Честолюбивый человек и честолюбие: что означают эти слова

Честолюбие – это стремление человека получить высокое положение, определенные почести, достичь видимых успехов, признаваемых окружением и в идеале имеющих конкретное измерение, выражающееся в оценках, цифрах, наградах, трофеях. Для честолюбивого человека важно иметь наивысшие результаты. Понятие честолюбие раскрывается через два свои корня и обозначает любовь к чести.

Честолюбие значение слова имеет синонимичность по отношению к тщеславию. В крайнем своем выражении честолюбие может устремляться к алчности, которая, однако, находится в тесной связи со стяжанием именно материальной выгоды, тогда как тщеславие и честолюбие используют конкретные физические блага только опосредованно.

Определение термина честолюбие

Википедия даёт нам следующее определение термину «честолюбие»: закреплённое в характере стремление личности достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как личная производительность, успех, признание, влияние, лидерство, знания или власть. Таким образом, честолюбие – это желание индивида добиться определённых успехов. Можно сделать вывод, что это качество является положительным по своему характеру, ведь нельзя посчитать желание индивида достичь высот отрицательным качеством личности. Однако многие психологи придерживаются обратной точки зрения.
Это интересно: что является условием успешной деятельности?

Честолюбивая личность в психологии – это индивид, который находится в постоянном поиске почитания, уважения со стороны других людей. Ему нравится, когда люди буквально «смотрят ему в рот», восхищаясь его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить и в сказке, и в реальной жизни. Приведём пример из литературы. Персонаж по имени Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Сент-Экзюпери во всей красе представляет индивида в «Маленьком принце», который хочет, чтобы все восхищались им и подражали ему.

Честолюбие в православии

Православные считали данное качество отрицательным, греховным. Верующий христианин должен быть простым, не стремиться выделяться среди окружающих. Желание быть лучше других людей, добиваться большего, чем они, может расстроить Господа. Добрые дела следует совершать бескорыстно, не стремясь к славе, признанию или получению каких-либо ценностей.

В католичестве, протестантстве однако данное качество не считается таким негативным. Богатство в этих ответвлениях христианства является знаком расположения Бога, его благословением. Важно однако, каким способом человек добивается благ: если его действия вредят окружающим, причиняют им боль, дискомфорт, следует заняться коррекцией своего поведения. Склонность к честолюбию в религии может быть хорошей лишь в том случае, когда для получения какой-либо выгоды человек совершает только добрые дела.

Признаки честолюбивой личности

Термин «честолюбие» можно разбить на два слова: честь и любить. Словосочетание «любить честь» звучит положительно только в том случае, если индивид, жаждущий чести, действительно делает хорошие поступки и добивается успехов на пути к поставленной цели. Другая сторона этого аспекта – желание добиться поставленных целей несмотря ни на что, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя собственную персону выше других. Это в психологии является показателем эгоистичного поведения, что не является положительным качеством личности. Многие великие психологи говорили о том, что эгоизм – это грех человеческой души.

Это интересно: воля — это что такое, основное понятие.

Существует несколько признаков, по которым можно узнать честолюбивую личность.

  1. Эгоизм – это первый признак эгоистичного индивида. Личность, стремящаяся к почитанию — это эгоист. В этике существует понятие «эксплуататорской ориентации», согласно которой личность пользуется окружающими людьми для достижения собственных целей. Такие люди не воспринимаются обществом, им тяжело завести друзей и знакомых. Для честолюбивой личности честь – это лишь мираж, который они хотят создать, чтобы подняться в глазах окружающих.
  2. Амбиции у честолюбивых людей обычно завышены, однако не оправданы. Индивид может поставить слишком много целей, которых он не может достичь как физически, так и эмоционально. Честолюбивая личность может соврать об объёме работы, который он в состоянии выполнить. Такой индивид может с лёгкостью врать для своей выгоды.
  3. Гордыня – это один из признаков, отличающих честолюбивую личность. Её ни в коем случае нельзя путать с гордостью. Гордыня является одним из смертных грехов. У таких людей обычно завышенная самооценка, они высокого мнения о себе и о своих возможностях. Такие люди также не принимаются обществом, отвергаются им.
  4. Острое реагирование на критику – это довольно распространённый признак, встречающийся у честолюбивых людей. При формировании личности возникает два пути – принимать критику и адекватно её оценивать или отвергать критику и остро на неё реагировать. Люди, которые желают чести, обычно не могут адекватно воспринимать критику и реагируют агрессивно и раздражительно.

Три главных фактора, влияющих на честолюбие.

Успех для честолюбивых людей – такая же физиологическая потребность, как еда и сон. Но кроме физиологии здесь срабатывают другие факторы:

  • Самооценка. По статистике люди с высокой самооценкой более амбициозны, чаще других демонстрируют свое превосходство и добиваются лучших результатов.
  • Особенности психологии. Экстраверты более нацелены на общение и признание, поэтому успех имеет для них большее значение. Интроверты наоборот предпочитают уйти от мнения окружающих, поэтому об успехе задумываются реже.
  • Семейная история и воспитание. Если человек воспитывался в семье, где большое значение придавалось амбициозности, он, скорее всего, вырастет честолюбивым. Такие люди знают, что априори окружающие ожидают от них успеха.

Зато талант не считается обязательной частью честолюбия. Наоборот, на практике самыми честолюбивыми оказываются люди, которые мало что могли.

Пройти тест: интроверт или экстраверт?

Как избавиться от честолюбия

Корни этого качества лежат в детстве. Если ребёнка всегда учили быть первым, получать отличные оценки, преуспевать во всех видах деятельности и делать всё «лучше всех», в нём может развиться желание получать почести и похвалу за проделанную работу. Стоит помнить, что честолюбие – отрицательное и положительное качество, которое имеет свои преимущества и недостатки. Если же индивид почувствовал, что хочет от него избавиться, стоит поискать причины возникновения такой черты характера в раннем детстве.

Существуют различные тренинги и упражнения, которые позволяют бороться с честолюбием.

Это интересно: какова связь между деятельностью и качествами человека?

Важный пункт в любом из таких упражнений – это определение самооценки индивида и правильный анализ. Самооценка может быть:

  • адекватной;
  • неадекватной;
  • средней;
  • высокой;
  • низкой.

Идеальный показатель – это средняя адекватная самооценка. При адекватном анализе люди, стремящиеся к почитанию, замечают, что их самооценка высокая и неадекватная. В некоторых случаях честолюбивые люди имеют высокую адекватную самооценку.

Честолюбивые люди в некоторых случаях действительно добиваются больших успехов. Яркий пример – Стив Джобс. Он считал себя амбициозной, в меру эгоистичной личностью, которая резко реагирует на критику. Таким образом, каждый индивид сам решает, является честолюбие положительным или отрицательным качеством личности, а затем принимает решение, стоит ли избавляться от этого качества или, наоборот, развивать его.

Осторожно: честолюбие!

Когда честолюбие присуще человеку доброму, оно носит конструктивный, здоровый и позитивный характер для окружающих.

Если же оно становится свойством плохого человека, то, находясь в распоряжении деструктивной личности, оно способно неприятно отразиться на жизни людей, в особенности когда такая персона получает власть.

Обществу есть смысл воспитывать в людях здоровое профессиональное и карьерное честолюбие. Именно здоровое честолюбие мотивирует на продуктивную социальную деятельность. Поэтому его считают крайне позитивным качеством личности. Развивая в себе здоровое честолюбие, человек может добиться небывалых высот.

значение честолюбия

Это вполне нормальное и естественное желание – обеспечить свое семейство жильем, гаражом, садом, а то и плавательным бассейном. Еще более естественным является желание человека дать своим детям наилучшее образование, отправить их за границу покататься на лыжах или поплавать на яхте. Это всего лишь приложения в жизни. Но разве будут люди работать сверхурочно, если их не завлекать такой приманкой? Кто будет денно и нощно штудировать научные трактаты, если его не ожидает в будущем получение ученой степени?

ЧЕСТОЛЮБИЕ

стремление к внешней чести, почестям, уважению, почету, продвижению по службе и вследствие этого склонность действовать безнравственными способами.

Подобно большинству молодых честолюбцев в литературе, он изливает на бумаге запас сведений, которых нахватался накануне (О. Бальзак, Дочь Евы).

Любовь – желанное безумие, честолюбие – серьезная глупость (С. Шамфор).

Честолюбие охватывает мелкие души легче, чем большие, как огонь охватывает быстрее солому, хижины, чем дворцы (С. Шамфор).

К новым знакомствам нас обычно толкает не столько усталость от старых или любовь к переменам, сколько недовольство тем, что люди хорошо знакомые недостаточно нами восхищаются, и надежда на то, что люди малознакомые будут восхищаться больше (Ларошфуко).

То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным (Ларошфуко).

Ни в каком деле не ищи себе земной славы: земная слава угасает для того, кто любит ее. На время, подобно бурному ветру, она дышит на человека, и, отняв у него плод добрых дел его, вскоре удаляется, посмеявшись его неразумению (Г. Константинопольский, Стоглавец).

Ср. желание славы; тщеславие.

Честолюбие – это стремление человека получить высокое положение, определенные почести, достичь видимых успехов, признаваемых окружением и в идеале имеющих конкретное измерение, выражающееся в оценках, цифрах, наградах, трофеях. Для честолюбивого человека важно иметь наивысшие результаты. Понятие честолюбие раскрывается через два свои корня и обозначает любовь к чести.

Честолюбие значение слова имеет синонимичность по отношению к тщеславию. В крайнем своем выражении честолюбие может устремляться к алчности, которая, однако, находится в тесной связи со стяжанием именно материальной выгоды, тогда как тщеславие и честолюбие используют конкретные физические блага только опосредованно.

Как развить честолюбие?

Иметь честолюбивые цели – это хорошо. Если есть желание развить честолюбие, вот несколько ценных советов:

  1. Необходимо как можно чаще повторять позитивные утверждения. Это такие заявление, напоминающие комплименты себе. С их помощью можно улучшить самооценку и навыки решения проблем в стрессовых ситуациях.
  2. Важно сконцентрироваться на том, что сможете получить и меньше думать про то, что есть возможность потерять.
  3. Необходимо думать про неудачи как про процесс ликвидации.
  4. Следует наслаждаться успехами, но при этом не зацикливаться на них.
  5. Нужно установить конкретные цели и при этом создать стратегию для их достижения. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Здесь имеет значение награждать себя каждый раз при достижении поставленной цели.

Что такое честолюбие?

Честолюбивый человек и сам может отдавать отчет себе, что где ни оказался бы – везде он готов навязать свои правила, даже людям, которых только узнал. Признание ошибки приносит ему болезненные ощущения, мысль, что он достоин большего, не покидает. Честолюбивый человек хочет не иметь конкурентов ни в одной сфере – кроме себя самого. Амбиции для него есть двигатель прогресса, средство достижения личных целей. Такой человек на достигнутом не останавливается, стремится постоянно к большему, а, значит, становится сильнее, готов больше работать и совершенствоваться.

Тщеславие и честолюбие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. Гордыня завладевает человеком и заставляет смотреть на мир под искаженным углом. Завышенная самооценка перестает соответствовать текущим условиям. Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать с совестью в сделку, идти ради победы по головам. Такие личности часто в итоге достигают своего, но остаются одинокими, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.

Психоаналитик Карен Хорни исследовала понятие честолюбие в качестве одной из невротических потребностей – болезненное стремление к личным достижениям. От того, удается ли невротику быть лучшим – зависит его самооценка. Мы все сталкиваемся с примером невротического честолюбия уже в школе, знаем детей, страдающих от полученной низкой оценки, что для них есть удар по самолюбию. Во взрослости это перерастает в желание быть лучшим любовником, писателем, спортсменом, иметь высшие показатели на производстве, престижные награды, зарабатывать больше всех.

Невротическое честолюбие менее вредно для окружающих, чем остальные невротические потребности захватнического типа, ведь направлено оно на своего обладателя. Честолюбие разрушающе воздействует лично на него, приносит неспособность принимать себя, какой есть, в полной мере и со всеми естественными эмоциями, чувствами, переживаниями проживать свою жизнь. Такому человеку необходимо обязательно получить оценки, доказать через свою деятельность прежде всего себе самому – его «Я» существует и имеет вес. Ему крайне важно запечатлеть, зафиксировать свою деятельность, чтобы предъявить ее результаты окружающим как доказательство своего существования. Это напрямую влияет на то, сможет ли невротик снизить уровень тревожности, который зашкаливает, если у него нет видимых, зримых подтверждений его продуктивной и результативной деятельности.

Невротическое честолюбие вынуждает человека и к деструктивным действиям – стремлению нанести поражение своим явным или мнимым соперникам, любым способом выиграть в соревновании и конкурентной борьбе.

Как выявить, что честолюбие имеет невротический характер? Его симптомом является острый страх неудачи, которая при невротическом тщеславии воспринимается как унижение. Еще фактор – это неустанное подталкивание самого себя к большим свершениям, что происходит, несмотря на непрекращающуюся тревогу. Награды и трофеи не приносят такому человеку радость, нет переживания подлинного глубинного удовлетворения от них. Достижения лишь подталкивают к отметкам еще более высоким, что помогут расправиться с тревогой. Они просто на короткое время понижают тревогу, чувство ненависти – успокаивают внутреннего критика, интериоризированного обвинителя. Такой невротик не имеет мира с собой, сам не принимает себя.

СТРАСТИ: УНЫНИЕ, ТЩЕСЛАВИЕ, ЧЕСТОЛЮБИЕ, ГОРДЫНЯ

ЧТО ТАКОЕ УНЫНИЕ?

В чём заключается его действие на душу?

Уныние – тягчайшая страсть, способная погубить душу. Слово «уныние» означает — беспечность, нерадивость, совершенное расслабление, упадок духа. Эта страсть заключается в расслаблении всех сил души и тела, изнеможении ума, лености ко всякому духовному деланию и к труду, оставлении всякого христианского, спасительного подвига, отчаянии.

Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется работать. и всё делаешь с небрежением, и весь человек ослабевает. В унынии человек пребывает ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом становится непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу.
От уныния рождаются праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость и любопытство.

Уныние рождается от парения ума, а парение ума — от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева.

Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда оттого, что в человеке нет страха Божия.

Уныние есть расслабление души и изнеможение ума.

Каждая из прочих страстей упраздняется одной какою-нибудь противоположной ей добродетелью, уныние же — всепоражающая смерть. Когда уныние входит в душу, не мнит человек в тот час избавление от них когда-нибудь получить, у него возникают мысли, что сегодня так плохо, а потом, в прочие дни, еще хуже будет, и ему кажется, что оставлен он Богом и не имеет Бог к его унынию никакого отношения или что случается так помимо Промысла Божия и с ним одним только это, с прочими же такого не было и не бывает. Но не так это, не так. Искушения Бог посылает на всех, ради того, что в людях зародились добродетели. Вскоре же, непременно, бывает изменение этого и затем — милость Божия, и утешение. Если уныние возникает от лени, то нужно в себе вырабатывать чувство ответственности. Не возлагай на плечи близких дела, которые ты должен сделать сам. Всегда ищи для своего ума и тела какое-то занятие.Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

уныние

Мрачное, подавленное состояние духа, безнадежнаяпечаль. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

уныние

Безнадежная печаль;гнетущаяскука. Впасть в у.значения слов в толковых словарях русского языка. ТЩЕСЛАВИЕ И КАК БОРОТЬСЯ С НИМ
Тщеславие – одна из восьми главных страстей, стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.

Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Что значит слово тщеславие? Это слово двусложное; оно составлено из двух значений: тщетно и слава: из сего видно, что тщеславящийся человек любит тщетную славу и в том услаждается чувством надменного самолюбия.

Грехи тщеславия – это грехи против второй заповеди, так как человек на место Бога ставит идолом себе своё «я» и то, как он выглядит в глазах людей:

Гордыня и тщеславие относятся к идолопоклонству потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него суть идол; а тщеславный желает, чтобы и другие этого идола почитали. Такое расположение гордого и тщеславного даже чувственным образом проявилось в вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел поклоняться ему (Дан.3).

Есть еще порок, близкий к идолопоклонству, — это лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, как, например, пост и строгое соблюдение обрядов, использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (Мф. 6, 5-7).

Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым научает смирению и деланию добра втайне.

Тщеславие хотя многолико, разделяется на разные виды, однако два рода его: первый заставляет превозноситься плотскими, видимыми вещами, а второй из-за духовных, невидимых предметов воспламеняет нас желанием суетной похвалы. Тщеславие когда будет низложено, тогда еще сильнее восстает.

Все страсти, будучи преодолены, увядают, с каждым днем становятся слабее и со временем уменьшаются и утихают, или, по крайней мере, при сопротивлении противоположных им добродетелей можно избежать их; а эта страсть, будучи низложена, сильнее восстает; и когда думают, что умерщвлена, она своею смертью еще живее укрепляется. Прочие страсти обыкновенно на тех только нападают, которых в борьбе победили, а эта страсть своих победителей еще более жестоко преследует; и чем сильнее будет сокрушена, тем сильнее разит гордостью той самой победы. И это есть самая тонкая хитрость врага, так что заставляет воина Христова, который не был побежден неприятельским оружием, пасть от собственных стрел.

Тщеславие не ослабляется ни пустынею, ни возрастом.

Иные страсти иногда при помощи места успокаиваются и после удаления предмета греха, или удобства, или повода к нему обычно укрощаются и уменьшаются, а эта страсть проникает даже к бегущим в пустыню, и место не может исключить ее, не слабеет она и от удаления внешнего предмета. Ибо она воодушевляется не чем иным, как успехами добродетелей того, на кого нападает. Прочие страсти с течением времени, как мы уже сказали, иногда ослабевают и прекращаются; а этой страсти, если не будет заботливой рачительности и рассудительности, даже время не только не подавляет, но наоборот — поощряет еще больше.

Тщеславие бывает опаснее, когда соединяется с добродетелями.

Прочие страсти, при противоборстве противоположных им добродетелей, открыто, как бы ясным днем воюющие, удобнее можно победить; а эта, прильнув к добродетелям, вмешавшись в строй войска, сражается, как в темную ночь, и потому коварнее обманывает не ожидавших и не остерегавшихся ее».

Проявления тщеславия. Как распознать в себе эту страсть?

Когда страсть тщеславия начинает развиваться, человек делает добрые дела не ради Бога, не самоотверженно, а ради удовлетворения своего самолюбия, втайне красуясь перед собой своей «добротой» и своими «подвигами», или для того, чтобы получить похвалу от окружающих. В результате всё его устроение получает ложное направление.

Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река».

Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять.

Ты познаешь тщеславного по особенной способности его к лести, к услужливости, ко лжи, ко всем подлому и низкому. ТЩЕСЛАВИЕ ЭТО

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и красивых вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их пред людьми. Лукавство. Словооправдание. Прекословие.

Тщеславие и гордость хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы так же любит.

Нам нужно испытание, или искушение, во спасение наше: могу ли я сам себя заверить, что я не люблю тщеславиться? Здесь надобно выдержать поношение и презрение от людей: и ежели не оскорбится сердце, то и не ищет славы своей. А если смутится от поношений, то из сего познается его малодушие и страсть к человеческой славе.

Надобно страшиться этих зверей: гордости, тщеславия и злого самомнения; эти страсти очень скрытны они принимают на себя разные виды добродетелей и потому не скоро познаваемы бывают; строгое и трудное нужно иметь испытание к самим себе: не гнездятся ли в нашем сердце эти тайные губители наших душ?

Наблюдай и увидишь, что непотребное тщеславие до самого гроба украшается одеждами, благовониями, многочисленною прислугою, ароматами и тому подобным.

Тщеславие делает гневливых кроткими перед людьми.

Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».

«От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни.

А профессиональный спорт? Это же сплошное тщеславие. Детство, молодость, здоровье, все свободное время отдается для того, чтобы повесить на грудь позолоченный или посеребренный кружок из далеко не драгоценного металла. Усилия прилагаются нечеловеческие, организм работает на износ. У профессиональных спортсменов, почти каждая ночь для них – пытка, все тело, все старые травмы и переломы начинают болеть. Существует даже шутка: «Если у спортсмена с утра ничего не болит – значит, он уже умер». А сколько интриг, зависти и преступлений вокруг шоу-бизнеса, спорта и политики!

Если человек уже укоренился в страсти тщеславия, он не может жить без славы, жизнь теряет всякий смысл. Стареющие «звезды» используют любой скандал, даже сами их режиссируют и создают, чтобы еще хотя бы пару лет продержаться на вершине звездного олимпа. Хотя, казалось бы, уже все, что можно было, достигнуто, все награды, звания, регалии, богатства получены. Тщеславие – это наркотик, без него их жизнь невозможна. Тщеславие рука об руку ходит с завистью. Тщеславный не терпит конкуренции, соперничества. Он всегда первый и единственный. И если кто-то его в чем-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее, а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем – раздражение, зависть и отчуждение».

«Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113, 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.

Похвала вредит человекуПохвалы то же, что ногу подставить бегущему… а у иного и дух вон!

Отчего бы иногда не похвалить иного? — Бывает, что и хвалят. Хорошее невольно вызывает похвалу; похвала же оживляет похваленного, и крылышки ему придает. Но дело это не безопасное. Оно может засеменить самомнение, и далее провести до высокоумия и гордыни.

«Воскресив дочь Иаира, Господь «строго приказал» родителям ее, «чтобы никто об этом не знал» (Мк. 5, 43). Этим нам указано: не ищи славы, и уха твоего не изощряй на слышание похвал людских, хоть дела твои такого рода, что их укрыть нельзя. Делай, что заставляют тебя делать страх Божий и совесть, а к говору людскому относись, как бы его совсем не было. А за душой смотри: коль скоро она мало-мальски склоняется на эту сторону, возвращай ее к своему чину. Желание, чтобы люди знали, вызывается желанием похвалы. Когда будет похвала, тогда цель кажется достигнутой, а это подрывает энергию и пресекает похвальную деятельность, следовательно, и продолжение похвалы. Выходит, что желающий, чтобы люди знали его добрые дела, сам себе враг! Что люди хвалят, они доброе делают, ибо что хорошо, как того не хвалить? Но ты этого не имей в мысли, и не ожидай, и не ищи. Поблажишь себе в этом, совсем испортишься. Одна поблажка повлечет к другой. Учащение дел одинаковых обратится в нрав, и будешь честолюбцем. А когда дойдешь до этого, тогда уж не все дела твои будут похвальны, и хваление сократится. За недостатком стороннего хваления начнется самовосхваление, которое Господь назвал трублением перед собою. Это еще хуже. Душа становится тогда мелочной, гоняется за одной мишурой, и истинного добра уж не жди от нее. Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадёт. Лесть есть скрытое злодеяние против ближнего, совершаемое под личиной добра.

Людям здравомыслящим надлежит избегать и того, чтобы им льстили, и того, чтобы самим льстить.

Надлежит отвращаться льстецов более, нежели людей наглых. Ибо такая честь невнимательным делает больше вреда, нежели оскорбление, и труднее человеку одержать верх над собою, когда ему льстят, нежели когда его оскорбляют.

Сколько вреда делают нам друзья, когда хвалят и ласкают нас, столько же пользы приносят враги, говоря о нас дурно, хотя и справедливо, если только мы захотим надлежащим образом воспользоваться их порицаниями. Ведь друзья из любви часто и льстят нам, а враги обличают наши грехи. По самолюбию мы не видим своих недостатков, а они по вражде смотрят за нами внимательно и своим злословием ставят нас в необходимость исправляться. И вот их вражда становится для нас источником величайшей пользы, потому что, вразумляемые ими, мы не только познаем свои грехи, но и отстаем от них.

Похвалы надмевают до безумия и своею сладостью уничтожают то, что заслуживало награды.

Почему ты ищешь похвалы от людей? Разве не знаешь, что эта похвала, как тень, растворяется в воздухе и исчезает? Притом и люди так непостоянны и изменчивы: одни и те же одного и того же человека сегодня хвалят, а завтра порицают.

Значительность похвал обычно обременяет совесть не меньше, чем грехи.

Те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность и делают душу изнеженной и слабой.

Уклоняйся от людских одобрений — и тогда получишь многие похвалы и у Бога, и у людей.

Для чего ты рассматриваешь свои добродетели и выставляешь их напоказ? Или не знаешь, что, хваля самого себя, уже не будешь похвален Богом?

Человек, увлекаемый славой, не способен мыслить что-либо великое и благородное; он неизбежно становится постыдным, низким, бесчестным, ничтожным.

Когда придет тебе в голову безрассудная мысль — сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления Всеблагого и Праведного Владыки, и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей, сравнительно с ними, все равно что нет.

Тщеславие не даёт человеку увидеть его грехиТщеславие ослепляет ум человека. В его кривом зеркале он видит себя исполненным всяких заслуг и добродетелей, праведником, не нуждающемся во враче, не нуждающемся в Спасителе, — он не в состоянии увидеть своих грехов, а значит и покаяться в них и покаянием получить исцеление от Бога. И таким образом он остаётся рабом страстей, думая, что уже спасён своими мнимыми добродетелями.

Внешняя слава усиливает внутреннее бесславие, и мнимое здоровье, внушая человеку мысль, что он действительно здоров, не позволяет применить лечение.

Почему святые люди (совершенные), победившие, казалось бы, все страсти, видят свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видят себя ничтожными перед величием Творца. Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.

Борьба со страстью тщеславия

Противостоит страсти тщеславия и побеждает её добродетель смирения.
Чтобы противостоять страсти тщеславия, надо осознать глубокую душевную и телесную немощь человека, а значит – и свою немощь. Следом за Словом Божиим: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 4-5),

Ничего доброго мы не можем сделать своими силами, но лишь при помощи Божией, и потому надлежит всю славу воздавать единому Богу, за всё доброе благодарить Его, а себя укорять в неисправностях и несовершенстве своих дел, даже если мы по нашей немощи не можем разглядеть свои огрехи. Самоукорение нужно нам и при всяком неприятном случае: надо учиться обвинять во всём не других, а себя.

Тщеславный видит мир как бы в обратной перспективе. Ему мнится важным то, что на самом деле ничтожно. А смиряя себя, стремясь к горнему и презирая мирское, временное, преходящее, человек учится видеть вещи в истинном свете, в свете Божией истины. Тогда он может разглядеть тщетность и ничтожество мирской славы, временное – мелким и недостойным внимания, а великое и вечное – поистине великим.

Как же одолеть тщеславие? Будем противопоставлять славе — славу. Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящей жизнью, когда помышляем о жизни гораздо лучшей, точно так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе гораздо высшей, о славе истинной.

Почему же ты не можешь преодолеть тщеславия, когда другие преодолевают, имея такую же душу, такое же тело, такой же внешний вид, живя такой же жизнью? Помысли о Боге, помысли о высшей славе, противопоставь ей настоящее — и ты скоро отстанешь от тщеславия. Если ты непременно желаешь славы, то ищи истинной славы. Разве слава та, которая заставляет искать чести от низших и имеет в ней нужду? Честь состоит в том, чтобы пользоваться славой от высших. Если ты непременно желаешь славы, то ищи лучше славы у Бога. Возлюбив эту, ты будешь пренебрегать той, увидишь, как она бесчестна, а пока не узнаешь этой, не увидишь, как та постыдна, как смешна. И пока обладает нами эта страсть, мы не можем видеть, каково это зло». Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любовь бесчестия; середина же – отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец (если только есть конец в этой бездне) состоит в том, чтобы стараться делать перед людьми то, что нас уничижает, и не чувствовать при оном никакой скорби. Борьба со тщеславием не прекращается до самой смерти. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка

тщеславие

Неоправданное высокомерие,кичливость, желание быть предметом почитания. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

тщеславие

, -я, ср.Высокомерноестремление к славе, кпочитанию.Одержим тщеславием кто-н. ИСТОЧНИКhttps://xn—-8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai/ СТРАСТЬ ЧЕСТОЛЮБИЕ
ЧЕСТОЛЮБИЕ — это жажда известности, почестей, стремление к почётному положению.

У Евангелиста Луки читаем о том, что произошло на Тайной вечере, когда Господь наш Иисус Христос сказал апостолам, что один из них предаст Его. Конечно, эта страшная весть поразила апостолов, и они спрашивали друг друга, кто бы мог это сделать. Но тут же, не найдя ответа, они начали спорить друг с другом о том, кто из них должен почитаться большим.

Как этот честолюбивый спор мог возникнуть среди них, только что слышавших страшное пророчество их Учителя о предательстве Его одним из них и о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти.

Даже у учеников Христовых была огромная власть честолюбия над их сердцами. У Евангелиста Матфея читаем также нечто подобное и столь же непонятное.

Господь Иисус Христос шел с учениками Своими в Иерусалим и, приближаясь к нему, говорил им: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение,и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф. 20, 18-19).

И опять нечто непонятное для нас: только что выслушав это страшное пророчество, к Нему подошла мать апостолов Иакова и Иоанна сыновей Зеведеевых, особенно любимых Спасителем, и просила Его дать им сесть у Него одному по правую, другому по левую сторону в Царствии Небесном.

Опять видим вспышку честолюбия в сердцах апостолов в такой страшный момент.

Можем ли после этого сказать, что святые люди свободны от страсти честолюбия, столь свойственной большинству из нас, далеких от святости? Да, можем, отвечу я на этот вопрос, ибо знаем мы, что совершенными и святыми, чуждыми всякой душевной и телесной скверны, недоступными никаким искушениям апостолы Христовы стали только после чудесного сошествия на них Святого Духа в день Пятидесятницы.

Люди, живущие во времена Ветхого завета, становились святыми тогда, когда они исполняли законы Бога и Его 10 заповедей. После смерти они попадали в рай. Иисус Христос открыл путь в Царство Небесное. Чтобы туда попасть нужно исполнять 10 заповедей Бога и убрать страсти (чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыню) из своей души. Он дал нам Новый завет, который вступил в силу после Его воскрешения. Чтобы перебороть страсти нужно искренне раскаяться в своих грехах перед Иисусом Христом и Он даст в помощь Духа Святого. Нужно быть очень прилежным учеником, чтобы Наставник не покинул вас.

Благодать Божья — это Дух Святой. Честолюбие есть одно из самых отвратительных проявлений гордыни. Оно ввергает человека во множество пороков и преступлений, делает его несчастным для самого себя, а главное — мерзким пред Богом. (Лк. 16, 15). Нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 4). Рассмотрим же этот порок и покажем все его гибельные плоды.

Во-первых, желание чести есть весьма опасное желание для спокойствия жизни честолюбцев. Иной домогается высокого места: но не примечает пропастей, т.е., опасностей, которые находятся на пути к нему, или окружают его. Иной, например, говорит: дайте мне сесть на место правосудия, но не предполагает, что, может быть, место это обложено сетями клеветы, что оно ждет не того, кто бы на нем, как на престоле, являл себя в блеске славы, но того, кто бы на нем, как на жертвеннике, принес в жертву справедливости свое спокойствие, свои выгоды, а иногда благоволение многих сильных, чтобы спасти одного бессильного.

Во-вторых, желание превозношения обнаруживает в искателях славы и чести тот недостаток, что они не довольно вникали в самих себя, в свои способности и в свое внутреннее состояние. Таковое незнание себя и меры своих сил и способностей есть обыкновенный недостаток людей, коими обладает желание превозношения. Они готовы занять всякое место, которое обещает удовлетворение этому желанию: а того не знают, что, может быть, первый труд, которого потребует это место, приведет их в изнеможение, первая опасность обратит в бегство.

В-третьих, желание превозношения сопровождается нарушением мира между людьми. Мир и любовь больше всего и чаще всего иссушаются гордыней и честолюбием. Роскошный легко дружится с роскошным, корыстолюбивый, если не в сообществе с корыстолюбивым, то убегает от него: но честолюбивый честолюбивого старается низринуть и истребить, и не оставляет в мире и покое никого, потому что последняя цель его — видеть всех под ногами своими.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

честолюбие Любовь к почестям, стремление к ним.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

честолюбие — Жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

ИСТОЧНИКhttps://xn—-8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai/

ГОРДОСТЬ И ГОРДЫНЯ

Гордость подразделяется на гордыню и чувство собственного достоинства Гордость и гордыня

Понятие «гордыни» одно из ведущих во всем комплексе восьми смертных грехов (чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев, уныние, печаль, тщеславие, гордыня). Все перечисленные страсти могут привести к совершению злого поступка. Если человек приносит зло другому человеку или животному, то он совершает грех. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (
Алчность
) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (
Зависть
), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (
Гнев
), когда другой человек не признает его превосходства и т. д.

Однако в сознании многих людей понятия «гордыня» и «гордость» тесно переплетаются друг с другом, а в результате одни люди полностью смешивают эти термины, а другие считают их совершенно противоположными по смыслу. От того, как мы будем относиться к этим различиям, зависят наши мысли, настроение, жизненная позиция и успех в обществе. Что есть гордость – необходимое качество самодостаточной личности или первый шаг к смертному греху – гордыне? Давайте постараемся разобраться в этом.Как определяет слово «гордость» толковый словарь русского языка Ожегова — Шведовой?Гордость

: 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения (например – «национальная гордость»). 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь («гордость победой»). 3. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь («из-за своей гордости ни с кем не дружит»).

Таким образом, из данных определений видны две основные составляющие гордости. Одна носит положительный характер (первое и второе значение), а вторая составляющая отражает отрицательную сторону данного термина, когда человек необоснованно возвышает себя (тем самым, принижая других людей). Если в основе гордости лежат успехи человека, его трудолюбие, талант и т. д., то положительная оценка своей личности или достижений, вполне заслужена, но если человек без достаточных на то оснований считает себя лучше других, то он берет грех на душу.Таким образом, из данных определений видны две основные составляющие гордости. Одна носит положительный характер (первое и второе значение), а вторая составляющая отражает отрицательную сторону данного термина, когда человек необоснованно возвышает себя (тем самым, принижая других людей). Если в основе гордости лежат успехи человека, его трудолюбие, талант и т. д., то положительная оценка своей личности или достижений, вполне заслужена, но если человек без достаточных на то оснований считает себя лучше других, то он берет грех на душу.

1

.
Положительным характеромгордости является чувство собственного достоинства.
Оно основано на самооценке. Правильную оценку дать себе может, только, человек обладающий в своём характере честностью, справедливостью, мужественностью и смирением. Например: Человек сделал что-то неправильное. Он это понимает, признаться в содеянном стыдно, но он после раздумий, смиряет себя с мыслью поражения и мужественно признаёт при всех свою ошибку. Если так делать постоянно, то в характере человека развивается и закрепляется честность и справедливость.

2. Спутники гордыни и ее иные имена

К свойствам гордыни относятся такие качества: высокого мнения о себе, тщеславный, лицемерный, упрямый, капризный, мнительный, неуправимый, беспокойный, придирчивый, суетный, самовлюблённый эгоист, обидчивый, дерзкий, сумасбродный барчук, вспыльчивый, склонный критиковать и осуждать, властолюбивый, надменный, завистливый, непримиримый, злопамятный, жестокий, быстрый на оскорбления, язвительный, паталогически активный, бунтарь против всякого авторитета, носитель революционного, нигилистического духа и т. д.»

Чтобы было понятнее, разобьём всё по группам. Первая группа качеств личности отражает
жажду власти и открытое презрение к людям, занимающим более низкое социальное положение
. Это высокомерие, заносчивость, кичливость, спесь, надменность и чванство, а также завышенное самомнение и самолюбие. Вторая группа личностных качеств показываетстремление человека
достичь большего, чем у него есть
. Это амбициозность и честолюбие.Третья группа личностных качеств – отражение эгоизма в сочетании с невоспитанностью. Данные качества демонстрируют
готовность человека идти напролом ради собственных интересов
. Это хамство, наглость, эгоизм, нахальство, бесцеремонность, дерзость, беззастенчивость, бесстыдность.Четвертая группа отражает
жажду славы
, причем далеко не всегда обоснованную. Главное качество здесь – тщеславие. Кроме того, в эту группу входят, хвастовство и самонадеянность.Пятый корень гордыни –
самолюбование,
которое включает такие качества, как самовлюбленность и самодовольство.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

гордыня

, -и, ж. (высок.). Непомерная гордость(в 1 и 4 знач.).Обуздатьзначения слов в толковых словарях русского языка.

Мне нравится:

0

Поделиться

Количество просмотров:

2569
Количество комментариев:
0
Метки:
Я иду по жизни вперёд. Назад не хочу. Я навсегда отказалась от мужчин. Зачем мне опять страдания? С праведного пути я не сойду. Что меня, лично
Рубрика:
Литература ~ Проза ~ Статья
Опубликовано:
10.04.2014

© Copyright: ЛюдмилаПросмотреть профиль автора

  • 931
  • 932
  • 933
  • 934
  • 935
  • 936
  • 937
  • 938
  • 939
Оставить сообщение…
Комментарии:
00

Честолюбие, как избавиться?

Если вы начали отмечать, что ваш ребенок начал проявлять симптомы невротического честолюбия – нужно убедить его, что вы станете его любить и принимать даже вне зависимости от того, что за отметку он принесет из школы. И дать прочувствовать вашу безусловную любовь. Расскажите ему истории о неудачах из жизни окружающих, истории, связанные с падениями – с той целью, чтобы на этих примерах ребенок научился чувствовать, что все неудачи это просто обратная связь. Постарайтесь снизить страх неудачи, чтобы она не ассоциировалась с унижением, тем самым перенаправив или смягчив невротическое честолюбие, сделав его менее острым и болезненным. В общем, как и для иных невротических потребностей, согласно подходу Карен Хорни – для разрешения этого комплекса важно ослабить идеализированный образ, завышенные представления о себе, обучиться принимать себя, относиться без ненависти и презрения к себе.

Есть интересное мнение, что честолюбие в противовес лени является главной движущей силой человечества. Человек постоянно хочет большего, смотрит на окружающих и отмечает их успехи: повышение в должности, покупку новой машины, отдых на модном курорте с обилием впечатлений.

Честолюбие рождает нежелание чувствовать себя проигравшим и выигрывать у всех и постоянно. Действительно, это влечет человека вперед, учась у других и получая примеры – он имеет мотивацию к собственному успеху. Люди создают инновационные технологии, развивают науку, кто-то побывал в космосе, придумал социальные сети, а остальные тянутся к лучшему, стараются приобрести его и возобладать. И так человечество движется вперед благодаря честолюбию и правилам успеха. Но является ли такое честолюбие единственным и верным залогом силы и успеха?

Многие при этом не соглашаются с подобным взглядом, утверждая, что истинному таланту честолюбие не нужно, честолюбие может даже быть знаком об отсутствии таланта и его сублимации.

Честолюбие способно иметь разную природу. То честолюбие, которое связано с жаждой обладания и доминирования обычно считается негативным качеством. В противовес ему некоторые выделяют здоровый азарт, который мотивирует и помогает достигать вершин вслед за талантом.

Существует эстетическая теория Чуковского, что хорошо получается только то, чего человек не хочет. То есть гениальные результаты приносит непрагматическая деятельность. Примером является Стив Джобс, который стал поистине великим бизнесменом не благодаря желанию денег, успеха, почестей. Он был увлечен идеей в создании принципиально нового и очень ценного для человечества, вложив в свое устремление все силы. То есть для успеха нужно поставить себе высокую, честолюбивую цель, которая должна быть не прагматической – а более высокой, чем просто желание, например, денег, которые будут уже лишь следствием.

А может, честолюбие есть стремление к бессмертию? Желанию оставить что-то после себя. «Всем лучшим во мне я обязан смерти». Ведь не будь наша жизнь конечна, если бы не необходимость реализовываться на этом отведенном участке жизни, то стимула создать, выделиться, запомниться, оставив след, не было бы. Идея смерти очень сильно подталкивает оставить какие-то признанные ценности, доброе или известное имя, что есть некий синоним чести. С такой точки зрения честолюбие значение слова раскрывает не через любовь к почестям, а как устремление к личной чести. И эта мотивация считается гармоничной, так как способствует истинному росту. Итак, мы можем рассуждать о честолюбии разных уровней.

Честолюбие и честолюбивый человек: как распознать и что означает, как избавиться

Данный термин выражает свойство характера, которое проявляется как четко выраженные личностные цели, мотивы и методы достижения известности, первенства, почетного положения и признания в какой-либо сфере деятельности.

Звучит слово «честолюбие» довольно высокопарно, но если разобрать его составляющие, то можно обнаружить слияние двух простых слов: честь и любить.

Такое словосочетание имеет положительную коннотацию только в том случае, когда индивид, стремящийся заработать «честь», совершает благие поступки, не ущемляя прав и свобод других людей, поднимается вверх по карьерной лестнице с достоинством и честью.

Но реальность такова, что зачастую значение слова «честолюбие» не столь благородное – оно означает человека, жаждущего чести любой ценой, такой человек, ставя свою персону выше других, идет к поставленной цели, жертвуя окружающими. Это качество в психологии является показателем эгоистического поведения. А как говорили многие великие психологи, эгоизм является «грехом человеческой души».

Амбициозность — хорошо или плохо

С латинского языка ambitio переводится как «чрезмерное самомнение и обостренное самолюбие». Это претензии на уважение и признание, уверенность индивида в том, что он достоин самого лучшего.

Отличительные свойства амбиций:

  1. Заниженные. Они бывают у людей с заниженной самооценкой, слишком скромных и застенчивых, неуверенных в себе. Индивиду присуще чувство вины за свой успех. Существует множество факторов, сдерживающие желания: негативный внутренний диалог, зажатость и конфликты. Все это мешает людям увидеть собственный потенциал.
  2. Завышенные. Неверное соизмерение взятой ответственности с реальной способностью ее выдержать. Индивид не сопоставляет свои таланты и способности с реальной сложностью задачи. Он мнит себя центром Вселенной, хватается за все, а когда что-то не получается, то обижается на весь мир и уходит в себя.
  3. Адекватные. Баланс между способностями и сложностью задач — идеальная «золотая середина». Разумная расстановка приоритетов и грамотная оценка своих сил. При адекватных амбициях совершаются большие прорывы, индивид движется вперед, при этом, не теряя родных и близких из-за чересчур раздутого самомнения или, наоборот, мягкотелости.

Итак, быть амбициозным человеком — хорошо или плохо? С одной стороны, такие люди настойчиво добиваются своих целей. К тому же ни одна женщина не взглянет на мужчину, не имеющего больших планов на будущее. С другой стороны, это качество может приобретать очень негативные и деструктивные проявления.

Самое главное — достичь баланса между тем, чтобы добиваться своего, и тем, чтобы при этом не вредить другим. Если индивид хорошо воспитан и понимает, что при достижении поставленных целей не нужно ущемлять интересы других, наступать на их достоинство, то он добьется желаемого, не заводя себе врагов и недоброжелателей.

Необходимо добиваться желаемого, но не нужно при этом быть слепым и не замечать других людей. Следует выбрать мудрого опытного покровителя и доверять ему, соизмерять свои возможности с задачами, а также иметь достаточно здравого смысла, чтобы в случае неудач не винить никого, кроме себя, и извлекать из них ценный опыт.

В ролике разобран вопрос о важности целеустремленности в жизни.

Что такое честолюбие: проявления и свойства

Честолюбие определяет конкретные действия человека в достижении карьеры, индивидуального успеха. Человек, стремящийся реализовать честолюбивые цели, стремится всеми силами делать свое дело лучше других, постоянно совершенствуется, развивает силу воли и потенциал.

Умный и порядочный человек отличается честолюбием, которое оправдывается его знаниями, правдивостью, благородством. Значение честолюбия в жизни такого человека не превалирует его человечность. Он выделяется среди остальных ясной головой и добрым сердцем.

Отличия между тщеславием и честолюбием

Кто-то бы мог подумать, что синонимом честолюбия можно назвать тщеславие. Однако тщеславие ориентировано скорее на дешевый эффект, это подходит для людей-однодневок, фигляров.

В сравнении с этим свойством характера честолюбие достигается при помощи глубоко продуманного проекта.

Это серьезный целенаправленный и длительный процесс достижения успеха, на вершине которого четко и ясно будет отражаться блеск достоинств ее «скалолаза».

Настоящее честолюбие может быть удовлетворено лишь заслуженной, а не надуманной славой. Такой честолюбивый человек вызывает искреннее уважение.

Откуда растут корни?

Для тех, кто интересуется тем, что такое честолюбие и откуда оно берется — такое личностное качество появляется вследствие внутренней потребности человека самоутвердиться и доказать всему миру его ценность и значимость, получить ощутимые свидетельства своих заслуг.

Честолюбие скорее мужское качество. Оно должно быть наравне с такими мужскими свойствами, как целеустремленность, ответственность и уверенность в себе. Попробуйте найти такую женщину, которую бы устраивало ее положение дел, ведь женщины являются агрегатом по производству желаний.

Мужчина же, как честолюбивый человек, будет аккумулировать женские желания в своем сознании и подсознательно стремиться к большему, чтобы обеспечить себе и своей спутнице лучший уровень жизни.

Источник: https://miss-runet.ru/samorazvitie/chestolyubivyj-eto.html

Честолюбие это хорошо или плохо?

Где грань между здоровыми амбициями и честолюбием? Например, спортсмен или актер должен считать себя лучшим – иначе он не добьется высоких результатов. Уверенность в себе, позиционирование самого себя лучшим и вера в это сподвигают его к большой работе над собой. Просмотрев взгляды на этот вопрос за последние 2000 лет истории в разных течениях, мы увидим даже противоречивые подходы в религиях. В православии догмат самоуничижения пронизывает вероучение красной нитью. Карьера, самолюбие, желание быть первым, достигнуть высот и доказать что-то себе или окружению – считаются плохими вслед за наставлениями Библии быть последним. В противовес им культивируются скромность, самоуничижение, осознание своей ничтожности и смирение как единственный выход. Честолюбие здесь связано с гордыней и считается грехом.

В католичестве уже иной подход – человека нужно уважать, не опускаться до самоуничижения и посыпания головы пеплом. Человек здесь уже не плох, а в протестантстве и вовсе хорош – успех, работа, деньги, благополучие рассматриваются как дары свыше, благословение. Такой подход способствует продвижению в жизни, созиданию даже на уровне целого народа. Красивая архитектура, комфортные автомобили, качественные вещи и хорошее образование – вот то, с чем ассоциируется у нас европейский и американский уклады жизни, исповедующие католичество и протестантизм. Однако при избытке внимания к таким благам теряется грань между здоровыми амбициями, в целом положительном устремлением к успеху и честолюбием, успех становится самоцелью, подчиняя все устремления человека.

Подход же, скорее свойственный православию, что необходимо сохранять душу и бороться со страстями честолюбия – в своем избытке также дает искажения в человеческой душе, появляется зависть к более успешным людям и тяга к комфорту одновременно с крайним осуждением, что расщепляет психику, вынуждая человека использовать целый комплекс механизмов психологических защит. Что в итоге победе над честолюбием не способствует, а напротив, поляризует психику и придает новые обороты внутриличностному конфликту.

Конечно, истина посередине. При более внимательном, скрупулезном изучении мы восстановим баланс, найдя общий изначальный смысл, который уже в последствии развился в противонаправленные течения. Наставление садиться на место последнее иногда выглядит несколько манипулятивным, словно я специально себя унижаю, а в тайне с этой же жаждой успеха надеюсь, что меня возвысят. Это иносказательное наставление, однако имеет глубокий смысл. Не садиться на первое место – не стараться быть лидером по форме. А сесть на последнее, сначала внутренне став им и доказав всем своим естеством, что ты первый – так, чтобы это было признано самими людьми. При этом само возвышение здесь для человека не должно иметь значимости, но лишь внутренняя глубокая работа над самим собой, которая приносит плоды, не являющаяся самоцелью. Самоуничижение есть крайность, что подтверждается и другими евангельскими советами – например, стучать, чтобы отворили, искать и обретать, не зарывать талант в землю. Здесь показывается, что если верить, то всего можно добиться. Вера, которая сворачивает горы, дает высокую самооценку, которая вместе с упорным трудом приводят к успеху.

Получается, именно активная жизненная позиция проповедуется в христианстве. Не нужно поклоняться первому месту или деньгам, во что бы ни стало тянуться к ним ради почестей и гордыни. Это раскрывается в наставлении не пытаться услужить двум господам – Богу и Мамоне, где Мамона олицетворяет земные блага. Они не плохи сами по себе, подобно богатству, что не есть зло, но добро, если является средством для высоких целей. И грань между амбициями и честолюбием достигается в христианской позиции тем, что внимание человека не должно быть устремлено на обретение почестей, он не должен мечтать о самовозвышении, а будучи возвышен другими людьми – сохранять скромность и продолжать работать над собой. Именно такая формула ведет человека к подлинным победам, закладывает механизм успеха.

Честолюбие для современника

Что такое честолюбие для современного человека? На самом деле различные виды стремления существовали во все времена. Например, юноша мечтает стать спортсменом. Его спрашивают: “Зачем, почему?”. Если он ответит: “Хочу стать великим чемпионом в мире, чтобы у меня были награды, уважение!”. Честолюбие здесь на лицо. Самый яркий и точный пример.

что такое честолюбие

Рассмотрим другой вариант. Человек устроился на работу. Он простой сотрудник с маленьким окладом, но у него есть способности к управлению. У него большая семья, денег не хватает. Ради близких, а еще и ради коллег он стремится стать руководителем. Став директором, он зарабатывает для семьи, честно платит зарплату работникам, помогает им, стремится быть всем другом. Разве такого человека можно назвать честолюбивым? Конечно нет. Напротив, если бы простой рабочий мечтал стать директором с целью лидерства и чести, то он, скорее всего, не стал бы подчиненным другом и помощником.

Общие сведения

Честолюбивый человек – это личность, которая хочет быть лучше всех. Такой индивид жаждет власти, хочет показать свое превосходство. Однако, при умеренном проявлении данного качества, честолюбие является здоровым желанием совершенствовать себя и свои возможности. Оно помогает индивиду ставить перед собой определенные цели и добиваться их, несмотря на возникающие трудности. Такой индивид по своей натуре победитель.

Слово честолюбие описывает качество характера, проявляемое выраженными целями личности, желанием достичь первенства, необходимость быть признанным в своей сфере деятельности.

В реальности данное качество нередко определяется показателем эгоистичности.

Порядочный человек может быть честолюбивым, при этом данное качество подтверждается его благородством, правдивостью. Честолюбие у такой личности не уничтожает человечность. У такой особы будет доброе сердце и чистый разум.

Данное качество развивается при потребности индивида доказать всем и самому себе собственную значимость. Честолюбие больше характерно для мужского пола. Мужчина, обладающий здравым честолюбием, будет стремиться добиться большего, продвинуться по карьерной лестнице, ведь он должен заботиться не только о себе, но и о своей партнерше, и о детях.

Честолюбие, как психологическая составляющая личности человека, является этическим качеством и определяется взаимодействием индивида с социумом.

Если данное качество встречается у доброй личности, оно имеет положительные проявления, не вредит окружению. Если у плохого человека, то, будучи во власти деструктивной личности, данное качество может негативно сказываться на ближнем окружении, особенно если у личности имеется власть.

У честолюбия есть два недруга: победы других людей и несбывшаяся мечта. Например, ситуация, когда индивид излишне самонадеянный, выявляет что у него недостаточно таланта. Тогда мечта, к которой он хотел стремиться, останется таковой до конца его дней.

Честолюбие и амбициозность

Под амбициозностью и понимают честолюбивые притязания, стремление к достижению поставленных целей. Здесь и желание получить определенный статус, достичь достойного положения. Когда говорится про здоровые амбиции, то речь идет про все те мотивы, побуждающие человека стремиться стать успешнее. Благодаря им, возникает желание добиться своих целей и стать успешнее. Однако, если амбиции ничем не обоснованы, то человек может выглядеть очень смешно.

Амбициозность может быть очень полезной для каждого человека. Так, без нее сложно обойтись желающим подняться по карьерной лестнице. Здесь победителем сможет стать тот, кто кроме профессионализма еще имеет и такие важные качества. Амбициозность часто помогает и в спорте, поскольку волевой человек вряд ли согласится с тем, что важно участие. Он непременно захочет стать победителем.

Плюсы и минусы

Умеренное честолюбие позволяет добиться больших высот

Честолюбие может иметь, как положительные, так и отрицательные стороны. Считается, что многие достижения человечества не свершились бы без этого качества. Оно позволяет двигаться дальше, создавать новые открытия. Плодами честолюбия являются:

  • научно-технические разработки;
  • произведения искусства;
  • открытия в медицине, позволяющие противостоять серьезным заболеваниям.

Стоит учитывать, что тут речь идет об умеренном проявлении честолюбия. Однако, в ситуации, когда удовлетворение своих потребностей, своего эго выдвигается на первое место, а благо общества на второе, то ничего хорошего от такой личности ждать не приходится. У человека присутствует деструктивный комплекс из ненависти, зависти и высокого самомнения, которые приводят к духовному надлому.

Если при наличии честолюбия отсутствуют другие положительные качества, то оно проявляется негативно. Если же наравне с ним присутствует решимость, ответственность, целеустремленность и настойчивость, то обладателю этих качеств, все под силу. Имея здоровое честолюбие, индивид может направить все свои силы на то, чтобы достичь поставленной цели. Если имеет место гипертрофированное честолюбие, которое не подкрепляется своей значимостью, то оно по своим проявлениям приближается к тщеславию. У человека возникает неудовлетворенность своей жизнью, присутствуют переживания, зависть.

Высокомерие и честолюбие

Нередко честолюбие ассоциируют с высокомерием. Это связано с тем, что для человека важно быть уверенным в том, что он таки сможет достичь своих целей. Однако если уже на самом старте он засомневается, то его цель будет несбыточной. Люди с амбициями вызывают неоднозначное отношение. С одной стороны они восхищают, поскольку знают что хотят, но с другой стороны могут вызывать негативные эмоции, потому что могут совершать аморальные поступки. Иногда так происходит, когда речь идет про болезненное честолюбие. Это качество становится плохим или хорошим в руках самого человека.

Как бороться с честолюбием

Корни зацикленности на своей персоне берут свое начало из детства. Малыш хочет быть лучше всех, старается учиться на «отлично», ждет похвалы родителей. В такой момент крайне важно, чтоб мама с папой донесли до ребенка, что не станут любить его меньше, если он в чем-то ошибется и потерпит неудачу. Необходимо, чтоб малыш осознал, что не нужно всегда стремиться быть лучшим, чтоб добиться успеха.

  1. Нужно осознать, что Вы не являетесь всемогущей личностью и неидеальны. Нет людей, у которых были бы только достоинства и отсутствовали недостатки.
  2. Научитесь ставить перед собой цели, до которых реально дотянуться с течением времени. Причем, для начала лучше ставить такие цели, достичь которых можно за день – два.
  3. Необходимо продолжать заниматься саморазвитием, но при этом важно учитывать мнение окружающих Вас людей, их интересы.

Общество должно воспитывать в человеке карьерное и профессиональное честолюбие, здоровое его проявление. Так данное качество позволит иметь продуктивную социальную деятельность. Если человек сумеет развить в себе честолюбие, при этом станет использовать его умеренно, то сможет многого добиться.

Теперь Вы знаете, что значит честолюбивый человек. Как видите, такая личность может быть вполне успешной, достигать больших высот. Однако, при патологическом проявлении честолюбия, его обладатель вредит и себе и своему окружению.

Откуда растут корни?

Для тех, кто интересуется тем, что такое честолюбие и откуда оно берется – такое личностное качество появляется вследствие внутренней потребности человека самоутвердиться и доказать всему миру его ценность и значимость, получить ощутимые свидетельства своих заслуг.

Честолюбие скорее мужское качество. Оно должно быть наравне с такими мужскими свойствами, как целеустремленность, ответственность и уверенность в себе. Попробуйте найти такую женщину, которую бы устраивало ее положение дел, ведь женщины являются агрегатом по производству желаний. Мужчина же, как честолюбивый человек, будет аккумулировать женские желания в своем сознании и подсознательно стремиться к большему, чтобы обеспечить себе и своей спутнице лучший уровень жизни. Кстати, женщины легко распознают тщеславие, которое нисколько не делает приятным человека, а лишь отталкивает.

что такое честолюбие

Трудиться готов лишь тот, кто видит впереди свой успех и признание заслуг. Тот, кто убедился в собственной значимости, обретает самоуважение и здоровое чувство собственного достоинства. Уважение не нуждается в словах, когда человека уважают, он это чувствует, как, впрочем, и сами окружающие, видя отношение к нему других, проникаются к нему чувством уважения.

Честолюбие, встроенное в психологическую организацию человека, выступает этическим качеством личности и выявляется во взаимодействии человека с социумом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: