Психологическая структура общения:коммуникативная,перцептивная, интерактивная сторона общения.


Что такое коммуникация

Вообще, если рассматривать сам термин «коммуникация», то он пришел в русский язык от слова communico (лат.), что означает «совместный» или «общий». В связи с таким определением и начали говорить, что коммуникация – это общение.
Другими словами, коммуникация – это такие ситуации, при которых двое или больше людей говорят друг с другом на знакомые им темы. При этом люди во время общения могут спорить, давать друг другу советы, высказывать собственном мнение или выражать свои мысли иным способом. Собеседник в процессе общения будет принимать поступающую информацию и предоставлять в ответ свою реакцию.

Проблематика

Психологи выделяют ряд проблем, которые мешают людям строить общение:

  1. Нежелание ощущать чувства собеседника. Если не учитывать настроение другого человека, настроить эффективную коммуникацию невозможно.
  2. Отсутствие заинтересованностью проблемой, неумение высказывать истинный интерес. Часто случаются ситуации, когда один из собеседников в чем-то заинтересован, рассказывает об этом с упоением, активной жестикуляцией. Другому человеку тема может быть безразлична, но по правилу этикета он должен поддерживать разговор.
  3. Отсутствие желания или умения слушать собеседника. Эта проблема мешает продуктивному общению. Неумение слушать проявляется в постоянном перебивании собеседника, резкой смене темы. Человек, которые не умеет слушать других, часто испытывает серьезные проблемы в поиске друзей, продвижении по карьерной лестнице.
  4. Замкнутость при коммуникации с окружающими. Это первый барьер, который проявляется при знакомстве. Проблема активно развивается при негативном отношении со стороны окружающих. Человек начинает замыкаться, ему сложно проявить чувства.
  5. Высокая или низкая самооценка. Эффективно общаться могут только два человека с примерно одинаковым уровнем интеллекта. При этом не будет возникать преграды в понимании собеседника, появятся общие темы для разговора.

Чтобы общение было эффективным, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Научиться отвергать эгоизм, думать о проблемах собеседника.
  2. Каждый день учиться слушать окружающих.
  3. Проявлять интерес к теме разговора.

При взаимодействии с другими людьми нужно следить за словами. Недопустимо оскорблять собеседника, негативно отзываться о его точке зрения, высмеивать утверждения.

Классификация и структура

Коммуникация – это достаточно сложное понятие, у которого есть своя структура. Всю коммуникацию можно поделить на две основных группы – это коммуникация между несколькими людьми (она же межличностная) и коммуникация между компаниями (она же организационная). Межличностная коммуникация делится, в свою очередь на неформальную и формальную.

Из всех этих наименований групп и подгрупп становится ясно, что существуют виды коммуникации, проводимые по определенным правилам, с необходимой интонацией, а также с официальностью, присущей определенным мероприятиям.

А существует и неформальная коммуникация, при которой люди общаются с друзьями, семьей или просто со знакомыми, не соблюдая при этом никаких предписаний или правил. При неформальной коммуникации (общении) с другими людьми человек ведет себя непринужденно и естественно.

Организационная коммуникация делится на внешнюю, происходящую между какими-либо организациями и окружающей средой, и на внутреннюю, при которой общение выстраивается между подразделениями в определенной компании.

Но и здесь есть свое разделение в коммуникации – это горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной коммуникации общение происходит между отделениями, находящимися на одном уровне, а при вертикальной – между подчиненными и начальниками.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что коммуникация – это определение, существующее в любой сфере человеческой жизни и требующее определенного понимания и подхода.

Средства общения

Средства общения можно разделить на две больших группы:

  1. Невербальные — неречевые способы взаимодействия с социумом (жесты, прикосновения, мимика и т. д).
  2. Вербальные — речевые навыки.

Структура вербального общения имеет 3 составляющих:

  1. Речевые звуковые явления. Это модуляция высоты голоса, темпа и ритма речи, тональности и тембра голоса, дикции, интонации.
  2. Смысл, значение слов, отдельных фраз. Человек должен уметь выстраивать фразы из слов, чтобы они были понятны слушателю. Нужно подбирать правильную интонацию.
  3. Выразительные качества голоса. Это специфические звуки, которые могут возникать при общении — шепот, смех, плач, вздохи, хмыканье и т. д.

Ученые доказали, что ежедневное общение человека только на 45% состоит из речевых навыков. Невербальные навыки занимают 55%.

Невербальные средства общения можно разделить на 2 большие группы — паралингвистические и экстралингвистические. Они делятся на отдельные подгруппы.

Паралингвистические:

  1. Графемика — умение писать. Зависимо от эмоционального фона, личных переживаний, может изменяться манера письма.
  2. Кинесика — движения, применяемые при общении с другими людьми (мимика, жесты).
  3. Просодика — компоненты, которые дополняют речь (глубина голоса, сила, тембр, расставление ударений, характер пауз, длина слов).

Паралингвистические средства общения должны быть привязаны к речи.

Экстралингвистические:

  1. Сенсорика — с помощью органов чувств человек воспринимает собеседника. Он откликается на любые запахи, прикосновения, визуальное восприятие.
  2. Экстралингвистика — эмоции (вздохи, недовольное урчание, вскрики, покашливания) передаются с голосом, но не привязываются к речи.
  3. Проксемика — контроль дистанции. Когда собеседники общаются друг с другом, они могут находиться на разном расстоянии. Дистанция зависит от доверия.
  4. Такесика — неосязаемые сигналы (поцелуи, похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания), которые передаются между людьми при общении.
  5. Хронемика — распределение времени. Например, можно отложить звонок или спешить на личную встречу. Можно уменьшить длительность разговора или упорно ждать момента, когда собеседник освободится.

Жесты психологи делят на несколько отдельных подгрупп:

  1. Эффекторы — неровная походка, сгорбленная фигура, опущенное вниз лицо.
  2. Адаптеры — касания, подергивания, почесывания, поглаживания.
  3. Эмблемы — сжатые руки, поднятые над головой или скрещенные на груди. У каждого подобного жеста своя трактовка.
  4. Регуляторы — целенаправленные движения руками, кивки, улыбки, направление взгляда.
  5. Иллюстраторы — отмашки, движения телом, указывания.

Также можно выделить микрожесты, которые зависят от эмоционального состояния — увеличение количества морганий глаз за минуту, покраснение щек, движения глаз, подергивание губ.

Ключевые понятия из сферы коммуникации

К основным определениям, относящимся к сфере коммуникации, можно отнести следующие:

  1. Культура речи – корректное и правильное во всех отношениях использование основных языковых элементов общения. Любой человек, знающий правила русского языка и русской речи, знает, как правильно использовать слова и как вести себя в зависимости от обстановки.
  2. Речевое общение – целенаправленное или же случайное применение конструкций речи для озвучивания собственного мнения, а также для поддерживания темы разговора.
  3. Речевое поведение – применение определенных словесных оборотов в зависимости от определенной ситуации (в школе, в семье, в кругу друзей и т.д.).
  4. Речевое событие, состоящее из двух элементов – это определенная жизненная ситуация или обстановка, в рамках которой происходит диалог, а также сам язык, посредством котором и совершается разговор.
  5. Речевая деятельность – целенаправленное, обособленное воздействие на одного или нескольких граждан посредством языка.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что коммуникация – это определение, состоящее из большого количества структур языка, принимающих участие в обмене информационными данными.

Как развить коммуникабельность?

Даже самый малообщительный человек, любящий одиночество, может развить в себе коммуникабельность. В силу характера он может и не добиться лидерства в коллективе (ему это обычно и не нужно), но стать приятным в общении собеседником вполне реально.

Для этого надо взять на заметку ряд советов:

  1. Расширьте круг общения
    . Часто люди привыкли общаться лишь с определенными знакомыми, которые близки им по интересам. Но чтобы стать коммуникабельным этого мало. Следует уметь налаживать контакт даже с тем, кто полностью противоположен вам по характеру и мировоззрению;
  2. Пользуйтесь удобным поводом для общения
    . Часто необщительные люди даже не замечают, сколько есть замечательных возможностей завести разговор и лучше узнать коллегу по работе или приятеля. Например, человека спросили о том, как прошли его выходные. В этом случае вместо простого и малосодержательного ответа можно рассказать забавную историю, которая произошла на отдыхе или же перевести диалог в русло обсуждения общих хобби;
  3. Научитесь получать удовольствие от разговора
    и делайте акцент на позитивных темах. Некоторые воспринимают общение лишь как формальную обязанность для поддержания социальных связей. Но стоит добавить в ежедневное общение искреннюю заинтересованность и оптимистичный настрой, как люди тут же начинают тянуться к такому человеку.

В этом видео психолог Дмитрий Самарин расскажет о способах, которыми можно улучшить навыки общения и коммуникабельности в целом:

Вербальная и невербальная коммуникация

Общение (коммуникация) – это сложный и разноплановый процесс установления и последующего развития контактов между несколькими людьми. Порождается коммуникация потребностью в деятельности и обмене информационными данными.

Всего существует два основных вида коммуникации:

  1. Вербальное. Под вербальной коммуникацией понимается такое общение, при котором люди обмениваются информацией с помощью предложений и слов. Такое общение проходит в письменной или устной форме, а на выходе получаются слова и звуки.
  2. Невербальное. Невербальная коммуникация между людьми – это выражение эмоций и невербальные действия – мимика, жесты, а также интонация, положение тела и иные данные.

Важный момент: виды и понятия средств невербального общения – занимательная тема для исследования, ведь именно невербальное общение позволяет значительно прочувствовать собеседника и получить его расположение.

Коммуникативное общение в психологии — как происходит обмен информацией

обмен информацией
Общение позволяет людям обмениваться между собой информацией, делиться опытом и эмоциями. Индивид должен быть готовым к приему новых данных, поскольку от этого будет зависеть эффективность коммуникации. Поэтому высказанные партнером условия или сведения не всегда могут быть усвоены собеседником правильно и в полной мере. Допускается вероятность потери изначального смысла.

участники коммуникативного общения

Если оба субъекта находятся на слишком разных уровнях интеллектуального, эмоционального и духовного развития, то информация, при их общении, усваиваться практически не будет. В некоторых случаях это также обуславливается различиями в системе ценностей.

В коммуникативном общении можно выделить следующие стили:

  1. Императивный. Авторитарный стиль, при котором субъект оказывает значительное влияние на объект, находящийся в подчиненном состоянии. Используется в организациях со строгой иерархией, вроде армии.
  2. Ритуальный. Сильно зависит от культурной среды. Выражается в поддержании обычаев общества. В качестве примера можно привести приветственную фразу «Как дела?», на которую принято отвечать «Все нормально». Также к ритуальному стилю можно отнести извинения, поздравления, соболезнования, прощание, гостеприимство.
  3. Манипулятивный. Цель этого стиля — получение контроля над субъектом. При этом влияние маскируется. В этом случае основной целью становятся личные мотивы, а обмен информацией уходит на второй план.
  4. Гуманистический. Отличается равными правами всех сторон, за счет чего может достигаться эффективное восприятие информации.

Коммуникативному стилю общения присущи следующие черты:

  • правильная речь, без обилия слов-паразитов;
  • мягкость тона;
  • лаконичность, корректность и тактичность по отношению к собеседнику;
  • отсутствие критики, упреков и обвинений;
  • ненавязчивые комплименты, похвала.

стремление к эффективному общению
В разговоре обе стороны должны демонстрировать стремление к обсуждению позитивных тем и не допускать всевозможных споров, возражений и перебивания собеседника. Таким образом можно добиться хорошего взаимопонимания, что значительно облегчит передачу даже очень сложной информации.

Если уделять достаточно времени развитию собственной речи, ее продуманности и логичности, а также деликатности подачи информации, можно приобрести достаточно навыков для полноценного коммуникативного общения.

Как партнеры воздействуют друг на друга во время коммуникации

При общении между собеседниками происходит подсознательное доминирование кого-либо из собеседников. Доминирующий человек способен убедить в чем-нибудь или, наоборот, разубедить другого. Также он может дать совет или осудить за проступок. На основании всего этого можно выделить 4 научных способа воздействия одного человека на другого:

  1. Заражение. Это ситуации, при которых человек невольно, бессознательно подвергается определенному психическому состоянию. То есть это те случаи, при которых партнер прямо заражает другого человека определенными идеями, заполняющими все остальное.
  2. Внушение. Под внушением понимается целенаправленное и ничем не аргументированное воздействие одного человека на другого. Очень часто можно встретить подобный метод коммуникации в магазинах – некоторые продавцы способны буквально всунуть и заставить купить определенные товары.
  3. Убеждение. Данный способ основан, в первую очередь, на том, чтобы при помощи использования аргументов и доводов добиться положительного или же отрицательного действия о человека, принимающего информацию. То есть один человек говорит другому человеку обоснованную информацию для того, чтобы собеседник сделал необходимые выводы и сделал определенные действия.
  4. Подражание. Если сравнивать с заражением и внушением, подражание отличается от обоих этих действий не простым принятием черт собеседника, а воспроизведение поведения. То есть человека старается вести себя и говорить также, как и его собеседник. Практическая польза – убеждение и раскрепощение собеседника во время коммуникации.

Зная все эти приемы, человек может во время общения если не манипулировать собеседником, то хотя бы найти с ним общий язык вне зависимости от тематики.

Важный момент: вне зависимости от способа коммуникации, главная ее цель – это донесение необходимых и важных информационных данных таким образом, чтобы другой человек (собеседник) осознал, о чем именно идет речь в диалоге. Тем не менее, использование некоторых речевых оборотов и элементов невербального общения не даст никаких гарантий того, что человек принял и понял информацию.

Коммуникативные навыки и способности

Существуют определенные способности, в совокупности обеспечивающие индивиду коммуникативную компетентность:

  • умение прогнозировать социально-психологические особенности ситуации общения;
  • программирование общения, которое подразумевает, что человек умеет направлять разговор в необходимое ему русло, зависящее от цели разговора, а также личных предпочтений;
  • управление общением, позволяющее получить ответы на вопросы, о которых собеседник не хочет говорить;
  • умение принимать и оказывать знаки внимания;
  • умение реагировать на критику;
  • умение реагировать на провоцирующее поведение собеседника;
  • умение просить;
  • способность отвечать отказом на чужую просьбу;
  • умение оказывать сочувствие и поддержку;
  • правильно принимать сочувствие и поддержку от окружающих людей;
  • контактность;
  • правильно реагировать на попытки вступить в контакт.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Базовые элементы коммуникации

Всего есть 4 важных звена коммуникационных процессов:

  • получатель – тот, кто слушает и воспринимает получаемую информацию;
  • поток связи – средства, методы и способы передачи информации;
  • сообщение – информация, доносимая до собеседника;
  • отправитель – человек, отправляющий и доводящий необходимую информацию до другого человека (получателя).

Из этого следует, что определение коммуникации и коммуникативных процессов говорит об их взаимодополняемости.

История изучения и исследователи

Разобраться с историей изучения, основными исследователями коммуникации проще, если рассмотреть основные модели передачи информации между людьми:

  1. Социально-психологическая — основатель Т. Ньюкомб.
  2. Линейная модель коммуникации — создатель Г. Лассуэлл.
  3. Шумовая модель — основатели К. Шеннон, У. Уивер.
  4. Факторная модель — создатель Г. Малецки.
  5. Текстовая модель — основатель А. Пятигорский.

Помимо этих моделей, существует две известных теории — коммуникативных актов (создатель Т. М. Ньюкомб) и средств коммуникации (основатель Маршалл Маклюэн).

Чем отличаются друг от друга коммуникация и общение

Коммуникация и общение, относящиеся к социальным процессам обмена информации, все же между ними есть некоторые отличия:

  1. 1. В процессе общения, в отличие от коммуникации, важным моментом является не только получение данных и проведение их анализа, но также и такие моменты, как общий эмоциональный фон и содержание передаваемой информации.
  2. 2. Главная, основная функция общения – это установление максимального контакта между собеседниками, а главная функция коммуникации – это установление и подбор средств связи, то есть выбор (в зависимости от ситуации) невербальных и вербальных средств выражения собственных мнений каждого из собеседника.
  3. 3. Общение – общее определение, в которое также входит в «коммуникация».

Коммуникация – это многоплановое определение, которое требует более тщательного изучения и рассмотрения для донесения необходимой информации. Человек, зная все особенности и тонкости коммуникационных процессов, сможет получать о собеседников всю ту информацию, которая ему необходима


.

Используя речевые обороты и невербальные методы общения, можно уметь создавать отличную среду для дальнейших коммуникативных процессов. Однако важно знать правила коммуникации и соблюдать цензуру в зависимости от обстановки. Знание и соблюдение простых правил будет отличным залогом хорошего общения.

Функции и теории

Психология коммуникации выделяет ряд функций общения:

  1. Познавательная — люди усваивают новую информацию при контакте с окружающими. Полученные данные могут применяться в практической деятельности.
  2. Нормативная — закрепление, передача норм, которые постепенно сохраняются в сознании.
  3. Интерактивная — организация совместной деятельности, достижения поставленных задач.
  4. Информационно-коммуникативная — обмен информацией.
  5. Социально-практическая — обмен навыками, умениями, способностями.
  6. Психотерапевтическая — создание отношений с окружающими. Без общения у человека постепенно будут развиваться психологические расстройства.

Проблемы с коммуникабельностью

Некоммуникабельные люди часто боятся осуждения за сказанные слова. Поэтому следует преодолевать страх обидеть собеседника или показаться глупым.

Следует понимать, что не бывает идеальных в общении людей. Порой даже умный и рассудительный собеседник может ляпнуть какую-нибудь глупость, за которую на него рассердятся или посмеются. При этом здоровой реакцией будет спокойное принятие неудачи, учет своей ошибки и продолжение общения без терзания себя за сделанную глупость.

Тревожному человеку следует держать в уме три этих простых шага, если он избегает социальных контактов из-за страха ошибиться в каком-то моменте диалога.

Как проявляются способности?

Проявляются в особом психологическом складе личности, от которого зависит эффективность информационного обмена с окружающими людьми.

Успех человека в жизни определяется не только его характером, темпераментом и судьбой.

Большое значение имеет именно тип взаимодействия с окружающими людьми, умение выстраивать с ними контакт.

Нередко личности, обладающие большим количеством положительных черт характера и высоким уровнем интеллекта, не добиваются успеха в обществе, на работе или в личной жизни из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков.

Они попросту не умеют донести до окружающих информацию так, чтобы она была воспринята нужным образом. В этом случае говорят о низком уровне коммуникативных способностей.

Если же человек всегда находит подход к собеседнику или аудитории, умеет приспособиться к предлагаемой ситуации и легко оказывает влияние, то в его случае коммуникативные способности развиты высоко.

Данные черты характера во многом заложены от природы, но существенное значение имеет влияние близких людей и среды.

Чем больше родители посвящают времени общению с ребенком и прививанию ему навыков взаимодействия с окружающими, тем легче в дальнейшем ему устанавливать межличностные и деловые контакты.

Также значительную роль играет работа над собой, поскольку навыки общения можно вырабатывать опытным путем. Помогает чтение специальной литературы, самоконтроль, консультации со специалистами, участие в тренингах.

Коммуникативные способности включают следующие компоненты:

  1. Информационный. Способность привлечь внимание оппонента, заинтересовать его темой обсуждения, а также — обладание навыками вербального, невербального общения.
  2. Аффективный. Умение распознать эмоциональное состояние собеседника и грамотно подстроиться под него, проявляя при необходимости понимание, участие, сочувствие.
  3. Регуляционный. Способность принимать поддержку и ее проявлять. Это позволяет наиболее продуктивно взаимодействовать с людьми, снижая до минимума вероятность возникновения конфликтов.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: