Причины отклонений от норм поведения подростков девиантного поведения

Говоря о наличии тех или иных психологических отклонений у человека, мы подразумеваем, что существует некое противоположное состояние, которое является нормой. Но вот четко определиться с тем, что же она представляет собой, довольно сложно.

Ведь конкретного понятия психологических отклонений или психологического здоровья человека не существует. Ничего необычного или странного в этом нет. Подобное понятие напрямую зависит от большого количества факторов, которые, как правило, являются субъективными.

Социальные стереотипы

Те или иные психологические отклонения личности становятся очевидными, если рассматривать поведение человека со стороны общества. Ведь в нем существуют определенные социальные стереотипы. Они и определяют ту грань, которая существует между ненормальным и нормальным поведением индивида.

Тем не менее и здесь можно обнаружить множество нюансов. Как и в каждом специфическом сегменте, входящем в социум, норма поведения может иметь значительные отклонения. Например, тем, кто живет в российской глубинке, совершенно естественно знать не только в лицо, но и по имени всех соседей по дому. Совсем иначе обстоит дело в крупных городах. Здесь не обязательно и даже просто не принято здороваться с соседом по подъезду.

Таким образом, социальный стереотип является наиболее распространенным воззрением той или иной группы людей. Они решают, каким должно быть поведение члена указанной группы или того, кто в нее не входит. Нередко такие воззрения распространяются как на внешние проявления поведения человека, так и на его психологическое состояние в той или иной ситуации.

Социальные нормы

Это понятие, в первую очередь, определяет правила поведения, которые сложились исторически и выполняются обществом. Это общепринятые стандарты поведения человека в группе людей, и соблюдение этих стандартов – главное условие взаимодействия членов общества между собой. Социальные нормы и социальные отклонения — это два понятия, которые являются противоположностью друг другу.

Многие твердо уверены, что нормы – это неписанные правила общества, однако данную сферу регулируют и законодательные акты, и должностные инструкции, и иные организационные документы. Условно их можно разделить на следующие важные категории:

  • Правовые нормы.
  • Нравственные нормы.
  • Этические нормы.
  • Религиозные нормы.

Человек не может следовать только одной из приведенных выше сфер, они все взаимодействуют между собой, потому что каждый член общества выполняет сразу несколько социальных ролей. Он гражданин, работник и член коллектива, мать или отец, сын или дочь, друг и так далее. Каждая из этих ролей требует определенного опыта и принятых норм поведения, поэтому человек перенимает этот опыт, который использует в будущем для самореализации.

Самое простое определение социального отклонения – это поведение человека, которое не соответствует ценностям и нормам, принятым в обществе.

Личностный фактор

У каждого человека существует еще и собственное отношение к той реакции, которую он проявляет на конкретные жизненные события. Подобный фактор является личным стереотипом, выражающимся в представлении индивида о том, как он должен вести себя в определенной ситуации и что он должен чувствовать при этом.

Например, если человек, видя страдания другого, начинает испытывать удовольствие, и у него при этом не возникает желания помочь, то это самой личностью может восприниматься в качестве отклонения от нормы. В таком случае может возникнуть разочарование. Человек считает, что он плохой, и должен быть другим. Подобную ситуацию можно объяснить стереотипами, предписывающими не только правильное поведение, но и ощущения. Таким образом, если вопрос относится к определенной личности, то основы понимания психологических отклонений от нормы и самой нормы кроются в ожидании определенного типа поведения. Все что соответствует таким ожиданиям, индивидом расценивается как норма, а то, что нет – как отклонение от нее.

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения общества, то здесь все происходит по аналогичной схеме. Единственная разница заключается в том, что судьей в этом случае является социум, а не отдельная личность.

Виды психических нарушений

Психические расстройства у людей могут появиться независимо от этнической принадлежности, возраста или пола. Механизмы появления психических заболеваний полностью не изучены, потому медицина не может дать конкретные определения. Однако на сегодняшний день четко установлена связь между определенными возрастными рамками и заболеваниями психики. Для любого возраста характерны свои наиболее часто встречающиеся расстройства.

У престарелых людей

В престарелом возрасте на фоне таких болезней как бронхиальная астма, почечная или сердечная недостаточность и сахарный диабет появляется множество психических отклонений. К старческим психологическим заболеваниям относятся:

  • деменция;
  • паранойя;
  • синдром Пика;
  • маразм;
  • синдром Альцгеймера.

Виды нарушений психики у подростков

Зачастую душевные подростковые заболевания связаны с неблагоприятными факторами в прошлом. Обычно отмечаются такие психические расстройства:

  • нервная булимия;
  • продолжительная депрессия;
  • дранкорексия;
  • нервная анорексия.

Психические заболевания самостоятельно не лечатся, потому при проявлении любых подозрений на нарушения психики необходимо срочно обращаться за помощью к психотерапевту. Беседа пациента с врачом сможет помочь быстро определить диагноз и выбрать правильную схему лечения. Практически все заболевания психики излечимы, если своевременно обратиться.

Критерий для определения психологической нормы

При рассмотрении вышесказанного становится понятно, что отклонения личности выявляются как с точки зрения общества, так и с позиции самого человека. Однако и в том, и в другом случае важнейший признак несоответствия норме – это то разочарование, которое возникает из-за несоответствия ожиданиям. Именно дискомфорт, появляющийся в результате конфликта между действительностью и социальными ожиданиями, считается фактором, разграничивающим норму от того, что психологи называют личностным расстройством.

Истоки проблемы

В психологии расстройство личности рассматривается в двух аспектах. Одним из них является социальное взаимодействие индивида с обществом. Что подразумевается под этим понятием? Это те особенности поведения конкретного человека, которые приводят к социальным проблемам или к психологическому дискомфорту. Второй аспект заключается в отклонении от нормы самой личности. Подобные особенности поведения человека также приводят к проблемам и к психологическому дискомфорту. Однако в этом случае больше всего страдает сам индивид.

Разумеется, понятия «дискомфорт» и «проблема» в этом случае имеют довольно широкие границы. Так, индивид может испытывать состояние либо легкой тревоги, либо тяжелой депрессии. С точки зрения общества все выглядит совершенно иначе. Для него проблема рассматривается в виде реальной угрозы при откровенно преступном поведении индивида либо в виде тех небольших проблем, которые представлены в форме неподобающей манеры поведения. И в том, и в другом случае психологические отклонения у человека непременно выражаются в личностных особенностях его самого.

«Ползающие мурашки»

Впервые почувствовав, будто что-то ползает под кожей, человек может сильно испугаться. И этот страх вполне объясним — есть даже отдельная форма психоза, при котором человек считает, что заражен паразитами. Такое состояние — дерматозойный бред — может быть как отдельным психическим расстройством, так и симптомом шизофрении. Тем не менее ползающие мурашки далеко не всегда указывают на проблемы с психикой. Более вероятно, что причина — довольно безобидный синдром беспокойных ног. Среди его симптомов — мурашки, покалывание, распирание и дискомфорт в конечностях, которые очень сильно мучают человека в покое (в основном ночью).
Этот недуг встречается у 5–15% взрослых людей, наиболее часто — у женщин старшего возраста. Беременность тоже провоцирует синдром беспокойных ног — от него страдают не менее 20% женщин. Еще этот синдром может сопровождать хронические заболевания: сахарный диабет 2-го типа, фибромиалгию, ревматоидный артрит, рассеянный склероз и другие. У здоровых молодых людей синдром беспокойных ног может вызвать плохой сон или злоупотребление алкоголем.

Если мурашки под кожей сводят вас с ума по ночам, не спешите бежать к психиатру. Вполне возможно, справиться с синдромом помогут изменения образа жизни: регулярные физические нагрузки, массаж и ванночки для ног, коррекция режим сна, ограничение алкоголя и кофеина.

Причины возникновения расстройств

Как правило, психологические отклонения личности проявляются в ее когнитивной или мыслительной деятельности. Также они видны в сфере восприятия окружающего мира и в эмоциональной реакции на отношения с окружающими.

Психологические отклонения личности могут иметь врожденный характер. В таком случае их проявление происходит у человека на протяжении всей его жизни. Определенные социально-психологические отклонения формируются в те или иные периоды взросления индивида. Это может быть, например, ранний или подростковый возраст. Отклонения в психологических особенностях человека вызывают самые различные причины. Они рассматриваются начиная от патологий головного мозга и заканчивая теми, которые вызваны сильнейшими стрессовыми переживаниями, такими, как, например, психологическое или физическое насилие.

Согласно данным статистики, в своей легкой форме личностные отклонения выявляются приблизительно у 10 % взрослых людей. Стоит иметь в виду, что подобная проблема требует внимания специалиста.

Факторы риска личностных патологий

Психологические отклонения несут в себе множество проблем. Одной из самых распространенных из них является психологический дискомфорт. В свою очередь, и он может быть выражен в самых различных степенях и вызывать негативные последствия. Причем возникающие проблемы бывают как внутренними, так и поведенческими. Среди них можно отметить повышенную склонность к суициду, а также к формированию алкогольной и наркотической зависимости, антисоциальное, а порой даже и преступное поведение. Нередко психологические проблемы становятся причиной тяжелых депрессий, а иногда они провоцируют специфические патологии психики, такие, как например, шизофрения или обессивно-компульсивное расстройство. И, конечно, такие люди создают немало проблем как себе, так и окружающим.

Признаки

Как и любые явления, происходящие в мире, социальные имеют свои факторы:

  • Историческая детерминированность.
  • Негативные последствия для общественности.
  • Массовый и устойчивый характер.

Борьба с социальными отклонениями общества происходит за счет правовых, экономических, моральных санкций.

Некоторые признаки неправомерного поведения являются переходящими, к ним могут относится брак по расчету, спекуляция и так далее.

Заметна существенная динамика лояльности к социальным отклонениям, а отношение общества к поведению его членов все более либеральное. К существенным достижениям общества можно отнести отмену смертной казни.

Признаки отклонений личности

Каковы симптомы несоответствия человека психологической норме? Прежде всего здесь имеется в виду поведение личности, которое является неадекватным, если рассматривать его с точки зрения появившейся проблемы. Основная причина подобного симптома кроется в том, что человек не стремится решить волнующий его вопрос. Порой он устраняет проблему только частично, а иногда усугубляет ее. Подобная особенность вызывает сложности в общении индивида не только в социуме, но и в семье. Нередко такой человек даже и не отдает себе отчета в своих реакциях на ситуацию или поведение в ней. В связи с этим он никогда не стремится посетить психолога, хотя недоволен своей жизнью, и у него нередко возникают проблемы в разных социальных ситуациях.

Не все в порядке у таких людей и в том, что относится к их внутреннему миру. Это выражается в таких симптомах, как перемены настроения, повышенная тревожность и беспокойство, депрессия.

Среди основных признаков личностного расстройства можно выделить:

  • постоянное присутствие таких негативных чувств, как тревога и угроза, осознание собственной ненужности и никчемности, а также легко возникающий гнев;
  • отрицательные эмоции и проблемы с контролем;
  • постоянную эмоциональную опустошенность и избегание контактов с людьми;
  • сложности в общении с близкими, особенно с супругом или супругой, а также с детьми;
  • постоянно возникающие проблемы с окружением из-за неспособности контроля негативных чувств и агрессивного поведения;
  • частичную, а порой и полную потерю контакта с окружающей реальностью.

Все вышеперечисленные симптомы обладают тенденцией к ухудшению. Чаще всего это происходит на фоне возникающих стрессовых ситуаций.

Причины психических отклонений

Аспект этиологии этих болезней полностью не изучен, потому современная медицина не может точно определить механизмы, которые вызывают психические отклонения. Однако можно определить некоторые причины, связь которых с душевными расстройствами научно доказана:

  • заболевания головного мозга;
  • стрессовые состояния в жизни;
  • медицинские проблемы;
  • генетическая расположенность;
  • наследственные причины;
  • сложные обстоятельства в семье.

Помимо этого, врачи отмечают ряд частных случаев, которые собой представляют конкретные отклонения, происшествия или состояния, на фоне которых появляются серьезные психические расстройства. Причины, про которые пойдет речь, зачастую происходят в повседневной жизни, и потому приводят к ухудшению психического здоровья человека в самых неожиданных ситуациях.

Алкогольная зависимость

Систематическое злоупотребление спиртными напитками часто приводит к расстройствам психики человека. В организме человека, страдающего хроническим алкоголизмом, постоянно содержится большое количество продуктов распада этилового спирта, которые вызывают серьезные изменения мышления, поведения и настроения. В связи с этим возникают опасные нарушения психики, среди которых:

  • Белая горячка. Частое посталкогольное психическое расстройство, которое появляется из-за глубоких нарушений процессов обмена во всех системах и органах организма человека. Белая горячка выражается в судорожных припадках и расстройствах сна. Чаще всего перечисленные явления проявляются через 60-80 часов после завершения употребления спиртного. У человека появляются резкие изменения настроения, постоянно меняя веселье на беспокойство.
  • Психоз. Душевное заболевание, которое объясняется нарушением процессов обмена в головном мозге. Токсическое воздействие этилового спирта затмевает сознание человека, но последствия появляются только через несколько дней после завершения потребления алкоголя. Человека захватывает мания преследования или чувство страха. Помимо этого, у него могут появляться различные навязчивые идеи, которые связаны с тем, что кто-то хочет ему нанести моральный или физический ущерб.
  • Галлюцинации – ярко выраженные представления, доведенные патологически до уровня восприятия реальных объектов. Человеку кажется, что окружающие его предметы и люди падают, вращаются или покачиваются. Искажается восприятие течения времени.
  • Бред. Психическая болезнь, которая называется бредом, у человека выражается в проявлении непоколебимых умозаключений и суждений, не соответствующих действительности. В этом состоянии у больного появляется светобоязнь и нарушается сон. Грань между сном и реальностью становится размытой, человек путает одно с другим.

Травмирование головного мозга

При травмах головного мозга может появиться целый комплекс значительных психических болезней. Вследствие повреждения мозга запускаются сложные процессы, которые приводят к помутнению сознания. После этих случаев часто имеют место такие психологические заболевания:

  • Онейроид. Редкий вид психологической болезни при травмах нервных центров мозга. Характеризуется обездвиженностью и постоянной сонливостью. На определенное время человек может хаотично возбуждаться, а после опять замирать без движения.
  • Делирий. Тяжелое психологическое расстройство, когда у человека появляются зрительные галлюцинации. К примеру, человек, которые пострадал в автокатастрофе, может видеть группы людей, двигающийся транспорт и другие объекты, связанные с аварией. Нарушения психики погружают человека в состояние тревоги или страха.
  • Сумеречные состояния. Чаще всего проявляются в вечернее время. Появляется бред, человек становится сонливым. Иногда больной погружается в состояние ступора. Сознание человека наполняется различными картинами возбуждения, вызывающие соответствующие реакции: от брутального аффекта до психомоторного расстройства.

Соматические болезни

На фоне соматических нарушений человеческая психика очень серьезно страдает. Развиваются нарушения, от которых почти нельзя избавиться. Приведем список психических заболеваний, которые при соматических расстройствах медицина считает наиболее распространенными:

  • Деменция. Страшное заболевание, которое расшифровывается как приобретенное слабоумие. Данное психологическое нарушение зачастую встречается у людей возрастом 55-80 лет, которые имеют заболевания соматического характера. Диагноз «слабоумие» ставится больным с пониженными когнитивными функциями. Соматические заболевания приводят к необратимым процессам в головном мозгу. Причем психическая вменяемость не страдает.
  • Корсаковский синдром. Болезнь, которая собой представляет сочетание нарушения памяти касательно происходящих событий, появления ложных воспоминаний и потеря ориентировки в пространстве. Серьезное психическое заболевание, не поддающееся лечению известными медицине способами. Человек все время забывает о событиях, которые только случились, зачастую задает одни и те же вопросы.
  • Астеническое неврозоподобное заболевание. Отклонение психики, когда у человека появляется разговорчивость и гиперактивность. Человек часто впадает в кратковременную депрессию, постоянно переживает фобические расстройства. Чаще всего страхи не меняются и имеют четкие очертания.

Эпилепсия

Практически у каждого человека, который страдает эпилепсией, отмечаются психические нарушения. Расстройства, появляющиеся на фоне этого недуга, бывают постоянными (перманентными) и единичными (пароксизмальными). Описанные ниже случаи психических заболеваний, в медицинской практике встречаются чаще всего:

  • Эпилептические расстройства настроения. Чаще всего эти психические расстройства выражаются в форме дисфории, характеризующейся одновременным сочетанием беспричинного страха, тоски, злобы и многих иных ощущений.
  • Транзиторное (переходящее) психическое заболевание. Продолжительные отклонения состояния человека от нормального. Переходящее психическое нарушение собой представляет продолжительный психический припадок, который усугублен состоянием бреда. Приступ может продолжаться от 2-3 часов до целого дня.
  • Психические приступы. Медицина определяет несколько видов данного расстройства. Все они характеризуются в резких изменениях поведения и настроения человека. Психический приступ у пациента, который страдает эпилепсией, сопровождается громкими криками и агрессивными движениями.

Злокачественные новообразования

Появление злокачественных опухолей зачастую приводит к изменениям состояния психики человека. С увеличением новообразований на головном мозге повышается давление, из-за этого появляются значительные отклонения. В этом состоянии у человека отмечаются тоска, бредовые явления, беспричинные страхи и многие иные симптомы. Все это указывает на наличие таких психологических заболеваний:

  • Нарушение памяти. С проявлением данного отклонения появляются симптомы корсаковского синдрома. Человек путается в событиях, происходивших только что, теряет логику событий, задает одни и те же вопросы, и т.п. Помимо этого, в таком состоянии у больного часто изменяется настроение. На протяжении нескольких секунд эмоции человека могут переходить с дисфорических на эйфорические, и наоборот.
  • Аффективные расстройства. Как правило, эти нарушения психики происходят при опухолях, которые развиваются в правом полушарии. Из-за этого появляются приступы тоски, страха и ужаса. Эмоции, которые вызваны патологией структуры мозга, отображаются на лице человека: зрачки расширяются и сужаются, изменяется цвет кожи и выражение лица.
  • Галлюцинации. Они бывают обонятельными, тактильными, вкусовыми и слуховыми. Эти отклонения чаще всего проявляются при наличии новообразований в височных зонах мозга. Зачастую одновременно с ними развиваются вегетовисцеральные нарушения.

Сосудистые нарушения головного мозга

Патологии работы сосудов и кровеносной системы моментально отражаются на состоянии психики человека. При развитии заболеваний, которые связаны с понижением или повышением артериального давления, отклоняются от нормы функции мозга. Тяжелые хронические нарушения приводят к появлению очень опасных психических отклонений, среди которых:

  • Церебрально-сосудистые психозы. Этиология этих психических отклонений полностью не изучена. Причем медицина уверено называет два вида церебрально-сосудистого психоза: затяжной и острый. Острая стадия выражена делирием, сумеречным помрачением рассудка, эпизодами спутанности. Затяжная стадия психоза отличается состоянием оглушенности.
  • Сосудистые деменции. Данный диагноз обозначает слабоумие. По своему симптому сосудистые деменции похожи на следствие некоторых соматических заболеваний, появляющихся в престарелом возрасте. Мыслительные и творческие процессы в этом состоянии практически полностью угасают. Больной теряет желание поддерживать контакт с кем-то и замыкается в себе.

Виды психологических расстройств

Согласно международному классификатору, все личностные отклонения делят на 3 основные группы. Среди них:

  • Группа А. В нее входят эксцентричные патологии. Это такие расстройства, как шизоидное, шизотипическое, а также параноидальное.
  • Группа Б. К таким отклонениям относятся театральные, эмоциональные ощущения. Сюда входят расстройства — нарциссическое и истерическое, антисоциальное и пограничное.
  • Группа С. В нее включены панические и тревожные отклонения в виде избегающих и обессивно-импульсивно зависимых расстройств.

Описанные выше патологии могут быть выявлены у одного человека. Но, как правило, всегда имеется одно расстройство, которое выражено наиболее ярко. Именно по нему и определяют вид патологического отклонения личности.

Психологические расстройства у ребенка

Родители должны всегда помнить о том, что они в ответе не только за физическое здоровье своего чада. Психологическая составляющая также играет немаловажную роль в развитии малыша. Она окажет огромное влияние на формирование его мировоззрения. Кроме этого, психологическое здоровье явится основой поведения и поступков маленького человека. От него во многом будет зависеть, принесет ли малыш, повзрослев, пользу обществу или, напротив, станет для него социально опасной личностью.

На сегодняшний день науке доподлинно известно, что сознание малыша, словно губка, впитывает в себя каждое слово и все поступки близких ему людей. Происходит это вплоть до 5-летнего возраста. Картина окружающего мира у малыша формируется на основе привычных для него стилей общения, ролевых моделей, финансового состояния семьи и проблем родителей, имеющего место насилия, измен и предательства. Все негативные моменты в дальнейшем могут больно аукнуться уже подросшему человеку в будущем.

Например, если до года жизни мама часто игнорировала свое дитя, не откликалась на его слезы и кормила тогда, когда ей вздумается, то малыш начинает отторгать чувственную сферу. В его сознании происходит фиксирование бесполезности эмоций, которые он впоследствии выбрасывает за ненадобностью.

Таким же образом происходит и деформация психики ребенка. В том случае, если в 4-5-летнем возрасте он подвергается физическому или сексуальному насилию, то его еще не сформировавшееся сознание начинает воспринимать происходящее как норму. Более того, он учится подражать этому. Таким образом и возникают психопаты. Но, по большому счету, они просто возвращают миру то, что он им дал.

Типы отклонений

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.

Рассмотрим их подробнее.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это — идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им.

На начало 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8% — с наследственной патологией и 1-2% — с врожденными аномалиями в развитии. В настоящее время лица с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования. В специальных средствах образования нуждается до 8% населения, а фактически получает возможность их использовать только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворительным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.

Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной пикалы ограниченных возможностей:

· недуг

— любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

· ограниченная возможность

— любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

· недееспособность (инвалидность)

— любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие, принятое в западных странах, «лица с ограниченными возможностями здоровья».

К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам

относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток

— это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток

сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток

— подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы, прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития

(ЗПР) ребенка и
умственная отсталость
детей, или олигофрения (от греч. oligos — малый и phren — ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии.

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи

разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы

ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. aytos — сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — попытки к самоубийству.

Особую группу отклонений представляет одаренность

детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности — характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями. Хорошо известно, что у ребенка проявляются разные способности: одни проявляют способности к музыке, другие — к математике, третьи — к изучению иностранных языков и т. д. Только при благоприятных внешних условиях они приобретают форму одаренности. Большой знаток психологии ребенка писатель Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» писал: «…Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом. Поистине ребенок есть величайший умственный труженик, который, к счастью, даже не подозревает об этом». Психолог Н. Лейтес, изучавший способности и одаренность в детские годы, приводит в своих работах многочисленные примеры проявления одаренности великих людей в ранние годы. Например, основатель кибернетики Н. Винер в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел свою первую ученую степень; А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 лет окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета. И таких примеров много.

В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования. Однако этим проблема не исчерпывается: возникает множество вопросов: как обнаруживать способности детей в обычной и специальной школе, как помочь ребенку в реализации этих способностей, какие существуют пути и средства развития одаренности детей?

Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. При этом следует заметить, что ограничения на уровне биологической организации человека встречаются не так часто — лишь у 8-10 % детей; количество же детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития, колеблется от 20 до 50%х.

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия

(из расчета одна комиссия на 10 тысяч детей, но не менее чем одна на территории каждого субъекта РФ).

Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение возможно более раннего психолого-медико-педагогического обследования детей, и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования. В задачу комиссии также входит консультирование родителей (или законных их представителей), педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с ограниченными возможностями.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт. Кроме того, в состав комиссии обязательно входят представители специального образования — логопед, олигофренопедагог (специалист, занимающийся детьми с отклонениями в умственном развитии), сурдопедагог (специалист, работающий с глухими детьми), тифлопедагог (специалист по работе со слепыми детьми); а также социальный педагог и юрист.

Установление физического или психического отклонения у ребенка влечет за собой создание определенных условий, в том числе специальных образовательных учреждений: для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, опорно-двигательного аппарата, со сложными нарушениями, в том числе со сле-поглухотой, для детей, подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям. Такие специализированные учреждения позволяют комплексно проводить работу как по оздоровлению детей, так и по их воспитанию и обучению.

Однако изоляция ребенка в специальном образовательном учреждении, отделение от других, непохожих на него детей создает определенные трудности в его социализации, интеграции в общество. Поэтому такие дети, как правило, нуждаются в социально-педагогической помощи. Вместе с тем функции социального педагога в работе с этими категориями детей на сегодняшний день пока еще не определены. Но безусловно, социально-педагогическая деятельность по социализации детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии, в дальнейшем получит официальный статус и будет иметь большое значение.

Педагогические отклонения — такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие.

С наибольшей точностью и определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.

Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование.

Однако есть дети, не получившие общего образования. К

этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе.

Следует отметить и большие трудности в получении образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей, как было показано выше, существуют школы, где они обучаются под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живет ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи — или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребенка, или же семья, например, алкоголиков, бомжей, где образование ребенка занимает далеко не первое место в жизни. Если добавить сюда семьи переселенцев беженцев, которые имеют таких детей, в этом случае проблема получения образования детей еще более усугубляется.

Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обучение проводится на дому индивидуально. Однако при этом, как правило, преподаются только основные дисциплины, а такие, как музыка и изобразительное искусство, входящие в стандарт общего образования, обычно дома детьми не изучаются. Вместе с тем они имеют большое значение для развития способностей детей. Отделение ребенка от школьного коллектива также негативно сказывается на становлении и развитии ребенка, на его самоутверждении.

Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении и получении профессионального образования. Профессиональное самоопределение выступает ведущим видом деятельности для подростка, закончившего 9 классов, и учащихся старших классов. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами объективного и субъективного характера: уменьшается количество учебных заведений начального профессионального образования, среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обучение, для подростков зачастую характерна неадекватная оценка своих возможностей и др.

Особое значение в этом плане имеет профессиональное образование детей-инвалидов и детей, находящихся в местах лишения свободы. Не следует сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых детей на снижение престижности образования («деньги можно заработать и другим путем»).

Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах. Таких детей объединяет нежелание или неумение реализовать себя в социально значимой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образования,

которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет свой исторический путь развития. Она была известна еще в глубокой древности. Но общество, побуждаемое стремлением к самосохранению, пыталось регулировать взаимоотношения между людьми и вводило различные социальные ограничения: мифы, табу (запрет), традиции, религиозные догматы. По мере усложнения человеческого общества и совершенствования общественных отношений стали формироваться более устойчивые правовые, нравственные позиции людей по отношению к поведению, отклоняющемуся от норм морали и права, принятых в том или ином обществе. Социальные отклонения могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и другими факторами.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.

Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др. Несмотря на некоторые тонкости в определении этих понятий, многие исследователи сходятся в одном — что в этом случае поведение ребенка не соответствует нормам и правилам, принятым в данном обществе.

Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др.

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социальные службы. Дети, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста одиннадцать лет, по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии могут направляться в специальные школы или в специальные профессиональные учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети-сироты и так называемые «социальные сироты» — дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения. К ним относятся: дома-ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др.

Обобщая характеристику различных типов отклонений от нормы, представим их в сводной таблице

Проявления личностных расстройств в раннем возрасте

Существует семь опасных признаков психологических отклонений у ребенка. Некоторые из них были выделены Дж. Макдональдом – известным психиатром, посвятившим свою жизнь изучению поведения преступников. Этот исследователь даже вывел определенную формулу, которую взрослые в большинстве случаев просто игнорируют. Но если из перечисленных ниже опасных признаков психологических отклонений у ребенка родители выявили хотя бы три, то малыша стоит сводить на консультацию к психиатру. В противном случае в будущем, скорее всего, придется пожинать негативные плоды.

Психологические отклонения у детей могут проявляться:

  • Зоосадизмом. Это первый и самый яркий признак отклонения психологического развития ребенка. Он выражается в том, что маленький человек мучает и убивает животных. Сюда вовсе не относится стрижка кота, подкрашивание его шерсти или дергание за хвост, ведь таким образом познает мир большинство детей. Зоосадизм – явление достаточно серьезное. Оно представляет собой вымещение имеющейся в ребенке внутренней агрессии, причем в жестокой форме. Нередко проявляются такие психологические отклонения у подростков.
  • Непониманием сложных эмоций. Психологическими отклонениями в развитии ребенка являются трудности, не дающие ему понять такие высшие эмоции, как жалость, сочувствие, сопереживание и любовь. Эти дети эмоционально нестабильны. Чаще всего они просто играют ту роль, в которой их хотят видеть окружающие. Однако при этом они ничего не испытывают. Подобные дети холодны к страданиям людей и не способны описать собственные эмоции. Чувства без осмысления позволяют превратить ребенка в хорошего манипулятора.
  • Постоянным враньем. Есть дети, которые лгут, страшась гнева родителей, отцовского ремня или любого другого наказания. В этом случае ложь является естественной защитной реакцией психики. Но если малыш рассказывает сказки без какой-либо конкретной цели, то это довольно опасный симптом. Порой такие дети, уличенные во лжи, даже впадают в истерику, еще более пугая окружающих.
  • Энурезом. Разумеется, далеко не каждый дошкольник, который страдает от этого заболевания, в будущем станет криминальным элементом. Однако Дж. Макдональдом была выведена определенная закономерность. Согласно ей, более 76% преступников в ранние годы своей жизни страдали от энуреза, от чего испытывали постоянные унижения сверстников и терпели их насмешки, а также издевательства и побои родителей. Таким образом, агрессия социума заставила этих людей выплеснуть чувство внутренней неполноценности на невинных жертв.
  • Девиантным поведением. Разумеется, многие дети прогуливают уроки и не выполняют обещания. Это вовсе не указывает на психологическое отклонение в развитии ребенка. Совершенно по-другому следует смотреть на эту проблему, если подобное происходит довольно часто и сопровождается со стороны школьника или подростка нарочисто вызывающей агрессией, эгоизмом и непослушанием. Такие дети нередко убегают из дома, бродяжничают, пробуют наркотики, крадут чужие вещи. Но самое страшное заключается в том, что все это доставляет им удовольствие. Они вовсе не стремятся обратить на себя внимание окружающих. Им нравится подобный стиль жизни. И это является серьезным поводом для тревоги.
  • Пироманией. Еще одним признаком психологического отклонения у ребенка может служить его желание постоянно устраивать поджоги, впоследствии наблюдая за пожарами. От этого он испытывает настоящее удовольствие. Такой ребенок не способен сопротивляться импульсам и осознавать последствия тех преступлений, которые были им совершены. Игра с огнем позволяет детям высвободить внутреннюю ярость, а также компенсировать свое социальное и физическое унижение чужой болью.
  • Травлей слабых. Психологическое изучение детей с отклонениями развития позволило утверждать о том, что они уже в раннем возрасте занимаются эмоциональным прессингом ровесников, не гнушаются физическим насилием, унижениями и преследованиями. Таким образом, ребенок копирует поведение старших. Для родителей важно не перепутать подобные признаки с бытовым хулиганством. В этом случае ребенок становится забиякой с целью привлечения внимания взрослых или подражая поведению плохого героя.

Социальные отклонения появляются с рождения?

Психологи и социологи установили, что девиантным становится поведение человека только постепенно и проходит определенные этапы развития:

  • Начинается все с противоречий между установленными социальными нормами и личностными ценностями.
  • Эти противоречия перерастают в несогласие и отрицание этих установленных норм и правил, что ведет к социальным отклонениям в развитии детей.
  • Отрицание сопровождается противоправными деяниями. Это может быть хулиганство, мошенничество, кража.
  • Регулярное повторение противоправных деяний.
  • Накопление опыта асоциального поведения.
  • Регулярное нарушение закона и совершение серьезных преступлений.

Каждый из этапов имеет свои особенности и специфику воздействия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: