Задачи и организация психологического эксперимента

Человек и особенности его личности уже не одно столетие являются объектом интереса и изучения великих умов человечества. И с самого начала развития психологической науки и до наших дней люди сумели развить и существенно улучшить свои навыки в этом непростом, но захватывающем деле. Поэтому сейчас для получения достоверных данных в изучении особенностей психики человека и его личности люди пользуются большим количеством самых разных способов и методов исследования в психологии. И одним из методов, получивших наибольшую популярность и зарекомендовавших себя с самой практической стороны, является психологический эксперимент.

Отдельные примеры самых известных, интересных и даже антигуманных и шокирующих социально-психологических экспериментов, которые проводились над людьми, мы решили рассмотреть независимо от общего материала, в силу их важности и значимости. Но в начале этой части нашего курса мы ещё раз вспомним о том, что такое психологический эксперимент и каковы его особенности, а также вкратце затронем виды и характеристики эксперимента.

Что такое эксперимент?

Эксперимент в психологии – это определённый опыт, который проводится в специальных условиях, с целью получения психологических данных путём вмешательства исследователя в процесс деятельности испытуемого. Исследователем в процессе эксперимента может выступать и ученый-специалист, и простой обыватель.

Основными характеристиками и особенностями эксперимента являются:

  • Возможность изменения какой-либо переменной и создания новых условий для выявления новых закономерностей;
  • Возможность выбрать точку отсчёта;
  • Возможность неоднократного проведения;
  • Возможность включать в состав эксперимента другие методы психологических исследований: тест, опрос, наблюдение и другие.

Сам же эксперимент может быть нескольких видов: лабораторный, естественный, пилотажный, явный, скрытый и т.д.

Если вы не изучали первые уроки нашего курса, то наверняка вам будет интересно узнать, что более подробно ознакомиться с экспериментом и другими методами исследований в психологии вы можете в нашем уроке «Методы психологии». Сейчас же мы переходим к рассмотрению самых известных психологических экспериментов.

Самые известные психологические эксперименты

  1. Хоторнский эксперимент
  2. Эксперимент Милгрэма
  3. Стэнфордский тюремный эксперимент
  4. Эксперимент Рингельмана
  5. Эксперимент «Я и другие»
  6. «Чудовищный» эксперимент
  7. Проект «Аверсия»
  8. Эксперименты Лэндиса
  9. Крошка Альберт
  10. Приобретённая (выученная) беспомощность
  11. Мальчик, воспитанный как девочка

1

Главные цели и задачи экспериментального метода

цели и задачи экспериментального метода
Целью проведения психологического эксперимента всегда является достижение наибольшей однозначности в установлении связей между внутренними психическими процессами и их внешними проявлениями.

Основной задачей экспериментального метода в психологии считается выявление и осуществление максимальной доступности для проведения внешнего наблюдения за особенностями внутренних психических процессов.

Для этого изменяют условия внешней деятельности и экспериментальным путем подбирают такую ситуацию, при которой наблюдаемое протекание данного акта в полной мере свидетельствовало о внутреннем психическом содержании. Задачей для варьирования условий служит нахождение одной, единственно верной интерпретации совершенного поступка или действия, исключив при этом вероятность других.

Хоторнский эксперимент

Под названием Хоторнский эксперимент понимается ряд социально-психологических экспериментов, которые проводились с 1924 по 1932 годы в американском городе Хоторн на фабрике «Western Electrics» группой исследователей, во главе которых был психолог Элтон Мэйо. Предпосылкой для проведения эксперимента послужило снижение производительности труда среди рабочих фабрики. Исследования, которые проводились по этому вопросу, не смогли объяснить причины этого снижения. Т.к. руководство фабрики было заинтересовано в том, чтобы поднять производительность, учёным была дана полная свобода действий. Их целью было выявить зависимость между физическими условиями работы и эффективностью работников.

После долгих исследований учёные пришли к выводу, что на производительность труда влияют социальные условия и, главным образом, возникновение интереса работников к процессу работы, как следствие их осведомлённости о своём участии в эксперименте. Один лишь факт того, что работники выделяются в отдельную группу и к ним проявляется особое внимание со стороны учёных и руководителей уже влияет на эффективность работников. Кстати говоря, в процессе Хоторнского эксперимента был выявлен эффект Хоторна, а сам эксперимент повысил авторитет психологических исследований как научных методов.

Зная о результатах Хоторнского эксперимента, а также об эффекте, мы можем применить эти знания на практике, а именно: оказать положительное воздействие на свою деятельность и деятельность других людей. Родители могут улучшить развитие своих детей, педагоги могут повысить успеваемость учащихся, работодатели – эффективность своих работников и производительность труда. Для этого можно попробовать объявить о том, что будет проходить некий эксперимент, а люди, которым вы это объявляете – его важная составляющая. С этой же целью можно применить внедрение каких-либо инноваций. Но об этом вы можете более подробно узнать отсюда.

А узнать подробности Хоторнского эксперимента вы можете здесь.

2

Искусственная тюрьма

Любопытно, что далеко не все известные жестокие психологические эксперименты над людьми изначально задумывались как таковые. Среди них особое место занимает исследование сотрудников Стэнфордского университета, получившее наименование «искусственная тюрьма». Ученые даже не предполагали, насколько разрушительным для психики подопытных окажется «невинный» эксперимент, поставленный в 1971 году, автором которого стал Филипп Зимбардо.

Психолог намеревался с помощью своего исследования понять социальные нормы людей, утративших свободу. Для этого он отобрал группу добровольцев-студентов, состоящую из 24 участников, затем запер их в подвале психологического факультета, который должен был послужить своеобразной тюрьмой. Половина из добровольцев взяла на себя роль заключенных, остальные выступали в качестве надзирателей.

психологические эксперименты над людьми список

Поразительно, но «узникам» потребовалось совсем немного времени для того, чтобы почувствовать себя реальными заключенными. Те же участники эксперимента, которым досталась роль надзирателей, стали демонстрировать настоящие садистские наклонности, придумывая все новые и новые издевательства над своими подопечными. Опыт пришлось прервать раньше запланированного срока во избежание психологических травм. Всего люди пробыли в «тюрьме» чуть более недели.

Эксперимент Милгрэма

Эксперимент Милгрэма был впервые описан американским социальным психологом в 1963 году. Его целью было выяснить, сколько страданий могут причинить одни люди другим, причём невинным людям, при условии, если это является их рабочими обязанностями. Участникам эксперимента сказали, что исследуется влияние боли на память. А участниками были сам экспериментатор, реальный испытуемый («учитель») и актёр, который играл роль другого испытуемого («ученика»). «Ученик» должен был заучивать слова из списка, а «учитель» – проверять его память и, в случае ошибки, наказывать электрическим разрядом, каждый раз увеличивая его силу.

Изначально эксперимент Милгрэма проводился для того, чтобы выяснить, как жители Германии могли принимать участие в уничтожении огромного количества людей во время нацистского террора. В итоге, эксперимент наглядно продемонстрировал неспособность людей (в данном случае «учителей») противостоять начальнику (исследователю), приказывавшему продолжать выполнение «работы», несмотря на то, что «ученику» причиняются страдания. В результате эксперимента было выявлено, что в сознании человека глубоко укоренена необходимость подчинения авторитетам, даже при условии внутреннего конфликта и моральных страданий. Сам же Милгрэм отмечал, что под давлением авторитета адекватные взрослые люди способны зайти очень далеко.

Если мы на какое-то время задумаемся, то увидим, что, на самом деле, результаты эксперимента Милгрэма говорят нам, помимо всего прочего, о неспособности человека самостоятельно решать что ему делать и как себя вести, когда «над ним» стоит кто-то выше по рангу, статусу и т.п. Проявление этих особенностей человеческой психики, к сожалению, очень часто приводит к плачевным результатам. Чтобы наше общество можно было назвать по настоящему цивилизованным, люди должны научиться всегда руководствоваться человеческим отношением друг к другу, а также этическими нормами и моральными принципами, которые диктует им их совесть, а не авторитет и власть других людей.

Ознакомиться с деталями эксперимента Милгрэма вы можете здесь.

3

«Третья волна»

Вопрос, который волновал Стэнли Милгрэма и других исследователей, был продиктован реалиями Второй мировой войны. Почему миллионы немцев, принадлежавших к одной из самых образованных и культурных наций западного мира, пошли на поводу у пропагандистской машины Третьего рейха и оказались способны на акты зверского насилия? Как так вышло?

Задавались этим вопросом не только психологи. В обычных школах обычные учителя размышляли о том же самом. Среди них был и Рон Джонс, в 1967 году преподававший историю в гимназии калифорнийского городка Пало-Альто. Один из старшеклассников спросил его, как жители Германии могли мириться с массовым истреблением людей, концлагерями и прочими ужасами того времени. Рон Джонс не знал, что ответить, и решил провести в классе эксперимент.

В понедельник он убедительно объяснил ученикам, какое преимущество даёт людям дисциплина и предложил выполнить несколько упражнений (как «правильно» сидеть, как бесшумно заходить в аудиторию и т. п.). Удивительно, но школьникам это понравилось, и они охотно выполняли указания, даже когда те звучали авторитарно.

Во вторник ученики встретили преподавателя в «правильных» сидячих позах, и он стал объяснять им силу общности. Они придумали и выучили девиз, который скандировали хором («Сила в дисциплине, сила в общности»), а затем и жест приветствия. Рон назвал его салютом «Третьей волны» и призвал всех использовать его при встрече. В среду к ним начали присоединяться ученики из других классов, Джонс стал выдавать членские билеты, назначил себе телохранителя и раздал детям множество поручений: разработать проект флага «Третьей волны», завербовать учеников из соседней школы, доложить о тех, кто не подчиняется правилам… К концу дня движение разрослось до 200 человек.

В четверг педагог объяснил учащимся силу гордости и рассказал, что их движение — часть секретной правительственной программы, цель которой — отобрать самых достойных ребят. По всей стране, по его словам, уже созданы отделения «Третьей волны», а завтра в полдень лидер движения выступит по телевидению. Трёх девушек, чья лояльность вызывала у учителя сомнения, он велел вывести из класса.

В полдень пятницы 200 учеников, набившихся в аудиторию, ждали телеэфира. Телевизор включили, но экран был пуст. Выждав немного, Рон Джонс запустил плёнку с кинохроникой Третьего рейха. Когда он включил свет, в зале стояла тишина, а его «телохранитель» плакал. «Нет никакого общенационального движения „Третья волна“, — сказал Джонс. — Вас использовали, вами манипулировали. И оказалось, что вы ничем не лучше тех немцев времён нацистской Германии, которую мы изучали».

Геббельс.
«Русские рубят детей топором». Почему выдумки Геббельса обожают на Западе? Подробнее

Стэнфордский тюремный эксперимент

Стэнфордский тюремный эксперимент проводился американским психологом Филиппом Зимбардо в 1971 году в Стэнфорде. В нём исследовалась реакция человека на условия тюремного заключения, ограничение свободы и влияние на его поведение навязанной социальной роли. Финансирование осуществлялось ВМФ США для того, чтобы объяснить причины конфликтов в морской пехоте и исправительных учреждениях ВМФ. Для эксперимента были отобраны мужчины, часть которых стала «заключёнными», а другая часть – «охранниками».

«Охранники» и «заключённые» очень быстро вжились в роли, а ситуации в импровизированной тюрьме подчас возникали очень опасные. В трети «охранников» проявлялись садистские наклонности, а «заключённые» получили сильнейшие моральные травмы. Эксперимент, рассчитанный на две недели, остановили уже через шесть дней, т.к. он начал выходить из-под контроля. Стэнфордский тюремный эксперимент нередко сравнивают с описанным нами выше экспериментом Милгрэма.

В реальной жизни можно увидеть, как какая-либо оправдывающая идеология, поддерживаемая государством и социумом, может сделать людей чрезмерно восприимчивыми и покорными, а власть авторитетов оказывает сильнейшее воздействие на личность и психику человека. Понаблюдайте за собой, и вы увидите наглядное подтверждение тому, как определённые условия и ситуации влияют на ваше внутренне состояние и формируют поведение сильнее внутренних особенностей вашей личности. Очень важно уметь всегда оставаться собой и помнить о своих ценностях, чтобы не поддаваться влиянию внешних факторов. И сделать это можно лишь с помощью постоянного самоконтроля и осознанности, которые, в свою очередь, нуждаются в регулярной и систематической тренировке.

Подробности Стэнфордского тюремного эксперимента можно найти, перейдя по этой ссылке.

4

Известные исследования

На протяжении истории проводилось множество психологических экспериментов. Они отличались друг от друга воздействием, конечными целями. Среди всего этого разнообразия можно выделить несколько знаменитых опытов:

  1. Эксперимент Милгрэма. Его описали в 1963 году. Его главная цель заключалась в том, чтобы определить, сколько страданий может доставить один человек другому, если это входит в его рабочие обязанности или ему приказывает руководитель. Ученые хотели выяснить, как люди участвовали в убийстве однополчан. Проанализировав полученные результаты, Милгрэм доказал, что не все люди могут противостоять воле своего руководства.
  2. Хоторнский эксперимент. Этим термином называют комплекс опытов, которые были проведены в 1924-1932 году. Проводились они на фабрике в Америке Western Electrics. Начались исследования из-за того, что на производстве снизился темп работы. Владельцы фабрики желали поднять рабочий темп, из-за чего предоставило исследователям полную свободу действий. В ходе эксперимента ученые отметили, что рабочие начали работать быстрее благодаря повышенному вниманию к ним. Исследователи сделали вывод, что темп работы зависит от социальных факторов, окружающих.
  3. Стэнфордский тюремный эксперимент. Опыт проводил ученый из Америки Филипп Зимбардо в 1971 году. Его суть заключалась в том, чтобы узнать реакцию людей на условия тюремного содержания, навязываемые им социальные роли. Участников разделили на заключенных и охранников. Спустя 6 дней эксперимент начал выходит из-под контроля, потому что у некоторых охранников начали проявляться садистские наклонности, а у заключенных — серьезные психологические травмы.
  4. Я и другие. Представляет собой советский фильм, в котором было продемонстрировано несколько психологических экспериментов. Главная суть этих опытов заключалась в том, чтобы показать, как окружающие влияют на индивида. После просмотра фильма, можно сказать о том, что человек сильно зависит от мнения окружающих. Из-за этого люди часто меняют собственное мнение, видя, что другие с ним не согласны.
  5. Опыт Рингельмана. Впервые его описали в 1913 году, но провели только в 1927. Для проведения эксперимента ученые набрали группу людей. Участники исследования должны были выполнять одну работу. Первый рабочий процесс заключался в подъеме тяжелых предметов, другой в перетягивании каната. Учеными было доказано, что чем больше людей работает в одной группе, тем менее эффективным будет рабочий процесс.
  6. Чудовищный эксперимент. Его провели в США 1939 год. Цель опыта заключалась в том, чтобы узнать насколько дети внушаемы. Для этого исследователи выбрали 22 ребенка из сиротского дома и разделили их на две группы. Одних постоянно хвалили. Других называли заиками, указывали на недостатки. В итоге дети, которым внушали только плохое, начали хуже говорить, у них развились симптомы заикания, которые сохранились на всю жизнь. Этот эксперимент длительное время скрывался от общественности.
  7. Крошка Альберт. Известный эксперимент, который считается нечеловечным. Ученый хотел доказать, что в детском возрасте можно развить страх или же подавить его. Для этого ребенку демонстрировали картинку крысы и издавали резкий громкий звук. Малыш начинал плакать. Впоследствии ребенок начинал рыдать даже без резкого звука, только от увиденного изображения крысы.
  8. Проект Аверсия. Эксперимент, проводимый в рядах армии ЮАР. Его целью было выявление и уничтожение гомосексуалистов в рядах армии. В исследовании участвовало более 1000 человек. К ним применялись такие средства, как шокеры, наркотики, проводились кастрации, отравления химическими веществами. Многие из участников покончили жизни самоубийством, другая часть так и не смогла реабилитироваться от последствий. Сам эксперимент потерпел неудачу, потому что не был основан на каких либо научных доводах.
  9. Эксперименты Лэндиса. Это целый цикл опытов, который были проведены в 1924 году. Его цель заключалась в том, чтобы определить, как работают лицевые мышцы, которые выражают эмоции. В опыте участвовали студенты, которых учил Лэндис. Мышцы были обозначены линиями, чтобы видеть, как они меняют свое положение относительно друг друга. После этого студентам показывали или говорили что-то, что может вызвать бурные эмоции. В результате не было выявлено никаких закономерностей.
  10. Мальчик, которого воспитали как девочку. Опыт, считающийся самым бесчеловечным на протяжении всей истории. Его проводили на протяжении нескольких десятилетий — с 1965 по 2004 годы. В начале эксперимента ученые взяли под контроль мальчика Брюса Реймера, который родился в 1965 году. Проводя операцию по обрезанию ему повредили пенис, из-за чего родителям посоветовали воспитать его как девочку. Родители одобрили задуманное, согласились на операцию по смене пола и дальнейший курс воспитания. Психолог Джон Мани хотел доказать миру, что половая принадлежность это результат воспитания, а не сотворение природы, но учителя и родители начали замечать, что методика не дает результатов. Ребенок проявлял все особенности поведения мальчика. Спустя несколько лет, бывший Брюс решил полноценно стать мужчиной, провел операцию по возвращению пола. Повзрослев он нашел жену, усыновил ребенка. Когда мужчине исполнилось 38 лет, он покончил жизнь самоубийством из-за тяжелых психологических травм, полученных в детстве.
  11. Приобретённая беспомощность. Это психическое состояние, в котором личность не делает абсолютно ничего для улучшения собственного положения, даже если для этого есть все предпосылки, возможности. Случается это, если человек сделал несколько неудачных попыток по изменению негативных факторов окружающей среды. Открыт феномен был в 1966 году, Стивом Майнером, Мартином Селигманом.

Эти эксперименты наиболее выделяются среди других. Любые опыты проводимые с людьми ограничиваются многими правилами, позволяющими защитить человека от любых негативных последствий.

Психологические эксперименты проводятся для получения информации об изменениях психики подопытных. Опыт помогает понять, как человек будет реагировать на внешние раздражители, исследователи могут создавать определенные условия, ситуации.

Эксперимент Рингельмана

Эксперимент Рингельмана (он же эффект Рингельмана) был впервые описан в 1913 году, а проведён в 1927 году французским профессором сельскохозяйственной инженерии Максимилианом Рингельманом. Данный эксперимент был проведён из любопытства, но выявил закономерность сокращения производительности людей в зависимости от увеличения количества людей в той группе, в которой они работают. Для эксперимента осуществлялась случайная подборка разного количества людей для выполнения определённой работы. В первом случае это было поднятие тяжестей, а во втором – перетягивание каната.

Один человек мог поднять максимально, например, тяжесть весом в 50 кг. Следовательно, два человека должны были суметь поднять 100 кг, т.к. результат должен прямо пропорционально возрасти. Но эффект был иным: два человека смогли поднять лишь 93% от того веса, 100% которого могли поднять поодиночке. Когда группу людей увеличили до восьми человек, они подняли только 49% веса. В случае с перетягиванием каната эффект был тот же самый: увеличение количества людей снижало процент эффективности.

Можно сделать вывод, что когда мы рассчитываем только на собственные силы, то и к достижению результата прилагаем максимальные усилия, а когда работаем в группе, то нередко надеемся на кого-то другого. Проблем заключается в пассивности действий, причём эта пассивность больше социальная, нежели физическая. Одиночная работа вызывает в нас рефлекс добиться максимума от себя самих, а в групповой работе результат не так значим. Поэтому, если вам нужно сделать что-то очень важное, то лучше всего надеяться только на себя и не рассчитывать на помощь других людей, ведь тогда вы выложитесь «по полной» и добьётесь своего, да и другим людям не так важно то, что важно вам.

Больше информации об эксперименте/эффекте Рингельмана можно найти здесь.

5

Цели исследования

Специалисты различают поисковый, пилотажный, подтверждающий эксперименты в зависимости от цели исследования:

  • Поисковый эксперимент. Как правило, он направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями и проводится на начальном этапе исследования. Поисковый эксперимент позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочную переменные, а также определить способы их контроля;
  • Пилотажный эксперимент или пробный, первый в серии. Он проводится без строгого контроля переменных на небольшой выборке. Данный вид эксперимента дает возможность устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, а также конкретизировать цель и уточнить методику проведения эксперимента;
  • Подтверждающий эксперимент. Данный вид направлен на уточнение количественных отношений между переменными и на установление вида функциональной связи. Он проводится на заключительном этапе исследования.

Эксперимент «Я и другие»

«Я и другие» это советский научно-популярный фильм 1971 года, в котором представлены съёмки нескольких психологических экспериментов, ход которых комментирует диктор. Эксперименты в фильме отображают влияние мнения окружающих на человека и его способность додумывать то, что он не сумел запомнить. Все эксперименты подготовила и провела психолог Валерия Мухина.

Эксперименты, показанные в фильме:

  • «Нападение»: испытуемые должны описать детали импровизированного нападения и вспомнить приметы нападавших.
  • «Учёный или убийца»: испытуемым демонстрируют портрет одного и того же человека, предварительно представив его учёным или убийцей. Участники должны составить психологический портрет этого человека.
  • «Обе белые»: на стол перед участниками-детьми ставят чёрную и белую пирамидки. Трое из детей говорят, что обе пирамидки белые, проверяя четвёртого на внушаемость. Результаты эксперимента очень интересные. Позднее этот эксперимент был проведён с участием взрослых людей.
  • «Сладкая солёная каша»: три четверти каши в тарелке сладкие, а одна – солёная. Троим детям дают кашу, и они говорят, что она сладкая. Четвёртому дают солёный «участок». Задача: проверить, какой назовёт кашу ребёнок, попробовавший солёный «участок», когда трое остальных говорят, что она сладкая, тем самым, проверив важность общественного мнения.
  • «Портреты»: участникам показывают 5 портретов и просят выяснить, есть ли среди них два фото одного и того же человека. При этом, все участники, кроме одного, который пришёл позже, должны сказать, что два разных фото – это фото одного и того же человека. Сутью эксперимента также является узнать, как влияет мнение большинства на мнение одного.
  • «Тир»: перед школьником находятся две мишени. Если он выстрелит в левую, то выпадет рубль, который он сможет забрать себе, если в правую, то рубль пойдёт на нужды класса. В левой мишени изначально сделано больше отметок о попаданиях. Нужно выяснить, в какую мишень будет стрелять школьник, если видит, что многие его товарищи стреляли в левую мишень.

Подавляющее большинство результатов экспериментов, проводимых в фильме, показало, что для людей (как для детей, так и для взрослых) очень важно то, что говорят другие и их мнение. Так и в жизни: очень часто мы отказываемся от своих убеждений и мнений, когда видим что мнение остальных не совпадает с нашим собственным. Т.е., можно сказать, что мы теряем себя среди остальных. По этой причине многие люди не добиваются своих целей, предают свои мечты, идут на поводу у общественности. Нужно уметь в любых условиях сохранять свою индивидуальность и всегда думать только своей головой. Ведь, в первую очередь, хорошую службу это сослужит именно вам.

Прочитать о фильме «Я и другие» более подробно, а также посмотреть сам фильм можно на этой странице.

Кстати, в 2010 году был сделан ремейк данного фильма, в котором были представлены те же эксперименты. При желании вы можете найти оба этих фильма в Интернете.

6

Чем отличается опыт от эксперимента?

Отвечая на вопрос, чем отличается опыт от эксперимента, следует дать определение каждому термину. Опыт — это научный процесс, целью которого является опровержение или подтверждение какой-либо гипотезы и последующее закрепление теории на практике. Опыт всегда проводится на строго ограниченной территории. Под экспериментом понимается управляемое исследование, направленное на подтверждение выдвинутой гипотезы, при этом ученый может взаимодействовать с объектом изучения и направлять его.

Экспериментальная работа проводится впервые, а опыт выполняется при условии заранее установленного результата. Опыт порой ставится спонтанно, без какой-либо цели, при этом ученый никогда точно не знает, к чему приведет его исследование — он может готовиться к любому исходу событий. Опыты проводятся единожды, а эксперименты могут повторяться неограниченное количество раз.

«Чудовищный» эксперимент

Чудовищный, по своей сути, эксперимент был проведён в 1939 году в США психологом Уэнделлом Джонсоном и его аспиранткой Мэри Тюдор для того, чтобы выяснить, насколько дети подвержены внушению. Для эксперимента были выбраны 22 ребёнка-сироты из города Дэвенпорт. Их разделили на две группы. Детям из первой группы говорили о том, как замечательно и правильно они говорят, и всячески хвалили. Вторую половину детей убеждали, что их речь полна недостатков, и называли их жалкими заиками.

Результаты этого чудовищного эксперимента также были чудовищными: у большинства детей из второй группы, которые не имели никаких дефектов речи, начали развиваться и укоренились все симптомы заикания, сохранявшиеся на протяжении всей их дальнейшей жизни. Сам же эксперимент очень долго скрывали от общественности, чтобы не повредить репутации доктора Джонсона. Потом, всё же, люди узнали об этом эксперименте. Позже, кстати говоря, подобные эксперименты проводили нацисты над заключёнными концлагерей.

Глядя на жизнь современного общества, порой поражаешься тому, как воспитывают своих детей родители в наши дни. Нередко можно увидеть, как они ругают своих детей, оскорбляют их, обзывают, называют очень неприятными словами. Не удивительно, что из маленьких детей вырастают люди со сломанной психикой и отклонениями в развитии. Нужно понимать, что всё то, что мы говорим нашим детям, и, тем более, если мы говорим это часто, со временем найдёт своё отражение в их внутреннем мире и становлении их личности. Нужно тщательно следить за всем, что мы говорим свои детям, как мы с ними общаемся, какую самооценку формируем и какие ценности прививаем. Только здоровое воспитание и настоящая родительская любовь могут сделать наших сыновей и дочерей адекватными людьми, готовыми к взрослой жизни и способными стать частью нормального и здорового общества.

Более подробная информация о «чудовищном» эксперименте есть здесь.

7

Классификация по уровню осознанности

Какие виды экспериментов в психологии существуют еще? Подобные исследования делятся и по уровню осознанности происходящего человеком.

задачи психологии

При этом выделяют:

  1. Явный эксперимент. При его проведении испытуемый обладает исчерпывающими сведениями о целях и задачах проводимого исследования.
  2. Промежуточный. Данный вариант предполагает ознакомление испытуемого лишь с частью информации об опыте. Прочие же сведения либо искажаются, либо утаиваются.
  3. Скрытый. Об этом эксперименте его участник, как правило, не знает ничего. Ему не известно не только о тех целях, которые стоят перед психологами, но и о самом факте проведения работ.

Проект «Аверсия»

Этот страшный проект проводился с 1970 по 1989 года в армии ЮАР под «предводительством» полковника Обри Левина. Это была секретная программа, направленная на то, чтобы очистить ряды южно-африканской армии от лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. «Участниками» эксперимента, согласно официальным данным, стали около 1000 человек, хотя точное число жертв неизвестно. Для достижения «благой» цели учёные использовали множество средств: от наркотиков и электрошоковой терапии до кастрации химическими препаратами и операций по перемене пола.

Проект «Аверсия» потерпел неудачу: изменить сексуальную ориентацию военнослужащих оказалось невозможно. А сам «подход» не был основан ни на каких научных данных о гомосексуальности и транссексуальности. Многие жертвы этого проекта так и не смогли реабилитироваться. Некоторые покончили с жизнью самоубийством.

Конечно, этот проект касался только лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Но если говорить о тех, кто отличается от остальных вообще, то мы часто можем видеть, что общество не желает принимать людей «не похожих» на остальных. Даже малейшее проявление индивидуальности может стать причиной насмешек, неприязни, непонимания и даже агрессии со стороны большинства «нормальных». Каждый человек это индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями и психическими свойствами. Внутренний мир каждого человека это целая вселенная. Мы не имеем права говорить людям, как им нужно жить, говорить, одеваться и т.д. Мы не должны пытаться их изменить, если их «неправильность», конечно, не наносит вреда жизни и здоровью окружающих. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, невзирая на их половую, религиозную, политическую и даже сексуальную принадлежность. У каждого есть право быть самим собой.

Больше подробностей о проекте «Аверсия» можно найти по этой ссылке.

8

Эффект постороннего (он же эффект свидетеля), 1968 год


Идея этого эксперимента уходит корнями в дело об изнасиловании и убийстве Китти Дженовезе, которое произошло в 1964 году в Нью-Йорке. За преступлением наблюдали 38 человек, но ни один из них не вмешался.

Исследователи Джон Дарли и Биб Латане провели 3 эксперимента, в которых испытуемые действовали либо одни, либо с группой людей. Перед ними разыгрывалась чрезвычайная ситуация (например, падение пожилой женщины), а психологи смотрели, придут ли участники эксперимента на помощь или нет.

Оказалось, что чем больше информации (имя пострадавшего, почему он оказался в беде и т.д.) получает «свидетель», тем выше вероятность того, что он придет на помощь. Кроме того, люди могут чувствовать меньшую ответственность за вмешательство, когда вокруг много других людей. И если никто больше не реагирует или не предпринимает действий для помощи пострадавшему, ситуация не воспринимается как чрезвычайная.

Эксперименты Лэндиса

Эксперименты Лэндиса также имеют название «Спонтанные выражения лиц и подчинённость». Цикл этих экспериментов был проведён психологом Карини Лэндисом в Миннесоте в 1924 году. Целью эксперимента было выявление общих закономерностей работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение эмоций, а также поиск мимики, характерной для этих эмоций. Участниками экспериментов были студенты Лэндиса.

Для более отчётливого отображения мимики на лицах испытуемых были нарисованы специальные линии. После этого им предъявлялось что-либо способное вызвать сильные эмоциональные переживания. Для отвращения студенты нюхали аммиак, для возбуждения они смотрели порнографические картинки, для удовольствия – слушали музыку и т.д. Но самый широкий резонанс вызвал последний эксперимент, в котором испытуемые должны были отрезать голову крысе. И поначалу многие участники наотрез отказывались делать это, но в итоге всё равно делали. Результаты эксперимента не отразили никакой закономерности в выражении лиц людей, зато показали, насколько готовы люди подчиняться воле авторитетов и способны под этим давлением делать то, чего в обычных условиях делать бы никогда не стали.

Так ведь и в жизни: когда всё отлично и складывается так, как нужно, когда всё идёт своим чередом, тогда мы чувствуем себя уверенными в себе людьми, имеем своё мнение и сохраняем индивидуальность. Но стоит только кому-то оказать на нас давление, как большинство из нас сразу же перестают быть собой. Эксперименты Лэндиса в очередной раз доказали, что человек легко «прогибается» под других, перестаёт быть самостоятельным, ответственным, разумным и т.д. На самом же деле, никакой авторитет не может заставлять нас принуждать делать того, чего мы не хотим. Тем более, если это влечёт за собой причинение вреда других живым существам. Если каждый человек будет отдавать себе в этом отчёт, то, вполне вероятно, это сможет сделать наш мир куда более гуманнее и цивилизованнее, а жизнь в нём – комфортнее и лучше.

Более детально ознакомиться с экспериментами Лэндиса можно вот здесь.

9

Эксперимент «Маленький Альберт», 1920 год

Для эксперимента, проведенного доктором Джон Б. Уотсоном, был выбран девятимесячный малыш из приюта, получивший имя «Альберт Б». Он играл с белыми пушистыми предметами (мотком пряжи, белым кроликом, ручной белой крысой и т.д.), и сначала проявлял радость и привязанность к своим игрушкам.

Со временем, когда Альберт играл с этими предметами, доктор Уотсон издавал громкий шум за спиной ребенка, чтобы напугать его. После многочисленных испытаний Альберт начал бояться одного вида белых пушистых предметов.

Выводы исследования: человек может быть «запрограммирован» на страх или удовольствие от чего-либо.

Крошка Альберт

Эксперимент под названием «крошка Альберт» или «Маленький Альберт» был проведён в Нью-Йорке в 1920 году психологом Джоном Уотсоном, который, кстати, является основателем бихевиоризма – особого направления в психологии. Эксперимент проводился для того чтобы выяснить, как формируется страх на предметы, которые до этого никакого страха не вызывали.

Для опыта взяли девятимесячного мальчика по имени Альберт. В течение некоторого времени ему показывали белую крысу, кролика, вату и другие белые предметы. Мальчик играл с крысой и привык к ней. После этого, когда мальчик вновь начинал играть с крысой, доктор ударял молотком по металлу, вызывая у мальчика очень неприятные ощущения. По истечению определённого периода времени Альберт начал избегать контактов с крысой, а ещё позже при виде крысы, а также ваты, кролика и т.п. начинал плакать. В результате эксперимента было выдвинуто предположение, что страхи формируются у человека ещё в самом раннем возрасте и потом остаются на всю жизнь. Что же касается Альберта, то его беспричинный страх белой крысы так и остался с ним на всю жизнь.

Результаты эксперимента «Крошка Альберт», во-первых, снова напоминают нам о том, как важно уделять внимание любым мелочам в процессе воспитания ребёнка. Что-то, кажущееся нам на первый взгляд совсем незначительным и упущенное из вида, может каким-то странным образом отразиться в психике ребёнка и перерасти в некую фобию или страх. Воспитывая детей, родители должны быть предельно внимательны и наблюдать за всем, что их окружает и как они на это реагируют. Во-вторых, благодаря тому, что мы теперь знаем, мы можем определить, понять и проработать какие-то свои страхи, причину которых не можем найти. Вполне возможно, что то, чего мы необоснованно боимся, пришло к нам из нашего же детства. А как приятно может быть избавиться от каких-то страхов, мучавших или просто надоедающих в обычной жизни?!

Узнать об эксперименте «Крошка Альберт» больше вы можете вот отсюда.

10

Зефирный тест

Данный эксперимент — самый безобидный в этом ряду, и он немного из другой области исследований, но начать стоит с него. Во-первых, это классика социальной психологии, во-вторых, речь идёт об испытаниях силы воли, а именно от неё зависит способность противостоять мнению большинства.

Серия тестов, получивших название «зефирные», проводилась в конце 1960-х и начале 1970-х на детях. Американский психолог Уолтер Мишел хотел выяснить, с какого возраста у человека развивается умение ждать и жертвовать меньшим ради большего. Перед ребёнком (участвовали дети в возрасте от 4 до 6 лет) клали угощение на его выбор: зефир, печенье или крендель. Он мог съесть его немедленно, но испытуемого предупреждали: если немного подождёт, вознаграждение удвоится — вместо одного зефира дадут два. После чего ребёнка минут на пятнадцать оставляли в одиночестве и наблюдали за его поведением.

Дети вели себя по-разному: кто-то прикрывал глаза или отворачивался, чтобы не видеть лакомство, кто-то колотил по столу, кто-то играл с зефиром, как ни в чём не бывало, а кто-то его сразу съедал. И таких оказалось большинство. Лишь треть испытуемых (из более чем 600) смогли, проявив волю, дождаться двойного угощения.


ТЕСТ: Способны ли вы добиться успеха в жизни? Подробнее

Уолтер Мишел с коллегами проследили дальнейшую судьбу участников. Выяснилось, что дети, которые были в состоянии досидеть до двойной награды, как правило, преуспели в жизни, получив более качественное образование и продвинувшись по социальной лестнице. В связи с этим принято считать, что прохождение ребёнком зефирного теста является признаком его будущего успеха. Находятся даже родители, которые проводят этот эксперимент со своими детьми, вынуждая их томиться в ожидании двойной порции лакомства, и им будет полезно узнать, что два года назад саму концепцию исследования поставили под сомнение.

Учёные из Нью-Йоркского и Калифорнийского университетов изменили условия классического эксперимента — увеличили выборку, сделав её более репрезентативной с точки зрения расы, этнической принадлежности и дохода семей, из которых взяты дети-участники. Выяснилось, что способность ребёнка дождаться второй зефирки определяется в основном его социальным и экономическим окружением. Иначе говоря, детям, чьи родители больше зарабатывают, проще отложить вознаграждение. Они знают, что взрослые их не оставят, ведь «кладовые» дома всегда полны. Детям из бедных семей куда сложнее: сегодня еда есть, а завтра её может не быть. Потому вторую зефирку лучше не ждать, а то, глядишь, и первая исчезнет.

Приобретённая (выученная) беспомощность

Приобретённой беспомощностью называют психическое состояние, при котором индивид не делает абсолютно ничего для того, чтобы как-то улучшить своё положение, даже имея такую возможность. Это состояние появляется, в основном, после нескольких безуспешных попыток повлиять на негативные воздействия среды. В итоге, человек отказывается от любых действий по перемене или избеганию пагубной среды; теряется ощущение свободы и вера в собственные силы; появляется депрессия и апатия.

Впервые этот феномен был открыт в 1966 году двумя психологами: Мартином Селигманом и Стивом Майером. Ими был проведён опыт на собаках. Собак разделили на три группы. Собаки из первой группы немного посидели в клетках и были отпущены. Собак из второй группы подвергали небольшим ударам тока, но давали возможность отключать электричество, нажав лапами на рычаг. Третью группу подвергали тем же ударам тока, но без возможности его отключения. Через некоторое время собак из третьей группы поместили в специальный вольер, откуда можно было легко выбраться, просто перепрыгнув стенку. В этом вольере собак так же подвергли ударам тока, но они продолжали оставаться на месте. Это сказало учёным о том, что у собак выработалась «приобретённая беспомощность» они стали уверенны в том, что беспомощны перед воздействием внешнего мира. После учёными был сделан вывод, что человеческая психика ведёт себя подобным образом после нескольких неудач. Но стоило ли подвергать мучениям собак для того чтобы узнать то, что, в принципе, мы все и так давно знаем?

Наверное, многие из нас могут вспомнить примеры подтверждения того, что доказали учёные в вышеупомянутом эксперименте. У каждого человека в жизни может быть полоса неудач, когда кажется, что всё и все настроены против тебя. Это такие моменты, когда опускаются руки, хочется всё бросить, перестать желать чего-то лучшего для себя и своих близких. Здесь нужно быть сильным, проявлять стойкость характера и силу духа. Именно эти моменты закаляют нас и делают сильнее. Некоторые люди говорят, что так жизнь проверяет на прочность. И если это испытание пройти стойко и с гордо поднятой головой, то удача станет благосклонна. Но даже если вы не верите в такие вещи, просто помните о том, что не бывает всегда хорошо или всегда плохо, т.к. одно всегда сменяет другое. Никогда не опускайте головы и не предавайте свои мечты они, как говорится, вам этого не простят. В трудные моменты жизни помните, что выход есть из любой ситуации и всегда можно «перепрыгнуть стенку вольера», а самый тёмный час перед рассветом.

Больше информации о том, что такое приобретённая беспомощность и о связанных с этим понятием экспериментах вы можете прочитать здесь.

11

Приобретенная беспомощность

Конечно же, проводились над животными и другие громкие психологические эксперименты. Скажем, в 1966 году был поставлен скандальный опыт, получивший название «Приобретенная беспомощность». Психологи Марк и Стив в своих исследованиях использовали собак. Животные были заперты в клетках, затем им стали причинять боль с помощью ударов тока, которые они получали внезапно. Постепенно у собак появились симптомы «приобретенной беспомощности», которые вылились в клиническую депрессию. Даже после того как их переместили в открытые клетки, они не стали спасаться бегством от продолжающихся ударов тока. Животные предпочитали терпеть боль, убежденные в ее неизбежности.

Ученые сочли, что поведение собак во многом похоже на поведение людей, которым довелось несколько раз пережить неудачу в том или ином деле. Они также беспомощны, готовы смириться со своим невезением.

Общее понятие о психологическом эксперименте

Текст записи:

Общее понятие о психологическом эксперименте

Общее понятие о психологическом эксперименте

1. Виды психологического эксперимента

Экспериментальная психология — направле­ние в психологии, целью которого является экспериментальное изучение психики. Впервые психологический эксперимент был проведен в XVIII веке. Как научное направление экспериментальная психология сложилась во второй половине XIX в. благодаря работам Э. Вебера, В. Вундта, В.М. Бехтерева и др.

Принято считать, что с внедрением в психологию экспери­мента начинается ее летопись в качестве самостоятельной науки. Открылась перспектива математически точного обосно­вания психологических закономерностей. Объективность, по­вторяемость, проверяемость становятся критериями достовер­ности психологического факта и основанием для его отнесения к разряду научных. Экспериментальная психология базировалась на теоретических прин­ципах эмпирической психологии и результатах исследований психофизиологии органов чувств. Представителям экспериментальной психологии был присущ эмпиризм, методологическая ограниченность. С разви­тием психологии отпала целесообразность выделения экспериментальной психологии в отдельное направление психологической науки, поскольку экс­периментальный метод стал применяться в психологических исследованиях.

Экспериментальный метод (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод, который предполагает разработку плана управления независимой переменной, создание и измерение специальных условий для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение. Эксперимент явля­ется одним из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Сущность экспериментального метода состоит в том, что он ставит изучаемые явления в опреде­ленные условия, создает преднамеренно организуемые ситуации. Чем совершеннее эти изменения условий, тем больше появляется фактов, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и объективными результатами. Эксперимент позволяет изучать те или иные стороны личности под воздействием факторов в специально созданных условиях.

Психологический эксперимент — один из основных методов психологического исследования, который позволяет ставить изучаемые явления в опреде­ленные условия, создавать преднамеренно организуемые ситуации. Психологический эксперимент представляет собой метод изуче­ния психических явлений (процессов, состояний, свойств и образо­ваний), в котором подвергается проверке истинность выдвигаемых предположений (гипотез). Это целенаправленный, точно учитывающий условия, строго поставленный опыт, позволяющий не только описы­вать психические явления, но и объяснять их. Эксперимент дает возможность разложить на части и отдельно изучать компоненты яв­ления, более или менее точно фиксировать результаты, следить за ходом развития психического явления, не ожидая, когда оно возник­нет, а вызывая, активно воссоздавая его в наиболее благоприятных условиях, варьировать, планово вмешиваться, изменять и многократ­но повторять особенности его проведения.

В отличие от изучения психических явлений (фактов) в естест­венных условиях путем непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, це­ленаправленно изменять условия формирующего воздействия на испы­туемых, прослеживать при этом получаемые результаты.

Успешное проведение психологического эксперимента требует: понимания сущности не только эмпирического, но и теоретического познания; умения владеть системой познавательных процедур; психо­логического мастерства, где особую роль играют организаторские способности экспериментатора.

Психологический эксперимент служит для изучения фактов, с помощью которых обнаруживаются те или иные объективные зависимос­ти в психических процессах, состояниях, свойствах и образованиях. Во время эксперимента используются различные источники получения фактов: наблюдение, индивидуальная беседа, социометрические изме­рения, организация определенных видов групповой и индивидуальной деятельности. Без конкретных фактов не может быть эксперимента.

И.П.Павлов говорил, что «факты — это воздух ученого, без них Вы никогда не сможете взлететь. Без них Ваши «теории» — пустые поту­ги».

Психологический эксперимент в зависимости от условий его проведения может быть различных видов. Его классификация осуществляется на основе ряда критериев:

а) по времени проведения эксперимента — кратковременный и длительный (лонгитюдный);

б) по структуре изучаемых явлений — однофакторный (простой) и многофакторный (сложный);

в) по целям исследования — констатирующий и формирующий;

г) по организации проведения — лабораторный и естественный;

д) по контролю переменных — идеальный и реальный;

е) по числу гипотез — критический и демонстрационный.

Наиболее часто применяются четыре основных вида эксперимен­та: лабораторный, естественный, констатирующий и формирующий.

Одной из особенностей эксперимента является то, что он ис­пользуется для выявления неслучайных зависимостей между экспериментальными воздействиями и их результатами в специально создаваемых экспериментальных условиях. Однако, в процессе психологического эксперимента надо считаться с тем, что в нем участвуют испытуе­мые, поэтому нельзя произвольно варьировать, пробуя подряд раз­личные экспериментальные ситуации, которые нанесли бы ущерб про­цессу развития их личности.

Второй особенностью психологического эксперимента является то, что с его помощью изучаются такие психические явления и их зависимости, которые невозможно получить в чистом виде, вырвав их из жизни. Психические явления, как правило, вплетены в очень сложную и динамическую систему внешних и внутренних взаимодейс­твий испытуемых с окружающей средой. Здесь всегда налицо взаимное проникновение друг в друга естественных условий жизни и экспери­ментально создаваемых условий.

Естественные условия жизни испытуемых могут рассматриваться как помехи, которые полностью устранить невозможно. На результат эксперимента влияют не только специально организуемые воздейс­твия, но и вся совокупность жизненных воздействий. Нельзя не учи­тывать этого, когда наступает момент обработки материала и опре­деляется степень чистоты результата.

Третья особенность эксперимента — длительный подготовитель­ный этап, непосредственно предшествующий практической экспериментальной работе. В этот период разрабатываются научно-познаватель­ные задачи, гипотезы эксперимента, план его проведения, изучаются испытуемые в плане их психологической характе­ристики. Сформулировать научно-познавательную задачу — значит оп­ределить психологическую зависимость, которая будет изучаться с помощью эксперимента.

Четвертая особенность эксперимента связана с выбором объекта экспериментирования. Экспериментальное изучение личности целесо­образно проводить, работая с небольшими группами, которыми можно не только эффективно управлять в соответствии с гипотезой, но ох­ватить контролем большее количество факторов, связей и зависимос­тей.

Методика проведения эксперимента чрезвычайно разнообразна. Часто изучение даже близких между собой вопросов одной и той же проблемы требует разработки самостоятельных методик. Но какая бы методика ни разрабатывалась, надо руководствоваться следующими требованиями.

1. Проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемыми явлениями с целью определения исходных данных и гипотезы или серии взаимосвязанных гипотез.

2. Создание таких условий, в которых возможно эксперименти­рование, подбор объектов для экспериментального воздействия, по возможности — их уравнивание.

3. Тщательная разработка процедуры экспериментальной работы.

4. Систематические наблюдения за ходом развития изучаемого явления (объекта) и точное описание фактов. В ряде случаев нужна такая точность описания, когда результат можно выразить математи­ческим путем.

5. Проведение систематической регистрации фактов различными средствами и способами с применением соответствующих устройств, схем, анкет, тестов, психологических характеристик, ма­тематического аппарата.

6. Переход от эмпирического изучения к логическим обобщени­ям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала. Факты всегда есть следствие причин, и эти причины ус­танавливаются на основе фактов.

Исследование не ограничивается суммой фактов, добытых экспе­риментом. Высшей ступенью в процессе познания является теоретическое мышле­ние. От эмпирических данных, от фактов эксперимента исследователь переходит к обобщениям, к раскрытию причинно-следственных связей. В процессе теоретической работы анализируются ранее имевшиеся научные представления в сравнении с полученными эксперимен­тальными данными.

Наряду с возникновением новых видов психологического экспе­римента необходимо отметить также и некоторые важнейшие измене­ния, происшедшие в общем методическом характере самого психологи­ческого эксперимента. Сюда относятся выработка и широкое примене­ние в экспериментальных исследованиях:

а) общих методов, имеющих целью обеспечение прежде всего возможно полного контролирования условий опыта, например таких, как метод параллельных групп — экспериментальной и контрольной;

б) специальных методов, например таких, как методы исследо­вания явлений памяти, внимания, эмоций и др.;

в) соответствующей технической аппаратуры, с широким исполь­зованием видеосъемки, звукозаписи, компьютеров и т.д.;

г) соответствующих статистических методов, благодаря которым стало возможным проведение опыта с двумя или несколькими незави­симыми переменными.

В качестве важнейших факторов, обусловивших как возникнове­ние новых видов психологического эксперимента, так и изменения, происшедшие в общем методическом характере самого эксперимента, можно назвать следующие: а) происшедшие изменения в понимании об­щих задач психологии; б) постепенное расширение сферы применения экспериментальных методов в исследовании психических явлений; в) стремление к получению при экспериментальных исследованиях все более точных, надежных и объективных результатов.

2. Предметная область эксперимента

Классификации типов экспериментов базируются на разных основаниях. Одним из этих оснований, или критериев классифика­ции, является принадлежность исходной гипотезы, усло­вий проведения опытов или выборки испытуемых к специальным областям психической реальности, т.е. их отнесенность к опреде­ленной предметной области.

Сложившиеся в той или иной области психологического зна­ния пути перехода от «мира эмпирии» к «миру теорий» включают ориентировку исследователей на обоснованные в рамках конкрет­ных теорий принципы интерпретации психологических закономерностей. Напри­мер, проверка гипотезы о роли движений глаз в возникновении иллюзии Мюллера–Лайера традиционно относится к области пси­хологии восприятия, в то время как анализ факторов, влияющих на идентификацию эмоциональных состояний по фотографиям лиц, — к психологии эмоций. Эксперимент Ла Пьера, показавший разницу проявления этнических предубеждений на вербальном и поведен­ческом уровнях, традиционно относится к области социальной психологии. В данном эксперименте сначала были разосланы в гостиницы запросы о том, будут ли приняты в них китайцы, а потом исследователь реально посетил с китайцами эти адреса.

Исследования влияния лич­ностных предпосылок на успешность предпринимательской деятель­ности должны быть отнесены к развивающейся области психоло­гии предпринимательства. Но с таким же правом их можно отнес­ти к психологии личности, если рассматривать специфичные усло­вия профессиональной деятельности испытуемых только как конкретный фон проявления личностных факторов регуляции деятель­ности.

При таком подходе возникает возможность ошибиться в трак­товке психологических механизмов, проявившихся в реализованном эксперименте. Классическим примером является так называемый Хоторнский эксперимент, который по его целям следовало бы от­нести к психологии труда. Напомним, что в нем изменялись мно­гочисленные факторы внешней среды и оценивалось влияние этих изменений на производительность труда. Как оказалось, любое из­менение, независимо от его вида, приводило к улучшению показателей рабо­тающих. В качестве адекватной была принята интерпретация, что люди, зная о целях эксперимента, позитивно откликнулись на сам факт попытки улучшить условия их труда. Сейчас этот экспери­мент представлен чаще в разделах, посвященных «эффектам экспериментатора», а не психологии труда, так как проявившаяся в нем закономерность оказалась более общим меха­низмом.

В то же время нельзя забывать о предметной отнесенности психоло­гических гипотез к той или иной области психологических знаний, поскольку в каждой из этих областей сложились свои спе­циальные нормативы для проверки гипотез, связанные с типом по­строения самой психологической теории и возможностями сбора эм­пирического материала.

Профессионал, занимающийся исследовани­ями восприятия, будет отличаться от профессионала, посвятившего себя исследованиям в области социальной психологии, именно в ос­воении форм экспериментального контроля, поскольку экспери­мент в каждой из этих областей реализует разные подходы к спо­собам управления переменными, разное понимание причинности и учет иных типов обоснований в организации содержательных выводов.

3. Отличия в формах осуществления эксперимента

Эксперимент, проводимый с целью получения эмпирических доводов в пользу или против предполагаемого в гипотезе понимания психологической закономерности, называют реальным, или реали­зованным. Ему противопоставляется мысленный эксперимент, т.е. практически не осуществленный. Мысленный эксперимент может быть безупречным и бесконечным.

Безупречный эксперимент — мысленный образец психологического эксперимента, в котором отсутствуют угрозы достоверному выводу.

Бесконечный эксперимент — мысленный образец для оценки реаль­но проводимых экспериментов, в котором число проб или число испытуе­мых оцениваются с точки зрения охвата всех источников вариабельности переменных.

Взаимосвязи содержательного и формального планирования в этих типах экспериментов являются общими во всех тех контекстах, которые не учитывают проблемы контроля смешений независимых переменных с побочными. В реа­лизуемых экспериментах нельзя обойтись предположением об отсутствии смешений, а необходимо обеспечить их контроль, чтобы иметь возможность учесть их влияние на полученные эксперимен­тальные эффекты. В мысленных экспериментах можно предполо­жить любые идеальные условия и рассматривать базисные процессы в любых показателях их проявлений, даже если пока нет реальных методик для операционализации переменных. При оценке психоло­гической гипотезы с точки зрения подразумеваемых в мысленном эксперименте результатов нет необходимости соотносить результат действия независимой переменной с оценкой внутренней и операциональной валидности эксперимента.

Список использованной литературы

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие.

– М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, ЧеРо, 1997.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, ЧеРо, 1997

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: