Психологическая травма детства: этапы работы с детской травмой

Психологические травмы детства возникают практически у каждого человека, но для развития некоторых людей они не имеют сильного влияния, для других же являются фактором нарушений всех сторон психики. Глубина травмы зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, частоты и длительности воздействия негативных факторов и вида травмирующего события.

Серьезные психотравмы лучше всего корректировать со специалистом сразу после их возникновения или при первой возможности, даже если прошел десяток лет. Непроработанные психотравмы откладывают неприятные отпечатки на психике, поведении и состоянии человека: от застенчивости и депрессивности до агрессивности и деструктивного поведения.

Причины детских психотравм

Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:

  1. Заболевания. Это может быть как серьезная болезнь с долгим лечением, так и постоянные простудные заболевания, которые ограничивают ребенка в радости детства. Он чувствует себя беспомощным, слабым, переживает, что его неприятное состояние – это навсегда. Повзрослев и преодолев заболевание, человек часто становится чрезмерно внимательным к своему здоровью, постоянно выискивает у себя какие-то симптомы, проходит обследования и начинает переживать из-за того, что обычный насморк может вылиться во что-то более серьезное.
  2. Насильственные действия со стороны взрослых. Часто родители, пытаясь «вырастить настоящего человека» и желая ребенку «самого лучшего», постоянно давят на него, применяя методы психологического и физического насилия: крик, игнорирование, физические наказания. Отдельной строкой можно выделить сексуальное насилие, с последствиями которого под силу справиться только специалистам с психотерапевтическим образованием. В результате насильственных действий у ребенка формируется страх, неуверенность в себе, низкая самооценка или агрессивность и ненависть ко всему миру.
  3. Предательство со стороны взрослых. Развод родителей, несправедливость по отношению к малышу и друг к другу – наиболее часто встречающиеся причины из этой группы. У человека формируется чувство вины, сложности во взаимоотношениях с социумом.
  4. Отсутствие или серьезный недостаток внимания родителей к ребенку. Если в раннем детстве он не получает любви, ласки, принятия, заботы и тактильных контактов, то во взрослом состоянии у него возникнут трудности с проявлением таких действий к другим людям, что осложнит его взаимодействие с людьми, особенно – с противоположным полом и собственными детьми.
  5. Смерть родственника. Такое событие переворачивает жизнь ребенка, в результате чего он замыкается, перестает общаться, меняет свое мировоззрение. Здесь последствия могут очень разными. Будет лучше, если справляться с ними ребенок будет под наблюдением психотерапевта.
  6. Зависимость родителей. Ребенок, предоставленный сам себе и постоянно ощущающий свою ответственность за взрослых, редко вырастает психологически здоровым человеком.

Какие бывают детские психотравмы и к чему они приводят?

Травма «брошенности»

Возникает в раннем возрасте (от 0 до 1 года), при отсутствии или недостаточном физическом контакте ребенка с матерью. Маленький ребенок еще не отделяет себя от матери, в том числе в физическом плане, и отсутствие контакта вызывает сильнейшую тревогу и страх.

Речь здесь не о периодическом отсутствии матери, а о достаточно длительных моментах разлуки. Например, практика раздельного нахождения матери и ребенка после родов, система яслей с 10 месяцев, длительные болезни матери и т. д.

К чему приводит?

Лежит в основе зависимостей (в разных проявлениях), психосоматических расстройств. Недостаток базовой уверенности приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.

Травма «отвержения»

Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.

К чему приводит?

К чувству собственной ненужности, неспособности выражать свои чувства и находиться в близких эмоциональных отношениях. Если ребенок – девочка, то из нее также может вырасти «холодная» мать.

Травма «лишения»

Возникает при игнорировании потребностей ребенка (родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности). Но это необязательно отсутствие реакции – например, сверхзаботливая (гиперопекающая) мать может игнорировать потребность ребенка в самостоятельности.

К чему приводит?

Привычка обесценивать свои потребности, «глухота» к своему организму, отсутствие контакта с желаниями («не понимаю, чего хочу на самом деле»).

Травма «предательства»

Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.

Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу).

Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона» (термин А. Адлера), которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма «лишения», когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших.

К чему приводит?

Потеря чувства доверия, отчуждение или, наоборот, попытки угодить окружающим. Гиперконтроль (чтобы все предвидеть и избежать предательства в будущем).

Травма сексуального соблазнения

Возникает, когда взрослые используют ребенка или подростка для удовлетворения своих сексуальных влечений. Одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм.

К чему приводит?

Практически всегда вызывает серьезные эмоциональные и сексуальные расстройства.

Травмы, связанные с физическим насилием

Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей.

К чему приводит?

К хроническому чувству небезопасности, зависимостям, виктимному поведению (повзрослев, человек может неосознанно вступать в отношения, в которых будет продолжаться насилие или травля).

Травмы «унижения» или нарциссические травмы

Возникают, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать».

В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей (за все подряд: от проявления эмоций до оценок), так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе.

К чему приводит?

К постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (наконец-то доказать родителям свою ценность), постоянному фоновому чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать, в том числе в личных отношениях.

Этот список далеко не полный, но, думаю, даже в нем почти каждый взрослый может найти что-то, что могло происходить с ним в детстве.

Делают нас невротиками детские психотравмы, но продолжаем оставаться невротиками уже мы сами, по собственной воле.

Говоря по-другому: «главное – не то, что сделали в детстве с нами, а то, что мы сейчас делаем с этим опытом».

