Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)
Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Впервые методики диагностики такой характеристики личности были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известная среди них — шкала локус контроля ( locus of control scale ), разработанная Дж. Роттером ( J. B. Rotter ). Эта шкала основана на положении о том, что все люди делятся на два типа — интерналов и экстерналов — в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Каждого человека можно оценить по шкале «интернальность-экстернальность» . Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы — внешний. Различия между двумя типами локализации контроля могут оказаться существенными с точки зрения успешности профессиональной деятельности (интернальный локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха). Подробнее в статье Исследование уровня субъективного контроля
Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)
Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:
+3 — полностью согласен +2 — согласен +1 — скорее согласен, чем не согласен –1 — скорее не согласен, чем согласен –2 — не согласен –3 — полностью не согласен
Старайтесь использовать весь диапазон оценок.
Бланк для ответов _______________________________________________ Фамилия, имя, отчество
№ п/п | Утверждение | Оценка | |||||
+3 | +2 | +1 | –1 | –2 | –3 | ||
1 | Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий | ||||||
2 | Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу | ||||||
3 | Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь | ||||||
4 | Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим | ||||||
5 | Осуществление моих желаний часто зависит от везения | ||||||
6 | Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей | ||||||
7 | Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов | ||||||
8 | Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной | ||||||
9 | Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность | ||||||
10 | Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий | ||||||
11 | Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их | ||||||
12 | То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий | ||||||
13 | Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства | ||||||
14 | Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут | ||||||
15 | То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими | ||||||
16 | Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители | ||||||
17 | Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни | ||||||
18 | Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства | ||||||
19 | Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности | ||||||
20 | В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной | ||||||
21 | Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств | ||||||
22 | Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать | ||||||
23 | Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней | ||||||
24 | Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле | ||||||
25 | В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают | ||||||
26 | Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье | ||||||
27 | Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого | ||||||
28 | На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными | ||||||
29 | То, что со мной случается, — дело моих рук | ||||||
30 | Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе | ||||||
31 | Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий | ||||||
32 | Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу | ||||||
33 | В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам | ||||||
34 | Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать | ||||||
35 | В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой | ||||||
36 | Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения | ||||||
37 | Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи | ||||||
38 | Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим | ||||||
39 | Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу | ||||||
40 | К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания | ||||||
41 | В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании | ||||||
42 | Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя | ||||||
43 | Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей | ||||||
44 | Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения |
Обработка результатов
Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключи к шкалам
1. Шкала общей интернальности (Ио)
«+» | 2 | 4 | 11 | 12 | 13 | 15 | 16 | 17 | 19 | 20 | 22 | 25 | 27 | 29 | 31 | 32 | 34 | 36 | 37 | 39 | 42 | 44 |
∑ = | ||||||||||||||||||||||
«–» | 1 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 14 | 18 | 21 | 23 | 23 | 26 | 28 | 30 | 33 | 35 | 38 | 40 | 41 | 43 |
∑ = |
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид)
«+» | 12 | 15 | 27 | 32 | 36 | 37 |
∑ = | ||||||
«–» | 1 | 5 | 6 | 14 | 26 | 43 |
∑ = |
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин)
«+» | 2 | 4 | 20 | 31 | 42 | 44 |
∑ = | ||||||
«–» | 7 | 27 | 33 | 38 | 40 | 41 |
∑ = |
4. Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис)
«+» | 2 | 16 | 20 | 32 | 37 |
∑ = | |||||
«–» | 7 | 14 | 26 | 28 | 41 |
∑ = |
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)
«+» | 19 | 22 | 25 | 42 |
∑ = | ||||
«–» | 1 | 9 | 10 | 30 |
∑ = |
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им)
«+» | 4 | 27 |
∑ = | ||
«–» | 6 | 38 |
∑ = |
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из)
«+» | 13 | 34 |
∑ = | ||
«–» | 3 | 23 |
∑ = |
В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Нажмите на изображение для увеличения
Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Итоговая таблица результатов
Шкала интернальности | Ио | Ид | Ин | Ис | Ип | Им | Из |
Стены |
Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 — об экстернальном.
Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.
Пример графика УСК
Пример профиля УСК
Интерпретация полученных результатов
В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.
Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни — результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.
Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.
Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой — начальство, коллеги, везение и др. — определяют все, что с ним происходит в этой области.
Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего — врачей.
Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.
Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
опросник бека
Теоретические основы
Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда — склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.
Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.
В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.
В психологии управления может быть использованы отличия между интеральными и экстернальными личностями, они могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, например, экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство. Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.
Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности, тем более предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.
Разработаны варианты этого теста для взрослых, школьников и даже для дошкольников. Также есть версия для национальных меньшинств. Все эти варианты при своем создании проходили тщательную психометрическую проверку. Для оригинальной версии проверка надежности проводилась методом расщепления теста и методом повторного его выполнения через 2 месяца. Эта проверка показала, что тест достаточно надежен. То же самое можно сказать и о его валидности.
Итак, согласно исследованиям, люди с преобладанием интернального локуса контроля более уверены в себе, спокойны, позитивны, у них легче складываются межличностные отношения, они более независимы. Людей с экстернальным локусом контроля отличает повышенная тревожность, меньшая терпимость по отношению к другим и меньшая популярность и конформность.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится в несколько этапов:
1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:
Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключ
Шкала | «+» | «–» | Σ |
Ио | 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 | |
Ид | 12; 15; 27; 32; 36; 37 | 1; 5; 6; 14; 26; 43 | |
Ин | 2; 4; 20; 31; 42; 44 | 7; 24; 33; 38; 40; 41 | |
Ис | 2; 16; 20; 32; 37 | 7; 14; 26; 28; 41 | |
Ип | 19; 22; 25; 31; 42 | 1; 9; 10; 24; 30 | |
Им | 4; 27 | 6; 38 | |
Из | 13; 34 | 3; 23 |
2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Стены | «Сырые» баллы | |||||||||||||
Ио интервал | Ид интервал | Ин интервал | Ис интервал | Ип интервал | Им интервал | Из интервал | ||||||||
от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | |
1 | -132 | -14 | -36 | -11 | -36 | -8 | -30 | 12 | -30 | -5 | -12 | -7 | -12 | -6 |
2 | -13 | -3 | -10 | -7 | -7 | -4 | -11 | -8 | -4 | -1 | -6 | -5 | -5 | -4 |
3 | -2 | 0 | -6 | -3 | -3 | 0 | -7 | -5 | 0 | 3 | -4 | -3 | -3 | -2 |
4 | 10 | 21 | -2 | 1 | 1 | 4 | -4 | -1 | 4 | 7 | -2 | -1 | -1 | 0 |
5 | 22 | 32 | 2 | 5 | 5 | 7 | 0 | 3 | 8 | 11 | 0 | 1 | 1 | 2 |
6 | 33 | 44 | 6 | 9 | 8 | 11 | 4 | 6 | 12 | 15 | 2 | 4 | 3 | 4 |
7 | 45 | 56 | 10 | 14 | 12 | 15 | 7 | 10 | 16 | 19 | 5 | 6 | 5 | 6 |
8 | 57 | 68 | 15 | 18 | 16 | 19 | 11 | 13 | 20 | 23 | 7 | 8 | 7 | 8 |
9 | 69 | 79 | 19 | 22 | 20 | 23 | 14 | 17 | 24 | 27 | 9 | 10 | 9 | 10 |
10 | 80 | 132 | 23 | 36 | 24 | 36 | 18 | 30 | 28 | 30 | 11 | 12 | 11 | 12 |
3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Итоговая таблица результатов
Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.