Понятие «эгоцентричный человек» и эгоцентричности вцелом

Эгоцентричных людей легко распознать, но с ними действительно сложно коммуницировать и находить общий язык. Они в основном любят говорить о себе, и могут быть весьма пренебрежительными по отношению к точке зрения других людей. Эгоцентричный человек поглощен своей грандиозностью. Он смотрит свысока на знакомых и близких с чувством превосходства, которое часто проявляется с позиции — «я лучше тебя».

Этот тип людей определен другими людьми, как неприятный и раздражающий. Мы все имели дело с таким типом в наших личных отношениях, кратких знакомствах, на работе и в других местах. Ниже будут приведены некоторые из самых раздражающих поведений таких людей. Возможно, вы сталкивались с некоторыми, либо со всеми этими видами поведения.

Определение понятия

Простыми словами эгоцентризм в психологии — это состояние, при котором человек концентрирует внимание исключительно на своих интересах и никогда не думает об окружающих людях. Можно сказать, что это игнорирование потребностей и желаний тех, кто находится вокруг. Эгоцентрик уверен, что мир вращается исключительно вокруг него. Он считает, что существует только его мнение и оно является единственно правильным.

В психологии термин «эгоцентризм» ввел Жан Пиаже, изучавший мотивы поведения у маленьких детей. По его словам, детский эгоцентризм — нормальное явление. Это один из способов, с помощью которого дети познают мир, учатся подчинять его своим собственным потребностям.

Примерно к подростковому возрасту проявления эгоцентризма существенно снижаются. У взрослых его практически нет. Но ближе к пожилым годам такое мышление снова набирает обороты. В психологии считается, что у мужчин оно встречается чаще, чем у женщин. А все потому, что представительницы прекрасной половины человечества способны сопереживать, принимают во внимание чувства и желания других людей.

Одна из особенностей эгоцентристов — мнение, что все вокруг думают только о них. Они считают себя центром интересов всех тех, кто их окружает. И спорить с ними бесполезно хоть по этому поводу, хоть по каким-то другим. Для человека с эгоцентризмом спор — это не возможность высказать свою точку зрения и прийти к компромиссному решению, а способ убедить оппонентов в своей правоте.

Эгоцентрики не считают, что они мыслят неправильно. Кажется, что они застряли в подростковом возрасте, когда дети проявляют бунтарский дух и требуют, чтобы все думали так же, как и они.

В) Эгоцентрическое мышление.

Как и большинство исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает безусловные различия между мышлением взрослого и ребенка. У взрослого человека социализированная, способная к интимности мысль. Он даже во время своей личной, интимной работы думает социально, испытывает потребность в контроле и доказательстве, которая порождает внутреннюю речь, непрерывно обращенную к противоречащим лицам. Ребенок мыслит эгоцентрически, мысли его не склонны к интимности. Говорит ребенок бесконечно больше, чем взрослый, так как не знает интимности своего «я». Его мысли высказываются открыто, но не потому, что он хочет быть услышанным, а лишь оттого, что он не осознает себя в обществе. Пиаже пишет, что «… взрослый думает социально, даже когда он один, а ребенок младше семи лет мыслит и говорит эгоцентрически, даже когда он в обществе» (С.40).

Обращаясь к материалам предыдущих исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает, что психоаналитики различают два основных типа мысли: разумное и аутистическое мышление.

1) Разумное мышление (направленное), то есть такое, которое преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает, стремится воздействовать на действительность. Такие мысли человек способен выразить речью.

2) Аутистическое мышление – подсознательно, цели такого мышления не представляются осознанно, не может быть выражена непосредственной речью, не приспособлена к внешней действительности.

Эти формы мышления имеют разное происхождение, разумное м. социально и выполняет функцию обработки и передачи получаемой информации; аутистическое м. индивидуально и несообщаема. По мысли Ж. Пиаже помимо этих двух форм должна быть и третья, являющаяся промежуточным звеном. Автор выделяет тип эгоцентрического мышления, т.е. такого, которое старается приспособиться к действительности, не будучи сообщаемым и находится в промежутке между разумным и аутистическим этапами.

Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого. Характерно, что в своих рассуждениях Пиаже опирается на теорию Фрейда: «И психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожему результату. Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил различие между двумя родами мышления: один — социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью приноровиться к другим (логическая мысль), другой — интимный и потому не поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)». Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам («первый критический период»), результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.

Эгоцентрическое мышление и понимание как следствие общения содержат в себе два различных способа рассуждения и две различные логики[3]. Автор выделяет логику эгоцентрическую и коммуникативную, отмечая, что эти два типа будут менее различаться в своих выводах, чем в функционировании. Пиаже приводит ряд отличий между двумя типами логики.

Эгоцентрическая логика:

1)Интуитивна, более синкретична, чем дедуктивна, ее рассуждения явно не выражены. Суждение перескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы.

2)Мало останавливается на доказательствах, не контролирует предложения.

3)Имеет личные схемы аналогии на основе воспоминаний о предшествующих рассуждениях.

4)Большую роль играют зрительные схемы.

5)Личные суждения и оценки имеют большее влияние, нежели коллективные.

Коллективная логика:

1)Пытается уяснить связь между предложениями, дедуктивна.

2)Более настаивает на доказательстве. Четко организует изложение мысли для большей убедительности.

3)Схемы по аналогии устраняет, заменяя их дедукцией.

4)Устраняет зрительные схемы.

5)Стремится к суждениям, выражающим коллективную оценку.

Для ребенка наиболее характерен эгоцентрический тип логики. Эта особенность сказывается, например, тогда, когда ребенок пытается объяснить что-либо своему сверстнику. Пиаже отмечает эгоцентрический характер детского стиля, ребенок говорит сам для себя, думая, что объясняет хорошо, тогда как дети редко правильно понимают друг друга.

Таковы основные тезисы, высказанные Пиаже относительно особенностей детской речи и мышления. Трудно переоценить значение работ этого ученого, его исследования это целая эпоха в развитии учения о речи и мышлении ребенка. Значение работы Пиаже замечательно выразил Э. Клеопард во вступительной статье к французскому изданию книги психолога: «В то время как из проблемы детского мышления сделали проблему количественного порядка, Пиаже поставил ее как проблему качественную. В то время как в прогрессе детского ума раньше видели результат известного числа сложений и вычитаний (обогащение новыми данными опыта и исключение некоторых ошибок, объяснение чего наука считала своей задачей), нам теперь показывают, что этот прогресс зависит прежде всего от того , что ум ребенка понемногу меняет самый свой характер».

Можно сказать, что именно это исследование Ж.Пиаже при всей своей спорности проложило дорогу для дальнейшего изучения детской психологии. Более того, все дальнейшие теории в большей или меньшей степени отталкивались от исследований Пиаже.

ВЫГОТСКИЙ!!!!!!!

Критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже.

Результаты исследовательской деятельности Выготского и его сотрудников нашли отражение во множестве его публикаций 1928-1931 годах. Наиболее значимое из достигнутого было сведено в книги «История развития высших психических функций» (1931) и «Мышление и речь» (1934). Одной из центральных тем этих исследования была проблема развития детской психики. Он вместе со своими учениками и последователями критически переосмыслил теорию Пиаже. В своей работе Пиаже пытался не попадать под влияние существующих теории и сосредоточиться непосредственно на сборе фактов и их обработке. Также нельзя не заметить «биологического прошлого» автора, проявляющегося в необыкновенной тщательности расположения и классификации фактов. Именно последнему Пиаже уделяет особое внимание, намеренно устранясь от попыток преждевременно проанализировать и систематизировать многообразие полученных фактов. «Мы постарались, — рассказывает Пиаже, — следить шаг за шагом за фактами в том их виде, в каком их нам преподнес эксперимент. Мы, конечно, знаем, что эксперимент всегда определяется породившими его гипотезами, но пока мы ограничили себя только лишь рассмотрением фактов»(С. 5-6).

Пиаже избегает системы в своем изложении, Выготский пытается найти «центральное звено во всей этой цепи фактов, от которого протягиваются соединительные связи по всем остальным звеньям, и которое поддерживает все это построение, взятое в целом» (С. 25.). По мысли Выготского для Пиаже это центральное звено заключается в идее эгоцентризма детского мышления: «это – основной нерв всей его системы, это – краеугольный камень его построения». Выготский утверждает, что для того чтобы быть уверенным в точности утверждений Пиаже, нужно узнать на каком фактическом материале они покоятся. Так, советский психолог подвергает утверждение Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребенка сомнению. Выготский проводит ряд собственных клинических исследований, он пишет, что они: «привели нас к иному пониманию психологической природы эгоцентрической речи ребенка, нежели то, которое развивает Пиаже». Выготский и его помощники изучали речь детей в условиях схожих с теми, в которых производил свои эксперименты Пиаже. Но был введен целый ряд затрудняющих деятельность ребенка моментов. Так, например, у ребенка забирали необходимые для рисунка цвета карандашей и смотрели на то, как ребенок использует речь , пытаясь выйти из затруднительной ситуации. Благодаря ряду подобных экспериментов.

Причины

Итак, что такое эгоцентризм? По определению в психологии этот термин означает неспособность индивида принимать наличие у других людей точки зрения, отличающейся от их. Как говорят в народе, эгоцентрик видит все только со своей колокольни.

Психологи считают эгоцентризм личностной деформацией, поскольку «больной» не понимает, где еще его личность, а где начинается другой человек. Получается, что неправильное развитие личности — это главная причина развития эгоцентричности. По сути, это кризис идентичности. Но ведь он рано или поздно случается с каждым из нас. Что не так тогда с эгоцентриками?

Дело в том, что с таким кризисом можно бороться двумя способами: конструктивный и деструктивный. Эгоцентризм — это второй вариант. Человек не принимает уникальность и ценность окружающих людей, из-за чего со временем теряет и свою собственную уникальность. Следовательно, завершение идентичности в его случае становится невозможным.

Что это такое


Эгоцентристы не видят никого вокруг, считают себя главными
Первоначально данное понятие было введено, как характеристика черты личности детей. Данное состояние считалось нормальным в детском возрасте. Оно должно было отражать определенный уровень развития малыша в познавательной сфере. Проводились эксперименты с возрастной категорией от восьми до десяти лет, которые подтверждали наличие эгоцентризма. По их результатам было выявлено, что дети неспособны ставить себя на место другого человека. Они не могут оценивать себя, как приложение к кому-то, видят только, как центральную фигуру. Дело в том, что практически все родители, у которых появляется маленький ребенок, кардинально меняют свою жизнь, свои интересы, забывают о потребностях и мечтах ради малыша.

Благодаря эгоцентризму карапуз имеет возможность познать себя, свои желания, возможности, учится следить за собой, и выполнять определенные действия. По мере того, как будет происходить взросление, придет осознание того, что он не единственный, что есть и другие дети со своими мнениями, увидит, что и родители не всегда с ним соглашаются. Но дело в том, что не всем детям удается это осознать. Так вырастают взрослые люди, имеющие такую черту характера, как эгоцентризм.

Признаки

У взрослых людей проявляются такие признаки эгоцентризма:

  1. Неспособность переживать поражения и мириться с неудачами.
  2. Жесткость в суждениях, полная категоричность. По мнению эгоцентриков, они всегда и во всем правы. Свою точку зрения они будут доказывать до последнего.
  3. Невозможность видеть мотивы людей, понимать, почему они поступают так, а не иначе. В присутствии человека с эгоцентризмом заканчивается любой разговор, иначе он не сможет промолчать, начнет учить, критиковать и советовать. И ему не важно, что в этот момент будут чувствовать окружающие.
  4. Отсутствие такта. Эгоцентрик даже не подумает о том, что сделать замечание в присутствии других — это нетактичное поведение. Он легко может нелестно высказаться о внешнем виде коллеги или раскритиковать его работу.
  5. Ожидание похвалы. Эгоцентрики всегда находятся в ожидании похвалы. Они зависят от нее, ждут, чтобы ими восхищались. Если этого не происходит, они начинают унижать окружающих, чтобы выгодно выделяться на их фоне.
  6. Человек с явным эгоцентризмом — настоящий фантазер. Еще сильнее фантазия проявляется, если он испытывает недостаток общения.
  7. Эгоцентрики не обращают внимание на ту информацию, которая отличается от их мнения и убеждений.

Еще одной характерной чертой эгоцентризма является чрезмерная мнительность и излишняя чувствительность.

Различия эгоизма и эгоцентризма

Многие путают эгоизм и эгоцентризм. Но между ними есть ряд явных различий.

ЭгоцентризмЭгоизм
Чаще всего проявляется в детстве и подростковом возрастеОт возраста не зависит
Не имеет положительных составляющихЕдинственная положительная черта — человек всегда заботится о себе
Не замечает окружающих людей, их желания и потребностиЗнает о наличии у других людей собственного мнения и потребностей, но не берет их в расчет
Слабо развиты навыки общенияОчень коммуникабельны
Эгоцентрики самодостаточны, им не скучно с самими собойНе могут долго находиться в одиночестве
Способствует разрушению личностиИмеет менее разрушительное действие

Как распознать в себе эгоцентризм

Чтобы понять, есть ли у вас эгоцентризм, обратите внимание на наличие или отсутствие у себя таких признаков:

  1. Вам сложно видеть истинные мотивы поступков окружающих людей. Поэтому многие их действия для вас — сюрприз. Допустим, коллега вас не пригласила на день рождения. Вы удивлены. Но совершенно забыли о том, что совсем недавно некрасиво высказались о ее фигуре и семье, а на работе незаслуженно раскритиковали.
  2. Вы не понимаете, почему люди не хотят принимать вашу точку зрения. Этому есть 2 причины. Во-первых, спорить с эгоцентриками бесполезно. Спор в этом случае будет не обменом мнениями, а его попыткой доказать правильность своего мнения. Во-вторых, спор с такими людьми может затянуться очень надолго. Они даже не заметят, что оппонент уже выбился из сил.
  3. Вам кажется, что к вам предвзято относятся. Во взрослом возрасте мы понимаем, что у окружающих есть более важные дела, чем обсуждение наших поступков. У эгоцентриков же все по-другому. Они считают, что другие люди только и делают, что следят за каждым их шагом. Вследствие этого они находятся в постоянном напряжении. Сложно ведь держать себя в руках, если кажется, что знакомые и незнакомые оценивают все твои действия.
  4. Вы не замечаете, что переходите границы. Находясь в состоянии нервного напряжения, эгоцентричный человек не в силах сдерживать свои эмоции. Это приводит к тому, что он срывается на тех, кто находится рядом. И при этом он совсем не задумывается о своем поведении, нарушая личные границы. Ему ничего не стоит высказать колкое замечание, затронуть «больную» тему, уколоть собеседника высказыванием. И он не видит в этом ничего плохого.
  5. Вы считаете, что обладаете большим жизненным опытом. Человек с эгоцентризмом уверен, что он знает, как другим лучше жить. Поэтому он искренне удивляется, почему окружающие не воспринимают его советы, обижаются и раздражаются. Реакция на такое поведение — оскорбления со стороны эгоцентрика, заявления о том, что собеседник ленивый и глупый, раз не хочет изменить жизнь к лучшему.

Эгоцентрическое воспитание, или все для ребенка

Может ли родительской любви быть слишком много? Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления с одновременным игнорированием интересов окружающих — суть эгоцентрического типа воспитания. Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи.

Каждому знаком почти карикатурный образ избалованного ребенка: эдакий розовощекий крепыш, которого мама кормит с ложки, а вокруг многочисленные родственники развлекают его шутками-прибаутками в надежде, что он съест еще одну ложечку. В жизни это может проявляться по-другому, но неизменным остается безграничное обожание, вседозволенность и потакание любым прихотям любимого чада. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово «нельзя» произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в «можно». Иногда родители предпринимают попытки ввести какие-либо ограничения или даже наказать ребенка, но очень скоро чувство вины заставит их пожалеть о содеянном: «Ну он же еще маленький и не понимает, что нехорошо брать без разрешения и портить чужие вещи, доставлять неудобство окружающим своим криком, беготней, капризами. Ему невдомек, что его слова и поступки могут кого-то обидеть, разозлить, вызвать раздражение». И происходит все это потому, что все прочие чувства родителей заслоняет любовь к ребенку.

Зато окружающие — и дети и взрослые, столкнувшись с таким царьком, почему-то отказываются играть роль подданных, и то, что дома вызывает восторг и восхищение, воспринимается в лучшем случае равнодушно. Любые попытки кого-то со стороны: родственников, знакомых, воспитателей — дать понять, что такое воспитание ошибочно, встречаются с недоумением: «Ведь мы же любим своего ребенка и хотим, чтобы у него было счастливое детство!» Они искренни в своих желаниях, им действительно хорошо; роль жертвующих всем ради ребенка родителей они взяли на себя добровольно и рады ее исполнять, какое бы безумство ни придумало их дитя.

Упрямство: каприз или точка зрения? Упрямство имеет место в нескольких случаях:

  1. как средство добиться желаемого. Проходит, если родители безмятежно, то есть стойко и спокойно, отказывают ребенку. Непременным условием является справедливость отказа, то есть отказывать можно в том, что опасно, невозможно, несвоевременно для ребенка;
  2. как реакция на перегрузки — физические, интеллектуальные или эмоциональные. В этом случае ребенку необходимо обеспечить полноценный отдых;
  3. как возрастная характеристика — проявление кризисного этапа в развитии ребенка. Такое упрямство необходимо терпеливо и доброжелательно переждать;
  4. как точка зрения. Какой бы нелепой, нереалистичной она ни была, уважайте ее. Тогда ребенок научится уважать и вашу точку зрения.

Пятилетняя девочка, мечтавшая отпраздновать Новый год, ждать положенного срока не захотела, как ее ни уговаривали, и пришлось дедушке отправляться за елкой в ноябре, а папа с мамой тем временем доставали украшения, вешали гирлянды.

Любимой игрой другого выдумщика было «спрятать» всех родных в многочисленные стенные шкафы, а потом искать. Семья развлекалась этой игрой каждый вечер, а мальчику было невдомек, что бабушка только что усталая пришла с работы, а у мамы болит голова.

В такой семье у ребенка обязательно выявят какой-нибудь «талант» и будут развивать его всеми силами. На это уйдет много времени, денег, и, может быть, родители будут отказывать себе в самом элементарном, с легкостью покупая для ребенка все, что считают необходимым для его развития. Мама одной девочки призналась, что уже несколько лет не делала себе прическу в парикмахерской, но свою дочь она водит стричься в хороший, дорогой салон. «Пусть девочка с малых лет привыкает к хорошему, ведь она будущая женщина. К тому же она такая красивая», — объясняла мама свое поведение. Трудно сказать, какой женщиной станет эта девочка, если все детство рядом с ней находится замученная, махнувшая на себя рукой мать.

С появлением ребенка родители (в особенности мамы) решают, что теперь их жизнь всецело принадлежит малышу и надо забыть о своих увлечениях, привычках, знакомых. Некоторые считают невозможным продолжить учебу, бросают работу. Может быть, на какой-то ограниченный отрезок времени такие решения являются оправданными, ведь ребенок еще слишком мал, но вся беда в том, что возврата к прежней жизни не предвидится, женщину полностью поглощает роль матери.

Эгоцентрический тип воспитания трудно представить в многодетной семье. В основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим количеством взрослых. Часто подобное отношение к ребенку привносится бабушкой, когда появление внука или внучки придает ее жизни новый смысл.

Ксюша — не по годам развитая и упитанная девочка. Первый раз в детский сад ее привели всей семьей — папа, мама и бабушка. Дедушку оставили у выхода сторожить санки. Девочка наскоро скинула в раздевалке одежду и уверенно пошла обследовать группу. Сразу же стало ясно, что просить и договариваться Ксюша не умеет. Она только требовала, в случае отказа становилась раздражительной и агрессивной. Воспитатели как могли смягчали ситуацию, призывали детей уступить новенькой, быть гостеприимными и добрыми. Но вскоре их терпение иссякло. Через три дня Ксюшу наказали за то, что она отобрала игрушку у девочки и толкнула ее. В ответ последовала истерика, которая продолжалась до прихода бабушки. Разгневанная бабушка схватила рыдающую внучку и побежала к заведующей «выяснять отношения».

На следующий день Ксюшу в садик не привели, но на прием к дошкольному психологу пришла ее мама. Она, в отличие от бабушки, пришла не со скандалом, а со своей бедой. Ксюша появилась на свет, когда ее родителям едва исполнилось 18 лет. Заботу о молодой семье и новорожденной внучке полностью взяли на себя бабушки. Маму убедили бросить институт, внушили, что теперь ее жизнь должна принадлежать только ребенку. Она старалась как могла стать хорошей мамой и заслужить одобрение собственной матери. Ребенок ни в чем не знал отказа. Ксюша портила и ломала дорогие вещи, а кормление ребенка превращалось в театр, где каждый взрослый играл свою роль.

Молодые родители пробовали проявить твердость и ввести хоть какие-нибудь ограничения. На этой почве участились ссоры со старшим поколением. И наконец родители приняли решение отдать Ксюшу в детский сад и предпринять все необходимое, чтобы жить отдельно своей семьей.

В общении со взрослыми людьми каждый из нас хотя бы раз сталкивался с примером инфантильности и эгоизма. Такой человек может быть мил, обаятелен и приветлив, но достаточно его поближе узнать, как пропадет всякое желание общаться. Сотрудники фирмы во время коллективного обеда наблюдали, как молоденькая девушка — новая сотрудница, весело болтая, уплетала со стола все самое вкусное, а остатки сложила к себе в сумочку — «Я так люблю сладости, вечером доем…» При этом она вела себя так, как будто окружающие должны радоваться ее отменному аппетиту и отличному настроению. Но постороннего человека можно «поставить на место» или просто избегать таких ситуаций, а что делать, если подобным образом воспитан близкий тебе человек? Надо сказать, что такое поведение будет процветать, если есть поблизости кто-то, кто добровольно взял на себя роль восторженного родителя.

В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются сильнейшие стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу того, что все тебя любят, оборачиваются недоумением и разочарованием. Неприспособленность к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уж об окружающих. Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании детей родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника. Единственная возможность научиться гармонично жить с окружающими — это усвоить элементарные уроки типа «умей делиться», «думай о ближнем», «радуйся оттого, что доставил другому радость». Лучше, конечно, если они будут освоены в детстве, чтобы безраздельная родительская любовь позже не обернулась болью.

Рекомендации родителям

  1. Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, вы продолжаете ухаживать за своим ребенком так же, как и несколько лет назад, когда он был еще маленьким. Со временем ваше поведение стало автоматическим, вы не особо задумываетесь, что делаете. Например, завязываете ребенку шнурки или убираете за ним игрушки, одеваете его или даже продолжаете измельчать пищу, хотя у вашего чада уже полный набор зубов! Такая опека принимается ребенком как должное, шансы стать самостоятельным у него невелики. Задумайтесь о том, что он сделать пока не в силах, и оказывайте ему помощь, но доступное и посильное пусть делает сам. Смягчите его возможный протест, объясните, что он уже большой и может справиться сам. А главное, гоните прочь все угрызения совести и жалость, когда ваш ребенок закапризничает и потребует помощи.
  2. Вспомните, как часто вы жалеете своего ребенка. Ударился, обидели сверстники, проиграл в шахматы, не дали на празднике рассказать стишок… Его грустные глаза, жалость, слезы вызывают у вас желание чем-то помочь, утешить. Эти чувства знакомы многим родителям. Но на какие действия они вас толкают? Может быть, вы очень активно отстаиваете его права и очень откровенно выражаете свою жалость? Тогда, вероятно, вы пойдете разбираться с обидчиками, будете настаивать на снисхождении к своему ребенку; подыгрывая и притворяясь, избежите его проигрышей. Но любое проявление жалости к ребенку делает его беспомощным и слабым. Жизненные ситуации не учат его самостоятельно справляться с трудностями, и самый главный урок, который он успешно усваивает, — это «Надо жаловаться родителям». Жалость отличается от сочувствия тем, что она не нацеливает человека на решение проблемы. В случае какой-либо трудности дайте понять ребенку, что вы сочувствуете ему, но уверены в нем и в его силах.
  3. Пора заняться собой! Вспомните, какие увлечения были у вас до появления ребенка. А может быть, вы посматриваете с завистью на людей, играющих в футбол, посещающих выставки и концертные залы или просто гуляющих? Поверьте, что если некоторое время вы будете посвящать себе, своим друзьям и увлечениям, с ребенком ничего не случится. Напротив, у него появится возможность общаться с другими взрослыми людьми (ведь не оставите же вы его без присмотра!). А вид счастливой мамы или довольного жизнью папы станет для ребенка показателем того, что жить интересно. Пока ваш ребенок еще мал, а вы молоды и полны сил, научитесь сами и научите его жить своей жизнью. Не стоит уговаривать себя, что, кроме ребенка, вам ничего не интересно и малыш очень нуждается в вас. Со временем это обернется упреками и взаимными обидами либо ваша чрезмерная привязанность станет крепостной стеной между вами и всем окружающим миром.
  4. Не позволяйте ребенку обижать других людей, причинять им боль, унижать их. Начинается все с малого: трогательный малыш бьет своей пухлой ладошкой маму, а дедушке кричит: «Ты плохой!», на глазах у взрослых обрывает цветы, посаженные бабушкой, и пачкает грязными ногами папин костюм. А все вокруг смеются, с умилением наблюдают за его проказами или просто пытаются отвлечь, подкупить, сделать вид, что ничего не происходит. Если сейчас вы пожинаете плоды такого воспитания, то исправить положение помогут очень решительные действия и последовательность в поведении взрослых. Скажите ребенку, что он поступает плохо, а лучше покажите те чувства, которые испытываете: «Мне очень обидно, когда ты берешь и портишь мои вещи» или «Мне кажется, что ты обидел деда». Такие фразы дадут ребенку понять, что он причиняет боль окружающим, вызывает неудобство, делает что-то неправильно.
  5. Поменяйтесь с ребенком ролями. Хотя бы иногда давайте ему возможность проявлять свою заботу, помогать вам, утешать, сочувствовать. Ведь у вас бывают моменты, когда этого хочется, почему бы не получить внимание со стороны своего ребенка? Но для этого необходимо научиться обращаться к ребенку с просьбой и открыто говорить о своих желаниях. Не намекать, не требовать, а именно просить. Принести стакан воды, задернуть шторы, выключить музыку, когда у мамы болит голова, поставить на сушку папину промокшую обувь, оставить для бабушки что-нибудь вкусненькое — это по силам даже дошкольнику. Возможно, ребенок сам додумается сделать что-то подобное. Оцените его поступок без громких восторгов и награды взамен, просто поблагодарите и скажите, что вам это приятно. Пусть он научится не только брать, но и отдавать и чувствовать от этого радость.
  6. Перестаньте жертвовать ради ребенка и по-крупному — работой, карьерой, общением, увлечениями, и по мелочам — покупками, любимой передачей, временем по уходу за собой. Все хорошо, когда в меру, но отказывать себе в горстке ягод или стакане сока, говоря, что витамины — для ребенка, наверное, не стоит. И если семейный бюджет не позволяет покупать всего помногу, то все же стоит разделить деликатесы на всех членов семьи. В этом случае вкусных продуктов ребенку достанется, конечно, меньше, но зато он приобретет нечто большее — научится делиться и ценить удовольствие от маленькой семейной радости. Всякий раз, когда вы что-то делаете для ребенка, спросите себя, а чего хочется вам? У взрослых тоже есть свой список потребностей, который необходимо удовлетворить. И почему вы решили, что очередные игрушки для ребенка важнее, чем новые колготки для мамы или журнал для папы? Если вы с легкостью тратите деньги на ребенка и долго не можете решиться на самую незначительную покупку для себя, значит, стоит задуматься и изменить свое поведение, пока еще ваш ребенок не превратился в требующего эгоиста.

Последствия эгоцентризма

Человеку с эгоцентризмом сложно наладить взаимоотношения с окружающими. А если ему и удается с кем-то начать общаться, надолго оппонента не хватит. У таких людей часто возникают конфликты на работе, дома и в личных отношениях. Кроме того, эгоцентризм плохо влияет и на другие сферы:

  • доверие;
  • интимность;
  • эмоциональное здоровье;
  • способность принимать решения;
  • работа в коллективе.

Эгоцентризм индивида плохо влияет и на тех, кто находится рядом с ним. Продолжительное общение имеет такие последствия:

  1. Низкая самооценка. Появляется ощущение своей никчемности, бесполезности, неактуальности.
  2. Неуверенность в себе. Развивается из-за того, что эгоцентрик ставит под сомнение ваши слова и рассуждения.
  3. Обида, печаль. Тут все просто. Когда человек ведет себя оскорбительно, не удивительно, что вам становится обидно.
  4. Гнев. Низкая самооценка, отсутствие уверенности в себе и неспособность донести свою точку зрения вызывают разочарование.

Чаще всего общение с эгоцентричной личностью заканчивается отчуждением. Кому понравится постоянно терпеть оскорбления, немотивированную критику и обидные замечания? Исключением являются ситуации, когда ограничить взаимодействие никак нельзя, например, если приходится работать в одном коллективе.

Как избавиться от эгоцентризма

Иногда проявлять эгоцентризм полезно. Это ситуации, когда окружающие неуважительно относятся к нашим ценностям и приоритетам. Но в остальных случаях от этой черты нужно избавляться. Есть несколько рекомендаций:

  1. Не принимайте в штыки совет повзрослеть и научиться принимать мнение других. Это один из главных способов, как избавиться от эгоцентризма.
  2. Не ждите, что мир будет вращаться вокруг вас, окружающие люди будут стремглав исполнять все ваши прихоти. У них есть более важные занятия.
  3. Время от времени анализируйте мысли и чувства других людей в отношении вас или общества в целом.
  4. Проявляйте интерес к тем, кто находится вокруг вас. Общайтесь, по-настоящему слушайте, что вам говорят, вникайте в полученную информацию.
  5. Через «не хочу» заставляйте себя думать о том, что могут чувствовать другие люди. Пусть это станет привычкой. Если сложно, попробуйте записывать свои размышления.
  6. Не давайте советы, если вас об этом не просят. Если кому-то понадобится помощь, вам скажут об этом. Возможно, кто-то захочет услышать историю вашего успеха. Расскажите, не забывая при этом о собеседнике.
  7. Обсуждайте в кругу друзей какие-то ситуации. Позвольте им высказать свою точку зрения, а после проверьте, совпадает ли она с вашей.
  8. Эгоцентризм требует признания, ощущения значимости. Поэтому эгоцентрику рекомендуется заняться полезной деятельностью, например, стать волонтером или заняться творчеством.

Также психологи предлагают поиграть в интересную игру. Попросите вашего друга вести себя, как эгоцентрик, заставлять вас весь день выполнять его желания. Это поможет вам понять, какие последствия имеет эгоцентризм, а также посмотреть на мир глазами другого человека.

Сообщение для эгоцентричных людей

Я уверена, что некоторые из вас, читающих эту статью, увидят схожие манеры поведения в своей жизни и лично в себе. Но эта статья не предназначена для того, чтобы оскорбить вас, или подразумевает, что вы не порядочный человек. Мы все заслуживаем одинаковой любви и уважения, независимо от нашего раздражающего поведения. И мы все можем извлечь выгоду из своих ошибок, и понять, что нужно проявлять внимание и сопереживание к другим людям, и не думать только о себе.

Надеюсь, что эта статья подтолкнем многих людей к самоанализу. Который в свою очередь приведет к пониманию того, что все мы должны более лояльно и с уважением относиться к другим людям. И понять, что наше поведение влияет на близких нам людей. Поэтому работайте над собой и становитесь лучше.

Где вы чаще всего сталкиваетесь с эгоцентричными людьми?

Подпишись на наш Telegram Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях или оставьте комментарий!

ПоделитьсяТвитнуть

Похожие статьи

Как справиться с предательством от близкого человека

Агрессивное поведение: типы агрессии, как распознать и как бороться с агрессией

10 советов, как правильно уйти с работы

Об авторе

Юлия

Хотите знать, как достичь жизненной цели? Этот блог поможет вам узнать, как применять психологию в ваших отношениях, здоровье и благополучии. Моя цель — научить моих читателей тому, как максимально повысить свою эффективность в жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: