Суть явления
Референтностью в психологии называется свойство личности, группы, отражающееся в их возможности оказывать определяющее влияние на человека.
Его собственные ценности, принципы, установки и взгляды формируются под их воздействием.
Любое событие или явление также рассматривается, оценивается с позиции одобрения или возможного осуждения значимых субъектов.
Планируя какую-либо деятельность, человек всегда ориентируется не только на свои собственные желания и предпочтения, но и на позицию референтной для него группы или индивида.
Данное психологическое и социальное явление занимает важное место в системе межличностных отношений. При этом оно часто противопоставляется эмоциям.
Так, человек может не испытывать симпатии к какому-либо индивиду, но признавать его значимость. Или, наоборот, абсолютно неинтересная социальная группа, члены которой не являются авторитетами, вызывает определенный эмоциональный отклик.
Следует отметить, что влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Если индивид выбирает в качестве образца для подражания успешного человека, искренне заинтересованного в его персоне, влияние носит позитивный характер.
В этом случае значимый субъект может оказать помощь в формировании правильных установок, выборе верного пути личностного роста.
Если же референтностью обладает лицо, оказывающее негативное влияние на индивида и его жизнь, подобная зависимость приводит к негативным последствиям. Аналогичный принцип действует и при взаимоотношениях с социальными общностями.
Референтометрический метод
Метод состоит из двух процедур. Первая из них — предварительная, когда с помощью опросного листа выявляются позиции членов группы на какое-либо значимое событие, явление, предмет и др. Экспериментатор на данном этапе может работать с группой в целом.
К предварительной процедуре предъявляются требования – объект оценивания и сама процедура должны быть значимыми для испытуемых и, во-вторых, никто в группе не должен знать ответов товарищей.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
С помощью второй процедуры выявляются те лица, позиция которых, заявленная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других. На втором этапе или немного позже начинается собственно референтометрический опрос. В традиционной форме он проводится индивидуально.
Работая с каждым членом группы экспериментатор должен выяснить, согласен ли испытуемый с тем, что его заполненный бланк будет показан тем участникам исследования, кто проявит к этому интерес. Согласие и несогласие обязательно фиксируются. До испытуемого доводится информация о том, что его товарищи по группе не против знакомства с их опросными листами другими членами группы.
Также испытуемому задается вопрос относительно того, с чьими опросными листами он бы хотел ознакомиться. Для повышения избирательности выбора – дается возможность заглянуть только в один бланк.
Когда называется фамилия члена группы, чьим бланком заинтересовались, экспериментатор ссылается на то, что этот товарищ может не согласиться на обнародование своих ответов и просит назвать фамилию другого представителя группы.
После осуществления второго выбора, в качестве исключения, разрешается назвать ещё одного человека, чьи ответы представляют интерес для испытуемого.
Количество таких выборов не должно превышать 3-х, потому что избирательность межиндивидуальных предпочтений может резко снизиться и характер отношений предстанет в искаженном виде.
После того, как референтные лица выявлены, испытуемому нельзя задавать вопрос кто для него более значим из членов группы, и с мнением кого он в первую очередь будет считаться.
Если такой вопрос будет задан прямо, то рассчитывать на реальные ответы сложно. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что испытуемые не хотят признаваться в том, что в личностном плане зависят от мнения другого человека, кроме того, человек не до конца осознает свое положение в данном сообществе.
Замечание 2
Таким образом, для выявления степени значимости любого представителя группы для его товарищей, возникает необходимость косвенного опроса и методикой для этого является референтометрия.
Характеристика референтной личности
Это лицо, представляющее особую значимость для субъекта взаимоотношений. Такой человек является эталоном для подражания, образцом.
Объект, на который направлено влияние, оказывается в сильной психологической зависимости от референтной для него личности, выступающей основных поставщиком ценностей, правил, принципов.
В любых своих действиях находящийся под влиянием человек ориентируется на мнение и взгляды своего кумира. Он старается демонстрировать только то поведение и мышление, которое вызовет одобрение.
Обычно референтной личностью является сильный, уверенный в себе индивид.
Его авторитет объясняется устойчивостью жизненных принципов, умением убеждать.
Находящийся под влиянием такой личности человек может не только не испытывать симпатию, но даже ощущать неприязнь. Но подобные эмоции не будут иметь ключевого значения.
Референтная группа
Что такое референтная группа? С точки зрения значимости для субъекта, социальные группы, в которых он состоит, могут быть:
- референтными. Реальная, условная малая группа, которая является эталоном.
В своем поведении и даже в восприятии собственной личности индивид ориентируется на те ценности, взгляды и нормы, которые устанавливаются группой.Общность способна оказывать влияние на самооценку, управлять его поведением, определять поступки;
- нереферентными. Это малая группа, психология которой не вызывает эмоциональную реакцию. Человек может в ней не состоять или состоять, но в любом случае испытывать безразличие к транслируемым ее участниками ценностям, нормам и правилам.
Референтная группа выполняет нормативную, сравнительную функции.
Нормативное регулирование поведения человека выражается в формировании в его сознании определенных установок, норм, которым необходимо соответствовать.
Сравнительная функция выражается в формировании определенного эталона, образца, который выступает ключевым критерием оценки себя и других людей. Одна и та же общность может одновременно выполнять обе функции.
Определенную проблему для человека представляет наличие нескольких референтных объединений людей, ценности которых имеют противоположную направленность.
В этом случае происходит серьезный внутриличностный конфликт, так как индивид вынужден делать выбор между значимыми для него общностями.
Например, для подростка может иметь одинаковое значение семья и круг друзей.
Нередко ценности и установки, транслируемые сверстниками, расходятся с заложенными в сознании родительскими установками. В итог возникает внутренний конфликт, заставляющий делать выбор в пользу чего-то одного.
Каждый человек, живущий в обществе, состоит в огромном количестве общностей.
Это семья, дружеская компания, профессиональный круг общения, спортивная секция и т.д.
Не всегда референтные группы подозревают о том, какое значение они имеют для индивида. Также подобные общности могут быть изначально условными. Например, человек выбирает в качестве авторитета некоторую совокупность людей, к которой он не имеет прямого отношения.
Все свои поступки и действия он соотносит с принципами, транслируемыми, по его мнению, данной общностью. В реальности индивид не входит в круг значимых для него лиц, но в своем подсознании живет по их правилам.
Восприятие социальной группы формируется за счет авторитета отдельных ее представителей. Как правило, это руководители, лидеры. Именно они определяют нормы и правила, по которым функционирует сообщество.
Референтность
[ referens (род. referentis) сообщающий]
1. Психол. Связанный со значимостью, авторитетностью для кого-л.; являющийся значимым, авторитетным для кого-л.
Референтные отношения. Референтное лицо
(человек, с чьими взглядами, позициями, нормами и ценностями индивид соотносит свое поведение).
(группа людей, которая служит для индивида источником социальных норм и ценностной ориентации).
рефере́нтный
Р-ая группа (люди, взгляды и поведение которых являются для кого‑л. образцом, эталоном).
Референтность — это
Референтность [лат. referens — сообщающий] — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие «Р.», которое впервые применил американский психолог Г.
Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят, получило широкое распространение, но это понятие толковалось разными исследователями по-разному.
В отечественной психологии в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций (мнений, позиций, оценок) (Е.В. Щедрина). Отсюда Р.
понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации. В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному.
Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом которой он является, либо группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п).
Следует различать неинтернализованные отношения Р.
, когда референтный объект существует реально как внешний объект, определяющий («диктующий») индивиду нормы его поведения, и отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все референтные отношения сняты и «переплавлены» его сознанием и выступают уже как его, индивида, субъективные факторы. Тем не менее и в этой ситуации референтные отношения также имеют место, хотя по форме они более сложны. Р. как качество субъекта или группы существует всегда только в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах того или иного лица. Специфика Р. заключается в том, что направленность субъекта на некоторый значимый для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу. Таким образом, Р. имеет форму субъект-субъект-объектных отношений, т.е. таких, при которых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредствуется связью с другим субъектом. Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры — референтометрии.
Слово референтный
- Буква р
встречается 2 раза. Слова с 2 буквами р - Буква т
встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т - Буква ф
встречается 1 раз.Слова с 1 буквой ф
- Буква ы
встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы - Буква е
встречается 3 раза. Слова с 3 буквами е - Буква й
встречается 1 раз.Слова с 1 буквой й
- Буква н
встречается 2 раза. Слова с 2 буквами н
Примеры
Что значит референтная группа? К таким группам относятся:
- Семья. Процесс социализации большинства людей начинается с семьи. Это люди, связанные друг с другом кровными или родственными узами. На формирование личности ребенка существенное влияние оказывают его родители, старшие братья и сестры, ближайшие родственники. Именно эти люди становятся источником знаний о мире, образцом для подражания. Ребенок воспринимает нормы, ценности, жизненные установки родителей, как единственно верные. Под их влиянием происходит формирование первых задатков личности. Здесь в полной мере отражается наличие как положительной, так и отрицательной референтности. Полностью зависимый от семьи ребенок не может абстрагироваться от влияния значимых для него фигур родителей, даже если их жизненные принципы и поведение не только не соответствуют установкам самого ребенка, но и являются изначально негативными.
- Дружеская компания. Особенно сильное влияние данной общности на сознание личности проявляется в подростковом возрасте, когда мнение сверстников становится важнее авторитета родителей. Стараясь заслужить одобрение друзей, являющихся образцом для подражания, человек старается демонстрировать типичные модели поведения, интересы, взгляды и вкусы. Его собственные установки могут расходиться с мнением большинства, но он будет стараться не высказывать их, боясь осуждения со стороны своих друзей.
В юном возрасте нередко происходит смена лидеров в дружеских компаниях или смена самих компаний, поскольку по мере взросления участников общностей меняется их восприятие эталонов для подражания.У взрослых людей наблюдается большая стабильность в выборе круга общения, поэтому значимые субъекты могут сохранять свои позиции достаточно длительное время. При этом зрелая, состоявшаяся личность не зависит от своего образца для подражания в той степени, как подросток.
- Трудовой коллектив. Профессиональное признание является важным признаком успеха в современном обществе. Индивид может признавать бесспорный авторитет коллег, добившихся определённых высот в своей специальности. Мнение этих людей, их взгляды и убеждения, будут вызывать у него уважение. Стремление разделять ценности и установки будет связано с желанием добиться такого же успеха, стать полноценным участником коллектива.
- Иные общности. Это может быть класс в школе, спортивная секция, политическая партия, общественная организация и т.д. Все эти сообщества могут оказывать влияние на человека, имеющего к ним отношение. Причем степень этого влияния напрямую зависит от того, насколько важную роль играет данная общность.
Так, для увлеченного спортом молодого человека большее значение будут иметь взгляды и убеждения его напарников по команде, а не знакомых со двора.
Классификация групп
Объединения классифицируются по влиянию на личность, особенностям отношений внутри коллектива, отношению личности к внутригрупповым нормам. Соответственно этому они бывают первичными и вторичными, формальными и неформальными, позитивными и негативными.
Первичные и вторичные
К первичным относят те сообщества, влияние которых наиболее выражено. Участники в них сплочены больше, чем в других объединениях. Вторичные группы оказывают ситуационное влияние, участники объединяются только ради какого-то дела, на определенный период. Пример первичного объединения: семья. К вторичным относится коллектив на работе.
Формальные и неформальные
Формальные группы основаны на официальных отношениях, деловом общении. Неформальные строятся на дружеских отношениях, симпатиях и антипатиях. Формальным сообществом является класс в школе, политическая организация. Пример неформальной организации: компания друзей, музыкальная субкультура.
Позитивные и негативные
Нормы и ценности позитивных объединений не противоречат убеждениям личности. Она принимает их, отождествляет себя с ними. Ценности, противоречащие внутреннему миру личности, воспринимаются негативно. Формируется оппозиционное и неуважительное отношение к ним.
Одно и то же сообщество может быть положительным или отрицательным для разных людей. Чем больше в обществе социальных групп, меньшинств, субкультур, тем выше относительность отношения к ним. Например, кому-то нравятся эпатажные личности, фрики, а кто-то категорически не хочет ассоциировать себя с ними.