Подростковый возраст представляет особый интерес для изучения, поскольку именно в этот период ребенок перестает быть ребенком, однако еще не является взрослым, он только начинает отрабатывать свои навыки поведения в социуме, из-за чего нередкими проявлениями является делинквентное поведение. Государство толерантно относится к некоторой капризности подростков, которые пытаются различными формами доказать свою взрослость. Однако всему есть предел. Некоторые проступки, совершаемые подростками, наказуемы, о чем хорошо знают родители.
Делинквентным поведением интернет-журнал psytheater.com называет действия, направленные против устоявшихся правил, законов и порядков в обществе. Некоторые из них являются противозаконными, например, такие как алкоголизм, проституция или воровство. Подростки руководствуются своими принципами, поэтому могут совершить поступок, после которого пойдет наказание. А если наказания не случается, тогда нередко подросток еще раз его себе позволяет совершить.
Многочисленные проблемы, связанные с подростковым периодом (наркотики, шокирующий внешний вид, плохие друзья, грубость и пр.), — это инстинктивная потребность подрастающего поколения «разорвать пуповину, связывающую ребенка и мать», найти «взрослый элемент», к которому будет стремиться. Другими словами, подросток инстинктивно пытается перестать быть ребенком и начать свой путь к становлению себя как взрослого человека. Но из-за того, что у него нет примеров по-настоящему взрослых людей, на которых равнялся бы, он прибегает лишь к элементам, которые, как ему кажется, сделают его взрослым – секс, пьянки, драки и т. д. А проблема заключается лишь в том, что у него нет реального примера взрослого человека, на которого бы он стремился быть похожим.
Подростковый период является этапом, когда человек начинает взрослеть. Нет гарантий того, что он действительно станет взрослым, будучи юношей или девушкой. У многих людей затягивается данный этап на долгие годы, достигая самой старости. Вот почему можно встретить взрослых мужчин и женщин за 50 лет, которые ведут себя, словно подростки. Внешне они постарели, но внутри так и не выросли, застряв на том этапе, когда были подростками.
Вместе с тем, общественной проблемой является тот факт, что новое поколение пытается найти среди взрослых людей примеры для подражания и не находит. Раз многие взрослые люди еще сами не стали зрелыми и ответственными, поступают, как подростки, то что уже говорить о тех, кто пытается им подражать. Различные подростковые поступки, неприемлемые родителями, являются лишь отображением того, что у детей нет таких примеров для подражания, которые бы показали им, что значит быть взрослыми. Они копируют взрослых, которые сами еще не выросли и ведут себя, как дети. Выходит замкнутый круг, когда родители ждут от подростков взрослых поступков, но сами при этом ведут себя, как подростки, которых и копируют их дети.
Многие люди просто не хотят взрослеть, поскольку тогда на них ложится ответственность за все, что они делают, думают и говорят. Люди к такому не привыкли: им легче что-то сделать, а в случае неуспеха переложить вину на другого человека или обстоятельства. От взрослого же человека требуется постоянная ответственность за все, что с ним происходит.
Между позицией «ребенка» и позицией «взрослого» лежит некая стрессовая ситуация. Человек, попадая в нее, «обнуляется» и в зависимости от того, какими путями он будет из нее выходить, вернется к своему прежнему состоянию «ребенка» (т. е. будет руководствоваться старыми моделями поведения) или станет «взрослым» (т. е. выработает в себе совершено иную личность с новыми моделями поведения).
Чтобы повзрослеть, человек должен пройти через глубоко стрессовую ситуацию, когда никто не сможет ему помочь, кроме него самого. Тогда, решая все возникшие проблемы в самостоятельном порядке, он будет пользоваться своими старыми моделями поведения, которые он применял в детстве (например, обижаться и обвинять мир в несправедливости), или сформирует новые модели, которые раньше никогда не применял, понимая, что он несет ответственность за каждое свое решение, действие и слово (например, он перестанет винить мир в несправедливости и попробует решить проблему).
Необходимо «обнулиться», то есть попасть в проблемную ситуацию, где вам никто не сможет помочь. Тогда вам придется самостоятельно выбирать, как дальше действовать в этой ситуации, и нести за это полную ответственность.
Что такое делинквентное поведение?
Подростки преимущественно все отличаются своим громким и взрывным поведением, которое базируется в основном на эмоциях. Однако не каждое поведение позволительно в обществе. И здесь возникает такой термин, как делинквентное поведение, которое подразумевает деструктивные действия подростка, который направляет их против правил и норм общества. Они направлены против законов государства, поэтому могут носить порой криминалистический или противоправный характер.
Криминальное поведение является одной из форм делинквентного поведения. Не каждое поведение, отклоняющееся от нормы, является делинквентным, однако любое делинквентное поведение является отклоняющимся. Делинквентное поведение направлено против правил и законов государства. Если подросток совершает проступки, которые нарушают закон, тогда он по достижению совершеннолетия становится асоциальной личностью. Если же поступки подростка просто нарушают нормы морали и поведения, тогда он относится к антисоциальным личностям.
Многие люди пожилого возраста негативно относятся к поведению подростков, называя его преступным. Однако это преувеличенное мнение. Подростки могут громко музыку слушать или гулять по ночам, что не является противоправным поведением. Однако если подростки начинают материться, увлекаться алкоголем, наркотиками, беспорядочными половыми связями, совершать криминальные поступки, тогда их поведение должно подвергаться наказанию.
Делинквентное поведение имеет ряд особенностей:
- Трудно разделить противоправное поведение от деструктивного.
- Противоправное поведение является наиболее серьезным и проблематичным для общества.
- Поведение делинквентного характера четко регулируется законами и правилами.
- Конфликт всегда возникает между подростком и целым обществом, его порядком.
Почему государство так озабочено тем, что делают подростки? Делинквентное поведение противоречит не просто законам и правилам общества, но и запускает механизм вседозволенности, отсутствия порядка внутри страны. Государство должно заботиться о том, чтобы каждый ее гражданин соблюдал определенные правила приличия, иначе такое государство становится слабым и несостоятельным.
перейти наверх
«Жизнь одна»: программа тренинга по профилактике девиантного поведения подростков
Программа профилактического тренинга предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.
Основные цели тренинга:
1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.
2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.
3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.[1]
4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.
Основные задачи:
1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.
2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.
3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.
4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.
Ожидаемые результаты:
1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.
2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.
3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.
4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.[1]
Комплекс упражнений и методических рекомендаций по их проведению
Упражнение №1 «Что я выиграю / что я потеряю»
Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.
Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.
На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.[1]
Упражнение №2 «Письмо негодованию»
Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».
Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».
Упражнение №3 «Учимся противостоять влиянию»
Влияние — это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:
Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?
Всегда ли влияние отрицательно?
Каким образом можно отличить отрицательное влияние?
Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?
Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?
Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?
Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.[2]
Упражнение №4 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»
В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача — попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.
Упражнение №5 «Рояль»
Вступительное слово ведущего: «
Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».
Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.
Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».
Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» — наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?».[2]
Упражнение №6 «Сказка»
Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются — о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
В какой стране народу жилось лучше? Почему?
Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?
Нужны ли законы вообще? Какова их роль?
Упражнение №7 « Мне нравится в тебе…»
Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас — желающий — в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.
После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.
В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.
Данная программа профилактического тренинга разработана и апробирована для специалистов социальных служб и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.
Делинквентное и девиантное поведение
В психологии используется два термина поведения – делинквентное и девиантное. Несмотря на свою схожесть, они имеют свои различия:
- Девиантное поведение в основном направлено против правил и морали, установленных в обществе. Делинквентное поведение противостоит законам и порядку в государстве.
- Девиантное поведение регулируется исключительно отношениями подростка с окружающими людьми. Делинквентное поведение регулируется законом, если против него пойти, тогда наступит наказание.
- Девиантное поведение может направляться против конкретных личностей или целой группы. Делинквентное поведение направлено против правил социума в целом.
Девиантное поведение порицается критикой и осуждениями, а делинквентное поведение может быть уголовно наказуемо. Поступки делинквентного характера называются деликтами, а преступник – делинквентом. Обычно государство наказывает преступников по всем правилам, однако обычно сам преступник еще больше ожесточается против общественного устоя, из-за чего продолжает совершать поступки, которые угодны ему. Вот почему наказание в данном случае не оказывает должного влияния. Полезной становится профилактика делинквентного поведения.
перейти наверх
Коррекция делинквентного поведения личности преступника
Проблема коррекции, в частности психокоррекции отношения личности преступника к содеянному, представляется сложной [1, 2, 3, 4, 5]. Здесь под психокоррекцией подразумевается целенаправленное воздействие на личность с целью оптимизации психического состояния, способствующее освобождению от внутренних переживаний, включению волевых механизмов, активизации поиска адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях наряду с пониманием своих отношений с окружающими, что содействует позитивным изменениям в поведении [25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32].
Девиантное поведение – сложное социальное и психологическое явление. Это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самому индивиду, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. Девиантное поведение занимает среднюю позицию между нормой и патологией – так называемую пограничную. В поведении несовершеннолетних правонарушителей отмечаются жестокость, агрессивность, склонность к риску, безответственность. Могут проявляться лживость, воровство, побеги из дома, хулиганство, вандализм, бродяжничество, попрошайничество, раннее начало половой жизни, проституция [6, 7, 8, 9, 10, 11]. Такое поведение, в своих крайних формах представляющее уголовно наказуемое деяние, называется делинквентным, а правонарушитель – делинквентом.
Проблема психокоррекционной работы с «трудными» осужденными, в частности с делинквентами несовершеннолетнего возраста, с часто присущими им акцентуациями характера, пограничными расстройствами психики, повышенной агрессивностью, психозами, неврозами, задержками психического развития, патохарактерологическими изменениями личности, учитывая специфику пенитенциарной практики, заключающуюся в необходимости исправления, сложна особенно.
Под пенитенциарной понимается уголовно-исполнительная система в целом. Современная пенитенциарная система не только исполняет наказание, назначенное судом, но она должна способствовать нравственному исправлению осужденных, раскаянию, отказу от преступного образа жизни в будущем [12, 20, 21, 22, 23, 24].
Проводимая по инициативе Президента России реформа УИС, включающая организационную замену исправительных колоний тюрьмами и колониями-поселениями, обеспечит содержание криминальных авторитетов изолированно от других осужденных [1, 13, 14, 15]. Не исключено, что, возвращаясь к строгой изоляции в условиях камерного содержания в рамках тюремного режима, имевшей место в 50-х годах ХХ века, лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, пенитенциарная система создаст условия для их деятельного раскаяния в содеянном. Оптимизируется и психологическая работа в среде осужденных. В осуществлении эффективной социальной и психологической помощи осужденным при реформировании УИС акцент сделан на усиление психолого-педагогической работы с осужденными и на подготовку их к жизни на свободе, ресоциализацию [1, 16, 17, 18, 19, 20]. Предполагается, что преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры позволит более качественно проводить работу по ресоциализации делинквентных подростков и юношей, чтобы вернуть их в общество правопослушными гражданами.
После установления виновности подсудимого суд при определении наказания учитывает такие факторы, как особенности личности, обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность преступника. В описательной части приговора обязательно отмечается, признал ли подсудимый свою вину. Своеобразным гарантом искреннего осознания нанесенного вреда является раскаяние. Оно предполагает признание вины в совершенном преступлении. Раскаяться можно только в том случае, если действительно виноват. В то же время можно признать вину, но не раскаяться и сознательно отказаться от покаяния. Признание вины не всегда означает ее осознание.
Опыт практической деятельности психологической службы УИС Воронежской области показывает, что истинному раскаянию осужденных способствует психокоррекционная работа, осуществляемая в рамках классической схемы-триады гештальт-подхода: актуальность — осознанность — ответственность (нем. Aktualität -Bewusstheit — Verantwortlichkeit). При этом искренность раскаяния в преступной деятельности может быть оценена лишь после того, как человек, имеющий криминальный опыт, проживет законопослушно полноценную жизнь.
В основе гештальт-терапии четыре принципа: принцип целостности (гештальта), принцип расширения сознания, принцип сосредоточенности на настоящем («здесь и теперь»), принцип работы с противоположностями. Гештальт-подход, «гештальт» в переводе с немецкого — «образ», «целостность» (ganzheit), содействует осознанию личностью механизмов, толкающих на повторение привычных паттернов поведения, обретению внутреннего локус контроля и развитию способности принимать ответственность за свои мысли, переживания, слова, действия, стиль жизни [4].
Эффективность деятельности психологов в данном направлении подтверждена опытом использования авторской гештальториентированной психокоррекционной арт-программы «Перепрыгнуть пропасть» — метода психологической реабилитации личности наркозависимого подростка [2]. Данная психокоррекционная программа под условным названием «Нарисуй себя свободным» была апробирована на базе Бобровской ВК (УИС Воронежской области) в процессе оказания психологической помощи воспитанникам колонии в избавлении от зависимости от ПАВ.
Эффективность арт-программы «Перепрыгнуть пропасть» включает:
- осознание причин совершения преступления, формирование у делинквентной личности чувства покаяния;
- стабилизацию состояния ремиссии — снижение наркотической зависимости;
- снижение количества нарушений режима содержания в ВК, появление стремления к соблюдению социальных установок и ролей;
- улучшение памяти, способности концентрации внимания;
- увеличение социальной активности, стремление к правопослушному поведению;
- формирование позитивных жизненных планов;
- появление стремления к условно-досрочному освобождению от отбывания уголовного наказания;
- эффективность по субъективным (психологическим) показателям.
Механизм коррекции негативных психических состояний личности, процесс положительных изменений, меняющих криминальные установки и способствующих осознанию истинных причин совершения преступления, формированию чувства покаяния, ответственности за свое поведение заключается в следующем: личность начинает задумываться о последствиях своих и чужих поступков, что влечет за собой осознание своей виновности в совершении преступления с последующим раскаянием.
Осознание способствует покаянию и формированию чувства ответственности: постепенно разбираясь в самом себе, человек постигает эффекты воздействия собственной личности на окружающих, развивая способность к осмыслению возможных отклонений в своем поведении. Истинное покаяние всегда соразмерно тяжести совершенного преступления. Покаяние отражает процесс развития чувства вины и ответственности осужденного за совершенное преступление, свои поступки, стремление к отказу от криминального поведения в будущей жизни.
Результатом психокоррекционного воздействия становится гармонизация личности: появляющиеся психоэнергетические резервы направляются человеком для кардинальных изменений своей жизни на социальном, психологическом и психофизиологическом уровне.
Делинквентное поведение подростков
Именно в подростковом возрасте человек начинает становиться взрослым, пробуя себя и находя свое место «под солнцем». Делинквентное поведение часто формируется в компании друзей, где есть лидер или даже старший, нежели остальные участники, человек. Они не имеют никаких интересов, не занимаются учебой, спортом и прочими полезными делами. От скуки они начинают употреблять алкоголь, наркотики, совершать различные вредоносные поступки. Здесь можно выделить три группы таких подростков:
- В первую группу входят подростки, которые обладают моральными принципами, однако внутри них живет конфликт. Они часто становятся внушаемыми и импульсивными в своих действиях, после чего раскаиваются и исправляются.
- Во вторую группу входят подростки с внутренним конфликтом, однако у них уже нет угрызения совести и чувства вины. Они совершают поступки, поскольку им так удобно.
- В третью группу входят подростки без какого-либо внутреннего конфликта. Они совершают противоправные действия сознательно, получая от этого удовольствие и полностью осознавая, насколько вредными являются их поступки.
Делинквентное поведение не возникает просто так. Ему предшествуют определенные причины, которые усматриваются в следующем:
- Экономическая ситуация в стране, когда подростки впитывают идею о том, что должны быть богатыми и успешными, однако их реальные финансовые возможности очень малы и ограничены.
- Семейная обстановка. Если у подростка не складываются взаимоотношения с родителями, которые его чрезмерно опекают, игнорируют, приказывают, не уважают, не любят, не слушают, тогда возникает противоправное поведение.
- Снижение значимости моральных и культурных ценностей в обществе, что впитывается подростками.
- Нестабильная ситуация в стране, которая может претерпевать различные перемены, сказывающиеся на восприятии мира подростками.
- Увлеченность просмотром различных боевиков и фильмов ужасов, в которых отсутствует цензура, все друг друга убивают и причиняют физический вред.
- Наличие внутренних конфликтов, когда подросток не соответствуют своему идеальному «Я».
Поскольку подросток не способен контролировать свои эмоции, а также часто обвиняет в своих бедах окружающих, он предпочитает совершать делинквентные поступки. Причинив определенный вред обществу, он не видит в этом ничего плохого, поскольку считает, что совершил справедливое действие в отместку за свое горе.
Подростки очень нуждаются в уважении, любви и внимании к своей персоне. Причем они нуждаются не в нравоучениях, а именно в уважительной, равноправной позиции. Если в семье и в школе ребенок требуемых чувств не испытывает к себе, тогда он становится склонным к деструктивному поведению.
Еще одной причиной делинквентного поведения становится потребность получать приятные эмоции. Если ребенок ни с кем не дружит, не успешен в учебе, не любим родителями, тогда он может ощутить приятные переживания после употребления алкоголя или интима. Если эти способы достижения счастья являются самыми сильными и яркими, тогда подросток начнет к ним прибегать.
Отсутствие увлечений и наличие большого количества свободного времени, которое некуда подевать, тоже может стать причиной делинквентного поведения. Подросток просто будет искать себя хоть в чем-то, что может привести его к противоправному поведению.
перейти наверх
Профилактика делинквентного поведения подростков консультация по теме
Меры по предупреждению делинквентного поведения подростков
Изменения в социально-экономической сфере в России повлекли за собой изменения и в состоянии всего современного общества. В создавшейся ситуации в особенной защите нуждаются уязвимые группы населения, к которым относятся и несовершеннолетние. Проблема девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних является одной из самых актуальных на сегодняшний день.
Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях (Е.В.Змановский).
Делинквентное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которое не может быть положительным явлением, оно всегда осуждается и наказывается, такое поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.
Началом делинквентного поведения являются прогулы занятий в школе, приобщение к ассоциальной группе сверстников. Далее следует мелкое хулиганство, издевательство над более слабыми. Но такие действия подростков не могут служить поводом для наказания в соответствии с УК РФ.
Причин делинквентного поведения достаточно много. Наиболее важные из них:
- Макросоциальные: несовершенство законодательства; различные общественные процессы (кризис); уровень раскрываемости преступлений и др.
- Микросоциальные: семейное неблагополучие; негативное социальное окружение; плохие отношения со сверстниками; вредные привычки и др.
- Психологические: наличие наследственных болезней, психопатологий; особенности характера и темперамента личности и др.
Для решения проблемы делинквентного поведения подростка, необходимо понимать какие факторы повлияли на появления у него противоправного деяния, а затем уже можно попробовать устранить или смягчить эти факторы.
Легче помочь ребенку, когда делинквентное поведение только начало проявляться, чем тогда, когда он уже большое количество времени ведет ассоциальный образ жизни.
Огромную роль в предупреждении и смягчении проявления форм делинквентного поведения играют общественные институты: семья, школа, государство.
В школе в систему работы по предупреждению проявления делинквентного поведения у подростков входят профилактические мероприятия. Социально-педагогическая технология, используемая в профилактической работе, представляет собой комплекс мер – организационных, культурно-воспитательных и иных.
Профилактическая деятельность направлена на:
- Формирование мотивации подростка на социально-психологическое и физическое развитие (желание вести здоровый образ жизни).
- Формирование мотивации человека на оказание поддержки своим близким. Ведь люди легче преодолевают преграды, решают свои проблемы, если у них развита сеть социальной поддержки (семья, друзья).
- Формирования мотивации детей группы риска и их семей на изменение своего поведения, своего образа жизни.
Важную роль в работе с девиантными подростками играют общественные организации и движения. В школе с данной группой подростков успешно могут работать:
— Школьная служба примирения.
Активисты ШСП проводят работу с подростками, помогают разрешать конфликты конструктивным и мирным путем. Главным методом работы является применение медиации. Службы примирения – это инструмент, который помогает решить задачу реагирования на противоправное поведение несовершеннолетнего. Работа медиатора направлена на воспитание ответственности правонарушителя не через наказание, а как обязательство по заглаживанию причиненного вреда.
— Волонтерское движение.
Волонтерское движение в школе – это одна из форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Заповеди волонтеров школы:
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
- Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
— «Социальная гостиная».
«Социальная гостиная» призвана оказать комплексную социально-психолого-педагогическую поддержку и помощь учащимся, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, воссоздать утраченные эмоциональные связи и позитивное отношение родителей из социально-дезадаптированных семей к своим детям.
Основные направления деятельности:
– организация индивидуальной работы с детьми (поэтапное выполнение индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, психолого-педагогической коррекции и социально-юридического сопровождения в сложных жизненных ситуациях);
– помощь в подготовке домашних заданий, проведение дополнительных занятий по предметам, организация воспитательных мероприятий;
– восстановление нарушенных связей со школой развитие навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе норм и правил поведения;
– профилактика отклонений в поведении;
– восстановление утраченных межличностных отношений внутри семьи;
– вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (систему дополнительного образования);
– оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении семейных конфликтов;
– оказание экстренной психологической помощи семьям;
– консультирование родителей по вопросам психологии и педагогики;
– организация семейных детских праздников, конкурсов, тематических вечеров.
Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков должна быть во внимании всей общественности. Для дальнейшего развития нашего общества и повышения качества жизни населения необходимо продолжать развивать направления работы по профилактике и борьбе с девиантным и делинквентным поведением подростков, продолжать совершенствовать законодательство в отношении подростков и создавать условия для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Формы делинквентного поведения
Распространенными формами делинквентного поведения являются:
- Преступность. На подобные действия часто идут дети из неблагополучных семей и при наличии разрушающейся личности.
- Наркомания. Стремление к получению удовольствия, которое невозможно получить в обычной жизни, позволяет пристраститься к наркотикам или алкоголю.
- Проституция. Здесь причинами ее возникновения становятся два фактора: способ заработка, когда у подростка просто нет денег на желаемое, и способ получения внимания, любви, которой не дают родители.
Поскольку к делинквентному поведению часто приходят подростки, у которых нарушен контакт со взрослыми, они просто не знают, какими способами могут решить свои проблемы, чтобы не прибегать к проституции, алкоголю, наркомании или преступлениям. Делинквентом становится ребенок, который просто не знает, как решить свою проблему мирным способом.
перейти наверх
Какую профилактику делинквентного поведения можно провести в итоге?
Лучше делинквентное поведение предупреждать, нежели устранять. И здесь поможет профилактика:
- Благополучные отношения родителей с ребенком, когда его уважают, слышат, ценят, поддерживают, помогают. Здесь важно родителям замечать детские проблемы и помогать в нахождении мирных способов их решения.
- Устранение фильмов и передач, показывающих насилие.
- Способствование успеваемости в школе. Необязательно быть отличником, однако ребенок должен хотя бы по каким-то предметам получать хорошие оценки.
- Эмоционально положительный настрой. Ребенок должен получать положительные эмоции от повседневной жизни.
- Наличие друзей, когда ребенка будут окружать люди с моральными устоями и ценностями.