Виды психотравм

Все психологические травмы в детстве можно разделить на 5 групп:

  1. Травма отвержения. К этому виду относится предательство, игнорирование, изгнание, ревность родителей к своим сиблингам.
  2. Травма разрыва отношений. Сюда относятся серьезные конфликты, ссоры, фразы родителей вроде «ты мне больше не дочь», «видеть тебя не хочу», «считай, что я для тебя умерла».
  3. Травма утраты. Это потери близких родственников, к которым ребенок привязан.
  4. Травмы, связанные со здоровьем. Серьезный диагноз, при котором взрослые постоянно переживают, а сам малыш испытывает разного рода неприятности, связанные с лечением: боль, страх, беззащитность и беспомощность.
  5. Травмы насилия. С раннего возраста ощущение несправедливости, постоянное чувство страха и беспомощности, отсутствие личных психологических и физических границ.

Кто виноват, если ребёнок пришёл из школы с синяками и переломами

Детские падения и ушибы в школе — такое же обычное дело, как снег зимой. Школьники от 7 до 17 лет по всей стране каждый день попадают в передряги. Зачастую и учителя, и администрация школы боятся брать на себя ответственность за травмы ученика, и перебрасывают её друг на друга. А поранившийся ребёнок может оказаться предоставлен сам себе. Мы почитали родительские форумы и постарались ответить на самые важные вопросы, а также составили алгоритм действий, когда травма оказывается серьёзней, чем царапина или синяк.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

«Урок физкультуры у четвёртого класса, дети на матах кувыркаются друг за другом. Учитель велит моему сыну остановиться и подождать. Тот останавливается, сидит на мате, сзади на него накатывается мальчик (весом раза в полтора тяжелее моего), падает сыну на руку. Итог — у моего ребёнка трещина кости между локтем и запястьем, носить лонгету две недели. Факт травмы зафиксирован. Кто виноват?».

Кто несёт ответственность

Пока ребёнок находится на территории школы, ответственность за его жизнь и здоровье всегда лежит на школе, это установлено законодательно (статьи 32 и 51 закона «Об образовании в РФ»). Обеспечение безопасности входит в обязанности работников школы как во время занятий, так и во время перерывов между ними (приказ Минобрнауки от 27 марта 2006 г. N69). Семейный кодекс (статья 56) уточняет, что во время уроков за ребёнка отвечает учитель, на переменах, до и после уроков — дежурный педагог.

«Сегодня старший сын вернулся из школы и рассказал, что играл с мальчиком на перемене, тот его сильно толкнул и сын, падая, ударился лицом о стену. Всё происходило на перемене в коридоре, а учительница была в классе. Итог: раскрошены два передних зуба, а они уже не молочные. Теперь нужно восстанавливать зубы, наращивать, а это требует немалых денег, да и самое главное — ребёнку больно, есть не может. Что мне делать в такой ситуации?».

Что должен делать родитель

1

. В письменной форме призвать директора провести служебное расследование ситуации и выдать вам акт о несчастном случае, если он имеет место. Также родители вправе попросить администрацию наказать виновных преподавателей, проверить безопасность помещения, и выяснить, соблюдаются ли необходимые правила.

2

. Зафиксировать факт травмы. Для этого необходим акт о несчастном случае, выданный директором, либо запись об осмотре ребёнка в травмпункте.

3

. Требовать возмещения затрат на лечение и компенсацию морального вреда, причинённого ребёнку. Размер компенсации морального вреда определяет суд, равно как и степень вины того, кто причинил вред.

«Сын из школы пришёл с сильным ушибом мягких тканей окологлазничной области (синяк, отёк, ссадина). Травма была получена на уроке физкультуры. Никто из педсостава вечером, когда я забирала ребёнка из школы, ответить на вопрос „что случилось“, не мог. Со слов сына на уроке физкультуры в него с разбегу врезался одноклассник, в то время как сын стоял на месте. К кому обращать вопрос: что случилось на уроке? В каких случаях сотрудники школы обязаны связываться с родителями ученика?».

Что должен сделать учитель

Во-первых, ообщить о травме школьной администрации. Во-вторых, необходимо позвонить родителям и постараться рассказать о ситуации максимально объективно, избегая оценочных реплик, в том числе фраз вроде «ваш Вася, как обычно, бежал сломя голову». Но избегая и оправдывающегося тона: «Не уберегла я, Мария Ивановна, вашего сына». Постараться успокоить ребёнка, если он напуган, организовать медицинскую помощь и, конечно, не разводить панику.

12 признаков хорошего учителя

Администрация школы должна составить акт о получении травмы и отправить его в Управление образования.

«Звонит мне учительница около четырёх часов дня и рассказывает, что моя дочь на уроке физкультуры столкнулась с девочкой головами, ударилась носом. Учитель физры отправила мою дочь к медику в сопровождении двух девочек. Пришли они к кабинету медика, а медика нет — работает до полчетвертого. Решили искать свою учительницу. Пока ходили по этажам, у неё пошла кровь из носа. Нашли учителя, оказали моему ребёнку медицинскую помощь: приложили лёд на нос. Позвонили мне на работу. Я пока в такси ехала, вызвала скорую помощь. Нас увезли в травматологическое отделение с подозрением на перелом носа и сотрясение головы. У меня вопросы: а есть ли какой-то утверждённый регламент действий в данной ситуации? Почему ребёнку скорую вызывала я, а не те люди, которые видели, в каком состоянии мой ребёнок? Почему моя дочь ходила по кабинетам и этажам и сама искала, кто бы ей оказал первую медицинскую помощь? И что это такое — отправили ребёнка в сопровождении таких же детей?».

Что должен делать медицинский работник

Первую помощь пострадавшему ребёнку должны оказать школьные врачи. В случае если травма требует более серьёзного вмешательства или если врачей нет на месте, администрация или кто-то из медперсонала обязан вызвать скорую помощь. Врачи должны описать повреждения (тип, характер, степень тяжести) в журнале учёта пациентов и выдать родителям пострадавшего справку с предварительным диагнозом, а также дать рекомендации по уходу. Сообщить о случившемся в полицию.

«На прошлой неделе ребёнок упал (говорит, что на перемене во время дошкольной подготовки), ушиб колено и стал хромать. Так как за сутки боль и хромота не проходили, я с перепугу решила отвезти его в травмпункт. Там врач сказал, что это просто ушиб и что может быть хромота дня три. А сегодня мне почему-то позвонили из полиции по поводу этого ушиба, спрашивали обстоятельства падения. Почему они этим интересуются?»

.

Что должен делать сотрудник полиции

После получения сообщения о травме полицейский должен опросить пострадавшего, его родителей и того, кто нанёс травму (если участников инцидента было двое и больше). Выяснить у родителей пострадавшего ребёнка, намерены ли они подавать жалобу или иск. Потребовать, чтобы Управление образования проверило соблюдение мер безопасности в школе.

«Перед праздниками мальчик пришёл из школы с синяком под глазом. Сказал, что подрался с одноклассником. Кто-то кому-то что-то сказал, кто-то кого-то толкнул, завязалась драка. „Бойцы“ обменялись несколькими ударами, потом одноклассники их растащили и уговорили помириться. Мать приложила к синяку холод и посчитала инцидент исчерпанным. Через три дня её вызвали к директору школы. Выяснилось, что родители второго драчуна отвели его в травмпункт, зафиксировали гематому на лице, написали заявление в полицию и директору школы. Мальчика теперь чуть ли не на учёт в детской комнате ставят. Мать в шоке, не знает, что делать, синяк-то у сына прошёл не зафиксированный. Я предложила себя в свидетели. Это нормально? Может быть, теперь стоит с каждой царапиной наперегонки в полицию бежать?»

Если дети подрались

Важно помнить, что даже в этой ситуации ответственность лежит на администрации школы и дежурном учителе. Поэтому алгоритм действий начинается с того же: для начала нужно установить факт учительской вины или её отсутствия. В то же время родителю нужно выяснить подробности. Затем сообщить родителям второго участника о случившемся, не унижая и не оскорбляя ни их, ни их ребёнка. И постараться выяснить причины конфликты и урегулировать его. Если родители второго участника не идут на контакт, попросить о помощи учителя или школьного психолога.

Управление гневом: что делать, если ребёнок вечно злится

Если выяснится, что один из детей намеренно избил другого, и второй получил травмы средней и тяжкой степени, то обидчик, если он старше 14 лет, может быть привлечён к уголовной ответственности.

К травмам средней и тяжкой степени относятся:

1

. Потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа или утрата органом его функций;

2

. Прерывание беременности;

3

. Психическое расстройство;

4

. Обезображивание лица;

5

. Утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

6

. Полная утрата профессиональной трудоспособности.

Если есть смягчающие обстоятельства и инцидент произошёл впервые, скорее всего, уголовное наказание будет заменено воспитательными мерами. В случаях, когда травма слишком тяжкая, — условным наказанием. Кроме этого, ребёнка поставят на учёт в отделе по делам несовершеннолетних.

«На перемене дети шли с учителем. Двое первоклассников повздорили и один толкнул другого. Тот стукнулся о стеклянную витрину для кубков и сильно порезал колено. Учительница ничего не заметила и, только поднявшись в класс, увидела, что у мальчика задралась штанина. Она попросила его поправить, а там кровища. В результате была скорая, травмпункт, ребёнку зашивали рану. Сейчас он ходит на перевязки и сидит дома. На вопрос мамы, как это произошло, учительница выдала (дословно): „Не знаю, я отвернулась и ничего не видела“. После чего учительница заявила, что родители должны оплатить витрину. Родители молчат, так как почему-то думают, что ребёнка могут отчислить из школы. Кто же прав и кто виноват в случившемся? Что делать родителям?»

На что может претендовать пострадавший

В случае физической или психологической травмы, родители могут предъявить иск к администрации школы, но только после того как докажут, что ребёнок не виноват в случившемся. При этом под виной школы подразумевается недосмотр за детьми в момент причинения вреда. Если ребёнок получает травму во время пребывания в школе, родители могут претендовать на возмещение расходов, связанных с лечением этой травмы (статья 1087 ГК РФ).

Размер компенсации морального вреда определяет суд в зависимости от характера причинённых физических и нравственных страданий, а также степени вины того, кто причинил вред. В случае если вина доказана, суд обяжет школу выплатить семье школьника денежную сумму.

Если при этом установлена вина работника школы, то директор может сделать виновному замечание или выговор, или даже уволить. Когда виноват директор — за него отвечает районное Управление образования. И, разумеется, никакие витрины родители оплачивать не должны.

Симптомы психологической травмы

У каждого ребенка психологические травмы детства переживаются индивидуально, но все признаки можно разделить на две большие группы: психологические и физиологические.

Психологические симптомы

Это резко и внезапно появившиеся после психотравмирующего события изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.

  • резкие скачки настроения;
  • чувство вины. У детей выражается словами: «это из-за меня», «если бы не я, так бы не случилось»;
  • тревожность. Ее можно заметить по поведению: малыш прячет глаза, старается быть незаметным, постоянно что-то теребит в руках, выполняет навязчивые действия;
  • ощущение брошенности. Проявляется во фразах «меня никто не любит», «я остался один», «никто не может мне помочь»;
  • растерянность и нарушение концентрации внимания. Ребенок не может сосредоточиться на выполняемых действиях, постоянно отвлекается на свои мысли;
  • замкнутость. Малыш не хочет разговаривать даже с теми, с кем раньше с удовольствием общался, не радуется приходу друзей, не включается в общение со знакомыми сверстниками.

Физиологические симптомы

Это изменения в поведении. Касающиеся физиологических процессов.

  • нарушения сна. Ребенок плохо засыпает, просыпается по ночам, страдает от кошмарных сновидений;
  • учащенное сердцебиение
  • повышенная утомляемость и сниженная работоспособность;
  • мышечное напряжение;
  • суетливость в поведении.

При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния малыша.

Когда мы чувствуем бессилие

Многие из нас в детстве смотрели фильм «Белый Бим Черное ухо». Он так построен, что во время просмотра фильма вы привязываетесь к образу этой собаки. Потом, когда с собакой происходит трагедия, вы очень хотите что-то изменить, но совершенно не можете, потому что это кино.

Однако для вашей психики это не имеет значения. Чувства есть чувства. И в этот момент вы проживаете ужаснейшее бессилие. Травма не случится, если с вашими чувствами вам поможет справиться взрослый или друг или если вы нафантазируете себе другую концовку или то, как надо поступать с авторами такого кино.

Последствия психологических травм

Психологические травмы, возникшие в детстве и не проработанные со специалистом, приводят к серьезным последствиям, некоторые из которых бывают весьма неожиданными.

  • Насильственные действия со стороны взрослых часто приводят к нарушениям пищевого поведения, среди них: ожирение, булимия и анорексия. Это связано с тем, что человек с детства пытается получать удовольствие от еды, но зачастую не готов принять свое тело, которое изменяется в размерах. Чем больше он переживает по поводу своего тела, тем больше ест. Разомкнуть этот порочный круг подвластно только специалистам.
  • Родители с зависимостью выращивают психологически травмированного ребенка, который старается все держать под контролем, тяжело привыкает к новым условиям и людям, боится ошибиться, расслабиться и просто повеселиться. Обычно это происходит, когда малышу с раннего детства приходится брать не себя недетские функции взрослых в быту и жизни.
  • Эмоциональное насилие. Ребенок не может защитить себя от едких высказываний, боится высказать свое мнение и мысли, ощущает постоянную тревогу перед тем, как что-то сказать. Из такого малыша вырастает соответствующий взрослый: стесняющийся собственного мнения, со страхом быть отвергнутым из-за незначительной ошибки в высказываниях.
  • Жестокое обращение и физическое насилие. Научившись с детства угождать окружающим ради собственной безопасности, человек во взрослой жизни не умеет отказывать, легко поддается манипуляциям и не умеет устанавливать психологические границы.
  • Отсутствие выбора. Если с маленького возраста ребенок не имел возможности выбирать, постоянно подвергался критике своих желаний и прессингу со стороны взрослых словами «я хочу как лучше», то, став взрослым, он уже не готов делать этот выбор. Он часто поддается на любые уговоры, даже если это идет в разрез с его собственными взглядами, планами, потребностями и желаниями.
  • Развод родителей. Дети в большинстве случаев испытывают чувство вины в связи с этим событием. В результате, став взрослыми, они предъявляют завышенные требования к себе и к будущему партнеру, что иногда становится причиной трудностей в поисках собственного супруга.

Разница между психической и психологической травмой

Психологическая травма – потрясение, после которого меняется эмоциональный фон, но повреждение психики не образуется. То есть человек продолжительное время не контактирует с людьми, плачет, обижается. Но после самостоятельного восстановления он продолжает жить дальше без сильных негативных ощущений.

Психическая травма – события, приводящие к нарушению психики:

  • нежелание сближаться с другими людьми;
  • постоянный страх перед будущим;
  • мысли о суициде;
  • боль на физическом и психическом уровне при воспоминании о прошлом;
  • ухудшение здоровья из-за негативных эмоций (повышение артериального давления, обмороки, депрессия);
  • агрессивное поведение, применение насилия, негативное отношение к людям;
  • частые депрессии.

Если поражение психологическое, пациент может справиться самостоятельно или обратиться за поддержкой к близким. Постепенно все неприятные воспоминания полностью исчезнут, останется лишить легкое расстройство.

В некоторых случаях психотравма может перейти в психическое расстройство. Это бывает, если пациент зацикливается на негативном воспоминании, не может отпустить его. Оно влияет на его жизнь.

Психическая травма требует лечения у психиатра. Помощь родственников может привести к ухудшению самочувствия, постоянному чувству вины, депрессии. Чем раньше обратиться за помощью, тем выше возможность полного восстановления после прохождения курса терапии.

Стадии переживания психотравмы

Можно выделить 5 этапов переживания психологической травмы детьми:

  1. Отрицание. Ребенок в шоке, он не готов принимать то, что с ним происходит в данный момент, поэтому его психика пытается защититься. Например, малыш отказывается верить, что мама не хочет его замечать из-за какого-то проступка.
  2. Гнев. Кроха видит, что то, что произошло – вполне реально. Он не согласен, сердится и злится, может даже крушить и ломать все вокруг. Если ситуация не меняется и мама по-прежнему его игнорирует, то после эмоционального выплеска происходит переход на следующую стадию.
  3. Торг. Малыш пытается договориться: «Мама, я буду хорошим», «Мама, пожалуйста, поговори со мной, а я все исправлю». Если мама остается непреклонной, ребенок начинает по-настоящему горевать.
  4. Горе. Малыш плачет и рыдает, осознавая, что былых отношений уже не вернуть.
  5. Принятие. Малыш учится жить с тем, что отношения с мамой изменились и уже не будут прежними.

Конечно, в представленном примере ситуация немного утрирована, а травма игнорированием наносится не за один раз, а при периодическом повторении. Но при любой травме ребенок проходит эти стадии. Чем серьезнее травма, тем дольше во времени растянуты стадии.

Страхи из нашего детства

«В черном-черном городе, есть черная-черная улица. На черной-черной улице стоит черный-черный дом. В черном-черном доме есть черная-черная квартира. В этой черной-черной квартире — черная-черная комната. В черной-черной комнате стоит черный-черный стол. На черном-черном столе стоит черный-черный гроб. Из гроба вылезает мертвец и кричит: «Отдай мое сердце!» Перебирая старую подшивку, я наткнулась на журнал «Пионер», который в детстве нам выписывала мама. Ждала каждый месяц его выхода только из-за двух рубрик: «Барабан» (это своего рода форум, как сейчас принято говорить), и рассказов-страшилок. На меня нахлынули воспоминания из детства…

Эти страшилки нам на ночь читала старшая сестра. Помню, спали мы по двое (я росла в многодетной семье). Мне «досталась» Ленуська, младшенькая. Я вообще была довольно робким ребенком. Что уж говорить том, какое впечатление на меня производили эти рассказы. Поэтому после этих жутких историй мне просто необходимо было чувствовать чье-то присутствие, так сказать, что-то живое… Успокоить свой страх могла, только обняв сестренку. Но Ленке это не нравилось. Поэтому частенько приходилось торговаться. Благо, я росла умным ребенком, а Лена учиться не любила, вот и находили компромисс: она разрешала ее обнять, а я ей обещала делать домашки. Проблемы, как правило, возникали в периоды каникул — тогда приходилось ограничиваться Муркой или Джессикой.

Ой, что-то я забылась… Спать пора. Журнал завтра посмотрю. Да и сынулька уже вон храпит в соседней комнате. Расстелила постель, переоделась, выключила свет, легла. Темно… Жутко… О, что это? Зелененькое что-то мигает. Фу, колонка от компьютера горит… Надо выключить, а то не усну. Только собралась вставать — стук… Прекрасно понимаю, что это соседи, но какой-то страх накатился, что встать страшно. Да ну ее, эту колонку! Так усну.

Повернулась на другой бок. А зелененький свет продолжает гореть в зеркале трюмо. Накрылась одеялом полностью. Нет, так еще страшнее, да и дышать тяжело. Говорил же мне ребенок: «Давай заведем кошечку или собачку!»

Выбралась из своего «укрытия». И опять нахлынули воспоминания… Как-то было, что все мои сестры и брат учились в первую смену, а я во вторую. Поэтому в те дни, когда я не ходила в музыкалку, по утрам была дома одна. Но для меня это было как наказание. Как только уходили все домочадцы, я находила на стене какое-нибудь «пятно» и сидела, застыв, до маминого прихода. Понятно, что никакой речи об уборке дома или обеде быть не могло, за что частенько получала от мамы подзатыльники. В те моменты мне было обидно и досадно: как мама не понимает, что там «красное пятно»! Да я шевелиться боюсь, не то чтобы ходить по дому!

От воспоминаний стало немного смешно. «Кириллу уже пять, — подумала я. — Вот пойдет в школу, и у него начнутся эти байки. Да, интересно получается. То, что в детстве нам кажется просто катастрофой, взрослым кажется такой чушью!» Тут все приятные мысли испарились. Темнота опять взяла свое. Хм, это как я там сказала: «Взрослым кажется такой чушью?» Стало стыдно… Мне же 27 лет!.. А по-прежнему страшно. Повернулась на другой бок. Опять колонка… Да дело уже и не в ней… Страх не проходил. Прямо как в детстве. Спасение одно — перетащить сына к себе. Упс! А как же воспитание? Еле его приучила спать отдельно! Большой ведь уже! Вроде и проситься перестал… Воспитание-то воспитанием, а страх страхом. «Да и потом, — оправдываю себя, — ребенку еще только 5 лет, а он спит один в другой комнате! А если ему страшно? И мамы рядом нет?»

Набравшись смелости, нащупывая «путь» по стенкам, я добралась-таки до детской. Свет включать не стала, чтобы не разбудить сынулю. Аккуратненько взяла Кирюшку на руки, прижала к груди. Тот немного дернулся, но не проснулся. Идти обратно страшно уже не было. Даже как-то светлее показалось. Легли, обнялись. Вот оно, моё, родное. Тук-тук-тук, сердечко бьется… Что? Черный тюльпан? Гроб на колесиках? Красное пятно? Черная рука? Чушь какая-то, бред! Да и ничуть мне страшно не было! Хм! Честно-честно! Да это я так! Да вы что?! Хм… Вон, богатырь какой у меня! Разве может с ним что-то напугать?! Моё, родноё, любимое! Спать! Спать. Спать…

Светлана Сапаева,

Чем опасны детские психологические травмы

Любые травмы, независимо от вида оказывают серьезное негативное влияние на процесс детской социализации. У ребенка возникают трудности с обретением друзей, общением с новыми людьми, адаптацией к новым условиям и коллективу. У ребенка с психологической травмой психика склонна к формированию навязчивостей, страхов и социофобии.

Последствия детской психологической травмы у взрослых проявляются в высоком риске развития депрессий, при которых огромное чувство вины может разрушать все стороны их жизни.

Детские травмы во взрослой жизни, согласно психологии, в связи с пережитыми стрессами развиваются в обсессивно-компульсивные расстройства, характеризующиеся выполнением странных защитных действий под влиянием нелогичной навязчивости.

Психологическая помощь пережить травму ребенка

Чтобы исключить появление психологических травм у ребёнка, родителям требуется продумать план его воспитания до мелочей. Нельзя давать эмоциям верх во время ссор. Важно контролировать каждое слово, которое взрослый говорит в адрес ребёнка. Главная задача родителей при воспитании — создать уютную атмосферу, в которой будет место заботе, ласке, обучению и спокойному разъяснения спорных ситуаций. Взрослым нужно уметь разрешать сложные ситуации, а не пускать их на самотёк.

Если же система воспитания дала сбой и появились признаки развития психологической травмы, требуется провести с ребёнком разъяснительную беседу. Проводить её должен детский психолог или воспитатель. После беседы с малышом нужно поговорить с родителями и выяснить причины конфликта. Специалисту важно не допустить повторения подобной ситуации в дальнейшем.

Как родители могут помочь ребенку

Главное, чем родители могут помочь ребенку при наличии у него психологической травмы – изменить стратегию своих воспитательных воздействий на более доброжелательную. Для этого необходимо самим прийти к достаточно высокому уровню психолого-педагогических знаний. Главная задача – создать для малыша комфортную обстановку, в которой он сможет полноценно развиваться и социализироваться, не испытывая тревогу и страх.

Для уверенности в правильности своих действий, а также для более специализированной помощи в том, как преодолеть детскую психологическую травму, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.

Психотравмы подростков в школе

У большинства людей психотравмы возникают в школьный период.

В это время появляется большая нагрузка на эмоциональное состояние по следующим причинам:

  • появление нового коллектива, который бывает не сплоченным, агрессивным;
  • ученики, которые учатся хуже, чувствуют себя слабее других;
  • большая нагрузка, с которой справляется не каждый ученик;
  • буллинг – травля, агрессия по отношению к ребенку, который слабее других учеников;
  • плохие взаимоотношения с родителями, недовольными прогрессом и полученными оценками;
  • большая загруженность ребенка, который после школы ходит на дополнительные занятия, кружки;
  • негативное отношение учителей, которые проявляют агрессивность, неподобающую должности;
  • неразделенная дружба, любовь, симпатия к другим детям.

Большинство людей недоброжелательно вспоминают о школьных годах. Для них это стрессовое состояние, с которым они не справляются. Из-за негативного состояния в школьные годы пациент в дальнейшем может вести себя агрессивно по отношению к другим людям, не хотеть сближаться с ними, работать.

Помимо частых причин, возникают редкие случаи, из-за которых возникает травма на всю жизнь:

  • смерть, тяжелая болезнь друга по школе;
  • насилие, избиение пациента другими учениками или людьми старшего возраста, находящимися в стенах школы;
  • сексуальное насилие со стороны других детей или учителей.

Подобные травмы должны заподозрить родители при резком изменении настроения, поведения подростка. Если помощь не оказана своевременно, могут возникнуть последствия для его психики. Например, он не сможет вступать в близкий контакт с другими людьми.

Реакция родителей должна быть спокойной, чтобы не напугать ребенка. Его убеждают в походе к психологу или психиатру.

При полном нежелании обращаться к врачу, родители помогают справиться с эмоциональным потрясением самостоятельно. Они должны стать опорой, постоянно поддерживать. С ребенком проводят больше времени, чтобы он почувствовал себя нужным.

Методы психологической помощи ребенку при психотравме

Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:

  1. Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
  2. Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
  3. Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
  4. Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
  5. Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.

Как же с этим быть?

Работать с травмой можно только через принятие. Через идею о том, что она никогда у вас не исчезнет, но ее можно полечить и научиться с ней жить.

Это как если вы ломали ногу и ваша кость срослась — всегда есть след. Чем сложнее был перелом и чем менее профессионально вас лечили, тем больше вероятность каких-то последствий в будущем. Но каким бы небольшим ни был перелом, какие бы хорошие доктора с вами ни работали, след все равно будет всегда.

И тогда вам нужно про свою травму знать больше, чем знает любой психотерапевт, потому что это вам с ней жить. Вам нужно изучить ее, пристально и чисто на нее посмотреть и принять, как часть себя.

Например, зная, что у вас есть травма самооценки, вам нельзя просить людей вас покритиковать, потому что для вас это всегда будет болезненно. Или если критика вам нужна, то нужно знать, куда вы дальше пойдете успокаиваться и каким образом будете на ранку дуть.

Если у вас травма ранней потери, вам нужно научиться замечать, как вы заранее отталкиваете людей, как вы первая всех бросаете, потому что близость для вас — это риск новой потери. Отмечайте, как вы ругаетесь с мужем, если он уходит посидеть с друзьями, потому что для вас это откликается тем опытом.

После физического насилия и особенно насилия сексуального вам жизненно важно все время понимать, хотите ли вы в данный момент объятий, можно ли сейчас человеку до вас дотрагиваться. Вы можете придумать, что ваш секс будет только тогда, когда вы его предложили.

Работа со взрослыми, пережившими детскую психологическую травму

Часто к специалисту обращаются взрослые люди с разными симптомами, причиной которых при глубокой психотерапевтической работе оказываются полученные в раннем детстве психотравмы. В этом случае также возможна их проработка и, благодаря этому, повышение качества дальнейшей жизни человека.

  • Техника пустого стула. Психотерапевт предлагает пациенту представить, что на пустом стуле напротив него сидит значимый для него человек, с которым связаны психотравмирующие события. Так человек может высказать свои эмоции и чувства, тем самым поработав с собственной травмой. Ему также предлагается сесть на этот пустой стул и побыть тем самым человеком, ответить на свои вопросы от его лица, попытаться объяснить свое поведение. Эта техника помогает человеку заново пережить все события, но под контролем психотерапевта, который вовремя сможет направить течение ситуации в менее травмирующее русло.
  • Схематическая терапия. С помощью таких методов, как диалоги, ролевые игры, ведение дневников и обучение поведенческим навыкам психотерапевт изменяет схему восприятия человеком самого себя, помогает преодолеть страхи и корректирует стремление пациента к избеганию неприятных ситуаций.
  • Десенсибилизация и переработка движением глаз. Это специальная техника, помогающая избавиться от привычной реакции пациента на психотравму. Суть метода заключается в том, что человек, наблюдая глазами за некоторыми движущимися предметами, пытается сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, связанных с травмой. При этом включается работа обоих полушарий головного мозга одновременно, в результате чего болезненные воспоминания становятся менее травмирующими.

Психологическая травма детства: этапы терапии

Сегодня я дам Вам краткий план по самотерапии психологической травмы, причем не важно, произошла она давно, в детстве или в недавнем прошлом взрослой жизни.

Создайте поля поддержки и любви, чтобы исцелить душу от травмы детства

Главное правило работы с травмой — создайте поле поддержки, никогда не работайте с травмой в полном одиночестве.

  • Проведите предварительную аналитическую работу со знающим человеком, например с автором этого блога.

  • Запишите основные этапы работы на бумаге, начинайте работу по освобождению души с работы над принятием чувств: страха, боли, гнева.

  • Разрешите себя плакать во время работы с травмой.

  • Посещайте психотерапевтические группы, в котором создано поле принятия и поддержки.

  • Обязательно проводите работу по исцелению и принятию своего Внутреннего Дитя.

  • Часть работы, хотя бы несколько раз, особенно по терапии сцен насилия проведите при поддержке психолога.

  • Настройтесь на длительный и болезненный процесс исцеления.

Не всегда нужно работать с травмой детства через переживание травмирующих ситуаций и сцен насилия, дальше я дам Вам основные этапы и формы работы.

Формы работы и этапы терапии психологических травм детства и прошлого

Вот главные этапы и формы работы с психической травмы в свободно последовательности, поскольку нужную последовательность проработку каждой техники и каждого способа терапии определять все-таки должен специалист.

  • Техника затуманивания прошлого. Иногда травмирующие ситуации детства настолько болезненны, что каждое новое воспоминание-погружение только усиливает боль. Именно для таких ситуаций, записанных в подсознании и нужна техника затуманивания.

  • Исцеление Внутреннего Дитя. Подходят любые техники, многие из которых описаны на этом блоге. Плюс очень хороши аудио медитации, которые я записал несколько лет назад, и которые укрепят внутреннюю уверенность, чтобы получилось справиться с другими болезненными артефактами детства.

  • Принятие запретных чувств. Очень часто в ходе насилия были подавлены или отвергнуты важные, базовые эмоции. Такие как боль, плачь, страх или гнев. Важно провести работу по их принятию и научится свободно выражать их. Опять же техники ищите в разделах этого блога, которые начинаются со слова «Самотерапия». Определить, какие эмоции под запретом или отвергнуты поможет знающий психолог — обращайтесь.

  • Перезапись травмирующих сцен насилия. Техник и методик тут много. Это и внедрение волшебного помощника, и письма из будущего, и работа с субличностями. Основной принцип перезаписи — его суть — представлен на рисунке-схеме выше. Главное создать в подсознании развилку и переключить его на новое видение сцены, в которой травмы не было, скорее наоборот было оказано максимум поддержки и чувств защищенности.

  • Письменные техники работы с психическими травмами. Это письма прощения и благодарности, ведение дневников и вахтенных журналов состояний, мыслей, глубинных убеждений, работа с рисунком, глиной и пластилином с последующим составлением письменного отчета.

  • Техники работы с подсознанием. Это работа направленная на привлечение внутренних ресурсов и помощников, животных силы и использование волшебных предметов, техник инициации силы и направленного сновидения.

Это далеко не полный перечень техник и приемов самотерапии и психотерапии травмы детства. Если психическая травма серьезная, рекомендую воспользоваться моим новогодним предложением и начать работу по исцелению души сразу же после январских праздников.

Новогодняя акция от психолога счастья: исцеление психики со скидкой 62%

Предлагаю приобрести 3 моих самых востребованных услуги в 2015 году и ранее со скидкой в 62% — она взялась из нумерологических значений 2020 (8) и 2020 (9) годов и возраста, который достиг психолог счастья (45) в уходящем году.

3 востребованные услуги от психолога счастья

Вот эти продукты от психолога счастья

  1. Аудио медитации по исцелению Внутреннего Ребенка. Как прекрасная работа укрепления силы «Я» и самотерапии израненной травмой души.

  2. 3-х месячный абонемент по переписке с психологом счастья. Отличный аналитический и поддерживающий инструмент в работе над психической травмой. Плюс 1 скайп сеанс в подарок.

  3. 4 онлайн сеанса по работе с травмой. Не обязательно с травмой, но такую работу изначально я предлагал для анализа и изменения сценария жизни со скидкой 20%.

Итого 3 инструмента от психолога счастья на совокупную сумму 34 690 рублей. Понятно, что такую жирную скидку (минус 15290 рублей) я предлагаю на ограниченную аудиторию, поскольку работа предстоит с моей стороны большая, поэтому только первые 5 покупателей воспользуются этим вкусным новогодним моим предложением.

К психотерапии травмы приступим сразу после Новогодних каникул и продлим до 1 апреля, после чего улыбнемся и задышим полной грудью освобожденной от травмы души.

Психологическая травма детства? Напишите психологу!

Мои советы

Главное пожелание для родителей – беречь психику своего ребенка с самого раннего детства. Постараться выстроить с ним такую стратегию поведения, при которой малыш будет чувствовать себя комфортно:

  • чувствовать себя любимым и нужным;
  • не испытывать унижения;
  • не подвергаться психологическому и физическому насилию;
  • знать, что практически любую проблему можно решить совместно с близкими людьми.

Неплохо научить ребенка выражать свои чувства: «я злюсь», «мне грустно», «я грущу», чтобы в случае возникновения психотравмирующей ситуации он мог высказать все, что переживает. Это поможет избавиться от лишнего напряжения.

Также стоит учить малыша безопасным способам выплеска негативных эмоций: почиркать на листе, порвать бумагу, побить подушку.

Если возникают вопросы о том, как правильно вести себя в случае возникновения психологической травмы у ребенка или о способах ее предотвращения, можно обратиться к психологу, например, находящемуся в штате образовательного учреждения, которое посещает ребенок или подросток.

Пассивно-агрессивное поведение

Порой, когда дети растут в семьях, где присутствует «нездоровое» проявления чувств, они вырастают с убеждением, что выражать, например, ярость и недовольства, категорически недопустимо.

Если дети становятся свидетелями насильственно-выраженных чувства ярости, они начинают думать, что ярость – это насильственный вид эмоции, и такие чувства не должны допускаться. Возможно дети вырастают в семье, которая подавляет всякое недовольство ребенка, и родители учат ребенка, что оно из списка чувств, которые он не должен испытывать. Дети начинают не выражать свои чувства прямо, но поскольку они не могут по-настоящему подавить ярость и недовольства, они выражают чувства через пассивно-агрессивное поведение.

Этот «психологический ход» используется в дальнейшем у взрослого человека. Если не в состоянии выражать недовольство будучи взрослыми, что может произойти, наверное, уже ответ очевиден: ничего. Мы дальше будем чувствовать недовольство, в конце концов, недовольство — это естественная, здоровая реакция, которую испытывает человек, но вместо анализа причины, что вызвало недовольства и решением ситуации, детская психологическая травма заставляет нас оставаться злыми или выражать все через агрессию.

Следует ребенку дать проявлять свои чувства, будь то ярость, недовольства или гнев, ведь они являются лишь ответом в виде эмоциональной реакции. Это позволить родителям понять их причину и происхождение. И кто как не родители, эмоционально зрелые, способны помочь своим детям достичь эмоциональный баланс.

Психологические приемы

Для посещения психотерапевта, взрослому человеку следует обратить внимание на своё общее состояние. Тревожными весточками являются:

  • замедленное развитие;
  • проблемы в общении с другими людьми;
  • невозможность сопереживать, сочувствовать;
  • проблемы с осознанием мира в общем;
  • частые депрессии;
  • уныние;
  • жизнь воспоминаниями;
  • появление зависимостей.

Комплексное лечение может назначить только специалист. Самыми популярными психологическими приёмами являются:

  1. Наблюдение за маятником. Человеку нужно сосредоточиться на своих переживаниях, проблемах, негативных воспоминаниях, а глазами следить за раскачивающимся маятником. Этот метод помогает снизить трагичность негативных событий из прошлого и их воздействие на настоящее.
  2. Пустой стул. Психологический метод общения с невидимым собеседником. Человеку требуется представить, что на стуле перед ним сидит тот, кому он доверяет. После представления пациенту нужно выложить все угнетающие моменты из прошлого невидимому собеседнику. Прошлое отступит, появится ясность в настоящем, будущем.
  3. Схематический подход. Психотерапевт советует пациенту завести дневник, в котором он будет записывать переживания, возникающие страхи, описывать стрессовые ситуации. Помимо дневника, психотерапевт проводить развлекательные и информационные беседы с пациентом. Так преодолевается страх к социальным отношениям, окружающим, построению новых знакомств.

Комплексный подход помогает быстро исправить сложившуюся ситуацию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: