Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей


Место человека в обществе

Социум состоит из многочисленных групп людей, общественных организаций, отдельных личностей, связанных между собой отношениями. Эти взаимоотношения регулируются социальными нормами — правилами поведения, принятыми в обществе. Но эти правила не для всех одинаковые, то, что можно одним людям — другим запрещено.

Полицейский может носить при себе оружие, применять силу по отношению к нарушителям общественного порядка, но это вовсе не значит, что такие права есть у всех остальных членов общества. Разобраться в многообразных правах и обязанностях людям помогают социальные статусы и социальные роли. Они зависят от возраста, финансового и семейного положения личности, уровня образования, профессии. Социальные статусы и роли меняются по мере взросления человека, его карьерного роста, получения им доступа к власти.


()

Социальным статусом называется положение, занимаемое личностью в обществе. Это положение накладывает на индивида ряд обязанностей, прав, привилегий.

Пример.

  • Александра Ивановна является продавцом, это один из ее социальных статусов. Он накладывает на женщину определенные обязанности: находиться в магазине с 8 утра до 6 вечера, продавать людям различные товары, консультировать покупателей о качестве или иных характеристиках продукции. Наряду с обязанностями у Александры Ивановны есть права: получать заработную плату, брать раз в году оплачиваемый отпуск, выходить на больничный в случае проблем со здоровьем.
  • Саша Иванов – ребенок семи лет, эта характеристика является социальным статусом человека. Саша имеет права: на заботу родителей, их любовь, предоставление ему одежды, еды, игрушек, книжек и всего, в чем Саша нуждается. Но вместе с правами у Саши есть некоторые обязанности: слушаться родителей, учиться в школе.
  • Владимир Алексеевич является дедушкой — это один из его социальных статусов личности. Владимир Алексеевич имеет право видеться с внуками, покупать им подарки, делиться с ними своим жизненным опытом. В его обязанности входит забота о внуках, когда рядом с ними нет родителей.

У одного и того же индивида может быть несколько десятков социальных статусов, которые налагают на него некоторые права и обязанности. Для каждого социального статуса принята своя манера поведения, которая называется социальной ролью. Даже по одежде, в которую одет индивид, можно понять о его социальной роли, ожидать от него определенного поведения в обществе. Видя военную форму, докторский халат, строгий деловой костюм можно догадаться о социальном статусе данной личности.

Это интересно! В недавнем прошлом, еще около 200 лет назад по женской одежде можно было понять: замужем женщина или нет, какой доход у ее семьи, из какого она социального класса, откуда родом. Время изменилось и сегодня правила ношения одежды уже не такие строгие, но внешний вид человека до сих пор может рассказать о нескольких социальных ролях личности.

Понятие группы и личности

Определение 1
Группа – это совокупность неких элементов, у которой есть общие связи.

Определение 2

Общее понятие термина «личность» звучит следующим образом: личность – определенное понятие, отражающее социальную природу человека для изучения его как субъекта, как носителя индивидуального сознания и др.

Определение 3

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности.

Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность — это нечто, и она что-то делает. Личность — то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Личность в группе 470 руб.
  • Реферат Личность в группе 260 руб.
  • Контрольная работа Личность в группе 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Предписанный и достигаемый социальный статус

Существует несколько видов социальных статусов:

  • Предписанный;
  • Обретенный;
  • Достигаемый.

Предписанный статус человек получает от рождения, он не может его выбрать самостоятельно. С появлением на свет ребенок приобретает национальность, расу, пол, возраст. В некоторых случаях по рождению к человеку могут перейти определенные титулы, звания. Но иногда предписанный социальный статус может видоизменяться.


()

Пример. Алина Сидорова является русской по национальности, это ее врожденный статус. Но в 2 года Алина уехала с родителями в Америку, там со временем она вместе со всей семьей получили американское гражданство. Алина всю жизнь прожила в США и забыла русский язык, не знала о русских обычаях и традициях, в этом случае ее предписанный социальный статус изменился.

Обретенным статусом называют статус, изменившийся под влиянием жизненных обстоятельств, полученный при определенных условиях.

Пример. Надежда Петровна — Димина мама. Когда Диме исполнилось 30 лет, он женился на Светлане. Из-за этих жизненных обстоятельств Надежда Петровна помимо своей воли обрела новый социальный статус — свекровь.

Достигаемый социальный статус индивид получает, благодаря собственным усилиям. Человек ставит перед собой цель, в зависимости от желаний, и достигает ее. Собственными усилиями можно повысить свое материальное положение, получить высшее образование, освоить новую профессию, обрести в обществе власть. Но приобретенный социальный статус не всегда полностью зависит от желания или нежелания личности, определенную роль играет удача и врожденные возможности, способности индивида.

Примеры достигнутых социальных статусов: студент, профессор, президент, родитель, генерал, священник.

Внутренняя материнская позиция: структура и содержание

Соловьева Е.В.

Внутренняя материнская позиция: структура и содержание // Перспективы науки. — 2012. — № 3 (32). — С.411–414.

Ключевые слова и фразы: внутренняя позиция личности, социальная ситуация развития, мотивационное образование, внутренняя материнская позиция.

Аннотация: В статье представлен анализ понятия «внутренняя материнская позиция». Автор опирается на конструкт «внутренняя позиция личности» — центральный в теории личности Л.И. Божович. Изучена структура этого концепта,раскрыто содержание его уровней, показано методологическое значение для исследования личностных и социальных факторов, которые обеспечивают формирование готовности к материнству.

Key words and phrases: internal position of personality, social situation of development, motivation, maternity internal position.

Summary:The article analyses the concept «maternity internal position»on the basis oftheoretical concept «internal position of personality» which plays the key role in L.I. Bozhovich’sTheory of Personality. The author examines the structure of this concept, describes its motivational, cognitive and emotional levels and demonstrates its methodological importance in research of personaland social reasons which form preparedness for motherhood.

Теоретический конструкт«внутренняя позиция личности»был разработан Л.И. Божович в рамках культурно-исторического подхода к развитию психики человека Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева.Являясь центральным, ключевым в теории личности Л.И. Божович, понятие внутренней позиции является, с одной стороны, одним из наиболее известных, а с другой-наименее разработанных в отечественной психологии развития.

Структура социальной ситуации развития включает в себя объективный и субъективный аспекты [3]. Объективный аспект – объективная социальная позиция субъекта — система прав, обязанностей, социальных норм, требований к поведению и деятельности субъекта, что в совокупности задает «идеальную форму» развития[8]. Также сюда относят институты социализации, в которых происходит взаимодействие субъекта с его окружением (семья, образовательные учреждения, сверстники и т.д.) и которые выступают носителями системы социальных ожиданий. Субъективный аспект социальной ситуации развития, по мнению Л.И. Божович, представляет собой принятие и освоение субъектом своей социальной позиции в виде «внутренней позиции» [3].

Внутренняя позиция личности — это «мотивационное образование, система потребностей и стремлений, представленная субъективно в соответствующих переживаниях.Преломляя и опосредствуя воздействия среды, она становится движущей силой развития у человека новых психических качеств» [2, с.189].

Внутренняя позиция субъекта — это своеобразная форма самосознания, которая выступает как на уровне осознания, так и на уровне аффективного переживания, она отражает отношение субъекта к своей объективной социальной позиции, меру ее принятия и освоения, характер представлений о себе и отношениях с другими. Основной функцией внутренней позиции является регуляция взаимодействия личности и ее социального окружения. Таким образом, сформированная внутренняя позиция позволяет человеку строить свое поведение иуправлять собой не усилием воли или преодолением себя, а иначе – через принятие собственного выбора, мотивированного внутренними побуждениями.

В психологии развития понятие внутренней позиции было впервые обозначено Л.И. Божовичкак новообразование, связанное с возрастным кризисом 6–7 лет.Этому новообразованию Л.И. Божович придавала большое значение, считая, что принятие и освоение внутренней позиции школьника является необходимымусловиемего готовности к школьному обучению, т.е. к переходу к новой социальной ситуации развития [4]. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и отражает не просто объективное положение растущего человека в жизни, но его отношение к этому положению, характер его потребностей, мотивов, стремлений.

Рассмотрение психического развития как процесса преобразования собственной личности неизбежно поставило вопрос о соотношении объективного и субъективного аспектов в развитии, т.е. о вкладе «внешних» и «внутренних» факторов в формирование личностных новообразований.Введенное Л.И. Божовичпонятие внутренней позиции как раз и отражает сущность этого соотношения.

Очевидно, что потенциал понятия внутренней позиции значительно шире задач изучения того возраста, применительно к которому оно было впервые предложено. Данное психологическое новообразование, впервые появившись на рубеже 6–7 лет,относится к личности в целом, и в процессе онтогенеза оно претерпевает качественные изменения. Внутренняя позиция личности (авнутренняя позиция школьника – ее частный случай) продолжает развиваться и изменяться в течение всей жизни индивида и становится основой других новообразований. Она преобразуется в зависимости от того,какие мотивыв данный момент являютсяведущими в мотивацион­ной иерархии [2].

Ряд исследователей (например, [9], [10]) полагают, что структура внутренней позицииинвариантна, то есть на протяжении всего онтогенеза человека, начиная с 6–7-летнего возраста, в структуре ВП имеются мотивационный, когнитивный и эмоциональный уровни.

Мотивационный уровень представляет собой стремление, интерес, потребность в деятельности, характерной для данной социальной позиции, что проявляется в предпочтении этой деятельности всем другим.Когнитивный компонент – это четкие и подробные представления о содержании и форме деятельности, о своей позиции, о формах взаимоотношений и сотрудничества в рамках данной деятельности. Эмоциональный уровень представлен позитивным эмоциональным отношением к этой деятельности, себе в новой социальной роли и к партнеру, в контексте отношений с которым эта деятельность разворачивается.

Л.И. Божович определяет внутреннюю позицию как «мотивационное образование» — это означает, что основным и ведущим уровнем этого конструкта является мотивационный и, соответственно, его содержание определяет специфику когнитивных представлений и эмоциональных переживаний.

Внутренняя позиция отражает не просто объективное положение человека в жизни, но его отношение к этому положению, характер его потребностей, мотивов и стремлений. Поэтому этот теоретический конструкт может служитьуниверсальной системнойличностнойхарактеристикой, которая имеетразличное содержаниеи формы проявления в онтогенезе, не меняя при этом своей структуры. Следовательно, в рамках теории личности, сформулированной Л.И. Божович, внутренняя позиция может быть использована в качестве единицы анализа личности на разных этапах жизни человека. В этом состоит основное методологическое значение изучаемого конструкта.

Обратимся теперь к понятию внутренней материнской позиции (ВМП). Е.И. Захарова определяет его как форму отражения, принятия и освоения женщиной своей социальной позиции матери [6];это особая система потребностей, связанных с материнством как общественно значимой деятельностью.Освоение женщиной этой позиции создает мотивационную направленность на выполнение материнских функций в ходе беременности,в родах и после рождения ребенка [5].

Как было показано выше, содержание внутренней позиции личности проявляется на мотивационном, когнитивном и эмоциональном уровнях. Мотивационный уровень сформированной ВМП представлен личностными смыслами и ценностными ориентациями, связанными с материнством и ребенком,включением материнства в систему уже имеющихся актуальных мотивов и потребностей, направленностью на выполнение родительских функций [5], а также ценностные ожидания, адресованные ребенку и себе как матери. Когнитивный уровень ВМП — это осознаваемые ценностные представленияо материнстве, о ребенке, об образе себя как матери, о детско-родительских отношениях. Сюда также следует отнести «декларируемое» эмоциональное отношениек себе как матери и к ребенку. Эмоциональный уровень ВМП – это эмоциональное отношение к материнству, ребенку и себе в роли матери.

Эти уровни ВМП находятся в определенной иерархии: мотивационный уровень является высшим, именно он определяет и организует содержание ориентирующих образов, представлений и эмоционального отношения к ребенку и себе в роли матери и при помощикогнитивных и эмоциональных составляющихрегулируетповедениеженщины во время беременности, родов и в процессе взаимодействия с ребенком.

Как показано в исследовании Е.Б. Айвазян, помимо реальных ценностей и мотивов, составляющих мотивационный уровень, внутренняя материнская позиция на когнитивном уровне включает также и осознаваемые ценностные представления. С одной стороны — это нормативные, социально желательные ценности, предъявляемые человеку социумом, т.е. ценностные стереотипы, а с другой стороны — рефлексивные представления о своих собственных ценностях [1].

При всем разнообразии подходов к изучению материнства, которое в последние годы широко ведется в различных аспектах,проблема готовности женщин к выполнению материнских функций полностью не решена [11]; вопрос о факторах (личностных и социальных),которые обеспечивают формирование готовности к материнству, остается открытым. М.Е. Ланцбург отмечает, что само понятие «психологическая готовность к материнству» не имеет до сих пор строгого определения, его сущность и структура понимается неоднозначно [7]. Таким образом, назрела необходимость в четком научном обосновании этого феномена и выделениикритериев его формирования.

Сформированная ВМП создает мотивационную готовность женщины к выполнению материнских функций, обеспечивая при этом положительное эмоциональное отношение к этой деятельности, поэтому ВМП как раз и может стать тем теоретическим конструктом, на основе которого могут быть качественно исследованы основные феномены,регулирующие материнское поведение — личностные смыслы материнства,эмоциональное отношение к материнству,к себе в роли матери и к ребенку,образ ребенка,образ себя в роли матери,представления осодержании и форме материнской деятельности.

Исследование внутренней материнской позиции как личностного новообразования в психике женщины расширяет представления о ее развитии во взрослом возрасте, вносит вклад в решение важной дискуссионной проблемы отечественной возрастной психологии — о возможности примененияпредставлений о культурно-исторической обусловленности развития в детском и подростковом возрасте к пониманию и анализу механизмовразвитиявзрослого человека.

Литература

  1. Айвазян Е.Б. Внутренняя материнская позиция у беременных женщин: теоретический и эмпирический анализ.// Альманах ИКП РАО. –9/ 2005.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред.Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — с. 244–268.
  5. Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 2. – C. 24–29.
  6. Захарова Е.И. Роль ценностно-смысловой ориентировки в психологической подготовке женщины к родам // Журнал практического психолога.–2002.- № 4–5, С. 53–60.
  7. Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций. // Психологическая наука и образование. – 2011. -№ 1.
  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
  9. Лубовский Д.В. Понятие «Внутренняя позиция личности» в работах Л.И. Божович: теоретические аспекты и современные исследования //Журнал практического психолога: Научно-практический журнал.–2008. -№ 5.-С. 157–171.
  10. Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» — понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: сборник научных трудов / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — С. 50—61.
  11. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.

.

Многообразие социальных ролей

Каждый статус обуславливает поведение личности, наделяет ее одной или несколькими ролями. Роли возникают стихийно, в результате межличностного общения в коллективе или создаются на основе общественных норм, требований к должности, занимаемой личностью в социуме. Социальные роли человека подразделяются на:

  • Формальные – связаны с профессией, учебой, осуществлением власти в обществе;
  • Межличностные – определяют поведение людей в семье, дружеских отношениях, кружках по интересам;
  • Гендерные роли — это правила поведения, отведенные в обществе разным полам: женщинам и мужчинам;
  • Возрастные — зависят от количества лет, прожитых человеком;
  • Демографические – роли, отводимые различным нациям, этносам, народам.


()

В зависимости от социальных статусов человека общество ожидает от него выполнения всех социальных ролей.

Пример. Васе Федорову 13 лет. Его социальные роли в школе: учеба, самоутверждение, соперничество в школьных олимпиадах, подготовка домашних заданий, участие в межпредметных викторинах, дежурства в классе, послушание учителям. Социальные роли в семье: выполнение требований родителей, помощь родителям по дому, учеба, забота о домашних животных. По мере взросления у Васи появятся новые социальные статусы и в соответствии с ними виды социальных ролей.

Выполняемые человеком роли формируют его имидж. Имидж — образ личности, состоящий из представлений о том, каким образом она должна одеваться, говорить, выглядеть, вести себя в обществе. Представители уважаемых в обществе профессий стараются выглядеть в глазах окружающих должным образом, заботятся о своем внешнем виде, следуют правилам этикета, придерживаются определенных социальных норм.


()

Пример. Учителя не позволяют себе приходить на уроки в шортах и футболке, надевают вещи строгих цветов, придерживаются делового стиля одежды. Кроме того, учителя знают, что они являются примером для подражания учеников, поэтому стараются говорить всегда вежливо, грамотно, следуют нормам этикета. При этом социальные роли учителя меняются, когда он приходит с работы домой, в свою семью. Там он муж, отец и от него ожидают несколько другого стиля одежды и манеры поведения. Следовательно, социальные статусы определяют социальные роли.

Что такое социальный статус

Понятие социальный статус определяет занимаемое положение, а также отражает иерархичность структуры всей группы. Статусная характеристика не во всем зависит от прилагаемых индивидуумом усилий, ее определяет окружающее общество, наделяя или лишая каких-то функций на основании не всегда объективных факторов. Стоит отметить, что занимаемый социальный статус не является статичным понятием и изменяется в соответствии с внешними обстоятельствами или по решению, принятому самим человеком. Также статус может прекратить существовать полностью, если человек покидает данную общественную группу или перестает строить свою деятельность на основании правил, которые управляют поведенческими проявлениями людей.

Повышение социального статуса возможно при самостоятельных стараниях и стремлениях человека (получение дополнительного образования, создание общественного движения, увеличения количества выполняемых заказов), а также в силу социальных процессов (военные конфликты, смена и захват власти, гибель вышестоящих).

Статусы одного человека подразделяются на личные и социально-общественные, что обуславливается вхождением человека одновременно в общественные группы различного масштаба. К личным статусам причисляется занимаемое человеком место в малой группе (семья, ближайшая группы сверстников, коллектив и т.д.). Занимаемое положение тут регулируется личностными качествами и умением выстраивать прочные и продуктивные межличностные связи. Чем лучше воспринимают человека окружающие, чем большее количество позитивных эмоций испытывают в его сторону, тем выше его статус. Скорректировать свое занимаемое место в малой группе достаточно просто, тут характерно частое изменение положений, что во многом определяется эмоциональностью восприятия и отражает взаимоотношения и их процессы.

К общественно-социальному положению человека относится занимаемое им место в большой группе людей, выделяемой на основании определенных категорий (пол, нация, религия, профессия, место проживания и т.д.). Восприятие качеств и характеристик личности на данном уровне регулируется не самой группой людей и их воздействием, а общемировым положением данной социальной категории в обществе. Именно отсутствием гибкости в данном вопросе и масштабностью восприятия объясняется уничижительное отношение на основании их расы, притеснение прав и свободы на основании половых признаков и религиозных предпочтений.

Социальные роли и возраст

Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:

  • Младенчество;
  • Дошкольный возраст;
  • Младший школьный возраст;
  • Подростковый возраст;
  • Юношество;
  • Зрелость;
  • Средний возраст;
  • Пожилой возраст;
  • Старость.


()

В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.

Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:

  • Сын/дочь;
  • Лидер/изгой;
  • Брат/сестра;
  • Домохозяйка/хозяин;
  • Ученик/ученица;
  • Спортсмен/спортсменка;
  • Друг/подруга;
  • Читатель/писатель;
  • Видеоблоггер;
  • Отличник/хорошист/троечник;
  • Юноша/девушка;
  • Призывник (для военкомата);
  • Художник;
  • Музыкант;
  • Танцор.

За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.

Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала. Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.

Роль, статус в группе. Сплоченность группы.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Сплоченность — степень, в которой члены группы поддерживают друг друга и стремятся к пребыванию в рядах коллектива.

Параметры, влияющие на процесс сплочения:

1) сходство членов группы между собой.

2) эмоциональная привлекательность.

3) способ межличностного взаимодействия в группе (конкуренция, кооперация, сотрудничество)

4) удовлетворение положением в группе каждого из ее членов.

Институты групповой системности.

1) Статус — социальный ранг личности в группе, мера уровня признания ее участниками. Это групповой престиж и в зависимости от нахождения в какой-либо группе. Высший пилотаж – принадлежность к какой-либо группе обеспечивает статус (телефон, кабинет, борода).

Иерархия статусов

1) «Звезды» — наиболее предпочтительные члены группы, стоящие на вершине иерархии.

2) высокостатусные, имеющие большие предпочтения, чем отвергнутые

3) низкостатусные — имеют больше отвержении, чем предпочтений.

4) изолированные – те к которым другие не испытывают ни предпочтений ни отвержений

5) изгой – человек, к которому проявляется только отвержение.

Любая характеристика может стать статусной, если члены группы воспринимают ее как ценность.

2) Роль — образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении деятельности, имеющей отношение к другим людям.

Роль и статус неразрывны, каждой роли соответствует определенный тип поведения и людям свойственно переходить от одной роли к другой мгновенно. Когда ситуация неопределенна и человеку неясно какую роль он должен играть, как правило, он возвращается к своим прежним стереотипам.

Ролевые ожидания – это готовность коллег воспринимать то поведение, выполнение того набора функций, которые обусловлены его статусом.

Ролевой конфликт – возникает тогда, когда ролевые ожидания полностью исключают друг друга.

Поведенческие реакции, которые демонстрируют сотрудники под воздействием ролевого конфликта:

1. Строгое следование формализованным бюрократическим процедурам

. Конфликт разрешается путем опоры на правила и традиции, существующие в данной организации.

2. Избегание

, при котором конфликт тщательно вытесняется из сознания как недостойный внимания и незначительный.

3. Когнитивная реструктуризация

— индивид пытается переосмыслить свои роли и ситуацию таким образом, чтобы снять неприятное противоречие в своем поведении.

Транзакционный анализ Эрика Берна.

· Эго-состояние взрослый

: проявляется в рациональном, расчетливом, неэмоциональном поведении. Человек стремиться внести улучшение, обрабатывает полученные данные, оценивает перспективные возможности.

· Эго-состояние родитель

: индивид контролирует ситуацию, выступает как защитник и проводник определенной политики, приверженец стандартов.

· Эго-состояние ребенок

: спонтанность, зависимость, эмоциональность, вспыльчивость, стремление к немедленному признанию своих заслуг.

Комплиментарные транзакции – отсутствие ролевого конфликта; не комплиментарные транзакции происходят в условиях ролевого конфликта.

Мотивация и стимулирование. Мотивационные типы. Формирование стимулирующей политики.

Стимул – элемент внешнего воздействия на человека с целью скорректировать его поведение.

Стимул # Мотив.

Стимул превращается в мотив только тогда, когда встречается с потребностями человека.

Стимул + Потребности = Мотив.

Мотив – осознанное целенаправленное желание.

Человека только тогда можно побудить к деятельности аппелируя к потребностям высшего порядка, когда у него удовлетворены базовые потребности, поэтому если в системе стимулирования отсутствуют стимулы, ориентированные на базовые потребности, то стимулы, отвечающие потребностям более высокого, порядка работать не будут.

Если базовые потребности фрустрируются какими-то факторами в регуляции поведения сотрудников они выходят на 1 план, а стимулы, отвечающие потребностям более высокого порядка, перестают действовать.

С точки зрения практических инструментов мотивации, ее разделяют на:

• Долговременная (гарантия рабочего места, вознаграждение за достижение долгосрочных целей, карьера, делегирование ответственности) – является наиболее эффективной, так как персонал работает в режиме самооценки.

• Стабилизирующая (надбавка за стаж, условия труда, льготное питание, гибкий график работы, дополнительное страхование и пенсионное обеспечение, повышение квалификации, льготные кредиты) – не влияет на результаты качества труда, лишь помогает удержать квалифицированный персонал и снизить текучесть кадров.

• Текущая (заработная плата, премия, наказания, поощрения).

Независимо от характера предприятиями сферы деятельности, оплата труда ориентирована на стратегический успех, должна отвечать следующим требованиям:

1. Должна соответствовать объему выполненной работы, ее качеству и значимости для предприятия.

2. Величина оплаты труда должна обеспечить конкурентоспособность предприятия на рынке рабочей силы

3. Объем работы должен иметь возможность отследить формирование своих доходов

4. В основу формирования системы оплаты труда должно быть заложены единые критерии для всех должностей.

Составляющие оплаты труда: Функциональная составляющая (Функциональная оценка должности. Ориентирована на справедливое дифференцирование дохода внутри предприятия, как правило, одинаково по значимости должности. Объединяется в группы или разряды. Этих групп может быть от 5 до 20, разница не должна превышать 20 раз.); производственная составляющая (Оценка результатов работы. Не является постоянной и зависит от самого работника и величины премиального фонда); социальная составляющая (Регулируется законодательными документами и нормативными актами); надбавка (трудовой договор).

Надбавка и социальная составляющая с количеством и качеством выполняемой работы не связаны напрямую, они выполняют роль стабилизирующего фактора.

Система оплаты труда должна изменяться 1 раз в 3-5 лет, так как люди меняются, следовательно меняются мотивации. Это необходимо чтобы работники были в тонусе.

Мотивационные типы.

1. Класс избегательной мотивации – когда человек стремиться избежать нежелательного для себя последствия поведения.

a. Люмпенизированный тип: 20% (базовая – негативные, запрещено – организационные и участие в управлении)

i. Нет предпочтений в выполнении работы

ii. Согласен на низкую плату, при условии, что другие получают не больше.

iii. Низкая квалификация и нет стремления ее повысить.

iv. Низкая активность и выступление против активности других.

v. Низкая ответственность и стремление ее переложить на других

vi. Стремление к минимизации усилий.

2. Класс достижительной мотивации —когда сотрудник ведет себя так, чтобы достичь определенных целей.

a. Инструментальный тип:

30% (б. – денежные, з. – моральные и патернализм)

i.

Интересует цена труда, а не его содержание (плата – инструмент для достижения целей)

ii.

Важна обоснованность цены, не желает подачек

iii.

Важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно

b. Профессиональный тип

15% (б. – организационные, з. – патернализм и негативные)

i.

Интересует содержание работы

ii.

Интересуют трудные задания как возможность самовыражения

iii.

Считает важной свободу в оперативных действиях

iv.

Важно профессиональное признание как лучшего в профессии.

c. Патриотический тип

10% (б. — моральные)

i.

Необходима идея, которая будет двигать сотрудником.

ii.

Важно общественное признание, участие в успехе

iii.

Главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме.

d. Хозяйственный тип

25% (б. – участие в управл, з. – негативные и патернализм)

i.

Добровольно принимают на себя ответственность

ii.

Характеризуется обостренными требованиями свободы действий

iii.

Не терпит контроля.

Сочетание в определенной пропорции мотивационных типов называется мотивационными профилями. Каждому типу соответствует тип стимулирования.

При формировании программа стимулирования и мотивации может идти 2 путями:

1. Оптимизировать систему стимулирования под существующие мотивационные профили компании, чтобы обеспечить предельно конструктивное поведение имеющегося в наличии персонала. В таком случае этапы создания программы:

a. Выявить существующий мотивационный профиль

b. Скорректировать с помощью модели адекватно систему стимулирования

c. Обследовать принимаемых на работу лиц, с целью выявления их профиля.

d. Корректировать систему стимулирования при существенных изменениях мотивационного профиля.

2. Сформировать и поддержать новый (заданный) профиль компании. Этапы:

a. Выявить мотивационный профиль

b. Определить требуемый мотивационный профиль

c. Скорректировать, исходя из модели, систему стимулирования, создающую дискомфорт для не желательных типов и комфортные условия для желаемых типов.

Обследование персонала на «входе» с целью не допускать лиц с нежелательным типом мотивации.

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒


Причины разрыва между поколениями

Молодые люди, подростки часто обижаются на старшее поколение за множество запретов и ограничений, вводимых по отношению к ним. Психологи называют это разрывом связей между поколениями. Но когда родители запрещают подросткам смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, употреблять алкогольные напитки, задерживаться в компании друзей – они просто исполняют свои социальные роли. Родители проявляют строгость не из-за жесткого характера или отсутствия любви по отношению к своим детям, а из-за долга по отношению к ним.


()

Подростки мечтают быстрее вырасти, дают себе обещание никогда не поступать таким же образом по отношению к своим будущим детям, мечтают, что когда станут взрослыми, будут разрешать своим детям все, что угодно. Но повзрослев, подростки меняют свой взгляд на мир и став родителями так же проявляют некоторую строгость по отношению к своим детям. Проблема разрыва связи между поколениями приводит к отсутствию взаимопонимания между старшими и младшими, чтобы это исправить нужно, чтобы каждый постарался поставить себя на место другого.

Основные жизненные позиции человека

При всем богатстве выбора другой альтернативы нет…

Когда-то давно была такая реклама

Эрик Берн полагал, что при всем богатстве и разнообразии психотипов людей, есть всего четыре основополагающие психологические установки, согласно которым человек строит свое отношение к окружающему миру. Это

4 жизненные позиции:

1. Я +, ты + (конструктивная);

2. Я –, ты + (депрессивная);

3. Я +, ты – (оборонительная);

4. Я , ты (бесплодная).

Причем в отличие от базовых черт личности, являющихся врожденными (таких, например, как тип высшей нервной деятельности, в просторечии часто называемый «темпераментом») перечисленные четыре установки приобретаются в детстве, под влиянием воспитания.

Вот, что пишут об основных жизненных позициях человека Константин и София Литвиненко.

«Если ребенка окружает атмосфера любви, принятия и безопасности, то формируется позитивная базовая экзистенциальная позиция человека – Я+ Ты+, ребенок приобретает прочное основание для положительной самооценки и позитивного, дружелюбного отношения к окружающим.

В силу различных обстоятельств: непринятие, отталкивание, пренебрежение, равнодушие со стороны родителей и т.д. (см. Главу II, «Отвержение и само-отвержение») у ребенка может сложиться ложное представление о самом себе и о внешнем мире, что приводит к возникновению других неестественных, нездоровых внутренних установок.

Конструктивная позиция Я+ Ты+

Если ядро системы убеждений составляет конструктивная жизненная позиция, человек убежден в ценности своей личности, уверен, что он достоин того, чтобы его любили и принимали. Он любит своих родителей, знает, что они — хорошие, добрые, честные люди, которым можно доверять. Подобное отношение распространяется и на других людей.

Человек живет в гармонии с внешним миром, для него характерны продуктивное сотрудничество, позитивные отношения с людьми, принятие, умение дружить, психологическая адаптированность и успешность. Он способен давать и принимать любовь, не боится сближаться с людьми, свободен от чрезмерной зависимости от мнения и оценок окружающих, спокойно принимает критику, самокритичен, открыт к любым изменениям.

Он понимает себя, свои чувства, свободно может выражать, осознавать и говорить о своих чувствах, переживаниях. Радуется чужим успехам и достижениям, способен поддержать других, искренне говорит о позитивных чертах людям, положительно оценивает будущее.

Человек с экзистенциальной позицией Я+ Ты+ также может высказать справедливые критические замечания, и готов сказать «нет», если это необходимо; не боится отстаивать свое мнение, даже если окружающие с ним не согласны; отличается независимостью и твердостью позиции, если уверен в своей правоте. Однако если он обнаруживает ошибочность своего мнения, то свободно признает свою неправоту и изменяет собственную точку зрения. Ему свойственно трезвое оценивание реальности событий и готовность к позитивному поиску решений возникающих жизненных проблем, способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, учитывая советы и пожелания окружающих.

Такой человек верен своим нравственным идеалам и ценностям. Он постоянно развивается, занимается самопознанием, выбирает подходящие для него методы внутреннего личностного роста и работает над собой.

Депрессивная позиция Я– Ты+

Депрессивная жизненная позиция доминирует у человека в его системе убеждений после пережитого опыта отвержения со стороны близких людей, родителей. Он принимает решение, что с ним что-то не так, «Я – плохой» (Я –), считает себя ни на что не способным, думает, что он хуже других, страдает от чувства неполноценности, некомпетентности, само-отвержения.

Неуверенность в себе рождает страх перед неуспехом, который реально провоцирует неудачу. Человек внутренне стремится к регулярному переживанию ситуаций неуспеха, даже в мелочах. Он постоянно ожидает неудачу, чтобы еще раз зафиксировать справедливость позиции родителей в отношении себя: с ним что-то не так, он не такой, какого они хотели, он ни на что не способен, не может им угодить и т.д. Он чрезвычайно зависим от мнения родителей и авторитетных фигур в своей жизни. Часто это проявляется в инфантилизме, в страхе брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу.

Человек с такой жизненной позицией регулярно переживает депрессию, уныние, стремится удалиться от других людей, предпочитает держаться на расстоянии. Он избегает всего нового, неожиданного; старается пребывать в уже знакомом кругу, в котором чувствует себя в относительно безопасном положении…

Подумайте, сколько литературных героев с подобной жизненной позицией описано в русской литературе! Это очень распространенный тип личности.

Оборонительная позиция Я+ Ты–

Если на экзистенциальном уровне системы убеждений господствует оборонительная жизненная позиция, человек, так или иначе, переживает ситуацию отверженности родителями, значимыми людьми, и принимает решение, что эти люди, мир, все вокруг – враждебно, негативно настроено и нужно всегда быть готовым обороняться и защищаться, а лучше всего, — нападать.

Человек ощущает ценность своей личности посредством доказательства своего превосходства над другими, посредством непреодолимого стремления контролировать все вокруг. Обычно он сам даже не замечает, что унижает, осуждает и обвиняет людей. Так как это происходит настолько естественно, что он искренне верит, что окружающие все делают неверно, виноваты во всех неприятностях (в том числе и его собственных проблемах). А уж он-то лучше других знает, как нужно делать, чтобы получилось хорошо.

Ему необходимо быть первым, лучшим, это достигается часто путем осуждения или принижения других, в невротическом соперничестве (комплекс превосходства). А также в попытках контролировать всех вокруг и стремлении выполнить любое дело на пределе возможностей, достижении совершенного успеха и демонстрации его окружающим с тем, чтобы показать, что они на это не способны.

Такой человек внутренне убежден, что достичь своих целей можно только путем неустанной борьбы, агрессивности по отношению к людям и миру. Агрессивность иногда скрывается и сублимируется, обретает социально приемлемые формы, но окружающие, особенно те, от которых данный человек никак не зависит, могут чувствовать себя дискомфортно в его присутствии, зачастую воспринимают его как подавляющего других, нечувствительного человека.

Однако надо всегда иметь в виду, что комплекс превосходства лишь защитная форма глубинного чувства неполноценности, комплекса само-отвержения (непринятия, отвержения себя). Эти два комплекса естественным образом связаны. Нас не должно удивлять, что когда мы занимаемся самопознанием и обнаруживаем комплекс само-отвержения, то тут же находим более или менее скрытый комплекс превосходства. С другой стороны, если мы исследуем комплекс превосходства в динамике, то всякий раз находим более или менее скрытый комплекс само-отвержения. Это снимает кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Слово «комплекс», которое мы употребляем, отражает совокупность психологических характеристик, лежащих в основе преувеличенного чувства само-отвержения, неполноценности или стремления к превосходству.

Бесплодная позиция Я– Ты–

Человек, ядро системы убеждений которого представлено бесплодной жизненной позицией, чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, униженным; убежден, что жизнь бесполезна, полна разочарований, никто не может ему помочь.

Он отвергает людей и мир вокруг и чувствует себя отверженным, опустошенным, подавленным; основное действие — выжидание.

Человек, не осознающий ценность ни собственной личности, ни ценность личности окружающих людей, может быть социально опасен.

Внутренний конфликт довольно часто проявляется через попытки погрузиться в иную реальность (компьютер, алкоголь, наркотики, магия и т.д.), для того, чтобы спрятаться от внутренних проблем, по возможности не думать, не признавать и игнорировать их…

Каждый взрослый человек не пребывает в своей базовой экзистенциальной позиции постоянно. Зачастую (как свое истинное лицо) он скрывает ее под различными масками. Но экзистенциальная позиция всегда проявляется в трудных жизненных обстоятельствах, при решении психологических проблем, в новых, неожиданных обстоятельствах, в состоянии внутреннего конфликта, напряженности, фрустрации (психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний, сопровождающееся различными, отрицательными переживаниями: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние…)».

Фото с сайта: https://club.foto.ru

Личный блог Зои Ершовой

Tweet

Добрый день, дорогие мои друзья!

Вчера испытала некоторый шок: прямо на глазах с блога исчезли все статьи и страницы. Нужно отдать должное службе технической поддержки — быстро откликнулись и помогли справиться с возникшей проблемой. Однако почти сутки блог был не в рабочем состоянии и в результате отката пропала часть ваших комментариев. Приношу свои извинения всем читателям за возникшие неудобства.

Внутренняя позиция.

Сегодня предлагаю поговорить на очень важную тему, которую невозможно пропустить при занятиях самосовершенствованием, пытаясь найти путь к успеху. Собственно эта тема касается каждого человека. Поскольку человек, не имеющий личной позиции, жизненных ценностей, мечты и цели, способен быть, не зависимо от рода его деятельности, только разнорабочим. Для серьезных проектов, ответственной работы он абсолютно не подходит.

Думаю, что при честном анализе, каждый человек может припомнить в своей жизни ситуации, когда вроде бы были и желания, и определенные навыки, но напрочь отсутствовал результат. В одних случаях возникало внутреннее сопротивление, в других вы вдруг «прозревали» и резко меняли отношение к ситуации.

Еще быстрее можно вспомнить других людей из своего окружения, с которыми вы вчера железно о чем-то договорились: составить договор о сотрудничестве, выполнить какую-либо работу и так далее, а сегодня они вас избегают, не отвечают на телефонные звонки, разговаривают нейтральным тоном, словно ничего до этого между вами не было.

Что происходит с людьми за такой короткий срок? Почему ваши действия или действия других людей так резко изменились? Чаще всего это происходит под воздействием «авторитетного человека», который помог изменить точку зрения, «открыл глаза на истину», а соответственно способствовал изменению внутренней позиции человека. Вам кажется, что вы не изменились, точка, из которой вы оцениваете окружающий вас мир, неизменна, однако статичность внутренней позиции в такой ситуации призрачна.

Отсутствие своего сформированного внутреннего стержня свидетельствует о незрелости личности, отсутствии ответственности. Это безвольные люди, достаточно беспринципны, даже если внешне и производят противоположное мнение. Они могут занимать и определенную руководящую позицию, но не способны быстро принимать решения, принятые решения могут изменять, откладывать их исполнение.

Зрелые люди имеют стабильный взгляд на мир. Это не имеет ничего общего с «железобетонной» внутренней позицией, от которой невозможно отказаться. Зрелая внутренняя позиция, наличие личных ценностей не дает человеку мотаться по внутреннему пространству, но позволяет быть достаточно гибким в конкретной ситуации.

«Здесь я стою, и не могу иначе!» (Мартин Лютер).

По отношению к любой ситуации, любому проявлению в действии других людей, к любой идее или значимому вопросу у такого человека есть определенная позиция.

На одном из тренингов Сергей Всехсвятский сравнил формирование внутренней позиции с процессом, через который проходит каждый человек — учились ходить. Когда ребенок учится ходить, то у него все сконцентрировано на том, чтобы постоянно ходить. То же самое происходит и во внутреннем пространстве: прежде чем мы научимся лидерству в своем деле или просто в своей жизни, нам необходимо научиться твердо стоять в жизни на своих ногах.

Формирование внутренней позиции состоит из трех этапов:

  • Я-позиция;
  • Бизнес — позиция:
  • Лидерская позиция.

Формирование Я-позиции заключается в работе с ценностями. Проще это делать через уже всем известную цепочку: мечта-цель-план.

Бизнес-позиция, или же Сергей ее называет ее еще профессиональной, — это точка из которой человек воспринимает и строит свой бизнес. Очень важно научиться владеть бизнесом, а не относиться к нему как к увлечению или работе по найму, что особенно часто наблюдается в сетевом маркетинге. Складывается бизнес-позиция в свою очередь из четырех позиций дополняющих друг друга:

  • позиция владельца;
  • позиция инвестора;
  • позиция ученика;
  • позиция наставника.

Бизнес-позиция позволяет человеку жить не по принципу «Бог располагает», а делать свою жизнь, понимать, что он сам творец своей жизни. С таким человеком не случается что-то по воле случая, он во время инвестирует в свое здоровье, свой бизнес, личностный рост, отношения. Но начинать инвестировать следует только после того, пока не освоите позицию владельца.

Когда у человека сформированы позиции владельца и инвестора, то он готов стать хорошим учеником. Хороший ученик не только занимается планированием, но прежде всего начинает действовать.

Когда действия начинают давать результат, то появляется позиция наставника. Не умея ничего, не имея результата, невозможно наставлять других.

О том какими качествами должен обладать лидер мы уже рассматривали ранее:

«С чего начинается Лидер»;

«Пять основных качеств Лидера»;

«Самый главный секрет»;

«Помоги людям соединить личные и деловые цели»;

«Вовлеки людей и надели каждого полномочиями»;

«Дай возможность блеснуть членам команды»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: