Почему дисциплина гораздо важнее мотивации Материал редакции

Дисциплинированный человек — это человек исполнительный, тот, на которого можно положиться, он всегда все успевает и достигает хороших результатов во многих случаях жизни. Он не растерян, у него всегда порядок и на столе, и в голове, и в жизни. Он имеет силу воли, и у него все расставлено «по полочкам».

Наверняка, вам встречались такие люди среди ваших знакомых, родных и близких. О них еще говорят — педанты. Но что отличает их от других людей, давайте попробуем разобраться.

Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:

ДИСЦИПЛИНА дисциплины, ж. (латин. disciplina). 1. только ед. Обязательное для всех членов какого-н. коллектива подчинение твердо установленному порядку. Воинская дисциплина. Трудовая дисциплина. Партийная дисциплина. Железная дисциплина. Профсоюзная дисциплина. Палочная дисциплина. || Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.). Дисциплина ума. 2. Самостоятельная отрасль какой-н. науки (книжн.). Гуманитарные дисциплины.

Оправдание для лентяев

Конечно, каменщик или водитель не сможет сослаться на отсутствие вдохновения, но представители творческих профессий имеют для своей лени, как им кажется, замечательное алиби. Знаю, что сейчас в меня полетят гнилые помидоры, но я глубоко уверен: творческий человек не нуждается во вдохновении, чтобы начать творить.

Перефразируя знаменитого Чака Клоуза, могу сказать и подтвердить личным опытом:

Вдохновение — для лентяев, остальные просто работают.

Поэтому сегодня я предлагаю вам отказаться от служения вдохновению и принять истинную королеву успеха. Встречайте: её величество дисциплина!

Значение слова Дисциплина по словарю Брокгауза и Ефрона:

Дисциплина — вообще совокупность мер и правил, обязательных для всех, входящих в состав известного организованного целого. Д. называется также отдельная отрасль науки или преподавания. Дисциплина
(воинская).
— Под воинской Д. подразумевается совокупность условий, определяющих взаимные отношения между военачальниками и их подчиненными. Из этого определения видно, что начало Д. вытекает из принципа военной иерархии и что содержание понятия воинской Д. дает не только отношение подчиненных к начальникам, но и отношение начальников к подчиненным — иными словами, что понятие воинской Д. не совпадает с понятием воинской подчиненности (субординации). Принцип военной иерархии состоит в том, что значение каждого лица в войске определяется в зависимости от большей или меньшей близости его к верховному вождю. В этом отношении все военнослужащие располагаются по ступеням лестницы, нисходящей от верховного вождя, и каждый вышестоящий по отношению ко всем нижестоящим является начальником, а каждый нижестоящий по отношению ко всем вышестоящим — подчиненным. Принимая от начальника веления верховного вождя, подчиненный обязан полным ему повиновением. Это — первая обязанность подчиненного и, вместе с тем, основной признак понятия воинской Д. Второй признак — обязанность подчиненного уважать начальника. Повиновение, в смысле юридической обязанности, состоит в подчинении распоряжениям начальника, в неуклонном исполнении его приказаний. но оно обязательно лишь постольку, поскольку начальник является проводником велений верховного вождя. Поэтому повиновение должно быть полным, но не слепым. приказ противозаконный или выходящий за пределы служебных отношений не может быть считаем обязательным к исполнению начальническим приказом. Уважение, также в смысле юридической обязанности, состоит в оказании наружных знаков почтения. оно служит внешним проявлением признания авторитета начальника и тем обеспечивает подчиненность. Как средство обеспечения подчиненности, оказание наружных знаков почтения начальству должно иметь место не только в сфере отношений служебных, но и в сфере отношений неслужебных. Обязанности начальника в отношении подчиненного, по их существу, такой точной формулировке не поддаются. Обусловливаемый главной задачей начальника в мирное время — подготовить войско, дать ему надлежащее нравственное воспитание, — они крайне многообразны и не имеют столь резких характерных черт. Кроме того, они тесно соприкасаются и нередко переплетаются с обязанностями начальника как органа административного военного управления. Отчасти вследствие этой неопределенности начальнических обязанностей, но, главным образом, под влиянием: 1) линейной тактики, требовавшей от солдата одного безусловного повиновения и признававшей идеалом солдата-автомата. 2) системы комплектования войск вербовкой и рекрутскими наборами, переполнявшей армию порочными элементами, и 3) былых условий общ. жизни, когда подавление личности в войске не стояло в резком противоречии с положением личности вне войска, — исторически выработался односторонний взгляд на воинскую Д. как на совокупность только тех условий, кот. определяют отношения подчиненных к начальникам. Большинство современных военных писателей отказалось от такого вывода, но иногда и ныне можно еще встретить в военной литературе отожествление понятия Д. с понятием подчиненности. Действующий русский закон (ст. 1 Дисц. устава 1888) дает широкое определение понятию воинской Д.: воинская Д. состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому, говорится далее, она обязывает точно и беспрекословно исполнять приказания начальства, строго соблюдать чинопочитание, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять проступков и упущений подчиненных без взыскания. Требуя от подчиненных беспрекословного исполнения приказаний начальников, закон наш, однако, не распространяет принципа обязательности начальнического приказа на приказ противозаконный. Хотя на это прямого указания в Д. уставе не имеется, но ст. 2 Уст. ссылается на 69 ст. Воинского устава о наказ., которая категорично провозглашает, что деяние, учиненное во исполнение заведомо для подчиненного противозаконного приказания начальника, преступно. На вопрос, обязателен ли приказ, выходящий из сферы служебных отношений — действующий закон прямого ответа не дает. Чинопочитание, состоящее, по определению ст. 3 Дисциплинарного уст., в оказании должного уважения начальнику и старшему в чине, обязательно как на службе, так и вне службы. Обязанности начальника по отношению к подчиненным перечислены в ст. 4 Д. уст.: он должен в сношениях с подчиненными быть справедливым, отечески печься о благосостоянии вверенной ему команды, входить в нужды своих подчиненных, быть в нужных случаях их советником и руководителем, избегать всякой неуместной строгости, не оправдываемой требованиями службы, а также развивать и поддерживать в каждом офицере и солдате сознание о высоком значении воина, призванного к защите престола и отечества от врагов внешних и внутренних. Ср. М. Драгомиров, «Учебник тактики» (СПб., 1891). П. Гудим-Левкович, «Курс элементарной тактики» (СПб., 1887), а также др. учебники тактики и военной администрации и В. Кузьмина-Караваева, «Характеристика общей части уложения и Воин. устава о наказ.» (СПб., 1890).
К.-К.

Что есть что

Знаменитые люди очень емко передают суть понятий, поэтому приведу их определения дисциплины и мотивации.
Я считаю, что лучше всего о первой сказал южноафриканский писатель Джо Максвелл:

«Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь».

О мотивации можно многое понять из высказывания американского предпринимателя Эндрю Карнеги:

«Люди, которые не в состоянии мотивировать себя, должны довольствоваться посредственностью, какими бы впечатляющими ни были их таланты».

Очевидно, что оба понятия напрямую связаны с личностным ростом и достижениями человека, но они имеют ряд различий. О них и поговорим.

Определение слова «Дисциплина» по БСЭ:

Дисциплина (лат. disciplina) общественная, определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации. Д. является необходимым условием нормального существования общества. благодаря Д. поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций. В обществе всегда существует общеобязательная Д. и специальная Д. — обязательная только для членов определённой организации (трудовая, партийная, воинская и т.д.). Д. всегда определяется господствующими общественными отношениями и служит для их поддержания. Различают внутреннюю Д., или самодисциплину, Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению. Внутренняя Д. предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) членами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая Д. поддерживается без внешних санкций и принудительных мер. «… Подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 200). Дисциплинированный человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины и т.д. В отличие от внутренней Д., Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению опираются на внешние санкции — положительные или отрицательные. Член общества или организации может следовать нормам и распоряжениям только в расчёте на материальное или какое-либо иное поощрение или стремясь избежать наказания. В конечном счёте Д. определяется степенью сочетания личных интересов членов общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм поведения. Если эти нормы не становятся внутренними пружинами действий индивидов, возникают разного рода отклонения в поведении, которые либо регулируются с помощью механизмов социального контроля, либо могут привести к изменениям и ломке существующих норм и институтов. Однако общественно вредной может оказаться и чрезмерно жёсткая Д., т.к. в этих условиях члены общества лишаются творческой инициативы, а общественная система утрачивает необходимую гибкость. В различных общественных системах ни один из видов Д. не встречается в изолированном виде. речь может идти лишь об удельном весе того или иного вида Д. В обществах, основанных главным образом на традициях, в периоды их устойчивого существования преобладало морально-религиозное регулирование поведения людей, дополняемое принудительной (личная зависимость) Д. Роль материальных интересов и Д. из соображений выгоды преобладают в буржуазном обществе с его отношениями «голого чистогана» и господством индивидуалистической морали. Вместе с тем в качестве регулятивного механизма выступает нормативная Д. в форме «деловой этики», «профессионального долга» и т.п. В социалистическом обществе постепенно утверждается сознательная Д. трудящихся. В. И. Ленин характеризовал социалистическую Д. как «… дисциплину товарищескую, дисциплину всяческого уважения, дисциплину самостоятельности и инициативы в борьбе» (там же, с. 500). Социалистическая Д. развивается в процессе сознательного строительства новых общественных отношений, в результате процесса коммунистического воспитания. Важным средством её укрепления является социальный контроль, материальное и моральное стимулирование. На современном этапе социалистического и коммунистического строительства усложнившаяся организация общества и научно-техническая революция предъявляют повышенные требования к Д., организованности, ответственности, сознательности каждого члена общества. Нормы Д. периода коммунистического строительства сформулированы в Программе КПСС, в моральном кодексе строителя коммунизма. Лит.: Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18. Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33. его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36. его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 35. его же, Великий почин, там же, т. 39. Программа КПСС, М., 1961. Макаренко А. С., Соч., [2 изд.], т. 5, М., 1958, с. 36-43, 130-44. Л. А. Седов.

Мотивация – это эмоции

Мотиваторы разжигают в нас эмоции, будоражат наши чувства, которые должны понести нас к мечтам на крыльях и почти без усилий. Выглядит очень заманчиво, не так ли?

Однако, если быть реалистичным, максимально приближённым к жизни, то следует признать, что эмоции и вдохновение – это одни из самых эфемерных, быстротечных, непостоянных и неуловимых явлений. Сейчас они помогают движению, через час они мешают. Стоит ли полагаться на них и только на них в серьёзных делах, коими, несомненно, являются наши цели и мечты?

Жизнь порой видится неким пляжем, на котором многочисленные серферы только и делают, что ждут волны (мотивации, вдохновения), чтобы отплыть от берегов серости и посредственности. И лишь единицы берут в руки вёсла и начинают грести, затрачивая силы и немалое время. Но именно они неумолимо удаляются от берега, невзирая на волны. Они вообще не обращают на волны никакого внимания. И именно они впоследствии смотрят на нас с обложек глянцевых журналов, с экранов телевизоров, со страниц книг… Крепкие, сильные, загорелые, счастливые…

Запрещать запрещено

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Этот принцип римского права актуален и при воспитании детей и достоин того, чтобы родители как можно раньше объясняли его детям в понятных выражениях. Каких-то пять тысяч повторений — и малыш наверняка усвоит три главных правила: твои действия не должны вредить тебе, другим людям и окружающей среде. Вот, собственно, и все ограничения. Добро пожаловать в свободную жизнь.

На практике, разумеется, у каждой семьи будет свой список «можно» и «нельзя». Но главное, к чему призывают детские психологи — запретов не должно быть много. Самое сложное здесь для взрослых — победить собственные привычки и страхи, которые обычно подталкивают нас запрещать что-то детям. «Не трогай эту вазу на шаткой полочке, сколько можно повторять!» — этот изматывающий монолог можно оставить в прошлом, если просто провести в доме ревизию и убрать привлекательные, потенциально опасные или хрупкие вещи из зоны досягаемости малыша.

«Как только ребёнок начинает ползать, очень полезно опуститься на четвереньки и постараться увидеть мир с его точки зрения, — советует Анастасия Мухина. — Свободно исследовать пространство ребёнку необходимо так же, как дышать. От родителей всё-то и требуется, что закрепить тяжёлые предметы и мебель, а также убрать с глаз долой острое, мелкое и токсичное».

Второй уровень самосовершенствования для родителей — оставить иллюзии об удобной и комфортной жизни с ребёнком. Очень часто мы запрещаем что-то детям не потому, что это опасно или недопустимо, а потому, что нам лень участвовать в игре или неохота потом устранять последствия. Но, например, игры с водой, желание потрогать руками и даже на вкус все предметы игровой комнате, потребность прыгать, а не спокойно шагать рядом, — важные этапы сензитивного развития человека.

Запретить это — всё равно что запретить ребёнку взрослеть и становиться сильнее, быстрее, умнее. Да, малыш может споткнуться и упасть — но этот ценный опыт не заменят ему бесконечные рассказы о том, как больно падать. Да, устранять последствия игры в кита утомительно. Но можно на берегу договориться с ребёнком, что брызгаться водой разрешено только в ванной, а вытирать пол и стены будем вместе. Такая «весёлая» жизнь требует от родителей много ресурсов, но разве не приятно сознавать, что все эти неудобства — ради будущей свободной и творческой личности?

Территория свободных детей

О счастливчиках

Нельзя думать, что сознательную дисциплину можно выработать только в процессе внешнего принуждения, воспитания и обучения постановке целей и задач. Ведь многие люди живут без ежедневников, не подчиняясь строгому распорядку, режиму, плану, но в то же время относятся к числу дисциплинированных людей. Про таких говорят: «У него порядок в голове», то есть они обладают умением подстраиваться под изменчивый мир, жить в соответствии с циклом Вселенной и законами общества, регулирующими нашу жизнь.

Ведь каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить отмеренный судьбой срок. Рождается в определённый час, день, месяц, год, с чего начинается вращаться его колесо фортуны. На его судьбу влияет космический порядок, начиная с расположения и влияния звёзд, Луны и Солнца на его натальной карте. От этой врождённой внутренней дисциплины, запечатлённой в темпераменте, зависит и дальнейшее сознательное развитие процесса контроля над собой, то есть самодисциплины.

Большое преимущество имеет личность, обладающая врождённой дисциплиной. Обычно у нее преобладает флегматичный или меланхолический тип темперамента. Дети такого типа спокойны, собраны, послушны, обучаемы и никогда не пренебрегают советами и наставлениями старших. У них более рациональное мышление, поэтому лучше понимают смысл своих действий.

В учебной и трудовой деятельности такие люди стараются успевать сделать именно то, что важно и имеет смысл на данном этапе. Ежедневные обязанности они выполняют неукоснительно и привычно, даже без участия сознательных волевых движений, что даёт преимущество в экономии своих ресурсов и биологической энергии. Чаще всего они показывают лучшие результаты в учебе и других занятиях, требующих высокой самодисциплины и волевого целеполагания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: