Глава 3. Мотивация и личность. Личностные корреляты мотивации


Что такое мотивация? Инстинкты и подсознание

Мотивация, которая заложена в каждом живом существе, направлена на удовлетворение его насущных потребностей – жажды, голода. Человек, в отличие от животных, обладает также социальными потребностями, которые вначале могут осознаваться как «знаемые», но необязательные. Реальное побуждение к действию может сформироваться искусственно – с помощью положительного подкрепления, похвалы.

К примеру, дети знают, что нужно делать уроки. Но вначале ребенок может не заниматься домашним заданием, пока не появится другой стимул – похвала или угроза наказания. Привязанность к человеку противоположного пола может представлять собой следствие влечения, а может быть результатом добродушного отношения с его стороны.

Исследователи, которых интересовало, что такое мотивация и в чем заключаются ее основные механизмы, давали этому явлению разные определения. Самое распространенное из них звучит так: мотивация – это стремление человека прилагать усилия для достижения результатов в значимой для него жизненной сфере.

Иногда за деятельность по достижению цели могут приниматься такие действия, которые ничего общего, на самом деле, с ней не имеют. К примеру, мужчина типа казанова коллекционирует женщин, стремясь «завоевать» как можно большее их число. Или женщина пытается во что бы то ни стало изменить супруга. Но эта деятельность, которая кажется намерением достичь цели, редко приносит ощущение счастья и внутреннего комфорта.

Р. Стернберг – ученый, которого интересовала мотивация для развития личности в русле когнитивной психологии – исследовал причины, по которым люди с высоким коэффициентом интеллекта не могли добиться хороших результатов в работе. Оказалось, что желание достигать цели практически в любой работе играет не меньшую роль, чем уровень IQ.

Еще одно исследование принадлежит Б. Коллинс – американской исследовательнице. Ее опыты показали: вера в свои силы определяет хорошее отношение к математике больше, чем реальные способности. Эксперимент проходил на нескольких группах школьников – с высокой и низкой самооценкой математических способностей. Те ученики, которые были уверены в своих умениях, быстрее отказывались от ложного пути в решении задач, работали над ними дольше. Они достигали более высоких результатов, чем те ученики, которые имели одинаковые с ними способности, но низкую самооценку.

мотивация для развития личности картинка

Мотивация. Роль мотивов в развитии человека

Матов А.Д.

МАОУ гимназия № 29, г. Томск

Мотивация: роль мотивов в развитии человека

Рассматривая жизнь человека как движение вперед по пути развития, можно сказать, что это процесс преодоления новых рубежей, достижения новых результатов, саморазвитие и личностный рост. В этом процессе важную роль играет вопрос смысла всех действий и поступков. У любого действия и бездействия практически всегда есть свой мотив.

В психологии на сегодняшний день существует достаточное количество исследований по рассматриваемому вопросу как в зарубежной науке, так и в отечественной. В ряде случаев “мотивация” и “мотив” являются синонимами. О мотивации говорят, имея в виду комплекс разнообразных мотивов. Актуальность данной темы заключается в том, что, получив представление о том, что же такое мотивация, каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, возможно эффективнее распоряжаться жизнью, адекватно воспринимать всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает:

  • выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности);
  • при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив. Практикующим психологам мотивация достижения интересна как эффективная движущая сила. В критической жизненной ситуации активизировать человека на целенаправленную деятельность также можно именно мотивацией достижения успеха. Это применимо в любой сфере: творчество, спорт, труд, наука, образование. [1]

Мотивация достижения играет важную роль в регуляции поведения человека. Изучение ее проблем является значимым направлением в психологии, что определено разными тенденциями развития современного общества. Научно-технический прогресс, повышение престижности образования ставят человека перед необходимостью достижения определенного уровня успешности в ситуациях, связанных с соревнованием, объективной оценкой, конкурсным отбором. Чтобы добиться поставленной цели необходимо приложить усилия. Это может позволить мотивация достижения. Вот почему так важно развивать ее. И это необходимо не для одного поколения. Если основы мотивации достижения закладываются в период с трех до тринадцати лет, родителям просто необходимо создать оптимальные условия для ее развития. Возможно, наше теоретическое исследование поможет понять важность мотивации достижения в жизни каждого человека.

Учитывая вышесказанное, целью работы является определение роли мотивации достижения в развитии личности.

Основная часть

Мотив

— это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.[4]

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности. Мотив нередко путают с потребностью или целью. Это в корне неверно. Потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель это результат сознательного процесса постановки целей. Голод – это потребность, желание поесть – мотив, а еда – это цель.

Мотивирование —

это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов. убеждение намерение

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование внутренней мотивации человека Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но результаты превосходят результаты первого типа мотивирования. Такой тип носит воспитательный и образовательный характер.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу). [4]

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.[7]

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности —

это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности.

Деятельностные мотивы

могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. [9]

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам

следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

— это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми.

Убеждения —

это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям.

Намерение

— сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда. [8]

Мотивация человека и личности

Мотивация —

это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Мотивация – способность человека удовлетворять свои потребности через деятельность. Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.); во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности

    — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

  • мотивация достижения

    — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

  • мотивация самоактуализации

    — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Особенности и структура мотивации достижения

Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения.

Исследования этого вида мотивации начались в середине XX века. Появилась теория мотивации достижения, которая определяет, какие степени трудности задач мотивируют личность. Впервые мотив достижения как устойчивая характеристика личности был выделен в классификации Г. Мюррея в 1938 году. Согласно его мнению мотивация достижения связана с выполнением трудных задач управления, манипулирования и организацией. Вслед за Г. Мюрреем проблеме мотива достижения было уделено внимание американским ученым Д.С. Мак-Клелландом. Он полагал, что мотивация достижения «является бессознательным побуждением к гораздо более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства» [10]. Говоря о мотиве достижения нельзя не упомянуть об исследованиях немецкого ученого Х. Хекхаузена. В его понимании мотивация достижения – это попытка увеличить либо сохранить наиболее высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести либо к успеху, либо к неудаче [12]. Также довольно содержательна модель рискового выбора Дж. Аткинсона. Среди отечественных психологов одним из первых вопросом мотивации достижения занялся М.Ш. Магомед-Эминов, предприняв попытку изучить структуру и механизмы функционирования данного феномена. Ученый предложил динамическую модель мотивации, состоящую из четырех структурных компонентов: инициация или побуждение деятельности; целеобразование; реализация намерения и постреализация. Одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения, по М.Ш. Магомед-Эминову, выступает мотивационно-эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения [10]. Во всех упомянутых исследованиях мотивация достижения имеет два выхода: достижение успеха либо претерпевание неудачи. Таким образом, поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Другими словами, все люди обладают способностью быть заинтересованными в достижении успеха и тревожиться по поводу неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью и защитным поведением.

Мотивация достижения несомненно влияет на развитие личности. Однако следует учитывать и психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу.

Субъекты, мотивированные на достижение успеха ставят перед собой реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех. Такие люди склонны к разумному риску: выбирают задачи средней трудности, где успех и неудача становятся равновероятными и исход максимально зависит от собственных усилий человека. Легкие задачи принципиально не выбираются, так как не приносят чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха [6].

Субъекты мотивированные на избегание неудач ставят перед собой неоправданно завышенные цели или, напротив, очень легкие, не требующие особых трудовых затрат; склонны к экстремальным выборам задач: нереально заниженные или нереально завышенные. [11]

Различия в поведении людей с разными доминирующими мотивами прослеживается и в предпочитаемых ими способах самоконтроля. Мотивированные на успех используют рациональные стратегии, направленные на повышение значимости практической активности, и самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации. Мотивированные же на неудачи выбирают самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации и рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели. При этом их эмоциональный контроль направлен на релаксацию (успокоение и самоуверенность), тогда как у людей с мотивацией достижения успеха эмоциональный контроль обеспечивает активацию через чувства, подобные гневу и недовольству собой [6].

Обобщая все вышесказанное, можно охарактеризовать людей, мотивированных на успех, как активных, инициативных, ответственных и добросовестных. Людей, мотивированных на неудачи, можно охарактеризовать как малоинициативных.

Мотивация учащихся – это важный этап на пути формирования у учащихся мотивов, которые могут придать учебе смысл, а сама учебная деятельность станет важной целью. Чтобы обеспечить плодотворную учебную деятельность на протяжении долго периода времени нужно использовать разные методы формирования мотивации, в том числе мотивацию достижений.

Приемы формирования мотивации к учебной деятельности:

  • создание ситуаций занимательности – процесс внедрения в учебные занятия интересных опытов, жизненных примеров, фактов, аналогий для привлечения внимания и повышения интереса к предмету;
  • создание ситуации познавательного спора – привлечение внимания к вопросу и появления желания в нем разобраться;
  • создание ситуации успеха в обучении – основано на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей.

Для повышения мотивации в обучении можно использовать разные приемы и способы. В любом случае необходимо ориентироваться на каждую личность, ее особенности, а также на психологические особенности коллектива в целом. В этом случае мотивация достижений в обучении будет способствовать получению положительных результатов.

Заключение

В результате работы можно сказать, что мы определили особенности мотивации достижения и раскрыли ее структуру через рассмотрение двух тенденций: мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач; также мы проследили проявление мотивации достижения в поведении людей и ее роль в развитии личности.

В ходе исследования было установлено, что мотивация достижения успеха понимается как сила, вызывающая у личности действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направленности, интенсивности и настойчивости деятельности. Мотивацию избегания неудач определяют, как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач; для личности, мотивированной на неудачи, главное – не допустить ошибки, порой даже ценой трансформации первоначальной значимой цели, ее полного или частичного недостижения. Мотивация достижения успеха способствует развитию в человеке стремления преодолевать преграды и сопротивляться трудностям. Это именно то, что делает индивида личностью. Таким образом, мотивация достижения успеха всегда положительная и в большей степени способствует развитию личности, в отличие от мотива избегания неудач.

Список литературы

  1. Бандура А. Теория социального научения [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ А.Бандура. – СПб.: Евразия, 2000/
  2. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Изд. МГУ, 1991.
  3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К.Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
  4. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения/ Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Издательский , 2006.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.
  6. Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания [Электронный ресурс] /И.С. Коростелева // «Вопросы психологии». – Электрон, версия печат. публ. – Режим доступа: https://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886060.htm
  7. Леонтьев. А.Н. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / А.Н. Леонтьев. – М., 2000.
  8. Леонтьев. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971.
  9. Морозов А.В. Индивидуальные особенности личности [Электронный ресурс]: Деловая психология: курс лекций. – Электрон. текстовые дан./ А.В. Морозов. – Режим доступа: https://polbu.ru/morozov_psychology/cH23_all.html
  10. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
  11. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности [Электронный ресурс] /В.И. Степанский // «Вопросы психологии». – Электрон. версия печат. публ. – Режим доступа: https://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816059.htm
  12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Электронный ресурс]/ Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – Электрон. текстовые дан. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.

Мотивация: дерзкий или смелый?!

Смелость – это качество, которое способно привести к успеху самых обычных людей. Мотивация для развития личности будет гораздо выше у тех, кто обладает решительностью. Именно она позволяет делать те действия, которые кажутся невероятными и немыслимыми. Что такое мотивация для того человека, у которого нет необычайных талантов или счета в банке? В первую очередь, это решимость и мужество сделать то, что на первый взгляд выходит за рамки приемлемого и кажется опасным.

Посредственность – враг успеха. Довольствуясь средней и обыденной жизнью, человек никогда не потерпит сокрушительного поражения. Но он никогда и не сможет превзойти свой результат. При этом посредственность способна практически полностью лишить душевных сил.

Зачем для достижения успеха необходима смелость? Сегодня вы находитесь на вершине мира, довольствуясь достигнутым успехом. Завтра – прозябаете на дне. Лишившись всего, человек снова оказывается на дне вместе с осколками разбитых амбиций. Он снова оказался там, откуда пришел – во вселенной под названием «посредственность». Выбраться из этого ущелья может помочь только решительность и смелость.

Методики личностного роста – это инструменты, которые подобны альпинистскому снаряжению. С их помощью желающий имеет шанс выбраться из ущелья усредненной жизни. Такой человек выбирает экстраординарную жизнь. Слово «экстраординарный» является термином, обозначающим ту жизнь, которая выше уровня посредственности.

Со временем обычный человек понимает, что его повседневность больше не удовлетворяет требованиям, которые предъявляет к нему жизнь. И он начинает делать больше, чем от него ожидается – он обретает смелость. И так день за днем, месяц за месяцем. Это – единственный путь достичь высоких, а не усредненных результатов.

негативное мышление фото

Мотивация деятельности человека

Стимул, который побуждает людей к действию, расценивается как мотивация деятельности человека. Помимо этого под данным понятием скрывается навыки и умения индивидуума результативно довольствовать свои личностные потребности.

В психологии под мотивированным побуждением личности подразумевается непрекращающийся процесс, содержащий в себе механизмы психофизиологического типа, управляющие человеческими поступками и определяющие деловитость человека, его дисциплинированность, стабильность и ориентированность.

Главный постулат работ Маслоу: «Человек – существо жаждущее». Чаще всего он никогда не удовлетворен целиком и полностью, а если и испытывает нечто подобное, то очень кратковременно. После удовлетворения одного какого-то желания тут же возникает следующее и так до бесконечности.

Вот именно эта череда непрекращающихся желаний и является базой мотивации личности по Маслоу. Тот или иной мотив становится значимым, если предыдущий был удовлетворен.

Поясним на примере. Так, если человек голоден или ему угрожает стихия, либо он испытывает нелюбовь со стороны окружающих, то у него, скорее всего, даже не возникнет желание написать картину или роскошно одеться.

Согласно Маслоу, человеком руководит многоуровневая мотивация. Для чего, например, человек питается? Прежде всего, для удовлетворения голода, но ведь имеются и другие основания! Так и с остальными своими потребностями, которые имеют множественные причины, почему их следует удовлетворять.

Направленная активность человеческого организма провоцирует периодическую потребность в мотивации поведения индивида, как следствие, возможно возникновение разноплановых мотиваций: познавательной, пищевой, сексуальной, защитной.

Именно мотивация оказывается неким спусковым крючком, запускающим в коре головного мозга процессы, определяющие характерное поведение индивида под воздействием испытуемого им чувственного возбуждения, его снижением или же наоборот, ростом.

Личные устремления волнуют человека, вызывают у него эмоциональный подъем, при этом все человеческие мотивации могут рассматриваться как трансформация состояния выраженной в чем-либо потребности.

Первичными стимулами человека к деятельности выступают его интересы к объектам, которые обладают для индивида устойчивой значимостью. Именно интересы оказываются в роли мотивирующих и регулирующих поведение человека механизмов, определяемых иерархией уже имеющихся потребностей.

Примечательно отсутствие прямолинейной зависимости интересов и потребностей, мало того, часто отсутствует даже осознанность подобной связи.

Интересы подвигают человека на деятельность, мало того, они и сами формируются его деятельностью. Удовлетворяемые интересы разрастаются кроной все новых интересов, требующих постоянного удовлетворения.

Тем самым интересы, становясь неким ориентиром поведения личности, в итоге преобразуются в главные психологические мотивирующие механизмы поведения. С интересами человека тесно взаимосвязаны проявляемые им страсти, его желания и устремления.

Как этап вызревающих потребностей рассматриваются желания, соотносимые с предстоящими планами по достижению целей. Желания подразделяют на три основных категории:

  • Естественные природные желания: утоление жажды и голода, естественных надобностей, потребности в отдыхе и сне и тому подобные.
  • Те, которые естественны, но от частого удовлетворения которых можно отказаться – потребность в сексе, например.
  • Те, которые неестественны и не относятся к числу необходимых желаний, – это потребность в признании и славе, тяготение к лидерству, власти.

Стойкое устремление к некоему желаемому конкретному объекту называется страстью, причем данное состояние оказывается доминирующим, направляющим всю человеческую жизнедеятельность. Окраска страсти может быть не только положительной, но и отрицательной, что зависит от целей индивида.

Нередко страсти отрицательные становились причиной преступлений, деградации личности. Страсти положительные ориентируют человека на достижение значимых целей в сфере искусства и науки, например. Полнейшее отсутствие страстей могло бы оказаться причиной безнадежного оглупления рода человеческого.

Личность может быть мотивирована как на сознательном уровне, так и подсознательно. Намерения и сознательная мотивация напрямую между собой взаимосвязаны. Намерения соединяются в инициативы, подталкивающие к действию. В основе поведения человека лежат именно намерения, они же гарантируют свободу действий, выступая осознаваемым поведенческим актом. В качестве обоснования намерений выступают мотивы.

Осознаваемое побуждение, которое направлено для достижения некоторой необходимой индивиду цели, называется мотивом.

Чаще всего несколько мотивов являются причиной мотивированной деятельности личности. Некоторые из мотивов являются главенствующими, придавая деятельности индивида вполне определенный смысл.

Нередко мотивы вступают в конфликт со средствами их реализации. В результате происходит либо изменение мотива, либо его затормаживание. Необходимо отличать мотивы от мотивировок, к последним относятся высказывания оправдательного характера, касающиеся совершенных действий.

В качестве определяющих факторов мотивации личностной деятельности оказываются установки. Установка – это устойчивая основа человеческого поведения, различаются установки общие и дифференцированные.

Таким образом, мотивация деятельности человека содержит совокупность взаимозависимых обстоятельств. А собственно мотивация личности проявляется как совокупность потребностей. Чтобы мотивы были осознаны, личность должна выполнить некоторую внутреннюю работу. Нынче существует много формулировок личностной мотивации.

Иногда мотивы смешиваются с целями и потребностями. В этом случае под потребностью подразумевают неосознанное стремление устранить неудобства, а под целью – исход осмысленного желания. Если рассмотреть сказанное на примере, то в рамках описанных категорий голод будет потребностью, а стремление его утоления – мотивом, в то же время кусок мяса, который должен голод удовлетворить, будет целью.

Негативное мышление как положительный фактор развития личности

Люди хотят проходить через трудности, стиснув зубы и героически встречая любые препятствия. По крайней мере, таков идеал – ворчать и жаловаться многие считают неприемлемым поведением. Мотивация и личностный рост – это удел сильных людей, которые никогда не жалуются на погоду, стойко перенося боль и страх.

Но постойте! На самом деле любое новое действие – даже если оно не является потрясением судьбы – вызывает боль и страх неудачи. Приходя на собеседование, открывая свой бизнес, в первый раз набирая номер понравившейся девушки, люди ощущают весь спектр проявлений страха и волнения. Сердцебиение предательски учащается, ладони покрываются потом. Появляются «бабочки в животе», или повышается артериальное давление.

Знает ли в этот момент наш организм о том, что нам просто необходимы ворчание и жалобы? Вопрос риторический – ведь об этом сигнализируют все психофизиологические симптомы. Те, кого интересует мотивация для развития личности, часто считают, что должны быть идеальными. Но иногда переживаемые чувства позволяют сделать только одно – то, что делает каждая уважающая себя актриса, когда наступает день премьеры. Она закатывает грандиозную истерику.

Нытье и недовольство реальностью в течение истории человечества обретали и культурную форму. Например, блюз в музыке, цыганское фламенко. Негативный настрой свидетельствует об энергии со знаком «минус». Взрослые забывают о том, какую разрядку может дать вспышка гнева (естественно, без нанесения вреда окружающим людям и окружающей обстановке).

Если нарядить злую и гневную девочку в кружевное белое платье и посетить с ней официальное мероприятие – можно быть уверенным, что она сорвет все планы. Если же одеть ребенка в грязный костюм и позволить ему бегать, кричать и выплескивать накопившиеся эмоции, а потом дать ему поспать – через некоторое время перед вами будет умиротворенное и отдохнувшее дитя, которое можно спокойно вести куда угодно.

типы искусственной мотивации картинка

Мотивация для развития личности: разрабатываем план

Подумайте над несколькими фактами:

  • Глобальные намерения лишены смысла, если они не претворяются в практические действия. Можно принять решение посвящать спортивным тренировкам один час в день. Но если этого не делать, то намерение так и останется «воздушным замком». Кроме того, неподкрепленное действием, это намерение может серьезно понизить самооценку;
  • Люди чаще переоценивают свою способность к волевым усилиям, чем недооценивают ее. Они часто хотят измениться, но получается это у единиц. Это происходит по причине переоценки своей способности к переменам, силы своих мотивов личностного роста;
  • Небольшие, но регулярные действия – это гораздо лучше, чем полное их отсутствие. Маленькие, но постоянные шаги также намного эффективнее работы над задачей «в один присест». Эта эффективность объясняется тем, что регулярные действия позволяют создать привычку, которая со временем становится стилем жизни.

Все эти утверждения позволяют сделать следующий вывод: небольшие намерения эффективнее грандиозных планов. Здесь необходимо небольшое отступление. Маленькие шаги – хорошая мотивация для развития личности в позитивном отношении. С их помощью можно создать хорошие полезные привычки, которые помогут сделать деятельность намного более эффективной. Но они не помогут избавиться от привычек негативных – наркомании, алкоголизма, курения. В этом случае нужна помощь нарколога и психотерапевта. Но если необходимо перебороть лень, страх, склонность к пустой трате времени, то небольшие шаги окажутся незаменимыми.

Они являются мини-версией ваших грандиозных намерений. Например, желание тренироваться по часу в день преобразуется в десятиминутную разминку. Запланированная два месяца назад генеральная уборка – в мытье посуды. Желание научиться мыслить в позитивном русле сокращается до двух хороших мыслей в день. В общем, это должны быть смешные и отчасти дурацкие версии глобальных планов.

сила небольших шагов фото

В чем заключается сила небольших шагов?

Почему небольшие привычки обладают мощью преобразовать весь образ жизни? Они повышают мотивацию к личностному росту, дают веру в свои силы. Для их воплощения требуется совсем немного волевых усилий. Маленькие шаги имеют несколько преимуществ.

  1. Во-первых, они существенно увеличивают шансы на то, что если вы сделаете одно небольшое действие, то продолжите работу. Так случается потому, что после первого шага внутреннее сопротивление уменьшается;
  2. Во-вторых, даже если после десяти минут разминки вы не будете продолжать заниматься, то даже она со временем войдет в привычку. Поэтому увеличивать число подходов станет гораздо легче;
  3. Третье преимущество мини-шагов состоит в том, что они не разрушают самооценку. Если приняться за огромный пласт работы сразу, то велики шансы потерпеть неудачу. Маленькие шаги позволяют постепенно добиваться хороших результатов без чувства вины и собственной несостоятельности.

Исследования показывают, что при помощи привычек формируется порядка 45% человеческих действий. На самом деле, роль привычек гораздо больше – они во много раз усиливают пользу полезного действия и вред плохого. Привычка тренироваться по 20 мин. в день позволяет сохранить хорошую физическую форму, а привычка употреблять каждый день здоровую пищу способствует долголетию и хорошему самочувствию.

Если писать всего лишь по одной тысяче слов каждый день, то можно написать 365 тыс. слов в течение года. Конечно, этот результат немного поменьше, чем 580 тыс. слов, написанные Львом Толстым в романе «Война и мир». 365 тысяч слов в год приблизительно равно объему семи небольших романов по 50 тысяч слов, что равно объему многих признанных произведений. Например, «Великий Гэтсби» Фитцджеральда содержит 50061 слово.

как поддерживать высокий уровень мотивации картинка

Примеры мотивации себя

Как мотивировать себя на уборку?

Мотивация в жизни и достижение цели — это просто и приятно! Так вот и вы должны в любом деле исходить из дивидендов, которые намерены получить. Если это ненавистное мытьё посуды, то осознайте, что вашими дивидендами будут статус человека ответственного и заботящегося о благе семьи. Плюс вы устраняете хаос.

А как известно, хаос, который в поле зрения постоянно, создаёт дисбаланс и чувство дискомфорта в Душе и мыслях, вам оно надо? Ну и вообще вы не тупо посуду моете сейчас, а магическим волшебством занимаетесь! Вы очищаете ментально поле вашей семьи от отрицательных непосильно накопленных эмоций. От непонимания, напряжения, всего того, что мешает притоку блага.

Вот так губкой с пенкой — рррраз! – и смыли, и теперь радостных событий ждём. И пусть все в неведении находятся, благодаря кому это всё придёт. Главное кто молодец? Вы молодец! Вот вам и мотивация в жизни и достижение цели!

Чудо-техника мотивации

Мотивация в жизни и достижение цели на самом деле очень простое занятие. Ели позитив и достойную мотивацию в деле найти ну никак не получается, то относитесь к себе как пятилетнему ребёнку. Вообще на заметку, это очень правильное взаимодействие с самим собой в затруднительных ситуациях.

Для начала нужно придирчиво попытаться понять, а действительно ли так важно это сделать. И если есть возможность не делать без весомого вреда – лучше не делать вовсе и вправду. Если лазеек нет, то, равно как и ребёнку, себе нужно пообещать вознаграждение.

Я сейчас сделаю этот безсмысленный никому не понятный и не нужный отчёт. Просто потому, что не сделать его нельзя. Но зато потом я свожу себя на массаж к массажисту, к которому давно хотелось, но всё никак. Или другой пример.

Я сейчас отмою кухню от нескольких литров разлитого детьми липкого сока. Ведь, несмотря на то, что я устала и вымоталась за день, не вытереть его нельзя. Иначе липнуть будет уже вся квартира. Но зато потом я обязательно приму ванну с пеной и масочку даже на личико определю. Чтоб уж нега по всем фронтам.

Мотивация – истинная или искусственная

Для многих тренинги по мотивации, приемы самовнушения, визуализации цели оказываются ценным инструментом. Но существует и другое мнение, согласно которому мотивация для развития личности является не более, чем фикцией. Например, известно высказывание дизайнера Артемия Лебедева, который отвечает на вопрос «Как мотивировать себя?» довольно саркастичным образом.

Отчасти с этой точкой зрения нельзя не согласиться. Мотивация представляет собой внутренний импульс к действию, благодаря которому человек делает то, что делает. Но мысленная визуализация всегда остается в воображении. Точно так же, как и позитивные аффирмации. Такая мотивация называется искусственной.

Кроме того, существует понятие внутреннего удовлетворения от работы – оно с успехом применяется не только в психологии, но и в других отраслях – например, в менеджменте организации. Когда сотрудник получает удовольствие от работы, то все остальное – слава, деньги, престиж – отступает на второй план. Человек работает не просто для того, чтобы отсидеть свои положенные девять часов в стенах офиса – он занимается достижением своих целей.

Еще одно свойство искусственной мотивации – ее не долгосрочный эффект. Посетители психологических тренингов могут возвращаться к своей повседневной жизни окрыленными, получившими порцию энергии – но это не означает, что такое состояние продлится долго. Поэтому искусственные источники мотивации могут увлечь, и человек будет постоянно стремиться к ним, чтобы поддерживать мотивацию к личностному росту.

искусственная мотивация картинка

Преимущества и типы искусственной мотивации

Но случается и так, что приходится создавать мотивацию к действию искусственным путем – например, из-за плотного рабочего графика, когда у человека не остается времени и энергии на мотивацию естественную. Искусственная мотивация бывает двух типов: мотивация «к» и мотивация «от». Современные методики личностного роста часто используют оба типа мотивации.

Первый вид, как следует из названия – это стремление к определенной цели. Например, вам необходимо срочно похудеть к началу пляжного сезона. В мотивации «к» есть существенный момент. Если вы работаете над собой сами — тренируетесь, ограничиваете себя в питании – то результат может быть одним. Если вы пойдете в спортзал и наймете частного тренера – совершенно другой. Во-первых, вы не сможете пропускать занятия – деньги окажутся выброшенными на ветер. Во-вторых, теперь за результат будет отвечать тренер – и схалтурить на тренировке уже вряд ли получится.

Мотивация для развития личности, направленная к цели, покупается за деньги. Но если у вас есть ощущение, что вы не сможете держать ответ сами перед собой, ее вполне можно использовать для быстрого и эффективного достижения результатов.

Еще одним типом мотивации является мотивация «от». Возьмем тот же пример – вы хотите похудеть. Но теперь вами движет не желание сбросить пару килограммов к отпуску, а стремление избежать проблем со здоровьем. В этом случае движущей силой является страх. К сожалению, мотивы личностного роста этого типа намного мощнее.

Совершенно необязательно дожидаться, когда действительно появится мотивация «от». Можно использовать этот тип с менее болезненными затратами. Для этого необходимо рассмотреть имеющиеся трудности – те, что возникли по причине отсутствия мотивации. Для этого создайте в своем воображении самую устрашающую картину того, чем чревато бездействие.

Затем прикиньте навскидку, сколько затрат и ресурсов понадобиться, чтобы решить эту раздувшуюся проблему в будущем, и сколько тех же ресурсов потребуется на данном этапе. Хорошей иллюстрацией для поддержания мотивации к личностному росту служит поговорка: «Лучшее время для действия было вчера, а следующее – прямо сейчас».

Мотивация — основа личностного роста. Пример мотивации. ВИДЕО

Посмотрите пример яркой мотивации в этом видео.

Есть такая особенность у человека — забывать… 3абывать мотивирующие тренинги, то, что дали слово изменить свою жизнь.

Память так устроена, либо лень, либо мозг отметает то, что заставляет его не расслабляться. Но факт налицо — человеку требуется регулярная подпитка мотивационными примерами, видео-, аудиозаписями.

Для того, чтобы не забывать и постоянно мотивировать себя, необходимо постоянный раздражитель или «напоминалка-по-голове-стучалка», такие как календарик-пинарик и мотивирующее на действия песня или видеоролик.

Свой день я начинаю с зачёркивания текущего дня на календарике-пинарике и просмотра видеоролика с песней (саундтрека) певицы Ёлки «Всё зависит от нас самих» из кинофильма «Подарок с характером».

В конце рабочего дня я прослушиваю гимн Олимпиады в Сочи «Нас не догонят». После чего заштриховываю маркером день уходящий и пишу планы на маркерно-магнитной доске на завтра.

Возьмите и Вы на вооружение. Внизу найдёте это видео, а про календарик-пинарик будет статья на блоге. Подписывайтесь на новости, чтобы не пропустить.

А вот и Мотивационное видео с песней Ёлки, которую лучше подпевать для дополнительного эффекта.

Недавно сделал продажу партнёрскую инфопродукта коуча и инфобизнесмена Инны Кхан про аффирмации. Есть у неё и такие интересные инфопродукты.

Возможно вам это будет интересно. Читайте статью про Инну Кхан, где будут ссылки на её товары.

Итак, я попытался рассказать вам о мотивациях, теперь дело за вами, ведь для каждого человека сила, которая движет его к вершине успеха своя, главное не бояться и смело идти к своей цели. Удачи!

P.S. Прикладываю скриншот моих заработков в партнёрских программах. И напоминаю, что так зарабатывать может каждый, даже новичок! Главное — правильно это делать, а значит, научиться у тех, кто уже зарабатывает, то есть, у профессионалов Интернет бизнеса.

доход с партнёрок

Вы хотите узнать какие ошибки совершают новички? 99% новичков совершают эти ошибки и терпят фиаско в бизнесе и заработке в интернет! Посмотрите, чтобы не повторить этих ошибок — «3 + 1 ОШИБКИ НОВИЧКА, УБИВАЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТ».

Вам срочно нужны деньги? Скачайте бесплатно: «ТОП — 5 способов заработка в Интернете». 5 лучших способов заработка в интернете, которые гарантированно принесут вам результат от 1 000 рублей в сутки и более.

Здесь готовое решение для вашего бизнеса! А для тех, кто привык брать готовые решения, есть «Проект готовых решений для старта заработка в Интернет». Узнайте, как начать свой бизнес в Интернете, даже самому «зеленому» новичку, без технических знаний, и даже без экспертности.

Теория выученной беспомощности М. Селигмана

Каковы причины того, что одни люди не сдаются при возникновении трудностей, в то время как другие капитулируют очень быстро? Исчерпывающий ответ на этот вопрос в свое время дала теория американского психолога Мартина Селигмана. Его концепция объясняет причины неуверенности в себе – и при этом она подтверждена множеством экспериментов.

Будучи еще студентом, Селигман попал в психологическую лабораторию университета в Пенсильвании. В это время Р. Соломон, руководивший лабораторией, занимался проведением ряда экспериментов над собаками, которые изначально были разработаны И. П. Павловым. Целью одного из экспериментов Соломона было формирование у животных условнорефлекторной реакции на звуковой сигнал. Чтобы это сделать, собак подвергали не сильным, но ощутимым ударом тока, которые следовали за звуком.

Ученые предположили, что собаки со временем начнут реагировать на него так же, как на электрический раздражитель – спасаться бегством. Но животные не делали этого. Вместо элементарного бегства после звука они ложились на пол и скулили, еще не дождавшись удара током. Селигман высказал предположение о том, что во время эксперимента животные, не имевшие никакой возможности избежать электрических ударов, смирились с их неизбежностью – выучили чувство беспомощности.

Теория выученной беспомощности получила свое развитие в изучении проблемы мотивации и личностного роста и у людей. Было подтверждено, что выученная беспомощность существенно влияет на различные сферы человеческой жизни – то, какие цели перед собой ставит человек, как относится к собственному здоровью, в каком свете воспринимает окружающий мир. В дальнейшем Селигманом и его помощниками было установлено, что выученная беспомощность оказывает влияние и на иммунную систему.

мотивация для развития личности изображение

Отрицательная мотивация: сущность и общие приемы

Система отрицательных стимулов исходит из противопоставления поощрений и наказаний. Типичными примерами применения методов отрицательной мотивации являются фразы «Если ты не выполнишь то-то, ты не получишь того-то», «Сделай это, иначе…» и т.п. При отрицательной (также ее называют негативной) мотивации мы оказываем влияние на психологию личности при помощи набора негативных чувств и эмоций, из которых наиболее эффективно работает страх.

Страх – наиболее сильная эмоция, которая принуждает вас к действию. При этом вы можете бояться лишения зарплаты, причинения ущерба здоровью, потери драгоценной вещи, любимого человека, любимого занятия, чего-либо еще, что приносит вам комфортное существование и является важной частью вашей жизни. Страх движет каждым из нас, ведь все мы чего-то боимся, поэтому для правильного использования отрицательной мотивации нужно найти «слабое место» личности и аккуратно применить данный прием.

Чувство вины – еще один «отрицательный мотив», который может двигать человеком. Но в данном случае предполагается, что человек способен на переживания, связанные с его ошибкой, неправильным поведением, что у него появляются муки совести и чувство ответственности за то, что произошло (или не произошло).

Соревновательный дух или дух конкуренции – сильный побудительный мотив для тех, кто стремится всегда и во всем быть первым. А если у человека отсутствует такое качество, то методом отрицательной мотивации здесь может служить порицание за плохие результаты, лишение бонусов и привилегий.

Неудовлетворённость собой, своей жизнью – один из толчков для развития и продвижения. Если вам не нравится то, как вы выглядите, то, как коллеги к вам относятся, или ваш семейный статус, вы будете стараться достичь лучших результатов, завоевывать лучшее положение в обществе, семье, в конце концов, выглядеть более удовлетворительно в своих собственных глазах. Данный вид мотивации особенно эффективен для людей в большей степени робких и неуверенных в себе.

Выученная беспомощность у людей

Исследователи Э.Лангер и Д.Роден продолжили его эксперименты, и получили новые результаты. Их опыт проходил в частной лечебнице для людей преклонного возраста. Психологи имели возможность вносить коррективы в жизнь пациентов. На двух этажах лечебницы они дали постояльцам практически одинаковые инструкции. На первом этаже старики имели большую свободу выбора – на завтрак они могли выбрать то блюдо, которое хотели, могли смотреть кино в тот день, когда им удобнее. Также у пациентов была возможность самостоятельно выбрать цветы для своей палаты и ухаживать за ними. На другом этаже инструкция немного отличалась. Старики не могли выбирать себе завтрак, а кино показывали только по определенным дням. Они также не имели возможности обустраивать интерьер своей палаты, как это могли делать их соседи.

Медсестры выбирали цветы сами, и ухаживали за ними. Иными словами, в ходе эксперимента одна часть испытуемых получала возможность влиять на свою жизнь, а другая такой возможности не имела. Результаты, которые исследователи получили через полтора года, оказались поразительными. Та группа, которая обладала правом выбора, по итогам тестов оказалась более счастливой и психологически благополучной. Среди этих испытуемых умерло меньше людей, чем в другой. Шанс выбирать и контролировать ситуацию спасает жизнь, а беспомощность, возможно, может и убивать.

Как поддерживать высокий уровень мотивации?

Поддерживать мотивацию на должном уровне бывает особенно тяжело из-за усталости, низкого интереса к выполняемой работе. Для некоторых значимую роль играет отсутствие результатов на первых порах.

Мы рассмотрели две методики личностного роста, принадлежащие к искусственной мотивации. Это неудовлетворенность текущим положением вещей («мотивация от») и стремление достичь результата («мотивация к»). Но, в конечном счете, не столь весомо, каким образом мы добиваемся своих целей – важность имеет результат. Если человек не имеет естественного стремления работать над поставленными задачами, ему вполне подойдет мотивация для развития личности второго типа.

как себя мотивировать картинка

Мотивируем себя искусственно

Искусственная мотивация для кого-то может быть чем-то сродни чашки кофе с утра. Как ее повысить?

  1. Найти весомые причины для работы над задачей. Иногда люди настолько погружаются в повседневную рутину, что уже не видят леса за деревьями – своей конечной цели. Ответьте на вопросы: каковы мои мотивы? Что такое мотивация для меня сегодня, как она поможет мне в решении завтрашних проблем? Чего я добьюсь в итоге?
  2. Фиксируйте достигнутые результаты. Есть разные методики личностного роста, с помощью которых можно увеличить мотивацию при помощи записи достигнутых результатов. Например, ведение дневника – для этого понадобится только блокнот. Можно также нарисовать линию на листе бумаги А4, конечная точка которой будет обозначать намеченную цель. Периодически необходимо отмечать на линии прогресс;
  3. Вознаграждайте себя за небольшие достижения. Вряд ли кто-то со стороны будет поддерживать своим вниманием ваш успех. Поэтому это лучше делать самостоятельно. Нередко бывает и так, что в процессе работы над достижением цели необходима остановка и отдых. Когда кажется, что больше вы не можете выжать из себя результатов, лучше отдохнуть и отвлечься;
  4. Перед выполнением объемной, трудоемкой работы, обманите сознание. Представьте, как хорошо у вас получается ее выполнить. В спорте такая визуализация позволяет повысить результаты до 45%;
  5. Окружите себя напоминаниями о желаемой цели. Смените заставку на телефоне и компьютере. Наклейте стикер с мотивирующей фразой на зеркало или холодильник. Этой уловкой пользуются даже спортсмены международного уровня.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: