Теория мотивации достижения – это одна из наиболее известных работ американского психолога Дэвида Кларенса МакКлелланда, которая также широко известна под названиями «теория удовлетворения потребностей», «теория потребностей» и «теория трех потребностей». МакКлелланд разработал данную концепцию в начале 60-х годов под влиянием трудов Генри Мюррея.
Мотивационная теория объясняет то, как меняются потребности человека с течением времени по мере изменения его жизненного опыта. Она также дает ответ на вопрос, как влияет на поведение человека потребность в достижении успеха, власти и «причастности». МакКлелланд утверждал, что мотивация каждого человека обусловлена этими тремя факторами – независимо от возраста, пола, расы или культуры, к которой он принадлежит.
Мотивация достижения поставленных целей
Ярко выраженная потребность выполнения поставленных целей – черта сильных, принципиальных, волевых личностей. Мотивация достижения успеха представляет собой стремление добиться высоких результатов в выбранной сфере деятельности.
А. Маслоу представлял потребности людей пирамидой, состоящей из физиологических потребностей, безопасности, принадлежности, признания, познания мира, самопознания. Когда потребности не реализованы – личность ощущает себя несчастной, пытаясь выяснить причину. Нежелание выяснять причины порождает апатию, депрессии.
Сильная мотивация
Определяется факторами:
- Стремление достижения успешности.
- Отсутствие страха трудных задач.
- Желание выполнять поставленную задачу качественно.
- Самосовершенствование.
Представим двух одинаково способных школьников. Школьник, обладающий сильной мотивацией к результату, занимается ежедневно самостоятельно или с репетиторами, пытаясь разобраться с непонятными темами. Стремится получать только хорошие оценки.
Ребенок со слабой мотивацией к результату, сталкиваясь со сложностями, предпочтет с ними не разбираться. Школьник спишет у товарища.
Редко достигают успешности только при наличии способностей, талантов. Есть знаменитая мотивирующая цитата для достижения успеха Гёте: «гений – это 1 % таланта и 99 % пота».
История и исследования
Изучение мотивации достижений имеет долгую и выдающуюся историю. Фактически, ученые сосредоточились на этом вопросе с момента зарождения психологии как научной дисциплины – когда Уильям Джеймс сделал предположение относительно того, как склонность к умениям связана с самооценкой.
В настоящее время эта тема является сферой активных исследований, особенно в области педагогической психологии, психологии спорта и физических упражнений, промышленной психологии, социальной психологии личности и развития. Исследования проводятся как в экспериментальных лабораториях (где обычно используются переменные), так и в обстановке реального мира, таких как учебная аудитория, рабочее место или спортивные площадки.
Задача состоит в том, чтобы объяснить и предсказать любое поведение, связанное в той или иной мере с принципом способностей. Примеры стремлений к цели являются повсеместными в жизни и присутствуют во множестве разнообразных ситуаций. Например, садовник, стремящийся вырастить идеальную орхидею, подросток, который хочет стать хорошим собеседником, или пожилой человек, обеспокоенный постепенной потерей своих способностей.
На протяжении долгого времени совершались многочисленные шаги в попытках понять, что такое мотивация достижений. Среди них, следует выделить:
- Стремление к успеху. Уровень эффективности, которого мы хотим или не хотим достичь. Исследование Курта Левина и Фердинанда Хоппе
- Потребности и мотивы. Общая, эмоциональная предрасположенность к успеху и неудаче. Исследования Дэвида Макклелланда и Джона Аткинсона
- Тестирование тревожности. Беспокойство и нервозность как возможное влияние на качество работы. Исследование Чарльза Спилбергера и Мартина Ковингтона
- Функционал при реализации целей. Представления о причинах положительного и отрицательного результата. Исследование Бернарда Вайнера и Хайнца Хекхаузена
- Цели для достижения. Представления об успехах или неудачах, которых люди стремятся достичь или избежать. Исследование Кэрол Двек и Джона Николса
- Неявные теории способностей. Изучения природы компетентности и способностей. Исследования Кэрол Двек и Роберта Штернберга
- Предполагаемая осведомленность. Понимание того, что можно и чего нельзя достичь. Исследование Альберта Бандуры и Сьюзан Хартер.
- Оценивание важности успеха или избегание неудачи. Исследования Жаклин Эклс, Джуди Харакевич
Многие ученые сосредоточились на каком-то одном из вышеупомянутых факторов в своей работе, а кто-то стремится интегрировать два или более из этих параметров в общую концептуальную структуру.
Формула успешного результата:
У = С* М *Ст;
Где У – успешность, С – способности, М – мотив, Ст– ситуация (благоприятная или неблагоприятная среда для развития). С помощью формулы определяется дальнейший шанс реализации целей.
Мотивация к достижению успеха играет главную роль, личность с сильно развитым стремлением больше трудится, что замечают руководители на собеседовании, тренеры при наборе команды, преподаватели. Мотивация достижения успеха и избегания неудач отличаются – своевременное определение помогает саморазвитию.
ЧТО МОТИВИРУЕТ ЛЮДЕЙ РАБОТАТЬ?
Если дело касается бизнеса, то тут, как правило, основным мотивирующим фактором, имеющим решающее значение, является не само получение денежной прибыли, а то, на что ее можно будет потратить. Поэтому для начала попробуйте, используя мотивирующие слова, детально описать на листке бумаги все, что вы желаете получить после того, как цель будет достигнута.
Направляйте свои мысли исключительно в положительное русло и рано или поздно у вас все получится и мечты материализуются. Иногда мотивация может померкнуть, особенно перед большим объемом работ. Такой поворот событий не должен пугать, нужно просто разбить стоящую перед вами задачу на мелкие этапы, а при планировании работы используйте мотивирующие фразы.
При этом за каждую маленькую победу, за каждый выполненный этап назначьте себе вознаграждение. Скоро этот процесс настолько вас увлечет, что от апатии не останется никакого следа.
Достижение успеха происходит как правило по принципу спирали:
- 1 виток: чем больше мы ЭТО делаем, тем лучше у нас получается; чем лучше у нас получается, тем больше нам ЭТО нравится; чем больше нам ЭТО нравится, тем чаще мы ЭТО делаем;
- 2 виток: чем чаще мы ЭТО делаем, тем лучше у нас получается; чем лучше у нас получается, тем больше нам ЭТО нравится; чем больше нам ЭТО нравится, тем чаще мы ЭТО делаем;
- 3 виток и последующие: смотри 2 виток.
Специалисты по психологии маркетинга для лучшей мотивации себя к действию и работе советуют переключать свое внимание на получение результата, то есть использовать так называемые стратегии достижений.
Первый способ: мотивация достижения успеха. Нужно представить себе, что вы хотите получить в конечном итоге: как вы мечтаете выглядеть, как вы хотите себя чувствовать, сколько зарабатывать, чем заниматься, как будет выглядеть ваш дом и автомобиль. Визуализировать все эти образы помогут правильно составленные и подобранные мотивирующие картинки для бизнеса.
Второй способ: избегание неудач. Нужно стараться не допустить свершения того, чего вы не хотите, избежать нежелательных результатов. Это называется использование стратегии избегания, которая обращает внимание на опасности и неприятные моменты, которых нужно избежать. Они заставляют нас встряхнуться и ощутить спортивную злость – именно это и нужно для выстраивания стратегии вашего успеха.
Основные отличия
Встречаются два основных вида – мотивация достижения успеха и избегания неудач.
Достижение успеха | Избегание неудач |
Четкое ориентирование на успех | Успех неважен |
Правильная оценка возможностей | Неумение рассчитывать силы |
Постановка реалистичных целей | Постановка слишком легких или слишком трудных целей |
Здоровая самооценка | Завышенная или заниженная самооценка |
Понимание важности неудач | Страх неудач |
Радость новому виду деятельности | Страх неизвестного вида деятельности |
Настойчивость, максимальное использование ресурсов | Отсутствие настойчивости, использование только легких путей |
Оптимистичный взгляд | Пессимистичный взгляд |
Если выражена мотивация к избеганию неудач, и нет стремления к достижению успеха, стоит задуматься. Определить уровень стремлений помогут специальные тесты Элерса.
Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии
Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельности. Данный подход не следует понимать как истину в последней инстанции, потому что важно принимать во внимание индивидуальные особенности каждого индивида и в нужных случаях трансформировать их в позитивный результат. В соответствии с индивидуальными особенностями каждый индивид меняет отношение к диспозициям в основе своих мотивов и выбирает нужную стратегию поведения. В этом заключается постепенная выработка ориентации «на результат», которая коренным образом влияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, позволяя индивиду вырваться из замкнутого круга боязни неудач. Как следствие, у индивида формируется позитивный взгляд на окружающую действительность.
Ключевые слова:
психофизиологические особенности, способности, преобладающие мотивы, мотивация, деятельность, адаптация, ориентация на результат, базовые компетенции решения жизненных задач, эпифеномены, эмоциональный интеллект, биологическая мотивация, социальная мотивация.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности, направленной на позитивный результат, является одной из центральных проблем в психологии и остается актуальной в настоящее время. Деятельность, по мнению отечественного психолога А. Н. Леонтьева, является основанием личности и занимает очень важное место в жизни человека. А в основе любой произвольной деятельности находится мотивация. Поэтому необходимо изучать все процессы и явления, связанные с деятельностью, в том числе мотивацию, т. к. от неё зависит успешность любой деятельности [1].
Мотивацию можно определить как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение, а также как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
В различных литературных источниках, интернет — ресурсах выделяют такие виды мотивации, как: внешняя и внутренняя; устойчивая и неустойчивая; положительная и отрицательная. Положительная и отрицательная мотивации — это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач. Данные мотивы являются преобладающими мотивами. [6]
При диагностике личности на выявление мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач Т. Элерс даёт интерпретацию преобладающим мотивам:
- Индивиды, у которых преобладает мотивация к успеху, предпочитают средний или низкий уровень риска. Им свойственно избегать высокого риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако они много работают для достижения успеха, стремятся к успеху. Индивиды с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт [3].
- Индивиды, у которых преобладает мотив избегания неудач, предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У них, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями. И они чаще попадают в подобные неприятности. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения [3].
На наш взгляд, диагностику преобладающих мотивов студентов целесообразно провести именно с помощью методик, разработанных Т. Элерсом, потому что учебная мотивация, как и любой другой ее вид, характеризуется направленностью, устойчивостью, динамичностью и системностью.
В качестве второго диагностического инструмента целесообразно использовать методику О. Ф. Потёмкиной «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат»[3]. Данная методика поможет выявить преобладающие ценностные ориентации (например, ориентацию на результат или на процесс). Данные ценностные ориентации влияют на формирование преобладающих мотивов и делают наиболее достоверным объяснение доминирования тех или иных преобладающих мотивов у индивида.
Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение индивида, влияют на его успешность деятельности и встречаются у всех индивидов. Психодиагностическое изучение этих мотивов позволяет направить деятельность человека в сторону максимально успешной реализации. В связи с этим нам представляется перспективной проблема диагностики данных мотивов как в студенческом возрасте, так и на этапах профессионализации. Ведь, любой человек при желании занять какую-либо жизненную позицию может преодолеть свои страхи в той области, в которой он желает преуспеть, тем самым научиться менять отрицательную мотивацию на положительную. Безусловно, для осознания внутреннего мотива и выработки стратегии поведения, как писал Артур Шопенгауэр, требуется длительная внутренняя работа. Предполагается изменение отношения индивида к определённым сторонам своей жизни [5].
В контексте работ ряда зарубежных авторов новых направлений говорится о том, что необходимо ориентироваться, в каких областях деятельности можно успешно применять свои способности, основанные на индивидуальных психофизиологических особенностях, чтобы быть счастливее при тех способностях, которыми наградил его Бог и природа! Например, по данной проблеме автор книги «Новая позитивная психология» М. Селигман пишет: «Я пришёл к выводу, что если маршрут наш лежит не через солнечные моря, вряд ли мы сумеем что-то изменить, пытаясь стать счастливее. Более, что мы можем предпринять, — и именно так поступаю я — это примириться с холодным климатом и твердо держать курс на позитивную эффективность,
ибо она способна подарить нам множество удивительных ощущений»
[4]. Следовательно, необходимо работать над своими мотивами и рационально управлять собственным отношением к диспозициям (интересы, стимулы, внешние факторы и т.д.), которые находятся в основе становления этих мотивов. Для осознания мотива требуется длительная внутренняя работа над собой! Селигман пишет, что нужно быть уверенным в себе по жизни, — уверенно принимать решения соизмеримо со своими способностями и возможностями, направляясь к созиданию. И если эти усилия не вызывают у личности перенапряжения или дискомфорта, а результаты становятся полезными для окружающих, то индивид как правило получает радость и удовлетворение от своей деятельности [4].
Анализируя вышесказанное, можно высказать предположение, что, проводя внутреннюю работу над собой для осознания своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме, смириться со всяким положением вещей и «твёрдо держать курс на позитивную эффективность».
[4] Однако, Селигман даёт возможность многополюсного рассмотрения вопроса, учитывая взгляд на жизнь у каждого человека. Ведь, «адаптироваться к проблеме» — это не означает порой, что надо адаптироваться ко всему происходящему вокруг, а, прежде всего, нужно адаптироваться к способу решения сложной проблемы. В данном случае предполагается адаптация к предстоящей борьбе, которая, прежде всего, внутренняя. Тогда речь идёт о той самой внутриличностной работе для осознания своих мотивов с учётом собственных особенностей индивида. Именно «благодаря психофизиологическим особенностям быть нежизнерадостным, например, можно извлечь пользу в «борьбе за выживание». Это генетически заложено природой, как утверждает
Селигман
[4].
В нашем случае, под внутриличностной работой понимается переключение мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху», исходя из способностей уже имеющихся у индивида. Это повысит ориентацию «на результат» и повлияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, разработанных в Гарварде: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы [7].
Студентам, у которых преобладает мотив «избегания неудач», очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат.
Позитивный взгляд на мир можно сформировать, если, пересказывая мнение Селигмана, научиться менять своё отношение к происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам, ведь позитивные чувства — это не эпифеномены (показатели) с точки зрения бихевиоризма, а напротив — двигатели деятельности на пути к успеху. Веря в свой личностный потенциал, у индивида, как правило, повышается работоспособность [4]. И это приносит пользу ему и окружающим. Ведь, в современной действительности очень важен не только IQ, но и эмоциональный интеллект (EQ), который также является базовой компетенцией решения жизненных задач.
Говоря о взаимодействии с окружающими людьми через внутреннюю работу осознания своих мотивов и построения позитивного взгляда на мир для нахождения своего места в нём, мы имеем дело с переходом от биологической мотивации к мотивации социальной. Высшими её проявлениями являются: мотивация развития социума и мотивация сохранения социума, т.е. нравственность. Развитие социальной мотивации на базе биологической связаны с эволюцией и историческим развитием общества!
Литература:
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1982 (1975.).
- Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М., 1990.
- Райгородский Д. Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2008. – 672 с.
- Селигман Мартин Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. — 368 с.
- Шопенгауер А. «О воле в природе», 1835.
- Интернет – ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%
- Интернет – ресурс: https://www.mggu-sh.ru/interview/04-03-11/zhiznennaya-navigatsiya
Повышение уровня
Для повышения уровня нужно:
- Думать об удачном исходе начатого дела;
- Не сравнивать себя;
- Подмечать даже небольшие собственные результаты, вести дневник;
- Читать биографии успешных личностей, замечать схожие трудности;
- Ограничивать круг общения, отдавать предпочтение оптимистичным людям;
- Изучать психологию, смотреть соответствующие фильмы, видеоролики.
- Участвовать в различных тренингах, вебинарах. Изучить биографию потенциального тренера, почитать отзывы.
Умение планировать – важный фактор развития
Анализ мотивации достижения в процессе профессионально-психологического отбора кадров
Потеряхин Александр Справочник кадровика
Психологи пришли к выводу, что людям присущи две противоположные мотивационные тенденции — стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Информация о мотивах личности позволяет в процессе профессионально-психологического отбора кадров прогнозировать активность человека на предлагаемом месте работы. Особенно важны здесь диагностика и оценка мотива достижения.
Изучая мотивы личности, профессор психологии Гарвардского университета Дэвид Мак-Клелланд (David MacClelland) и профессор психологии Мичиганского университета Джон Аткинсон (John Atkinson) пришли к выводу, что людям присущи две противоположные мотивационные тенденции — стремление к успеху ( мотив достижения ) и стремление избежать неудачи ( мотив избегания ). При этом у одних преобладает стремление к успеху, к высоким результатам деятельности, у других доминирует стремление избежать неудачи. Формирование этих тенденций ученые связывают с условиями развития и воспитания ребенка в семье. Высокая мотивация достижения у детей формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали свои требования к детям, одновременно ненавязчиво помогая и поддерживая, а также отличались теплотой в общении с ними. В семьях же, где родители были либо безразличны к детям, либо слишком строги с ними, у детей, как правило, становилось доминирующим стремление избежать неудачи.
Мотив достижения, являясь личностной особенностью, одним присущ в большей степени, другим — в меньшей. Чтобы выяснить значимость для личности достижения успеха в профессиональной деятельности, психологи рекомендуют в процессе собеседования задать следующие вопросы:
- Насколько важен для вас успех в этой сфере деятельности?
- Склонны ли вы много и настойчиво работать ради достижения поставленной цели?
- Ожидаете ли вы высоких результатов деятельности, верите ли в успех?
Однако вследствие естественного стремления кандидата произвести положительное впечатление на такие вопросы можно получить социально желательные ответы («Склонны ли вы много и настойчиво работать?» — «Да склонен…»). Поэтому вопросы необходимо формулировать так, чтобы ответы на них прямо или косвенно позволяли выявить истинное стремление человека достигать высоких результатов в деятельности.
О наличии мотива достижения свидетельствует, например, выбор более сложных заданий и желание их выполнить, стремление совершенствовать свое мастерство, повышать профессиональную квалификацию.
В книге «Мотивация в стиле экшн: восторг заразителен» немецкий бизнес-консультант Клаус Кобьёлл (Klaus Kobjoll) приводит интересный пример, иллюстрирующий уровень мотивации достижения. В одном из универмагов Нью-Йорка руководящих работников всегда искали на стороне. У собственных сотрудников не спрашивали, есть ли у них желание занять эти должности. Когда сотрудники возмутились, руководство универмага предложило им пройти обучение: бесплатно, в течение года, два раза в неделю после окончания работы посещать полуторачасовые занятия, которые вели лучшие инструкторы Нью-Йорка. А после обучения им предоставлялась возможность продвижения по службе и назначения на руководящие должности. И каков же был результат? Только три процента сотрудников, претендовавших на руководящие должности, изъявили желание учиться! Но именно эти три процента претендентов и обладали достаточно высокой мотивацией достижения.
Мы можем предполагать наличие мотивации достижения, если о кандидате на вакантную должность его коллеги с предыдущих мест работы говорят, что он:
- настойчив в достижении целей;
- не довольствуется полученным результатом, а стремится к большему;
- любую работу стремится сделать лучше, чем раньше;
- отдает много времени профессиональной деятельности, часто обсуждает с коллегами темы, связанные с решением профессиональных задач;
- радуется успеху, достигнув высоких результатов;
- не довольствуется несложными заданиями и легкодоступными целями;
- склонен увлекаться работой, достигая новых целей.
Мотив достижения является относительно устойчивым личностным качеством, но, чтобы спрогнозировать активность будущего сотрудника в конкретной профессиональной сфере, нужно учитывать, что он побуждает личность к высоким результатам только во взаимодействии с такими ситуативными факторами, как ценность достижения успеха и субъективная оценка вероятности (шансов) его достижения (см. схему ). Поэтому очевидно, что в процессе профессионально-психологического отбора кадров, особенно на должности, предполагающие управление людьми, необходимо изучить и другие составляющие мотивации достижения.
Оценка личностью своих шансов на успех (ожидание успеха) значительно влияет на мотивацию к профессиональной деятельности. Чем больше человек верит в успех, тем большие усилия он склонен прилагать для достижения поставленных целей. Выделяют следующие факторы, влияющие на ожидание успеха:
- субъективная оценка своих способностей, которая формируется на основании успехов и неудач в прошлом;
- субъективное восприятие степени сложности задания;
- убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий.
Оценка кандидатом своих способностей может быть предметом изучения в процессе собеседования. Для этого кандидату необходимо задать ряд прямых и косвенных вопросов, касающихся успехов в прошлом:
- Каких успехов вы достигли на предыдущем месте работы?
- Какие ваши способности оказали решающее влияние на достижение успеха?
- Какие знания, умения вы рассматриваете как ваш личный ресурс в достижении целей?
- Благодаря чему вы оказались эффективны… (в той или иной ситуации; при решении конкретной задачи)?
Успехи, достигнутые в прошлом, формируют веру в свои силы, в собственную эффективность. Неудачи в прошлом разрушают эту веру. Выяснить, уверен ли претендент на вакантную должность в своей эффективности, можно также, обсуждая его трудности и неудачи в прошлом:
- С какими трудностями вы столкнулись…?
- Удалось ли их преодолеть, если да, то каким образом и благодаря чему?
- Какие события в своей жизни (профессиональной деятельности) вы рассматриваете как неудачу?
- Как вы пережили неудачу? Что помогло вам в этом?
Еще одним элементом в схеме мотивации (см. схему ) является субъективная ценность успеха , которая определяет мотивацию достижения (стремление к успеху). От того, какое значение человек придает достижениям в определенной сфере, зависит, насколько интенсивно он будет работать именно в этой сфере. Стоит также выяснить, как претендент представляет себе свою деятельность на новом месте работы, какого успеха он может достигнуть, какой личностный смысл для него имеет этот успех, насколько он для него ценен и т. п.
До сих пор мы говорили об изучении мотивации достижения в беседе, интервью. Вместе с тем достаточно эффективным является и метод контент-анализа речи (устной и письменной) претендента. С этой целью в его речи выделяются понятия, суждения, высказывания, которые свидетельствуют о наличии у человека мотива достижения успеха. Так, о наличии мотивации достижения свидетельствуют положительно сформулированные утверждения, в которых не выражаются опасение или неуверенность относительно возможности достижения цели, а наоборот, проявляется стремление достичь успеха («хочу», «планирую», «стремлюсь» и т. п.):
- Хочу выполнить это задание (решить такую задачу, достигнуть чего-либо)…
- Стремлюсь улучшить (увеличить, повысить) результаты…
- Успех вдохновляет, прибавляет сил, увеличивает желание работать…
- С удовольствием выполню это задание (буду выполнять эти функции, возьмусь за решение этой задачи)…
- Пытался (стремился) выполнить это задание как можно лучше…
- Работаю над новой идеей, надеюсь, что все получится…
- Хочу завершить эту работу…
В процессе анализа речи претендента на вакантную должность эти высказывания следует отличать от тех, которые не свидетельствуют о мотивации достижения, если:
а) положительно сформулированные намерения, желания или надежды дополняются утверждением, которое касается стремления избежать неудачи (например: «Надеюсь, что выполнил правильно, иначе пришлось бы переделывать»); б) высказывается намерение, направленное на выполнение несущественной деятельности; в) высказываются намерения и желания, направленные на то, чтобы как можно скорее закончить работу и освободиться от нее.
Для оценки мотива достижения разработан ряд психодиагностических методик (тестов, опросников). Одними из наиболее простых являются тесты «Мотивация к успеху», «Мотивация к избеганию неудачи», «Мотивация успеха и боязнь неудачи» ( Приложения 1–3 ). Их можно использовать в целях профессионально-психологического отбора кадров. Однако нужно учитывать, что они не защищены от социально желательных ответов, что в некоторых случаях (возможно — всегда?) снижает достоверность результатов тестирования. Поэтому данные, полученные с использованием этих тестов, нужно сопоставлять с информацией, которую мы получаем в процессе беседы с претендентом, путем наблюдения в период испытательного срока, а также с использованием других методов изучения личности.
Известный российский психолог, директор Института прикладной психологии Людмила Собчик считает, что высокие показатели мотивации достижения характерны для возбудимых личностей, склонных к лидированию, авторитарных, независимых, упорных в достижении цели, склонных к риску, агрессивных и конфликтных в межличностных контактах, с высокой самооценкой. Напротив, высокие показатели мотивации избегания неудачи при заниженной мотивации достижения характерны для личностей тревожных, неуверенных в себе, с низкой самооценкой. Нулевой показатель мотивации избегания при повышенных баллах мотивации достижения встречается у лиц, отличающихся поспешностью в принятии решений, «ищущих признания», импульсивных, самоутверждающихся, неосторожных, порывистых и сверхэмоциональных. Низкие показатели мотивации достижения характерны для личностей, находящихся в депрессивных состояниях, имеющих невротические расстройства. Также они свойственны личностям, отличающимся мягкостью характера, чертами зависимости, конформностью и пессимизмом.
Следует отметить, что не всякая профессия требует высокой мотивации достижения. Например, опыт изучения особенностей профессиональной деятельности телохранителя свидетельствует о том, что успешность этой деятельности не связана с мотивацией достижения и даже требует некоторого уровня мотивации избегания неудачи. Очевидно, что не требуют высокой мотивации достижения и многие другие, менее экзотичные профессии, такие как бухгалтер, медсестра и т. п.
Как же выяснить, нужна ли высокая мотивация достижения претенденту на вакантную должность или допустима и мотивация избегания неудачи? Проще всего проанализировать профессиограммы той деятельности или должности, на которую претендует человек. Если в профессиограмме мы найдем личностные качества и способности, которые соотносимы с мотивацией достижения, то мы можем обоснованно предполагать, что от уровня такой мотивации зависит успех деятельности.
Рассмотрим наиболее простые примеры. В книге доктора психологических наук Евгении Романовой «99 популярных профессий…» имеется профессиограмма «Автогонщик». В одном из разделов этой профессиограммы находим следующее качество, обеспечивающее успешность выполнения профессиональной деятельности: способность идти на риск . Среди профессионально важных личностных качеств в этой профессиограмме также значатся:
- склонность к риску;
- стремление к победе, стремление быть первым;
- стремление к реализации своего потенциала;
- целеустремленность, инициативность.
Кроме того, в этой же профессиограмме среди качеств, препятствующих эффективности деятельности, находим: боязнь неудачи, безынициативность . Следовательно, требования к личности и «противопоказания» однозначно указывают на необходимость высокой мотивации достижения у претендента на подобную профессиональную деятельность.
В то же время, рассматривая профессиограмму «Архивариус», обнаруживаем следующие профессионально важные личностные качества: аккуратность, педантичность, самоконтроль, усидчивость и др. Как видим, среди этих качеств нет таких, которые были бы связаны с мотивацией достижения. Поэтому для претендента на эту должность наличие высокой мотивации достижения не обязательно.
Более того, в профессиограмме «Секретарь-референт» среди качеств, препятствующих эффективности профессиональной деятельности, находим: неспособность работать в подчинении, сильно выраженная склонность в лидерству, руководству . Но как мы уже отметили, склонность к лидерству свойственна людям с высокой мотивацией достижения. Следовательно, наличие такой мотивации будет препятствовать деятельности.
При отсутствии профессиограммы можно проанализировать основные функции, которые предстоит выполнять будущему работнику, и на этом основании сделать вывод о необходимости мотивации достижения. Например, профессия машиниста локомотива предполагает выполнение следующих функций:
- контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
- обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
- выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
- контроль за безопасной посадкой или высадкой пассажиров;
- контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования.
Как видим, профессиональная деятельность машиниста локомотива не предполагает постоянного стремления к достижению более высоких результатов деятельности, а в большей мере связана с педантичным, дисциплинированным выполнением определенных «дежурных» обязанностей. Поэтому успешность здесь не связана с наличием у претендента на эту должность высокой мотивации достижения.
Стимулирование
Стимулирование предполагает создание наиболее эффективных условий работы. Поощрение может носить материальный или моральный характер. Естественных стимулов, побуждающих работника трудиться, недостаточно для эффективной деятельности. Особенность стимулирования работников — опора на нормативный уровень труда. Сотрудник осознает степень ответственности, цель, меры наказания. Потеря материального вознаграждения выражается частичной выплатой премий, полным лишением.
Дисциплина отчасти — метод принуждения, ограничения личностной свободы. Грань между принуждением и стимулированием условна – работник, обладающий развитой ответственностью дисциплинирован всегда. Сотрудник качественно, добросовестно выполняет порученные обязанности.
Система стимулирования
- Денежные стимулы. Заработок – распространенная цель работников.
- Социальные стимулы включают в себя:
- Достойные условия. Организация рабочего места, отсутствие посторонних звуков, умеренное освещение, эффективное распределение труда, отдыха;
- Возможность замены монотонной деятельности творческим процессом;
- Наличие свободного времени. Отдых способствует продуктивной работе;
- Хорошие отношения внутри коллектива. Авторитет личности руководителя, восприятие начальника лидером;
- Возможность карьерного роста.
3. Психологическое стимулирование ориентировано на принятие работника, как многогранной личности. Восприятие сотрудника механизмом, выполняющим набор действий, порождает негативные последствия – отсутствие желания работать, увольнение.
В подсознании человека существуют различные потребности. Эти потребности преобразуются в мотивацию, которая формирует поведение человека, его внешне наблюдаемую форму активности [4].
Мотивационная сфера человека — это развивающаяся в течение жизни целостная система, которая имеет иерархию, является подвижной и отражает предмет потребности и состояния самого индивида. Соответственно, главные отношения, описывающие мотивационную сферу личности — это иерархия мотивов или побуждений. Имеет большое значение степень их осознания, интенсивность и способность управлять нижележащими побуждениями [5].
Мотивация к достижению успеха — это стремление к успеху, высоким результатам в деятельности. Г. Мюррей первым выделил подобный вид мотивации [10] и дал этому термину следующее определение: «справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [10].
В дальнейшем разработка проблем мотивации достижения продолжалась многими другими психологами. Так, американский ученый Д. Макклелланд считает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Он выделяет отличительные черты людей с ярко выраженной мотивацией достижения:
а) приоритет работы в условиях максимального побуждения мотива достижения, т.е. решать задачи средней степени сложности;
б) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким результатам по сравнению с другими, а высокие результаты не всегда являются следствием актуализированного мотива достижения;
в) принятие на себя личной ответственности за выполнение какой-либо деятельности. Есть условие: ситуации низкого или умеренного риска, а так же, если успех не зависит от случайности;
г) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своей деятельности;
д) стремление к поиску более эффективных новых способов выполнения задач, т.е. такие люди более склонны к новаторству [7].
Другие представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном [8]. По его мнению, мотивация достижения — это «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче». Он также выделяет отличительные признаки мотивации достижения. Сама идея достижения чего-либо предполагает две возможности: достигнуть успеха или потерпеть неудачу. У людей с высокой мотивацией более выражена ориентация на достижение успеха. Мотивация достижения проявляется в тех случаях, когда какая-либо деятельность предполагает возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени сложности. Также, мотивация достижения всегда ориентирована на цель, на определенный конечный результат. При этом для мотивации достижения присущ постоянный пересмотр целей. Для субъектов с высокой мотивацией достижения характерным является возвращение к прерванным ранее делам и доведение их до конца [8].
В отечественной психологии одним из наиболее значимых авторов по проблематике мотивации является представитель деятельностного подхода А.Н. Леонтьев. Он пишет, что «в современной психологии в целом мотивом называют все, что составляет так называемые внутренние силы поведения, что актуализирует деятельность человека». Сам же мотиву дает такое определение: «это объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или, естественно, удовлетворяя потребности» [5]. Мотивы, которые выполняют смыслообразующую функцию, являются ведущими в многообразной деятельности человека. Они занимают центральное положение, наиболее часто проявляются в поведении и имеют наибольшее значение для развития личности. Функцией побуждения в данном случае обладают второстепенные или подчиненные мотивы [4].
Т.О. Гордеева под мотивацией достижения понимает мотивацию достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — это такая деятельность, которая связанна с целенаправленным преобразованием себя, других людей, отношений, субъектов окружающего мира. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [1].
В отечественной психологии мотивация достижения также исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым [6]. Он определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, которые регулируют процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу ее осуществления. Можно указать особые структурные компоненты, которые выполняют специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности. Это мотивация: актуализации, т.е. инициация и побуждение деятельности; селекции, — процессы выбора цели и определение соответствующих ей действий; реализации — регуляция выполнения действия и контроль по реализации какого-либо намерения; постреализации, т.е. речь идет о процессах, направленных на прекращение действия или смену одного определенного действия на другое [6].
Мотив избегания неудачи подразумевает потребность человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно в тех случаях, когда результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми [2].
Субъекты, мотивация и деятельность которых ориентирована на избегание неудачи, ведут себя по-другому. Их ярко выраженная цель в деятельности состоит не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия по большей части подчинены именно этой цели. Субъект, изначально мотивированный на неудачу, чаще всего проявляет неуверенность в себе, также не верит в возможность добиться успеха и боится критики. При решении определенных задач, в особенности таких, где присутствует возможность неудачи, у такого человека обычно имеются отрицательные эмоциональные переживания. Он не получает удовольствие от такой деятельности и тяготится ей. Субъекты, сконцентрированные на достижении успеха, способны более правильно оценивать свои возможности, успехи, неудачи. Обычно они выбирают для себя специальности, которые соответствуют их знаниям, навыкам и умениям. Люди, которые ориентируются на неудачи, наоборот, часто определяются неадекватностью профессионального самоопределения. Они предпочтительно выбирают для себя либо очень легкие, либо очень сложные виды профессий. При этом они зачастую не обращают внимания на объективную информацию о своих способностях, также имеют заниженную или завышенную самооценку и нереалистичный уровень притязаний. Люди, имеющие мотивацию и деятельность, ориентированную на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. Когда мотивация достижения успеха преобладает, человек предпочитает задачи средней или чуть более высокой степени сложности. В тех случаях, когда преобладает мотивация избегания неудач, человеком выбираются задачи, которые являются наиболее легкими или наиболее трудными. У индивида, который стремится к успеху в какой-либо деятельности, привлекательность и интерес в решении определенной задачи после неудачных действий только увеличивается. А человек, который ориентирован на неудачу, будет относиться к такой задаче с гораздо меньшим интересом, сам интерес может пропасть. Изначально настроенные на достижение успеха люди после неудачной попытки чаще всего добиваются более лучших результатов. Но те субъекты, которые были с начала настроены на неудачу, наоборот, более высоких результатов добиваются только после успеха. Цель, которая является отдаленной во времени, во многом больше может стимулировать деятельность человека, у которого развит мотив достижения успеха, в отличие от людей с выраженной мотивацией к избеганию неудачи.
Помимо этого, существуют определенные различия в интерпретации своих личных успехов и неудач лицами с выраженной мотивацией к достижению успеха и избегания неудач. Люди, которые стремятся к успеху, свои достижения и заслуги приписывают внутриличностным факторам, т.е. своим стараниям, упорству, способностям, а неудачные дела обычно склонны объяснять каким-либо случайным стечением обстоятельств, невезением. Люди, которые избегают неудачи, свои успешные дела чаще всего склонны определять внешними факторами, т.е. везением, трудностью или легкостью определенной задачи, а вот в случае неудачного завершения дела они приходят к анализу своих собственных способностей. Также субъекты, у которых имеется довольно сильно выраженный мотив к избеганию неудачи, обычно склонны недооценивать свой потенциал — они могут быстро расстраиваться при неудачах и понижают самооценку. Напротив, субъекты, ориентированные на успех, зачастую ведут себя совершенно по-другому — они обычно правильно, адекватно оценивают свои возможности, способности, концентрируются при неудачах и не унывают, не расстраиваются [3].
Подводя итоги, можно сказать, что мотивация достижения успеха понимается как сила, вызывающая у человека определенные действия, которые, исходя из его ожиданий, могут привести к успеху. Это проявляется в определенной направленности, интенсивности и настойчивости деятельности. Под мотивацией избегания неудач понимают выработанный механизм избегания различных ошибок и неудач; т.е. для личности, мотивированной на неудачи, самым главным является не допускать ошибок, иногда даже ценой преобразования изначальной значимой цели, ее полного или частичного недостижения. Стремление к успеху говорит о наличии у человека сильных волевых качеств, в то время как преобладание мотива избегания неудач определяет индивида как малоактивного. Таким образом, мотивация к достижению успеха является положительной и способствует личностному развитию человека.