в психоаналитических терминах, задача, стоящая перед аналитиком, состоит в том, чтобы перевести проблему (некая невозможная для клиента ситуация в прошлом) из бессознательного состояния в сознание, сделать её доступной для «взрослой» критики клиента.

Вытесняемая клиентом проблема возникла перед ним в детстве, соответственно, формулировал он её, будучи ребёнком, соответственно, сформулировал он её не правильно (строго говоря, неправильная формулировка проблемы — и есть реальная проблема). Для разрешения проблемы необходимо вновь оказаться в проблемной (патогенной) ситуации и сформулировать проблему правильно («по-взрослому»).

Что представляет собой психоанализ по форме

Психоанализ представляет собой особым образом структурированное общение аналитика и клиента с жёстким регламентом и правилами.

Сразу хочу оговориться, что ничего шаманского или аномального в психоаналитической процедуре нет. Вся процедура достаточно прозрачна, и логична, и, если так можно выразиться, изящна.

Любой человек, рассказывая о себе и своей жизни, представляет ситуацию в выгодном для себя свете, то есть рассказывает не то, что есть, а так, как ему хочется, чтобы было. Впрочем, эта истина не нова и всем известна. Психоанализу же принадлежит открытие, что человек самостоятельно, в нормальном режиме жизни, лишён самой возможности рассказывать о себе то, что есть на самом деле. Оказалось, что мышление человека, по своей природе, призвано «вывернуть» ситуацию, как выгодно человеку.

Рассказ клиента невольно уводит аналитика от истинной проблемы, задача же аналитика поставить именно истинную проблему. Возникшее противоречие призвана решить аналитическая процедура, которая структурирует общения аналитика с клиентом таким образом, что истинная проблема становится доступной для наблюдения.

Так, например, в анализе существует жёсткое правило закрытости любой информации касающейся как личной жизни аналитика, так и его эстетических, сексуальных, политических, религиозных и прочих предпочтений. Для успеха анализа, клиент ничего не должен знать об аналитике, кроме его профессионального статуса, то есть, кроме того, что он «настоящий» психоаналитик.

Это правило достаточно дискомфортно для клиента, и в обычной жизни общение на таких условиях невозможно. Анализ специально ставит клиента в такие дискомфортные условия, чтобы спровоцировать феномен, так называемого теневого переноса, который состоит в том, что, встречаясь с незнакомой и недоопределимой ситуацией, психика начинает выкидывать в «голову» страшилки, то есть ситуации, с которыми человек боится встретиться. Эти «страшилки» как раз и являются истинными проблемами, с которыми надо работать. Теневой перенос удобен для анализа тем, что это рефлекторная реакция, не поддающаяся контролю сознания, и если в обществе аналитика клиента охватывает страх, то он становится доступен для анализа, минуя желание клиента.

В общественном сознании образ психоаналитика характеризуется эмоциональной нейтральностью, которая обеспечивается в частности бородой, делающей эмоциональные колебания совершенно недоступной для наблюдения. Этот стереотип, навязываемый кинематографом, не соответствует реальности. Аналитик стремится сделать свои эмоции доступными для клиента, потому что клиент в них крайне нуждается. Для успеха анализа клиент, как минимум, должен видеть, что аналитик принимает его таким, каким он есть, и эта реакция приятия естественная.

Аналитик и клиент находятся в состоянии очень тонкого эмоционального взаимодействия. Эмоциональные реакции аналитика, как вызывают проблему клиента из бессознательного (реакция переноса), так и стабилизируют его психику, делают её готовой к встрече с этой проблемой. Бородатый, эмоционально нейтральный аналитик так же абсурден, как и пианист, играющий в варежках.

Клиент располагаетсях в кресле наискось от аналитика, на расстоянии, удобном для «психоаналитического» общения (около 1,5–2 метров). В течение сессии клиент может инстинктивно менять данное расстояние, то наклоняясь к аналитику, то откидываясь на спинку кресла.

Аналитическая кушетка, как и бородатый аналитик, относится больше к разряду общественных стереотипов, навязанных кинематографом, нежели к реальной психоаналитической технологии. Справедливости ради надо сказать, что некоторые психоаналитики эксплуатируют данный стереотип, надеясь предстать перед клиентом «настоящим» психоаналитиком.

Для понимания происходящего аналитик должен иметь возможность видеть все тонкие эмоциональные реакции клиента, а клиент, в свою очередь, должен иметь возможность опереться на эмоциональные реакции аналитика. Положение, занимаемое клиентом на кушетке, не позволяет ни того, ни другого.

Если есть возможность, то аналитик стремится работать дома или в специально снятой квартире. Такое предпочтение обусловлено тем, что самое востребованное и дорогое аналитическое время приходится на вечерние часы, когда официальные учреждения закрываются.

В помещении, в котором проходит анализ, никого, кроме аналитика и клиента, нет, происходящее никто не видит и не слышит. Правило конфиденциальности соблюдается аналитиком неукоснительно.

Психоаналитик «лечит» только словом, психоанализ — это принципиально «разговорный» метод. Никаких таблеток. Как я уже говорил, проблема заключается в том, что ребёнок неправильно сформулировал некую незнакомую для него ситуацию, и, благодаря этой неправильной формулировке, незнакомая ситуация приобрела патогенный характер. Задача психоанализа — найти эти «неправильные» слова и заменить их «правильными» словами.

Психоанализ не терпит тактильного контакта между клиентом и психоаналитиком, поэтому никаких рукопожатий и прочих прикосновений.

Что представляет собой психоанализ по сути

Анализ, по сути, есть процедура создающая условия, при которых вытесненные проблемы появляются в сознании, где они распадаются под действием принципа реальности.

Технология создания данных условий и есть, собственно, психоанализ.

Без психоаналитической процедуры бессознательные, то есть реальные проблемы клиента никогда не «всплывут» в его голове, что лишает его возможности избавиться от них.

Бессознательные проблемы появляется в сознании клиента постепенно. Ближайшая к сознанию проблема самая простая для клиента, последняя в очереди, самая удалённая от сознания, это самая сложная проблема.

Ближайшая к сознанию проблема находится в подсознании человека и составляет контекст, происходящего в его сознании «действа» или «текста». Проще говоря, подсознательная проблема, или проблема, находящаяся в подсознании, определяет то, что и как человек думает, чувствует, определяет его эмоции, непосредственные реакции и пр.

Задача психоаналитика, читая «текст» сознания клиента, понять, какая проблема стоит за данным «текстом», точно сформулировать данную проблему и перевести её в сознание клиента, то есть сделать её очевидной для него.

Может ли сам клиент попасть в своё подсознание и встретиться с проблемой, которая беспокоит его на данный момент. Очевидно, что может. Подсознательная проблема, в отличие от бессознательной, доступна для осознания. Проблема, однако, состоит в том, что клиент лишён возможности правильно сформулировать проблему (в этом проблема самоанализа). А правильная формулировка, и в этом смысл психоанализа, это формулировка, дающая возможность решить проблему.

Неправильно сформулированная проблема не решаема, правильно сформулированная проблема решаема. Строго говоря, правильно сформулированная проблема перестаёт быть проблемой. В этом изящество психоанализа. Достаточно правильно сформулировать проблему, чтобы она исчезла.

Правильная формулировка проблемы принципиально отличается от «страшной» формулировки. «Страшная» формулировка, она потому и страшная, что неправильная, а «правильная» формулировка, она потому и правильная, что делает проблему разрешимой для клиента и потому не страшной.

Клиент не знает, как реально звучит его проблема, он только предчувствует, на уровне онтологической интуиции, что проблема не такова, какой ему кажется, что она не может быть такова. И именно эта интуиция направляет его к психоаналитику, чтобы тот нашёл возможность подтвердить её.

Клиент потому и не лезет в своё подсознание, хотя и может теоретически сделать это, что предчувствует встречу с нерешаемой для себя проблемой. Эту работу делает за него психоаналитик.

Анализируя «текст» сознания клиента по определённому алгоритму, психоаналитик достраивает контекст (проблему) происходящего перед его глазами и делает это таким образом, что подсознательная проблема становится решаемой.

Выводя проблему из подсознания, психоаналитик освобождает «место» в подсознании, которое тут же занимает следующая проблема, «поднимаясь» из бессознательного. Так постепенно бессознательное очищается, и пациент выздоравливает.

Реально психоанализ заканчивается, когда уходят основные психотические симптомы, и клиент возвращает себе ощущение контроля над своей психикой.

Задание клиента на аналитическую сессию

Задание клиента на аналитическую сессию естественно вытекает из сути психоаналитического процесса.

Для того чтобы избавиться от психических проблем, клиенту нужно донести до психоаналитика «текст» своего сознания, так как анализируется именно «текст» сознания.

«Текст» сознания — это то, что происходит с человеком в данный момент времени: его мысли, чувства, эмоции, ассоциации, рефлекторные психические реакции и пр., одним словом, всё, что с ним происходит.

Часть этого «текста» аналитик считывает сам, наблюдая за клиентом во время сессии. Визуальная часть «текста» сознания очень важна, так как она не может быть скрыта клиентом и практически не корректируется сопротивлением.

Другая часть «текста» сознания — это течение мысли и актуальное состояние чувственно-эмоциональной сферы. Донести эту часть «текста» до аналитика — задача клиента. Аналитик бы и рад взять эту работу на себя, да не может, в голову к клиенту не залезешь.

Для выполнения этого задания клиенту необходимо рассказывать всё, что с ним происходит, полностью, исключая цензуру.

Необходимость говорить всё, что происходит в «голове», без каких-либо исключений, — это принципиальное требование анализа.

От клиента требуется простой рассказ о своей актуальной душевной жизни.

Психоанализу никак не обойтись без анализа снов клиента. Сны являются, по сути, текстом подсознания. Предоставляя для анализа свои сны, клиент позволяет психоаналитику увидеть своё подсознание непосредственно, минуя анализ «текста» сознания.

Сны печатаются или записываются клиентом на отдельном листе. Во время записи сна цензура должна быть устранена. Текст сна представляет собой подробное и последовательное его описание, включая описание изменения эмоционального состояния во время сна.

Психоанализ требует от клиента спонтанности и непосредственности в поведении и выражении своих эмоций. Однако соблюдать при этом некий гигиенический минимум контроля необходимо, психоаналитик тоже человек, и ничего человеческое ему не чуждо.

Оплата

Оплата аналитических сессий деньгами является элементом психоаналитической технологии. Бесплатный анализ — это нонсенс.

Необходимость оплаты аналитических сессий, часто значительной для клиента, вносит в его представление о мире принцип реальности, который удерживает психику от соскальзывания в бред.

Во время анализа клиент неосознанно строит свои отношения с аналитиком, как со своим отцом (матерью), сам при этом превращаясь в ребёнка. Данное явление получило название «переноса». Если аналитик мужчина, то на него переносится образ отца, если аналитик женщина, то образ матери.

Психоанализ, во многом, есть анализ индивидуальных особенностей этого переноса. Если аналитик будет работать бесплатно, то клиент спутает его со своим родителем окончательно, впадёт в «детство» и потеряет саму возможность посмотреть на эти отношения со стороны.

Психоанализ — это дорогая процедура, с этим ничего не поделаешь, аналитиков мало. Другое дело, что финансовые возможности людей разные, и то, что дорого для одного, то не составляет труда для другого.

Режим оплаты, представленный в аналитическом договоре, наиболее оптимален, он блокирует ряд специфических сопротивлений возникающих на почве финансовых отношений между аналитиком и клиентом, что значительно повышает эффективность анализа.

Обязательность посещения клиентом всех предоставляемых психоаналитиком сессий и обязательность их оплаты — правило, введеное ещё Фрейдом. Не могу с ним не согласиться, практика показывает, что только таким образом можно сохранить психоанализ для клиента, любое отклонение от данного правила перерастает в непреодолимое сопротивление колиента психоанализу и, в конечном итоге, приводит к его развалу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: