Гуманистический подход к изучению личности (К. Роджерс, А. Маслоу)


Гуманистическая психология доклад. Содержание

Отсюда неприятие ученымидей психоанализа о враждебных отношениях между личностью и обществом. Он также резко возражал и против общепринятого взгляда, что развитие — это приспособление человека к окружающему миру. Одним из первых он заговорил об уникальности, индивидуальности человека, являющимся носителем своеобразного сочетания качеств, названные ученымчерта. Эти черты личности, он классифицировалкак основные и инструментальные. Основные черты — врожденные ивлияют на поведение, а инструментальныеформируются в процессе и оформляют поведение. Набор этих черт, по Олпорту, составляет ядро личности. Олпорт считал, что со временем развивается автономность этих черт. Например, у ребенка черты еще не сформированы и потому отсутствует их автономия, а у взрослого человекауже осознающего себя и свою индивидуальность, черты становятся автономными и не зависимымиот биологических потребностей и давления общества. Эта автономность черт дает возможность человеку, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом, Олпорт решает проблему идентификации-отчуждения, которую разрабатывал Маслоу. Значение гуманистической психологии. Ее сегодняшнее положение в психологии
На сегодняшний момент наметились тенденции частичной интеграции гуманистической психологии с другими направлениями в психологии — в том числе и с ее «оппонентами» — психоанализом и необихевиоризмом

Но, не смотря на эти предпосылки, гуманистическая психология занимает важное место в западной психологии и находит свое отражение в сфере практического ее применения. Основной областью практического применениягуманистической психологии является психотерапевтическая практика

В трудах А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта и других ученых разработаны представления о психологически здоровой личности. Наиболее популярные сейчас психотерапевтические системы были разработаны теоретиками-гуманистами К. Роджерсом и В. Франклом. Другой важной областью практического применения стала гуманистическая педагогика, основанная на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником, и ориентирована на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения гуманистической психологии является социальнопсихологический тренинг, создателем которого стал К. Роджерс. Несмотря на все внешние признаки оформившейся школы, гуманистическая психология так и не стала полноценной психологической школой. Так посчитали сами приверженцы этого направления на своем собрании в 1985 году. Последующие исследования подтвердили этот вердикт. На сегодняшний день менее одного процента материала учебников посвящено изучению гуманистической психологии. Как правило, лишь упоминается иерархия потребностей Маслоу и личностно-ориентированная терапия Роджерса. Заключение

Таким образом, в соответствии с целью и задачами нашего реферата, рассмотрев гуманистическую психологию, как направление в науке, мы приходим к следующим выводам:

1.Гуманистическая психология зародилась на трудах экзистенциалистов и явилась как альтернатива доминирующим в 60-е годы 20 века направлениям в психологии — психоанализу ибихевиоризму. 2. Главным предметом изучения и анализав гуманистической психологии признавали личность, как уникальную целостную систему. Личность рассматривалась как психически здоровая, гармоническая, которая пытается достичь вершины личностного развития, самоактуализации3. Основные принципы гуманистической психологии были сформулированы А. Маслоу — принципы становления личности, холизма, уникальности индивида, позитивного отношения к человеческой природе и психология психического здоровья.

4. Мы рассмотрели некоторые основные теории личности в гуманистической психологии — теорию самоактуализации Маслоу (бесконечный процесс, связан с умением понять себя, строить свое поведение исходя из своей внутренней природы) и теорию личностных черт Г. Олпорта (суть в уникальности, индивидуальности человека, являющимся носителем своеобразного сочетания качеств — черт, составляющих ядро личности).

5. Гуманистическая психология на сегодняшний момент претерпевает частичную интеграцию с другими направлениями в психологии. Но на сегодняшний день она по-прежнему не теряет своей актуальности и находит свое применение в сфере практического положения — в гуманистической педагогике, психотерапевтической практике и в социально-психологических тренингах.

Методики гуманистической психотерапии

Гуманистическая психотерапия – это общее название для целого ряда психотерапевтических школ. Гуманистическая психотерапия, как и психоанализ, на практике использует метод интервью, однако она сосредоточивается на том, что происходит в настоящий момент.

Гуманистическая психотерапия в гештальтподходе отличается от клиент-центрированного метода. Первая цель данного вида психотерапии — личностный рост, вторая – работа над восстановлением контакта со всеми сторонами своей личности. А вот рационально-эмоциональный подход больше сосредотачивается на устранении отрицательных эмоций.

Американский психолог Альберт Эллис считал, что отрицательные эмоции человек испытывает из-за нерациональных установок. В основе этих убеждений лежат понятия «должен» и «обязан». Вместо того чтобы решать свои настоящие проблемы, человек сосредотачивается только на негативном понятии «должен», что только делает его несчастнее.

Ярким примером таких установок можно назвать гендерные стереотипы. Женщин учили быть хорошими женами и матерями, учили удовлетворять чужие потребности. В зону их забот традиционно входят мужья, дети, родители, но только не они сами. Хорошая жена и мать часто оказывается несчастным человеком.

Когда такая женщина приходит на прием к психотерапевт, ей задают вопрос, хочет ли она быть хорошей и счастливой. После этого она понимает, что несчастной ее сделали неправильные установки, что забота о себе, своем саморазвитии и возможности самовыражения – это нормально.

Неоценимый вклад в гуманистическое воспитание сделал рационально-эмоциональный подход. Раньше было непонятно, до какой степени человек способен удовлетворять свои личные нужды и потребности, не обращая внимания на мнение окружающих? До того моменты, пока интересы человека не противоречат интересам других людей. Нельзя забывать, что мы живем в обществе и нас окружают другие люди, а не только мы сами.

Необходимо понимать, что рамки и правила существуют. Они являются важным понятием в гуманистическом воспитании.

Вседозволенность можно считать антагонистом тирании, но она также влечет множество негативных последствий. Если для ребенка не существует рамок, он создаст их сам, ориентируясь на собственные желания и восприятие, что спровоцирует создание неприятных и даже опасных для его жизни ситуаций. Он не знает, ка нужно себя вести, поэтому где бы он ни был – в детском саду или школе, он начинает бунтовать, отказываться подчиняться правилам, создает негативное отношение к себе, что тратит его энергию, которую можно было направить на саморазвитие. Рамки и положительное взаимодействие со взрослым – это главные условия успешного воспитания.

«Третья сила»

На Западе (и прежде всего в США, которые были основным центром влияния в мире психологии в то время) после Второй мировой войны господствовали две психологические школы: бихевиоризм и фрейдизм (а точнее говоря, уже более поздние версии этих направлений — необихевиоризм и неофрейдизм). Гуманистическая психология развивалась как ответ этим направлениям, подход которых к человеку она считала слишком упрощенным. Что же это был за подход?

Первая концепция утверждала, что предмет исследования психологии — поведение человека, а не его сознание, и поведение это строится по формуле «стимул — реакция». «Стимул», «реакция» и «подкрепление» — основные понятия бихевиоризма. Задавая определенный стимул (то есть воздействие со стороны среды), можно добиться нужной реакции (поступков человека), а значит, возможно предсказывать поведение и даже им управлять. Связь между этими двумя компонентами становится особенно прочной, если есть третий элемент цепочки — подкрепление.

Рекомендуем: Психосоматические заболевания — это

В большинстве случаев поведение определяется ожиданием положительного подкрепления (благодарность, материальное поощрение, позитивная реакция окружающих), но может быть продиктовано и стремлением избежать отрицательного. Необихевиористы усложнили эту трехкомпонентную структуру и ввели в нее промежуточные факторы, которые замедляют, усиливают или блокируют подкрепление. Таким образом стали анализироваться не только наблюдаемые проявления поведения, но и механизмы, его регулирующие.

Неофрейдизмом называется комплекс течений, которые развились на основе идей Фрейда и его психоаналитической теории. Как известно, в классическом психоанализе движущей силой человеческих поступков считались бессознательные влечения, при этом главная роль отводилась сексуальной энергии. Неофрейдисты не отрицали влияния бессознательного, однако главным источником конфликтов личности считали не его противоборство с сознанием, а воздействие общества.

И вот в 50–60-е годы двадцатого столетия как противовес этим двум течениям возникает гуманистическая школа психологии, которая хотела (и смогла) стать третьей силой американского психологического сообщества. Этот научный подход оформился благодаря известному американскому психологу, создателю иерархической модели потребностей Абрахаму Маслоу; он стал основателем направления, ему же принадлежит выражение «третья сила».

Рекомендуем: Особенности сказкотерапии

Основные принципы гуманистической психологии в 1963 году сформулировал первый президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь:

  • Человек не пассивный наблюдатель, а активный преобразователь своей жизни, обладающий свободой выбора. В личности изначально заложен потенциал развития.
  • Опыт личности уникален и ценен, его нельзя анализировать путем простого описания поведения и обобщений.
  • Изучение отдельных психических процессов не дает целостной картины. Человек должен изучаться как целое, которое больше суммы его частей.
  • Человек от природы наделен положительными качествами, а отрицательные проявляет потому, что не раскрыл свою истинную сущность.

Предмет изучения и задачи науки

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния. Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека

Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей. Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности. Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.. Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций

происхождения

Одним из первых источников гуманистической психологии была работа Карла Роджерса , который был под сильным влиянием Отто Ранк , который порвал с Фрейдом в середине 1920-х годов. Фокус Роджерс был для того, чтобы процессы развития привели к здоровому, если не более творческому, личностному функционированию. Термин «актуализировать тенденцию» также придуман Роджерс, и был концепцией , что в конечном итоге привел Авраам Маслоу изучение самоактуализации как одна из потребностей человека. Роджерс и Маслоу представил эту позитивную гуманистическую психологию в ответ на то , что они рассматривают как слишком пессимистический взгляд психоанализа.

Другие источники вдохновения включают философию экзистенциализма и феноменологии .

Концептуальные истоки

Гуманистический подход имеет свои корни в феноменологической и экзистенциалистской мысли (см Кьеркегора , Ницше , Хайдеггера , Мерло-Понти и Сартр ). Восточная философия и психология также играют центральную роль в гуманистической психологии, а также иудейско-христианские философии персонализма , так как каждый акций подобных проблемы , о природе человеческого бытия и сознания.

Карл Роджерс (1902-1987), один из основателей гуманистической психологии.

Для получения дополнительной информации о влиятельных фигурах в персонализме , см: Мунье , Габриэль Марсель , Дени де Rougemont , Маритно , Мартин Бубер , Эммануэль Левинас , Макс Шелер и Кароль Войтыла

Как бихевиоризм вырос из Ивана Павлов работы «s с условным рефлексом, и заложил основы для академической психологии в Соединенных Штатах , связанных с именами Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера , Абрахам Маслоу дал бихевиоризму название„вторая сила“ , Исторически «первая сила» были психологи , как Зигмунд Фрейд , Альфред Адлер , Эрик Эриксон , Карл Юнг , Эрих Фромм , Карен Хорни , Мелани Кляйн , Гарри Стек Салливан и другие.

В конце 1930 — х года, психологи, заинтересованный в уникально человеческих проблемах, такие , как я , самоактуализация , здоровье , надежда , любовь , творчество , природа , будучи , став , индивидуальность , и означающим, то есть конкретное понимание человека существование, включен Абрахам Маслоу , Карл Роджерс и Кларк Мустакас , которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации , посвященную психологии , ориентированных на этих особенностях человеческого капитала , востребованных постиндустриальным обществом .

  1. Человеческие существа, как человек, отменяют сумму их частей. Они не могут быть сведены к компонентам.
  2. Человеческие существа имеют свое существование в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.
  3. Человеческие существа знают и знают, зная — то есть, они сознают. Человеческое сознание всегда включает в себя осознание себя в контексте других людей.
  4. Человеческие существа обладают способностью делать выбор и, следовательно, несет ответственность.
  5. Человеческие существа являются преднамеренными, направлено на цели, знает, что они вызывают будущие события, и искать смысл, значение и творчество.

Практические истоки

Вторая мировая война создала практическое давление на военных психологах, у них были больше пациентов , чтобы видеть и заботиться о чем время или ресурсы разрешены. Истоки групповой терапии здесь. Прогрессирование Эрика Берн книг показывает этот переход из того, что мы могли бы назвать прагматичную психологию Второй мировой войны в его поздние инновации, транзакционный анализ, один из самых влиятельных форм гуманистической народной психологии позднейших 1960-1970.

Основоположники и последователи направления

Представители гуманистической психологии:

  1. Карл Роджерс. Создал теорию личности, которая строится на положениях гум-ой. Основой жизни по его теории является желание реализовать врожденные возможности. Основой личности ученый считает реальность.
  2. Бюлер Шарлотта. Психолог из Германии, которая создала собственную периодизацию жизненного пути личности. Главный мотив — самореализация.
  3. Гордон Виллард Олпорт. Психолог из Америки, который изучал психологию личности. Ученый развивал собственную теорию личности, которая основывалась на самоактуализации, стремлении любого человека к тому, чтобы добиться чего-то существенного в жизни.
  4. Ролло Мэй. Еще один психолог из Америки, который выпустил множество работ, касающихся гуманистической психологии.
  5. Франкл Виктор. Психолог из Австрии. Разработал отдельное психологическое учение, главный постулат которого говорит о том, что развиваться личность начинает когда ищет смысл жизни.
  6. Абрахам Харольд Маслоу. Это один из главных основателей гуманистического направления в психологии. Он создал иерархическую модель мотивации, согласно которой у человека на протяжении всей жизни появляются определенные потребности.

Маслоу выделял такие потребности индивидов:

Личная безопасность. Любой человек желает чувствовать себя защищенным, избавиться от излишней тревожности, спокойно заниматься любимым делом. Желание самоактуализации. Потребность постоянно достигать поставленных целей, успешно развивать собственные сильные стороны. Потребность в почитании Многие хотят получать всеобщее внимание, одобрение влиятельных людей. Физиологические потребности. К ним относятся жажда, голод, половое влечение. Потребности в любви Любой рано или поздно захочет находиться рядом с другими людьми, получить признание. Эстетические потребности. Желание жить в гармонии, соблюдать симметрию, следовать красоте. Потребность в новых знаниях

Это важно для саморазвития.

Главной потребностью Маслоу считал самоактуализацию.

В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии

Традиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:

  • изначально человек имеет в себе конструктивную подлинную силу;
  • формирование деструктивных сил происходит по мере развития;
  • у человека есть мотив самоактуализации;
  • на пути самоактуализации возникают препятствия, мешающие эффективно функционировать личности.

Ключевые термины концепции:

  • конгруэнтность;
  • позитивное и безусловное принятие себя и окружающих;
  • эмпатическое слушание и понимание.

Основные цели подхода:

  • обеспечивание полноты функционирования личности;
  • создание условий для самоактуализации;
  • обучение спонтанности, открытости, аутентичности, дружелюбию и принятию;
  • воспитание эмпатии (сочувствия и соучастия);
  • развитие способности к внутреннему оцениванию;
  • открытость новому.

Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде.

гуманистический подход в обучении

Принцип становления

Один из наиболее важных принципов гуманистической психологии заключается в том, что человек постоянно находится в процессе своего становления. Например, студент выпускного курса университета будет отличаться от хихикающего модного первокурсника. По прошествии еще нескольких лет молодой специалист своего дела тоже будет отличаться от выпускника. Он сможет освоить новые жизненные пути, имеющие отношение к его карьере или, к примеру, семейной жизни.

Те люди, которые сознательно отказываются от своего становления, фактически отказываются от личностного роста. Они отрицают тот факт, что в них заложены возможности полноценного бытия. Согласно гуманистической психологии, большой ошибкой является отказ от возможностей сделать каждый миг своей жизни максимально насыщенным. Для психолога данного направления подобный взгляд является не чем иным, как извращением того, чем потенциально мог бы быть человек. Жизнь – непреложная ценность, и поэтому человек должен наполнять каждый миг существования смыслом.

Восстановление любви

Подмена ценностей произошла на уровне личной свободы. Возникла парадоксальная ситуация. Всю историю люди боролись за свободу, подразумевая под ней личностную независимость и свободу волеизъявления. Во многом они преуспели. В годы возникновения и развития гуманистической психологии люди Запада пользовались очень большими достижениями в области своих политических и экономических прав. Только эта же свобода привела к изоляции каждого ото всех. Возникло нечто такое, что замечательно было отражено в старом советском фильме «Последний дюйм». «Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня» — пел бас за кадром. Героев фильма спасло только то, что в экстремальной ситуации они смогли восстановить чувство любви сына к отцу, а отца к сыну. Можно сказать, что им повезло.
На практике же люди западной цивилизации поступают иначе. Они начинают сами подавлять свою индивидуальность, поскольку понимают, что причина именно в ней. Только подавление не приводит к чему-то прогрессивному. Это или формирование корпоративных стандартов с введением корпоративного стиля поведения, или появление субкультур, таких как БДСМ. Отсюда же и стремление людей к тоталитарным сектам. Можно подумать, что гордым американцам должно быть чуждым поклонение какому-то божку во плоти, но ведь это происходит. Людей тянет к рабству от свободы, которой они так долго добивались.

Фромм не перестал быть психоаналитиком, лишь расширил рамки психоанализа. В основном эти теоретические основы формировались для того, чтобы выработать методику работы с психическими и нервными расстройствами. Новаторство его методик заключалось в том, что психиатрия стала использовать неведомые до селе методы и ставила перед собой удивительные цели. Он пытался вернуть человеку способность любить. Напомним себе ещё раз, что это происходило в годы, когда в США ещё во всю практиковалась лоботомия.

Гуманистическая психология кратко. Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (англ. humanistic рsychology ) – направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности , ее высшие ценности и смыслы , любовь , творчество , свобода, ответственность, автономия , переживание мира, психическое здоровье , глубинное межличностное общение , трансценденция и т. п.В нач. 1960-х гг. Г. п. сформировалась как течение, противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму , который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу , критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами . Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название третьей силы в западной психологии.Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к следующему: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому исследование отдельного случая ( case study ) не менее оправданно, чем статистические обобщения ; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию, самоактуализации и самореализации, которые являются частью его природы (см. Натура ); е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям , которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей – в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу , В. Франкла , Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса , С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Личность

Описанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к психологии личности был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования.

Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. Теорию личности, рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная отрасль психологии, имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины.

Сторонников теории, рассматривающей личность в гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п.

єкзистенциально гуманистический подход

Принципы

Основатели гуманистической психологии разрабатывали собственные теории, которые имели некие общие точки. Именно эти соприкосновения позволили выделить несколько принципов:

  1. Человек всегда стремится к развитию. У него есть врожденная потребность в самоактуализации, самореализации, самосовершенствованию.
  2. Целостность – личность сложная открытая система.
  3. Гуманность – каждый индивид от природы свободный и добрый.
  4. Целевого детерминизма – особенности личности нужно изучать с учетом ее будущих стремлений.
  5. Активность – другой человек является отдельным живым существом, которое вправе выбирать, как поступать. Ни один психотерапевт не может сделать это за него, только помочь.
  6. Не экспериментальное исследование личности – человек должен рассматриваться как единая система, нельзя изучать отдельную часть его психики.
  7. Репрезентативность – исследовать можно только здоровых и полноценных индивидов.

Основоположниками гуманистического направления в психологии являются разные люди: Маслоу, Роджерс, Райх, Перзл и другие. Каждый из них внес свой вклад в развитие новой школы. Например, Райх разработал представления о том, что невысказанные эмоции приводят к появлению мышечных зажимов.

Мотивационная теория Маслоу получила широкое распространение в маркетинге. Ее основные идеи нашли практическое применение.

Теория личностных черт Олпорта

Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.

Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.

Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:

  1. Уровень мотивов нужды.
  2. Уровень мотивов развития.

Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.

Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Клиент-центрированная терапия

Гуманистическое направление в психологии изначально было ориентировано больше на практику, чем на теоретические исследования. Эта близость к повседневной жизни, к потребностям людей, а также особое отношение к человеку стали главными причинами популярности направления у большого числа людей.

Действительно, специалисты, представители гуманистического направления, в своей работе руководствуются принципом безусловного принятия каждого клиента и сопереживания ему. Если поместить личность в определенные условия, она сможет самостоятельно реализовать заложенный в ней природой потенциал и достигнуть полного выздоровления. Создать эти условия — и есть задача гуманистического психолога.

Рекомендуем: Психология искусства — что это такое?

Такое отношение вытекает из базовых принципов, провозглашенных Бьюдженталем, но активное его внедрение в реальную практику консультирования началось с другого специалиста. Карл Роджерс — вот имя, с которым гуманистическая психология и гуманистическая психотерапия обрели те фундаментальные черты, которые и по сей день ее составляют их основу.

Еще в 1951 году, когда гуманистическая психология только-только начинала заявлять о себе, вышла книга американского психолога Карла Роджерса «Терапия, сфокусированная на клиенте». В ней Роджерс высказывал крамольные для того времени идеи: директивный подход в психотерапии неэффективен, не психолог выступает экспертом и наставником для человека, а человек — сам для себя.

Что такое «директивный подход»? Это как раз такое отношение к клиенту, которое и считалось единственно правильным: психотерапевт руководит ходом беседы, принимает на себя ответственность за исход лечения, в общем, становится на позицию лидера и направляющего, отводя клиенту роль ведомого. Роджерс же выступил как основоположник обратного, недирективного метода консультирования, названного им клиент-центрированной терапией.

Что предполагает такая терапия? Как уже отмечалось, гуманистическая психология исходит из того, что человек — существо по природе доброе, а не злое. Однако все его положительные качества становятся видны в особенной атмосфере поддержки и внимания, которая помогает ему раскрыть свою позитивную сущность. Психотерапевт и должен обеспечить такую атмосферу, но помогает клиент себе сам, сам находит ответы и сам принимает решения.

Теоретические предпосылки создания гуманистического подхода

В психологии гуманистическое направление психологической помощи часто называют «третьей силой», для которой ключевым становится понимание уникальности человека. Метафорой гуманистического подхода является метафора зерна, которое при наличии необходимых условий будет прорастать.

Высшая ценность, считают гуманистические психологи – это жизнь конкретного человека, его способность максимально себя реализовать, поэтому для психолога значение имеют частные, а не только общие случаи.

Гуманистическая психология имеет свой подход к проблеме человека и рассматривает его как целостное образование, что является фундаментальным её положением.

Базовое убеждение психологов-гуманистов состоит в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления, который он может реализовать в полной мере, и работа гуманистического психолога направлена на создание благоприятных условий.

Известным подходом гуманистического направления психологической помощи стала клиент центрированная терапия К. Роджерса, ключевым понятием которой является тенденция к актуализации. Автор считает, что развить и сохранить себя, выявить свои лучшие, заложенные природой, качества – это есть важнейший мотив жизни человека.

Саморазвитие может сопровождаться срывами, падениями, страданиями, но, побудительный мотив непреодолим и человек продолжает свои попытки дальше.

Опыт жизни человека автоматически оценивается – способствовал он развитию личности или препятствовал этому. Происходящий на бессознательном уровне этот процесс, Роджерс назвал организмическим оценочным процессом.

Люди, доверяющие своим ощущениям, легче осознают правильность направления.

Второе основное понятие клиент-центрированного подхода – это «поле опыта» и «самость». Поле опыта является потенциальной доступностью сознанию, а самость – это центральное понятие концепции Роджерса. Оно включает в себя целостность, состоящую из телесного, символического, духовного опыта.

В подходе Роджерса к психологической помощи важным понятием является Я-концепция или, как он считает, это сознательное представление о самом себе. Разрыв между Я-реальным и Я-идеальным является симптомом внутреннего неблагополучия и страдания.

Клиент-центрированная терапия Роджерса предполагает, что человек всегда будет действовать в соответствии со своей Я-концепцией, которая является своеобразными очками, через которые человек видит мир и самого себя.

Замечание 2

Цель клиент-центрированной терапии состоит в том, чтобы оказать помощь в приведении Я-концепции человека в соответствие с опытом для реализации его природного потенциала.

Качество взаимоотношений психолога и клиента являются успехом психологической помощи. Эффективно работающий психолог по отношению к клиенту проявляет эмпатию и контактирует с ним искренне.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Спортивное воспитание и гуманизм

В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.

Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации — безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.

Становление у спортсмена гуманистических качеств – это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку — развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: