Что такое коммуникация
Вообще, если рассматривать сам термин «коммуникация», то он пришел в русский язык от слова communico (лат.), что означает «совместный» или «общий». В связи с таким определением и начали говорить, что коммуникация – это общение.
Другими словами, коммуникация – это такие ситуации, при которых двое или больше людей говорят друг с другом на знакомые им темы. При этом люди во время общения могут спорить, давать друг другу советы, высказывать собственном мнение или выражать свои мысли иным способом. Собеседник в процессе общения будет принимать поступающую информацию и предоставлять в ответ свою реакцию.
Проблематика
Психологи выделяют ряд проблем, которые мешают людям строить общение:
- Нежелание ощущать чувства собеседника. Если не учитывать настроение другого человека, настроить эффективную коммуникацию невозможно.
- Отсутствие заинтересованностью проблемой, неумение высказывать истинный интерес. Часто случаются ситуации, когда один из собеседников в чем-то заинтересован, рассказывает об этом с упоением, активной жестикуляцией. Другому человеку тема может быть безразлична, но по правилу этикета он должен поддерживать разговор.
- Отсутствие желания или умения слушать собеседника. Эта проблема мешает продуктивному общению. Неумение слушать проявляется в постоянном перебивании собеседника, резкой смене темы. Человек, которые не умеет слушать других, часто испытывает серьезные проблемы в поиске друзей, продвижении по карьерной лестнице.
- Замкнутость при коммуникации с окружающими. Это первый барьер, который проявляется при знакомстве. Проблема активно развивается при негативном отношении со стороны окружающих. Человек начинает замыкаться, ему сложно проявить чувства.
- Высокая или низкая самооценка. Эффективно общаться могут только два человека с примерно одинаковым уровнем интеллекта. При этом не будет возникать преграды в понимании собеседника, появятся общие темы для разговора.
Чтобы общение было эффективным, нужно соблюдать ряд правил:
- Научиться отвергать эгоизм, думать о проблемах собеседника.
- Каждый день учиться слушать окружающих.
- Проявлять интерес к теме разговора.
При взаимодействии с другими людьми нужно следить за словами. Недопустимо оскорблять собеседника, негативно отзываться о его точке зрения, высмеивать утверждения.
Классификация и структура
Коммуникация – это достаточно сложное понятие, у которого есть своя структура. Всю коммуникацию можно поделить на две основных группы – это коммуникация между несколькими людьми (она же межличностная) и коммуникация между компаниями (она же организационная). Межличностная коммуникация делится, в свою очередь на неформальную и формальную.
Из всех этих наименований групп и подгрупп становится ясно, что существуют виды коммуникации, проводимые по определенным правилам, с необходимой интонацией, а также с официальностью, присущей определенным мероприятиям.
А существует и неформальная коммуникация, при которой люди общаются с друзьями, семьей или просто со знакомыми, не соблюдая при этом никаких предписаний или правил. При неформальной коммуникации (общении) с другими людьми человек ведет себя непринужденно и естественно.
Организационная коммуникация делится на внешнюю, происходящую между какими-либо организациями и окружающей средой, и на внутреннюю, при которой общение выстраивается между подразделениями в определенной компании.
Но и здесь есть свое разделение в коммуникации – это горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной коммуникации общение происходит между отделениями, находящимися на одном уровне, а при вертикальной – между подчиненными и начальниками.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что коммуникация – это определение, существующее в любой сфере человеческой жизни и требующее определенного понимания и подхода.
Средства общения
Средства общения можно разделить на две больших группы:
- Невербальные — неречевые способы взаимодействия с социумом (жесты, прикосновения, мимика и т. д).
- Вербальные — речевые навыки.
Структура вербального общения имеет 3 составляющих:
- Речевые звуковые явления. Это модуляция высоты голоса, темпа и ритма речи, тональности и тембра голоса, дикции, интонации.
- Смысл, значение слов, отдельных фраз. Человек должен уметь выстраивать фразы из слов, чтобы они были понятны слушателю. Нужно подбирать правильную интонацию.
- Выразительные качества голоса. Это специфические звуки, которые могут возникать при общении — шепот, смех, плач, вздохи, хмыканье и т. д.
Ученые доказали, что ежедневное общение человека только на 45% состоит из речевых навыков. Невербальные навыки занимают 55%.
Невербальные средства общения можно разделить на 2 большие группы — паралингвистические и экстралингвистические. Они делятся на отдельные подгруппы.
Паралингвистические:
- Графемика — умение писать. Зависимо от эмоционального фона, личных переживаний, может изменяться манера письма.
- Кинесика — движения, применяемые при общении с другими людьми (мимика, жесты).
- Просодика — компоненты, которые дополняют речь (глубина голоса, сила, тембр, расставление ударений, характер пауз, длина слов).
Паралингвистические средства общения должны быть привязаны к речи.
Экстралингвистические:
- Сенсорика — с помощью органов чувств человек воспринимает собеседника. Он откликается на любые запахи, прикосновения, визуальное восприятие.
- Экстралингвистика — эмоции (вздохи, недовольное урчание, вскрики, покашливания) передаются с голосом, но не привязываются к речи.
- Проксемика — контроль дистанции. Когда собеседники общаются друг с другом, они могут находиться на разном расстоянии. Дистанция зависит от доверия.
- Такесика — неосязаемые сигналы (поцелуи, похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания), которые передаются между людьми при общении.
- Хронемика — распределение времени. Например, можно отложить звонок или спешить на личную встречу. Можно уменьшить длительность разговора или упорно ждать момента, когда собеседник освободится.
Жесты психологи делят на несколько отдельных подгрупп:
- Эффекторы — неровная походка, сгорбленная фигура, опущенное вниз лицо.
- Адаптеры — касания, подергивания, почесывания, поглаживания.
- Эмблемы — сжатые руки, поднятые над головой или скрещенные на груди. У каждого подобного жеста своя трактовка.
- Регуляторы — целенаправленные движения руками, кивки, улыбки, направление взгляда.
- Иллюстраторы — отмашки, движения телом, указывания.
Также можно выделить микрожесты, которые зависят от эмоционального состояния — увеличение количества морганий глаз за минуту, покраснение щек, движения глаз, подергивание губ.
Ключевые понятия из сферы коммуникации
К основным определениям, относящимся к сфере коммуникации, можно отнести следующие:
- Культура речи – корректное и правильное во всех отношениях использование основных языковых элементов общения. Любой человек, знающий правила русского языка и русской речи, знает, как правильно использовать слова и как вести себя в зависимости от обстановки.
- Речевое общение – целенаправленное или же случайное применение конструкций речи для озвучивания собственного мнения, а также для поддерживания темы разговора.
- Речевое поведение – применение определенных словесных оборотов в зависимости от определенной ситуации (в школе, в семье, в кругу друзей и т.д.).
- Речевое событие, состоящее из двух элементов – это определенная жизненная ситуация или обстановка, в рамках которой происходит диалог, а также сам язык, посредством котором и совершается разговор.
- Речевая деятельность – целенаправленное, обособленное воздействие на одного или нескольких граждан посредством языка.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что коммуникация – это определение, состоящее из большого количества структур языка, принимающих участие в обмене информационными данными.
Как развить коммуникабельность?
Даже самый малообщительный человек, любящий одиночество, может развить в себе коммуникабельность. В силу характера он может и не добиться лидерства в коллективе (ему это обычно и не нужно), но стать приятным в общении собеседником вполне реально.
Для этого надо взять на заметку ряд советов:
- Расширьте круг общения
. Часто люди привыкли общаться лишь с определенными знакомыми, которые близки им по интересам. Но чтобы стать коммуникабельным этого мало. Следует уметь налаживать контакт даже с тем, кто полностью противоположен вам по характеру и мировоззрению; - Пользуйтесь удобным поводом для общения
. Часто необщительные люди даже не замечают, сколько есть замечательных возможностей завести разговор и лучше узнать коллегу по работе или приятеля. Например, человека спросили о том, как прошли его выходные. В этом случае вместо простого и малосодержательного ответа можно рассказать забавную историю, которая произошла на отдыхе или же перевести диалог в русло обсуждения общих хобби; - Научитесь получать удовольствие от разговора
и делайте акцент на позитивных темах. Некоторые воспринимают общение лишь как формальную обязанность для поддержания социальных связей. Но стоит добавить в ежедневное общение искреннюю заинтересованность и оптимистичный настрой, как люди тут же начинают тянуться к такому человеку.
В этом видео психолог Дмитрий Самарин расскажет о способах, которыми можно улучшить навыки общения и коммуникабельности в целом:
Вербальная и невербальная коммуникация
Общение (коммуникация) – это сложный и разноплановый процесс установления и последующего развития контактов между несколькими людьми. Порождается коммуникация потребностью в деятельности и обмене информационными данными.
Всего существует два основных вида коммуникации:
- Вербальное. Под вербальной коммуникацией понимается такое общение, при котором люди обмениваются информацией с помощью предложений и слов. Такое общение проходит в письменной или устной форме, а на выходе получаются слова и звуки.
- Невербальное. Невербальная коммуникация между людьми – это выражение эмоций и невербальные действия – мимика, жесты, а также интонация, положение тела и иные данные.
Важный момент: виды и понятия средств невербального общения – занимательная тема для исследования, ведь именно невербальное общение позволяет значительно прочувствовать собеседника и получить его расположение.
Коммуникативное общение в психологии — как происходит обмен информацией
Общение позволяет людям обмениваться между собой информацией, делиться опытом и эмоциями. Индивид должен быть готовым к приему новых данных, поскольку от этого будет зависеть эффективность коммуникации. Поэтому высказанные партнером условия или сведения не всегда могут быть усвоены собеседником правильно и в полной мере. Допускается вероятность потери изначального смысла.
Если оба субъекта находятся на слишком разных уровнях интеллектуального, эмоционального и духовного развития, то информация, при их общении, усваиваться практически не будет. В некоторых случаях это также обуславливается различиями в системе ценностей.
В коммуникативном общении можно выделить следующие стили:
- Императивный. Авторитарный стиль, при котором субъект оказывает значительное влияние на объект, находящийся в подчиненном состоянии. Используется в организациях со строгой иерархией, вроде армии.
- Ритуальный. Сильно зависит от культурной среды. Выражается в поддержании обычаев общества. В качестве примера можно привести приветственную фразу «Как дела?», на которую принято отвечать «Все нормально». Также к ритуальному стилю можно отнести извинения, поздравления, соболезнования, прощание, гостеприимство.
- Манипулятивный. Цель этого стиля — получение контроля над субъектом. При этом влияние маскируется. В этом случае основной целью становятся личные мотивы, а обмен информацией уходит на второй план.
- Гуманистический. Отличается равными правами всех сторон, за счет чего может достигаться эффективное восприятие информации.
Коммуникативному стилю общения присущи следующие черты:
- правильная речь, без обилия слов-паразитов;
- мягкость тона;
- лаконичность, корректность и тактичность по отношению к собеседнику;
- отсутствие критики, упреков и обвинений;
- ненавязчивые комплименты, похвала.
В разговоре обе стороны должны демонстрировать стремление к обсуждению позитивных тем и не допускать всевозможных споров, возражений и перебивания собеседника. Таким образом можно добиться хорошего взаимопонимания, что значительно облегчит передачу даже очень сложной информации.
Если уделять достаточно времени развитию собственной речи, ее продуманности и логичности, а также деликатности подачи информации, можно приобрести достаточно навыков для полноценного коммуникативного общения.
Как партнеры воздействуют друг на друга во время коммуникации
При общении между собеседниками происходит подсознательное доминирование кого-либо из собеседников. Доминирующий человек способен убедить в чем-нибудь или, наоборот, разубедить другого. Также он может дать совет или осудить за проступок. На основании всего этого можно выделить 4 научных способа воздействия одного человека на другого:
- Заражение. Это ситуации, при которых человек невольно, бессознательно подвергается определенному психическому состоянию. То есть это те случаи, при которых партнер прямо заражает другого человека определенными идеями, заполняющими все остальное.
- Внушение. Под внушением понимается целенаправленное и ничем не аргументированное воздействие одного человека на другого. Очень часто можно встретить подобный метод коммуникации в магазинах – некоторые продавцы способны буквально всунуть и заставить купить определенные товары.
- Убеждение. Данный способ основан, в первую очередь, на том, чтобы при помощи использования аргументов и доводов добиться положительного или же отрицательного действия о человека, принимающего информацию. То есть один человек говорит другому человеку обоснованную информацию для того, чтобы собеседник сделал необходимые выводы и сделал определенные действия.
- Подражание. Если сравнивать с заражением и внушением, подражание отличается от обоих этих действий не простым принятием черт собеседника, а воспроизведение поведения. То есть человека старается вести себя и говорить также, как и его собеседник. Практическая польза – убеждение и раскрепощение собеседника во время коммуникации.
Зная все эти приемы, человек может во время общения если не манипулировать собеседником, то хотя бы найти с ним общий язык вне зависимости от тематики.
Важный момент: вне зависимости от способа коммуникации, главная ее цель – это донесение необходимых и важных информационных данных таким образом, чтобы другой человек (собеседник) осознал, о чем именно идет речь в диалоге. Тем не менее, использование некоторых речевых оборотов и элементов невербального общения не даст никаких гарантий того, что человек принял и понял информацию.
Коммуникативные навыки и способности
Существуют определенные способности, в совокупности обеспечивающие индивиду коммуникативную компетентность:
- умение прогнозировать социально-психологические особенности ситуации общения;
- программирование общения, которое подразумевает, что человек умеет направлять разговор в необходимое ему русло, зависящее от цели разговора, а также личных предпочтений;
- управление общением, позволяющее получить ответы на вопросы, о которых собеседник не хочет говорить;
- умение принимать и оказывать знаки внимания;
- умение реагировать на критику;
- умение реагировать на провоцирующее поведение собеседника;
- умение просить;
- способность отвечать отказом на чужую просьбу;
- умение оказывать сочувствие и поддержку;
- правильно принимать сочувствие и поддержку от окружающих людей;
- контактность;
- правильно реагировать на попытки вступить в контакт.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Базовые элементы коммуникации
Всего есть 4 важных звена коммуникационных процессов:
- получатель – тот, кто слушает и воспринимает получаемую информацию;
- поток связи – средства, методы и способы передачи информации;
- сообщение – информация, доносимая до собеседника;
- отправитель – человек, отправляющий и доводящий необходимую информацию до другого человека (получателя).
Из этого следует, что определение коммуникации и коммуникативных процессов говорит об их взаимодополняемости.
История изучения и исследователи
Разобраться с историей изучения, основными исследователями коммуникации проще, если рассмотреть основные модели передачи информации между людьми:
- Социально-психологическая — основатель Т. Ньюкомб.
- Линейная модель коммуникации — создатель Г. Лассуэлл.
- Шумовая модель — основатели К. Шеннон, У. Уивер.
- Факторная модель — создатель Г. Малецки.
- Текстовая модель — основатель А. Пятигорский.
Помимо этих моделей, существует две известных теории — коммуникативных актов (создатель Т. М. Ньюкомб) и средств коммуникации (основатель Маршалл Маклюэн).
Чем отличаются друг от друга коммуникация и общение
Коммуникация и общение, относящиеся к социальным процессам обмена информации, все же между ними есть некоторые отличия:
- 1. В процессе общения, в отличие от коммуникации, важным моментом является не только получение данных и проведение их анализа, но также и такие моменты, как общий эмоциональный фон и содержание передаваемой информации.
- 2. Главная, основная функция общения – это установление максимального контакта между собеседниками, а главная функция коммуникации – это установление и подбор средств связи, то есть выбор (в зависимости от ситуации) невербальных и вербальных средств выражения собственных мнений каждого из собеседника.
- 3. Общение – общее определение, в которое также входит в «коммуникация».
Коммуникация – это многоплановое определение, которое требует более тщательного изучения и рассмотрения для донесения необходимой информации. Человек, зная все особенности и тонкости коммуникационных процессов, сможет получать о собеседников всю ту информацию, которая ему необходима
.
Используя речевые обороты и невербальные методы общения, можно уметь создавать отличную среду для дальнейших коммуникативных процессов. Однако важно знать правила коммуникации и соблюдать цензуру в зависимости от обстановки. Знание и соблюдение простых правил будет отличным залогом хорошего общения.
Функции и теории
Психология коммуникации выделяет ряд функций общения:
- Познавательная — люди усваивают новую информацию при контакте с окружающими. Полученные данные могут применяться в практической деятельности.
- Нормативная — закрепление, передача норм, которые постепенно сохраняются в сознании.
- Интерактивная — организация совместной деятельности, достижения поставленных задач.
- Информационно-коммуникативная — обмен информацией.
- Социально-практическая — обмен навыками, умениями, способностями.
- Психотерапевтическая — создание отношений с окружающими. Без общения у человека постепенно будут развиваться психологические расстройства.
Проблемы с коммуникабельностью
Некоммуникабельные люди часто боятся осуждения за сказанные слова. Поэтому следует преодолевать страх обидеть собеседника или показаться глупым.
Следует понимать, что не бывает идеальных в общении людей. Порой даже умный и рассудительный собеседник может ляпнуть какую-нибудь глупость, за которую на него рассердятся или посмеются. При этом здоровой реакцией будет спокойное принятие неудачи, учет своей ошибки и продолжение общения без терзания себя за сделанную глупость.
Тревожному человеку следует держать в уме три этих простых шага, если он избегает социальных контактов из-за страха ошибиться в каком-то моменте диалога.
Как проявляются способности?
Проявляются в особом психологическом складе личности, от которого зависит эффективность информационного обмена с окружающими людьми.
Успех человека в жизни определяется не только его характером, темпераментом и судьбой.
Большое значение имеет именно тип взаимодействия с окружающими людьми, умение выстраивать с ними контакт.
Нередко личности, обладающие большим количеством положительных черт характера и высоким уровнем интеллекта, не добиваются успеха в обществе, на работе или в личной жизни из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков.
Они попросту не умеют донести до окружающих информацию так, чтобы она была воспринята нужным образом. В этом случае говорят о низком уровне коммуникативных способностей.
Если же человек всегда находит подход к собеседнику или аудитории, умеет приспособиться к предлагаемой ситуации и легко оказывает влияние, то в его случае коммуникативные способности развиты высоко.
Данные черты характера во многом заложены от природы, но существенное значение имеет влияние близких людей и среды.
Чем больше родители посвящают времени общению с ребенком и прививанию ему навыков взаимодействия с окружающими, тем легче в дальнейшем ему устанавливать межличностные и деловые контакты.
Также значительную роль играет работа над собой, поскольку навыки общения можно вырабатывать опытным путем. Помогает чтение специальной литературы, самоконтроль, консультации со специалистами, участие в тренингах.
Коммуникативные способности включают следующие компоненты:
- Информационный. Способность привлечь внимание оппонента, заинтересовать его темой обсуждения, а также — обладание навыками вербального, невербального общения.
- Аффективный. Умение распознать эмоциональное состояние собеседника и грамотно подстроиться под него, проявляя при необходимости понимание, участие, сочувствие.
- Регуляционный. Способность принимать поддержку и ее проявлять. Это позволяет наиболее продуктивно взаимодействовать с людьми, снижая до минимума вероятность возникновения конфликтов.