Приветствую Вас, друзья!
Чаще всего словосочетание «девиантное поведение» употребляют применительно к подросткам, чтобы подчеркнуть их непокорность, склонность к нарушению правил и прочие особенности «трудного возраста». Кроме того, в данное понятие практически всегда вкладывается отрицательный смысл, чтобы подчеркнуть, что это нежелательное и даже опасное отклонение от нормы.
Но с точки зрения психологии, девиантное поведение это не всегда негативное явление, особенно если учесть, что общепринятые социальные нормы бывают нелогичными, бессмысленными и даже деструктивными. Сегодня мы подробно разберём, что такое девиантное поведение, почему оно возникает, каким бывает, как его распознать и как избежать негативных последствий.
Определение понятия
Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:
- С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
- С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
- С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.
Признаки
Характеристика девиантного поведения формируется психологами с помощью нескольких признаков. Диагностировать состояние человека можно с помощью простого наблюдения. Признаками поведенческих отклонений являются:
- Агрессия. Напористость, агрессивность, непримиримость позволяют человеку отстаивать позицию, не учитывая мнение окружающих. Другие люди избегают взаимодействия с девиантом, что позволяет быть незамеченным длительный период.
- Неуправляемость. Человек склонен к тотальному контролю, но от непрерывного напряжения не способен логически рассуждать и принимать решения. Девиант может путаться в рассуждениях, что приводит к появлению неуверенности в себе.
- Смена настроения. Девиантная личность характеризуется порывистыми скачками эмоционального фона, вызванными перенапряжением нервной системы, истощенностью ресурсов организма.
- Скрытность. Для достижения цели индивиду необходимо как можно дольше оставаться незамеченным окружающими. Скрытность рождает подозрительность и нежелание общаться, что приводит к эмоциональному вакууму и истощению.
Основные причины
К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:
- несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
- снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
- пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
- психические заболевания различного характера;
- отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
- социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
- вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.
Характеристики девианта
Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:
- вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
- могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
- ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
- присутствует социальная дезадаптация;
- поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
- присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.
Что такое норма?
Социальная норма регулирует поведение людей в обществе, их взаимоотношения друг с другом и с обществом в целом.
Существует представление о нормальном поведении. Это исторически сложившейся вариант, он предполагает своего рода рамки дозволенного или обязательного поведения.
Нормы можно подразделить на две группы: официально установленные (например, нормы юридических законов, различных инструкций и т.п.) и фактически сложившиеся. К этим последним можно отнести традиции, нормы этикета, морали и проч.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Безработица
- 2. Конфликты в обществе (8 класс)
- 3. Виды юридической ответственности (таблица)
- 4. Словарь невербальных средств общения
Официально установленные и фактически сложившиеся нормы могут не совпадать. Например, повсеместно в городах игнорируют правила выгула собак только на специальных территориях. Эта норма является официальной, но фактически не сложившейся.
Иногда бывает, что официально созданная норма оказывает дезорганизующее действие, то есть она является ненормальной. Это возможно в случае, когда имеет место волюнтаризм законодателей. Можно привести в пример антиалкогольную кампанию в СССР в 80-е годы, которая привела к созданию массы подпольных предприятий по производству алкогольной продукции.
Примеры девиантного поведения в обществе
Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:
- Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
- Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
- Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
- Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
- Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
- К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
- Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.
Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).
Профилактика
Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.
Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:
- проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
- применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
- активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
- частое противостояние взрослым в виде споров;
- проявление злобы и мстительности;
- ребенок часто становится зачинщиком драки;
- преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
- нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).
Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):
- Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
- Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
- Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
- Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
- испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
- познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
- доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
- творчество.
- Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения.
Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.
Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.
Примеры позитивного девиантного поведения
Позитивное девиантное поведение — это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:
- Г. Перельман — это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
- Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
- Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.
Суицид и правонарушения
Намерение лишить себя жизни или попытаться таким способом припугнуть окружающих – также особенности девиантного поведения. Самый опасный возраст для молодёжи – 16–19 лет: в это время обычно наступает разочарование в жизни из-за неудавшейся первой любви, невозможности найти работу или продолжить образование. Социальный статус, конфликты с обществом и стрессы также являются мощными толчками к самоубийству. Для людей, имеющих суицидальные наклонности, организовывают службы психологической помощи и телефоны доверия. Важна и профилактическая работа: воспитание ребёнка жизнерадостным оптимистом, демонстрация на собственном примере, что жизнь прекрасна, а чёрные полосы, которые встречаются практически у всех, вносят в неё только разнообразие и терпкую изюминку.
Правонарушения – форма асоциального поведения, которое направлено против граждан, общества, жизненного уклада. Мотивация у подростков разная: начиная от обыкновенного озорства и заканчивая немотивированной агрессией. Чтоб оградить растущее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки на соответствующую тематику. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушать закон – плохо, наносить ущерб или делать больно другим – недопустимо, а девиантное поведение наказуемо в любом случае.
Примеры ситуаций девиантного поведения
Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:
- Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
- Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников — это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
- Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
- Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.
Литературные примеры
Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:
- Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
- Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
- В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
- В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
- Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.
Поведение детей и подростков
Детям и подросткам могут быть свойственны формы девиантного поведения всех групп: воровство, драки, попрошайничество, токсикомания и компьютерная зависимость, суицидальные действия и т.д.
В детском и подростковом возрасте причина такого поведения – это обычно следование групповым ценностям. Существуют и широко используются различные методики диагностики склонности детей и подростков к отклоняющемуся поведению. В основном цель их – выявить склонность к зависимостям.
На основании данных этих методик применяются различные методы коррекции, призванные защитить детей от возможных последствий склонности к отклоняющемуся поведению, научить взаимодействовать с обществом, привить умение сглаживать конфликты, уважать принятые в обществе нормы поведения.
Примеры из истории
Интересуясь таким вопросом, как примеры девиантного поведения, в истории можно найти довольно много интересных ситуаций:
- Один из ярчайших примеров девиантного поведения — это поджог храма Артемиды местным жителем Эфеса Геростратом. Во время пыток мужчине пришлось сознаться, что он сделал это, чтобы прославить свое имя, чтобы о нем говорили потомки. Герострата не просто приговорили смертной казни, но также запретили упоминать о нем. Тем не менее историк Феопомп посчитал нужным рассказать о преступлении Герострата, а потому его цель была достигнута.
- Поведение Адольфа Гитлера также считается девиантным. Особая опасность состояла в том, что он обладал выраженными лидерскими качествами и имел власть. Печальный результат известен всем.
- Еще одним примером девиантного поведения может послужить революция 1917 года. Тогда В. И. Ленин со своими соратниками решились выступить против власти царя. Результатом стало образование принципиально нового государства.
- Существует множество свидетельств о том, как девиантное поведение солдат во время Великой Отечественной войны способствовало победе в сражениях. Так, бойцы нередко жертвовали собой, бросаясь под гусеницы танков с гранатами. Таким образом они прокладывали путь своей армии. Это один из многих примеров девиантного поведения, которые в результате названы подвигом.
Позитивная девиантность: что это?
В современной науке определение девиации чаще всего соотносят с негативными психическими проявлениями человека. Но есть и обратная его сторона: девиантность может быть позитивной, то есть такой, которая не несет в себе разрушительного характера. Наибольший интерес сегодня вызывает такое девиантное свойство личности, как ее гениальность, которая может быть необузданной и не восприниматься в качестве нормального поведения.
Самостоятельным творчеством, а также созданием художественных произведений занимаются миллионы людей по всему миру, но выводят это на качественно новый уровень и создают совершенно новые объекты лишь единицы. Таким людям свойственно иное мышление, которое помогает им смотреть на окружающий мир с других сторон и, соответственно, не поддаваться влиянию обыденности, и мыслить иначе. Вершины мастерства также достигают немногие: кому-то не хватает профессионализма, кому-то достаточно иметь одну идею, и они не хотят развиваться дальше. Но есть люди, которые оказываются на вершине успеха, и их называют одаренными природой, гениями, вундеркиндами.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Позитивное девиантное поведение 490 руб.
- Реферат Позитивное девиантное поведение 270 руб.
- Контрольная работа Позитивное девиантное поведение 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Такие личности посвящают всю свою жизнь или искусству, или науке, либо изобретательству новых вещей, которые в дальнейшем проникают в повседневную человеческую жизнь, делая ее интереснее, насыщеннее, и в то же время гораздо легче. Тем не менее, их образ жизни не всегда верно оценивается окружающими, он может быть в принципе не совсем понятен массам. Такой человек обладает следующими чертами:
- Он отказывается от создания семьи ради того, чтобы всю свою жизнь посвятить изобретениям;
- Он отказывается от банального бытового комфорта, посвящая всего себя лишь своему делу, забывая об элементарных человеческих потребностях;
- Он довольно непрактичен в повседневных делах, поскольку изначально настроен на разрешение сложных и противоречивых «высоких» задач. Он попросту не приспособлен к разрешению бытовых вопросов, а потому сталкивается с серьезными трудностями.
Замечание 1
Помимо того, люди-гении достаточно капризны, они перфекционисты, а потому не могут допустить, чтобы вещи выглядели не так или события шли не тем путем, каким они сами их распланировали. Они очень придирчивы к любым мелочам, и это может раздражать окружающих, поскольку их поведение порой доходит до абсурда, из-за чего их не понимают другие люди.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Нередко девиантность творческих и одаренных людей находит свое отражение в художественных произведениях. Они также могут иметь специфическую форму и содержание, и понять их может не каждый. Тем не менее, не следует забывать о том, что искусство можно интерпретировать по-своему, и в любом произведении человек может найти что-то свое, ему это начинает нравиться, и через эти процессы он осознает, что художник – это не странный человек: он, как и все, имеет свой уникальный взгляд на вещи, и это не несет какого-то негативного подтекста.
Детское девиантное поведение
К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, — это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:
- Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
- Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
- Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно — детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.
Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:
- задача взрослых — вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
- формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
- помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
- самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
- организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
- отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.
Помощь
Как же вытянуть подростков из той асоциальной пучины, в которой они погрязли? Социологи утверждают: во-первых, поможет специальная государственная программа. Девиантное поведение детей обязательно нужно брать под контроль, это задача специалистов. Также должны быть созданы благоприятные условия для открытия реабилитационных центров разного направления, в которых опытные специалисты могли бы избавлять молодёжь от пагубных пристрастий, направлять их энергию в продуктивное и полезное для общества русло.
Во-вторых, неоценимую помощь окажут горячие линии, работающие в каждом городе, общенациональные телефоны доверия и региональные семейные консультации психологов.
В-третьих, изучение среды адаптации подростков не должно прекращаться ни на день. Девиантное поведение школьников требует постоянной корректировки, которая обязана проходить в полном взаимодействии с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, полицейскими, представителями органов опеки. При необходимости таких детей необходимо изымать из семьи, если причиной отклонения является именно влияние родителей.
Девиантное поведение подростков
Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым. Даже если дети ведут себя нормально, крайне важно не упустить этот период. Тревожным сигналом может стать смена предпочтений в музыке и одежде, а также первые проявления грубости. Если вовремя не принять воспитательные меры, это может привести к таким последствиям:
- побег из дома и бродяжничество;
- курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
- воровство;
- объединение в «плохие» компании;
- преступная деятельность;
- увлечение экстремистскими идеями;
- компьютерная зависимость;
- ранняя половая жизнь;
- опасные для жизни увлечения.
Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.
Отклоняющееся поведение: позитивное и негативное
В обществе существует разнообразный стиль поведения, который идет вразрез с ожиданиями и культурными нормами. Рассмотрим такие ситуации:
- Вчера Максим вошел в 24-часовой магазин и ограбил кассира.
- Анне выписали штраф за превышение скорости, на 15 км превышающей допустимое значение.
- Мария, которая только что вышла замуж, решила сохранить девичью фамилию вместо того, чтобы взять фамилию своего мужа.
У кого из этих трех человек поведение будет считаться «девиантным»? Правильным ответом будет — все трое. Как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение — это любое действие, которое воспринимается как нарушение культурной нормы общества или группы. Именно нормы диктуют то, что считается приемлемым и неприемлемым в разных культурах.
Одной из категорий отклонения является преступление, которое происходит, когда кто-то нарушает формальные законы общества. Уголовное отклонение охватывает широкий диапазон поведения, от незначительных нарушений правил дорожного движения до поджога или убийства.
Максим, ограбивший супермаркет, и Анна, которая проигнорировала ограничение скорости, вписываются в эту категорию. Однако законы составляют всего лишь один комплекс сложной системы бесчисленных правил — формальных, неформальных, письменных, подразумеваемых и т. д., которым мы, как ожидается, должны соответствовать. Любой акт несоответствия этим правилам считается девиантным.
Маленькие нарушения совершают абсолютно все: кто-то забыл вернуть библиотечную книгу вовремя, кто-то перебежал дорогу на красный свет, кто-то прогулял несколько уроков в школе, кто-то не уступил место бабушке в автобусе. Несоответствие не всегда является отрицательным примером нарушения правил.
Какими бы ни были девиантные действия, отрицательными или положительными, они имеют общую черту — отличие от нормы. Как выглядит позитивное отклоняющееся поведение? Пример Марии показывает, что даже если девушка и не совершает преступления, решив сохранить свою девичью фамилию, она все же выполняет девиантное действие, так как взятие фамилии мужа является нормой в нашем обществе.