АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. План: Понятие зависимого поведения; Причины; Механизмы формирования; Методики для определения зависимости; Направления профилактической. — презентация


.

Глобальные масштабы начинает принимать аддиктивность. Она проявляется в отклонениях в поведенческих нормах. Аддиктивное поведение является привычкой, которая способна погубить человеческий организм. Личность всеми силами пытается уйти от ранящей сознание реальности посредством употребления различных психотропных веществ, определенной деятельности.

Проблема аддиктивного поведения подростков

Определение отклонения

Аддиктивность или аддиктивное поведение подростков относится к группе поведенческих отклонений (зависимостей). Понятие появилось не так давно. Широкий смысл слова «зависимость» подразумевает возлагание надежд на кого-то или что-то с целью получить удовлетворение или адаптироваться к окружающим условиям.

Подростки больше других возрастных категорий подвержены риску аддикции. Их психика еще не полностью сформирована, в организме происходит гормональная перестройка, индивид учится осознавать себя частью общества, общаться, адаптируется ко взрослой жизни. Аддиктивное поведение очень тесно связано со злоупотреблением психотропными веществами, общением с определенными людьми, некоторыми видами деятельности (спорт, секс, азартные игры) и нарушениями прав, потребностей личности, которые должны сделать бунтаря гармоничным, счастливым.

В переводе с английского, слово addiction значит «склонность, пагубная привычка». Если мы обратимся к латинским корням слова, получим в переводе «связанный долгами». Когда личность постоянно старается уйти от реальности, возникает стойкая психологическая зависимость. Не так сложно устранить химические факторы, как психологические.

Виды аддиктивного поведения

Аддикция среди подростков представлена в различных степенях тяжести. Она может быть практически незаметной, сходной с нормальным поведением индивида или же доходить до крайностей. Высокая степень аддиктивности сопровождается психосоматическими патологиями. Разные формы зависимостей имеют особенность сочетаться и переходить одна в другую. Отказавшись от алкоголя, человек начинает много курить; отказавшись от наркотических веществ, многие люди приходят к религии, становясь фанатиками и поддерживая таким образом свое психологическое состояние на том же уровне, что и прежде.

Аддиктивное поведение

Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться в грохот тяжёлого рока и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической. Стандарты современного потребительского общества посредством рекламы требуют поддержания самых различных видов зависимостей. В нашем случае речь пойдёт о наиболее разрушительных видах зависимого поведения.

Аддикция — это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела. Зависимости — это психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний.

Аддиктивное поведение — один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной — от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями.

Типы аддиктивного поведения

  • алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция);
  • азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме;
  • нарушение пищевого поведения;
  • полное погружение в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и проблем и др.

Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.

Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту. В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким: различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение штатов, смена работы, уход на пенсию и т.п.); особенности биоритмов (сезонных, месячных, суточных и др.), сезонность года (лето, осень) оказывают влияние на общий тонус организма, подъем или снижение настроения, работоспособность.

Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни. Для других же колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые. В последнем случае речь идет о людях с низкой переносимостью фрустраций, т.е. дезадаптированных личностях. Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность самооценки и др.), так и акцентуации характера.

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, находятся в детстве, в особенностях воспитания. Дома, в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, эмоционального тепла, испытывает чувство психологической незащищенности, то это чувство незащищенности, недоверия переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни, что и заставляет его искать комфортного состояния посредством приема веществ, фиксации на определенных активностях и предметах.

Аддикция — это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно. Аддикция — процесс, который имеет начало, развивается и имеет завершение.

В. Segal, (1989 г.) выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  • стремление говорить неправду;
  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  • стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  • стереотипность, повторяемость поведения;
  • зависимость;
  • тревожность.

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску. По мнению E.Bern, у человека существует шесть видов голода:

  • голод по сенсорной стимуляции;
  • голод по признанию;
  • голод по контакту и физическому поглаживанию;
  • сексуальный голод;
  • голод по структурированию голода;
  • голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечесленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью, стимуляцией тех или иных видов деятельности.

Базисной характеристикой для аддиктивной личности является зависимость.

Для самозащиты аддикты используют механизм, который в психологии называется «мышление по желанию», при котором содержание мышления подчинено эмоциям. Типична гедонистическая установка в жизни, т.е. стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой.

Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении.

В соответствии с концепцией Н.Пезешкиан есть четыре вида «бегства» от реальности:

  • «бегство в тело» — происходит переориентация на деятельность, нацеленную на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями («паранойя здоровья»), сексуальными взаимодействиями («поиск и ловля оргазма»), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления;
  • «бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими делами время, становясь трудоголиком;
  • «бегство в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму;
  • «бегство в фантазии» — интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, кроются в детстве, в особенностях воспитания. Работы 3. Фрейда, Д. Винникотта, И. Балинта, М. Кляйн, Б. Спока, М. Маллер, Р. Спиц свидетельствуют о том, что мучительные переживания ребёнка в первые два года жизни (болезнь, утрата матери или ее неспособность удовлетворять эмоциональные потребности ребенка, жёсткий режим питания, запрещение «баловать» ребенка, желание сломить его упрямый нрав и др.) связаны с последующим зависимым поведением детей. Как часто вместо телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла ребёнок получает соску-пустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет человеческие отношения. Именно в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия, которое переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни. Всё это и заставит в будущем искать комфортного состояния посредством приема определенных веществ, фиксации на определённых предметах и активностях. Если семья не дала ребёнку необходимой любви, то со временем он будет испытывать трудности в поддержании самоуважения (вспомним актуальную беседу алкоголиков «Ты меня уважаешь?»), неумении принимать и любить самому. Ещё одной из проблем могут быть эмоциональные расстройства родителей, сопровождающиеся алекситимией. Ребёнок учится у родителей замалчивать свои переживания (понимать, проговаривать), подавлять их и отрицать. Однако не всегда в тех семьях, где родители алкоголики сформируется зависимое поведение у ребёнка (риск достаточно высок), не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.

К социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести:

  • технический прогресс в области пищевой и фармацевтической промышленности, выбрасывающих на рынок все новые объекты зависимости;
  • деятельность наркоторговцев;
  • урбанизация, ослабляющая межличностные связи между людьми.

Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство, просто мужская компания).

Немаловажным фактором в формировании зависимого поведения играют психофизиологические особенности человека, типологические особенности нервной системы (приспособляемость, чувствительность), тип характера (неустойчивая, гипертимная, эпилептоидная акцентуация у алкоголиков и наркоманов), низкая стрессоустойчивость, невротическое развитие личности, обсессивный (выстраивание защитных мыслительных конструкций) или компульсивный (освобождение от тревоги в действии, например, переедание, пьянство) характер.

Аддикция нередко имеет безобидное начало, индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях.

Этапы аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских):

  1. «Первые пробы». Первоначально происходит знакомство с наркотиком эпизодически, с получением положительных эмоций и сохранением контроля.
  2. «Аддиктивный ритм». Постепенно формируется устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительным контролем. Этот этап часто называется стадией психологической зависимости, когда наркотик действительно помогает на некоторое время улучшать психофизическое состояние. Постепенно происходит привыкание ко все большим дозам наркотика, одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливаются дезадаптивные стереотипы поведения.
  3. «Аддиктивное поведение» (аддикция становится стереотипным механизмом реагирования). Характерно учащение ритма употребления при максимальных дозах, появление признаков физической зависимости с признаками интоксикации и полной утратой контроля. Защитный механизм аддикта выражается в упорном отрицании существующих у него психологических проблем. Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Происходит внутренний конфликт между «Я прежним» и «Я аддиктивным».
  4. Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено. Наркотик перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены.
  5. «Катастрофа». Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем жизнедеятельности человеческого организма).

На заключительном этапе аддикты часто нарушают общественный порядок, вымогают деньги, совершают кражи; всегда существует риск покончить с собой. Основные мотивы: отчаяние, безысходность, одиночество, изоляция от мира. Возможно возникновение эмоциональных срывов: агрессия, ярость, которые сменяются подавленностью.

Характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

  • наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
  • усиление желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • получение объекта и достижение специфических переживаний, расслабление;
  • фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью (для одного аддикта цикл может продолжаться месяц, для другого — один день).

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию, но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских укапывают на формирование аддиктивной установки — совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенности, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (беспокойства о постоянном запасе сигарет, наркотиков). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации — интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс»). При этом формируется «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («я могу себя контролировать»; «все наркоманы — хорошие люди»). Развивается также и недоверие к «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).

Формы зависимости

Аддиктивное поведение, проявляющееся в подростковом возрасте, совершенно ничем не отличается от такового у взрослого. Выделяют 2 подвида:

  1. химическая;
  2. нехимическая.

Химическая аддикция заключается в употреблении любых веществ, которые способны оказывать влияние на ЦНС, активизируя центры удовольствия (алкоголизм, токсикомания, наркомания, табакокурение, курение кальяна, курительных смесей, лекарственные препараты, некоторые виды ядов).

К нехимическим разновидностям аддикции относится любая деятельность, разрушающая психику индивида. До недавнего времени не существовало вообще таких понятий, как игромания, номофобия и зависимость от соцсетей, но сегодня их также причисляют к списку нехимических зависимостей. Сюда же относится аддиктивное сексуальное поведение, переедание, головки, трудоголизм, длительные прослушивания низкочастотных музыкальных произведений, участие в сектах, экстремистских группировках, манипулирование своим психическим состоянием, мазохизм и пр. Список можно продолжать бесконечно. На сегодняшний день проблема психических отклонений у детей подросткового возраста стоит очень остро.

Аддиктивное поведение может привести к серьезным последствиям в будущем как для самого индивида, так и для окружающих:

  • маниакальный синдром;
  • психосоматические заболевания;
  • тенденция к убийству или самоубийству;
  • полный разрыв связей с обществом;
  • шизофрения;
  • деградация личности.

Главное, разобраться, что может послужить причиной желания уйти от действительности, проявлять агрессию по отношению к окружающему миру.

Профилактика

В подростковом возрасте все проблемы воспринимаются острее, поэтому важным мероприятием является своевременная профилактика аддиктивного поведения. Важно понимать, что аддикт сам по себе является дезориентированной личностью, проживающей в собственном мире.

У него занижена самооценка, он постоянно пребывает в стрессе, что провоцирует нарушения в работе ЦНС и всего организма. Профилактические мероприятия заключаются в психологическом воздействии на индивидов:

  • Подростку нужно осознать проблему, понять, что поможет сделать его счастливым.
  • Научиться позиционировать себя в мире, среди своих сверстников, дома. Подросток должен четко осознавать, кто он и чего хочет добиться, понять, кто из людей, находящихся рядом, действительно беспокоится о нем. К каждому умозаключению подводят очень осторожно, чтобы психологическая защита не сработала против вас.
  • Нужно помочь ребенку изменить свой образ жизни, найти занятие, которое будет влиять благоприятно на его душевное состояние.
  • Важно научить ребенка решать свои проблемы, а не закрываться от них путем аддиктивного поведения. Для этого используются различные тренинги и психологические упражнения. Важно обучить ребенка расслаблению путем медитации, визуализации или любого другого метода. Нередко аддикция начинает проявляться из-за больших умственных и физических нагрузок.
  • Заключительный этап профилактики подразумевает эффективный перенос полученных умений и понятий в реальную жизнь.

Провоцирующие факторы

У любого поступка, совершаемого человеком, есть своя подоплека, причина, подтолкнувшая индивида. Исходя из психологического портрета, в зону риска входят дети слишком ранимые, более восприимчивые, чем остальные, подвергающиеся домашнему насилию, воспитывающиеся в строгости. Индивид всем своим поведением просит помощи. И это нельзя игнорировать.

Психологи выделяют 4 главные причины.

  1. Социально-экономические: глобальные и традиционные.
  2. Конституционно-биологические.
  3. Социальные.
  4. Индивидуальные.

Социально-экономические

Глобальный фактор социально-экономического характера заключается в выходе страны на мировой экономический рынок, что ведет к распространению новых гаджетов, наркотиков, алкогольных напитков, влияет на восприятие подростками мира в целом.

Предпосылки аддиктивного поведения подростков

Традиционными причинами являются факторы, присущие определенным социальным группам в пределах страны. Сюда относится толерантность к алкоголю, ранним бракам, табакокурению, легким наркотикам (марихуане, конопле).

Конституционно-биологические

Конституционно-биологический фактор заключается в особенностях развития психики индивида. Очень часто человек не может себя позиционировать иначе, кроме, как посредством употребления допинга. Психические отклонения часто начинают проявляться в подростковом возрасте. Некоторые из них являются приобретенными в процессе взросления, другие же принесены из детства. Страх темноты часто перерастает в подростковом возрасте в боязнь зеркал, нежелание оставаться в одиночестве, манию преследования и пр. К понятию нервно-психических недостатков относят поражения ГМ разной степени тяжести (травмы, сотрясение, кровоизлияние, внутричерепное давление), эмоционально-волевую недоразвитость, умственную отсталость. В отдельную группу выделяют такие психические отклонения, как психопатия, акцентуации характера.

Теснее всего с необходимостью потребления психоактивных компонентов связаны следующие типы акцентуаций характера подростков:

  • гипертимный;
  • гипервозбудимый;
  • истероидный;
  • эпилептоидный;
  • неустойчивый.

Наиболее часто встречается неустойчивый тип акцентуации характера среди подростков. Очень сложно сразу перепрыгнуть от негативных ощущений к положительным. Подростки стараются сделать это методом, не требующим особых усилий и продуктивной деятельности, что легко осуществляется при помощи психоактивных веществ.

Социальные

Среди самых опасных социальных факторов выделяется семья. Следующим по степени идет успех адаптации в определенной среде, обществе, социальной среде в целом. Огромное влияние на появление аддиктивности оказывают средства массовой информации, интернет и пр. источники. Но семейная обстановка является основой для формирования полноценной личности.

Главными движущими факторами-ошибками воспитания являются:

  • злоупотребление медикаментами, алкоголем и пр. веществами перед ребенком;
  • психические отклонения родителей;
  • гиперпротекция – повышенная опека (ребенок растет безвольным), гипопротекция – отсутствие внимания (личность остается один на один со своими проблемами, ребенок постоянно предоставлен сам себе);
  • неконгруэнтность;
  • неустойчивое эмоциональное состояние одного из родителей, когда похвала и упрек полностью зависит от настроения взрослого человека;
  • недопонимание, отсутствие заботы со стороны родителей.

Неправильное воспитание по типу гиперпротекция

Индивидуально-психологические

Сюда относится стремление тинейджера соответствовать социально значимой для него группе одногодок или старшей группе подростков. Подражание детям, употребляющим спиртное, психотропы, желание показать себя полноправной ячейкой общества. Очень часто, отказываясь совершать поступки, которые считаются значимыми в определенной социальной группе, подросток становится предметом насмешек, детского буллинга. Поэтому слабая личность идет на поводу у более влиятельных особ.

Личностное неблагополучие спровоцировано наличием аномальных черт характера (гедонизм, снижение или повышение самооценки, неустойчивость психики, авантюризм, повышение конформности).

В эту группу факторов включают протестные реакции против педагогического давления со стороны взрослых, сверстников, нейтрализацию негативных эмоций, любопытство. В процессе развития личности на аддиктивное поведение может повлиять любой фактор как негативный, так и позитивный. Причины зависимости у подростков очень многогранны и не могут являться основополагающими в поведении определенного индивида.

Главная роль отводится переживанию подростком своей личной «драмы» – межличностного конфликта.

Зависимое поведение – это не только наркомания

Психиатры уверены, зависимое поведение – это не только наркомания, алкоголизм, курение и токсикомания. По мнению ученых, это и сексуальные девиации (эксгибиционизм, вуайеризм, педофилия и так далее), и тяга к дурным компаниям, и сексуальная ориентация. Даже подростковая преступность напрямую связана с предрасположенностью молодого человека к зависимому поведению. Это делает исследование вопроса предпосылок к такому поведению чрезвычайно важным для всей нашей цивилизации.

Учёные исходят из того, что нормальным для взрослого человека является самостоятельное принятие решений, личная ответственность за свои собственные слова и поступки. Дети, как правило, чувствуют себя под опекой взрослых – в безопасности и счастливом отсутствии ответственности.

Если по какой-то причине человек не смог стать взрослым или стал таковым неполностью, с ошибками в психике – такой человек, скорее всего, окажется в зависимости. От чего он будет зависеть – другой вопрос. Кто-то всю жизнь проживёт, держась за мамину юбку, другой станет воровать магнитолы из машин по настоянию старших «товарищей», третий станет жестоко обращаться с животными, а кто-то подсядет на наркотики, спиртное и клей. Это далеко не все варианты развития событий, но каждый из них указывает на зависимое поведение человека. В большинстве ситуаций, причину самой готовности подчиняться стоит искать в детстве.

Формирование синдрома

У подростков аддикция формируется намного быстрее, чем у взрослых. С момента первых проб до появления синдрома абстиненции проходит всего пара месяцев. Аддикция формируется в несколько этапов:

  • первые пробы;
  • аддиктивный ритм;
  • устоявшееся аддиктивное поведение;
  • преобладание аддикции;
  • аддиктивная катастрофа.

Первыми симптомами формирования аддикции являются нарушения со стороны нервной системы. Подростки становятся раздражительными, агрессивно реагируют на любые попытки поговорить, становятся депрессивными, налицо явные перепады настроения, появляются нарушения сна, галлюцинации, фобические расстройства. В результате постоянного перевозбуждения ЦНС индивид часто просыпается, видит кошмарные сновидения, быстро теряет энергию. Из-за постоянной усталости, нарушений сна, мозг начинает выдавать различные страшные картинки, воспринимаемые как реальные. Подросткам кажется, что они видят пауков, мертвых людей, страшных животных, потусторонних, фантастических тварей.

Симптомы формирования аддикции

Подростки намного быстрее, чем взрослые, достигают стадии психической деградации. Индивид начинает сильно отставать в психомоторном развитии от сверстников. Подросток не может сосредоточить внимание на определенном предмете, наблюдаются нарушения памяти, кожные покровы приобретают сероватый оттенок.

Прогноз химической зависимости на любой стадии у подростков будет неблагоприятным. Большая часть детей совершенно не желает поддаваться лечению, считая свое поведение нормой.

Усилить нравственное воспитание школьников

Гармонично включать в учебно-воспитательный процесс информацию антинаркотической идеологической направленности. Дать информацию детям и родителям о наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору. Дать информацию детям и родителям о технологии наркотизации как технологии инструментальной агрессии, направленной на уничтожение российского генофонда. Просвещать родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающем массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков. Исследовать вместе с детьми и подростками причины, по которым, по которым им предлагают наркотики; факторы, способствующие принятию предложения и его отвержению. Акцентировать слабость натуры человека, делающего свой выбор в пользу наркотиков с целью их использования для решения эмоциональных проблем; отсутствие ответственности выбора, так как он лишает выбора близких, становящихся в позицию созависимых не по своей воле. Исследовать вместе с детьми и подростками процесс формирования зависимого поведения, дискриминируя его в обсуждении. Доказать банкротство наркомана: сначала он платит за любопытство, потом за сомнительное удовольствие, затем за избегание боли и кратковременное состояние комфорта, за возможность почувствовать себя так, как он чувствовал себя раньше, даже при наличии проблем, так, как сейчас чувствуем себя мы с вами. Ознакомить с историей исследования наркотических состояний учеными.(Тимоти Лири в результате опытов с ЛСД потерял профессиональные качества и был лишен лицензии психолога. Джон Лили после второй пробы наркотика предпринял суицидную попытку, ослеп на несколько дней. Дельфин, которому ввели препарат ЛСД, покончил жизнь самоубийством, что в среде животного мира является исключительным случаем).

  • Ознакомить школьников с трактовкой причин наркомании и алкоголизма, данной православием
  • Ознакомить школьников с современным законодательством Российской Федерации в отношении распространения и приобретения нелегальных наркотических средств
  • Обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, половой распущенностью, меры их предупреждения
  • Своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем
  • Особое внимание уделять психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска: созависимые, гиперактивные, имеющие опыт отклоняющегося поведения, имеющие академические и эмоциональные проблемы
  • Организовать обучение детей и подростков в малых группах базовым социальным умениям: Общаться Разрешать конфликтные ситуации Преодолевать стресс

Возможные последствия

Последствия химической и нехимической аддикции для подросткового организма и психики носят устрашающий характер. Любое аддиктивное поведение приводит к разрушению клеток мозга, а химическая еще и нарушает работу всего организма, вплоть до полного отмирания органов и их систем.

Психика аддиктов не развивается, интеллект стоит на месте. Индивид не способен решить элементарную задачу. Аддикты не желают брать на себя даже самую маленькую ответственность, постоянно врут. Предметы зависимости приносят удовольствие только на первых 3-х этапах, позже индивиду приходится искать новые источники удовлетворения. По большей части, на последнем этапе развития аддикции предмет зависимости применятся индивидом только для купирования синдрома абстиненции (отмены).

Способы лечения

Психологическая зависимость у подростков тяжело поддается лечению. Полное исцеление возможно только на начальных этапах аддикции. К большому сожалению, на 4-5 этапах формирования абстиненции лечение уже является бессмысленным. Мозговые клетки начали деградировать и большинство из них полностью разрушено. При химических зависимостях нередко на 5 этапе внутренние органы функционируют только наполовину.

Успех лечения будет зависеть от возможности понимания и устранения причины, послужившей отправной точкой для формирования зависимости. Индивид должен четко осознавать, что посредством употребления психотропов и осуществления определенной деятельности его проблема не решится. Подросток должен понимать, что ему нужно для достижения гармонии с собой, обществом.

  1. При сильно выраженной абстиненции лечение проходит в условиях стационара, с использованием препаратов, снимающих симптомы. Параллельно в запущенных случаях проводится восстановительная терапия для всего организма. Показаны препараты ноотропного действия, улучшающие работоспособность мозга, снимающие действие психотропных веществ.
  2. Обычно трудных подростков лечат в группах, используя когнитивно-поведенческую модерацию. В группе индивиды учатся решать свои проблемы. На начальных этапах происходит знакомство с ситуациями, проблемами, существующими в жизни каждого участника. Подростки сначала только слушают друг друга, учатся общаться и анализировать, не перебивая других участников и не пытаясь им советовать.
  3. Проводятся различные игры, упражнения, в которых детям предлагается решить определенную проблему без попыток уйти от реальности. После удачной адаптационной работы в группе, подросткам дается задание на дом. Если есть проблема с общением, индивиду предлагается посетить многолюдное место и завести знакомство с человеком. На последних этапах в группе обсуждаются вопросы удачного прохождения терапии и проблемы, которые так и не удалось решить за все это время: избавиться от агрессии и т. п. На этом этапе все участники могут предлагать свои варианты решения непосильной задачи.

Успех лечения определяется возможностью индивидов, проходящих терапию, применять полученные навыки на практике.

Семейный фактор в развитии наркомании

Выдающийся современный учёный А.И.Покоев в течение продолжительного времени обследовал подростков в возрасте от 10 до 15 лет, страдающих токсикоманией. У большинства ребят доктор выявил значительное количество факторов, связанных с инфантилизмом:

  • нестабильные интересы;
  • слабая воля;
  • рассеянность внимания;
  • невозможность давать адекватную оценку собственным действиям;
  • заторможенность мышления;
  • проблемы с грамматикой русского языка.

В развитии наркотической зависимости очень значим и так называемый «семейный фактор» – неправильное воспитание. Собственно, сам психический инфантилизм – прямое следствие гиперопеки. Формируется незрелая личность с ложными представлениями о труде, не готовая нести ответственность за свои действия и заточенная исключительно на прожигание жизни.

Становясь подростком, ребенок выпадает из-под гиперопеки и оказывается критически не готов к реальностям взрослой жизни. Он не умеет отвечать за поступки, не может принимать самостоятельные решения, не обучен вести позитивную деятельность. Зависимое поведение, практически, становится для подростка средством закрытия потребности в опеке, а наркотики (или другие ПАВ) – отличным способом спрятаться от проблем.

Заключительная часть

Аддикция у подростков на сегодня является острой проблемой, которая приводит к деградации общества в целом. Главным инструментом борьбы с аддикцией должна стать профилактика, проводимая на уровне семьи, общеобразовательных учреждений и государства. В стране должны функционировать линии доверия и анонимные психологи, которых не будут бояться посещать школьники, не имеющие возможности решить свои проблемы в семье, школе, на улице.

Следует запретить пропаганду алкоголя и беспорядочного секса. Взрослые должны понимать, что от качественного поведенческого, психологического воспитания зависит будущее детей.

Причины

Аддиктивное поведение у подростков – серьезная проблема, которую может спровоцировать ряд факторов: биологических, психических, социальных.

  • Биологические факторы представляют собой ряд особенностей строения человеческого организма. Недостаток нейромедиаторов, проводящих нервный импульс, является главной проблемой. В роли проводящего элемента выступает серотонин. Его недостаток делает человека депрессивным, вечно недовольным и заставляет искать путь повысить содержание адреналина и дофамина. Основополагающим фактором является предрасположенность и наличие психических отклонений.
  • Психологические факторы. Пубертатный возраст – период формирования психики. Несформированный объект проще перенастроить и подавить. На состояние психики действуют умственные и физические перегрузки.
  • Социальные факторы. Желание быть в центре внимания, найти единомышленников, казаться круче всех, быть понятым в семье – список проблем пубертатного возраста, связанных с социумом, можно продолжать бесконечно.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: