Рекомендации по профилактике девиантного поведения дошкольников

Добрый день, дорогие домоседы. Мы сегодня поговорим про проблемы подростка с девиантным поведением. Подростковый возраст связан с серьезными переменами в сознании ребенка. Далеко не всегда развитие личности в этот период протекает гармонично. Из-за ряда факторов поведение ребенка может выйти за допустимые социальные рамки.

Девиантное поведение подростков – это проблема, которая всерьез обеспокоила педагогов и психологов во всем мире. На сегодняшний день известны причины такого нестандартного поведения, также существует немало методик коррекции девиантного поведения.

В этой статье рассмотрим проблемы, которые связаны с девиантным поведением подростка.

Кто такой девиантный ребенок?

Личность подростка или ребенка с девиациями характеризуется в первую очередь низким уровнем социализации и школьной дезадаптацией. При этом школьную дезадаптацию можно поделить на неустойчивую и устойчивую. От ее типа зависят особенности поведения:

  • при неустойчивой дезадаптации ребенок испытывает проблемы с усвоением учебного материала и с общением;
  • при устойчивой дезадаптации речь идет об асоциальном поведении (хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение).

Подростков и детей с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков – психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения.

Отмечается, что подростковое и детское отклоняющееся поведение сложно поддается корректировке, но тем не менее, это возможно. Однако стоит учесть, что если проигнорировать девиации в этом возрасте, то дальше ситуация будет ухудшаться и усложняться.

Ориентируясь на то, что личность ребенка до конца не сформирована, а также учитывая возрастную активность (которая часто направлена не в то русло или не реализована вовсе), можно управлять процессом нравственно – ценностной ориентации. Этим поведенческие отклонения детей и подростков отличаются от отклонений других возрастов.

Дошкольный возраст

Несовершеннолетний уязвим к любой пропаганде.

Девиантное поведение и явление дезадаптации

Сначала необходимо дать определение явлению дезадаптации – это потеря человеком способности приспосабливаться под окружающую среду. Один из признаков дезадаптации — эмоциональное неблагополучие, которое, в свою очередь, порождает один из трёх типов отклонений:

  • Агрессивность, которая резко и сильно вспыхивает, затем также стремительно исчезает.
  • Устойчивое негативное отношение к окружению.
  • Страхи, возникшие в качестве ответа организма на внешние угрозы.

Народный танец «Калинка-Малинка» танцуют дети

Пpизнaки

Один из главных признаков девиации – стремление получить материальные блага или самоутвердиться любой ценой. Физические отличия (худоба, лишний вес и т.д.) могут стать поводом для насмешек детей с девиантным поведением, что также может порождать новые девиации.

Худоба является одним из признаков отклонения

Дети с девиацией и особенности работы с ними

Работа с детьми дошкольного возраста, имеющими девиации, ставит своей целью устранение сформировавшихся стереотипов и изменение принципов, на которых строятся отношения с окружающими:

  • Формирование интереса к окружающим.
  • Закрепление навыков общения и презентации самого себя окружающим.
  • Твёрдое знание правил поведения.
  • Формирование правильной самооценки и способности к самоконтролю.
  • Развитие коммуникабельности.

Факторы девиантного поведения

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что становится причинами возникновения отклонений. Обобщенно все причины и факторы можно разделить на общественные и личностные.

Общественные (внешние) факторы

Согласно Н. В. Абрамовских, на девиации детей влияет:

  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность общества;
  • усиленная пропаганда альтернативных ценностей средствами массовой информации;
  • неблагополучие семьи;
  • низкий родительский контроль из-за занятости на работе.

Такие же причины отклонений указывают в своих трудах А. М. Столяренко, Н. А. Мельникова, А. А. Акмалова, Д. В. Афанасьев, Ф. Б. Бурханова.

Итак, на возникновение поведения, не соответствующего нормам общества, влияют:

  • улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью;
  • пробелы и недостатки в основных сферах воспитания (семья, школа).

Индивидуально-личностные

Создать проблемы в адаптации (приспособлении к образовательной организации, сложившейся социальной ситуации) могут не только пробелы в воспитании, но и нервно-психические заболевания и отклонения. В этом случае педагогической коррекции будет недостаточно, необходимо вмешательство:

  • психиатров,
  • невропатологов,
  • психотерапевтов.

Статья «Проблемы девиантного поведения несовершеннолетних»

Щелкун Станислав Станиславович

КГУ «Большевистская основная школа»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕНННОМ МИРЕ

Аннотация.

В статье речь идет о раскрытии понятия девиантного поведения. Раскрыты причины девиантного поведения подростков. Рассмотрены возрастные кризисы в подростковом возрасте. Представлены способы и приёмы работы с девиантными подростками.

Ключевые слова: девиантное поведение, причины девиантного поведения, подростки с девиантным поведением, отклоняющее поведение.

Данная тема является актуальной и значимой в настоящее время. Уделяют достаточно много времени проблемам девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Первым, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Ж. Ж. Руссо. Он впервые обратил внимание, что у человека есть психологическое значение, которое имеет важный период в развитии. [5, с.70]

Подростковый возраст – самый сложный этап в становлении личности индивида. Подростковый возраст — это граница протекания между детством и взрослой жизнью.

Подросток проходит пять стадий полового созревания: Сначала проходит стадию детства т.е (инфантилизм) завершается в возрасте 8-10 лет у девочек, а у мальчиков 10-13 лет; вторая стадия ведет к началу пубертата, третья стадия носит этап активного формирования половых желез (девочки растут активнее); четвертая стадия идет в формировании активности половых гормонов (начинается менструация у девочек); в пятой стадии идет завершение репродуктивной системы.

Общение подростков со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Для подростка важны не только контакты со сверстниками, но и признание ими. Полноценное дружеское общение несовершеннолетних правонарушающего поведения с «благополучными» сверстниками сужено. Обычно подростки с противоправным поведением устанавливают контакты с лицами, имеющими схожие проблемы. Для подросткового возраста характерна реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Чем ниже самооценка подростка, чем сильнее он чувствует себя в одиночестве. [5, с.75]

Кризис подросткового возраста — это кризис является самым острым и самым длительным. В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, изменяется голос у мальчиков). Начиная с 12-13 лет, происходит половое созревание и усиленная перестройка организма в целом, также развитие духовности интеллектуального потенциала. Происходит идентификация и формирование «Я — концепции». В основном связано с самооценкой, с образом собственного тела и с половой идентификацией. Девочки сильно озадачены своим внешним видом, может возникнуть мания (дисморфофобия) — повышенная сосредоточенность на тех телесных и физических изменениях, которые происходят.

Появляется чувство взрослости, а в семье возникают частые конфликты, подросток реагирует протестом и негативизмом на любые попытки вмешаться в его жизнь. После такого столкновения подростки узнают себя и о своих возможностях, на что они способны и как могут самоутвердиться. А вот главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Подростки достаточно легкомысленны и относятся к человеческим запретам возмущенно, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, а их любопытство становится сильнее. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка, превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса. Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

1. Кризис независимости (строптивость, упрямство, негативизм, своеволие);

2. Кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам и формам поведения).

Подростковый возраст рассматривается один из «острых» кризисов и одним из самых важных и сложных критических периодов развития, подростковый кризис состоит из трех стадий: [5, с.120].

1) предкритическая стадия (ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушить общепринятые стереотипы);

2) кульминационная стадия (подросток может сделать что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело);

3) посткритическая стадия (у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми)

Девиантное поведение -это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. В социальном обществе всегда существуют социальные нормы и правила, которые принятые в данном обществе. Несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, на мой взгляд, является одной из наиболее важных проблем на сегодняшний день. Из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста девиантности среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики. Такое поведение угрожает физическому и психическому здоровью, а зачастую — и приводит к смертельному исходу. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, теория стигматизации Г. Беккера. [9, с.50].

Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов исследующих отдельные аспекты. Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими ученым, как С.А. Беличева, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина. Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева. [7 с. 55].

Девиантный подросток имеет свои особенности, по которым можно его увидеть : негативная психическая напряженность, акцентуированная готовность к риску, психическая ригидность, агрессивность высокая. Причины подростковой девиантности связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами, причины социального и психологического характера, причины связанные с возрастными кризисами

Стоит отметить, что несмотря на глубокие исследования девиантного поведения проблема подростковых девиаций требует дальнейшего изучения. В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей. [6, с.130]

Делинквентное поведение — разновидность преступного (криминального) поведения человека, представляющее уголовно наказуемое деяние. Аномалии связанные с делинквентным поведением: проблемы в семье , психопатия, невротические расстройства, черепно-мозговые травмы. Мотивы к делинквентному поведению относят: скуку, получение удовольствия, высокий социальный статус, риск и острые ощущения, зависть. [6].

Аддиктивное поведение – тип девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций. Причины этому: пример родителей, избавиться от застенчивости, избавиться от состояния тревожности, чувство взрослости, биологические и социальные факторы. Формы зависимого поведения могут быть: химическая зависимость, нарушения пищевого поведения, игровая зависимость, сексуальные аддикции. По мнению В.Д. Менделевича -употребление алкоголем или наркотическими веществами можно рассматривать как бегство- «в тело». [6].

Патохарактерологический тип поведения — под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера. Причины психопатий : родовые травмы, заболевание ЦНС, черепно-мозговая травма и недостатки воспитания. [6].

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия — галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться). [6].

На гиперспособностях — тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях — идет игнорирование реальности. Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно живет как бы в собственной реальности. Например, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с его неординарными способностями (музыкальными, математическими). В настоящее время большое внимание уделяется суицидальному поведению несовершеннолетним, такое поведение считается девиантным и проблемным.

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Виды суицидов: 1. истинный суицид — желание умереть (не спонтанно), угнетенное настроение, депрессивное состояние; 2. демонстративный суицид — не связан с желанием умереть, способ обратить внимание на себя; 3. скрытый суицид- поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход их жизни. Причины суицида: биологические факторы, болезни (алкоголизм увеличивает риск суицида), социальные факторы (которые приводят к депрессии и потери смысла жизни). [6]. У 52% подростков большая часть из низ носит временный характер, но у некоторых может закрепиться. А вот более 50% подростков фантазируют по этому поводу. Если это не импульсивный суицид и не чьё-то прогнозированное воздействие, то в поведении часто происходит комплекс, в основном наблюдается демонстративный суицид.

С таким явлением как девиантное поведение нужно бороться, проводить профилактические работы по устранению негативного поведения. Профилактика девиантного поведения — это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. При оказанию психологической помощи подросткам с девиантным поведением рекомендуется использовать способы и приёмы: [1].

1. Информирование — повышение в области обсуждаемых вопросов.

2. Метафора — суть в использовании аналогий-образов, сказок, пословиц. Метафора оказывает косвенное влияние на установки, мнения человека.

3. Установление логических взаимосвязей — установление последовательности событий.

4. Убеждение-использование аргументов, беседа.

5. Приём — оцени поступок

6. Приём — мой идеал

7. Приём — обмен ролями

Таким образом, можно сделать вывод, что девиантное поведение – определяется большинством исследователей как отклоняющееся поведение. Рост детской преступности, формирование к алкоголизации и наркомании, изменения в сфере социальных интересов представляют собой проблемы, которые накопились в нашем обществе и требуют своего устранения. Причины девиантности закладываются с детства, а устойчивая позиция развивается и сохраняется в подростковом возрасте. Любой фактор воздействующий на ребенка, дает в будущем толчок к такому поведению.

Хочется подчеркнуть, что семья является эталоном для своего ребенка, самым первым социальным институтом, который воспитывает и дает знания. Семейное воспитание — целенаправленный осознательный процесс формирования качеств. Смотря на своих родителей дети начинают подражать их манерам и действиям.

Родители не имеющие социальную и нормативную компетентность, не соблюдающие нормы и правила, то их дети становятся отражением их самих. Но, можно сделать исключение о том, что не все дети растущие в таких асоциальных семьях становятся правонарушителями, или имеют склонность к девиациям.

Если у ребенка есть эталон подражания вполне адекватного человека, который соблюдает нормы и правила, то ребенок имеет возможность учиться у него всему хорошему. Самая большая причина приводящая к девиантности — это одиночество. Когда родители из — за своей занятости, или по какой — то другой причине не находят времени узнать как у ребенка дела, обсудить важные вопросы жизни или просто провести совместное времяпрепровождение, тогда происходит разрушение в сфере интимности.

Очень важно, чтобы родители воздействовали на ребенка с хорошей стороны, помогали в плавном протекании «острых» кризисов, понимали, любили, были другом и эталоном для подростка. Чтобы пережить данный кризис, нужно проявлять интерес к увлечениям ребенка, поощрение и поддержка, разговаривать, проводить время, обсуждать различные вопросы, советоваться со своим ребенком, не сравнивать с другими детьми, не использовать авторитарный стиль воспитания, а применять демократический стиль взаимодействия. Тогда в нашем обществе будет меньше несовершеннолетних с девиантным поведением.

Библиографический список:

1. Амбрумова А.Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений /А.Г. Абрумова — М.: Издательский , 2009. — 220 с.

2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений / А.Л. Арефьев, — М.: Издательский , 2005. — 127 с.

3. Бытко Ю.И. Девиантное поведение подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений / Ю.И. Бытко, — М.: МГУ, 2006. — 135 с.

4. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин //Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер,2001. – 512 с.

5. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. –М.: Наука, 1987. – 309 с.

6. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.

7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.

8.Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. – СПб.:СПбФ РАН, 1999. – С. 12–27.

9. Девиантное поведение Электронный ресурс] / Под ред. О.Ю. Сальковской – Электрон. дан. – М.: Справочно-информационный интернет-портал девиантное поведение подростков 2014, . – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/02/26/deviantnoe-povedenie-podrostkov

10.Дмитриева Н.Ю. Кризисы подросткового возраста, воспитание подростков[Текст]: / Н.Ю. Дмитриева , — М.: «Феникс», 2020.-157 с.

https://rcdo.kz/news/561-publikaciya-materiala-na-sayte.html

Причины девиаций

Родители ругаются

Отечественный психолог и социолог Игорь Семенович Кон среди ведущих причин девиаций детей и подростков выделил:

  • проблемы подростка в школе;
  • психические травмы;
  • отрицательное влияние группы на несформировавшуюся личность;
  • снижение самоуважения и низкую самооценку личности.

Таким образом, спровоцировать девиантное поведение детей и подростков могут следующие факторы и причины:

  • неустойчивость психики, слабость процессов;
  • завышенная или заниженная самооценка, неуверенность в себе, завышенные требования к себе (в том числе со стороны родителей и педагогов);
  • проблемы в коммуникативной сфере, проблемы с социализацией в кругу сверстников;
  • тяга к подражанию, зависимость от внешнего мнения;
  • первичные девиации (многие формы отклоняющегося поведения возникают на фоне имеющихся);
  • патологические поражения мозга в онтогенезе (травмы, заболевания, врожденные аномалии);
  • включенность в молодежные субкультуры;
  • неблагополучие семьи, зависимости родителей, отягощенная наследственность;
  • наложение реакции эмансипации на реакцию группирования со сверстниками;
  • низкий уровень культуры родителей и низкий уровень жизни семьи.

В последние десятилетия резко стал падать уровень физического, морального и духовного здоровья детей. В результате в развитии детей часто появляются проблемы, которые выражаются в отклонениях (девиациях) от общепринятых социальных возрастных ожиданий.

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ статья по теме

Бекетова Е.С., социальный педагог

МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением

отдельных предметов»

г. Старый Оскол

ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В последние годы в России среди подростков значительно увеличились преступность, алкоголизм, токсикомания, наркомания, антисоциальное поведение. Дети подросткового возраста все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма.

В условиях радикальных перемен, охватывающих все стороны жизни общества, наряду с позитивными преобразованиями, стимулирующими совершенствование многих сфер деятельности человека, усиливается и ряд негативных тенденций: социально-экономическая нестабильность, безработица, падение уровня жизни многих людей, социальная и психологическая дезориентация и дезадаптация, резкое снижение востребованности общечеловеческих нравственных и духовных ценностей, сложная криминальная обстановка, ослабление деятельности социальных институтов, призванных заниматься воспитанием, и пр. Сложившаяся социокультурная ситуация обусловливает рост таких неблагоприятных явлений, как алкоголизм и наркомания, нравственная деградация, омоложение преступности и пр. Наиболее чувствительным к социальным и психологическим катаклизмам оказывается именно подростковый возраст. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост таких поведенческих характеристик, как агрессивность, недисциплинированность, конфликтность, неумение владеть собой, в которых нередко кроются истоки подростковых правонарушений и преступности.

Отношения педагогов с трудными подростками нередко сводятся к запретительным, даже карательным мерам воздействия, которые не только не устраняют причин отклоняющегося поведения, но, напротив, способствуют развитию у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным поведенческим актам и формам поведения. Имеют место факты самовольного прекращения подростками посещения школы, исключения их за грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения, совершение противоправных действий и пр. Вступая в самостоятельные трудовые и другие отношения при слабой, незавершенной общеобразовательной подготовке, подростки могут сталкиваться с непреодолимыми трудностями, порождающими все новые и новые проблемы. В качестве закономерного результата такого развития событий налицо интенсивный рост числа педагогически запущенных учащихся. Дети все чаще отвечают девиантным поведением на вызовы окружающего их мира, содержащего немало жестокости, насилия, агрессии, враждебности, индивидуализма.

Понятие «девиантное поведение» довольно широко используется в социологической, криминологической, психологической и педагогической литературе наравне с целым рядом аналогов: поведение «отклоняющееся», «паталогическое», «асоциальное», «деликвентное» и пр. При этом одни ученые считают приведенные термины синонимичными, другие вкладывают в них различный смысл. Данное обстоятельство требует уточнения терминологии и содержания вышеупомянутых понятий. На основе анализа существующих концепций феномен девиантного поведения понимается нами как система поступков или отдельные поступки психически здорового индивида, не соответствующие или противоречащие нормам и правилам, существующим в данном социуме на определенном этапе его развития. Актуальность проблемы предупреждения отклоняющегося поведения школьников определяется противоречием между педагогической коррекций — ее содержанием, формами, методами и сущностью психологических механизмов девиантного поведения.

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют считать изучение взаимосвязи девиантного поведения и условий обучения подростка в современной общеобразовательной школе актуальной и значимой проблемой. Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.

Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно- обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематически отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Девиантное поведение по своей природе — сложное социальное и психологическое явление. Соответственно меры по предупреждению и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних должны быть экономическими, идеологическими, социальными, психологическими и педагогическими, осуществляться государством и обществом в целом, решаться как комплекс воспитателных задач, учитывающих психологические механизмы его зарождения, проявления и коррекции. Среди социальных институтов, занимающихся коррекцией девиантного поведения детей и подростков, ведущее место занимает общеобразовательная школа.

Возрастание актуальности профилактики и коррекции девиантного поведения подростков становится особенно очевидной в связи с тем, что напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в современном обществе, обостряет возможность различных отклонений в личностном развитии и поведении школьников. Среди отклонений в поведении подростков особую тревогу у психологов, социологов, педагогов и родителей вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и возрастающие цинизм, жестокость, агрессивность, которые начинаются с недисциплинированного поведения вчера, казалось бы, еще послушного школьника.

В профилактической работе важное значение имеет выявление , исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних? Профилактика, изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания, изучение и коррекция нарушения материнско – детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений .

возрасте.

Наблюдения показывают, что использование различных форм исследования профилактики девиантного поведения детей и подростков в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Значительное место в работе нашей школы занимает воспитательная и профилактическая деятельность с детьми и подростками. Основная нагрузка по работе с «трудными» детьми и подростками, а также неблагополучными семьями возложена на «Совет профилактики».

Задачами его являются:

1.разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, беспризорности, наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма среди учащихся школы.

2.разъяснение существующего законодательства РФ, прав и обязанностей родителей.

3.проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения.

4.проведение просветительской деятельности по данной проблеме.

5.организация работы с социально опасными, неблагополучными семьями, защита прав детей из данной категории семей.

6.защита прав и представление интересов ребёнка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной Конвенции ООН по правам ребенка).

Целью всей работы является профилактика девиантного поведения школьников: прогулы занятий по неуважительным причинам, невыполнение домашнего задания, а также осуществление контроля над внеурочной деятельностью подростков, вовлечение их в группы, кружки, в проектную деятельность и внеклассную работу школы.

В рамках достижения поставленной цели школьным «Советом профилактики» проводятся заседания, где решаются вопросы по проблемным ситуациям (пропуски по неуважительным причинам, недобросовестное отношение к выполнению домашнего задания, поведение на уроках и переменах и т.д.). На «Совет» приглашаются также классные руководители, инспектор ОДН .

В каждом классе заведены социальные карты учащихся.

В начале года проводится работа по сбору информации о неблагоприятных семьях.

С данными учащимися ведется индивидуальная воспитательно-профилактическая работа:

— индивидуальные консультации с социальным педагогом, школьным

психологом;

— осуществляется контроль за успеваемостью и посещаемостью

учащихся, стоящих на внутришкольном учёте (посещение уроков с целью

наблюдения за учебной активностью, поведением);

— консультации для учителей и самих подростков;

— беседы с родителями учащихся.

Классными руководителями заполняются индивидуальные карты, в которые вносится информация об интересах учащихся, отношении к учебе, взаимоотношениях с родителями, о занятости в свободное время. С этими учащимися также дополнительно занимаются учителя-предметники.

C учащимися, стоящими на внутришкольном учете, проводится диагностика уровня воспитанности, в которой классные руководители и социальный педагог оценивают уровень любознательности, гуманности, трудолюбия, целеустремленности.

Все учащиеся, стоящие на учёте, вовлечены в различные кружки и секции школы.

В целях профилактики вредных привычек показываются документальные видеофильмы о последствиях наркомании.

Классные руководители проводят классные часы, посвященные насущной проблеме профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма и других вредных привычек среди подростков. В доступной и увлекательной форме учат старшеклассников вести здоровый образ жизни, подкрепляя уроки примерами из исторических и современных нормативно-правовых документов.

Ведётся в школе и профилактика компьютерной зависимости, так как излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Проводится анкетирование «Компьютерная зависимость».

Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

К семьям группы риска относятся:

  1. деструктивная семья — автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт;
  2. неполная семья;
  3. ригидная, псевдосолидарная семья — безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания;
  4. распавшаяся семья — один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него.

Именно в таких семьях дети наиболее подвержены раннему употреблению табака, даже начиная с 6-7 лет, глядя на отрицательный пример родителей. Поэтому главные задачи психолога в данной ситуации – обеспечить раннюю диагностику и защитить ребенка от асоциального воздействия. В комплекс работы с семьями группы риска входят скрининг (наблюдение), диагностика и коррекция семейного поведения.

При острой необходимости школьный психолог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной метод работы – семейное консультирование, в ходе которого корректируется и моделируется такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы – совместная арт-терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия фото- и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т.д.). Ведется работа только с теми методами, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект. Необходимо обеспечить постоянное наблюдение и поддержку таким семьям, вызвать доверие и сформировать информационную потребность в области профилактики. Работа по поддержке таких семей ведетcя до окончания ребенка школы.

Таким образом, главная задача школы в вопросах профилактики – вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы — совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги. Важно, чтобы создавалась доверительная и эмоционально-насыщенная атмосфера, быть помощником для детей и родителей, находиться рядом в трудную минуту и обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма

Одной из основных задач профилактики девиантного поведения является своевременное выявление изменений в поведении обучающихся.

Деятельность социального педагога должна быть направлена на нормализацию окружающих условий детей и подростков, выявление внутриличностных противоречий у них, учитывая обязательно все факторы и предпосылки, приводящие к девиантному поведению.

Библиографический список

  1. 1. Социальная педагогика. Уч. пособие. Курс лекций /ред. М.А. Галагузова/ М., 2000.
  1. 2. Шнейдер Л. Б. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное поведение детей и подростков. 2005.
  1. 3. Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2005.

4. О.Г. Филатова «Социология. Конспект лекций», изд. Михайлова СПб, 2003.

  1. 5. Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики», Акад. Проект, М., 2001. «Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»,
  1. 6. Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Коллег Элизир Уэллс, Великобритания, 1992. «Психология неблагополучной семьи»,
  1. 7. В.М. Целуйко, «Владос», М., 2004. Ремшмидт Х Подростковый и юношеский возраст- проблемы становления личности —М , 1994 —С 146.

Специфика подростковых девиаций

Согласно Л. А. Рассудовой, отклонения подростков могут быть связаны с недостаточно развитым механизмом децентрации (способность принять свою социальную роль и роли других людей). С этим механизмом напрямую связаны когнитивная эмпатия, коммуникативное взаимодействие.

А. С. Горбунова пишет в своей работе о том, что при выявлении причин и особенностей девиаций у подростков необходимо обращать внимание на акцентуации личности подростка. То есть те черты его характера, которые проявляют себя в крайней границе нормы и могут при определенных условиях перерасти в отклонения. Подробнее о подростковых акцентуациях вы можете прочитать в моей статье «Акцентуации характера в подростковом возрасте».

Подростки с акцентуациями составляют группу повышенного риска. Зная тип акцентуаций, можно прогнозировать, как будет развиваться этот подросток, а также какие условия поспособствуют раскрытию или наоборот угасанию этих акцентуаций.

Как правило, девиации, основанные на акцентуациях, решаются методом смены обстановки. Но при таких девиациях важно учитывать поведенческие реакции, как свойственные всем возрастам, так и чисто подростковые:

  • эмансипация;
  • группирование со сверстниками;
  • увлечение;
  • реакции на основе формирования сексуального влечения.

Из каких семей чаще выходят девиантные дети?

Не выделено четкой зависимости девиаций от семьи ребенка, то есть девиантные дети встречаются как в полных, так и неполных семьях, благополучных и неблагополучных. Однако специалистами были выделены несколько типичных семей, способствующих формированию девиантного поведения у ребенка:

  1. Семьи, где родители страдают психическими расстройствами или зависимостями.
  2. Асоциальные семьи.
  3. Семьи, где кто-то из ее членов тяжело болен.
  4. Семьи, в которых присутствует феномен подавления ребенка, насилия (психологического, физического), депривации (лишение родительского внимания, любви, невыполнение родительских бытовых обязанностей).
  5. Семьи, где один или оба родителя не хотели ребенка, что выливается нелюбовью к нему.
  6. Семьи с повышенной строгостью, контролем, деспотичным или авторитарным стилем воспитания.
  7. Семьи с избыточным потакательством ребенку, чрезмерной опекой.
  8. Семьи, где родители не уважают друг друга; присутствуют ссоры, скандалы, насилие.

Профилактика и коррекция девиантного поведения

Коррекция поведения

Профилактика девиантного поведения – ряд комплексных мер по:

  • улучшению социальной ситуации развития ребенка;
  • выявлению и устранению негативных факторов;
  • созданию условий для благополучного развития личности.

Все исследователи сходятся во мнениях, что профилактика должна быть обширной и разнообразной. Однако в том, на что обращать больше внимания, мнения расходятся. Я же смею предположить, что обусловлено это невозможностью рассмотрения феномена девиаций в общей форме. Нужно оценивать картину целостно и уже исходя из конкретной ситуации и возможностей планировать работу.

Тем не менее предлагаю вашему вниманию несколько вариантов профилактической и коррекционной работы:

  1. А. С. Горбунов считает, что важнейшим этапом в профилактической работе является выявление типа акцентуаций детей и подростков. Подростки с явными акцентуациями обладают повышенным риском стать девиантами. Они более податливы внешнему влиянию, негативной окружающей среде и психическим травмам. При определенных факторах, воздействующих на «слабое» место подростка, акцентуации могут перерасти в отклонения. Кроме того, автор пишет о том, что определенный тип характера может повлечь за собой девиации. Некоторые акцентуации требуют особого внимания. Такой подход к профилактической работе является достаточно новым.
  2. Л. Б. Дзержинская предлагает корректировать и предотвращать девиации с помощью летнего оборонно-спортивного оздоровительного лагеря. Главная цель работы – создание условий, подходящих для смены жизненных ценностей, установок и принципов ребенка, а также его активное развитие и включение в социальную позитивную жизнь.
  3. Э. В. Левус предлагает выявлять склонности к отклонениям у подростков на ранних этапах. Автор рекомендует проводить массовые тесты, на которые отвечать будет сам подросток. Это один из способов профилактики. Такой тест поможет быстро и эффективно выявить склонности к какой-то конкретной девиации.

В совокупности профилактика предполагает устранение причин девиаций и потенциальных негативных факторов, снижение преступности детской и подростковой среды (в том числе охрана детей от влияния взрослых), всестороннее развитие личности ребенка для достижения им благополучной социализации.

Таким образом, основным способом профилактики девиаций можно считать организацию досуга детей. Чаще всего подростки предоставлены сами себе и нередко занятия они себе придумывают асоциальные. Потому очень важно устраивать ребенка в кружки по интересам, факультативы, секции. Задача со стороны государства – сделать досуг доступным, так как некоторые родители просто не имеют возможности платить взносы.

Однако не так важно организовать подобные мероприятия, как вовлечь туда подростка, заинтересовать. Для этого нужно изучить своего ребенка, выяснить его способности и интересы. Как правило, базовые тесты проводятся в стенах школы. То есть можно просто поговорить со школьным психологом, посоветоваться о том, где вашему ребенку будет интереснее и комфортнее.

Субкультура как средство борьбы с девиациями

В рамках досуговой концепции от себя хочу предложить нестандартный способ профилактики и коррекции девиантного поведения: участие в молодежных субкультурах. Они привлекают детей и подростков:

  • своей непосредственностью, неформальностью;
  • свободой мысли, поведения и творчества;
  • наличием единомышленников и их поддержкой.

В рамках субкультуры детям и подросткам проще реализовывать свои возможности, находить единомышленников и поддержку.

То есть в неформальных группах дети и подростки удовлетворяют те личностные потребности, которые остаются нерешенными при официальных (стандартных) социальных отношениях (учеба, семья). Нередко субкультуры становятся фактором формирования девиантного поведения, но это можно использовать и в обратном направлении.

Встречаются субкультуры, стимулирующие положительное девиантное поведение. К ним относятся просоциальные субкультуры (например, «зеленые» и стрейтеджеры).

  • Стрейтеджеры пропагандируют ЗОЖ, выступают против любых дискриминаций и нарушений прав.
  • Субкультура хакеров при грамотной работе тоже может иметь положительную направленность: например, не взлом и заполучение чужих контактов, а разработка новых полезных и актуальных программ.
  • Субкультура граффитистов может готовить знаменитых в будущем художников.

Созидательные субкультуры часто имеют в своем составе людей с положительными девиациями (художники, поэты, изобретатели, музыканты, исследователи). Это способно оказывать положительное влияние на общество и развивать его.

Психотерапия

Еще один более частный и индивидуальный способ коррекции девиантного поведения – психотерапия, то есть влияние на сознание человека. В ходе беседы важно получить ответы на ряд вопросов:

  1. Каким подросток (ребенок) считает себя?
  2. Каким он хочет быть в глазах других людей?
  3. Каким его считают другие (как он думает)?
  4. Какой он есть?
  5. Какой вред ему приносит девиантное поведение?

Дальнейшая работа строится по индивидуальному плану.

Нередко индивидуальной терапии бывает недостаточно, тогда необходимо проводить семейную психотерапию. Работа строится по следующему плану:

  1. Выявление типа семейного воспитания, определение внутрисемейных отношений и зависимостей девиаций ребенка от семейных проблем.
  2. Донесение до каждой стороны особенности претензий и личностных характеристик (мотивы, интересы, специфика возраста) участников.
  3. Перестройка взаимоотношений внутри семьи по новому типу.

В психотерапевтической работе с девиантными детьми и подростками нужно придерживаться таких методов:

  • убеждение и самоубеждение;
  • стимулирование и мотивация;
  • внушение и самовнушение;
  • требование и упражнение;
  • коррекция и самокоррекция;
  • воспитывающие ситуации;
  • дилеммы и рефлексия.

Однако важно помнить, что одной схемы быть не может. Подбирать методы и выстраивать работу необходимо индивидуально для каждого ребенка, учитывая его особенности, способности и возможности. Кроме этого, нужно учитывать психолого-педагогические возрастные характеристики.

Формы проявления девиантного поведения

К сожалению, подростки не осознают всю тяжесть последствий, которые может повлечь за собой девиантное поведение. Поэтому, важно чтобы родители или педагоги вовремя вмешались и скорректировали поведение подростка.

Подростки с девиантным поведением отличаются, в зависимости от форм его проявления. Рассмотрим наиболее распространенные формы проявления девиантного поведения и последствия, которые они за собой влекут.

  1. Расстройство гиперкинетическое – формирует у подростка низкую самооценку. В данном случае у ребенка возникают проблемы самодисциплины и волевых качеств. Такие дети не в состоянии заставить себя прилагать умственные усилия, а сталкиваясь с непреодолимыми для них сложностями не доводя ни одно дело до конца.
  2. Не социализированное расстройство проявляется в проблемных отношениях со всеми окружающими людьми. Ребенок становиться неуправляемым и склонен к разрушению. Подросток старается навредить тем, кто спровоцировал агрессию – он может драться, портить имущество, оскорблять словами. Проблема коррекции такого типа расстройства состоит в том, что ребенок абсолютно не контактен и не признает никаких авторитетов. Такая форма расстройства может ограничиваться проявлением девиантного поведения в рамках семьи, или же распространяться на общество и окружение подростка в целом.
  3. Расстройство социализированное проявляется в форме неприемлемых поступков в отношениях с окружающими людьми. Такие дети, как правило, хорошо ладят со своими сверстниками и малыми неформальными группами, в которые входят. Но, они допускают такие действия, как ложь, воровство, побег из дома, забрасывание учебы. Такие подростки легко поддаются коррекции поведения, однако имеют огромные проблемы в результате своих неправомерных поступков. Именно эта форма расстройства часто связана с тяжелыми преступлениями, наркотической или алкогольной зависимостью.
  4. Сексуальная девиация – проявляет в сексуальной распущенности, множественных половых контактах, а также даже иногда и в идее подростковой проституции. Круг общения и острое чувство вины, совместно с эмоциональной незрелостью у таких подростков могут стать причиной употребления наркотиков и самоубийств.

Специфика детского возраста

Детская активность

Для детей характерны:

  • активность;
  • целенаправленность (порой проявляющаяся в виде упрямства);
  • стремление к подражанию;
  • тяга к группе сверстников («быть как все»);
  • чувство ответственности и долга;
  • откровенность (открытость);
  • увлеченность;
  • эмоциональность;
  • стремление к признанию среди сверстников и взрослых;
  • чувство сопереживания.

Начинает развиваться самооценка (зависит от оценки взрослого), рефлексия, стремление работать самостоятельно от взрослого, но в коллективе.

Стоит отметить, что каждое личностное качество имеет противоположную характеристику, потому в силу определенных причин (педагогическая запущенность, неблагоприятная социальная среда) дети могут быть безответственными, слабовольными, озлобленными и так далее.

Ведущий вид деятельности – учебная. Социальная ситуация развития – общение с коллективом и общение со взрослыми (родители и учитель). Отношения ребенка с педагогом (который является отражением общества) служат основой для отношений ребенка с родителями и сверстниками.

Главная задача возраста (противоречие) – перенос нравственных (то есть абстрактных) общественных норм и ценностей в личностные. Происходит это за счет активно развивающегося словесно-логического мышления. Как правило, в любой деятельности детей интересует не результат, а сам процесс.

Это также период активного развития самосознания, воображения и памяти. Все действия ребенка в этом возрасте осознаны и произвольны. Младшие школьники ориентируются на настоящее и лишь немного на ближайшее будущее (например, на подростков они смотрят с завистью и стремлением стать такими же).

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Светлана Мартьянова

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного»

ребенка с
девиантным поведением.
Что такое девиантность?

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:

1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.

2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.

3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Причины аномального поведения ребенка

Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведениястановится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

Медико-биологические причины

Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:

• врожденные;

• наследственные;

• приобретенные причины.

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности.Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение)

.

Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.

Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.

К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

Социальные причины

В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие»

включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и
половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада)
.

Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка,делятся на следующие типы:

1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой)

. Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.

2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.

3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.

4. В семьях с «алкогольным бытом»

главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.

5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша)

исполняются формально.

Многочисленные исследования показали,что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности)

;

• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);

• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;

• эмоциональное отвержение;

• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

Педагогические причины

Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?»

. Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

Психологические причины

У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями,ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.

Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний»

. Он понимает это как противоречие между восприятием своего
«Я»
и оценками окружающих. В этом
возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками,определены следующие пути решения:

1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.

2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.

3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.

4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.

5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило,используются:

• коммуникативные и подвижные игры;

• разыгрывание «трудных ситуаций»

;

• ритмические игры со словами;

• музицирование и танцы;

• чтение и обсуждение сказок.

Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро»

и
«зло»
, раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.

Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.

Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.

Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.

Специфика подросткового возраста

Дети подросткового возраста имеют свои особенности. Прежде всего это маргинальное положение (переход от детства к взрослости), усвоение новых социальных ролей, зависимый или полузависимый статус, формирование ценностей.

Среди особенностей поведения и менталитета:

  • жажда деятельности;
  • амбициозность;
  • специфическое понимание себя и мира (противоречивое и двоякое отношение);
  • взаимосвязанность, совместная активность и групповая саморефлексивность;
  • групповое сознание;
  • максимализм;
  • демонстрация смелости и оригинальности;
  • стремление к идеальному;
  • развитие личной рефлексии;
  • восприимчивость к любой информации и любым ее объемам;
  • критичность мышления;
  • поиск альтернативных вариантов и своей позиции;
  • становление субъектной реальности;
  • множественность социальных выборов.

Ведущий вид деятельности подросткового возраста – межличностное общение со сверстниками. Однако Л. И. Фельдштейн ведущей называл общественно-полезную деятельность. А общение со сверстниками, согласно автору, становилось главным при невозможности реализации первой деятельности.

В этом возрасте происходит конфликт теории подростка (активная ценно-созидательная деятельность) и практики предыдущего возраста (неполная включенность в общество).

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Нужно ли говорить, что только на фоне естественных возрастных изменений нелегко избежать девиаций? Все особенности возраста можно назвать личностными факторами девиантного поведения. А уж если еще негативные внешние факторы присоединятся…

Причины девиантного поведения подростков

Девиантное поведение может проявляться у подростков разного пола, из разных семей и с абсолютно разными увлечениями. Но, все-таки существуют причины, которые формируют подобное поведение, а также особенности среды, в которой воспитывается подросток. Рассмотрим факторы девиантного поведения.

  1. Заниженная самооценка.

Чаща всего заниженная самооценка и недостаток уважения к себе наблюдается у детей, в семьях которых не принято уважительно относиться к ребенку. Родители таких детей сами неосознанно занижают самооценку ребенка, не уважая его и не считаясь с его мнением и чувствами.

В таком случае девиантное поведение может проявляться у подростка как попытка самоутверждения, как способ начать уважать самого себя.

  1. Эмоциональная нестабильность.

Всем известно, что подростковый возраст связан с сильными изменениями в гормональном фоне, в результате чего возникает эмоциональная нестабильность.

Такое состояние часто толкает подростков на различные рисковые поступки.

  1. Не социализированная личность.

К подростковому возрасту ребенок, как правило, уже имеет достаточный набор навыков взаимодействия в социуме. Подросток уже легко и непринужденно общается со сверстниками, строит отношения, причем на разных уровнях.

Но, иногда так случается, что дети бывают изолированными от социума, они остаются не социализированными личностями. Это иногда является причиной девиантного поведения.

  1. Авторитарная позиция родителей.

Любой подросток стремиться к самоутверждению, ведь его личность развивается очень активно. Подростковый возраст – это период бунта, а авторитарная, жесткая позиция родителей противоречит потребностям ребенка.

В результате такого отношения и тотального контроля со стороны родителей, подростки подпадают под влияние улицы, где их принимают такими, какие они есть, что часто заканчивается проявлениями девиантного поведения.

  1. Недостаточная занятость.

Очень часто дети оставшись без присмотра родителей, которые вынуждены много работать, совершают глупости только лишь из-за скуки.

Подростки отличаются увлеченностью и огромным энергетическим потенциалом, и если родители не направят все это в правильное русло, то дети сами найдут применение своим силам, и не всегда полезное.

  1. Сложная атмосфера в семье.

Ни для кого не секрет, что психо-эмоциональное здоровье детей напрямую зависит от психологического климата в семье. Сложные взаимоотношения между родителями, постоянные скандалы и напряженная обстановка приводят к тому, что ребенок некомфортно себя чувствует в своем доме. Все это провоцирует проявление девиантного поведения.

Проблемы подростка с девиантным поведением

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: