Принципы и этапы психологического консультирования

Психологическое консультирование — это один из видов психологической помощи, оказываемой профессионалом клиентам в ситуациях различных жизненных затруднений и психологических кризисов. Метод берет начало из психотерапии, однако консультация отличается от него направленностью и интенсивностью воздействия.

Что такое психологическое консультирование?

Психотерапия возможна для людей при различных состояниях психики, в том числе и при пограничных расстройствах, и в качестве вспомогательного метода при помощи психически больным пациентам. Психологическое консультирование — это вариант для психически здоровых людей с относительно высоким уровнем самосознания и ответственности, которые готовы принимать на себя ответственность за решения, принятые на сеансе и интенсивно работать над собой.

Направления психологического консультирования могут быть различными — это может быть помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также рекомендации по личностному росту, саморазвитию и поиску жизненного пути.

Говоря простым языком, психологическое консультирование необходимо в двух вариантах ситуаций:

  • когда человек столкнулся с новыми обстоятельствами, но не знает как себя в них вести;
  • когда человек находится в привычной среде, но желает ее поменять.

Проходя через этапы психологического консультирования, человек меняет свое отношение к окружающему миру, к себе, обучается новым способам поведения.

Основы психологического консультирования

В основе психологического консультирования лежит комплекс мероприятий, направленный на улучшение психического самочувствия человека, гармонизацию отношений — внутри семьи, коллектива и других групп. Клиент в процессе психологического воздействия изменяет форму своего поведения, отношение к себе и миру, получает рекомендации и поддержку от психолога.

Основными направлениями консультирования являются:

  • стимулирование личности к принятию осознанных решений;
  • обучение новым формам поведения;
  • развитие личности клиента и расширение его кругозора.

Центральным образованием консультирования является осознанное взаимодействие, где особый акцент ставится на ответственности клиента, иными словами, в консультировании подчеркивается самостоятельность клиента как личности, его способности принимать самостоятельные решения и производить работу по изменению собственной личности.

Цели психологического консультирования определяются в каждом случае индивидуально, в зависимости от того, какой из психологических школ придерживается профессионал, и с каким запросом пришел к нему клиент. Однако можно выделить основные направления, в которых работают психологи-консультанты:

  • преображение и улучшение поведенческих реакций. Изменение привычных для клиента форм поведения способствует повышению продуктивности в жизни клиента, гармонизации отношений, удовлетворенному отношению к качеству собственной жизни, даже при отсутствии изменений в материальном положении;
  • развитие навыков преодоления трудностей в ходе столкновения с повседневными трудностями и меняющимися условиями мира;
  • обучение взвешенному и результативному принятию важных для клиента решений;
  • облегчение личностного роста и самореализации;
  • улучшение межличностных отношений.

Несмотря на различие в подходах к собственно процессу консультирования, все психологические школы сходятся в единой схеме консультативного процесса. Его составляют несколько последовательных стадий, сменяющих друг друга, смысл каждой из которой вытекает из содержания предыдущей. В консультировании выделяют следующие стадии:

  1. Установление взаимного доверительного контакта. Исследование проблемной сферы клиента.
  2. Определение конкретной проблемной ситуации. При этом проблема исследуется как бы в двух плоскостях — в когнитивной и эмоциональной сфере.
  3. Поиск альтернатив. Установление возможных путей решения проблемы.
  4. Планирование. Разработка пошагового плана для каждого из вариантов решения проблемной ситуации.
  5. Последовательная реализация разработанного плана.
  6. Оценка проделанной работы. Обратная связь от клиента к консультанту. Проверка удовлетворенности достигнутым результатом.

На практике не все происходит так последовательно, как описано в этой схеме. Например, могут возникать трудности в определении проблемы, или же клиент будет отказываться идти на контакт с психологом. По ходу выполнения намеченного плана вероятны трудности с его реализацией, может понадобиться возвращение на предыдущие этапы процесса консультации. На последнем этапе клиент может остаться неудовлетворенным произошедшими изменениями, и тогда процесс придется начинать с первых стадий. Таким образом, процесс консультирования гораздо сложнее, чем описано на схеме — все зависит от проблемной ситуации клиента и его готовности к работе над собой.

Виды психологического консультирования

Различают несколько видов психологического консультирования, в зависимости от проблемных ситуаций и особенностей самих обратившихся к профессионалу людей. Клиенты психолога могут различаться по возрасту, семейному положению, особенностям личности, религией и культурой — это все требует разных подходов от психолога. Выделяют следующие виды психологического консультирования:

  • по форме проведения — индивидуальное, групповое, семейное;
  • по направленности — психолого-педагогическое, деловое, мультикультурное;
  • по возрасту — консультация детей и взрослых.

Это не все возможные виды консультирования по психологии — их создают различные научные школы, а также практическое приложение требует все новых и новых вариантов психологических услуг.

Индивидуальное консультирование — это практически самый распространенный вид психологического консультирования. В его ходе клиент остается наедине с консультантом. Эта форма проведения консультаций подходит для тех людей, которые хотят решить проблему в своем собственном сознании — избавиться от страхов, личностно вырасти, стать более успешным и т. д. Распространено психологическое консультирование как метод снижения тревожности и агрессивности среди детей школьного возраста.

Групповое консультирование предполагает наличие нескольких клиентов и одного консультанта. Консультация проводится по общим проблемам, объединяющих клиентов, например, консультирование коллективов на работе по поводу сплочения, или консультация разных семейных пар.

Семейное консультирование предполагает в качестве клиентов членов одной семьи, с целью разрешить их межличностные конфликты или подготовить к важному событию, например, к рождению ребенка. Такая форма консультирования наиболее сложна с позиции организации, т. к. особенно сложно собрать для общего дела людей, разрозненных конфликтами.

Психолого-педагогическое консультирование направлено на обучение людей взаимодействию с детьми и обучающимися старшего возраста. Раскрываются вопросы оптимизации программ обучения, применения методик, воспитательных инноваций и т. д.

Деловое психологическое консультирование может быть охарактеризовано различными способами, в зависимости от той организации или сферы деятельности, в которой оно применяется. Помимо ориентации на профессиональную деятельность, цели делового психологического консультирования заключаются в сплочении сотрудников, повышении эффективности труда, консультированию руководителей относительно более эффективного управления и т. д.

Схема сбора психологического анамнеза

Выделяют три основных блока информации о клиенте: 1. Демографическая информация: возраст клиента; семейное положение; профессия; образование. 2. Актуальные проблемы и нарушения: возникновение, развитие и продолжительность затруднений; события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; возраст, в котором возникли проблемы; изменение отношений личности (особенно к значимым людям), изменение интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем; непосредственная причина обращения клиента; предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты; употребление лекарств; семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства). 3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения): раннее детство (обстоятельства и очередность рождаемости, основные воспитатели, отношения в семье);дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания); младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье); отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления); взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

Консультирование детей у психолога

Возрастное психологическое консультирование, или психологическое консультирование детей, — это один из видов индивидуальной консультации. Оно направлено на просвещение по вопросам психического развития в различных возрастных периодах. Родителям на таких консультациях дают рекомендации относительно особенностей психического развития их ребенка, оптимального воспитания и принципов обучения. Эти консультации посвящены не только родителям, но и сотрудникам различных учреждений, непосредственно контактирующих с детьми.

Кроме того, подобные консультации могут быть направлены и на самих детей — они призваны решить вопросы трудностей в успеваемости, во взаимодействии с коллективом, учителями, родителями, сверстниками. Для подростков старшего школьного возраста проводятся консультации по профориентации — выбора будущей профессии на основе выявленных склонностей.

Этот вид психологического консультирования направлен на контроль за нормальным развитием психических функций ребенка, выявление задержек в развитии, а также коррекцию аномального развития личности. Говоря проще, необходимость возрастного психологического консультирования заключается в стремлении родителей вырастить гармоничную, успешную личность, готовую к самостоятельному принятию решений и выбору собственного жизненного пути.

Личность и ситуация психологического консультирования детей в корне отличается от аналогичного процесса, проводимого со взрослым человеком. Если подростка еще можно убедить в ответственности за принимаемые решения и добиться от него самостоятельных действий, то с маленькими детьми это принципиально невозможно. Поэтому на подобных консультациях активным субъектом выступают взрослые члены семьи, в которой воспитывается ребенок.

Воспитание и влияние, которое оказывают родители на ребенка, являются основным формирующим фактором для его мировоззрения и поведения. Поэтому пока ребенок находится внутри семьи, основная работа психолога сосредоточена на его родителях.

Перечислим основные правила, которых обязан держаться специалист во время консультации детей:

  1. Конфиденциальность. Психолог выступает для ребенка безопасной фигурой, которому можно (и необходимо) доверить ту информацию, которую нельзя рассказать родителям, учителям и друзьям. Вся информация, полученная от ребенка, должна сохраняться в тайне и использоваться исключительно в интересах самого клиента.
  2. Честность с обеих сторон. Психолог должен быть честен с клиентом, если хочет добиться от него правдивой информации.
  3. Безоценочное принятие. Психологическое консультирование предполагает, что консультант безоговорочно принимает позицию клиента, независимо от его внутреннего согласия. Клиент должен чувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть — иначе не получится установить доверительный контакт.

Основной задачей консультанта является преодоление барьера между ним и его маленьким пациентом. Дети при походе к психологу оказываются немотивированными, они не понимают, зачем им сеансы и что от них требуется — ведь поход к специалисту стимулирован их родителями.

Кроме того, у маленьких детей с психологическими проблемами часто наблюдается низкая самооценка и негативный опыт общения со взрослыми — с родителями или педагогами. Психолог, как фигура взрослого, тоже автоматически вызывает негативную реакцию, которую ему необходимо преодолеть в ходе налаживания контакта с клиентом.

Подростки, в отличие от детей младшего возраста, оказываются более прямолинейными, способными к проявлению агрессии. Они отрицают у себя наличие каких-либо проблем, эмоционально реагируют на указания в их неправоте, сопротивляются рекомендациям психолога.

Техники психологического консультирования

Техники психологического консультирования неразрывно связаны с его этапами. Рассмотрим этапы консультирования в психологии и применяемые во время каждого из них техники.

Первый из этапов психологического консультирования — встреча клиента и психолога. Во время первого сеанса используются следующие техники:

  1. Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
  2. Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
  3. Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
  4. Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.

Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:

  1. Диагностика личности клиента складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
  2. Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник — диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит — применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.

Третий этап — составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:

  • Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует о следует понимать условно — клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
  • Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.

Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются различные техники. Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту — мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.

ЭТАПЫ ВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЫ

Этапы ведения консультативной беседы

Слово «Этап» обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения. Излишняя полнота, однако, не всегда является достоинством, поскольку затеняет основную мысль, логику автора. Этапы психологического консультирования описывали и разбирали Алешина Ю.Е. (1999, 1993), Абрамова Г.С. (2001), Горностай П.П. и Васьковская С.В. (1995), Кочюнас Р.-А. Б. (1999) и многие другие. С нашей точки зрения наиболее оптимальное изложение можно найти в работах Алешиной Ю.Е. В нашем описании этапов психологического консультирования мы взяли за основу модель Ю.Е. Алешиной, модифицировав и расширив ее, сделав более логичной и понятной. Кроме этой модели предлагаем студентам ознакомиться с иными, перечисленными выше. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Жизнь слишком многообразна. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу.

Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы.

Длительность данного этапа 5 — 10 минут при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 минут — 1 час 10 минут. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:

  • a)Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.
  • b)Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».
  • c)После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 — 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться.
  • d)После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне Вас называть?» После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.
  • e)Как пишет Кочюнас Р.-А. Б. (1999), клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности. Часть этой информации предоставляется по запросу клиента, чтобы не испугать клиента до начала консультирования потоком информации. Но некоторые вопросы, например, вопрос об оплате, психолгу-консультанту целесообразно поднять самому. Не следует вселять в клиента надежду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
  • f)Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.
  • g)Важно не позволять клиенту использовать консультанта в своих целях, далеких от консультирования. Не следует соглашаться звонить куда-либо по просьбе клиента, писать письма, приглашать на консультацию, то есть не делать ничего такого, что можно было бы обозначить как вмешательство психолога-консультанта по просьбе клиента в частную жизнь других людей.
  • h)После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента, что будет обозначать начало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не растеряться неожиданно под впечатлениями первого знакомства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что Вас привело ко мне?». Произнесение этой фразы знаменует начало следующего этапа психологического консультирования.

Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез

Длительность данного этапа 25 — 35 минут при средней продолжительности консультативной беседы 45 минут — 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:

•1. Формирование консультативных гипотез.

•2. Проверка консультативных гипотез.

Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе «Формирование консультативных гипотез»:

  • a) Эмпатическое слушание. Обычно, когда говорят об эмпатии в психологии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Развитие эмпатии традиционно связывается с развертыванием процесса воображения во время общения (Шабалина, 1998, с.8-10). Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности консультанта. От начинающего консультанта достаточно хотя бы просто желать и внешне демонстрировать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».
  • b) Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
  • c) Структурирование беседы. Первый прием — задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об от це, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери». Второй прием — краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с Вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
  • d) Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Слово «Гипотеза» происходит от греческого слова hypothesis — основание, предположение. Гипотеза — предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. В экспериментальной психологии приято выделять две составляющие гипотезы — зависимую переменную (испытывающую влияние) и независимую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную). Зависимая переменная, казалось бы, всегда отчетливо представлена в психологическом консультировании — это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его в психологическую консультацию. Однако, психологу-консультанту необходимо выявить суть этих затруднений, сформулировав их как психологическую проблему. В данном случае мы понимаем словосочетание «Психологическая проблема» так, как понимает смысл этой понятийной единицы А.Ф. Ануфриев (1995, с.112). Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Например, в ситуации, когда женщина жалуется консультанту на то, что ее дочь семнадцати лет «совсем отбилась от рук», психологическая проблема может быть сформулирована как девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм социализации) поведение дочери этой женщины. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную — то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического знания, например, о девиантном поведении. Каждая гипотеза — это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией. Вот пример консультативной гипотезы: «В основе девиантного поведения юноши лежат неурегулированные супружеские отношения его родителей». Такое может быть, когда мать, испытывая досаду на отца но, не имея возможности ему это открыто высказывать, с раннего детства приписывает ребенку негативные черты, чтобы конфликтовать с ним вместо отца. Юноша просто демонстрирует своим девиантным поведением то, что от него ждут в семье, таким образом, спасая родителей от откровенного разговора и развода. Те, кто выберут специализацию «Психологическое консультирование», еще будут подробно изучать эти вопросы в курсе «Психология семьи и семейное консультирование». Пока же просто остановимся на том, что девиантное поведение юноши здесь есть переменная зависимая (испытывающая влияние), а неурегулированные супружеские отношения его родителей — переменная независимая (оказывающая влияние). Данная гипотеза в процессе проверки может и не подтвердиться. Тогда можно проверить альтернативную ей гипотезу — «В основе девиантного поведения юноши лежит активное функционирование источников десоциализации в той среде, в которой он живет». Под девиантным поведением здесь понимается поведение, отклоняющееся от социально нормативно заданного, — отказ работать, учиться, хулиганские выходки и так далее.

На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно, он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию — начать задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта — он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез знаменует переход консультативной беседы ко второму подэтапу второго этапа консультативной беседы.

Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Проверка консультативных гипотез»:

Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:

  • a)Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.
  • b)Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется.

Но и в том, и в другом случае для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две — три конкретные ситуации, которые должны быть:

  • a)тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента;
  • b)типичными для жизни клиента;
  • c)желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе проблем.

После того, как психолог-консультант проверит свои гипотезы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия знаменует собой начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.

Эта

п 3. Оказание воздействия

Продолжительность данного этапа — 5 — 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы — 45 минут — 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа:

•1. Коррекция установок клиента.

•2. Коррекция поведения клиента.

Деятельность психолога консультанта на первом подэтапе «Коррекция установок клиента»

Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента будет выстроена следующая цепочка событий: Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и так далее) ® Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях ® Негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Например, женщина хочет помочь своей дочери найти достойное место в жизни. Она волнуется из-за того, что судьба дочери может сложиться печально. Она хочет, чтобы дочь больше времени проводила дома, более осмысленно относилась к своей жизни, начала серьезно учиться, оставила компанию друзей с отклоняющимся поведением. Таковы чувства этой женщины, потребности, цели. Возможно, она их не осознает или не вполне осознает. Подчас ей хочется просто отомстить дочери за свои страдания, и она забывает про более глубокую эмоциональную подоплеку своего поведения и своих страданий, забывает про свои цели. Она зачастую просто увлечена процессом «домашней войны». Бывает, что родители в такой ситуации настолько взволнованы и напряжены, что постоянно, на протяжении нескольких лет совершают одни и те же повторяющиеся действия, которые не только не приводят к желаемым результатам, а даже, наоборот, ведут процесс социализации ребенка в обратном направлении. Они плохо осознают свои цели, смысл своих действий, их последствия для себя и окружающих. И вот, первым этапом помощи этим людям будет реконструкция в их сознании элементов представленной выше цепочки. Первым элементом цепочки представлений, которую мы должны воссоздать в сознании клиентки в данном случае, будут ее эмоции, ее тревога, ее цели, ее потребности. Мы должны помочь ей осознать, что ее действия вызваны тревогой за судьбу дочери, что ее целью является нормальная судьба дочери — ее здоровье, ее образование, ее успешная социализация в обществе, высокий уровень развития ее личности, нормальная семья в будущем и так далее. Это будет первый элемент цепочки.

Перейдем теперь ко второму элементу цепочки, воссоздаваемому в сознании клиентки — средства, которые она использует для того, чтобы помогать своей дочери. Каждый вечер эта женщина разыскивает свою дочь по ночным клубам, со скандалом привозит ее домой, где скандал продолжается. Если дочь задержалась дома, эта женщина каждые 15 минут заглядывает в комнату дочери — что дочь делает? Регулярны проверки карманов, обзванивание подруг, попытки не выпускать дочь из дому, которые еще ни разу не увенчались успехом. Водила дочь к экстрасенсу, пыталась поставить на учет в милиции. Желательно собрать максимально полный список средств, с помощью которых родитель пытается или пытался спасать своего ребенка. Собрать это необходимо, прежде всего, для того, чтобы родитель осознал, что он, по сути, делает на протяжении последних нескольких месяцев или нескольких лет. То есть, вслед за целями и лежащими в основе их эмоциональными переживаниями, клиенту необходимо осознать и свои реальные действия, соотнести их со своими целями. Эти реальные действия и будут вторым элементом цепочки.

И, наконец, третий элемент выстраиваемой цепочки — результаты. Добилась ли мама за последние несколько лет желаемого? Улучшилось ли поведение дочери? — Нет, оно даже ухудшилось. Так много активности, но эта активность не привела к желаемому, наоборот, еще более отдалила его. Дочь прореагировала на активность матери усилением девиантного поведения, что только усугубило проблемы ее матери, а нашего клиента. До прихода в консультацию мать могла этого не осознавать, она вся в плену текущих задач — что сделать, чтобы дочь сегодня вечером не ушла из дома, где ее реальнее сегодня ночью найти, откуда взять денег на такси, наконец, найти дочь, чтобы высказать ей всю свою обиду, а главное — как плохо теперь сложится ее, дочери, жизнь. Мы ставим клиента перед этим фактом — вот чего он хочет, желает, вот чего он делает, а вот к чему это реально приводит.

Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку событий? — Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал его неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.

Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента разобранную выше цепочку событий психолог-консультант может использовать разные средства, приемы. Перечислим некоторые из них:

•1. Акцентуирование противоречий рассказа клиента, то есть подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.

•2. Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев — интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.

•3. Постановка клиента в рефлексивную позицию, то есть предложение клиенту посмотреть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами собственное поведение.

•4. Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто иное не в силах пробить его многочисленных психологических защит, а его поведение наносит вред окружающим.

•5. Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.

•6. Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных.). Цель — создать условия для того, чтобы клиент сам задумался

над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.

•7. Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.

•8. Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.

Более подробно на этих и других приемах ведения консультативной беседы мы остановимся впоследствии в рамках курсов «Концепции и методы психологической помощи» и «Психология семьи и семейное консультирование», когда будем изучать теоретический и социальный контекст, в рамках которого они возникли.

Таким образом, результатом работы психолога-консультанта на первом подэтапе третьего этапа психологического консультирования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реалиям возникшей ситуации способов поведения. Переход собственно к коррекции поведения знаменует собой начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.

Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе «Коррекция поведения клиента»

На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина (1993) уделяет особое внимание тому, чтобы результатом работы на этом подэтапе был детально разработанный план позитивного реагирования клиента.

Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Мы в свое время опубликовали материал, в котором излагали свой опыт использования анализа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в психологическом консультировании родителей для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов (Елизаров, 1996). Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативы своему поведению именно сам, чтобы это были именно его альтернативы, чтобы они органично вырастали из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.

Этап 4. Завершение консультативной беседы.

Продолжительность этапа — 5 — 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы — 45 минут — 1 час 10 минут. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

•1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что то, что повторено в конце беседы, запоминается лучше.

•2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время приема. Формулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Лучше предварительно договориться о следующей встрече, чем оставить этот вопрос неопределенным. Лучше, чтобы место и время приема были постоянными. Решается вопрос о переадресовке клиента другому консультанту, если есть основания полагать, что он будет более компетентным в данной ситуации, или если психолог-консультант вынужден куда-то уезжать в ближайшее время. Обсуждается вопрос домашних заданий клиенту.

•3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готовым признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

Капустин С.А. (1993) полагает, что после хорошей работы с психологом-консультантом клиент оказывается в ситуации противоречивости выбора, неопределенности выбора — начать решать проблему или жить как раньше. И то, и другое болезненно. Это связано с тем, что существуют серьезные обстоятельства, препятствующие воле и желанию клиента начать решать свои проблемы:

•1. Клиенту нужно отречься от всего, что давало ему ощущение определенной осмысленности его существования, — прежней целевой направленности, прежних идеалов, образа жизни.

•2. Начиная решать свои проблемы объективно, клиент вынужден признать свою вину за те, может быть, очень трагичные события и конфликты, которые произошли с ним и близкими ему людьми, лишиться прежнего самоуважения.

•3. Приступая к решению своих проблем, клиент берет на себя груз ответственности за их решение, вынужден тратить на это усилия, время.

Эта ситуация противоречивости, неопределенности выбора длится от нескольких секунд до нескольких дней и говорит о том, что удалось расширить представление клиента о себе и собственной ситуации, создать базу для изменений. Это состояние сильного душевного потрясения, что может выглядеть внешне как растерянность, вина, агрессия, раскаяние, уязвленное самолюбие, отчаяние, надежда. Речь может стать сбивчивой. Одновременно это и состояние задумчивости, размышления над проблемой. Это также зачастую и состояние внутренней конфронтации с консультантом, проявлением чего могут быть попытки его дискредитировать.

По мнению Капустина С.А. (1993) достижение состояния неопределенности выбора само по себе является показателем качества работы психолога

-консультанта. Клиенту дан шанс. В консультации или дома он со временем может выработать реалистичное, соответствующее его личностным ресурсам решение. Психолог здесь ограничен наличием или отсутствием встречной активности клиента. Исход консультирования, в конечном счете, зависит от воли и желания клиента.

Следует отметить, что все-таки, несмотря на весомость приведенных выше аргументов, большинство психологов-консультантов предпочитают, чтобы клиент уходил от них со светлым и радостным выражением лица. На это и направлена их активность на заключительном этапе консультативной беседы.

На этом мы закончим наше рассмотрение этапов консультативной беседы, а также изложение основ курса. Более подробную информацию о психологическом консультировании студентам предлагается искать в цитированной в данном пособии литературе, в литературе, рекомендованной для семинарских занятий, в последующих курсах, отражающих различные теоретические и прикладные аспекты психологического консультирования.

Елизаров А.Н.

Условия результативности консультаций у психолога

Психологическое консультирование оказывается успешным только в том случае, когда сочетаются несколько факторов:

  • Клиент мотивирован на позитивные изменения в жизни и работу над сознанием и поведением. Консультацию проводит психолог, но результаты зависят от того, хочет ли сам человек повлиять на свою жизнь, т. к. на консультациях специалист только помогает прийти к выводам, но не делает работу за клиента.
  • Процесс и стадии психологического консультирования подобраны индивидуально, с учетом особенностей личности обратившегося человека и его проблемной ситуации. Невозможно консультировать всех по одной и той же схеме. Профессионал всегда проявляет гибкость в подборе тех или иных техник и их вариантов, чтобы донести до человека сущность его внутренних проблем.
  • Клиент посещает все необходимые сессии, назначенные консультантом. Помимо того, что во время психологического консультирования человек приходит к выводу о необходимости изменений, нужно, чтобы он научился вести себя определенным образом и закрепил достигнутый результат. Многие клиенты бросают визиты к психологу, и в результате не могут разрешить ситуацию, т. к. после одних изменений происходят другие, к которым человек так же оказывается не готов. В результате проблема возвращается снова, не найдя адекватного решения.
  • Во время консультаций между клиентом и профессионалом устанавливаются обоюдные доверительные отношения. Это важно, т. к. иначе консультант не сможет ни получить достоверную информацию, ни оказать воздействия на человека, нужного для продуктивной работы.
  • Консультант не ориентирован на временный эффект. Даже если совместно с клиентом разработана стратегия решения определенной ситуации, человек, выйдя из проблемы, в любой момент может столкнуться с новой проблемой. Поэтому важно, чтобы профессионал не направлял все свое внимание на временное облегчение ситуации, а работал над глубинной причиной сложившейся ситуации — отсутствием необходимых форм поведения или наличием внутреннего неразрешенного конфликта.

Таким образом, результативность психологического консультирования зависит не только от личности и профессионализма консультанта, но и (в большей степени) от работы, которую человек совершает над собой. Если вы ищете профессионала, то рекомендуем обратиться к психологу Батурину Никите Валерьевичу, который на протяжении многих лет помогает избавляться от различных тревожных расстройств.

Анализ техник и приемов, использованных психологом во время сессии

На сегодняшней сессии я применил следующие приемы:
Приемы

Да/нет
  • Активное слушание клиента
  • Прояснение потребностей и желаний клиента
  • Поддержка клиента
  • Интерпретация проблемы клиента
  • Конфронтация с клиентом
  • Директивные указания
  • Дыхательные упражнения
  • Выявление искажений в схемах мышления клиента
  • Концентрация на проблеме
  • Упражнения, направленные на осознание клиентом своего тела
  • Активное воображение
  • Предоставление клиенту важной для него информации
  • Проработка сновидения клиента
  • Установление связи между теперешней проблемой и событиями прошлого
  • Проработка отношений «клиент-психолог»
  • Облегчение выражения клиентом испытываемых им чувств словами (вербализация)
  • Упражнения, направленные на повышение «социальной компетентности» клиента
  • Упражнения на расслабление
  • Упражнения на десенсибилизацию
  • Создание атмосферы, облегчающей клиенту проявление эмоций
  • Обсуждение иррациональных мыслей и установок
  • Обсуждение домашних заданий
  • Целенаправленное стимулирование активности клиента
  • Ролевая игра
  • Психодраматизация с участием значимых для клиента людей
  • Проработка сопротивления, оказываемого клиентом происходящим в нем изменениям
  • Проработка ситуаций, которые могут вызвать рецидивы
  • Прочие приемы
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: