Специфика педагогического общения. Педагогическое общение


Понятие: кратко

Что такое педагогическое общение?

Общение является ключевым фактором психического, социального развития личности.

Только в процессе коммуникации с взрослыми ребенок постигает нормы поведения, получает информацию об окружающем мире и об обществе.

Чем продуктивнее складывается взаимодействие с окружающими, тем больше шансов на реализацию у личности.

Огромное влияние на ребенка оказывает не только ближайшее окружение в лице родителей, родственников и друзей. Также ощутимую роль играют педагоги.

Педагогическое общение — взаимодействие преподавателя с учащимся в рамках учебного процесса.

Это многоуровневая коммуникация, которая включает передачу и прием информации, возникновение эмоциональных реакций, установление взаимопонимания. В результате совместной деятельности происходит усвоение учеником новых знаний.

Нормативная функция

Нормативная. Направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов. В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.

Психологические основы

Педагогическое общение является важным фактором, влияющим на социализацию ученика, на его личностное развитие. Если взаимодействие сторон происходит эффективно, ученик приобретает новые навыки и знания, уверенность в своих силах.

Учитель, в свою очередь, убеждается в собственной профессиональной состоятельности, получает удовлетворение от учебного процесса.

Отрицательные результаты взаимодействия негативно сказываются на психологическом состоянии обеих сторон: преподаватель может засомневаться в собственной компетенции, а учащийся потерять интерес к учебе.

Педагогическая коммуникация имеет тройную направленность: на само взаимодействие (передача информации), на учеников (их состояние, их развитие), на предмет освоения.

При этом педагог должен донести информацию до всей аудитории, учесть особенности каждого ученика, акцентировать внимание на всех важных моментах усваиваемого материала.

Сложность представляет и сам процесс выстраивания отношений с подопечными. С одной стороны, педагогический процесс предусматривает деловые отношения.

С другой стороны, продуктивного результата можно добиться только при создании благоприятной для обучающихся психологической атмосферы. Соответственно, эффективная деятельность учителя предполагает сочетание деловых и личностных отношений.

Культура педагогического общения

В основе лежит общая и педагогическая культура личности учителя.

Под общей культурой понимается уровень развития человека, его духовные и нравственные качества, интеллектуальные способности.

Чем выше этот показатель, тем больше учитель может дать своим подопечным. Педагогическая культура — это понимание специфики своей профессиональной деятельности, направленной на воспитание подрастающего поколения.

У каждого педагога свой характер, манера поведения, стиль и т.д. Тем не менее, культура его поведения выражается в соблюдении следующих правил:

  • уважительное отношение к каждому ученику независимо от личного мнения о нем;
  • объективная оценка способностей учеников;
  • учет психологических особенностей учеников;
  • демонстрация доброжелательности и открытости;
  • заинтересованное отношение к любой точке зрения;
  • готовность давать пояснения и повторять информацию, не усвоенную с первого раза;
  • проявление терпимости, понимания, участия;
  • признание права подопечных иметь свою точку зрения, отличную от мнения большинства;
  • исключение любых угроз, высмеиваний, унижений достоинства, упреков (негативная оценка может даваться результатам учебы, а не конкретно личности ученика);
  • отсутствие в поведении учителя признаков ощущения собственного превосходства ввиду занимаемого положения или имеющегося жизненного опыта.

Существующие барьеры педагогического общения


Иногда при организации воспитательных и обучающих педагогических процессов могут возникать определенные трудности во взаимодействии между педагогом и учащимися. Их называют барьерами. Они могут являться причинами различных конфликтных ситуаций или косвенно способствовать их возникновению.

Полноценность восприятия и передачи обучающей и познавательной информации зачастую связана с наличием или отсутствием барьеров. Культура педагогического общения нацелена на исключение подобных ситуаций, так как при имеющихся барьерах обучающая информация может искажаться или вовсе не дойти до учащихся. Поэтому считается, что барьеры — это, прежде всего, препятствия для передачи знаний. Они бывают коммуникативными, связанными с непониманием говорящего, или психологическими, связанными с причинами психологического характера — негативным впечатлением, стеснительностью.

Сложности педагогического общения

Во время педагогического общения между преподавателем и учащимися могут возникнуть определенные трудности:

  1. Информационные сложности связаны с неспособностью точно выразить свое отношение к чему-либо. Завершить мысль, уточнить или сформулировать вопросы, которые требуют развернутых или односложных ответов.
  2. Аффективные. Выражаются в неумении одобрять правильные ответы воспитанников, хвалить за активную работу на занятии. Положительно отзываться о правильно сформулированных идеях, или демонстрировать недовольство в связи с грубыми ошибками или плохим поведением.
  3. Регуляционные — неумение повышать активность учащихся.

К особенностям педагогического общения относится специфика взаимодействия между всеми участниками воспитательного или обучающего процесса. Педагог строит отношения не только с учащимися, но и их родителями, а также своими коллегами по работе.

Функции

Педагогическое общение выполняет следующие функции:

  1. Нормативная. Учащиеся получают информацию об основных правилах и нормах поведения, вырабатывают у себя умение действовать в соответствии с ожиданиями общества.
  2. Познавательная. Получение знаний об окружающем мире, о явлениях и процессах, об отдельных сферах науки. Эти знания формируют интеллектуальный багаж, которым человек располагает в будущем.
  3. Эмоциональная. В процессе обучения происходит формирование определенных эмоций.
  4. Актуализирующая. Ученики в процессе получения знаний, во время коммуникации с учителем познают собственную индивидуальность, получают возможности для самореализации и самовыражения.
  5. Регулятивная. Регулятивная функция педагогического общения заключается в его способности оказывать влияние на поведение учеников.
    Воспитательный процесс предполагает наложение определенных обязанностей, применение мер воздействия и контроля.

Структура

Данный вид коммуникации состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Прогностический. Во время подготовки к осуществлению преподавательской деятельности педагог моделирует предстоящее общение. Он исходит из целей и задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае. Также влияние оказывает личность самого педагога, особенности аудитории, с которой предстоит взаимодействовать. Построение прогноза позволяет определить стиль поведения, освежить знания в конкретной области, подготовить при необходимости наглядные материалы и т.д.
  2. Начальный. Знакомство с новой аудиторией, построение первичного диалога с ее представителями. В этот момент у сторон формируются первые впечатления, основанные на эмоциональном восприятии оппонента. Этот этап во многом определяет успешность не только содержательной части деятельности, но и ее социально-психологическую основу.
    В первые же мгновения работы с аудиторией преподаватель должен определить, насколько выбранная им модель обучения соответствует обстановке, настроению подопечных.
  3. Управление общением. Это непосредственный процесс взаимодействия, во время которого преподаватель реализует намеченную на прогностическом этапе стратегию. В зависимости от ответной реакции аудитории, опытный педагог может корректировать свое поведение, подстраиваясь под конкретную ситуацию. Он оказывает речевое воздействие на учеников, подбирает и применяет различные средства передачи информации, поддерживает вербальный и невербальный контакт.
  4. Заключительный. Анализ промежуточных результатов общения. Выявление имеющихся проблем с целью корректировки выбранных методов. Определение педагогических задач, которые будут решаться в дальнейшем. Для преподавателя важно уметь объективно оценивать результаты взаимодействия, ощущать обратную связь с аудиторией. В противном случае эффективность коммуникации и самого учебного процесса будет очень низкой.

Структура профессионально-педагогического общения включает:

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
  2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
  3. Управление общением в ходе педагогического процесса.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Этап моделирование требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и о лица школьников, по возможности в разных вариантах. На этапе, называемом «коммуникативной атакой«, нужна техника быстрого включения класса в работу, необходимо владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия. На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата. В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.

Виды и типы

Педагогическое общение представлено двумя основными видами:

  1. Индивидуальное. Двусторонний диалог, в котором принимает участие учитель и конкретный ученик. Так, во время вызова к доске одного подопечного или во время обсуждения на семинаре доклада конкретного студента происходит индивидуальное общение педагога и ученика.
  2. Фронтальное. Взаимодействие педагога со всей аудиторией одновременно. Происходит во время ведения урока в классе, чтения лекции в институте. В этом случае информация транслируется обезличено.

Преподаватель должен владеть в полной мере обоими видами коммуникации, поскольку учебный процесс практически всегда включает в себя и то, и другое.

Типология педагогического общения очень разнообразна в зависимости от тех его факторов, которые подлежат анализу:

  • по направленности: прямое, косвенное;
  • по содержанию: учебная, спортивная, досуговая деятельность;
  • по цели: стихийное, целенаправленное;
  • по управляемости: неуправляемое, частично управляемое, управляемое;
  • по установившейся взаимосвязи: равноправие, руководство;
  • по характеру коммуникации: сотрудничество, диалог, опека, подавление, конфликт.
  • по охвату аудитории: частное, публичное;
  • по наличию намерений: случайное, преднамеренное;
  • по продолжительности: длительное, кратковременное;
  • по результативности: продуктивное, непродуктивное.

Стили руководства (взаимодействия)

В современной психолого-педагогической литературе существуют различные классификации стилей педагогического руководства. Чаще всего вычленяются три основных разновидности: авторитарный стиль, демократический и либеральный. Учитель, придерживающийся демократических тенденций в стиле руководства, привлекает учащихся к принятию решений, касающихся жизни коллектива, характера деятельности, стимулирует развитие общественного мнения, самостоятельности, проявляет заинтересованность в переживаниях и личной жизни школьников. учитель этого стиля руководства прислушивается к критическим высказывания учащихся; его установка на учащихся положительная. При непосредственном взаимодействии с учениками он пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (совет, просьба) «Он как-то так строил урок, что сам не выделялся как человек все знающий. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным»; «Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души и можно даже сказать — уважения к себе»; «К этой учительнице как магнитом тянуло после занятий, независимо от того, в каком классе ты учишься. Ее отношение к тебе как равному покоряло любого ученика». Учитель авторитарного стиля руководства обращается главным образом к способам взаимодействия, основанным на подчинении. Он стремится к единоличному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности, но создает крайне неблагоприятный психологический климат. При длительном сотрудничестве с учителем авторитарного стиля у учащихся развиваются отрицательный свойства – пассивность, неуверенность в себе, агрессивность. «Наша учительница физики работала с нами три года и все это время держала нас в постоянном страхе. Она могла поставить на урок 10 – 15 двоек. У каждого их было столько, что мы их уже считали. Девочки выходили отвечать к доске со слезами на глазах. Естественно, было не до ответа. Мы только мучились, и единственной мыслью было – только бы она скорее меня, отпустила. Когда учительница заболевала, для нас наступал праздник. Конечно, она дала нам много знаний, причем прочных, но какой ценой они дались нам! До сих пор с содроганием слышу слово: «физика». Учитель либерального стиля руководства не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел. Ему свойственны нерешительность, колебания. Такой учитель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы школьников. установка на учащихся у него нейтральная. При нем, как правило, выделяется несколько наиболее деятельных учащихся, которые постепенно берут на себя некоторые его организаторские функции. «Было у нас учительница математики. Математику она знала хорошо, преподавала ее неважно, в основном занимались мы сами, конечно, кто хотел. У нее было много слабостей, но мы к ней относились снисходительно, зная, что она много нам прощает, не помнит зла, не придирается по мелочам. Иногда мы над ней подсмеивались, но не обидно. Класс был сильный дружный и, когда что-то было нужно сделать, мы справлялись сами». Стиль руководства формируется в зависимости от ряда объективных и субъективных предпосылок. К объективным предпосылкам относятся: образованность учителя, стиль руководства директора школы, развитость и сплоченность педагогического коллектива и др.; к субъективным – нравственно и эмоционально-волевое развитие личности учителя, особенности его темперамента, уровень притязаний, выражающихся в определенной самооценке и др. Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Стили коммуникации педагога

Основные стили коммуникации:

  1. Авторитарный. Учитель выступает в качестве носителя некоторой власти, которая дает ему авторитет. Процесс обучения строится на основании существующих у педагога установок, взглядов и убеждений. Он самостоятельно определяет стратегию действий, цели обучения, субъективно оценивает результаты взаимодействия.
    Подобный стиль поведения приводит к тому, что ученики признают авторитет учителя, но не имеют возможности высказывать свое мнение и влиять на процесс обучения.

    Часто личность педагога вызывает неприязнь, а его подопечные испытывают различные эмоциональные переживания.

  2. Демократический. Приветствуется сотрудничество сторон, коллективное принятие решений. Учитель и ученики обладают равными правами и возможностями. При таком стиле коммуникации подопечные имеют больше возможностей для самореализации, ощущают психологический комфорт во время занятий. Педагог устанавливает с ними доверительные, уважительные отношения. Демократический стиль педагогического общения является наиболее продуктивным способом сотрудничества, позволяющим получить высокие результаты.
  3. Попустительский. Педагог демонстрирует пассивную позицию. Он не стремится включаться во взаимодействие в той мере, в которой необходимо это делать. Подобное поведение объясняется неосознанным или сознательным желанием снять с себя ответственность за результаты взаимодействия. Все участники общения вовлекаются преподавателем в решение общих дел. Соответственно, результаты также становятся следствием общих усилий.
    По продуктивности такое взаимодействие уступает предыдущим двум типам, но с точки зрения психологического фактора является лучшим вариантом, чем авторитарный стиль.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СТИЛИ

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒

Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции (А.А. Леонтьев).

Синтез основных характеристик образует педагогическую систему, которая осуществляет организуемое педагогическим коллективом обучение и воспитание личности.

Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью (на учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет изучения) и тройной ориентированностью его субъектов: (личностной, социальной и предметной) (Л. А. Хараева).

Стадии педагогического общения:

1) моделирование предстоящего педагогического общения в процессе подготовки к уроку (прогностический этап);

2) процесс непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»;

3) управление общением в педагогическом процессе;

4) анализ произведенной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Выделяют также три функции педагогического общения.

1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.

2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания.

3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Стили педагогического общения

1. Авторитарный. Педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков и др.

2. Демократический. Такой стиль характеризуется сотрудничеством участников педагогического взаимодействия.

3. Попустительский. Этот стиль общения характеризуется стремлением педагога практически не включаться в педагогическую деятельность. Такое поведение педагога объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Педагог ориентирован на привлечение каждого к решению общих дел. Особенностями этого стиля являются взаимоприятие и взаимоориентация.

Наиболее продуктивным способом сотрудничества является именно демократический.

Закон об образовании:

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого. Положения закона РФ «Об образовании» касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:

· дошкольное образование;

· начальное общее образование;

· основное общее образование;

· среднее общее образование.

Таким образом, дошкольное образование теперь я вляется одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций иитоговой аттестации обучающихся.

Начало формы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» Документ действующий
Содержание:

Конец формы

· Глава 1. Общие положения

· Глава 2. Система образования

· Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

· Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

· Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

· Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений

· Глава 7. Общее образование

· Глава 8. Профессиональное образование

· Глава 9. Профессиональное обучение

· Глава 10. Дополнительное образование

· Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

· Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

· Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

· Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования

· Глава 15. Заключительные положения

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и 11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

7) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

8)профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

8)дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; и т.д.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8)обеспечение права на образование в течение всей жизнив соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Новый закон «Об образовании» вступил в силу с 1-го сентября 2014г.

Повторяем к экзамену !!!!!!

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒


Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: